">
Экономика Бухгалтерский учет и налогообложение
Информация о работе

Тема: Социально-экономическая сущность налогов

Описание: Элементы налогообложения и их взаимосвязь с политической и социальной системой общества. Динамика налоговых поступлений в федеральный бюджет. Сущность налога, его элементы, функции и классификация. Динамика налоговых доходов на примере Курской области.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Бухгалтерский учет и налогообложение.
Тип: Курсовая работа
Дата: 11.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 106
Поднять уникальность

Похожие работы:

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

Кафедра налогообложения и антикризисного управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «_________Теория и история налогообложения_______________________»

(наименование учебной дисциплины)

на тему «______________Социально-экономическая сущность налогов________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________»

Специальность (направление подготовки)___080107 Налоги и налогообложение________

(код, наименование)

Автор работы _____________ ________________________

(инициалы, фамилия) (подпись, дата)

Группа________

Руководитель работы __________ _______________________

(инициалы, фамилия) (подпись, дата)

Работа защищена _____________________________

(дата)

Оценка _____________________________________________

Члены комиссии ______________________ _______________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

_____________________ _______________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

______________________ _______________________________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Курск, 2012г.

Содержание

Введение ….……………………………………………………………………….3

1Экономическая сущность налога и его основные характеристики ….....5

1.1 Понятие и возникновение налога………………………………….……5

1.2 Экономическая сущность налога.……..… ……………………….……9

1.3 Взаимосвязь налогов с политической и социальной системой

общества………………………………………………………………………….17

2 Элементы налогообложения и его социальная роль ..............................21

2.1 Элементы налогообложения ………….………………………....….....21

2.2 Классификация налогов ...……………...……………………..……….25

2.3 Функции налогов ………………............................................................30

3 Анализ динамики налоговых поступлений в федеральный бюджет…66

3.1 Сравнительный анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет за период 2009-2011 гг…………………………………...……………32

3.2 Анализ поступлений налоговых доходов в бюджет Курской области…………………………………………………………………….…...... 35

3.3 Основные пути эффективной налоговой политики, способствующей увеличению доходов федерального бюджета ……..…………………………..38

Заключение……....……………………………………………………………….40

Список использованных источников……………...……………………………41

Приложение А. Классификационный состав налогов …………………..…....42

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», ? справедливо подчеркивал К. Маркс. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета, сделать анализ налоговых доходов.

Задачи:

- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;

- рассмотреть динамику налоговых доходов на примере Курской области;

- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 3 глав и заключения. В заключении приводятся выводы, которые были получены в результате написания курсовой работы. Завершает курсовую работу список использованных источников.

1 Экономическая сущность налога и его основные характеристики

1.1 Понятие и возникновение налога

Налог – это философская и экономическая категория и одновременно конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепляемых в законодательном порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета).

Налоги – одно из важных понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений. Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз, особенно распределения и перераспределения денежной формы стоимости. Налог как конкретная форма принудительного изъятия части совокупного дохода общества в казну государства отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления. По состоянию налоговых правоотношений в государстве судят о его прогрессе или регрессе.

Вместе с тем налог – понятие не только экономическое, хозяйственное, правовое, социальное, философское и историческое. Прежде всего – это понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями «государство», «бюджет государства». [1]

Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.

Основные положения о налогах закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

В современном понимании налог – это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме

отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

Налог – элемент общественного бытия. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление. На самых ранних стадиях государственной организации налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения. Они не всегда были добровольными, а являлись неким неписаным законом. С побежденных народов взимались платежи, дань и контрибуции, которые в последующем приобрели форму регулярных податей и налогов. Налог как историческая категория возник из контрибуции и дани с побежденных и угнетенных народов.

Многие стороны современного государства восходят к истокам Древнего Рима. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальные, поскольку избранные магистры выполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, что было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими достатками. Определение суммы налога проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.

Римское государство разрасталось, постепенно Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка. Также облагалась налогом недвижимость, живой инвентарь (крупный рогатый скот, рабы), ценности.

Помимо прямых налогов, в Римской империи существовали и косвенные налоги. Таким образом, мы видим, что подразделение налогов на прямые и косвенные известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения таких налогов на потребителей. Окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

Из косвенных налогов в Древнем Риме были: налог с оборота по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% их рыночной стоимости.

Несколько позже был введен налог с наследства 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины, оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но играли роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемной армии, строительство храмов, укреплений и т.д. В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» – опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов. Человеческое общество неоднородно в силу естественно-физиологических причин. Это побуждает его объединять свои усилия и богатства для противостояния силам природы, внешним врагам для совместного обеспечения общественных нужд. Потребность объединять такие усилия объясняет первопричину существования налога как такового. Классики экономической мысли более 300 лет назад сформулировали фундаментальные принципы налогообложения и определения налога в качестве «жертвоприношения», «платы за общественные услуги» и др.

Со времен развития товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности экономисты рассматривают налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала. [2]

1.2 Экономическая сущность налога

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Для выяснения сущности налога представляется целесообразным рассмотреть его признаки.

Налог представляет собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической и юридической категорией.

В материальном смысле налог - это определенная сумма денег (или материальных ценностей, если налог является натуральным), подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и в установленном порядке.

Как экономическая категория - это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

В правовом смысле - это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке.

Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег (при денежной форме налога) либо определенное количество вещей, определяемых родовыми признаками (при натуральных налогах), которые налогоплательщик обязан отдать государству. [3]

Экономическими признаками налога являются следующие:

-налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства;

-налог, как правило, носит денежную форму, хотя могут существовать и натуральные налоги;

-налог является безвозвратным платежом;

-уплата налога носит безэквивалентный характер;

-при уплате налога происходит смена формы собственности;

-налог порождает стабильное экономическое отношение.

Раскроем содержание этих признаков, а более подробно они будут рассмотрены на протяжении всей работы.

-Налог выражает распределение совокупного общественного

продукта.

Государственный аппарат, как отмечалось, не производит стоимости, реализация которой могла бы дать государству деньги. Поэтому оно вынуждено изымать посредством налога деньги у тех, кто их имеет. С экономической точки зрения это означает, что посредством установления и взимания налога государство обращает часть произведенного совокупного общественного продукта в свою пользу. В силу этого налоговые отношения носят распределительный характер.

-Налоги выражают собой денежные отношения. По большей части налоги имеют денежную форму.

Соответственно этому налоговые отношения представляют собой денежные отношения. Налоги могут носить и натуральную форму. Например, сельскохозяйственный налог может выплачиваться в определенной доле от собранного урожая. Однако в настоящее время преимущественная форма налогов является денежной.

При всех обстоятельствах налог - это материальный платеж, т. е. уплата налога всегда выражает отчуждение имущества (денег или вещей) налогоплательщика в пользу государства.

Этим налог отличается от всякого рода личных повинностей (в том числе трудовых), когда гражданин обязан отработать в пользу государства определенное количество дней в году, что может иметь форму так называемых общественных работ, либо выполнить для государства иную работу. Иногда повинность может быть связана с предоставлением в пользу государства определенного имущества. Примером может служить так называемая гужевая повинность (иногда ошибочно именуемая гужевой налог), когда владелец гужевого транспортного средства обязан предоставить в пользование государства это транспортное средство на определенный срок, причем с обслуживающим персоналом (либо обслуживать самому, если речь идет о физическом лице).

- Уплата налога означает безвозвратное взимание денег (материальных ценностей).

При уплате налога имеет место одностороннее движение стоимости: от плательщика к государству, и только.

Этим налог отличается от возвратных платежей (например, государственных займов), при которых деньги движутся сперва от плательщика к государству, а затем обратно - от государства к плательщику (то есть деньги возвращаются). Безвозвратность одновременно означает бессрочность изъятия денег, т. е. они не будут возвращены ни в каком будущем.

Следует подчеркнуть, что существовало и существует множество теорий о так называемой «социальной возвратности» налогов, согласно которым деньги, собранные с населения посредством налогов, возвращаются ему в виде всякого рода государственных выплат, бесплатного образования, здравоохранения и иные государственные услуги.

Действительно, такого рода выплаты и государственные услуги имеют место. Однако, если, во-первых, сопоставить сумму собранных налогов с суммой, возвращенной государством населению в виде всякого рода социальных выплат, то эти суммы оказываются несопоставимыми - государство забирает гораздо больше, чем выплачивает по той простой причине, что значительная часть денег тратится на содержание самого государственного аппарата. Во-вторых, - и это самое главное - в рамках конкретного налогового отношения о какой-либо возвратности говорить не приходится: налог - это не договор займа, и суммы налоговых платежей возврату не подлежат. Налоговое обязательство - это одностороннее обязательство: налогоплательщик обязан передать деньги государству, а оно такой обязанности не несет. И если, предположим, государство истратит все деньги на себя, у населения нет ни средств, ни возможностей (кроме, разве какого-нибудь бунта или восстания, что, заметим, сравнительно часто бывало в истории) требовать что-либо от государства.

- Налог является безэквивалентным платежом.

Выражаясь экономическим языком, налог опосредует одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Проще говоря, налог не является платой за какие-либо товары или хотя бы государственные услуги, как это пытаются представить некоторые налоговые теории, а выступает безвозмездным изъятием денег.

Этим самым налог отличается от такой разновидности платежей, как плата за пользование государственным имуществом, которая хотя и устанавливается государством в одностороннем порядке, но выступает относительным эквивалентом какого-то встречного удовлетворения (например, плата за пользование земельным участком, плата за пользование водными ресурсами и т. П.). Здесь навстречу плате движется определенное имущество (точнее, право пользования имуществом).

Наконец, эквивалентность – это свойство отношений обмена (товарно-денежных отношений). Налоги же возникают лишь на стадии распределения совокупного общественного продукта. Обмен и распределение –это различные стадии общественного производства.

-Уплата налога влечет изменение формы собственности на пред¬

мет налогового платежа.

В процессе уплаты налога происходи смена форма собственности на денежные средства (при денежной форме налога) или материальные ценности (при натуральной форме налога), выступающие предметом налогового платежа, с частной на государственную. Иначе говоря, налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства, а само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налогового платежа с частной на государственную.

Смена формы собственности традиционно рассматривалась в качестве признака налога. Поэтому те обязательные платежи, которые вносили в бюджет государственные предприятия и которые не выражали смены собственности, поскольку осуществлялись в рамках государственной собственности, не рассматривались в качестве налогов – ранее их именовали «обязательные отчисления» и относили к группе неналоговых доходов бюджета.

В настоящее время налоговое законодательство сменило свою позицию, в результате чего налогообложение стало распространятся и на государственных субъектов.

-Налог выражает собой стабильное отношение с государством.

В отличие от государственных сборов, установление налог влечет возникновение стабильного налогового отношения. Стабильность этого отношения определяется тем, что налог устанавливается не индивидуальным, правовым актом, и в случае, если конкретный субъект обладает соответствующим объектом, он становится носителем налогового обязательства, которое будет существовать столько, сколько будет существовать этот субъект и принадлежащий ему объект обложения.

Стабильность налогового отношения нельзя сводить к систематичности производства платежей в счет уплаты налога. Для налогоплательщика уплата суммы налога может носить характер единичного платежа (например, налог на имущество уплачивается гражданином один раз в год) или даже вообще носить достаточно случайный характер (например, уплата налога со случайного заработка). Речь идет не о систематичности и постоянстве самих выплат суммы налога, а о стабильности налоговых отношений. Так, уплата гражданином суммы налога на имущество не влечет прекращение самого налогового отношения, а лишь означает, что налогоплательщик уплатил сумму налога в текущем налоговом периоде, но должен ее выплатить и в последующем налоговом периоде. И это будет продолжаться до тех пор, пока существует находящееся в его собственности имущество (объект налога) и пока существует он сам (субъект налога).

Заметим также, что юридические лица обязаны вступить в налоговое отношение с государством путем постановки на налоговый учет уже в момент своего образования, т. е. когда объект обложения (например, полученный доход) даже еще не возник. Состоит налогоплательщик в налоговом отношении и тогда, когда в силу отсутствия объекта обложения (например, отсутствия налогооблагаемой прибыли в виду неполучения дохода), он не является носителем обязанности по уплате налога: при всех обстоятельствах он должен вести учет налогооблагаемого объекта, представлять текущую налоговую отчетность, внести налоговую декларацию по окончанию налогового периода.

Таким образом, существование налогового отношения не определяется наличием обязательства по уплате налога. И это также предопределяет длительность и стабильность налогового отношения.

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему. [4]

Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от принципов ее построения.

Основные принципы построения налоговой системы были сформулированы еще в 18 веке шотландским экономистом А. Смитом в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил четыре основополагающих принципа налогообложения:

- подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству или не равенству в налогообложении,

- налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа),

- каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как

плательщику удобнее всего его платить,

- каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, что бы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного (тройного) обложения.

Немецкий экономист А. Вагнер (конец 19 в.) считал, что «налогообложение в обществе базируется на следующих принципах: финансово-технических, включающих принципы достаточности и подвижности, народнохозяйственных, представляющих собой надлежащего источника и выбор отдельных налогов с принятием во внимание влияние обложения отдельных видов его на плательщиков, справедливости, в которую входят всеобщность и равно напряженность, податного управления, предусматривающего определенность, удобство и дешевизну взимания.

Профессор М. Такер выделяет следующие современные принципы

налогообложения:

- уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов,

- необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер,

- обязательность уплаты налогов,

- система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги,

- налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическими потребностям,

- налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта.

Сущность налогов проявляется в их функциях:

-фискальная – происходит аккумуляция в государственный бюджет денежных средств за счет налогов, сборов, платежей и формируются доходы государства для дальнейшего их распределения на нужды государства;

-распределительная – происходит распределение бюджетных ресурсов по основным направлениям финансирования государственных и региональных программ, отраслей и секторов экономики, на социальные нужды;

-контрольная – оценивает эффективность каждого налогового канала и дает информацию о внесении изменений, дополнений в налоговую и бюджетную политики государства. [5]

Функции налогов более подробно мы рассмотрим в следующей главе.

1.3 Взаимосвязь налогов с политической и социальной системой общества

Часто, сущность политики рассматривают через определенные элементы, сквозь призму которых пытаются исследовать большие срезы общественных отношений. Такими элементами могут служить власть, институты, интересы, действия и т. д. Но ни одна из «содержательных» концепций политики не оказывалась способной охватить все многообразие феномена политического, в разряд которого могут попадать явления самой различной природы. В нашем случае этим феноменом выступает налог, система налогообложения и связанные с ними налоговые отношения в политической сфере .

Трудно назвать более разнонаправленную совокупность общественных отношений, какой является система налогообложения, содержание которой составляют налоги и отношения «власть-подчинение» между государством и налогоплательщиками.

С момента появления первых свидетельств о налогах и до настоящего времени это политическое, правовое и экономическое явление характеризуется как область острых разногласий между верховной властью и налогоплательщиками. С незапамятных времен налоги считались наихудшим из зол, которое только может выпасть на долю человека. О том, насколько давно существует рассогласование интересов между государством и налогоплательщиками, указывает факт, что уже в «Великой хартии вольностей» (Англия, 1215 г.) записано, что налоги вводятся только с согласия Общего совета королевства. Фома Аквинский (1226—1274 гг.) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Шарль Монтескье (1689—1755 гг.) считал, что «ничего не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им».

Как известно, процесс налогообложения осуществляется государством и во многом определяется уровнем его государственного развития. Поэтому исследование природы налога наука вела в рамках учения о государстве. В ХІХ веке французский общественный деятель П. Прудон отмечал, что «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве», а французские ученые Ж. Тиксье и Г. Жест подчеркивали: «Власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны... Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами — значит управлять государством» .

Налог является сложным и многогранным явлением, имеющим длительную историю становления и развития. Он непосредственно отражает уровень общественного развития в культурной, экономической, политической и иных сферах. В то же время налог оказывает достаточно сильное (прямое или опосредованное) воздействие на состояние политической и экономической систем государств.

Впервые политическую сущность налогов попытался исследовать великий шотландский экономист и, по существу, основатель теории налогообложения Адам Смит (1723—1790). Он сформулировал четыре правила для политики налогов, получившие название финансовых аксиом или «деклараций прав налогоплательщика»: равномерность (равная обязанность граждан пла­тить налоги соразмерно своим доходам), определенность (способ, сумма, время платежа заранее известны налогоплательщику), удобство оплаты (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика) и дешевизна (затраты по взиманию налога должны быть меньше, чем налоговые поступления) .

В XIX веке на развитие науки о финансах большое влияние оказали идеи социализма (К. Маркс, Ф. Лассаль). Это влияние нашло свое выражение в развитии социально-политического направления в налоговой теории. На исключительное значение налогов для государства с классовых позиций обращал внимание К. Маркс: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

Существуют различные классификации моделей социальной политики. Однако в большинстве из них определяющим критерием является роль и степень участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и от­дельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, вы­деляют скандинавскую, континентальную, американо-британскую и южноевропейскую модели социальной политики.

В скандинавской модели значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, которое несет основную ответственность за социальное благополучие своих гра­ждан и является основным производителем социальных услуг. Социальная защита понимается здесь как законное право гражданина, и все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. В рамках континентальной модели устанавливается жесткая связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, т. е. за социальное обеспе­чение, но не организует социальные услуги. Этой модели следу­ют Германия, Франция, Австрия, Бельгия. Американо-британская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. В основе этой модели лежит тезис о том, что любой человек имеет право на минимальную социальную защиту, а зависимость социальных выплат от предыдущих отчислений противоречит идее равенства людей. Социальные программы опираются, в первую очередь, на частные сбережения и частное страхование. Эта модель включает социальное страхование с достаточно низкими выплатами и социальную помощь, которая играет доминирующую роль. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии. Уровень социального обеспечения в южноевропейской модели относительно низок. В этой связи семья и другие институты гражданского общества играют значительную роль в системе социальной защиты. Эту модель социальной политики можно характеризовать как переходную, поскольку в последние десятилетия под влиянием социально-экономических изменений механизм социальной защиты начал совершенствоваться. Существенным стимулом для этих изменений послужили возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на сближение социально-экономических параметров стран-членов Европейского Союза. Эта модель воплощается в политике таких стран, как Италия, Испания, Греция и Португалия. В таблице приведены социальные индикаторы, описывающие результаты мероприятий социальной политики в странах, придерживающихся той или иной ее модели.

2 Элементы налогообложения и его социальная роль

2.1 Элементы налогообложения

Итак, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей - это и есть их сущность.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К основным элементам налогов относятся:

-объект налогообложения;

-налоговая база;

- налоговый период;

-налоговая ставка;

-порядок исчисления налога;

-порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Во вторую группу входят факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам.

Представительные органы власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения (ст. 12 Кодекса):

- источник налога;

- налоговый оклад;

- налоговые льготы;

- Источник налога — это средства, используемые для уплаты налога. Выбор источника налога строго ограничен: существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, - доход и капитал налогоплательщика.

- Налоговый оклад — это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога — это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Существуют три основных способа уплаты налога. Рассмотрим их на рисунке 1.

Рисунок 1. – Способы уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ

- Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут быть разделены на три группы:

изъятие (выведение из-под налогообложения отдельных предметов);

1 2