">
Экономика Бухгалтерский учет и налогообложение
Информация о работе

Тема: Ведение единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра налогоплательщиков

Описание: Ведение единого государственного реестра ЕГРЮЛ и ЕГРН. Налоговая культура в современном российском обществе как важный элемент совершенствования налоговой системы России. Получение сведений из единого реестра путем обмена электронными документами.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Бухгалтерский учет и налогообложение.
Тип: Курсовая работа
Дата: 11.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 39
Поднять уникальность

Похожие работы:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Н.ТАТИЩЕВА (ИНСТИТУТ)

Кафедра «Налоги и налогообложение»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоговое администрирование»

на тему: «Ведение единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра налогоплательщиков»

Тольятти, 2012

Содержание

Введение

1. Цель и задачи ЕГРЮЛ и ЕГРН

1.1 Понятие ЕГРЮЛ

1.2 Назначение и цели создания ЕГРЮЛ

1.3 Создание ЕГРН

2. Ведение единого государственного реестра ЕГРЮЛ и ЕГРН

2.1 Порядок ведения ЕГРЮЛ

2.2 Порядок ведения ЕГРН

2.3 Принципы ведения государственных реестров

3. Налоговая культура

3.1 Совершенствование налоговой культуры

3.2 Налоговая культура в современном российском обществе

3.3 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России.

Заключение

Литература

Введение

В настоящее время в Российской Федерации существует большое количество разнообразных баз данных, содержащих персональную информацию. Учет населения осуществляется различными ведомственными и территориальными системами на основе персональных данных о гражданах, идентификационных номеров и документов, удостоверяющих личность.

Учет населения и организаций ведется различными органами государственной власти и другими организациями федерального уровня, кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются региональные и местные системы учета населения. Наиболее полные базы данных создаются органами государственной власти и другими организациями федерального уровня. Значительный массив персональных данных о гражданах и юридических лицах содержится в многоуровневых программно-информационных комплексах «Единый государственный реестр налогоплательщиков» (ЕГРН) и «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) соответственно, которые формируются налоговыми органами.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время ведение Единого реестра юридических лиц и ведение Единого реестра налогоплательщиков является важнейшим элементом контрольно – учетных отношений, организуемых государством.

Целями курсовой работы являются - раскрытие систем персонального учета налогоплательщиков и юридических лиц, принципов ведения баз данных, порядка ведение ЕГРН и ЕГРЮЛ, а также организации доступа к персональным данным и вопросы использования персональных данных.

Задачи данной работы – изучение законодательства о ведении ЕГРН и ЕГРЮЛ, анализ Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и налогоплательщиков и предоставления содержащихся в них сведений.

Объектом исследования работы является Единый государственный реестр налогоплательщиков и Едином государственном реестр юридических лиц.

1. Цель и задачи ЕГРЮЛ и ЕГРН

1.1 Понятие ЕГРЮЛ

Каждое слово в термине "Единый государственный реестр юридических лиц" несет свою смысловую нагрузку. В первую очередь, это реестр, то есть список, перечень. И список этот конкретизирован - это реестр юридических лиц. Как каждый гражданин России имеет правоспособность, которая, как указано в ГК РФ, возникает у гражданина в момент его рождения и прекращается со смертью, так и созданное в России юридическое лицо обладает правоспособностью, которая возникает в момент его создания (то есть в момент его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ)), и прекращается в момент внесения записи об исключении его из ЕГРЮЛ. Ведение юридическим лицом общехозяйственной деятельности, заключение сделок, представление интересов в государственных органах, ведение им внешнеэкономической деятельности - все это возможно в том случае, если данное юридическое лицо включено в ЕГРЮЛ. Так, согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" даже изменения и дополнения, вносимые в учредительный документы юридического лица, приобретают силу для третьих лиц только с момента их государственной регистрации (а в отношении содержащихся в уставе сведений о филиалах, представительствах - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию). Таким образом, ЕГРЮЛ - полная официальная база данных обо всех юридических лицах на территории РФ, включая сведения об их создании (либо сведений о зарегистрированных ранее, до 1 июля 2002 г., юридических лицах) до прекращения их деятельности. Это список, база данных юридических лиц (сведений о них), которые реально существуют, обладают правоспособностью и могут легально вести свою деятельность, а также тех, кто ликвидирован, то есть свою правоспособность утратил.

Еди?ный госуда?рственный рее?стр юриди?ческих ли?ц (ЕГРЮЛ) — федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Кроме того, ЕГРЮЛ - реестр единый, так как на всей территории РФ он ведется одним федеральным государственным органом, что обеспечивает территориальное единство данного реестра. Ведение ЕГРЮЛ подчиняется общим технологическим правилам формирования банков информационных ресурсов, что также обеспечивает его единство в плане возможности совместимости его с иными федеральными информационными системами. Как следует из самого ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", единство и сопоставимость сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра, что также отражено и в правилах ведения реестра. Совместимость и взаимодействие государственного реестра на электронных носителях с иными федеральными системами и сетями обеспечиваются за счет соблюдения следующих единых организационных, методологических и программно-технических принципов: 1) унификация значений показателей, включаемых в записи государственного реестра, на основе применения единых общероссийских классификаторов и ведомственных справочников;

2) применение по соглашению сторон, участвующих в информационном взаимодействии, средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе;

3) применение для информационного взаимодействия с иными федеральными информационными системами единых протоколов телекоммуникационных сетей, форм документов и форматов данных, передаваемых на электронных носителях.

Благодаря системе учета на электронных носителях стало возможным и получение сведений из единого реестра путем обмена электронными документами. С введением в действие Закона при проведении процедуры регистрации юридического лица используется и специальное программное обеспечение - автоматизированная электронная система "Регистрация". В целях полноты и соответствия содержащихся в реестре сведений документам из регистрационных дел юридических лиц, в настоящее время регистрирующим органом проводятся работы по контролю полноты заполнения территориальных баз данных информационных ресурсов и внесению недостающих сведений.

Таким образом, ЕГРЮЛ - единая по всей территории РФ полная официальная база данных в бумажном и электронном виде о правоспособности юридических лиц в РФ, содержащая решения, принятые уполномоченным государственным органом в отношении их создании, реорганизации, ликвидации и иные, предусмотренные законом сведения о юридическом лице, внесенные в реестр на основании представленных подтверждающих документов, а также и сами эти документы.

1.2 Назначение и цели создания ЕГРЮЛ

Еще в 1994 г. первой частью ГК РФ была определена необходимость государственной регистрации юридических лиц. Пункт 1 ст. 51 ГК РФ в редакции 1994 г. гласил, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Однако единой системы государственной регистрации не было, порядок государственной регистрации юридических лиц определялся статьями 34, 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Указом президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", а также другими специальными законами и подзаконными актами местных органов власти.

Регистрацию осуществляли, в том числе: Министерство юстиции РФ (в отношении общественных и религиозных объединений), Центральный банк РФ (в отношении кредитных организаций), Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ, регистрационные палаты, созданные администрацией субъектов РФ или специальные подразделения в администрациях субъектов РФ. Пункт 1 ст. 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предусматривал осуществление регистрации создаваемых предприятий районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов. Позднее принятым Законом РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" полномочия по регистрации предприятий были предоставлены районной, городской и районной в городе администрации. Кроме того, предприятия, созданные до вступления в силу закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", могли быть вообще не включены в государственный реестр по не зависящим от них причинам. Органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, формировали свои реестры и информационные базы данных, однако единых требований к содержанию таких реестров, документации и самой форме учета не было, данные таких реестров на электронных носителях могли быть просто несопоставимы из-за технической несовместимости компьютерных систем, в результате цель объединения этих разношерстных реестров в единую общероссийскую информационную базу данных не могла быть достигнута. Долгое время не существовало единой базы данных, содержащей информацию о зарегистрированных предприятиях и организациях, причиной чего служило наличие многочисленных регистрирующих органов, необходимость прохождения множества регистрационных процедур и отсутствие единых норм учета и контроля. Достоверные данные о количестве юридических лиц в РФ не были известны даже Правительству РФ. Получить минимальную необходимую информацию о своем деловом партнере также было крайне затруднительно, - при отсутствии единой информационной базы трудно было определить, куда следует обратиться за достоверной информацией об интересующем предприятии, узнать, иными словами, является ли он "тем, за кого себя выдает", что порождало немало экономических преступлений.

Необходимость принятия (введения) единой системы регистрации и учета юридических лиц признавалась и самим Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177 "Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации" утверждалось отсутствие единого порядка регистрации юридических лиц. Регистрирующие органы не имели единых правил и требований, предъявляемых к оформлению соответствующей юридической документации. Такая практика регистрации юридических лиц противоречила ГК РФ. Рассматриваемым в то время проектом ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривалось создание федеральной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ и регистрационных палат органов юстиции субъектов РФ.

Существующие и вновь возникающие проблемы по единому учету действующих в России предприятий, организаций необходимо было решить, применяя общие подходы и принципы к порядку регистрации юридических лиц, через единую систему регистрирующих органов. Все сведения об организации, представляемые заявителем на государственную регистрацию, должны были соответствовать законодательству и отражать истинную информацию о регистрируемом юридическом лице. Так как реестр предусматривался как единый на всей территории России, все создаваемые юридические лица должны были бы быть зарегистрированы в едином реестре, а уже существующие - пройти перерегистрацию.

Правительство РФ с целью облегчения процедуры регистрации юридических лиц возложило исполнение функции государственной регистрации вновь образуемых юридических лиц на налоговые органы.

Такая система позволяет реализовать так называемый принцип "одного окна": в результате при проведении процедуры регистрации юридического лица, кроме прочего, проводится постановка его на налоговый учет (то есть присвоение ИНН), регистрация его в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, регистрация в фонде обязательного медицинского страхования, постановка юридического лица на статистический учет в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики. Если раньше, для того, чтобы начать свою деятельность, учредителям (участникам) необходимо было не только пройти регистрацию, но и своевременно встать на учет в налоговые органы, получить свидетельство о регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного Фонда РФ, территориальном Фонде обязательного медицинского страхования, региональном отделении Фонде социального страхования, получить код государственной статистки, то с введением принципа "одного окна" действия по получению указанных правоустанавливающих документов должны осуществлять не учредители (участники) юридического лица, а сами регистрирующие органы. Существующей системе регистрации юридических лиц присущ принцип публичности, который выражается в открытой деятельности регистрирующих органов, в том числе и в официальном оглашении мотивов отказа в регистрации, открытом допуске к сведениям о зарегистрированных в РФ юридических лицах, - в сети Интернет на сайте ФНС России в разделе "Сведения о юридических лицах, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц" содержится информация обо всех юридических лицах, сведения о которых включены в ЕГРЮЛ, как о действующих, так и о ликвидированных или находящихся на стадии ликвидации. В отношении конкретного юридического лица можно получить информацию о наименовании, адресе (месте нахождении), наименовании регистрирующего органа, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер, присваиваемый при регистрации юридическому лицу и регистрационный номер записи, а также и вид внесения записи в государственный реестр.

1.3 Создание ЕГРН

Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН) - совокупность сведений об учете в налоговых органах юридических и физических лиц.

Правовые основания учета в налоговых органах юридических и физических лиц и ведения на этой основе ЕГРН содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации(далее - Налоговый кодекс). Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации учет в налоговых органах юридических и физических лиц осуществляется в целях проведения налогового контроля. Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются пользователям по запросам, составленным в произвольной форме, или в порядке, установленном соглашением сторон.

Порядок получения пользователями сведений, содержащихся в ЕГРН (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется соответствующим налоговым органом.При отсутствии в ЕГРН сведений о конкретной организации или физическом лице либо при отсутствии возможности определить конкретное лицо на основании информации, содержащейся в запросе, налоговым органом предоставляется справка об отсутствии запрашиваемой информации.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются на бесплатной основе:

а) организациям (сведения о них) - в полном объеме по запросу, в котором должны быть указаны наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;

б) физическим лицам (сведения о них) - в полном объеме по запросу, в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и наименование органа, выдавшего этот документ;

в) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами: при обращении с запросом об идентификационном номере налогоплательщика конкретной организации или физического лица;

по индивидуально утверждаемым Правительством РФ перечням информационных услуг, предоставляемых в соответствии с законодательством РФ; в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, в порядке, предусмотренном соглашением сторон, или по запросам о конкретной организации или физическом лице;

г) органам, учреждениям и организациям, представляющим сведения в налоговые органы в соответствии с положениями ст. 85 НК РФ [17], - об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на учет в порядке, установленном соглашением сторон;

д) гражданам - об идентификационном номере налогоплательщика путем внесения налоговым органом по желанию гражданина соответствующей отметки в паспорт гражданина РФ в порядке, установленном Федеральной налоговой службой.

2. Ведение единого государственного реестра ЕГРЮЛ и ЕГРН

2.1 Порядок ведения ЕГРЮЛ

Записи в ЕГРЮЛ осуществляются в хронологическом порядке. Каждой записи соответствует государственный регистрационный номер (ГРН). В отношении каждого юридического лица номер первой записи в ЕГРЮЛ является основным государственным регистрационным номером (ОГРН).

Реестр ведётся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

За исключением некоторых персональных данных о физических лицах сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными.[2]

По запросу заинтересованного лица регистрирующий орган обязан предоставить сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ в виде:

выписки из государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Выписка из реестра предоставляется не позднее 5 дней с момента получения соответствующего запроса по форме, установленой законодательством.

Государственным органам, а также юридическому лицу о нём выписка из ЕГРЮЛ предоставляется бесплатно, другим лицам — за плату.

Выписка из ЕГРЮЛ может быть необходима для совершения определённых юридически значимых действий. Информацию из реестра можно также получить в открытом доступе через сеть Интернет. Такая информация не имеет юридической силы надлежаще оформленной выписки.

2.2 Порядок ведения ЕГРН

Минфин РФ Приказом от 7 сентября 2011 г. № 106н “О внесении изменений в Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 116н” установил новый порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Это обусловлено передачей Министерству полномочий по его утверждению от Правительства РФ. Определен состав сведений, содержащихся в ЕГРН. В отношении российских организаций приводятся, в частности, полное и сокращенное (при наличии) наименования и иная информация из ЕГРЮЛ; ОГРН; дата внесения записи в ЕГРЮЛ; наименование и код налогового органа по месту постановки на учет; ИНН; КПП; сведения об обособленных подразделениях. Также указываются данные о банковских счетах, принадлежащих недвижимости и транспортных средствах; дата последнего представления налоговой отчетности; сведения о применении специальных режимов налогообложения. В отношении иностранных организаций в ЕГРН включается следующая информация. Это полное и сокращенное (при наличии) наименования; указанный в учредительных документах адрес; сведения о регистрации в стране инкорпорации; код налогоплательщика в государстве регистрации; данные об обособленных подразделениях и филиалах в России; наименование и код налогового органа по месту постановки на учет; ИНН; КПП. Также приводятся информация о банковских счетах, принадлежащих недвижимости и транспортных средствах; дата последнего представления налоговой отчетности и др. Содержатся в реестре и данные о физлицах. В частности, в ЕГРН вносятся Ф.И.О., дата и место рождения, пол, гражданство, адрес проживания, паспортные данные, ИНН, сведения о постановке на налоговый учет, регистрации в качестве ИП. Также указывается информация о принадлежащих недвижимости и транспортных средствах; занятии адвокатской или частной нотариальной практикой; выдаче свидетельства о праве на наследство; нотариальном удостоверении договора дарения.

Приказ вводится в действие с даты признания утратившим силу правительственного порядка ведения ЕГРН.

2.3 Принципы ведения государственных реестров

1. В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах. Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.

3. Налоговая культура

3.1 Совершенствование налоговой культуры.

Налоговая культура - это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Процесс формирования налоговой культуры сталкивается со многими проблемами:

- несовершенство, нестабильность налогового законодательства РФ;

- недостаточные информирование, консультирование граждан, рекламно-информационные мероприятия;

- неудовлетворительное качество исполнения налоговых процедур;

- недоверие населения к налоговым органам;

- проблема взаимной социальной ответственности гражданина, бизнеса и государства;

- непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров.

Налоговая система - важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Основной акцент в налоговом администрировании возложен на фискальную функцию. Постоянные изменения налогового законодательства связаны с принятием подзаконных актов, часто содержащих ложное толкование закона. Все это оказывает отрицательное влияние на рост доверия граждан к налоговой системе.

Процесс формирования и развития налоговой культуры - это постоянная деятельность государства и граждан, которая имеет воздействие на эффективность налоговой политики.

Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

- упрощение налогового законодательства РФ, совершенствование механизма разрешения налоговых споров;

- существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;

- повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;

- повышение качества исполнения налоговых процедур;

- повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности страны совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.

В условиях России нужна детально проработанная долгосрочная федеральная программа по воспитанию законопослушного налогоплательщика.

Рекламно-информационные мероприятия (например, реклама под лозунгами "Заплати налоги и спи спокойно", "Требуйте "белую" зарплату!"), а также стимулирующие кампании ("налоговые амнистии"), несмотря на то что они широко проводились в нашей стране, оказались малоэффективны по причине недоверия населения к органам государственной власти. Эти акции успешны лишь в том случае, если государство способно обеспечить неизменность налоговой системы, жесткость контроля над уплатой налогов, а также, что немаловажно, собственное социально ответственное поведение (включая соблюдение закона государственными чиновниками).

Россияне еще не до конца принимают фундаментальные и общепринятые в рыночном обществе политические ценности, налоги - основа благосостояния государства и общества. Люди не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Граждане считают нынешнюю систему налогообложения социально несправедливой. В РФ неуплата налогов практически не влияет на имидж, деловую репутацию

Многие предприятия не показывают в отчетах реальную заработную плату, вследствие чего в будущем люди остаются без пенсии. Молодежь, общаясь со своими родителями, которые сталкиваются с налогами на практике, делает вывод о том, что налоги - это зло. Все это говорит о недоверии населения к налоговым органам.

Остро встает и проблема коррупционности аппарата органов управления. А это, в свою очередь, значительно дискредитирует налоговые органы в глазах населения.

Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности страны совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.

3.2 Налоговая культура в современном российском обществе.

В современном российском обществе роль и значение налоговой культуры стремительно возрастают, так как современная Россия находится в сложных социально-экономических условиях, в которых большинство населения живет бедно, а многие организации и предприятия никак не могут адаптироваться в условиях рыночной экономики, борясь с высоким налогообложением. Граждане не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Поэтому те, кто уклоняется от уплаты налогов, вызывают восхищение и одобрение у других. Именно поэтому сегодня есть смысл задуматься над тем, что есть налоговая культура.

Налоговая культура представляет собой систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений; некую модель, которая включает в себя правомерные действия, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В качестве налогоплательщиков выступают, как рядовые граждане, так и индивидуальные предприниматели, собственники малого, среднего и крупного бизнеса. У каждого налогоплательщика своя, отличная от других, налоговая культура. К тому же у налоговых органов существует свой свод ценностей, норм и правил.

Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. Законопослушный налогоплательщик полностью осознает, что на его деньги государство содержит армию, флот, милицию, образование, здравоохранение и т. д.

В современном российском обществе налоговой культуры практически нет, либо она находится на стадии зарождения, так как существует целый ряд препятствующих ее развитию факторов:

Недоверие населения правительству.

Высокие налоги, подрывающие заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Акцент только на личную, а не общественную прибыль абсолютного большинства налогоплательщиков.

Уклонение от уплаты налогов в России (недобросовестные плательщики используют всевозможные легальные и нелегальные способы уклонения от уплаты налогов и «минимизации» налоговых платежей).

Стремительное развитие теневой экономики.

Отсутствие основ налоговой грамотности среди населения.

Коррумпированность госструктур, в том числе налоговых органов.

Наличие личных связей у большинства крупных монополистов и т. д.

3.3 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России.

Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. Поэтому в современных условиях наиболее актуальной задачей становится совершенствование налогообложения, построение социально ориентированной налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения.

В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными .

По результатам социологического исследования, на вопрос "Нужны ли нам налоги?" всего 62% респондентов ответили утвердительно. При этом 55% опрошенных считают, что уклонение от налогов является благом, остальные 45% назвали это преступлением. Результаты анкетирования жителей по проблемам налогообложения дают право утверждать, что налоговая культура граждан находится на низком уровне.

В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. По мнению авторов, налоговая культура - это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов.

Заключение

Налоговый кодекс предусматривает обязательность налогового учета. Независимо от того, будет налогоплательщик платить налоги или не будет платить вообще никогда, он обязан стоять на налоговом учете. Данный принцип обязательности учета налогоплательщиков исходит из того, что налоговый учет преследует цель именно выявления всех потенциальных налогоплательщиков и, действительно, используется, как основа для проведения последующих мероприятий налогового контроля, но в то же время сам по себе он имеет еще дополнительную цель – это выявление всех потенциальных налогоплательщиков.

Налогоплательщик встает на учет не только по своему местонахождению, но и по другим обстоятельствам. Поэтому первичный учет налогоплательщиков связан с их местонахождением. А дополнительный учет связан с местонахождением их недвижимого имущества (это дополнительное основание учета), еще одно дополнительное основание – это местонахождение транспортных средств, третье дополнительное основание – местонахождение обособленных подразделений юридических лиц. Поэтому каждый налогоплательщик независимо от того, юридическое это или физическое лицо, в зависимости от наличия дополнительных оснований может подвергаться многократному налоговому учету либо только один раз пройти этот учет и по другим основаниям на учет не вставать.

Налоговый кодекс предусматривает принцип единого ИНН и единого реестра налогоплательщиков. С одной стороны, принцип множественности учета, а с другой стороны, принцип, как бы опровергающий его, принцип единого ИНН и единого реестра.

Налоговый учет осуществляется на основании заявления налогоплательщика, то есть в основе лежит добровольность действий по постановке на налоговый учет. Поэтому организации и граждане- предприниматели встают на налоговый учет в заявительном порядке, что косвенным образом указывает на то, что здесь предусматривается добровольный характер этой постановки.

Литература

1. Конституция Российской Федерации . в ред. ФКЗ №6 от 10.10.2005г.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ в ред. от 06.12.2007г. 255 - ФЗ

3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗв ред. от 06.12.2007г. 255- ФЗ

4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 3 от 26.11.2001 146-ФЗ в ред. от 29.11.2007г

5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 от 18.12.2006 230-ФЗ в ред. от 01.12.2007 318-ФЗ

6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ(принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 17.05.2007)

7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)(ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008)

8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в редакции Федерального закона от 02.07.2005 № 80-ФЗ)

9. Федеральный закон О Государственной регистрации юридических лиц от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ

10.Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г.№ 506г. Москва «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков ( ред. от 02.04.2008 N 231)

12. РФ. МНС Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц: Приказ МНС РФ от 13 авг.2002 г. N БГ-3-09-431

13. Агапцов С. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. – М.: Финансовый контроль, 2006.

14. Астахов «Теория бухгалтерского учета». Москва 2006 год. «ЭБМ-контур»

15. Бабаев В.К. «Государственная налоговая служба». Н.Новгород 2005 год.

16. Бюджетная система Российской Федерации/Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.- М.: Юрайт, 2005.

17. Глухов В.В., Дольдэ И.В. «Налоги. Теория и практика». Санкт-Петербург «Специальная литература» 2006 год.

18. Гончаренко Л.И., Грунина Д.К., Мельникова Н.П. Основы налогообложения. - М.: ФА, 2005.

19. Грунина Д.К., Ивченков Л.С. Государственные налоговые органы в Российской Федерации. - М.: ФА, 2006.

20.Добрынин А.Н «Экономическая теория». Санкт-Петербург 2006 год.

21. Замятина М.Ф., Бескровная В.А., Виноградова Т.И., Торхов Д.О. Оценка прозрачности и общественного участия в бюджетном процессе. Аналитический доклад. - СПб Центр «Стратегия» - СПб, 2006.

22. Крохин Ю.А. Налоговое право России. – М.: Норма, 2006.

23. Колодина И.Г. Предпринимателей построили в очередь "Российская Бизнес-газета" № 570 от 5 сентября 2006 г.

24. Маклева Г.И. Бюджетный учет и отчетность в Российской Федерации и его совершенствование// Финансы. – 2005. - № 2. - 20.

25. Михайлова О.Р. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля // Ваш налоговый адвокат, № 3, 2005 г.

26. Налоги в России: сборник нормативных документов М.: «Юридическая литература», 2006. – с. 15-20.

27. Общественное участие в бюджетном процессе: опыт и технологии / Под ред. Т.И.Виноградовой. - СПб.: Норма, 2006.

28. Окунева лл. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2006.

29 Гарант

30 Консультант плюс

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.