">
Экономика Бухгалтерский учет и налогообложение
Информация о работе

Тема: Примерные вопросы к экзамену по дисциплине Налогообложение

Описание: Становление и развитие налогообложения в условиях формирования рыночных отношений в РФ. Организация налогового контроля. Определение сбора. Одна из основных проблем. Сущность политики. Принципы определения цены товара. Права и обязанности органов и налогоплатильщиков.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Бухгалтерский учет и налогообложение.
Тип: Курсовая работа
Дата: 19.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 109
Поднять уникальность

Похожие работы:

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине "Налоги и налогообложение"

Налог и его сущность. Основные элементы налога. Определение сбора.

Виды налогов.

Функции налогов в экономике.

Основные теории налогов и налогообложения.

Принципы налогообложения.

6. Сущность налоговой политики.

Становление и развитие налогообложения в условиях формирования рыночных отношений в РФ.

Нормативно-правовое регулирование налоговых отношений.

Структура и общая характеристика содержания налогового кодекса.

Налоговая система России: ее характеристика и принципы построения.

Механизмы налогового регулирования.

Сущность налогового администрирования.

Принципы определения цены товара (работ, услуг) для целей налогообложения.

Права и обязанности налоговых органов.

Права и обязанности налогоплательщиков.

Организация налогового контроля.

Налог на прибыль: его сущность и значение в экономике.

Доходы организации в целях налогообложения и даты их признания.

Расходы организации в целях налогообложения и даты их признания.

Определение налогооблагаемой базы налога на прибыль.

Льготы по налогу на прибыль. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль.

Упрощенная система налогообложения: сущность и условия применения.

Налоги, включаемые в единый налог, для налогоплательщиков юридических и физических лиц.

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Единый налог на вмененный доход.

Рыночная цена товара (работы, услуги). Порядок ее определения и регулирования.

Общая характеристика налогов на юридические лица в РФ.

Общая характеристика налогов на физические лица в РФ.

Налог на доходы физических лиц. Экономическое содержание налогов с населения.

Плательщики налога на доходы физических лиц. Объект налогообложения и налоговая база.

Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению.

Налоговая декларация: порядок заполнения и предоставления в налоговые органы.

Акцизы: экономическое содержание и роль в экономике.

Плательщики акцизов. Объект налогообложения и налоговая база акцизов.

Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.

Государственная пошлина.

Сущность и экономическая роль налога на добавленную стоимость.

Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, налоговая база.

Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу.

Налоговая база НДС. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров и услуг.

Определение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

Налоговые льготы по НДС. Порядок применения налоговых вычетов.

Плательщики транспортного налога и особенности определения налоговой базы.

Налог на добычу полезных ископаемых.

Сборы за использование объектов животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Плата за пользование водными объектами: плательщики налога, объекты налогообложения, ставки налога. Порядок расчета и уплаты налога в бюджет

Плата за землю: плательщики налога, объекты налогообложения. Льготы по налогу. Порядок расчета и уплаты налога в бюджет

Налог на имущество предприятий. Плательщики налога. Объект налогообложения.

Льготы по налогу на имущество предприятий.

Исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

* жирным шрифтом те, к-ых нет

1. Налог и его сущность. Основные элементы налога. Определение сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг. Функции: Фискальная, Распределительная, Стимулирующая, Контрольная

Элементы налогов: 10

— субъект налога

— объект налогообложения;

— источник налога;

— единица обложения;

— налоговая база;

— налоговый период;

— налоговая ставка;

— налоговый оклад;

— налоговые льготы.

Субъект налога (налогоплательщик) — это юридическое или физическое лицо, на которое по закону возложена обязанность платить налог.

Объект налога — это предмет, подлежащий налогообложению.

Источник налога — вновь созданная стоимость.

Единица обложения (масштаб налога) —количественная мера измерения объекта обложения

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Отчётный период - по окончании которого уплачиваются авансовые платежи. По сути налоговый период должен состоять из нескольких отчётных периодов.

Налоговая ставка (норма налогообложения) — величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твёрдые (специфические) или процентные (адвалорные).

2. Виды налогов.

По методу установления : прямые и косвенные.

Прямые - подоходно-поимущественные налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.

Косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически — налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще. Относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление).

Наличие или отсутствие целевого режима расходования средств: общие и целевые налоги.

Общие - налоги, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета.

Целевые налоги - вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды(Дорожный, воспр мин-сыр базы, Ед соц налог).

По характеру властной компетенции - государственные и местные.

Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.

В Российской Федерации можно выделить две составляющих государственного устройства — федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.

К федеральным налогам в настоящее время относятся: 12

• налог на прибыль предприятий и организаций; НПП

• налог на доходы физических лиц; НДФЛ

• налог на добавленную стоимость; НДС

• акцизы;

• таможенные пошлины;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• единый социальный налог; ЕСН

• государственная пошлина;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

• налог на операции с ценными бумагами;

• налог на игорный бизнес;

• лицензионные и регистрационные сборы и некоторые другие налоги и сборы.

Налоги субъектов Российской Федерации:

• налог на имущество предприятий;

• налог с продаж;

• единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности субъектов малого предпринимательства, а также некоторые другие налоги и сборы.

Местные налоги

сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

земельный налог;

налог на имущество физических лиц;

налог на рекламу и ряд других налогов и сборов.

3. Функции налогов в экономике.

Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов.

Распределительная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними

Стимулирующая функция - С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Контролирующая функция

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

4. Теории.. (МНОГО, но знать надо)

2) Теория обмена. Ср-е века Фома Аквинский. 1 из первых, кот. основ. на возмезд-м хар-е н/обл. Суть в том, что ч/з налог граждане покупают у гос-ва услуги по охране от напад-я извне, поддержанию пор-ка и т.д. Но данная т-рия б/прим-ма токо в усл-х ср-х веков, когда за пошлины и сборы покуп-сь воен и юридич-я защита, т.к. будто бы м/у королем и подданными действ-но закл-ся дог-р. В таких усл-х т-рия обмена явл-сь формальным отраж-м существ-х отнош-й. Осн-е теории начали форм-ся в кач-ве законч-х учений в 17 веке. 3) Атанистич-я. Разнов-ю т-рии обмена явл атомист-я т-я, котор появ-сь в эпоху просвещ-я. Ее предст-лями были фр Ш. Монтескье. Налог – рез-т дог-ра м/у гражд-ми и гос-м, согл котор подданный вносит гос-ву плату за охрану, защиту и иные усл. Никто н/м-т отказ-ся от нал-в, как и от польз-я усл-ми, предост-ми г-вом. Этот обмен выгодный, поскоку неспособное прав-во дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы кажд из них защищал себя самост-но. Налог - цена общ-ва за выгоды и мир гражданам. Т. Гоббс, фр Вольтер, Мирабо. 4) Т-я наслаждения. 1 пол XIX в. Сисмонди сформ-вал теорию н-га как т-ю насл-я, согл котор н-ги - цена, уплачив-я гражд-м за получ-е им от общ-ва насл-я. Ж. Сисмонди в обосн-нии своей т-рии положил т-ю обмена в соврем-м ему вар-те. 5) Т-я н-га как страховой премии, А. Тьер Д. Мак-Куллох. Налоги.- это страх-й пл-ж, котор уплач-ся поддан-ми гос-ву на случай наступл-я к/л риска. Н/пл-ки страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Но в отличие от истинного страх-я, н-ги уплач-ся не чтоб при наст-нии стр-го случая получить возмещ, а чтобы профин-ть з-ты прав-ва по обесп-ю обороны и правопорядка. 6) Класич теория н/обл. (т-я нал-го нейтралитета) имеет более выс теорет-й ур-нь и связ-ся с научной деят-тью А Смита (1723-1790.), Д Рикардо (1772-1823) их последователей. Стор-ки этой т-рии рассм-ли н-ги как 1 из видов гос-х доходов, котор д/ны покрывать з-ты по содерж-ю прав-ва. При этом к/л иная роль (регул-е эк-ки, страховой пл-ж, плата за услуги и др.) налогам не отвод-сь. Даная позиция основ-сь на т-рии р-ной эк-ки, котор разраб-л Смит. В рын-х усл-х удовл-ние индив-х потребн-й достиг-ся предост-м эк-кой свободы. Смит выступал против централиз-го упр-я эк-кой, котор провозгл-ли соц-листы. Он считал что децентр-ция позволяет обеспечить макс-е удовлетв-е потребн-й. Несмотря на то, что рын-я эк-ка не подлежит упр-ю к-л коллект-й волей, она подч-ся строгим пр-лам повед-я. В своей р-те "Иссл-е о природе и причинах богатства народов" Смит подроб анализ-т эти пр-ла, к примеру, стремление свободной конк-ции приравнять цену к изд-кам пр-ва, что оптимизирует распред-е рес-сов внутри отраслей.

Смит считал, что прав-о д/обеспеч-ть разв-е р-ной эк-ки, охраняя право собств-ти. Для выполнения данной ф-ции гос-ву необх-мы соответ-е ср-ва. Поскоку в усл-х р-ка доля прямых дох-в гос-ва (от гос собств-ти) существенно умен-ся, то основным ист-ком покрытия расходов д/ны стать поступления от н-гов. Что кас-ся затрат по финансир-ю иных расходов (строит-во и содерж-е дорог, судебных учр-ний), то они д/ны покрыв-ся за счет пошлин и сборов, уплач-х заинтер-ми лицами. Считалось, что пошлины и сборы не д/ны рассм-ся в кач-ве н-в. (+ Весь вопрос №7 )

Т-я единого налога.

Теорию единого налога Единый налог - это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.
Одним из наиболее ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее, необходимо признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительную роль.

Идеи, лежащие в основе теории единого налога частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 года "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" некоторые малые предприятия и предприниматели вправе вместо уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплачивать единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. В данном случае установление единого налога можно рассматривать как прогрессивный шаг, поскольку этим достигается простота и удобство в налогообложении субъектов малого бизнеса.

Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа.

Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.
Сторонниками косвенного обложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо

Одна из основных проблем налогообложения нашла свое отражение в теории переложения налогов, исследование которой началось еще в XVII в. Причем вопрос о переложении налогов до сих пор является одним из наименее разработанных вопросов в налогообложении и это с учетом того, что ее практическое значение очень огромно. Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо - носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения

5. Принципы налогообложения

Адам Смит.

1) Равномерность — подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке правительства своим доходом. Трактуется как принцип справедливости, т. к. оно призывает ко всеобщности обложения и равномерности его распределения между всеми гражданами.

2) Определённость — гласит, что налог, который должен уплачивать налогоплательщик, должен быть точно определён. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть известны налогоплательщику.

3) Удобство — каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, который удобен для налогоплательщика.

4) Экономность — устанавливает, что каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства. Это предполагает создание системы по сбору налогов, наиболее экономной, действующей с минимальными издержками.

6. Сущность налоговой политики.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы – изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.

В основе формирования налоговой политике лежат 2 взаимно увязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использ в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:
1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;
3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

7)Становление и развитие налогообложения в условиях формирования рыночных отношений в РФ

Становление принципиально новой для Российской Федерации налоговой системы началось в 1992 г. До этого времени, в условиях господства административной системы количество налогов, взимаемых с юридических лиц, было весьма ограниченным. Необходимую сумму налогов государство получало за счет высоких налоговых ставок или прямого изъятия денежных средств предприятий. Будучи собственником основных средств производства, государство полностью управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90\% прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70\% НД. Действовавшая система налогообложения способствовала перераспределению средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих к плохо работающим предприятиям. Основными видами налогов на юридических лиц были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и гербовый сбор. Кроме того, государство изымало в бюджет почти всю сверхплановую прибыль, а в конце года — неиспользованные средства на счетах государственных предприятий. Что касается налогов с физических лиц, то они сводились в основном к подоходному налогу на сельскохозяйственную продукцию. Ставка подоходного налога была фиксированной, а сам налог пропорциональным. Появление во второй половине 80^х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала и др.), изменение экономического строя общества создали условия для реформирования налоговой системы. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который устанавливал следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Коренные преобразования в экономической сфере и развитие рыночных отношений в России привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. В начале 90-х гг. началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регуляторов рыночных отношений. При разработке новой налоговой системы был использован опыт других стран, который получил отражение в новом Законе № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который был принят 27 декабря 1991 г. С 1 января 1992 г. этот Закон вступил в силу. Он определил основные принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов. Еще раньше, 21 марта 1991 г., был принят Закон № 943-1 «О государственной налоговой службе РФСФР», регулирующий вопросы организации сбора налогов и контроля. Кроме того, были приняты и другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов и сборов. Принятые изменения были существенным шагом вперед, однако действующая в России с 1992 по 1998 г. налоговая система оказалась несовершенной в силу множества причин, среди которых: нестабильность налогового законодательства; наличие множества нормативных документов, подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, которые часто противоречили друг другу; большое количество налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволяющая налоговой системе реализовать свою регулирующую функцию, и др. Указанные недостатки были частично устранены с принятием Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г. №155-ФЗ) и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». В настоящее время можно говорить о том, что налоговая система в России приобрела некоторую стабильность и определенность.

8)Нормативно-правовое регулирование налоговых отношений.

Налоговые отношения в результате недостаточной правовой проработки законов регулировались не столько ими, сколько подзаконными актами. Налоговая система стала громоздкой, сложной и запутанной. Это стало одной из главных причин разразившегося в стране в августе 1998 года острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли гос-ва в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов. В 1998 году была принята и с 1 января 1999г.вступила в действие первая или так называемая общая, часть НК РФ. Но принятие первой части НК РФ не обеспечило всестороннее решение принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью НК РФ, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 года. Указанная часть включала 4 главы, посвященные НДС, налогу на доходы физ.лиц, акцизам и ЕСН. В 2001 году формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 года вступили в действие еще 4 главы-налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых. В этом году был принят первый из налогов в рамках спец.налоговых режимов -единый сельскохоз-ый налог. Спец.глава была посвящена налогу с продаж который затем был отменен с 1.01.04.Этот процесс продолжился и в 2002 году – приняты еще 3 новые главы. Две из них посвящены налогообложению малого бизнеса (налог на вмененный доход). С 1 января в состав налоговой системы также включен транспортный налог. Принятие НК РФ прежде всего обеспечивает создание единой в рамках РФ налоговой системы, включая формирование единой правовой базы налогообложения. В НК РФ четко прописаны права и обязанности как налогоплательщиков, так и государства в лице его контрольных органов. В НК четко прописана система штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. НК РФ является гарантией обеспечения стабильности налоговой системы, что выражается относительно долгосрочной предсказуемостью в комплексе взаимоотношений м/у налогоплательщиками и государственными органами налогового контроля. Задачи НК РФ создание понятной и простой налоговой системы, формирование рациональной налоговой системы, обеспечение стабильности налоговой системы, укрепление и развитие бюджетного федерализма, формирование налоговой системы, создание единой в рамках РФ налоговой системы, включая формирование единой правовой базы налогообложения, снижение общего налогового бремени.

9, 10) Структура и общая характеристика содержания налогового кодекса.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы налогового права, основной документ, регулирующий налоговую систему Российской Федерации и устанавливающий общие принципы ее построения. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Кодекс действует с 1 января 1999г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Налоговый кодекс РФ (часть первая) состоит из семи разделов, 20 глав и 142 статей. Раздел I определяет общие положения налоговой системы РФ и законодательства о налогах и сборах в РФ, действие международных договоров по вопросам налогообложения, институты, понятия и термины, используемые в налоговом кодексе РФ. Во второй главе раздела определены виды налогов и сборов в РФ, федеральные, региональные, и местные налоги и сборы, источники информации о налогах и сборах, общие условия установления налогов и сборов, специальные налоговые режимы. Раздел II содержит основные положения о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах, их правах и обеспечении (защите) этих прав, обязанностях, а также о взаимозависимых лицах и сборщиках налогов и сборов. Раздел III представляет организационную структуру налоговых и таможенных органов

РФ, Государственных внебюджетных фондов, налоговой полиции, права, обязанности, полномочия и ответственность перечисленных организаций и их должностных лиц. Раздел IV содержит общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Раздел V содержит положения о налоговой декларации и правилах внесения дополнений и изменений в нее. В разделе VI определены понятия и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение. В разделе VII рассматриваются вопросы права и порядка обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалобы и принятия решения по ней. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., взимаются в бесспорном порядке. Решение о взыскании налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, вынесенные после 1 января 1999г., подлежат принудительному исполнению только по решению суда. Расположение правовых норм в Кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

С 1 января 2001 г. вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ. Порядок введения в действие части второй Налогового кодекса РФ устанавливается Федеральным законом от 5 августа 2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах». С 1 января 2001 г. введены в действие очередные 4 главы, посвященные следующим федеральным налогам: налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.

Характеристика НС РФ.

История НС начала склад-ся с 1.01.92. осн-е законы б/приняты Верх. Советом в дек. 91г. Гл. закон – з-н РСФСР «об основах НС в РСФСР». После б/множ-во измен-й. Но сон-е принципы сохр-лись. Осн-е измен-я из-за вступл-я НК РФ 1.01.99г. в действие.

НС представляет собой: 1) взаимосв-х совок-ть нал-х сборов и др. платежей, для финан-ния гос. бюджета, мест. б-тов, ВБФ. 2) система законов, указов и др. актов, регулир-х пор-к исчисления и уплаты налогов и др. платежей. 3) сист. гос инст-тов, обесп-х принятие законов и нормат-х актов, администров-е налогов и контроль за своевременную и правильностью уплаты.

Сист. нал-х сборов сост. из 3 групп в соотв-е с уровнями гос. структуры: федер, регион, мест.

В практике НС сложсь кр-рии, позвол-е опред-ть, какие н-ги б/т фед-ми, рег-ми, мест-ми.

Постр-е НС осн-ся на распр-нии нал-х полномочий м/у составл-ми гос-ва. Нал-е полном-я – законодат. оформленые права уровней бюдж. сист. вводить н-ги, получать нал-й доход, админ-вать н-ги. Составл-е нал-х полном-й: 1) законод. полном-я (вводить н-ги, устан-ть ставки, базу и иные элем-ты «з-на о н-ге». 2) доход-е полн-я (формир-ть доходы бюджета за счет н-гов). 3) админ-е полн-я (управ-ть, собирать н-ги).

В НС РФ нал-е полном-я сконцентр-ны на фед. ур-не. (Критерии)

Для СССР налоги – чужд элемент, т.к. все принад-ло гос-ву. Но с появл-м в к.80-х акц-х и кооп-х пр-тий, с участ-м иностр. кап-ла г-во пересмотрело идею. С 1.01.91 введен в д-вие з-н ССР о нал-х с пр-тий, орг-ций (н-г на пр-ль (max 45%, 22% в союз. бюдж), с оборота, на Э и И на фонд опл труда колх-ков). Общ. сумма пл-жей не д/б > 23% облаг пр-ли. Для банков 55%, для СП до 30%. Сущес-ла обширная система льгот. Доходы пр-тий и др от имеющ-ся ЦБ по ст-ке 15%.

Из-за отказа респ-к платить н-ги союз бюдж развал-ся, расх-ды покрыв-сь «печатным станком».

11. Механизмы налогового регулирования

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа,

инвестиционный налоговый кредит,

налоговые каникулы,

налоговая амнистия,

налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок,

международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее. Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

Важным условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот. Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.

Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий. Например, статьей 122 части I Налогового Кодекса РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данное нарушение ведет также к наложению административного штрафа на должностное лицо предприятия в размере, кратном ММОТ, который зависит от размера неуплаченной суммы налога.

Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

Таким образом, налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства, поскольку его цель - не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

12.Сущность налогового администрирования.

Одним из сдерживающих факторов повышения эффективности налоговой системы являются сложившиеся методы налогового администрирования. Практика реформирования деятельности налоговых органов показала эффективность адаптивного управления налоговыми отношениями и формирования налогового потенциала с учетом специфики конкретного региона, в том числе опыта модернизации структур налоговых органов и внедрения современных информационных технологий работы с налогоплательщиками.

Налоговое администрирование заменит традиционные подходы к управлению налоговой деятельностью и станет важным элементом государственного управления на региональном уровне, если для достижения целей и решения задач налоговых органов будет использоваться организационная структура, ориентированная на осуществление принципа "самоначисления" в работе с налогоплательщиками и информационные технологии в реализации контрольных функций. От адекватности организационного построения налоговых органов условиям современной системы хозяйствования зависит не только эффективное функционирование данных структур, но и перспектива стабильного роста предпринимательской активности в российской экономике.

1. Администрирование в системе управления организацией представляет

собой непрерывный целенаправленный процесс, включающий совокупность взаимосвязанных функций, процедур, операций и методов, направленных на оказание мотивирующих воздействий на объект (клиенты, контрагенты, персонал и др.). Особенностями администрирования в налоговых органах являются жесткая иерархичность структур, нормативно-законодательной базы налогообложения, что, в свою очередь, требует при формировании организационных структур налоговых органов придающей адаптивность и гибкость политике сбора налогов на конкретной территории.

2. Организация налогового администрирования представляет собой комплексную деятельность по созданию специфического продукта (услуги), способного удовлетворять потребности общества в сборе налогов, что указывает на двухуровневый характер функций администрирования. С одной стороны, функции администрирования направлены на постановку целей, выбор средств, мотивирование, координацию и контроль персонала непосредственно налоговых органов, т.е. интрафункции, а с другой стороны, они направлены на активизацию и побуждение налогоплательщиков к эффективному взаимодействию с государством, т.е. инфрафункции. Таким образом, миссия налоговых органов формулируется как максимизация собираемости налогов при минимизации ее издержек, обеспечивающих приоритетное обслуживание налогоплательщиков.

3. Реализация миссии налоговых органов требует типологически разносторонней организации структур и поддержания соответствующей степени децентрализации, Организационное проектирование и перепроектирование существующих налоговых органов должны допускать альтернативность и основываться на постепенной модернизации правил, норм и ценностей и механизмов.

1 2 3 4 5