">
Экономика Бухгалтерский учет и налогообложение
Информация о работе

Тема: Бухгалтерский учет и его место в системе управления организации

Описание: Особенности бухучета. Формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, её имущественном положении, финансовом состоянии. Обеспечение сохранности имущества. Основной источник информации. Современный анализ.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Бухгалтерский учет и налогообложение.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 85
Поднять уникальность

Похожие работы:

1 ВОПРОС. Бухгалтерский учет и его место в системе управления организации

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных операций.

Особенности бухучета:

- сплошной – регистрируются все хозяйственные операции

- непрерывный – ведется непрерывно с момента начала до окончания деятельности

- строго документирован

- используются особые способы обработки информации – применение бухгалтерских счетов, двойной записи и балансового обращения.

В ФЗ «О бухгалтерском учете» обозначены следующие задачи бухучета:

1. формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, её имущественном положении, финансовом состоянии необходимой как для внутренних и внешних пользователей.

2. обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдение законодательства РФ при осуществлении организации хозяйственных операций.

3. предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение её финансовой устойчивости.

Функции бухучета:

1. обеспечение сохранности имущества

2. контрольная функция - работники бухгалтерии, ФНС, аудиторских компаний осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества организации, правильностью и своевременностью расчетов с контрагентами.

3. информационная – бухучет является основным источником информации для внешних и внутренних пользователей

4. аналитическая – позволяет изучить перспективы, вскрыть недостатки и наметить пути совершенствования.

Бухучет занимает центральное место в системе управления организации. Он является важнейшим источником информации, предоставляемой управляющему персоналу (руководителям, менеджерам) для осуществления ими таких функций управления как планирование, регулирование и контроль. На основе данных бухучета осуществляется анализ хозяйственной деятельности организации, принимаются различные управленческие решения.

Учетный процесс:

1. регистрация хозяйственных операций в первичных документах

2. систематизация и обобщение информации в регистрах бухучета

3. составление БФО

4. анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и принятие управленческих решений.

Современный анализ бухгалтерской учетной и отчетной информации позволяет своевременно установить недостатки в хозяйственной деятельности организации, принимать меры по их устранению, выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации.

2 ВОПРОС. Пользователи бухгалтерской информации

Пользователи бухгалтерской информацией

- внешние – с прямым финансовым интересом (поставщики, кредиторы, покупатели, инвесторы) и с косвенным финансовым интересом (ФНС, внебюджетные фонды, аудиторские организации, органы статистики)

- внутренние – аппарат управления и собственники п/п

3 ВОПРОС. Сравнительные характеристики и отличия БФУ и БУУ

Современная система бухучета в организации делится на 2 части: финансовый учет и управленческий учет

Финансовый учет предназначен для составления БФО. Информация финансового учета используется не только для внутреннего управления, но и предоставляется внешним пользователям. Эта информация должна достоверно отражать имущественное и финансовое состояние и финансовые результаты деятельности организации. Данные финансового учета не представляют собой коммерческой тайны.

Управленческий учет обеспечивает необходимой информацией руководителей, менеджеров для управления организацией и принятия управленческих решений. Информация управленческого учета предназначена только для внутреннего использования в самой организации и представляет собой коммерческую тайну.

Основные отличия БФУ и БУУ

1. обязательность ведения:

БФУ – строго обязателен

БУУ – по решению управленческого аппарата

2. степень регламентации:

БФУ – строго регламентирован

БУУ – не регламентирован

3. пользователи информации:

БФУ – внешние и внутренние

БУУ – внутренние

4. цель учета:

БФУ – составление БФО

БУУ – обеспечение внутренних пользователей информацией для планирования управления, контроля за деятельностью п/п

5. Основной объект учета:

БФУ – организация в целом

БУУ – отдельное структурное подразделение

6. методы ведения учета:

БФУ – обязательно применение бухгалтерских счетов и двойной записи

БУУ – любые

7. используемые измерители:

БФУ – обязательное использование денежных измерителей

БУУ – любые (денежные, трудовые, натуральные)

8. периодичность составления отчетности:

БФУ – периодически на регулярной основе (квартал, полгода, 9 месяцев, год)

БУУ – по мере необходимости

9. открытость информации:

БФУ – открыта

БУУ – коммерческая тайна

10. степень ответственности:

БФУ – устанавливает государство, за нарушение предусмотрены штрафные санкции

БУУ – устанавливает управленческий аппарат, может быть установлена дисциплинарная ответственность.

4 ВОПРОС. Основные принципы БФУ

В ФЗ «О бухгалтерском учете» и положениях по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ определены основные правила ведения бухучета:

- бухучет ведется в валюте РФ и на русском языке

- бухучет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации

- бухучет ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов

- обязательность документирования хозяйственных операций

- используется для систематизации и накопления информации учетных регистров

- обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств

- для ведения бухучета в организации должна быть сформирована учетная политика

Бухучет строится на ряде принципов, которые объединяются в 2 группы:

1. базовые принципы (допущения), предполагающие определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухучета, которые не должны меняться:

- имущественная обособленность - активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

- непрерывность деятельности - у организации отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем

- последовательность применения учетной политики - принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

- временная определенность фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) - факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

2. основные требования к ведению бухучета:

- полнота - отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности

- своевременность - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности

- осмотрительность - большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов

- приоритет содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования

- непротиворечивость - тождество данных аналитического и синтетического учета

- рациональность - рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

5 ВОПРОС. Система нормативного регулирования БФУ в России

Общее правовое и методологическое руководство бухучетом в России осуществляется правительством РФ. Непосредственно эту функцию выполняет Минфин РФ.

Основные цели законодательства РФ по бухучету:

1. обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями

2. формирование сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухучета в России состоит из 4-х уровней:

1 уровень. Законодательный – документы устанавливают единые правовые и методические основы ведения учета.

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ, с 2013 вводится в действие новый закон «О бухучете» № 402 ФЗ от 06.12.11

Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Трудовой Кодекс

ФЗ «Об акционерном обществе» № 208 ФЗ от 26.12. 95

ФЗ «Об обществе с ограниченной ответственностью» № 14 ФЗ от 08.02. 98

2 уровень. Нормативный - Положения по бухучету, утвержденные Минфином РФ

«Положение по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ» № 34-н от 29.07.98 – разработано на основании закона «О бухучете» и определяет порядок организации и ведения бухучета, составления бухгалтерской отчетности.

Разработано 24 ПБУ.

3 уровень. Методический - Инструкции, методические рекомендации, письма Минфина и других ведомств – они носят разъяснительный и рекомендательный характер

«Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (Приказ Минфина № 49 от 13.06.95)

«План счетов бухучета и инструкция по его применению»

4 уровень. Инициативный – его составляю внутрифирменные документы, которые регламентирую порядок ведения бухучета в данной организации

Учетная политика организации, положения по оплате труда, должностные инструкции и др.

6 ВОПРОС. М/н стандарты финансовой отчетности, их роль и значение

В силу множества причин (экономических, политических, социальных) в каждой стране складывается своя национальная система бухучета со своими стандартами, которая является оптимальной для данной страны и отличается от стандартов учета других стран.

Стандарты бухучета представляют собой совокупность основных правил, устанавливающих единый порядок ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности.

В России данные стандарты называются положениями по бухучету.

В современном мире в связи с расширением м/н деловых связей, образованием большого количества совместных п/п, выходом организаций на м/н рынки возникает необходимость формирования отчетности по единым м/н стандартам, что делало бы её понятной иностранным пользователям. Это позволяет использовать токую отчетность на м/н рынке.

МСФО – это набор документов, регламентирующих правила составления финансовой отчетности во многих странах мира.

Разработкой и совершенствованием МСФО занимается Совет по МСФО (Лондон, основан в 1973 г. как Комитет по м/н стандартам, а с 2001 г. преобразован в Совет по МСФО)

МСФО включает в себя совокупность следующих документов:

1) «Концепция финансовой отчетности» - это документ, определяющий цели финансовой отчетности, качественные характеристики информации, отражающей в финансовой отчетности

2) сами МСФО (49) – это стандарты, регламентирующие порядок признания в бухучете соответствующих объектов учета, их оценки, раскрытие информации о них в бухгалтерской отчетности

МСФО №2 «Запасы», МСФО №16 «Основные средства»

3) интерпретации (разъяснения) МСФО – они разъясняют положения МСФО

МСФО не содержат никаких требований к ведению бухучета. Так в МСФО отсутствуют стандартный план счетов, формы регистров и типовая корреспонденция. МСФО устанавливают правила подготовки финансовой отчетности и требования к содержащейся в ней информации, при этом вопросы ведения бухучета решаются каждой организацией самостоятельно. МСФО – это стандарты отчетности. Российские стандарты по сравнению с МСФО ориентированы больше на правила и способы ведения бухучета.

Основное назначение МСФО – это гармонизация учета и отчетности в различных странах.

Отчетность, составленная в соответствии с требованиями МСФО отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей с т. з. принятия решений.

Главные проблемы перехода на VCAJ^

- высокие затраты на наём и обучение персонала, на оплату труда работников, знающих МСФО

-недостаточное количество подготовленных специалистов

- необходимость ведения параллельного учета по российским правилам (на основании ПБУ) и по МСФО

Однако переход на МСФО дает компаниям несколько преимуществ:

- выход на западный рынок и возможность привлечения иностранного капитала

- наличие более прозрачной и полезной информации для принятия управленческих решений

- повышение степени известности компаний на финансовых рынках и улучшение её имиджа.

Среди первых компаний, применивших МСФО были: АвтоВАЗ и крупнейшие нефтяные компании.

В настоящее время в России, в соответствии с законодательством, МСФО применяют организации, составляющие консолидированную финансовую отчетность, при этом по МСФО составляют отчетность только публичные компании, у которых есть дочерние (зависимые) компании – банки, страховые компании, организации, ц.б. которых обращаются на бирже.

7 ВОПРОС. Концепция бухучета в рыночной экономике и основные направления реформирования бухучета в России

До перехода на рыночную экономику в РФ существовала система бухучета, отвечавшая требованиям плановой экономики. Изменения системы общественных отношений, пользователей информации, а также необходимость приведения отечественной системы бухучета в соответствии с МСФО обусловили необходимость реформирования бухучета в РФ.

Постановлением Правительства РФ №283 от 06.03.98 утверждена «Программа реформирования бухучета в соответствии с МСФО».

Основная цель реформирования бухучета – приведение национальной системы бухучета в соответствии с МСФО и требованиями рыночной экономики.

В соответствии с этой целью были определены главные задачи реформирования:

1. Формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

2. Обеспечение увязки реформы бухучета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

3. Гармонизация национальных стандартов и МСФО;

4. Оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

Основные направления реформирования бухучета в России:

1) совершенствование нормативного правового регулирования:

- внесение изменений и дополнений в действующие нормативные документы

- разработка новых и пересмотр действующих ПБУ с учетом требования МСФО

- разработка методических указаний по бухучету

- пересмотр плана счетов бухучета

- пересмотр регистров бухучета, первичной учетной документации с учетом требований к рыночной экономике и МСФО

2) кадровое обеспечение (переработка программ обучения специалистов разных уровней, программ переподготовки специалистов бухгалтерских служб);

3) международное сотрудничество (вступление РФ в Совет по МСФО).

Продолжением указанной программы стало принятая в 2004 г. «Концепция развития бухучета и отчетности на среднесрочную перспективу» (приказ МинФина РФ №180 от 01.07.04 г.).

Согласно данной концепции дальнейшее развитие бухучета в России должно осуществляться по следующим 5 направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухучета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых ведением бухучета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

8 ВОПРОС. Учетная полтика организации

Бухучет в организациях осуществляется по определенным правилам в рамках общих принципов и правил, утвержденных законодательными актами. Выбранные организацией правила ведения бухучета закрепляются в учетной политике. Порядок формирования и раскрытия учетной политики установлен ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (в ред. Приказов Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н)

Учетная политика – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

- способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,

- способы погашения стоимости активов,

- способы организации документооборота,

- способы инвентаризации,

- способы применения счетов бухгалтерского учета,

- способы организации регистров бухгалтерского учета,

- способы обработки информации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

Содержание ученой политики может быть сгруппировано по 3-м разделам.

1 РАЗДЕЛ. Организация бухгалтерской службы

- указываются нормативные документы, в соответствии с которыми ведется бухучет в организации (ФЗ «О бухучете», Положение № 34 Н, план счетов бухучета, учетная политика)

- организационная форма бухгалтерской службы – кто ведет бухучет (бухгалтерия, штатный бухгалтер, руководитель, сторонняя организация)

- права и обязанности главного бухгалтера

- состав, подчиненность и распределение обязанностей учетных работников, порядок их взаимодействия и др.

2 РАЗДЕЛ. Техника ведения бухучета

утверждается 

- применяемая форма ведения бухучета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, автоматизированная)

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета.

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

3 РАЗДЕЛ. Методика ведения бухучета

Раскрываются способы ведения бухучета, выбранные организацией из тех способов, которые допускаются нормативными документами по бухучету:

- метод начисления амортизации по о.с. и НМА

- способ оценки МПЗ

- способ учета затрат на ремонт о.с

- способ оценки НЗП

и др.

При этом способы ведения учета могут быть представлены в учетной политике по отдельным разделам учета (порядок учета о.с., порядок учета доходов и расходов и др.)

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация может разработать собственный способ учета и закрепить его в своей учетной политике.

Принятая организацией учетная политика применяется с первого января года, следующего за годом её утверждения.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

- существенного изменения условий хозяйствования.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться приказом руководителя. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

- причину изменения учетной политики;

- содержание изменения учетной политики;

- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

После вступления в силу главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организации» у организаций возникла необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения. Это вызвано тем, что в налоговое законодательство были введены нормы, позволяющие организациям производить выбор одного из нескольких вариантов и методов, применяемых для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения – это совокупность способов ведения налогового учета.

В ней отражаются следующие элементы:

- порядок признания доходов и расходов (метод начисления, кассовый метод)

- порядок распределения прямых расходов

- способы оценки МПЗ

- способ начисления амортизации по о.с. и НМА

- порядок учета расходов на ремонт о.с

- порядок создания резервов

- порядок ведения налогового учета (применяемые регистры налогового учета) и др.

9 ВОПРОС. Учет кассовых операций

Нормативные документы:

1)Обязательные:

- ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.11

- Положение по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности №34-N от 29.07.98

- план счетов бухучета

- «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (Приказ Минфина №49 от 13.06.95)

2) по учету денежных средств:

- ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт» №54-ФЗ от 22.05.03

- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.03

- Положение ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» №373-П от 03.10.02

- Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» №2-П от 03.10.02

- Указание ЦБ РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» №1843-У от 20.06.07

- Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» №88 от 18.08.99

Денежные средства организации включают в себя:

- наличные денежные средства, находящиеся в кассе организации

- денежные документы

- денежные средства, находящиеся на расчетных, валютных и специальных счетах в банках

- денежные средства, находящиеся в пути

Задачи учета денежных средств:

1. точный, полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению.

2. контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием

3. контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины

4. контроль за эффективностью и правильностью использования денежных средств в обороте предприятия, выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

5. формирование достоверной отчетности о движении денежных средств

6. управление денежными потоками организации.

Учет кассовых операций

Все организации, независимо от ОПФ или сферы деятельности, обязаны хранить свои свободные денежные средства в банке на расчетном счете. Однако для проведения расчетов наличными каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу.

Прием, хранение и выдача наличных денег в кассе осуществляется в соответствии с положением ЦБ № 373-П «О порядке ведения кассовых операций».

Кассовые операции ведутся кассовым или иным работником в организации. Функции кассира может выполнять и руководитель организации. С кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. Организация (руководитель) самостоятельно определяет мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при их хранении (может быть оборудовано отдельное изолированное помещение, поставлены решетки на окна, железная дверь, сейф). Принимать и хранить в кассе денежные средства, не принадлежащие данной организации запрещается. Наличные деньги могут храниться в кассе только в пределах лимита.

Лимит кассы – это максимальна сумма наличных денег, которая может оставаться в кассе на конец дня.

Лимит остатка кассы определяется организацией по формуле установленной в положении № 373-П



L – лимит остатка денежных средств в кассе

V – объем поступлений наличных денег за проданные товары, работы, услуги за расчетный период

P – расчетный период, определяемый организацией (в рабочих днях, но не может быть больше 92 рабочих дней)

 – период времени между днями сдачи наличных денег в банк (не должен превышать 7 рабочих дней, а если в населенном пункте нет банка, то 14 рабочих дней).

При отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, работы, услуги, при расчете лимита учитывается объем выдачи наличных денег



L – лимит остатка денежных средств в кассе

R – объем выдачи наличных денег (за исключением выдачи з/п) за расчетный период

P – расчетный период, определяемый организацией (в рабочих днях, но не может быть больше 92 рабочих дней)

 – период времени между днями получения в банке наличных денег, за исключением денег для выдачи з/п (не должен превышать 7 рабочих дней, а если в населенном пункте нет банка, то 14 рабочих дней).

Рассчитанный лимит остатка денег в кассе должен быть утвержден приказом руководителя организации. Превышение установленного лимита в кассе допускается в дни выдачи з/п, но не более 5 рабочих дней, а также в выходные и праздничные дни, если в эти дни велись кассовые операции. Во все остальные дни сумма сверх установленного лимита подлежит сдаче в банк.

При продаже продукции (работ, услуг) юридическим и физическим лицам за наличный расчет прием наличных денег должен производиться с обязательным применением контрольно-кассовой техники (ФЗ №54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»). Могут не использовать кассовые аппараты организации, находящиеся на специальном налоговом режиме – ЕНВД.

Расчеты наличными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производится в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в рамках 1 договора (Указание ЦБ №1843-У).

Документальное оформление кассовых операций

Поступление наличных денег в кассу оформляется ПКО, который подписывается кассиром и главным бухгалтером. Лицу, внесшему деньги в кассу выдается квитанция к ПКО, заверенная печатью организации. Выдача наличных денег из кассы оформляется РКО, который подписывается кассиром и главным бухгалтером.

Выдача з/п осуществляется по платежной ведомости, на основании которой потом составляется один РКО. Внесение исправлений в кассовые документы не допускается. У кассира должны быть образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.

Кассир учитывает все операции по кассе в кассовой книге. Каждая организация ведет только 1 кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и отпечатана печатью на последней странице. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу (если учет ведется автоматизировано, то автоматически формируется и распечатывается 2 экземпляра). Первый экземпляр листов сшивается в кассовую книгу, 2-й экземпляр вместе с ПКО и РКО сдается в бухгалтерию (является отчетом кассира). Контроль за правильностью ведения кассовой книги осуществляет главный бухгалтер.

Синтетический учет денежных средств в кассе

Для учета наличия и движения денежных средств и денежных документов используется счет 50 «касса»

Счет – балансовый, основной, инвентарный, денежный, активный

Структура счета

К счету 50 могут быть открыты субсчета:

1) 50.1 касса организации

2) 50.2 операционная касса

3) 50.3 денежные документы

Если организация проводит операции с иностранной валютой, то к счету 50 может быть открыт субсчет 50.4 - касса в иностранной валюте.

Типовая корреспонденция по счету 50

50.1 - учет денежных средств, находящиеся в кассе самой организации

Дт 50.1 Кт 51 - получены денежные средства в кассу с расчетного счета

Дт 50.1 Кт 62 - получены денежные средства в кассу от покупателей

Дт 50.1 Кт 66, 67 - получены займы в кассу от других юридических или физических лиц

Дт 50.1 Кт 71 - получен в кассу остаток денежных сумм от подотчетного лица

Дт 50.1 Кт 73 - получены денежные средства в кассу от работников за возмещение материального ущерба (в погашение займа)

Дт 50.1 Кт 75 - получены денежные средства в кассу от учредителей

Дт 50.1 Кт 76 - получены денежные средства в кассу от прочих дебиторов

Дт 51 Кт 50.1 - сданы денежные средства на расчетный счет

Дт 60 Кт 50.1 - оплачено поставщику из кассы

Дт 66, 67 Кт 50.1 - погашен займ из кассы

Дт 70 Кт 50.1 - выдана з/п из кассы

Дт 71 Кт 50.1 - выданы денежные средства под отчет из кассы

Дт 73 Кт 50.1 - выдан займ работнику их кассы

Дт 75 Кт 50.1 - выплачены денежные средства учредителям (дивиденды)

Дт 76 Кт 50.1 - выплачены денежные средства из кассы прочим кредиторам

50.2 – на данном субсчете учитывается наличие и движение денежных средств в операционных кассах (кассы магазинов, ж/д вокзалов и т.д.)

Движение денежных средств в операционной кассе отражается в книге кассира - операциониста, открываемой на каждую контрольно-кассовую машину. Записи в книгу кассира - операциониста вносятся на основании контрольной ленты кассового аппарата (Z-отчет), который распечатывается в конце рабочего дня или смены.

Дт 50.2 Кт 90.1 - отражена поступившая в операционную кассу наличная выручка

Дт 50.1Кт 50.2 - сданы денежные средства из операционной кассы в кассу организации

50.3 – на данном субсчете учитывается наличие и движение находящихся в кассе организации денежных документов (акцизные марки, путевки, почтовые марки, ж/д, авиа билеты и т.п.)

Денежные документы принимаются к учету в сумме фактических затрат на их приобретение. Поступление и списание денежных документов оформляется ПКО и РКО. Кассир отражает движение денежных документов в «книге учета движения денежных документов».

Дт 50.3 Кт 76 - приобретены путевки

Дт 50.3 Кт 71 - приобретены денежные документы через подотчетных лиц

Дт 26 Кт 50.3 - списана стоимость использованных почтовых марок

Дт 71 Кт 50.3 - выданы денежные документы подотчет работнику

Дт 73 Кт 50.3 - выданы путевки работникам

Синтетический учет денежных средств в кассе ведется в журнале ордере №1 (отражается Кт50) и в ведомости №1 (Дт50). Данные регистры заполняются на основании отчета кассира.

Далее информация заносится в главную книгу и БФО (в активе баланса, во 2-м разделе - оборотные активы, строка «денежные средства»). При автоматизированной форме учета регистрами учета являются машинограммы по счету 50.

10 ВОПРОС. Учет операций на расчетных счетах

Порядок открытия и ведения операций на расчетных счетах регламентируется ЦБ РФ. Организации могут открывать несколько расчетных счетов в любом банке.

Для открытия расчетного счета организация предоставляет в банк следующие документы:

1. Заявления на открытие расчетного счета

2. Нотариально - заверенные копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

3. Протокол собрания учредителей об избрании директора и приказ о назначении главного бухгалтера

4. Карточка с образцами подписей и оттиска печати организации.

После проверки данных документов предприятию открывается расчетный счет и заключается договор банковского счета. На расчетные счета зачисляются денежные средства от покупателей, полученные кредиты и займы, дивиденды по акциям и другие суммы. С расчетного счета производится оплата счетов поставщиков, перечисление налогов и взносов, погашение кредитов и займов и т.д.

Первичные документы по расчетным счетам:

1) сдача наличных денежных средств оформляется объявлением на взнос наличными.

Он состоит из 3-х частей:

1 часть – объявление (остается в банке)

2 часть – квитанция (выдается на руки лицу, внесшему денежные средства на расчетный счет и затем прикрепляется к РКО)

3 часть – ордер (прикладывается к выписке с расчетного счета)

2) снятие денежных средств с расчетного счета осуществляется по денежным чекам, которые организация получает в банке в виде чековой книжки.

3) безналичные платежи по расчетным счетам осуществляются на основании расчетных документов в зависимости от применяемой формы безналичных расчетов (в соответствии с Положением ЦБ №2-П).

Формы безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями

Платежное поручение – это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму со своего счета на счет получателя средств

Схема:

1 – заключение договора

2 – отгрузка товаров или выполнение услуг, работ

3 – предоставление в банк платежного поручения

4 – перечисление денежных средств по платежному поручению

5, 6 – предоставление выписок с расчетного счета

Это самая распространенная форма безналичных расчетов, применяется при расчетах с поставщиками, при перечислении налогов и взносов, при погашении кредитов и займов и в других случаях.

- расчеты платежными требованиями

Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) об оплате определенной денежной суммы через банк.

Схема

1 – заключение договора

2 – отгрузка товаров или выполнение услуг, работ

3 – предоставление в банк платежного требования

4 – направление платежного требования в банк плательщика

5 – направление платежного требования для акцепта

6 – акцепт платежного требования (т.е. согласие)

7 – перечисление денежных средств по платежному требованию

8, 9 – предоставление выписок с расчетного счета

Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом, т.е. требующее согласия плательщика, или без акцепта, т.е. не требующее согласия плательщика (без 5,6 операций)

Без согласия в безакцептовом порядке оплачиваются требования за газ, воду, электро - и теплоэнергию.

Инкассовые поручения – это расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в пользу взыскателя в бесспорном порядке (аналогично платежному требования без акцепта)

Применяется при взыскании денежных средств организациями, выполняющими контрольные функции (налоговые органы) или по исполнительным документам (по решению суда)

- расчеты по аккредитивам

- расчеты чеками

4) организации периодически получают в банке выписки со своего расчетного счета, в котором отражается движение и остаток денежных средств на расчетном счете организации.

К выписке прикладываются подтверждающие документы, на основании которых банк осуществил операции по расчетному счету организации. Выписки банка и приложенные к ним документы являются основанием для отражения операций по расчетному счету в бухучете.

Учет наличия и движения денежных средств на расчетных счетах ведется на счете 51 «Расчетные счета»

Счет – балансовый, основной, инвентарный, денежный, активный

Структура счета

При наличии у организации нескольких расчетных счетов аналитический учет на счете 51 ведется по каждому расчетному счету.

Типовая корреспонденция по счету 51

Дт 51 Кт 50 - поступили денежные средства из кассы на расчетный счет

Дт 51 Кт 62 - получены денежные средства на расчетный счет от покупателей

Дт 51 Кт 66, 67 - поступили на расчетный счет полученные кредиты и займы

Дт51 Кт 75 - получены денежные средства на расчетный счет от учредителей

Дт51 Кт 76 - получены денежные средства на расчетный счет от прочих дебиторов

Дт 50 Кт 51 – сняты денежные средства с расчетного счета в кассу

Дт 58 Кт 51 - предоставлены займы другой организации

Дт 60 Кт 51 - перечислены денежные средства поставщикам

Дт 66, 67 Кт 51 – погашены кредиты и займы

Дт 68 Кт 51 – перечислены налоги в бюджет

Дт 69 Кт 51 – перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды

Дт 70 Кт 51 – перечислена з/п работников на их лицевые счета в банке

Дт 75 Кт 51 - перечислены денежные средства учредителям с расчетного счета

Дт 76 Кт 51 - перечислены денежные средства прочим кредиторам

Дт 91.2 Кт 51 – списаны банком суммы комиссии на обслуживание расчетного счета

При журнально-ордерной форме учета учет операций ведется в журнале ордере №2 (отражается Кт51) и в ведомости №2 (Дт51). Данные регистры заполняются на основании выписок банка и приложенные к ним документов. Далее информация заносится в главную книгу и БФО (в активе баланса, во 2-м разделе - оборотные активы, строка «денежные средства», форма №4 «Отчет о движении денежных средств»). При автоматизированной форме учета регистрами учета являются машинограммы по счету 51.

11 ВОПРОС. Учет операций на валютных счетах

Для осуществления валютных операций организации имеют право открывать валютные счета в любом банке, имеющим лицензию ЦБ на проведение валютных операций. Порядок проведения операций с иностранной валютой регламентируется ФЗ №173 ФЗ «О валютном регламентировании и валютном контроле». Порядок открытия и ведения валютных счетов устанавливает ЦБ РФ. Для открытия валютного счета организация предоставляет в банк те же документы, что и при открытии расчетного счета:

1. Заявления на открытие валютного счета

2. Нотариально - заверенные копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

3. Протокол собрания учредителей об избрании директора и приказ о назначении главного бухгалтера

4. Карточка с образцами подписей и оттиска печати организации.

После заключения договора банковского счета предприятию открывается сразу 2 валютных счета: транзитный и текущий валютный счет.

Транзитный валютный счет предназначен для зачисления в полном объеме всей поступающей иностранной валюты. После проверки банком данных поступлений сумма иностранной валюты перечисляется на текущий валютный счет.

Текущий валютный счет предназначен для зачисления иностранной валюты с транзитного валютного счета и совершения организации своих текущих валютных операций.

Учет наличия и движения денежных средств на валютных счетах ведется на счете 52 «Валютные счета»

Счет – балансовый, основной, инвентарный, денежный, активный

Структура счета

К счету 52 могут быть открыты следующие субсчета:

52.1 – транзитные валютные счета

52.2 – текущие валютные счета

52.3 – валютные счета за рубежом

1 2 3 4 5