">
Экономика Бухгалтерский учет и налогообложение
Информация о работе

Тема: Налоги, их виды. Налоговая система государства

Описание: Социально-экономическая сущность налогов. Возникновение и их необходимость. Законодательство РФ. Основные принципы, участники. Общие условия установления, специальные режимы. Основные элементы, понятия, признаки и функции. Классификация. Акцизы.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Бухгалтерский учет и налогообложение.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 12
Поднять уникальность

Похожие работы:

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

на тему: «Налоги, их виды. Налоговая система государства»

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ…..7

Возникновение налогов и их необходимость……………………………....7

Налоговое законодательство РФ. Основные принципы налогообложения, участники налоговых отношений………………………………………….11

Общие условия установления налогов и сборов. Специальные

налоговые режимы…………………………………...………………………….15

Основные элементы налога………………………………………………16

1.5. Понятия, признаки и функции налогов………………………………...…22

1.6. Классификация налогов и сборов в Российской Федерации…………….26

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ……32

2.1. Федеральные налоги и сборы РФ………………………………………….32

2.1.1. Налог на добавленную стоимость……………………………….……….32

2.1.2. Акцизы…………………………………………………...………………...39

Налог на доходы физических лиц……………...………………………..44

Страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования,

фонд обязательного медицинского страхования…………………………...….49

2.1.5. Налог на прибыль организаций………………………………………….54

2.1.6.Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов………...…………………………58

2.1.7. Водный налог………………………………………………...…….……...61

2.1.8.Государственная пошлина………………………………………………...62

2.1.9. Налог на добычу полезных ископаемых………………………...............64

2.2. Региональные налоги РФ…………………………………...………………66

2.3. Местные налоги РФ…………………………………………………………66

ГЛАВА 3.ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЙ АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ФНС РОССИИ ДОХОДОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ…………………………...68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..79

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..84

ВВЕДЕНИЕ

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому либо, ибо не смотришь ни на какое лице; и так скажи нам, как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Евангелие от Матфея

В этой библейской цитате воплощены две актуальнейшие для всех времен и народов истины. Налоги нужно и должно платить! Налоги принадлежат государству!

Действительно, налоги составляют основу жизни любого государства. Без налогов немыслимо существование самого института государства. Кроме того, в рыночной экономике налоги являются одним из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы. Они служат теми «кровеносными артериями», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов разных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства.

Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона или конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Из выше сказанного следует, что тема курсовой работы «Налоги и их виды. Налоговая система государства» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. В современных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение
основных потребностей государства.

Данная тема достаточно подробно освещена в теоретических трудах отечественных ученых - И.И.Янжула, И.Х.Озерова, В.Н.Твердохлебова, Н.И.Тургенева, А.А.Тривуса, П.П.Гензеля, В.В.Дитмана, А.И.Буковецкого.

Исследования крупнейший ученых-экономистов XX в. - Д.Кейнса, Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, А.Маршалла, П.Самуэльсона, К.Макконнелла, М.Фридмана, А.Лаффера и других легли в основу мероприятий по реорганизации налоговых систем, преведенных в 50-70-е годы, затем 80-90-е годы в странах- членах Евросоюза, США, Канаде, Японии и других государствах.

В последние годы существенный вклад в разработку проблем налогового реформирования вносят такие российские экономисты как: Д.С.Львов, В.Г.Пансков, И.В.Подпорина, Д.Г.Черник, Т.Ф.Юткина, Б.Е.Пеньков, Л.Н.Павлова, С.Д.Шаталов, А.В.Брызгалин и другие.

Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений. 

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.

Предмет исследования: налоги и сборы Российской Федерации.

Цель работы: исследовать действующую налоговую систему Российской Федерации, раскрыть сущность налогов, исследовать динамику поступлений налогов в федеральный бюджет РФ.

Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

- изучить нормативно-правовую базу налоговой системы;

- выяснить принципы формирования налоговой системы;

- выявить сущности, классификации и функций налогов и сборов;

- дать характеристику основным налогам и сборам РФ;

- исследовать и проанализировать динамику поступлений налогов на

добычу полезных ископаемых, на прибыль организаций, на добавленную стоимость и акцизов в федеральный бюджет РФ

Теоретическая основа исследования базируется на Налоговом Кодексе РФ, законах РФ, источниках научной и учебной литературы, на материалах статей финансово-экономических журналов и опубликованных в сети интернет, данных общегосударственной статистики.

На разных этапах подготовки курсовой работы и в зависимости от характера решаемых задач автором использовались разнообразные методы исследования: эмпирические методы, сравнительно-сопоставительный анализ, статистический анализ, классификация, обобщение, математический.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура:

работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе раскрывается необходимость налогообложения, раскрывается понятие налоговой системы, приводятся принципы, в соответствии, с которыми формируется налоговая система, и определяются участники налоговых отношений, классифицируются налоги и обозначаются их признаки и функции.

Во второй главе характеризуются основные налоги и сборы РФ в зависимости от их принадлежности к уровню управления.

В третьей главе автором исследована динамика поступлений налогов на добычу полезных ископаемых, на прибыль организаций, на добавленную стоимость и акцизов в федеральный бюджет РФ с 2006г по 2010г., проведен анализ поступлений налогов и выявлены причины увеличения или уменьшения доходов в федеральный бюджет РФ. Сделаны выводы.

В заключении автор говорит о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества, задачах государства для совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

Возникновение налогов и их необходимость

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются развитием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства, ведь появление самих налогов связано с первыми общественными потребностями.

Налоги появились одновременно с товарными производствами, они являются экономической основой государства. В разные времена они назывались по-разному: жертва, подать, выход, оброк, мыт, десятина. Сегодня это сбор, пошлина, акциз и т.д

Из древности до нас дошли указы о налогах, устанавливающие ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.

Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I.  Петр I старался по возможности обеспечивать справедливость налогообложения и равномерное распределение налоговых тягот. Были снижены некоторые прошлые налоги, особенно для людей малоимущих, введена подушная подать, чтобы устранить злоупотребления при переписи дворов.

Первый крупный труд в области теории налогообложения — «Опыт теории налогов» Н. Тургенева — появился в России в 1818 г., а в 1845 г. в Казани вышла книга И. Горелова «Теория финансов», посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и государственному кредиту.

Отлаженная система финансовых поступлений, в которой преобладали прямые и косвенные налоги, политика правительства, направленная на поддержку отечественных производителей, отразившаяся в системе акцизов и таможенных пошлин, привели к тому, что накануне первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение. Значительную часть государственных доходов по-прежнему составляли налоги.

Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914г., самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Для покрытия военных расходов правительству пришлось повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы, прибегать к внутренним займам.

Февральская революция только усугубила положение. В условиях продолжающейся войны Временному правительству не удалось справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Деньги продолжали стремительно обесцениваться, а цены — расти.

Очередной финансовый спад наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала денежная эмиссия, а местные органы существовали за счет контрибуций. Ни то, ни другое налаживанию хозяйства не способствовало. От полного краха государство спасло введение в 1921 г. новой экономической политики (НЭП), которая пришла на смену политике «военного коммунизма». Были сняты запреты на частную торговлю, местный кустарный промысел. Продразверстку заменил продналог, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

Финансовая система НЭПа отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России, но стремление государства поставить все под свой контроль делало идею «государственного капитализма» бесперспективной. Опыт 20-х гг. доказал, что только хозяйственная самостоятельность предприятий, их правовая обособленность от государственного аппарата управления дают возможность создать условия для формирования рынка капиталов и создания правильной системы налогообложения.

К сожалению, финансовая система Советского государства развивалась совсем в другом русле. На смену налогам пришли административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны. Предприятия лишались хозяйственной инициативы и не могли контролировать рынки сбыта своей продукции, изучать спрос населения. Все вопросы решались путем государственного планирования.

Отчисления государству от прибыли предприятий составляли от 66 до 93 %. Налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли положенные 13 % подоходного налога, которые бухгалтерии автоматически вычитали из их зарплаты, причем с минимальной зарплаты (70 руб.) налоги не взимались вовсе. Повышенные ставки налогов существовали для небольшой категории высоко, по тем временам, оплачиваемых граждан — писателей, артистов, музыкантов, художников, спортсменов-чемпионов и лиц, имевших разрешение на частную практику: зубных врачей и техников, портных, парикмахеров, фотографов и др.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы. Это стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в стране на рубеже 80—90-х гг.

Путь к выходу из этого кризиса был один — переход к рыночной экономике. Новое направление экономического развития страны вызвало бурный рост числа предприятий различных форм собственности — кооперативов, индивидуальных частных предприятий, акционерных обществ и товариществ, совместных предприятий.

В новых экономических условиях гарантом стабильных поступлений в бюджет могла стать только отлаженная система налогообложения. Создание Государственной налоговой службы как контрольного органа, ведающего пополнением государственной казны, стало первоочередной задачей Правительства.

24 января 1990 г. Постановлением Совета Министров СССР в системе союзного Министерства финансов была создана Государственная налоговая служба в составе Государственной налоговой инспекции Минфина СССР, государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных республик и государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям и областям, округам, городам, районам и районам в городах.

1991 г. стал годом значительных политических перемен. 31 декабря 1991 г. Указом Президента России Б. Н. Ельцина было утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, в соответствии с которым Государственная налоговая служба России перешла в подчинение Президента и Правительства. С января 1992 г. начала действовать новая налоговая система, которая свидетельствовала о том, что государство взяло четкий курс на установление в стране рыночных отношений.

Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы. В сознании людей должна утвердиться мысль, что налоги – это не только отчисления из заработанных ими сумм, но и залог будущего процветания государства.

Налоговое законодательство Российской Федерации

Основные принципы налогообложения

«Я не думаю, что в республике можно найти что-нибудь более недостойное, чем когда закон принимают и его не соблюдают, и уж тем более, когда закон не соблюдает сам его законодатель».

Н. Макиавелли

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по их установлению, введению и взиманию, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых нарушений.

С 1 января 1999 г. в России действует главный законодательный акт о налогах — Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), устанавливающий принципиальные положения функционирования налоговой системы страны, регламентирующий перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены и, что самое главное, единый комплекс взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

В период 2001—2005 гг. поэтапно вводилась часть вторая Налогового кодекса, отдельными главами которой устанавливались особенности применения, исчисления и уплаты в отношении каждого налога и специального налогового режима. С 1 января 2001 г. введены в действие четыре главы НК РФ: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог. С 1 января 2002 г. — четыре новые главы: налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых; система налогообложения для сельскохозяйственных производителей; налог с продаж (отменен с 1.01.2004). С 1 января 2003 г. — следующие три главы: упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог. С 1 января 2004 г. введены еще четыре главы НК РФ: сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций. И наконец, с 1 января 2005 г. кодифицируются последние три главы Кодекса: водный налог, государственная пошлина, земельный налог. Таким образом, сейчас вне рамок НК РФ продолжает функционировать только один местный налог — на имущество физических лиц.

Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах устанавливают систему налогов и сборов, а также общие правила налогообложения в Российской Федерации.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Кодексом.

В ст. 3 НК РФ закреплены следующие основные принципы законодательства о налогах и сборах.

1. Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2. Принцип равенства налогообложения предполагает равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.

3. Принцип справедливости предусматривает фактическую способность налогоплательщика уплачивать налог и обязательность каждого участвовать в финансировании расходов государства.

4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, предполагает сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.

5. Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры, налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.

6. Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.

7. Принцип экономической обоснованности — налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы,, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

8. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

10. Принцип определенности — акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

11. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неясностей законодательства — все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

организации и физические лица, признаваемые в соответ-ствии с Кодексом налоговыми агентами;

налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Налоговым кодексом определены права, обязанности и полномочия налогоплательщиков, налоговых, финансовых, таможенных органов и органов внутренних дел.

Общие условия установления налогов и сборов

Специальные налоговые режимы

Налоговое законодательство о налогах и сборах предусматривает общие условия установления налогов и сборов, а также определяет специальные налоговые режимы.

Согласно статье 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Согласно статье 18 НК РФ специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Основные элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают контрольные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов, которые являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.

1. Субъект налогообложения – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог за счет собственных средств.

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода. Поэтому следует отличать налогоплательщика от носителя налога. Носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения.

Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге. Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет.

В налоговых правоотношениях также следует отличать налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов. Налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Сборщики налогов и сборов – уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление в бюджет.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя или уполномоченного представителя (по доверенности).

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты.

Резиденты имеют постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению. Необходимое условие – проживание гражданина в Российской Федерации, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в календарном году.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве и налогообложению подлежат только те доходы, которые получены в данном государстве.

2. Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

- имущество;

- операции по реализации товаров (работ, услуг);

- стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

- прибыль;

- доход (в виде процентов и дивидендов);

- иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога — валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.

3. Источник налога, т.е. доход, из которого выплачивается налог. Существует два источника – доход и капитал налогоплательщика.

4. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения (ст.53 НК РФ). Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода:

1) кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально оплаченные суммы. Этот метод имеет и другое название – метод присвоения;

2) метод начисления – доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

5. Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Следует различать понятия «налоговый период», определяемый законодательством о налогах и сборах, и «отчетный период» – период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность согласно бухгалтерским предписаниям. Иногда налоговый и отчетный периоды могут совпадать, иногда отчетность представляется несколько раз за налоговый период. 

6. Ставка налога (норма налогового обложения)— это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли.

Они применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50 000 руб.) облагалась по ставке 12 %; вторая (от 50 000 до 150 000 руб.) — по ставке 20 %; третья (более 150 000 руб.) — по ставке 30 %.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому социальному налогу.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее всего давит на лиц с большими доходами. Регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

Налоговые ставки в России по федеральным налогам установлены по отдельным налогам второй частью Налогового кодекса РФ, а по большинству налогов — соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому виду налогов.

7. Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога, при этом налогоплательщик может отказаться от исполнения льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. 

Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

8. Срок уплаты – срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается пеня в зависимости от просроченного срока.

9. Правила исчисления и порядок уплаты налогов; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

10. Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый (от слова «кадастр» – таблица, справочник) – когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить транспортный налог. Он взимается по установленной ставке от мощности трансфертного средства независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает;

2) на основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налогообложение неиндексированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников;

3) у источника – этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, где работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. 

1.5. Понятия, признаки и функции налогов

В Налоговом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог и сборы стали разными понятиями.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный относительно регулярный и законодательно установленный платеж уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 

Сбор - это обязательный взнос, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий.

Исходя из определений налога и сбора автор выделяет схожесть и различия признаков налога и сбора.

Таблица 1.

Признаки налога и сбора Налог Сбор  Законность: установление, порядок исчисления и уплаты налога, его изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона Законность: установление, порядок исчисления и уплаты сбора, его изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона  Обязательность (императивность): возникновение обязанности по уплате налога в результате несвободного выбора плательщика Обязательность (императивность): возникновение обязанности по уплате налога в результате несвободного выбора плательщика  Индивидуальная безвозмездность: отсутствие встречного удовлетворе-

ния(эквивалента прав) Индивидуальная безвозмездность: наличие встречного удовлетворения

(эквивалента прав)  Относительная регулярность уплаты: регулярное осуществление платежа при наличии объекта обложения Относительная регулярность уплаты: нерегулярное осуществление взноса при возникновении потребности в юридически значимых действиях  Цель платежа: финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований Цель платежа: покрытие затрат государства (его уполномоченных органов), связанных с оказанием юридически значимых действий  

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная. 

Обобщая материал из разных источников, автор представляет функции налогов и их сущность в таблице 2:

Таблица 2

Основные функции налогов

Функции Сущность Проявление, следствия  1 2 3  Фискальная

(главная) Обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. - Образование центрального денежного фонда государства.

- создание объективных условий для вмешательства государства в экономику  

Продолжение таблицы 2

1 2 3  

Стимулирующая изменение объекта обложения, уменьшение налогооблагаемой базы, понижение налоговой ставки

- стимулирование технического прогресса и социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений,

- увеличение числа

рабочих мест  

Распределительная социально-экономическая - снижение социального неравенства

-поддержание социальной стабильности в обществе

- регулирование величины налоговой нагрузки исходя из уровней доходов различных слоев населения

- компенсация низких доходов государственными трансфертами и услугами

 

Продолжение таблицы 2

1 2 3  

Контрольная государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, за источниками доходов и направлениями расходов

- контроль полноты и своевременности налоговых поступлений в бюджет - препятствие уклонению от уплаты налогов

- препятствие развитию теневого сектора экономики

- повышение эффективности реализации других функций налогов

-определение необходимости реформирования налоговой системы.

 

1.6. Классификация налогов Российской Федерации

Классификация налогов нужна для упорядочения знаний о различных видов налогов.

Основными классификационными признаками являются: субъект налога; объект налогообложения; вид ставки; способ обложения; источник уплаты; назначение; принадлежность к уровням власти и управления; право использования сумм налоговых поступлений; возможность переложения.

Таблица 3

Классификация налогов по признакам Классифицирующий признак Виды налогов  1 2  Принадлежность к уровню управления - федеральные налоги и сборы

- региональные налоги

- местные налоги  Субъект обложения - налоги с юридических лиц

- налоги с физических лиц

- налоги с юридических и физических лиц  Степень переложения - прямые налоги

- косвенные налоги  Характер отражения в СНС - Системе национальных счетов - налоги на производство и импорт

- налоги на доходы и имущество  Предмет (объект) обложения - налоги с имущества

- налоги с доходов

- налоги с потребления

- налоги с использования ресурсов  Способ обложения - налоги, уплачиваемые «по декларации»

- налоги, уплачиваемые «у источника выплат»

- налоги, уплачиваемые «по уведомлению»  Бухгалтерский источник уплаты - налоги, уплачиваемые с выручки от реализации

- налоги, относимые на себестоимость

- налоги, относимые на финансовый результат

- налоги, относимые на оплату труда

- налоги, уплачиваемые с валовой прибыли  

Продолжение таблицы 3 1 2  По методу обложения (от ставки) прогрессивные

регрессивные

пропорциональные

линейные

ступенчатые

твердые (в абсолютных суммах)

кратные (в минимальных оплатах труда)  Назначение налогов • налоги общего характера

• налоги целевого характера  

Наиболее популярной является классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления:

федеральные

региональные;

местные

Первой частью Налогового кодекса РФ установлены следующие налоги и сборы: 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных.

Таблица 4

Налоги и сборы, установленные в РФ. Федеральные

налоги и сборы   Налоги и сборы субъектов РФ (Региональные) Местные налоги   1. Налог на добавленную стоимость

2. Акцизы

3. налог на доходы физических лиц

4. Единый социальный налог

5. Налог на прибыль организаций

6. Налог на добычу полезных ископаемых

7. Налог на наследование или дарение (с 1.01.2006г утратил силу)

8. Водный налог

9. Сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

10. Государственная пошлина 1. Налог на имущество организаций

2. Транспортный налог

3. Налог на игорный бизнес 1. Земельный налог

2. Налог на имущество физических лиц  

1 2 3