">
Экономика Бухгалтерский учет и налогообложение
Информация о работе

Тема: Бюджетный учет и отчетность

Описание: Сущность бюджетного учета, необходимость его организации. Общая характеристика системы. Необходимость реформирования и ее направления. Требования. Направления финансов. Правовые основы организации. Определение главных распорядителей и получателей. Корреспонденция.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Бухгалтерский учет и налогообложение.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 197
Поднять уникальность

Похожие работы:

Тезисы лекций

по дисциплине

«Бюджетный учет и отчетность»

Обязательная литература по дисциплине

Нормативно-правовые акты

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ – СПС «Консультант Плюс»

2.Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете»

3.Инструкция по бюджетному учету. Утверждена приказом Минфина России от 11 февраля 2006 года № 25н

4.Инструкция о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности. Утверждена приказом Минфина РФ от 21 января 2005 года № 5н

5.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 49.

6.Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года № 71 а.

Рекомендуемая литература

1.Бюджетный учет: переход к новым правилам. / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: Информцентр ХХ1 века, 2006. – 336 с.

2.Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 336 с.

3.Маклева Г.И. Бюджетный учет и отчетность: в 2 ч./Г.И. Маклева, Р.Е. Артюхин. – М.: ЭКАР, 2005.

4.Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях: Учебник/Под ред. проф. В.М. Родионовой. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004. – 232 с.

5.Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2003.

6.Финансы бюджетных организаций: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 363 с.

7.Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Лекция 1

Тема 1. Сущность бюджетного учета, необходимость его организации

(2 часа)

1.Общая характеристика системы бюджетного учета

2.Роль бюджетного учета

3.Необходимость реформирования системы бюджетного учета и ее направления

Литература:

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ – СПС «Консультант Плюс»

2.Зеленский В.А. Россия и общемировые тенденции развития бюджетного учета/В.А. Зеленский//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. - № 6. – С. 10 – 13.

3.Маклева Г.И. Реформа бюджетного учета в Российской Федерации/Г.И. Маклева// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. - № 4. – С. 8 – 12.

4.Маклева Г.И. Реформа бюджетного учета необходима/Г.И. Маклева// Финансы. – 2003. - № 12. – С. 11 – 14.

5.Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации/Т.Г. Нестеренко// Финансы. – 2004. - № 3. – С. 3 - 8.

6.Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях: Учебник/Под ред. проф. В.М. Родионовой. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004. – 232 с.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1.Состав участников бюджетного процесса

2.Схема казначейского исполнения бюджетов по доходам и расходам

1.Общая характеристика системы бюджетного учета

Учет государственных финансов имеет длинную историю. Он осуществлялся даже тогда, когда не имелось никаких организованных бюджетов. Однако до 19 века отсутствовала законченная учетная концепция. Бухгалтерский учет государственных финансов считается достаточно примитивным из-за того, что его природой является осуществление записей по денежным потокам, возникшим обязательствам и другим операциям правительства. Его роль по существу ограничивалась сбором налогов и управлением доходами, а также записью бюджетных назначений.

Повышение роли государства, значительное усложнение процесса управления государственными финансами, а также необходимость эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов явились причиной пересмотра представлений о бухгалтерском учете государственных финансов. Начали разрабатываться технологии ведения программного бюджета, появились первые попытки регистрировать обязательства и активы государства наряду с обычной регистрацией кассовых потоков, били попытки проанализировать отчетность государства.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

В соответствии с действующим бюджетным законодательством (Статья 240 БК РФ) «Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов».

Впервые в Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ на уровне закона получили правовое закрепление вопросы бюджетного учета, являющегося одним из традиционных направлений бухгалтерского учета в России. В статье 240 Кодекса определяются объекты бюджетного учета: доходы бюджета, источники финансирования дефицита, расходы, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета. Традиционно в Российской Федерации бюджетный учет подразделяется на два сектора: бухгалтерский учет исполнения бюджетов и бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.

Объекты бюджетного учета отражаются в соответствующих секторах бюджетного учета, причем некоторые из них отражаются одновременно сразу в двух секторах. Бухгалтерский учет исполнения бюджетов и бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70 н.

В качестве объектов бухгалтерского учета исполнения бюджетов выступают: средства бюджета; расходы бюджета; источники финансирования дефицита бюджета; доходы бюджета; государственный (муниципальный) долг; бюджетные ссуды, государственные кредиты; расчеты по средствам бюджета; внутриказначейские расчеты, средства переданные и полученные; расходы, доходы будущих периодов; результаты исполнения бюджетов.

Объектами бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях являются: основные средства и долгосрочные финансовые вложения; материальные запасы; готовая продукция; средства учреждений; расчеты; расходы; выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги; доходы, прибыли (убытки); фонды и средства специального назначения.

Аналитической основой бюджетного учета является бюджетная классификация РФ, утвержденная Законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", которая по соответствующим кодам детализирует объекты бюджетного учета, учитываемые на соответствующих балансовых счетах. В соответствии с этой классификацией по кодам детализируются:

доходы бюджета (в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации);

расходы бюджета (в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации);

источники финансирования дефицита бюджета (в соответствии с классификацией источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и классификацией источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации);

государственный (муниципальный) долг (в соответствии с классификацией видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга, классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации);

государственные внешние активы Российской Федерации (в соответствии с классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации).

Можно отметить, что бюджетная классификация Российской Федерации не содержит классификации видов бюджетных ссуд (кредитов), включаемых в состав государственных (муниципальных) финансовых активов.

В статье 240 Бюджетного кодекса указано, что бюджетный учет основывается на едином плане счетов. Единый план счетов бюджетного учета можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исходя из статьи 29 Кодекса, закрепляющей принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, план счетов должен быть при ведении бухгалтерского учета бюджетов всех уровней. В этом случае обеспечивается единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Во-вторых, понятие "единый план счетов" предполагает наличие плана счетов, в котором систематизированы балансовые счета по всем объектам бюджетного учета.

До 2005 года в Российской Федерации объекты бюджетного учета отражаются на балансовых счетах планов счетов, включенных в разные Инструкции по бухгалтерскому учету: Единого плана счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов и Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений. Начиная с 2005 года произошло объединение нормативной базы и был сформирован единый план счетов бюджетного учета, в котором отражены все объекты как бухгалтерского учета исполнения бюджетов, так и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Поскольку в процессе исполнения федерального бюджета осуществляется формирование государственной (муниципальной) казны и доходы от использования (реализации) средств государственной (муниципальной) казны подлежат зачислению в бюджет, в Единый план счетов бюджетного учета подлежат также включению счета, характеризующие состояние и операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, недвижимым имуществом, не закрепленным за учреждениями (предприятиями) в оперативное управление (хозяйственное ведение).

2.Роль бюджетного учета

Организация бюджетного учета дает комплексное представление о системе учетных операций, отражающих процессы поступления и расходования денежных средств.

Роль бюджетного учета заключается в следующем:

-позволяет сформировать полную и достоверную информацию о деятельности бюджетных учреждений и соответствующих органов государственной власти и их имущественном положении.

Данная информация может быть необходима как внутренним пользователям (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), так и внешним (инвесторам, кредиторам и т.д.).

-обеспечивает информацией внешних и внутренних пользователей для контроля за соблюдением хозяйственных операций, их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

Бюджетный учет позволяет проводить все виды финансового контроля (предварительный, текущий и последующий) за правильностью планирования и использования денежных средств, соблюдением бюджетной дисциплины, сохранностью материальных ценностей, правильностью ведения учета и составления отчетности, законностью образования и использования средств, полученных за счет внебюджетных источников.

-позволяет выявить резервы для обеспечения финансовой устойчивости органов государственной власти и бюджетных учреждений.

Вместе с интеграцией мирового сообщества и созданием единого рынка капитала у инвесторов возникла потребность в сопоставлении бюджетных и сопутствующих им данных различных государств с целью выбора оптимального с точки зрения риска и доходности вложения средств. Можно сказать, что именно это явилось предпосылкой к созданию методик внешнего анализа ликвидности, платежеспособности и устойчивости различных государств и сравнения указанных показателей.

В связи с повышением уровня открытости общества избирателям понадобилась объективная, доступная и прозрачная информация о деятельности избранных ими представителей власти. Все это подоткнуло мировое сообщество к пересмотру учетных и отчетных моделей в области государственных финансов.

Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявить скрытые резервы, обнаруживать нарушения режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.

Бюджетный учет создает экономическую необходимость максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов.

Используя информацию бюджетного учета, можно принимать оперативные меры по устранению просчетов и отклонений в ходе хозяйственной и финансовой деятельности.

В заключение вопроса хотелось бы остановиться на тех задачах, которые должна решать система бюджетного учета:

1.Постановка на учет и ведение всех объектов бюджетного учета (по статье 240 БК РФ).

2.Реализация принципа начисления доходов бюджета соответствующим администраторам.

3.Облегчение трансформации данных российского бюджетного учета и отчетности в данные, соответствующие международным требованиям к статистике государственных финансов.

4.Упрощение системы налогообложения бюджетных учреждений.

3.Необходимость реформирования системы бюджетного учета и ее направления

В России осуществляется постепенный переход на международные стандарты финансовой отчетности. В этой связи реформируется вся система бухгалтерского учета и, в том числе, системы бюджетного учета. Кроме того, сохранение и развитие учреждений непроизводственной сферы требуют повышения социально-экономической отдачи финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых в учреждениях, более тесной увязки выделяемых из бюджета средств с результатами их деятельности.

В бюджетной сфере происходит активный поиск новых методов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. При этом главным требованием реформирования должно стать максимальное соответствие реальным процессам движения денежных средств в системе бюджетных учреждений, а также обеспечение прозрачности и контролируемости средств.

Основными задачами реформирования системы бюджетного учета являются:

-формирование полной и достоверной информации о финансовом положении бюджетных учреждений,

-усиление контроля за обоснованностью расходования, сохранностью и наиболее эффективным использованием материальных и денежных ресурсов,

-оптимальное распределение функций между участниками бюджетного процесса, исключение дублирования их функций,

-сокращение объема учетной работы у бюджетных учреждений, исключение дублирования учетных функций.

-обеспечение охвата всех операций, совершаемых сектором государственного управления.

Сутью реформы бюджетного учета является переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Вследствие этого бюджетный процесс должен быть построен в соответствии с принятой в международной практике моделью «бюджетирования, ориентированного на результат в рамках среднесрочного финансового планирования». ЕЕ сутью является распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Взаимосвязь направлений реформы бюджетного учета с системой требований к государственным финансам отражена на рисунке 1.

Требования к государственным Направления

финансам бюджетной реформы

Эффективность Бюджетирование на результат

Стабильность Среднесрочное фин. планирование

Прозрачность Реформа бюджетного учета

Качество управления Управление бюджетом

Рисунок 1 - Взаимосвязь направлений реформы бюджетного учета с системой требований к государственным финансам

Таким образом, создается механизм реализации принципа бюджетной системы – эффективности использования бюджетных средств через механизм бюджетных программ, которые должны иметь конкретные и измеряемые результаты.

Реформирование бюджетного процесса включает следующие направления, среди которых важная роль отводится бюджетному учету:

1.Реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета

2.Выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств

3.Соврешенствование среднесрочного финансового планирования.

4.Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.

5.Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Новая система бюджетного учета определяется следующими критериями:

1.Интеграция с бюджетной классификацией.

2.Объединение учета исполнения бюджета и учета в бюджетных учреждениях.

3.Использование метода начислений.

Вместе с тем, сохраняются отдельные проблемы, требующие решения на правовом уровне:

1.Отстутсвуют стандарты бюджетного учета, которые необходимо разработать

2.Наблюдается децентрализация регулирования и присутствует недостаточная консолидация финансовой отчетности на территории РФ.

3.Нет соотношения бюджетного и коммерческого учета.

4.Не достаточное соответствие правил бухгалтерского учета и требований к предоставлению информации в финансовой отчетности.

5.Сохраняются кадровые и организационно-технические проблемы.

Вследствие изложенного, надо подчеркнуть ту важную роль, которую призван играть бюджетный учет и отчетность бюджетных учреждений в формировании достоверной и полной информации о деятельности всех уровней власти в Российской Федерации.

Лекция 2

Тема 2. Основы организации бюджетного учета в России

(2 часа)

1.Правовые основы организации бюджетного учета в России

2.Общая характеристика основных органов, осуществляющих бюджетный учет

3.Состав унифицированных форм первичной учетной документации

Литература:

1.Балдина С.В. Причины и условия принятия новой инструкции/С.В. Балдина//БиНО: Бюджетные учреждения. – 2004. - № 4. – С. 10 – 13.

2.Зеленский В.А. Организация бюджетного учета в Российской Федерации: базовые экономические понятия/В.А. Зеленский// БиНО: Бюджетные учреждения. – 2004. - № 3. – С. 38 – 47.

3.Маклева Г.И., Артюхин Р.Е. Бюджетный учет и отчетность в РФ и его совершенствование/Г.И. Маклева, Р.Е. Артюхин// Финансы. – 2002. - № 2. – С. 22 – 27.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1.Полномочия участников бюджетного процесса (Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств)

1.Правовые основы организации бюджетного учета в России

Основы организации бюджетного учета в России заложены в Бюджетном кодексе РФ. Прежде всего, кодексом определены объекты бюджетного учета. Также в Бюджетном кодексе впервые было законодательно закреплены основы сметного порядка планирования и финансирования расходов бюджетного учреждения, полномочия участников бюджетного процесса, права и обязанности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Вопрос для повторения: Определение главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Бюджетный кодекс законодательно установил статус бюджетного учреждения. (Статья 161 БК РФ). Определение правового статуса имеет практическое значение для целей налогообложения, поскольку для бюджетных учреждений предусмотрен особый порядок исчисления налоговой базы по таким налогам, как налог на прибыль организаций, НДС.

В соответствии с бюджетным законодательством финансирование бюджетных учреждений осуществляется только при утвержденных сметах доходов и расходов.

Вопрос для повторения: Что такое смета доходов и расходов.

Отдельные вопросы учета предпринимательской деятельности, распоряжения имуществом бюджетного учреждения регулируются Гражданским кодексом РФ. Статья 298 ГК предусматривает необходимость учета доходов, полученных от приносящей предпринимательской деятельности и приобретенного за счет этих доходов имущества, на отдельном балансе. То есть, определена логика раздельного учета по бюджетным и внебюджетным средствам (полученным от предпринимательской деятельности, целевым средствам и безвозмездным поступлениям).

В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение распоряжается закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления (владения, пользования и распоряжения). То есть, введен порядок распоряжения доходами от реализации движимого и недвижимого имущества.

Организацию бюджетного учета регламентирует также Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете», который устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций, являющихся юридическими лицами, включая бюджетные учреждения. В нем определяются сущность и задачи бухгалтерского учета, порядок его организации и ведения, состав бухгалтерской отчетности, порядок и сроки ее составления и представления.

Большое значение в правовом аспекте играет также и Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года № 115 – ФЗ и Приказ Минфина РФ от 08.12.06 № 168 – н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ», поскольку составление сметы бюджетного учреждения осуществляется в разрезе кодов бюджетной классификации.

К нормативно-правовым актам в области бюджетного учета относятся также Указы Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 «О федеральном казначействе» и от 25 июля 1996 года № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

В настоящее время организация бюджетного учета в России регламентируется положениями Инструкции № 25 н от 10 февраля 2006 года «О бюджетном учете».

Все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бюджетный учет. Первичные учетные документы принимаются к учету по форме, приведенной в Приложении № 2 к Инструкции № 25 н.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, а также для отражения на счетах бюджетного учета и в бюджетной отчетности применяются регистры бюджетного учета. В Приложении № 3 к Инструкции № 25 н приведены обязательные реквизиты и показатели, которые должны содержаться в регистрах бюджетного учета. Формы регистров бюджетного учета утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом специфики исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы.

Отдельные вопросы учета исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений регулируются Постановлениями Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 806 «О порядке учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального казначейства», от 24 июня 1999 г. № 689 «Об утверждении порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования».

К нормативно-правовым актам, регулирующим отдельные вопросы организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, относятся Инструкция о порядке составления и предоставления годовой, квартальной месячной бюджетной отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 21 января 2005 года № 5н, Инструкция о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденная приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 106 н.

В заключение рассмотрения вопроса можно выделить пять уровней правового регулирования бюджетного учета (Таблица 1).

Таблица 1 - Уровни правового регулирования бюджетного учета в России Уровень Правовые документы  Первый Бюджетный кодекс РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете»  Второй Инструкция по бюджетному учету и Инструкция о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности  Третий Правовые акты, издаваемые органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по вопросам бюджетного учета  Четвертый Правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств бюджета соответствующего уровня в соответствии с актами органов, организующих исполнение соответствующего бюджета.  Пятый Рабочие документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету (Приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении графика документооборота, о порядке проведения инвентаризации, порядок распределения накладных расходов по отдельным видам продукции и прочее)  Основным документом, регламентирующим организацию бюджетного учета, является Инструкция № 25 н. Она имеет следующую структуру:

Часть I. Организация бюджетного учета

Часть II. План счетов бюджетного учета

Часть III. Порядок применения Плана счетов бюджетного учета

Часть IV. О порядке учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений, стоящих на бюджете

Приложение 1. Корреспонденция счетов бюджетного учета

Приложение 2. Унифицированные формы первичной учетной документации.

Приложение 3. Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей.

Содержание Инструкции охватывает следующие вопросы:

1.Субъекты учета

2.Объекты учета:

-характеристика

-правила оценки

-правила признания

3.План счетов бюджетного учета по разделам:

-нефинансовые активы

-финансовые активы

-обязательства

-финансовый результат

-счета санкционирования расходов бюджета

4.Корреспонденция счетов бюджетного учета

5.Первичные документы бюджетного учета

В Инструкции закрепляется понятие государственной учетной политики, которая включает в себя следующие элементы:

1.План счетов бюджетного учета.

2.Порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учета.

3.Порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета.

4.Корреспонденция счетов бюджетного учета.

5.Иные вопросы организации бюджетного учета.

2.Общая характеристика основных органов, осуществляющих бюджетный учет

Субъекты бюджетного учета подразделяются на три группы:

1.Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств

2.Органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы)

3.Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органы Федерального казначейства).

Данное деление обусловлено финансовыми взаимоотношениями, которые складываются между участниками бюджетного процесса.

Полномочия указанных участников бюджетного процесса установлены БК РФ.

В России установлено казначейская система кассового обслуживания населения. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов заключается в осуществлении и учете операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам по единому счету бюджета.

Таким образом, в ходе организации бюджетного учета формируются следующие группы финансовых отношений:

-между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов (Федеральное казначейство), и органами, организующими исполнение бюджетов (финансовыми органами),

-между органами, исполняющими исполнение бюджетов, с одной стороны, и главными распорядителями, распорядителями и получателями средств, с другой,

-между главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета.

Данные взаимоотношения обусловлены принципом единства кассы, заключающегося в том, что функции по распоряжению средствами отделены от функций по их владению.

Характеристика функций при исполнении бюджета в России отражена в таблице 2.

Таблица 2 - Характеристика функций при исполнении бюджета в России Функция Содержание функции Выполнение функции в соответствии с бюджетным законодательством  Функция кассира средств бюджета Открытие и ведение счетов бюджетов, составление отчетности о кассовом исполнении бюджета по счетам Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, - органы Федерального казначейства  Функция владельца средств бюджета Оформление счетов бюджета, составление отчетности об исполнении бюджета по доходам и расходам Органы, организующие исполнение бюджетов, - финансовые органы  Функция распорядителя средств бюджета Исполнение бюджета – расходование средств, составление бухгалтерской отчетности по активам и обязательствам Главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств  Новая Инструкция № 25 н разделяет ведение и организацию бюджетного учета по функциональному признаку и по методу учета операций между следующими участниками бюджетного процесса:

1.Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения (далее – бюджетные учреждения) ведут учет операций по текущей деятельности по методу начисления.

2.Финансовые органы Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (далее – органы, организующие исполнение бюджета) организуют исполнение бюджета по кассовому методу учета операций.

3.Федеральное казначейство осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов по кассовому методу учета операций.

Полномочия субъектов бюджетного учета на основе метода начисления отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Полномочия субъектов бюджетного учета на основе метода начисления

3.Состав унифицированных форм первичной учетной документации

Состав унифицированных форм первичной учетной документации и перечень обязательных регистров определены в Приложении 2 к Инструкции № 25 н. В приложениях по унифицированным формам первичной учетной документации представлены:

1.Перечень форм документов класса 03 Общегосударственного классификатора управленческой документации (ОКУД) «Унифицированная система первичной учетной документации» (20 форм)

2.Перечень форм документов класса 05 ОКУД «"Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций" (20 форм)

3.Указания по применению форм первичной учетной документации

Перечень форм документов класса 03 и класса 05 отражены в таблицах.

Таблица - Перечень форм документов класса 03 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) "Унифицированная система первичной учетной документации"

N
п/п Код
формы Наименование формы документа  1 2 3  1 0306001 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)  2 0306002 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструиро-
ванных, модернизированных объектов основных средств  3 0306003 Акт о списании объекта основных средств (кроме авто-
транспортных средств)  4 0306004 Акт о списании автотранспортных средств  5 0306030 Акт о приеме-передаче здания (сооружения)  6 0306031 Акт о приеме-передаче групп объектов основных
средств (кроме зданий, сооружений)  7 0306032 Накладная на внутреннее перемещение объектов основ-
ных средств  8 0306033 Акт о списании групп объектов основных средств (кро-
ме автотранспортных средств)  9 0310001 Приходный кассовый ордер  10 0310002 Расходный кассовый ордер  11 0310003 Журнал регистрации приходных и расходных кассовых
ордеров  12 0315004 Акт о приемке материалов  13 0315006 Требование-накладная  14 0315007 Накладная на отпуск материалов на сторону  15 0340002 Путевой лист строительной машины  16 0345001 Путевой лист легкового автомобиля  17 0345002 Путевой лист специального автомобиля  18 0345004 Путевой лист грузового автомобиля  19 0345005 Путевой лист грузового автомобиля  20 0345007 Путевой лист автобуса необщего пользования  

Таблица - Перечень форм документов класса 05 ОКУД "Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций" N
п/п Код
формы Наименование формы документа  1 2 3  1 0504143 Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря  2 0504144 Акт о списании исключенной из библиотеки литературы  3 0504202 Меню-требование на выдачу продуктов питания  4 0504203 Ведомость на выдачу кормов и фуража  5 0504210 Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды уч-
реждения  6 0504230 Акт о списании материальных запасов  7 0504401 Расчетно-платежная ведомость  8 0504403 Платежная ведомость  9 0504417 Карточка-справка  10 0504421 Табель учета использования рабочего времени и рас-
чета заработной платы  11 0504425 Записка-расчет об исчислении среднего заработка при
предоставлении отпуска, увольнении и других случаях  12 0504501 Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам  13 0504510 Квитанция  14 0504514 Кассовая книга  15 0504608 Табель учета посещаемости детей  16 0504805 Извещение  17 0504816 Акт о списании бланков строгой отчетности  18 0504817 Уведомление по расчетам между бюджетами  19 0504822 Уведомление о лимитах бюджетных обязательств  20 0504833 Справка  

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря

(Код формы 0504143)

Применяется для списания мягкого инвентаря, независимо от стоимости, и однородных предметов хозяйственного инвентаря стоимостью от 1000 рублей до 10000 рублей.

Акт составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением), и утверждается руководителем учреждения. Списание производится при полной изношенности предметов. Акт оформляется в двух экземплярах, первый экземпляр сдается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.

Акт о списании исключенной из библиотеки литературы

(Код формы 0504144)

Акт составляется постоянно действующей комиссией, назначаемой руководителем учреждения. Акт оформляется в двух экземплярах, утверждается руководителем учреждения, при этом первый экземпляр акта с приложением списка (списков) с указанием причин на исключение из библиотеки литературы передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. Списки устаревшей по содержанию литературы, пришедшей в ветхость (изношенность книг, утеря страниц, восстановление которых не представляется возможным, и т.п.), морально устаревшей составляются раздельно. Списание литературы с баланса производится и оформляется на основании утвержденного акта и квитанции о сдаче ее в макулатуру.

Меню-требование на выдачу продуктов питания

(Код формы 0504202)

Применяется для оформления отпуска продуктов питания. Меню-требование составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данных о количестве довольствующихся лиц.

Меню-требование, заверенное установленными подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком. Сведения из меню-требования после проверки заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания.

Ведомость на выдачу кормов и фуража

(Код формы 0504203)

рименяется для выдачи в течение месяца кормов и фуража для кормления рабочего скота и других животных.

Каждая выдача кормов и фуража подтверждается подписью получателя. Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания выданных кормов и фуража в расход.

Ведомость выдачи материальных ценностей

на нужды учреждения

(Код формы 0504210)

Применяется для оформления выдачи материальных ценностей в эксплуатацию для хозяйственных, научных и учебных целей, а также предметов основных средств стоимостью до 1000 рублей за единицу. Записи производятся по каждому материально ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3 - 12).

Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания материальных ценностей и предметов основных средств стоимостью до 1000 рублей за единицу в установленном порядке с баланса учреждения.

Акт о списании материальных запасов

(Код формы 0504230)

Применяется для списания с баланса материальных запасов на основании документов, подтверждающих их количественный расход и утвержденных руководителем учреждения.

Акт составляется комиссией, назначаемой приказом (распоряжением), и утверждается руководителем учреждения.

Расчетно-платежная ведомость

(Код формы 0504401)

Применяется для отражения начисления заработной платы и выплат, произведенных работникам в течение месяца и причитающихся в окончательный расчет, удержанных из заработной платы налогов и других сумм.

Основанием для начисления заработной платы служат: приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях, другие документы.

Документами для начисления заработной платы лицам, не состоящим в штате учреждения, работающим по договорам и разовым заказам, являются договоры, акты выполненных работ.

Расчетно-платежная ведомость составляется по учреждению, подписывается исполнителем и лицом, проверившим документ. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером.

1 2 3 4 5 6 7