">
Экономика Бухгалтерский учет и налогообложение
Информация о работе

Тема: Проблемы налоговой политики в современной России

Описание: Структура налоговой системы. Требования федеративного устройства России. Подавляющее воздействие широкого распространения льготного режима. Основные направления денежно-кредитного регулирования и политики. Обеспечени оптимальной монетизации экономики.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Бухгалтерский учет и налогообложение.
Тип: Шпаргалки
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 59
Поднять уникальность

Похожие работы:

26.Проблемы налоговой политики в современной России

Основные недостатки действующей системы налогобложения

Хроническое недопоступление налогов в бюджетную систему на протяжении 1990-х гг. резко ограничивало возможности финансирования необходимых функций государства. Недостаточные доходы и дефицитность бюджета привели к разрастанию государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, к невозможности дальнейшего его обслуживания из-за быстрого нарастания соответствующих расходов, которые в отдельные годы превысили величину налоговых доходов бюджета. Высокие платежи по обслуживанию внешнего долга (пик платежей приходится на 2003 год) обуславливают необходимость реструктуризации внешнего долга.

1. Структура налоговой системы не соответствует требованиям федеративного устройства России. Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и, в меньшей степени, трансфертов из федерального бюджета, а не собственных налогов. Заложенная в Бюджетном кодексе норма о распределении налоговых доходов между центром и регионами 50% на 50% не соблюдается, из года в год регионы получают все меньшую долю доходов. Необходима дальнейшая реформа бюджетного федерализма: более четкое разграничение полномочий между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами власти, закрепление доходов за каждым уровнем бюджетной системы3. Помимо ущерба для социально-экономического развития регионов такое положение дел оказывает крайне негативное влияние и на политическую ситуацию в России - провоцируются различные проявления налогового сепаратизма, фактом общественного сознания стала деструктивная идея, что якобы существуют регионы-“доноры” и регионы-“реципиенты”, хотя плательщиками федеральных налогов являются вовсе не субъекты Федерации, а граждане и предприятия.

2. На развитие российской экономики, особенно производственного сектораналоговая система оказывает подавляющее воздействие. Несмотря на отмену налогов с выручки от реализации продукции, снижение ставки налога на прибыль предприятий до 30%, сохранились высокие ставки налогов с фонда оплаты труда, на добавленную стоимость и др.

3. В условиях налогового подавления производства государство пытается решить задачу поддержания предприятий путем широкого распространения льготного режима налогообложения. На деле массовое предоставление льгот не позволяет достичь поставленных целей и даже ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, льготы зачастую представляются вне системы государственных приоритетов отдельным предприятиям и организациям. Это искажает мотивацию хозяйственных руководителей, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление “особых” отношений с органами власти. Во-вторых, нынешняя система льгот способствует развитию теневой и откровенно криминальной экономики - создает основу для коррупции, позволяет льготникам, в свою очередь, оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок и т.д.

4. Еще одним фактором, способствующим развитию теневой экономики, является построение налоговой системы на основе собственной отчетности налогоплательщиков об их доходах. Фактически налоговые службы проверяют сегодня не более 1,5 - 2% налогоплательщиков в год. Такая низкая вероятность попасть под проверку, в сочетании с весьма умеренными санкциями за выявленные нарушения, прямо провоцирует граждан и предприятия искажать отчетность, скрывая доходы. Результаты проверок устойчиво показывают, что число выявленных нарушений превышает число проверяемых предприятий. Таким образом, налоговые нарушения имеются повсюду и стали уже не нарушением нормы, а нормой экономического поведения. Между тем, капиталам, укрытым от налогообложения, даже при желании владельцев, крайне сложно вернуться в производственную сферу - инвестиции стали настолько необычным явлением, что несомненно привлекут внимание налоговых органов к источнику средств.

5. В налоговой системе России недостаточна роль налогов с физических лиц. Если устранение прогрессивной шкалы налогообложения и введение единой ставки подоходного налога 13% увеличило поступления в бюджет по некоторым оценкам более чем на 0,5% ВВП, то налогообложение всего недвижимого имущества граждан – от квартир до коттеджей во многом позволит восполнить выпадающие доходы бюджетов всех уровней.

Согласно имеющимся оценкам, в ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна имеет развитую правовую систему, мощную и обладающую опытом многих десятилетий налоговую службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В России, где все это отсутствует, невозможно даже достоверно оценить те, несомненно, огромные средства, которые выталкиваются налоговой системой из производительного оборота и даже вообще из страны.

Наличие всех этих проблем позволяет говорить, во-первых, о кризисе российской налоговой системы, во-вторых, о том, что современная налоговая политика является одним из главных факторов, препятствующих социально-экономическому развитию. Реформа налоговой системы должна рассматриваться государством как первоочередная задача.

27. Основные направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации на современном этапе.

Одним из направлений налоговой политики в 2010—2013 годы станет поддержка инновационных предприятий, и прежде всего в части уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Предлагается ввести специальный период постепенного перехода к ставке в 34% для данных предприятий, а также разработать четкие критерии их идентификации. Для этой категории льготников предполагается до 2015 года сохранять ставку страховых платежей на уровне 14%, а затем постепенно ее повышать, с тем чтобы к 2020 году выйти на общеустановленную ставку страховых взносов (34%). Для всех остальных налогоплательщиков предлагается повысить ставку отчислений во внебюджетные фонды с 2011 года не до 34%, как планировалось ранее, а до 32% за счет снижения на 2% отчислений на обязательное медицинское страхование. (Известно, что Минздравсоцразвития России эту инициативу экономического блока правительства не поддержало, что было отражено в замечаниях к проекту Основных направлений налоговой политики на 2010—2013 годы.)

К мерам инновационной поддержки Минфин России относит завершение реформы системы начисления налоговой амортизации. Предлагается формировать амортизационные группы по функциональному признаку, а не пообъектно, с сокращением сроков амортизации отдельных видов основных средств, что создаст стимулы к технологическому обновлению.

В перспективе должен уменьшиться перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте, будет освобождено от обложения налогом на имущество энергоэффективное оборудование в течение трех лет с начала эксплуатации, состоится запуск пилотного проекта налогового администрирования инновационных компаний по созданию особо дружелюбного режима, который впоследствии будет распространен на другие сферы экономики.

Особые льготы предусматриваются для предприятий, осуществляющих деятельность в области науки, здравоохранения, образования (причем как некоммерческих, так и коммерческих), вплоть до введения нулевой ставки по налогу на прибыль. В сфере налогообложения прибыли Минфин России планирует рассмотреть ограничение на принятие убытков реорганизуемых юридических лиц при слиянии организаций, принятие новых правил отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам и правил предотвращения недостаточной капитализации. В области акцизов предполагается индексация ставок акцизов на табачную продукцию, а также переход на авансовую уплату акцизов на алкогольную продукцию.

Стратегической целью остается введение налога на недвижимость. Запланировано реформирование упрощенной системы налогообложения в виде патента и единого налога на вмененный доход.

«Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» были одобрены Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года. В них определены ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период. Они не являются нормативным правовым актом, но этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

Налоговая политика будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. Предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

- совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

- создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

- совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием;

- совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами;

- сближение бухгалтерского и налогового учета;

- совершенствование акцизного налогообложения;

- введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц;

- совершенствование налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемого при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа;

- совершенствование водного налога;

- налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.

28. Содержание и цели денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА -  комплекс мер, предпринимаемых   государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк, казначейство, Министерство финансов и т. д.).

Важнейшими функциями любого государства является обеспечение предложения денег и регулирование денежной массы в стране. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) в России определяют ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. Органом, регулирующим ДКП, является Банк России. Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков, расширяя или сокращая кредитование экономики. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, стимулировать капиталовложения в различные отрасли экономики страны.

В связи с тем, что Россия включена в систему мирового хозяйства, то на ее денежно-кредитную политику оказывают влияние факторы, действующие на трех уровнях: глобальном, региональном и национальном. Таким образом, важным становится поиск оптимального режима денежно-кредитной политики, позволяющего гибко реагировать на вызовы финансовой глобализации.

Целями ДКП являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы.

Правительство РФ и Государственная Дума приняли «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов». В них отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период, в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно- кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

Проводимая в настоящее время денежно-кредитная политика характеризуется следующими чертами:

- дилемма между приемлемой динамикой курса рубля и нарастающим инфляционным давлением;

- рост зависимости от налогово-бюджетной политики Министерства финансов;

- запоздалая реакция на изменения внешних и внутренних условий, инерционность макроэкономических прогнозов.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

29. Основные направления денежно-кредитного регулирования

Основными направлениями денежно-кредитной политики являетсярегулирование денежной массы с целью стимулирования экономического роста, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры на макроуровне, корректировка цен, занятости, обеспечение бесперебойного функционирования           платежно-расчетной системы.

Исходной основой определения количества денег является сумма цен товаров. Учитывая, что каждая денежная единица совершает несколько оборотов в год, количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товаров и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. С развитием кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей совокупная стоимость товаров и услуг уменьшается на сумму цен товаров и услуг, проданных ранее, срок оплаты которых наступает в текущем году.

Эти фундаментальные факторы формирования денежной массы продолжают действовать в современной экономике, хотя общее факторное поле за счет развития системы кредитных и долговых отношений, а также за счет постепенного выведения из оборота наличных денег существенно усложнилось.

К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, атж. выборочные методы регулирования отдельных видов кредита.

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

1.Политика обеспечения оптимальной монетизации экономики.

В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы, либо по сдерживанию (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). По мнению некоторых экспертов в РФ отсутствует адекватная оценка необходимого и достаточного объема денежной массы для устойчивого развития экономики России. Одной из важных причин экономического спада в стране является острая нехватка денежной массы по отношению к ВВП. Степень монетизации экономики России самая низкая в мире.

2. Курсовая политика. Она связана с определением курса рубля. В России курс рубля фактически следует за ценой на нефть на мировых рынках. В последнее время проводится политика банка России на свободное плавание курса рубля. Практически весь постсоветский период обменный курс рубля был ниже паритета покупательной способности, т.е за иностранную валюту россияне платили всегда больше, чем она стоит. В 2005 г. обменный курс рубля и паритет покупательной способности к доллару США составили 28,3 и 12,7 руб. (обменный курс в 2,2 раза выше паритета покупательной способности), в 2008 г. – 24,9 и 18,2 руб. (в 1,4 раза). Такое отклонение дает искаженную информацию для рынка. Рынок носит неравновесный характер, а механизм обмена является несправедливым. Выигрывают от такой ситуации продавцы иностранной валюты. Основными продавцами иностранной валюты являются экспортеры (газ, нефть, металлы). Они получают выигрыш от заниженного курса рубля. Проигравшими являются: государство, домохозяйства, другие фирмы. Это приводит к тому, что создаются неблагоприятные условия для развития внутренних секторов экономики.

Завышение стоимости иностранной валюты удорожает импортные товары и россияне опять переплачивают за них.

Низкий курс рубля не позволяет покупать импортное технологическое оборудование для перерабатывающих отраслей при отсутствии собственного производства. Технологически сложные производства являются непривлекательными для капитала. Происходит консервация неэффективных и технологически устаревших производств.

Другим отрицательным моментом заниженного курса рубля является бегство капитала. По подсчетам специалистов из России, начиная с 1999 г. по 2009 г. было вывезено 309 млрд.долл., в то время как в виде прямых иностранных инвестиций ввезено за тот же период всего 197 млрд. долл. Вывоз капитала превысил его ввоз на 112 млрд.долл.

Третий негативный момент – это хищническая эксплуатация природных ресурсов.

Постоянный отток валюты за границу и в резервы поддерживает высокую стоимость иностранной валюты и не дает рублю подняться.

Девальвация курса рубля во второй половине 2008 г. спровоцировала бегство от рубля всех рыночных субъектов и тем самым способствовала удорожанию иностранных обязательств России, стимулировала инфляцию, рост процентных ставок.

Обесценение рубля ведет к тому, что он не может выполнять функцию долгосрочного сбережения и кредитования экономики.

Сильный рубль необходим и для создания в Москве международного финансового центра, для контроля над инфляцией и перевода российской экономики на инновационный путь развития. В то же время для ограничения притока в страну спекулятивного капитала, стимулирования развития экспортных отраслей, снижения затрат на обслуживание внешнего долга крупнейших российских компаний (а также общественного сектора), поддержания положительного сальдо внешнеторгового баланса Банк России вынужден периодически понижать обменный курс рубля.

3. Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка.

Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. По мнению ученых, ЦБ России, покупая иностранную валюту, заблокировал фактически ставку рефинансирования и ограничил возможности кредитования российской экономики. Слабая доступность кредитования в России по сравнению с другими странами является одной из причин медленного обновления основных фондов, что, в свою очередь, является барьером для модернизации экономики.

4. Депозитная политика.

Процентные ставки по вкладам в банки все годы рыночных реформ были ниже инфляции. Только в 2009 г. они немного превысили уровень инфляции. Если депозитные ставки ниже инфляции, то сбережения обесцениваются.

В рамках депозитной политики Банк России приступил к контролю за ставками банков по депозитам граждан. Ряд крупных банков в августе 2009 г. получил запросы теруправлений ЦБ об экономической обоснованности высоких ставок по вкладам. ЦБ считает завышенными ставки более 16,84% годовых. В случае его превышения банку будут направляться рекомендации по снижению ставки, а в случае их невыполнения регулятор воспользуется правом принудительно ограничивать ставку. До сих пор этим правом ЦБ не пользовался.

Существуют также платежно-расчетная политика и политика обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы.

Ст. 35 Федерального закона "О Банке России" предоставляет Банку России возможность применять целый ряд инструментов денежно-кредитной политики. Выбор и применение Банком России конкретных средств денежно-кредитного регулирования зависит от многочисленных факторов, вследствие чего на разных этапах развития экономики страны приоритетными могут становиться различные инструменты.

30. Инструменты денежно-кредитного регулирования.

Основные инструменты денежно-кредитного регулирования в РФ на современном этапе:

-процентные ставки по операциям Банка России;

-резервные требования;

-операции на открытом рынке;

-рефинансирование кредитных организаций;

-валютные интервенции;

-установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения;

-эмиссия облигаций от своего имени.

Наиболее часто используются следующие инструменты:

Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам. К таким операциям относятся выдаваемые кредиты или депозитная политика. С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России постоянно корректирует процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям.

Рефинансирование кредитных организаций. Устанавливая ставку рефинансирования Центральный Банк, оказывает влияние на денежный рынок. Если цель центрального банка – удорожание рефинансирования и уменьшение кредитного потенциала кредитных институтов, то он должен поднять учетную ставку. Это ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению. Учетную ставку используют для стимулирования или сдерживания развития производства. Учетную ставку используют также для того, чтобы бороться с инфляцией.

Самая высокая процентная ставка была объявлена 17 августа 1998 г. — 250% годовых. На 04.05.2011 г. ставка рефинансирования составила 8,25% годовых. Ставка была повышена с 8 % годовых 29.04.2011 года в связи с усилившейся инфляцией, которая по итогам января – апреля 2011 года составила 9,7% в годовом выражении.

Политика обязательных резервов. К коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов.

Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Повышение резервной нормы ведет к снижению кредитов. Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования. К началу мая 2011 года Банк России уже трижды увеличивал нормативы обязательного резервирования.

Операции на открытом рынке – это выполнение операций по покупке или продаже ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. К основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др. Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения.

Использование количественных кредитных ограничений – это количественное ограничение суммы выданных кредитов. Это прямой метод воздействия на деятельность банков. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

31 Гос. рег-е банковской деят-ти Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Таким образом, конститутивными элементами банка выступают три банковские операции в совокупности: прием депозитов, выдача кредитов и ведение банковских счетов.

Небанковские кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве (клиринговые центры). Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.

Кредитная организация может осуществлять только те банковские операции, которые указаны в лицензии.

Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования банковской системы и банковской деятельности в России:

а) законотворчество, в процессе которого федеральные органы законодательной власти устанавливают правовые нормы, регулирующие организацию банковской системы и механизм ее функционирования, статус, функции и полномочия Банка России, порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций, порядок осуществления банковской деятельности, а также порядок осуществления банковского регулирования, надзора и контроля;

б) подзаконное нормотворчество уполномоченных федеральных государственных органов, развивающих и дополняющих федеральное банковское законодательство;

в) регистрацию и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в РФ, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;

г) денежную эмиссию, банковское регулирование, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, установление обязательных экономических нормативов;

д) осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью (контрольная деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной палаты РФ, надзорно-контрольная деятельность Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций);

е) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих и т.п.

Важное значение для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности имеют методы такого регулирования. Применительно к государственному регулированию банковской деятельности под методом понимается совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными государственными органами с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования. В основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения.

32 Валютное регулирование и валютный контроль в Рф

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - деятельность государства, направленная на регламентирование международных расчетов

и порядка совершения сделок с валютными ценностями. В большинстве стран с рыночной экономикой оно используется с целью уравновешивания платежных балансов, изменения структуры импорта либо его ограничения, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства для использования их в интересах развития национальной экономики. Валютное законодательство стран с развитой рыночной системой определяет следующий круг валютных операций, подлежащих валютному регулированию: операции, связанные с международным движением капиталов, внешней торговлей, международными долговыми отношениями, операции с золотом и другими валютными ценностями, а также операции, связанные с развитием таких сфер международных отношений, как туризм, выплата репараций.

В России законодательство характеризует валютное регулирование в качестве совокупности правовых норм, которые определяют как порядок совершения сделок с валютными ценностями внутри страны, так и порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и других валютных ценностей. Предусматриваются следующие содержательные и организационные компоненты: защита валюты РФ, права собственности на валютные ценности, внутренний валютный рынок РФ, счета резидентов в иностранной валюте, валютные операции резидентов в РФ, счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ, валютные операции нерезидентов в РФ, Центральный банк РФ как орган валютного регулирования.

В большинстве стран валютное регулирование осуществляется министерствами финансов, в Великобритании и Дании - центральными эмиссионными банками, во Франции и Италии - специальными правительственными учреждениями, ведающими вопросами регулирования валютных операций.

Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;

единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Доктринальное определение (по 4 изданию учебника Финансового права Н. И. Химичевой от 2008 года): «Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 278 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы

33 Необходимость антимонопольного регулирования экономики и особенности российского монополизма.

Необходимость антимонопольного регулирования

Очевидно, что общество несет экономические и социальные издержки в связи с существованием монополий. Степень таких издержек может быть различной.

Власть монополиста над ценой всегда относительна и никогда не бывает абсолютной. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизованной продукции по доступным ценам, то, очевидно, такая власть приносит обществу определенную пользу. Однако, если преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и.т.п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов – все это опасные проявления монополизации. Таким образом, антимонопольное законодательство и регулирование, широко применяемое в странах рыночной экономики, и пытается «нащупать» ту границу власти над ценой, преступать которую законодательством запрещается.

Применение такого экономического регулирования необходимо для:

• обеспечения баланса интересов потребителей ( доступные цены ) и регулируемых предприятий ( финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов );

• определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

• стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

• создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

Нет, и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.

Особенности российского монополизма

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникли "снизу" в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).

1 2 3