">
Экономика Бухгалтерский учет и налогообложение
Информация о работе

Тема: Анализ применения специальных налоговых режимов на примере экономических субъектов малого и среднего бизнеса Свердловской области ООО ЕвразТур

Описание: Теоретические аспекты применения специальных налоговых режимов как способа поддержки малого и среднего бизнеса. Характеристика и особенности применения специальных налоговых режимов. Анализ достоинств и недостатков. Упрощенная система налогообложения ООО ЕвразТур.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Бухгалтерский учет и налогообложение.
Тип: Курсовая работа
Дата: 31.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 80
Поднять уникальность

Похожие работы:

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Анализ применения специальных налоговых режимов на примере экономических субъектов малого и среднего бизнеса Свердловской области ООО «ЕвразТур»»

специальность: «Налоги и налогообложение»

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..…………………………3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ КАК СПОСОБА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………………….5

Характеристика и особенности применения специальных налоговых режимов………………………………………………………….……..5

Анализ достоинств и недостатков специальных налоговых режимов…………………………………………………………………..16

2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………18

3. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕвразТур» ………..……………………………………….26

3.1. Характеристика ООО «ЕвразТур» ………………………….……26

3.2. Особенности применения упрощенной системы налогообложения ООО «ЕвразТур» …………………………………………………………………….28

4. ПУТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПУТЕМ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ…………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..36

ВВЕДЕНИЕ

Экономика России на пути к рыночным отношениям развивается чрезвычайно неравномерно, переживая кризисы и потрясения, которые в свою очередь откладывают негативный отпечаток на социально-экономическое развитие нашей страны в целом.

Правильно сбалансированная налоговая политика служит главным инструментом государства в решении социально-экономических задач. В этой связи необходимо отметить появившуюся в последнее время положительную тенденцию, направленную на либерализацию налоговой системы, снижение налогового бремени налогоплательщиков, применение специальных мер налогового регулирования.

Выбор данной темы обусловлен наличием в налоговом праве института специальных налоговых режимов.

Указанные режимы существенно изменяют общий порядок исчисления и уплаты налогов и влияют на исполнение налоговых обязанностей.

Выделение различных режимов налогообложения в институт налогового права обусловлено необходимостью применения специальных мер налогового регулирования в целях привлечения инвестиций в определенные отрасли промышленности, упрощения системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков и применения специальных методов исчисления налогов для отдельных видов деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, регулирующее специальные режимы налогообложения содержит много противоречий, препятствующих обеспечению субъектов предпринимательства должными гарантиями и, соответственно, стабильными условиями осуществления деятельности.

Особую актуальность исследованию указанной проблемы придает проводимая в России налоговая реформа, в рамках которой возможно наиболее оптимально провести совершенствование правового регулирования специальных режимов налогообложения.

В этой связи требуется проведение исследования норм права, которые регулируют деятельность хозяйствующих субъектов, применяющих специальные налоговые режимы, в целях выявления противоречий и неясностей правовых норм, разработки теоретических основ и концепций для унификации порядка и условий применения данных режимов.

Цель данного исследования заключается в рассмотрении специальных налоговых режимов, их особенностей, характеристики, преимуществах и недостатках. Изучить систему налогообложения ООО «ЕвразТур». Рассмотреть мероприятия и способы поддержки малого и среднего бизнеса в Свердловской области.

Задачами данного исследования является:

Изучить теоретические аспекты специальных налоговых режимов;

Проанализировать мероприятия по развитию малого и среднего бизнеса в Свердловской области;

Проанализировать применение специальных налоговых режимов на примере ООО «ЕвразТур»;

Рассмотреть пути поддержки малого и среднего бизнеса в Свердловской области путем оптимизации налогов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ КАК СПОСОБА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

1.1. Характеристика и особенности применения специальных налоговых режимов

Наряду с общей системой налогообложения в России существуют специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства. Популярность этих налоговых режимов для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения.

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией). Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.

На уплату единого сельскохозяйственного налога вправе перейти следующие сельскохозяйственные товаропроизводители при соблюдении ими следующих условий:

1) сельскохозяйственные товаропроизводители, если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов;

2) сельскохозяйственные товаропроизводители - сельскохозяйственные потребительские кооперативы, если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором они подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70 процентов;

3) сельскохозяйственные товаропроизводители - рыбохозяйственные организации, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями, если они удовлетворяют следующим условиям:

если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором эти организации подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов;

если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);

4) и другие условия, указанные в ст. 346.1 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров и организации и индивидуальные предприниматели и осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

При определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы:

доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются:

доходы, указанные в статье 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов.

Налоговым периодом ЕСХН признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

Суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговые органы налоговые декларации:

1) организации - по месту своего нахождения;

2) индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей (действует до 30.09.2012, далее ограничение в сумме 15 млн. рублей)

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и другие организации, указанные в ст. 346.12 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом УСН признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) и других видов деятельности, указанных в ст. 346.26.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, указанные в ст. 346.29 НК РФ.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении данного специального налогового режима, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".

Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, при выполнении соглашений, оператору с его согласия. Оператор осуществляет в соответствии с НК РФ предоставленные ему налогоплательщиком полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

По налогам, предусмотренным статьей 346.35 НК РФ, налогоплательщик представляет в налоговые органы, в которых он состоит на учете, по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения, налоговые декларации по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой деятельности.

Выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положений статьи 87 НК РФ начиная с года вступления соглашения в силу. Для целей налогового контроля инвестор по соглашению или оператор соглашения обязан хранить первичные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в течение всего срока действия соглашения. Выездная налоговая проверка инвестора по соглашению или оператора соглашения в связи с деятельностью по соглашению не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства.

1.2. Анализ достоинств и недостатков специальных налоговых режимов

Любой специальный налоговый режим имеет как свои достоинства, так и недостатки. Плюсы и минусы специальных налоговых режимов приведены в

Таблице 1.

Таблица – 1. Достоинства и недостатки специальных налоговых режимов. Специальный режим Плюсы Минусы  Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) Режим является добровольным, освобождает от уплаты четырех налогов. Налоговое давление на доходы сельхозтоваропроизводителей Налоговым кодексом определено в 2,5 раза ниже самого минимального из применяющихся сейчас в малом бизнесе. Механизм ускоренного отнесения на расходы затрат по приобретению ОС, включая лизинг. При переходе на него налогоплательщики уже не вправе перейти на иной режим до окончания налогового периода. Вернуться на ЕСХН предприятие имеет право не ранее чем через 1 год, после того, как утратило право на уплату ЕСХН. Предприятие теряет право на возмещение НДС.  Упрощенная система налогообложения (УСН) При переходе на УСН налогоплательщики освобождаются от уплаты четырех налогов, но при этом за ними сохраняется обязанность платить взносы и исполнять обязанности налогового агента. Сдача налоговому органу только декларации по единому налогу за отчетный год. Существует вероятность утратить право работать по УСН, а это означает доплату налога на прибыль и выплату пени. Отсутствует обязанность платить НДС. Налогоплательщик может перейти на иной режим в любой момент, но обратно, отказавшись от этого режима, он может вернуться лишь через один год.  Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) Освобождение от уплаты ряда налогов. Упрощенное ведение бухгалтерского учета. Фиксированная сумма налога. Ограниченный перечень видов деятельности.  Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Возмещение государством уплаченных налогов назад предприятию. Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов. При выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщиками признаются только являющиеся инвесторами соглашения.  

Оценивая достоинства и недостатки специальных налоговых режимов можно сказать, что каждый специальный налоговый режим имеет ряд преимуществ перед общим режимом налогообложения, но наиболее популярным из данных режимов является упрощенная система налогообложения (УСН).

2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Поддержка малого и среднего бизнеса, рост предпринимательской инициативы, изменение структуры малого бизнеса, ликвидация ведомственных, бюрократических барьеров на пути предпринимательства - среди важнейших вопросов развития экономики Свердловской области.

Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей являлись несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. Многие препятствия на пути становления малого бизнеса находятся за рамками самой сферы малого предпринимательства. Отсюда неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. Поскольку малый бизнес ориентируется в основном на обслуживание населения, то его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом большинства людей.

На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций. Но оценке авторитетных экспертов каждый десятый рубль предпринимателями тратится на преодоление административных барьеров, выстроенных властями всех уровней при ведении субъектами малого предпринимательства хозяйственной деятельности.

В настоящий момент в Свердловской области работает 157 тысяч субъектов малого предпринимательства. В то же время, более 75% оборота малых предприятий региона составляют сферу торговли и услуг. На долю инновационных предприятий приходится чуть более 2 процентов. Свердловский областной венчурный фонд, созданный с целью поддержки инновационных проектов, на сегодняшний день поддержал только 2 проекта; среди общего количества получателей льготных инвестиционных кредитов в прошлом году – только 6 предприятий, которые можно отнести к инновационным.

Предпринимательским старт-апам необходимо помогать в повышении уровня правовой и бизнес-грамотности, квалификации персонала, вести разъяснительно-информационную работу. Особую роль в этом процессе приобретает деятельность руководства муниципальных образований.

В регионе работает 156,8 тысяч субъектов предпринимательства, где безусловным лидером является торговля – 36, 4 процента предприятий и 75 процентов их общего оборота. Далее идут обрабатывающие производства – 17 процентов, что, безусловно, мало. В 2009 году выдано более тысячи поручительств на сумму 472 миллиона рублей, 34 льготных инвестиционных кредита на 100 миллионов рублей.

В 51 муниципальном образовании действуют советы по развитию малого и среднего предпринимательства, в 43 – муниципальные фонды поддержки предпринимательства.

Сегодня малый бизнес дает треть рабочих мест в Свердловской области.

Таблица – 2. Показатели развития малого предпринимательства на

территории города Нижний Тагил Показатели Значение показателей   2009 2010 2011  Количество субъектов малого предпринимательства, единиц 12 982 13 917 14 430  Количество малых предприятий, единиц 3 530 3 650 3 680  Численность работников малых предприятий, тыс. чел. 19,7 19,8 19,0  Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, млн. рублей 6 605,4 6 378,0 3 352,0  Численность занятых в сфере малого предпринимательства, тыс. чел. 36,4 37,5 37,7  Доля малого предпринимательства в экономике муниципального образования по:     - численности занятых, % 17,9 18,6 18,7  - объему товарооборота (с учетом вещевых, смешанных и продовольственных рынков), % 85,1 88,2 92,7  - объему бытовых услуг, % 55,3 73,7 78,5  - поступлению средств в доходную часть бюджета города, % 11,0 11,0 13,0  Малое предпринимательство на территории города Нижний Тагил развивается с каждым годом все более стремительней. По сравнению с 2009 годом в 2011 году малый бизнес развивается более уверенней.

Таблица – 3. Структура совокупной финансовой нагрузки ряда субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области в общих затратах, в процентах.  

  Средняя удельная доля затрат совокупной финансовой нагрузки в общих затратах, в 1полугодии 2008 года, в процентах. Средняя удельная доля затрат совокупной финансовой нагрузки в общих затратах, в 1полугодии 2011 года, в процентах.   Муниципальное образование «город Екатеринбург» Асбестовский городской округ Муниципальное образование «город Ирбит» Кировградский городской округ Муниципальное образование «город Екатеринбург» Асбестовский городской округ Муниципальное образование «город Ирбит» Кировградский городской округ  Расходы на оплату услуг естественных монополий. 16,3 15,1 15 14,6 18,2 16,4 23,3 15,7  Расходы, связанные с имущественным комплексом (аренда, земельный налог). 15,27 13,71 11,76 10,42 20,21 19,43 11,6 11.47  Расходы, связанные с НИР и НИОКР 2,3 1,2   2,0 7,7    Расходы, связанные с инвестициями 3 1,8 4 5 3,35 2,9 8 5  Коммерческие расходы 3,5 4,1 4,4 3,9 3,4 3,8 3,75 4,1  Управленческие расходы 3,6 1,6 5,6 9,7 4,5 1,9 5,7 11  Налоги, сборы, акцизы и пошлины 11,9 15,3 14,1 14,15 13,1 18,4 17,4 18  Всего, совокупная финансовая нагрузка в общих затратах 55,87 52,81 54,86 57,77 64,76 70,53 69,75 65,27  

В Свердловской области достаточно высокая финансовая нагрузка у субъектов малого и среднего предпринимательства. Самые высокие показатели нагрузки в Асбестовском городском округе и муниципальном образовании «город Ирбит».

Структура «совокупной финансовой нагрузки» субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «город Екатеринбург».



Рисунок 1- Структура «совокупной финансовой нагрузки» субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «город Екатеринбург» на 01.07.2008 г.

Наибольшие расходы субъектов малого и среднего предпринимательства направлены на расходы на оплату услуг естественных монополий, наименьшие – на расходы, связанные с НИР и НИОКР.



Рисунок 2 – Структура «совокупной финансовой нагрузки» субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «город Екатеринбург» на 01.07.2011 г.

Наибольшие расходы субъектов малого и среднего предпринимательства направлены на расходы, связанные с имущественным комплексом (аренда, земельный налог), наименьшие – на расходы, связанные с НИР и НИОКР.

В структуре совокупной финансовой нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «город Екатеринбург» в период на 01.07.2008 года преобладали расходы на оплату услуг естественных монополий - 29,17% , а на период 01.07.2011 года на первое место вышли расходы, связанные с имущественным комплексом (аренда, земельный налог) - 36,17 процента.

Рост доли «совокупной финансовой нагрузки» в общих затратах субъектов малого и среднего предпринимательства ряда территорий Свердловской области в разрезе сфер деятельности составил в сфере производства 19, 7 процента, в торговле 18,2 процента и в сфере услуг 24,4 процента.



Рисунок 3 - Рост доли «совокупной финансовой нагрузки» в общих затратах субъектов малого и среднего предпринимательства ряда территорий Свердловской области.

На 2011 год доля «финансовой нагрузки» в общих затратах субъектов малого и среднего предпринимательства ряда территорий Свердловской области возросла во всех сферах дятельности.

3. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕвразТур»

3.1. Характеристика ООО «ЕвразТур»

Полное фирменное наименование Общество с ограниченной ответственностью «ЕвразТур» (Приложение 1). Период прохождения практики: 22.05.2012 – 29.06.2012.

ООО «ЕвразТур» Образовано в 2006 году.

Адрес: Нижний Тагил, улица Новострой, 20А, офис 6. Телефон : 8 (3435) 41-66-92. ИНН 6623022010, КПП 662301001.

Предметом деятельности общества является деятельность туристического агента, рекламная деятельность, осуществление консультационной деятельности.

ООО «ЕвазТур» имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в учреждениях России на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Предприятие обслуживает ОАО «Тагилбанк». Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указанием на его место нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации. Общество является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом.

Предприятие действует на основании Устава и действующего законодательства.

Основными направлениями деятельности ООО «ЕвразТур» являются:

Осуществление туристической деятельности как внутри Российской Федерации, так и за рубежом,

Организация индивидуальных и групповых туров,

Обеспечение проживания туристов в любой стране мира, в том числе бронирование гостиничных номеров,

Организация трансфертов,

Деловой туризм,

Культурные мероприятия,

Лечебно – оздоровительный отдых,

Комбинированные туры,

Круизы,

Индивидуальный и VIP – туризм.

Туристическое предприятие ООО «ЕвразТур» занимается продажей туров по таким направлениям как Турция, Египет, Тунис, Израиль, Таиланд, Испания, Италия, Франция, Англия, Чехия, Австрия, Хорватия, Черногория, экзотические страны и острова, автобусные туры по Европе, лечебный туризм в Болгарии и Чехии.

В штат предприятия входят: директор, бухгалтер, менеджер по продажам.

Директор «ЕвразТур» осуществляет управление предпринимательской деятельностью предприятия, планирует коммерческую деятельность, осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов, организует связи с деловыми партнерами.

Наряду с директором менеджер по продажам оформляет договоры с туристами и туристическими агентами, занимается непосредственно предложением и продажей туристических продуктов.

Бухгалтер «ЕвразТур» осуществляет расчет прибыли предприятия, обеспечивает бухгалтерский учет, готовит документы для предоставления в налоговую инспекцию, предоставляет отчетность, ведет учет прибыли и убытков предприятия.

3.2. Особенности применения упрощенной системы налогообложения

ООО «ЕвразТур»

Предприятие ООО «ЕвразТур» применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). Объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, значит, организация уплачивает налог в размере 15 % от суммы полученных доходов, уменьшенных на сумму произведенных расходов.

Для возможности применения упрощенной системы налогообложения предприятие в установленном порядке подавало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (Приложение 2). После рассмотрения заявления Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области было дано согласие на применение ООО «ЕвразТур» специального налогового режима – УСН в виде уведомления (Приложение 3).

При упрощенной системе налогообложения налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами – первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

Так как предприятием «ЕвразТур» было выбрано в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода налогоплательщик исчисляет сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организация по истечении налогового периода представляет налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В связи с применением специального налогового режима УСН, организация является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и плательщиком пенсионных взносов.

Следует отметить, что не каждая организация может выбрать для себя упрощённую систему налогообложения. ООО «ЕвразТур» находится на упрощённой системе налогообложения, так как соответствует следующим параметрам:

Количество работников фирмы не превышает 100 человек

Балансовая стоимость амортизируемого имущества предприятие – не больше 100 млн. рублей

1 2