">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Методические основания государственной поддержки муниципального образования на примере Юргинского района Тюменской области

Описание: Федеральная целевая программа. Муниципальные целевые программы. Состав, порядок разработки и содержание. Общая характеристика Юргинского района. Основные показатели социально-экономического развития. Сохранение и развитие оптимальной сети учреждений района.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 59
Поднять уникальность

Похожие работы:

Сеть образовательныхчреждений в районе, реализующих программы дошкольного образования в 2008 году представляют 2 дошкольных автономных учреждения, 1 школа-сад, и 8 дошкольных учреждений вошли в состав общеобразовательных школ. Все ОУ и ОО имеют лицензии на право дошкольного образования.

В текущем году в районе оказывается дополнительная мера социальной поддержки семьям в форме компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, осуществляется возмещение расходов на содержание 46 детей льготной категории с 1.01.2008 года.

С января 2007 года осуществляется выплата части родительской платы (на 20,50,70 процентов) за содержание детей групп полного дня в ОУ, реализующих программу дошкольного образования.

Осуществлялась деятельность по созданию, укреплению материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей. За год увеличилось количество воспитанников дошкольных образовательных учреждений на 30 детей.

Сеть общеобразовательных учреждений района на 1.09.2008 года представлена 5 средними, 6 основными, 2-мя начальными школами, и коррекционной школой-интернатом 8 вида. В них обучается 1442 школьника;

три общеобразовательных учреждения реализуют профильную подготовку, в том числе по индивидуальным учебным планам.

Средняя наполняемость классов учащимися в сельских школах составила – 12,2.

Требуется капитальный ремонт зданий школ с реконструкцией для размещения детских садов.

В 2008 году за счет средств областного бюджета был проведен капитальный ремонт образовательных учреждений на сумму 53,0 млн. рублей, что почти в 2 раза больше объема затрат 2007 года.

В аварийном состоянии находятся 2 детских сада при Бушуевской и Лесновской школах.

Функционируют 3 учреждения дополнительного образования с высоким процентом охвата школьников системой дополнительного образования. Но АУ ДОД «Юргинский ЦДО» размещён в приспособленном старом деревянном здании, требующем замены.

Фактически за последние годы проведены значительные работы по оснащению современным оборудованием учебного процесса, средствами защиты и пожаротушения, обработке деревянных конструкций огнезащитным составом, установке автоматической пожарной сигнализации, замене и ремонте электропроводки и электрооборудования в образовательных учреждениях.

Продолжилось укрепление учебно-материальной базы профессионального училища № 49, в котором обучается 187 учащихся по профессиям, необходимым сельскому району.

Для решения кадровой проблемы района в отрасли «Образование» разработана и осуществляется программа «Педагогические кадры». С целью ориентации на профессии, необходимые для социально-экономического развития района, утверждён проект «Организация сетевой модели предпрофильного и профильного образования, развитие системы социального партнёрства», работает подпрограмма «Труд и профессиональное самоопределение старшеклассников».

Целью настоящей стратегии является определение приоритетных направлений развития качественного образования в районе, соответствующего потребностям развития экономики и строительства.

Приоритетные направления развития образования в районе.

1. Сохранение и развитие оптимальной сети учреждений района.

На основе незначительного снижения прогнозных показателей демграфического состояния к 2010 году и затем постоянного их повышения прогноз сети образовательных учреждений, представленный в таблице 2.

2. Создание безопасных здоровье сберегающих условий для всех участников образования.

Продолжится строительство, ремонт и реконструкция зданий учреждений образования.

3. Вхождение районной системы образования в федеральные и областные программы (табл. 3)

4. Развитие образовательного пространства, социального партнёрства и социума.

Совершенствование работы управляющих советов ОУ;

Развитие деятельности координационных советов школьных округов. (Проекты развития школьных округов)

Развитие форм общественного управления поможет эффективней решать проблемы модернизации образования района.

Выполнение инновационных проектов и программ (табл. 4).

Выполнение районных программ и проектов позволит поднять качество образовательных услуг на новый уровень, содействовать свободному выбору выпускниками школ профессий, необходимых для экономического развития района.

Предполагаемый результат при решении стратегических направлений развития образования:

Улучшится качество образовательных услуг и социализация выпускников школ.

Повысится результативность участия школьников в конкурсах, олимпиадах, других мероприятиях.

Возрастёт процент удовлетворённости учащихся и их родителей предоставлением качественных образовательных услуг.

Будет эффективно функционировать сетевая модель профильного образования и модели школьных округов.

Увеличится процент охвата профильным образованием учащихся старших классов.

Возрастёт число учеников, желающих получить рабочие профессии.

В подготовке учащихся к выбору рабочих профессий, участвуют учреждения, предприятия и организации, имеющие современную базу для практического обучения.

Работает профильный педагогический класс через систему дополнительного образования.

Контроль выполнения приоритетных направлений стратегии «Образования» будет осуществляться через общественные и государственные органы управления:

Ежегодно на заседании Совета по ПНПО, августовском совещании, аппаратных совещаниях с директорами, Управляющих и Координационных советах школ и школьных округов.

Для выявления степени успешного развития системы образования и оценки выполнения основных направлений стратегии развития предполагаются следующие критерии:

Профессиональное образование, трудоустройство выпускников, выбор рабочих профессий, необходимых предприятиям района.

Ход инновационных процессов в ОУ.

Выполнение программ и подпрограмм.

Уменьшение количества жалоб в системе образования.

Ресурсное обеспечение деятельности учреждений: кадры, степень вхождения в областные программы, информатизация и другие.

Психологическое сопровождение программ.

Повышение качественных показателей итоговой аттестации.

Увеличение количества учащихся, ставших призёрами областных конкурсов, олимпиад, других мероприятий.

Увеличение количества молодых специалистов в отрасли, закрепившихся в сельских школах.

Рост педагогического мастерства учителей района, выразившийся в количестве аттестованных на высшую и I категории, результативно участвующих в конкурсах.

3.1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Юргинского муниципального района

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Юргинского муниципального района до 2020 года и на перспективу до 2030 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №Пр-2268 и решением Совета УФО под председательством Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 29 апреля 2008 года № 1, как часть общей вертикально-интегрированной системы документов стратегического планирования и прогнозирования взаимоувязанного развития территорий и отраслей народного хозяйства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Целью разработки Концепции является определение долгосрочных стратегических направлений, целей и приоритетов, сбалансированных сценариев развития экономики и социальной сферы и размещения производительных сил Юргинского муниципального района на период 2008-2030 гг., обеспечивающих:

- устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие района;

- рост уровня жизни населения;

-совершенствование пространственной организации производительных сил на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ района.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Юргинского муниципального района до 2020 года и на перспективу до 2030 года согласована со Стратегией социально-экономического развития Тюменской области на период 2008–2020 гг. и до 2030 года, при ее разработке учитывался также весь комплекс действующих и разрабатываемых стратегических документов областного уровня (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области (утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05. 2009 г. №652-р) и Основные параметры прогноза социально-экономического развития на период до 2030 года, национальные проекты и федеральные целевые программы, стратегии и программы отраслевого развития.

В соответствии с поставленной целью в Концепции:

- дана оценка современного состояния ключевых внешних и внутренних факторов развития экономики Юргинского муниципального района.

- выявлены важнейшие проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы;

- сформулирована миссия Юргинского муниципального района на долгосрочную перспективу;

- определены и обоснованы цель и долгосрочные приоритетные направления развития района с учетом общих приоритетов развития Тюменской области, конкурентоспособность ее экономики на долгосрочную перспективу и создание условий для роста качества и уровня жизни населения Юргинского муниципального района.

3.2 Механизм мониторинга реализации Концепции.

Система мониторинга реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Юргинского муниципального района до 2020 года и на перспективу до 2030 года представляет собой систему сквозного контроля за реализацией мероприятий и расходованием средств, выделяемых на эти цели из бюджетных и внебюджетных источников.

Целью мониторинга является своевременное выявление проблемных вопросов и возможностей их устранения.

В системе мониторинга принимают участие:

- органы государственной власти Юргинского муниципального района;

- органы местного самоуправления муниципального образования;

- организации финансово-кредитной и инвестиционной сферы;

- хозяйствующие субъекты;

- общественные организации.

В качестве результатов реализации Концепции могут быть определены:

- выполнение мероприятий и проектов за определенный период;

- объективные изменения в социальной сфере и экологической сфере, обусловленные выполнением комплекса предусмотренных мер;

- объективные изменения в экономической сфере в соответствии с прогнозными параметрами;

- общественное мнение.

Критерии оценки эффективности результатов реализации Концепции:

- улучшение показателей социально-экономического развития (абсолютные величины и темпы роста);

- позитивное общественное мнение.

С учетом финансовых возможностей и результатов реализации в Концепцию могут вноситься изменения и дополнения в порядке, установленном действующим законодательством.

Рекомендации.

Для комплексной оценки уровня социально-экономического развития и на этой основе принятия решений о государственной поддержке конкретного муниципального образования требуется формирование в России местной статистики, которая сегодня практически отсутствует. Работа по созданию местной статистической базы должна начинаться с принятия федерального закона «О местной статистике в РФ», в котором были бы определены принципы ее организации и условия функционирования. На уровне субъектов Федерации и муниципальных образований также должны быть разработаны и приняты соответствующие законодательные акты о принципах, формах, условиях функционирования местной информационной базы конкретной территории, источниках финансирования.

Заключение

В ходе исследования были изучены теоретические и научно-методические подходы к формированию и функционированию системы государственной поддержки муниципальных образований.

В результате проведённых нами исследований сформулировано авторское представление о муниципальном образовании как системе, в рамках границ которой есть группа ресурсов, способных обеспечить определенный уровень благосостояния жителей муниципального образования. Одним из условий его успешного функционирования является способность к саморазвитию.

Концептуальной основой современной системы государственной поддержки муниципального развития является концепция устойчивого развития. Главная особенность изученной концепции, состоит в ориентации, прежде всего, на внутренние факторы и механизмы локального хозяйственного развития, которые в совокупности способны обеспечить саморазвитие и самовоспроизведение муниципальных, региональных и национально-государственных экономических систем. Важная роль отводится системе государственной поддержки местного экономического развития.

Отбор региональных проблем для государственной поддержки муниципальных образований должен осуществляться по определенным критериальным основаниям. Поскольку единой нормативно установленной процедуры их отбора для принятия соответствующих решений на федеральном уровне не существует - на практике имеют место несколько весьма устойчивых общих подходов к формированию программ государственной поддержки. Наиболее распространен отбор региональных проблем для государственной поддержки по критерию политической целесообразности.

В настоящее время наиболее распространенным инструментом государственной поддержки муниципальных образований являются федеральные целевые программы. Однако ряд вопросов, связанных с методологией формирования и реализации федеральных целевых программ, остается до конца не отработанным.

Таблица 1 Принимающие

правовые акты Типы правовых

актов Наименование правового акта или

решаемые вопросы  Население на

референдумах и

сходах Решения Важнейшие вопросы местного

значения, затрагивающие

интересы населения  Представительный

орган Решения Устав муниципального образования.

Правила, обязательные для

исполнения на территории

муниципального образования.

Вопросы организации деятельности

представительного органа  Председатель

Представительного органа Постановления

и распоряжения Вопросы организации деятельности

представительного органа  Глава местной

администрации Постановления Вопросы местного значения.

Вопросы, связанные с

осуществлением переданных

государственных полномочий   Распоряжения Вопросы организации работы

местной администрации  Глава

муниципального

образования Постановления

и распоряжения Вопросы председателя представи-

тельного органа или главы

администрации (в зависимости от

занимаемой должности)  Иные должностные лица Распоряжения и

приказы Вопросы, отнесенные к их

полномочиям.  

Таблица 2 Наименование ОУ Общее количество 2008г 2010г 2015г 2020г 2030  Школы: 14 14 13 12 12 12  Средние 5 5 4 4 4 4  Основные 6 6 7 7 7 7  Начальные 2 2 1 0 0 0  Коррекционная 1 1 1 1 1 1  Дошкольное образование         ДОУ: 11/27 11/27 11/231 11/31 11/31 11/31  ДОУ/группы полного дня в ДОУ 2/17 2/17 2/19 2/19 2/19 2/19  Структурные подразделения и отделения дошкольного образования в школах: 9 9 9 9 9 9  Группы полного дня в них 10 10 12 12 12 12  Общее количество учреждений, участвующих в заказе на дополнительное образование: 14 14 14 14 14 14  УДО 3 3 3 3 3 3   Школы, имеющие муниципальное задание 6 6 14 14 14 14  Таблица 3 Наименование программы Финансирование по этапам (млн. руб)   2008 2010 2015 2020  Федеральные программы:

2,2 0,6 1,5 1,5  ПНП»Образование» 2,2 0,6 1,5 1,5  Областные программы:

     Капитальный ремонт ОУ 53,0 57,0 51,0 20,0  Противопожарные мероприятия 3,6 млн руб 2,0 2,5 5,0  Школьный автобус 2 Замена 7 Замена 10 Замена 12  Учебная мебель  Замена устаревшей в основных школах – на 42 класса –комплекта Завершение замены на недостающую школьную мебель до 12 классов-комплектов Замена мебели 10 классов-комплектов  Школьный учебник      Развитие единой образовательной информационной среды  Замена устаревших компьютеров в основных школах – 21 компьютер Замена компьютеров базовых школ 30 шт Замена устаревших компьютеров в базовых школах -30 шт  Продолжение Таблицы 3 Технологическое оборудование в школах, дошкольных учреждениях  Замена 5 плит, 10 холодильников 10 плит, 10 холодильников 10 плит, 10 холодильников  

Таблица 4 Наименование программ и проектов 2008г 2010г 2015г 2020г 2030 г. 

 Программа 94,0 208,0 669,0 982,0 1276   -Развития образования Юргинского района 94,0 208,0 669,0 982,0 1276   Подпрограммы:        -Управление качеством образования 0,27 0,61 1,82 2.67 3,47   -Одарённые дети 0,47 1,04 3,52 5.18 6,73   -Педагогические кадры 0,8 1,77 5,7 8,37 10,9   -Развитие воспитания в системе образования 0,5 1,1 3,52 5,18 6,73   -Дополнительное образование 0,49 1,085 3,5 5,13 6,67   -Инновационный проект «Организация ПО и ППП, системы социального партнёрства» 0,23 0,5 1,58 2,33 3,03   -Труд и профессиональное самоопределение 0,38 0,82 2,58 3,8 4,94   -Образование и здоровье 4,3 9,1 28,2 41,4 53,8   -Дошкольное образование 0,9 2,0 6,46 9,49 12,3   

Глоссарий

Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Муниципальная политика - система целей муниципальной деятельности и способов их достижения на основе властных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления.

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных

территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения

межпоселенческого характера.

Список литературы:

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ //Российская газета, № 153-154,12.08.1998;

2. Конституция Российской Федерации. М., 1993;

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Юргинского муниципального района;

4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

5. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32;

6. Постановление Правительства РФ от 15.08.01 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года»;

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2002 № 996-Р «О перечне первоочередных мер по реализации государственной поддержки развития муниципальных образований на 2002 2004 годы»;

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2002 № 996-Р «О перечне первоочередных мер по реализации государственной поддержки развития муниципальных образований на 2002 2004 годы». Собрание законодательства РФ", 05.08.2002, № 31;

9. Абалкин Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. -М.: ИЭ РАН, 1997.-420 с.;

10. З.Авдеева Т.Т. Экономическое развитие местного сообщества: методология и технология. Краснодар: «Экоинвест», 2001;

11. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие// Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. -М.: РОССПЭН, 2002;

12. Бильчак B.C., Захаров В.Ф. Региональная экономика: Монография. Калининград: Янтар. сказ, 1998.;

13. Веддеркопф В. Современные подходы в области регионального стратегического планирования и планирования регионального развития: методологические основы и философия //Управленческоеконсультирование. 2002;

14. Емельянов Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития. Тула, 1997;

15. История местного самоуправления в России / Составитель Ю.В. Кириллов.

Обнинск: Институт муниципального управления, 1996;

16. Кузнецова О.В. Федеральное регулирование экономического развития регионов в Российской Федерации: Автореф. дисс. докт.эконом. наук. -М. Ин-т сист. анализа РАН, 2002;

17. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002;

18. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципальных образований. -М.: Муницпаль-ная власть, 2000;

19. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор). М.: Юридическая литература, 1994;

20. Михеева Н.Н. Дифференциация социально-экономического положения регионов России и проблемы региональной политики. Научный доклад 99/09. EERC: Москва, 1999;

21. Муниципальное управление: стратегический выбор муниципального образования / Под ред. В.Е. Рохчина. -М.: Логос, 2002;

22. Основы местного самоуправления / Под ред. С.В.Вобленко. Обнинск, 199782.0сьмова М.Н., Клавдиенко В.П., Ляменков А.К. Глобализация мировой экономики и устойчивое развитие как императив современного этапа человеческой цивилизации. -М., ТЕИС, 2001;

23. Пенюгалова А.В. Анализ и оценка социально-экономического развития муниципального района// Региональная экономика: теория и практика. 2005;

24. Перечень Федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных кфинансированию из федерального бюджета на 2004 год// http://www. programs-gov.ru;

25. Разработка стратегического выбора муниципального образования. Учебно-методическое пособие. М.:ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004;

26. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. М.:ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000;

27. Рохчин В.Е., Шураев В.В., Знаменская К.Н. Стратегическое управление развитием муницпального образования: межмуниципальное взаимодействие.-СПб., 2005;

28. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под ред. В.Б. Зотова. -СПб.: Лидер, 2005;

29. Смирнягин Л.В. Местное самоуправление и муниципальное экономическое

развитие в контексте концепции экономики общественного сектора: Лекции по экономике города и муниципальному управлению. М.: Фонд "Институт экономики города", 2004;

30. Тоскунина В.Э. Программно-целевой подход к управлению социально-экономическими процессами в регионе // Регион: экономика и социология. 2004;

31. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Российский научный центр местного самоуправления -М.: Муниципальная власть, 2001;

32. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998;

33. Харлоф Э. Местные органы власти в Европе. М.: Финансы и статистика, 1992;

34. Черняк В.З. История государственного и муниципального управления в России: Учебник для вузов. М.: Изд-во РДЛ, 2001;

35. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление) М.: Муниципальная власть, 2000;

36. Юшина Е.А. Муниципальное управление. -М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2003;

37. http://yurga.admtyumen.ru – официальный сайт Юргинского муниципального района.

1 2