">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Теневая экономика в современной России

Описание: Сущность, структура и роль теневой экономики. Функции и масштабы теневой экономики в современной России. Комплекс мер по выстветлению теневой экономики. Цель исследования. Предмет исследования. Феномен, отражающий негативные экономические процессы в обществе.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 392
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ(МИНОБНАУКИ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра: «Прикладная экономика»

«МИКРОЭКОНОМИКА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Теневая экономика в современной России»

Выполнил: студент группы_____________

Руководитель: _____________________________

Работа защищена с оценкой:____________________________

Пенза,2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….4

Глава I. Сущность, структура и роль теневой экономики……………..…..6

1.1Сущность теневой экономики……………………………………….…….6

1.2 Структура и роль теневой экономики………………………………......11

Глава II. Масштабы и динамика теневой экономики в России…………...17

2.1 Функции и масштабы теневой экономики в современной России…….17

2.2 Динамика теневой экономики в России………………………………...21

Глава III. Борьба с теневой экономикой…………………………………....28

3.1 Трудности борьбы с теневой экономикой……………………………..28

3.2 Комплекс мер по «высветлению» теневой экономики……………….30

Заключение…………………………………………………………………...32

Список использованной литературы…………………………………...….36

Утверждаю

Зав.каф.» Прикладная экономика»

«…»……………………....

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине «Микроэкономика»

студенту

Тема работы: « Теневая экономика в современной России»

Исходные данные

1.Пояснительная записка

Анализ теневой экономики в современной России

Глава1 Сущность, структура и роль теневой экономики

Глава2 Масштабы и динамика теневой экономики в России

Глава3 Борьба с теневой экономикой

Руководитель

Задание получил «» 2012г.

Студент

Введение

На каждом этапе исторического развития общества происходило нарастание негативных социально-экономических явлений, а вместе с ними и развитие теневой экономики. Основной формой ее проявления является экономическая преступность, вопросы борьбы с нею приобретают особое значение в период перехода к рыночным отношениям. Экономическая преступность - это сложная совокупность нескольких десятков видов преступлений, квалифицированных Уголовным кодексом РФ, как «преступления в сфере экономической деятельности». За исключением чисто правовых, других способов ограничения теневой экономической деятельности на сегодняшний день нет, несмотря на тот огромный ущерб, который она наносит экономике. Профилактика экономических преступлений и борьба с теневой экономикой еще не стали значимым направлением в деятельности правоохранительных органов. Одной из проблем борьбы с коррупцией и взяточничеством является их низкая раскрываемость. Существующая сегодня статистическая информация не позволяет в должной мере учесть показатели теневой экономики. Между тем результаты проведенного нами исследования свидетельствуют, что на ее долю приходится весьма значительная часть доходов, не отображаемая в официальной статистике. В последние годы проблема оценки масштабов теневой экономической деятельности особенно остро стоит в России и странах СНГ, в которых при переходе к рыночным отношениям ее доля резко увеличилась. Этому способствовало расширение частного сектора, практика уклонения от уплаты налогов, инфляция, слабое нормативное и правовое обеспечение регулирования рыночных отношений, криминализация общества.

Цель исследования - разработка основных направлений, экономических и правовых механизмов борьбы с теневой экономикой в условиях РФ.

Задачи исследования:

-изучить теоретико-прикладные, экономические и правовые аспекты проблемы теневой экономики в РФ;

- раскрыть причины развития и дать оценку масштабов современной теневой экономики;

- обобщить экономические и правовые подходы к решению проблемы теневой экономики с учетом ее социально-экономических последствий:

- провести исследование и измерение (оценку) масштабов теневой экономики в PФ и определить направления борьбы с нею;

- обосновать законодательные, экономические и специальные меры борьбы с теневой экономикой.

Объект исследования - отрасли и сферы теневой экономики в России, экономические и финансовые показатели их функционирования, криминальные процессы в сфере экономики.

Предмет исследования – комплекс значимых социальных, экономических и правовых отношений, складывающихся в сфере теневой экономики.

Проведенное научное исследование проблемы теневой экономики предполагает терминологически точное определение этого явления, разработку классификации его видов, изучение характера его воздействия на экономическую жизнь, определение информационных источников, т.е. исходной базы для последующего расчета показателей теневой экономической деятельности, в том числе для оценки ее масштабов.

Глава I. Сущность, структура и роль теневой экономики

Сущность теневой экономики

В экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. До настоящего времени не существует единого понятия «теневая экономика», причем данный термин трактуется по-разному как в разных странах, так и разными авторами, что, в общем-то, естественно.

К определению сущности «теневой экономики»- термина получившего в последнее время широкое распространение, имеется большое число подходов. Западные ученые часто рассматривают её как деятельность или скрываемую от прямого статистического учета, или уводимую из-под налогообложения. Так, Дж. Блэк определяет «теневую экономику» как «экономическую деятельность, о которой не сообщается в органы государственного обеспечения, налоговые и прочие государственные учреждения».

Несколько «расширяют» данное определение К.Пасс, и Л.Дэвис, которые «теневой экономикой» обозначают «деятельность, не учитываемую в исчислении национального дохода потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна». Синонимами «теневой экономики» чаще всего являются понятия, заимствованные из международной терминологии, - «неофициальная», «неформальная», «скрытая», «нерегистрируемая» экономика и т.п.

Однако они недостаточно четки, а иногда «пересекаются». Отечественные специалисты, интерпретируя сущность теневых экономических отношений, опираются, прежде всего, на признак «неконтролируемости». Контролируемые процессы, по определению, не являются «теневыми», или «скрытыми».Так, Большой экономический словарь трактует «теневую экономику» как «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть, скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».Аналогичное определение предлагают Б. А. Райзберг, Л.И.Лозовский, Е.Б.Стародубцева [4,с168].

«Теневая экономика - это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые вооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы». Все названные российские авторы теневую экономику « подразделяют» на криминальную, «скрытые» и «неформальные» экономические явления. В то же время А. Нестеров полагает, что «криминальная экономика» - это более широкое понятие, чем «теневая экономика» и включает последнюю как составную часть. На лицо теоретическая путаница, которую предопределяют следующие основные моменты. Во-первых, имеет место некорректная интерпретация двух понятий «shadow economy» и «black economy» , заимствованных из англоязычных источников. Часто термин «black economy», означающий «черная экономика», или «чисто криминальная», переводится как «теневая экономика». Во - вторых, «теневая экономика» не может быть адекватно описана с помощью норм существующего права. По мнению Д.Макарова, часть его диспозиций включает в себя деяния, «относимые к нелегальной, и к теневой экономике, некоторые нормы одновременно регулируют процессы и теневой, и контролируемой экономики, а отдельные негативные процессы теневой экономики вообще не урегулированы».

Следует согласиться с тем, что на самом деле «теневая экономика» - экономический, а не правовой феномен, отражающий негативные экономические процессы в обществе. Это легальная, но не контролируемая экономическая деятельность, которую «сопровождают» различные правовые нарушения, будь, то уголовные или административные. Она имплицитно содержит незаконную часть. В-третьих, долгое время существовал устойчивый стереотип, согласно которому вся экономика делится на «белую» и «черную», т.е. легальную и криминальную. Сегодня становится ясно, что «цветовой» спектр видов хозяйственной значительно шире: он представлен массой разнообразных оттенков или «различных градаций серого цвета». На практике деятельность большинства хозяйствующих субъектов осуществляется как в рамках легального, так и полулегального, а порой и чисто криминального оборотов. Работа в русле легального оборота дает возможность организации формировать благоприятный имидж на рынке, иметь кредитную историю, аппелировать к судебной или исполнительной власти, а также избегать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми или иными контролирующими органами. В то же время необходимость «ухода» от чрезмерных налогов, а часто и просто задачи максимизации прибыли обуславливают «перевод» части бизнеса на «серые» схемы.

Таким образом, задействован эффективный механизм деформализации экономики, который непрерывно трансформирует формальные правила и встраивает их в неформальные отношения. Следует отметить, что в силу этих и других причин до сих пор не существует подлинно научного определения «теневой экономики». Встает задача переоценки или перегруппировки существующего законодательства и выделения в экономике наиболее негативных и связанных между собой явлений, которые могли бы иметь самостоятельное название «теневая экономика», с одной стороны, и соответствовать этимологическому значению понятия «теневая экономика» с другой. Необходимость этого возникает еще и потому, что при действующем законодательстве, да и на практике в принципе трудно представить себе полностью легальную, т.е. соблюдающую все имеющиеся нормативные экономическую деятельность. Поэтому для дальнейшего рассмотрения генезиса сложившихся в российском обществе «теневых» экономических отношений и характеристики их видов вполне подходящим представляется следующие рабочее определение. «Теневая экономика - параллельная подпольно функционирующая экономическая структура мафиозного характера, ориентированная на извлечение скрываемых от налогообложения сверхприбылей и подрывающая сложившиеся в обществе экономические отношения». При этом речь идет о широком спектре негативных экономических процессов «криминальной направленности. Экономическая деятельность также подразделяется на официальную и теневую (не укладывающуюся в рамки действующего законодательства).

Прежние системы национальных счетов (СНС), разработанные ООН, Евростатом и другими организациями, не содержали однозначных рекомендаций относительно учета теневой экономики. Новая версия, принятая в 1993г., предлагает практически целиком учитывать «теневую экономику» в составе производственной деятельности. «Голубая книга» (издание статистического комитета ООН), излагающая методологию СНС, вводит в обращение три понятия, довольно близких по смыслу и в некоторых аспектах даже пересекающихся. Это «скрытая» (или теневая), неформальная (или «неофициальная») и «нелегальная» деятельность. Первая из названых теневая – характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов. Подобная деятельность возможна практически во всех отраслях экономики. Согласно методике Госкомстата РФ «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики», разработанной в 2002г. с учетом опыта Директората статистики ОРЭС, Статкмитета СНГ, Национальной статистической службы Нидерландов и Национального института статистики Италии, экономику следует подразделять на наблюдаемую и ненаблюдаемую. Виды производственной деятельности, относящиеся к ненаблюдаемым, являются незаконными, скрытыми, неформальными и произведенными домашними хозяйствами для самостоятельного использования. Деятельность нелегальных предприятий, так же как и легальных, предполагает производственный процесс. К нелегальному виду деятельности относятся незаконное производство или сбыт продуктов и услуг (например, производство оружия или наркотиков, контрабанда). Сюда же входит «нелицензированная деятельность» практикующих врачей, адвокатов, преподавателей учебных заведений, инструкторов спорта и т.д. Конечно, преступная деятельность, направленная против личности или имущества (например, грабежи, воровство и терроризм), не может быть включена в границы производства. Тем не менее, СНС рекомендует учитывать ее экономические последствия в национальных счетах как особый случай и отражать его на специальном счете. Можно добавить, что воровство, грабеж, разбой, рэкет и другие виды деятельности представляют собой перераспределение доходов от одних лиц к другим и поэтому общую сумму ВВП не увеличивают.

Таким образом, при определении ВВП должны быть учтены следующие показатели:

1) законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом обязательств;

2) неформальной (неофициальной) легальной деятельности, в том числе деятельности некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд;

3) неофициальной нелегальной деятельности, в том числе: а) легальных видов деятельности, которыми занимаются нелегально; б) нелегальной деятельности, предоставляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос; в) нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества. При этом все перечисленные виды деятельности кроме пункта 3 в включаются в границы производства. С учетом вышесказанного термином « теневая экономика» логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится вне рамок правового поля. В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход. Итак, как мы видим сущность «теневой экономики» можно определить с разных точек зрения. И, конечно же, существует еще множество других подходов к истолкованию понятия «теневая экономика», но все они отмечают главный её признак- это скрытый характер [10,с.56].

Структура и роль теневой экономики

Теневая экономика - это явление, которое имеет весьма многогранный и разнородный характер. В связи с этим возможны различные критерии разграничения её элементов. Для удобства анализа обозначим каждый выделенный слой, страту, зону или уровень рынка своим цветом. Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т. п. Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы. Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные офшоры. «Розовый рынок» берет свое начало с 20-х годов прошлого века, когда, например, В.И.Ленин лично дал карандашной фабрике А.Хаммера разрешение на ведение бизнеса в России со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых санаториев, больниц для власть принадлежащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ. Внутри этого рынка, по существу, встроенного в механизм принудительного распределения ресурсов действовала своя система неофициального (а значит теневого) обмена услугами в региональном плане - между центром и местами, в отраслевом между правительством, министерствами и отдельными предприятиями [1,с.120].Сложился и собственный механизм согласования интересов - борьба за выделение максимального объема ресурсов и получение минимальных плановых заданий. В ЦК КПСС и Госплане СССР между отделами и «подведомственными регионами» шел настоящий торг посредством бартерных операций по всем группам и услугам. Выделение кредитов и размещение новых предприятий в регионах зачастую осуществлялось путем яростной борьбы между региональными лидерами. Процветали закрытый номенклатурный подбор и расстановка кадров, причем многие представители номенклатуры жили по принципу - «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Быками (или даже козлами) считалось остальное население страны. Открытие рынка в начале 1990-х годов привело к тому, что экономика тотального дефицита трансформировалась в экономику неплатежей и денежного дефицита. В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других)для своих -узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями. Серый рынок-зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды - проведение праздников, во внебюджетные фонды. Этот рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти. Эта система начала функционировать еще в советские времена, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат - связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка. Другая составляющая серого рынка- это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности(феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны- скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверх централизированном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов. В современных условиях сложился новый тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов. Черный рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности(«левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения. Черный рынок-это своего рода оффшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные транзакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки». Гигантские масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность позволяют сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления. Хозяйствующий субъект черного рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так 4 и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу. Черный рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании - «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них «черный рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от5% до 25% от численности всей пирамиды. Вторая группа формирует среднюю часть пирамиды и состоит из «теневиков - хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры), представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители как черного, так и серого могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы. Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. Всего данная пирамида, по нашим подсчетам, включает порядка 30 млн. чел. Экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП. И хотя данное деление теневой экономики на три сегмента довольно условно, на мой взгляд, оно очень схоже с тем, как делит теневую экономику в своей книге Латов Ю.В. .Есть лишь одно небольшое несовпадение в названиях условных частей теневой экономики. «Вторая («беловоротничковая») экономика» так окрестил Ю.В Латов тот сектор теневой экономики, который И.М Аблаев в своей статье назвал розовым [3,c.168].

Глава II Масштабы и динамика теневой экономики в современной России

2.1 Функции и масштабы теневой экономики в современной России

Если теневая экономика-это особый институт в экономической системе, то она, как и любой другой институт, должна выполнять в обществе определенные функции.

Она по большому счету выполняет две функции в обществе, которые имеют противоположный характер.

Стабилизирующая (регулятивная)

Для некоторых социальных групп и слоев общества теневая экономика выступает стабилизирующим фактором. Во-первых, с точки зрения экономических агентов, теневая экономика позволяет хозяйствовать эффективнее, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Уклонение от налогов, по данным обследований, дает возможность предприятию увеличить чистую прибыль в средне в 1,37 раза. Тем самым такое предприятие получает серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми кто работает в чисто легальном секторе, поскольку позволяет снизить отпускные цены на 11%.Отсюда становится понятным, почему только1,5% российских предприятий уплачивают все налоги своевременно. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около 1/3 предприятий вообще уклоняются от оплаты налогов.

Во-вторых, теневая экономика расширяет возможность дополнительных заработков для занятых на официально зарегистрированных промышленных предприятиях. По оценкам, теневая деятельность на рабочем месте позволяет увеличить доходы работников в среднем на 13%.27% трудоспособных россиян имеют вторую, официально не учтенную работу (в основном в посреднической деятельности, розничной торговле и челночном бизнесе).С учетом этого реальная картина доходов российских граждан значительно отличается от официальных данных].На неформальную экономику приходилось в середине 90-х годов около трех четвертей всех неучтенных доходов населения (в их сумму наряду с доходами от неформальной занятости входит и скрытая оплата труда в формальном секторе, и доходы от теневых сделок). По оценке Е.Г Ясина, в середине 90-х годов в стране насчитывалось 1,8 млн. «челноков» (притом, что в розничной торговле было занято 5 млн. чел.), которые за год пересекали границу 3,6 млн. раз, ввозя товаров на сумму 11 млрд. дол. «Челночный» бизнес фактически стал официально признанным, сохранив многие черты теневой экономической деятельности, как, например, преимущественное использование наличных расчетов. В условиях резкого ухудшения материального положения основной массы населения в России «челноки» создали вторичный рынок занятости, смягчили процесс обнищания и роста безработицы, сыграв, таким образом, положительную роль.

Создавая новые рабочие места и источники дохода, теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает, социальное напряжение в обществе.

2.Дестабилизирующая

Конечно же, нельзя не видеть отрицательный, деструктивный характер теневой экономической деятельности, подрывающей основы социального благополучия больших групп населения.

Во-первых, теневая экономика вытесняет официальные механизмы налогообложения. Из общей суммы доходов, получаемых в легальном бизнесе, на выплачиваемые государству налоги приходится 25 %, тогда как выплаты «крышам» и чиновникам - 20% , а на плату за обналичивание-5%.Бурный рост теневой экономики представляет собой из главных причин финансово-бюджетного кризиса 1998г.

Во-вторых, теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в легальной экономике, ослабляет трудовую, мотивацию работников приводит, приводит во многих случаях к их деквалификации.

В-третьих, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых может быть разрешена только с применением насилия.

В-четвертых, жизнь по двойному стандарту уже давно не воспринимается многими россиянами как негласная, но, тем не менее, общепринятая норма. А отнюдь не как «отклоняющееся поведение». Сегодня общество подошло к некоторому качественному рубежу, когда норма и отклонение от нее, норма и патология не только все более проникают друг в друга, но и меняются местами. То, что в сознании многих считалось патологией, становится нормой. Такая всеобщая теневизация, по мнению ученых, это формирование нового социального порядка, который носит отнюдь не либеральный, но принудительный характер. Он заставляет действовать вопреки законам цивилизованного общества, нарушать веками складывающиеся моральные устои.

В-пятых, криминальные процессы в отечественной экономике вышли за пределы государства. Россия попала в черный список стран с испорченной коммерческой репутацией. Так, согласно данным Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег при ОЭСР, наша страна «не желает» бороться с преступными средствами.

В этот столь сложный период теневая деятельность помогла выжить немалой части населения, оказавшейся выброшенной из привычного уклада жизни. Она помогла им найти новую основную или дополнительную занятость и источники доходов, в то время как работа в структурах официальной экономики перестала обеспечивать средствами к существованию. На этом регулятивная функция теневой экономики закончилась, а в последующие годы усилилась её дестабилизирующая функция. Масштабы теневого сектора в России оставляет желать лучшего. По итогам 2004 года, согласно официальной информации Росфинмониторинга, сумма отмываемых в России средств составила 170 млрд рублей.По экспертным оценкам МВД РФ, в торговле, строительстве, сельском и лесном хозяйстве России доля теневой экономики доходит до 70-80% ВНП (главным образом потому, что в этих отраслях существуют повышенные возможности расчетов неучтенными наличными деньгами).

По оценкам Госкомстата, в строительстве на теневой сектор приходится 63% деятельности, а в торговле и сельском хозяйстве-75%!Например, закупка и перепродажа зерновых осуществляются в России на 70% «черной» неучтенной «наличкой» непосредственно на элеваторах, в том числе и для нужд экспорта. Базой для этого служат неучтенные площади посевных («теневой урожай» в каждом крупном хозяйстве). Те угодья, которые находятся на границе областей, по согласованию сторон распахиваются соседями, а урожаи приписываются себе как достижение. Так же работают по неучтенному поголовью скота.

Скрытый сектор является одним из наиболее крупных элементов теневой экономики. О его масштабах свидетельствуют следующие данные. По словам Е.С Строева, теневое предпринимательство составляет половину от легального, 1/3 зарегистрированных предпринимателей налоги не платит, половина - платит не полностью или нерегулярно. Весомую часть скрытой теневой экономической деятельности составляет взаимная коррупционная деятельность предпринимателей и отдельных чиновников, поскольку деловая коррупция как суррогатный «теневой институт» улаживания деловых интересов с бюрократией заполняет своеобразный вакуум, позволяя предпринимателям до определенной степени просчитывать свою стратегию и хозяйственные риски и преодолевать многочисленные административные барьеры, встраеваемые властями различных уровней. Развитию коррупции способствует отсутствие удобных процедур реализации предпринимателями своих обязательств, а также несоразмерность штрафов, вынуждающих уклонятся от их оплаты.

Несомненно, нельзя признать эффективной деятельность государственных институтов допустивших разрастание масштабов коррупции в российской экономике до величин порядка 16% ВВП и 53-54% от доходной части бюджета РФ. Фактически в России ежегодно создается свой теневой бюджет рынка коррупции являющегося верхушкой «айсберга» теневой экономики. Не секрет, что по величине выплат в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляющим порядка 10% от суммы сделки или делового оборота, можно судить, что размер теневой российской экономики может вполне составлять 300-330 млрд. долларов. Это вполне коррелируется с данными правоохранительных органов о нахождении в теневом обороте не менее 40% денежной наличности и величине «серого оборота» в расчетах россиян из рук в руки - в 40,4 млрд. долларов

Итак, из всего вышесказанного следует, что теневая экономика позволяет решать кое-какие сиюминутные проблемы, но, разрастаясь и переплетаясь с легальной экономикой, препятствует дальнейшему развитию рыночной экономики в России [8,c.190].

2.2 Динамика теневой экономики в России

В теневом обороте сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом для экономического роста.

Эффективность реализации государственной экономической политики зависит от сущности избираемого подхода к управлению, от характера применяемых методов, а также от качества институциональной среды развития предпринимательства.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики.

Первый - радикально-либеральный, связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.

Печальные итоги воплощения данного подхода: отмеченные выше критические масштабы "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания [5,c.120].

В целом, задействование репрессивных методов, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики и т.п.

В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и программы государственной политики в отношении "теневой" экономики.

В этой разработке важно ответить на два вопроса. Во-первых, в настоящее время в разряд "теневиков" переходят не только сугубо криминальные элементы (как отмечалось, их, по разным оценкам, от 5% до 25%), но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами.

Во-вторых, в "теневой" экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, за границу за годы реформы ушло 300-400 млрд. долл.

Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе уже исключен.

Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей.

В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики.

Необходим, комплексный подход, направленный на развитие предпринимательства.

Реализация этого подхода требует, во-первых, четкого разграничения капиталов криминальных элементов и "теневиков"-хозяйственников и отражения данного разделения в новых экономико-правовых актах, в том числе в законодательстве по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, в Уголовном кодексе РФ.

В эти документы следовало бы ввести определение подлежащей легализации части "теневой" экономики как сферы функционирования тех хозяйственников, у которых издержки деятельности при существующих "правилах экономической игры" устойчиво превышают доходы.

Отработка критериев разграничения криминальных элементов и теневиков - хозяйственников - важнейшая задача экономистов, социологов, юристов, специалистов правоохранительных органов.

Во-вторых, в целях создания и поддержания благоприятной правохозяйственной среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов.

Прежде всего, это относится к налоговому режиму, в связи, с чем представляется уместным обратиться к опыту новой экономической политики 20-х годов, которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых капиталов.

В этом контексте желательны: сокращение налогооблагаемой базы до 26% ВВП; реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.

Согласно Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается выше 30% от ВВП. На наш взгляд, идеальный максимум - 26-28%. К этому следует добавить, что аналогичные мероприятия осуществлялись в 30-е годы в Аргентине, в 80-е годы - в Бразилии.

В-третьих, предстоит разработать и реализовать действенные меры защиты населения со стороны государства от финансовых мошенничеств, обеспечить гарантии защищенности сбережений и капиталов.

В-четвертых, целесообразно задействовать "доходные индульгенции" - юридические документы, конституирующие легализацию (при условии уплаты спецналогов) денежных средств, направляемых на инвестиционные цели в сферу производства.

В-пятых, необходима иная политика в отношении к проживающим за рубежом "новым русским", разработка и реализация программы репатриации российских капиталов с превращением их в реальный инвестиционный ресурс России.

Программа интеграции теневого капитала с легальным - обязательная составляющая нового курса в экономической политике.

Борьба с теневой экономикой предполагает формирование благоприятной социально-экономической среды для развития национальной экономики и ее основных элементов.

Процесс совершенствования механизма государственного воздействия на теневую экономику необходимо реализовывать путем: усиления взаимодействия государственных структур с активным включением региональных и местных органов власти; координации деятельности правоохранительных структур различного функционального назначения, сотрудничающих в сфере борьбы с теневым сектором.

1 2