">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства

Описание: Его роль в сбалансированном развитии экономики. Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений. Инструменты реализации. Долговые обязательства.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Курсовая работа
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 23
Поднять уникальность

Похожие работы:

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом, утверждаются источники финансирования дефицита бюета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники в следующих формах: - разница между полученными и погашенными в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами БС РФ;- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных и международных финансовых организаций;- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;- иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (курсовая разница по средствам федерального бюджета; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации).2) внешние источники в следующих формах: - разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования)- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах: - разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;- разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами кредитных и международных финансовых организаций;- разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;- иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; курсовая разница по средствам бюджета субъекта Российской Федерации).2) внешние источники в следующих формах: - разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;- разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте;- иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: - разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;- иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета; объем средств, направляемых на погашение долговых обязательств МО в валюте Российской Федерации).

20.Консолидированный бюджет Российской Федерации: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования

Консолидированный бюджет - свод бюджетов б. системы РФ на соотв. территории (за исключением бюджетов гос. внеб. фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет РФ не рассматривается и не утверждается законодательным органом власти. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Состав:-федеральный б-т-консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолидированные бюджеты субъектов РФ вкл. региональные местные бюджеты.

Назначение консолидированного бюджета:Используется в бюджетном планировании. -Используется при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюдж. систему.-Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, т.к. многие показатели сводного финансового баланса гос-ва берутся из консолидированных бюджетов.-Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и в перспективном финансовом планировании в частности.-Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующихх различные виды обеспеченности жителей страны, определенной территории.Налоговые Д- предусм. зак-вом фед., регион. и местные н-ги и сборы, включая пени и штрафы. Неналоговые Д:- доходы от использования и продажи гос имущества- плата за пользование водными биологическими ресурсами - плата за негативное воздействие на окружающую среду- консульский сбор- гос. пошлина Расходы КБ делятся по след. направлениям 1) общегос. Р: Р на управление, функционир-е фед. судебн. системы, международная деятельность, обслуживание и погашение гос. долга, фундаментальные исследования 2) нац. оборона 3) нац. безопасность и правоохранит. деятельность 4) нац. экономика: разработка полезных ископаемых, с/х, транспорт 5) ЖКХ 6) охрана окружающей среды 7) образование 8) здравоохранение и спорт 9) социальная политика 10) международные трансферты.

21.Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы

ПФ РФ явл-ся самостоят. фин-кред. учр-м, выполняющим опред. банк.операции. ПФ подотчётен Прав-ву РФ и осущ-т свою деятельность в соотв. с законод-вом (Положение “О ПФ России”,утв. Постановлением Верх.Совета РФ от 27.12.91 г. №2122-1).Задачи ПФ РФ: выплаты гос.пенсий в виде трудовых, военных и соц. пособий, пенсий по инвалидности; предоставление пособий по уходу за ребёнком, по случаю потери кормильца и компенсационные выплаты; орг-ция и ведение персонифицированного учёта застрахованных лиц; целевой сбор и аккумуляция страх.взносов; капитализация ср-в ПФ, привлечение в него добровольных взносов юрид и физ. лиц.Общее руководство фондом осущ-т Правление, а оперативное управление осущ-т исполнительная дирекция. В отличие от других фондов (ФСС и ФОМС) Пенсионный фонд обладает централизованной структурой, в которой все решения, связанные со сбором и распределением ресурсов принимаются на федеральном уровне. Правила и инструкции задаются на федеральном уровне, ими регулируются все виды деятельности фонда. В суб.РФ создаются отделения ПФ суб.РФ. В соотв. с действующим зак-вом доходы ПФ формируются за счет: части единого социального налога; ассигнований на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семей; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений.Д ПФ РФ - 4,7 трлн. руб.Поступающие в бюджет ПФ средства направляются на: выплату трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, а также пенсии инвалидам, которые не имели трудовой книжки; выплату социальных пособий на погребение; выплату социальных пенсий (пенсии людям, которые не имели заработка) и соц.пособий (кот.выплачиваются след.категориям: для детей военнослужащих срочной службы, пособия на детей в возрасте от 1,5-6 лет, пособия на детей одиноким матерям, пособия на детей инфицированных ВИЧ, компенсац.выплаты гражданам пострадавшим на Чернобыльской АЭС); выплата пенсий военнослужащим и других гос.пенсий, кот.фин-ся за счёт ср-в ф.б-та (пособия сотрудникам МВД, ФСБ); доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФ; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда.Р ПФ РФ - 4,4 трлн. руб. Бюджет - профицитный.

22.Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан

ФСС создан в РФ в соотв. с Указом Президента РФ от 7.08.92 г. № 822 “О ФСС РФ”. ФСС явл-ся самостоят. фин-кред. учр-м в РФ. Для обеспечения деят-ти ФСС создан центральный аппарат, в региональных отделениях –аппараты органов ФСС. При ФСС обр-ся Правление, при регионах – координационные советы. Организационная структура ФСС представляет собой сочетание централизованного и децентрализованного управления. Централизованные руководящие решения идут в региональные органы ФСС (республиканские, краевые, областные), которые, в свою очередь, руководят филиалами. Последние осуществляют руководство комиссиями по социальному страхованию на предприятиях. Задачи ФСС: обеспечение гарантированных гос-вом пособий; участие в разр-ке и реализации гос. программ охраны здоровья раб-ков, мер по соверш-ю соц.страх-я; осущ-е мер для обеспечения фин устойчивости фонда, в т.ч. создание резервного фонда; разработка предложений о размерах тарифа страх. взносов на гос.обеспечение; орг-ция разъяснительной работы по вопросам соц.страхования.Источники поступлений ср-в для создания ФСС: страх.взносы, дотации и др.ср-ва ф.б-та, ср-ва иных б-тов в случаях предусм.зак-вом; штрафные санкции и пени; ден.ср-ва, возмещаемые в рез-те регрессных треб-й к ответственным за причинение вреда застрах.лицам; Д от размещения свободных ден.ср-в фонда и др.источники, кот. не противоречат зак-ву.Д ФСС - 425,5 млрд. руб.Ср-ва ФСС направляются на: выплату ПВН (до 70% Р фонда), пособие по беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком по достижению им 1,5летнего возраста; оплату доп. выходных дней по уходу за ребёнком инвалидом до достижении им 18летнего возраста; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников; частичное содержание нах-ся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; обеспечение текущей д-ти и содержание аппарата упр-я ФСС.Р ФСС - 453,8 млрд. руб. Бюджет - дефицитный.От уплаты взносов в ФСС освобождаются: Мин-во обороны РФ, МВД, ФСБ, служба внешней разведки, фед.пограничная служба, военные коллегии Верх.Суда; обществ. орг-ции инвалидов и п/п, находящиеся в собств-ти этих орг-ций.

23Фонды обязательного медицинского страхования

Обязат.мед. страх-е – составная часть гос.соц. страх-я, призванная обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении мед. страх-я в объёме и на условиях, соотв. утв.программам.ФОМС – фонд, ср-ва кот. направляются на обеспечение лекарственной и мед. помощи населению при предоставлении мед.полиса. Фонды обяз.мед.страх-я – централиз.источники фин рес-сов для целей мед.страх-я как формы соц. защиты нас-я. В отличие от Пенсионного фонда Фонд обязательного медицинского страхования обладает децентрализованной структурой, включающей в себя федеральный фонд и региональные фонды, работающие в каждом регионе РФ в оперативном отношении вполне независимо от федерального фонда.Деятельность ФФОМС и ТФОМС регулируется Положениями о федеральном фонде обязательного медицинского страхования и о терр. ФОМС. Этими базовыми нормативными актами определяются функции и задачи их деятельности.Задачи ФОМС: обеспечение фин устойчивости системы обяз.мед. страх-я в суб.РФ, т.е. выравнивание условий д-ти терр.фондов по фин-ю программ обяз.мед.страх-я; обеспеч-е прав граждан в системе обяз.мед.страх-я; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования; участие в разработке и осуществлении государственной политики обязательного медицинского страхования; участие в разр-ке и осущ-и гос.политики в области ОМС; разр-ка и осущ-е комплекса меропр-й по обеспеч-ю фин.устойчивости системы ОМС и созданию условий для выравнивания объёма и кач-ва мед.помощи.Источники ср-в ФОМС: ЕСН (3,1%), единый налог на вменённый Д, единый с/х налог в частях, подлежащих зачислению в фонды; пожертвования юрид и физ лиц; ср-ва, кот. остаются на счетах фонда.

Д ФОМС - 105,9 млрд. руб.Ставки перечислений в ФОМС: для всех налогоплательщиков в фед. ФОМС – 1,1%; в терр. ФОМС 1) для налогоплательщиков с/х товаропроизводителей, народов Малого Севера – 1,2% 2) для ИП и адвокатов – 1,9% 3) для всех остальных налогоплательщиков – 2%.Ср-ва ФОМС направляются на след. цели: обеспеч-е лекарств. и мед. помощи нас-ю согласно мед. полису; на фин-е страх.мед. программ в рамках ОМС; формирование нормативного страх. запаса терр.фонда, предназнач. для обеспеч-я фин.устойчивости системы ОМС на терр.данного субъекта (оказание мед.помощи при стих.бедствиях).Р ФОМС - 110,5 млрд. руб. Бюджет - дефицитный.

24.Государственный долг Российской Федерации

Чаще всего следствием дефицита б-та является гос. или мун. долг. Гос / мун. долг - обязательства, возникающие из гос или мун заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обяз-ва в соотв. с видами долг. обязательств, принятые на себя РФ, субъектом РФ или мун. образованием.Структура гос. долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по видам долговых обязательств.Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:- кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностр. государств- гос-м ценным бумагам, выпущенным от имени РФ- бюджетным кредитам, привлеченным в ФБ из других бюджетов БС РФ- государственным гарантиям РФ;- иным долговым обязательствам.Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от 1-5 лет) и долгоср-и (от 5-30 лет включительно).В объем гос-го внутреннего долга РФ включаются:- номинальная сумма долга по гос-м ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;- объем обязательств по гос-м гарантиям, выраженным в валюте РФ;- объем иных долговых обязательств РФ.В объем гос-го внешнего долга РФ включаются:- номинальная сумма долга по гос-м ценным бумагам РФ, обязательства по к-ым выражены в ин-й валюте;- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в ин-й валюте- объем обязательств по гос-м гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте. В случае, если долговое обязательство РФ не предъявлено к погашению в течение 3 лет с даты, следующей за датой погашения или истек срок гос-й гарантии РФ, долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с гос-го внутреннего долга РФ.

Управление гос-м долгом РФ осуществляется Прав-м РФ либо уполномоченным им МФ РФ.Под гос. заимствованиями РФ понимаются гос-е займы, осуществляемые путем выпуска гос-х ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ.Под гос-ми внутренними заимствованиями РФ понимаются гос-е займы, осуществляемые путем выпуска гос-х ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от других б-тов бюджетной системы РФ, кредитных организаций и межд-х финн-х организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика, выраженные в валюте РФ.Право осуществления гос-х внутренних заимствований от имени РФ принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им МФ РФ.

Под гос-ми внешними заимствованиями РФ понимаются гос-е займы, осуществляемые путем выпуска гос-х ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, ин-х гос-в, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в ин-й валюте.Гос-е внешние заимствования РФ осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) ФБ, а также для погашения гос-х долговых обязательств РФ.Право осуществления гос-х внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении гос-х гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченное им МФ РФ.

25.Гос-й долг субъекта Российской Федерации

Гос / мун. долг - обязательства, возникающие из гос или мун заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обяз-ва в соотв. с видами долг. обязательств, принятые на себя РФ, субъектом РФ или мун. образованием.Структура гос-го долга суб-та РФ представляет собой группировку долговых обязательств субъекта РФ по видам долговых обязательств.Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в виде обязательств по:- гос-м ценным бумагам субъекта РФ;- бюджетным кредитам, привлеченным в б-т субъекта РФ от других б-в бюджетной системы РФ;- кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, ин-х банков и международных финн-х организаций;- гос-м гарантиям субъекта РФ.

В объем гос-го долга субъекта РФ включаются:- номинальная сумма долга по гос-м ценным бумагам субъекта РФ;- объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;- объем основного долга по б-м кредитам, привлеченным в б-т субъекта РФ от других б-в бюджетной системы РФ;- объем обязательств по гос-м гарантиям, предоставленным субъектом РФ;- объем иных непогашенных долговых обяз-в субъекта РФ В объем гос-го внутр-го долга субъекта РФ включаются:- номинальная сумма долга по гос-м ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по к-ым выражены в валюте РФ;- объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по к-ым выражены в валюте РФ;- объем основного долга по б-ым кредитам, привлеченным в б-т субъекта РФ от других б-в бюджетной системы РФ;- объем обязательств по гос-м гарантиям, предоставленным субъектом РФ, выраженным в валюте РФ;- объем обязательств субъекта РФ перед РФ, возникающих в ин-й валюте в рамках использования целевых ин-х кредитов (заимствований);- объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ.

В объем гос-го внешнего долга субъекта РФ включаются:- номинальная сумма долга по гос-м ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по которым выражены в ин-й валюте;- объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по которым выражены в ин-й валюте;- объем обязательств по гос-м гарантиям, предоставленным субъектом РФ в ин-й валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в ин-й валюте;- объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта РФ, обязательства по к-ым выражены в ин-й валюте.

Долговые обязательства субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

В случае, если долговое обязательство субъекта РФ, выраженное в валюте РФ, не предъявлено к погашению в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства субъекта РФ, или истек срок государственной гарантии субъекта РФ, обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного долга субъекта РФ.Управление гос-м долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным органом гос-й власти субъекта РФ либо финн-м органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ Под гос заимствованиями субъектов РФ понимаются гос-е займы, осуществляемые путем выпуска гос-х ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты от других б-в бюджетной системы РФ, кредитных организаций, ин-х банков и международных финн-х организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.Гос-е внутренние заимствования субъектов РФ – гос-е займы, осуществляемые путем выпуска гос-х ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые от других б-ов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, международных финн-х организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ, выраженные в валюте РФ.Гос-е внешние заимствования субъектов РФ – гос-е займы, осуществляемые путем выпуска гос-х ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые от ин-х банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ, выраженные в ин-й валюте.Право осуществления гос-х внутренних и внешних заимствований субъекта РФ от имени субъекта РФ принадлежит высшему исполнительному органу гос-й власти субъекта РФ либо финансовому органу субъекта РФ.

26Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление

Чаще всего следствием дефицита бюджета является гос. или мун. долг. Гос / мун. долг - обязательства, возникающие из гос или мун заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обяз-ва в соотв. с видами долг. обязательств, принятые на себя РФ, субъектом РФ или мун. образованием.Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:- ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);- бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;- кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;- гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

В объем муниципального долга включаются:- номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;- объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;- объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;- объем обязательств по муниципальным гарантиям;- объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).В случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга.Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной администрации.

27.Бюджетный процесс: понятие, стадии бюджетной деятельности, участники и их полномочия, концепция реформирования

Бюджетный процесс - регламентируемая зак-вом РФ деятельность органов гос. власти, органов местн. сам-я и иных участников б. процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утв-ю и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осущ-ю бюдж. учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утв-ю б. отчетности.

Б. процесс включает в себя 5 последоват. стадий: 1) начальной стадией б. процесса явл. бюдж. планир-ние и прогнозирование показателей б-та. Б. планир-ние – процесс определения той части фин. рес-сов, к-ая за планируемый период м.б. мобилизирована в б-т и использована на общегос. цели. Задачи б. планир-ния: -составление фин. планов и их согласование с общей фин. политикой гос-ва; -установление общего V фин. рес-сов и их распределение м/у министерствами (ведомствами) и отраслями эк-ки; -осущ-ние гос. фин. к-ля за ходом выполнения показ-лей б-та текущ. года 2) составление б-та 3) рассмотрение и утверждение б-та 4) исполнение б-та 5) составление и утверждение отчета об исполнении б-та.

Бюдж. цикл – период от начала планир-ния и прогноз-ия показ-лей б-та до утверждения отчета об исполнении б-та.

Участниками бюджетного процесса являются:

1) Президент РФ - координирует работу всех участников б. процесса, подписывает ФЗ «О ф. б-те на соот-щий год»; 2) органы законодательной (представительной) власти - рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ; 3) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы) - осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, мун. долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодат.органов; 4) органы денежно-кредитного регулирования. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Банк России обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета. 1. Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе; 2. Кредитные организации выполняют функции Банка России, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций 5) органы гос. и мун. фин. контроля - осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов 6) государственные внебюджетные фонды; 7) ГРС - орган гос. власти РФ, имеющий право распределять средства ф. бюджета по подведомственным РС и ПС. ГРС утверждает сметы Д и Р подведомственных бюджетных учреждений, составляет б.роспись, распределяет ЛБО по подведомственным РС и ПС и исполняет соотв. часть бюджета. ГРС осуществляет контроль за использованием бюджетных средств РС, бюджетными учреждениями и другими ПС, готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету Д и Р. РС - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным ПС. РС составляет бюджетную роспись, распределяет ЛБО по подведомственным ПС и направляет их в орган, исполняющий бюджет. РС определяет задания по предоставлению гос. или мун. услуг для ПС с учетом нормативов финансовых затрат. РС утверждает сметы Д и Р подведомственных бюджетных учреждений и осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными ПС 8) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Бюдж. реформа вкл-т 3 направления: 1) реформир-е межбюдж. отношений

2) реформир-е б. процесса (переход на среднесрочное б. планирование и исп-е б-та, ориентир. на рез-т)3) реформир-е б. сети.

28Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации. Порядок составления проекта федерального бюджета

Проект бюджета составляется на основе прогноза соц-эк. развития в целях фин. обеспечения расходных обязательств. Проект ФБ и проекты бюджетов гос. внебюджетных фондов РФ составляются в порядке, установленном Прав-вом РФ (высшим исполнительным органом гос. власти суб. РФ, местной администрацией), утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Если проект бюджета субъекта РФ (проект бюджета MP, ГО) составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта РФ (МР,ГО).Составление проектов бюджетов - прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований. Составление проектов бюджетов осуществляют МФ РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем Д, Р, дефицит (профицит) бюджета, перечень ГРС, ГАД бюджета, ГАИФДБ; распределение б. ассигнований; объем межб. трансфертов, получаемых из других бюджетов; источники фин-я дефицита бюджета, верхний предел гос. внутреннего долга и (или) гос. внешнего долга.

Проект бюджета составляется на основе прогноза соц-эк развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект ФБ составляются в порядке, уст. Правительством РФ (высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ, местной администрацией), утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

29Основы рассмотрения и утверждения бюджетов в Российской Федерации. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета

Проект ФЗ о ФБ на очередной фин.год и плановый период вносится правительством на рассмотрение и утверждение в Госдуму не позднее 26.08 текущего года. Одновременно законопроект представляется президенту. Рассмотрение законопроекта происходит в Госдуме в 3-х чтениях: 1 чтение-законопроект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Госдуму- обсуждается его концепция, прогноз соц. эконом. развития РФ, в т.ч.прогнозируемый объём ВВП и уровень инфляции, а так же основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом в 1-ом чтении явл. основные характеристики ФБ; 2 чтение-законопроект рассматривается Госдумой в течении 35 дней со дня его принятия в 1-ом чтении. Предмет рассмотрения - приложение к ФЗ, устанавливающее перечень главных адм.доходов и источников финансирования дефицита бюджета, распределение бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов, приложения, устанавливающие между субъектами, распределение межбюджетных трансфертов, программы гос. внутренних и внешних заимствований и гос. гарантий РФ. З чтение-законопроект проходит в Госдуме в течении 15 дней со дня его принятия во втором чтении. Утверждается ведомственная структура, после чего законопроект выносится на голосование. Принятый Госдумой ФЗ в течении 5 дней со дня принятия, передаётся на рассмотрение в совет федерации на предмет одобрения в целом (в теч.14 дней). Одобренный советом федерации закон в течении 5 дней направляется президенту РФ для подписания и обнародования.

30Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета

Исполнение бюджета – процесс, кот.обеспечивает полное пост.Д в целом и по каждому источнику, а также фин-е орг-ций и учр-й в пределах утверждённых по б-ту сумм в теч.фин года.

Казначейское исп-е бюджетов – при котором орг-ция исполнения б-тов возложена на Казн-во.

Д б-та – это ден. ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов гос. власти и органов мест. самоупр-ния.

Участниками процесса формирования Д-ной части ФБ явл: 1) нал/плат-ки, обеспечивающие перечисление н-гов и платежей. 2) коммерч. банки и учр-ния ЦБ РФ, осущ-щие безнал. расчеты м/у плат-ми и ПС. 3) органы ФК, обеспечивающие получение и учет поступивших н-гов и платежей. Органы ФК ведут учета поступивших Д по видам Д. 4) органы фед. налог. службы МФ РФ, регул-щие отношения м/у плат-ми и ПС по возврату и зачету н-гов и платежей из ФБ. Нал. служба ведет учет н-гов по видам платежей и по нал/плат-кам.

Этапы исполнения б-та по Д: 1. Перечисление и зачисление Д на единый счет б-та. 2. Рапределение поступ-ших Д м/у б-ми в соот-вии с нормативами, установленными БК РФ. 3. Возврат излишне уплаченных Д в ФБ. Казн-во обязано исполнить заключ-ие и оформить в установленном порядке плат. поручение на возврат или зачет н-га. 4. Учет Д и составление отчет-ти.

Р б-та - это ден. ср-ва, направляемые на фин. обеспечение задач и ф-ий гос-ва и органов мест. самоупр-ния. Участники: ГРС, РС и ПС. Б-т исполн-ся с применением процедур санкционирования и финанс-ния Р. Этапы санкционирования: 1. ФК получают из Департамента б. политики свод. б. роспись и ЛБО, утвержденные на соот-щий год. На основании этих док-ов ФК направляет ГРС казн. уведомления об V б. ассиг-ний, ЛБО и V фин-ния Р. В соот-вии с казн. уведом-ем ГРС распред-ет ср-ва ФБ м/у подведост. РС и ПС. 2. ГРС сост-т расход. расписание для каждого подведоств. РС и ПС о ЛБО и V фин-я. 3. Принятие ден. обяз-в ПС 4. Подтверждение и выверка исполнения ден. обяз-в.

Этапы фин-я: 1. Разрешение на осущ-ние платежа –проводится путем проверки органов ФК соот-вия расчетно-плат док-та ПС, утвержденным ЛБО с учетом внесенных изменений, принятым обязат-вам ФБ, касс. заявки, а также правильности составления и оформления расч-ден. док-та ПС. После проверки расч-плат док-т оформ-ся подписями рук-ля, гл. бухг-ра и оттиском печати органов ФК. 2. Осущ-е платежа – передача органами ФК офрмленных расч-плат док-ов в учр-ния банка; списание сумм платежей с банк.счёта; отражение этих операций по лицевым счетам ПС в органах ФК.

Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности

Единая методология и стандарты бюд.учета и бюд.отчетности устан-тся МФРФ.Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ.Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета (содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ) 2) баланс исполнения бюджета 3) отчет о фин результатах деятельности;4) отчет о движении денежных средств 5)пояснительную записку.

Б отчетность РФ,СРФ,МО составляется соот-нно ФК, фин.органами СРФ, фин органами МО на основании сводной бюд.отчетности соответствующих ГА бюд. средств. Б отчетность РФ,СРФ,МО является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.

Б отчетность РФ,СРФ,МО представляется соот-щими фин- органами в Правительство РФ, высший испол орган гос власти СРФ, местную администрацию.Отчет об исполнении ФБ, бюджета СРФ, МБ за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев текущего финансового года утве-тся соот-нно Правительством РФ, высшим испол органом гос власти СРФ, местной администрацией и направляется в соот-ющий законод. (представ) орган и созданный им орган гос (муниц) фина к-ля.Годовые отчеты об исполнении ФБ, бюджета СРФ,МБ подлежат утверждению соот-нно ФЗ, законом СРФ, мун правовым актом представ органа МО.Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в зако-ном (предс-ом) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюд отчетности ГАБС и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.Внешняя проверка годового отчета об исполнении ФБ осуществляв Счетной палатой РФ. Внешняя проверка годового отчета об исполне бюджета СРФ осуществляется органом гос фин к-ля СРФ, образованым зак (предст) органом гос власти СРФ.Внешняя проверка годового отчета об исполнении МБ осуществляется органом мун..фин.к-ля,

Высший исполнительный орган госвласти СРФ представляет отчет об исполнении бюджета СРФ для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения не должна превышать 1,5 месяца.Местная администрация представляет отчет об исполнении МБ для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения не превышающий 1 месяц.Орган гос (мун) фин к-ля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС.Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом гос (мун) фин к-ля в зак (пред) орган с одновременно направлением соответственно в Правительство РФ, высший испол орган гос власти СРФ, местную администрацию.Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового от об исполнении бюджета уста-ется соот-щим зак (пред.) opганом. Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона об исполнении бюджета.По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета зак (пред.) орган принимает решение об утверждении либо отклони закона об исполнении бюджета.В случае отклонения он возвращается устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных повторного представления в срок, не превышающий 1 месяц.Годовой отчет об исполнении бюджета СРФ представляется в (пред.) орган гос власти СРФ не позднее 1 июня текущего года. Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный фин год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.

Меры ответственности за бюджетные правонарушения

1 2 3