">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Занятость населения и ее регулирование

Описание: Государственная служба занятости населения. Задачи социальной политики. Основные структурные элементы конфликта. Характеристика основных стратегий поведения. Основные категории менеджмента. Теория ожидания. Блок социальной помощи. Биржа труда.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 71
Поднять уникальность

Похожие работы:

Занятость населения и ее регулирование.

Правовые основы государственной политики в области занятости населения

ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 205-ФЗ) Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской 

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах .

С-лужбы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена:

на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Гражданам Российской Федерации гарантируются:

свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

социальная поддержка;

осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение.

Государственная служба занятости населения включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективныхтрудовых споров;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия;

государственные учреждения службы занятости населения.

Деятельность государственной службы занятости населения направлена:

на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

организацию мероприятий активной политики занятости населения.

        При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.
    Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:

разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;

разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;

помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;

организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;

разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;

разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

    Деятельность МОТ ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др.
    Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций трудящихся и предпринимателей.
    В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором работ по организации труда, ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам.

2. Основные задачи и направления социальной политики государства в сфере труда и трудовых отношений


    Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
    во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
    во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности


    Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;

обеспечение социальной защиты в области занятости;

поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

международное сотрудничество в решении проблем занятости.

3. Рынок труда и его функции

Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.
Рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда (МОТ)
Объект - право на использование рабочей силы,

предмет - определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, то есть на заработную плату.
Элементы рынка труда - люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда.
Принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Именно поэтому цена труда представляет собой не просто разновидность цены за ресурс, а цену жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи.
Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд – это важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда.
Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.
Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.
Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам.
Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее существенно проявляется эта функция на микроэкономическом уровне.
Рынок труда выполняет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.[2]
Отсюда можно сделать вывод, что рынком труда является система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве. Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд является важнейшим производственным ресурсом. Основными функциями рынка труда являются социальная, экономическая, селективная и стимулирующая функции.
4. Понятие, виды безработицы.
Безработица – это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена повышением количества желающих найти работу по сравнению с количеством рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Безработные - трудоспособные граждане, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
• не имели работы (доходного занятия);
• занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
• были готовы приступить к работе.
Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.
Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
- потерявшие работу в результате увольнения;
- добровольно оставившие работу;
- пришедшие на рынок труда после перерыва;
- впервые пришедшие на рынок труда.

Виды безработицы и формы их проявления
1. Естественная безработица
Естественная норма безработицы — это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен.
Естественная безработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной и институциональной.
Фрикционная безработица. Она характеризует процесс миграции рабочей силы с одних предприятий на другие в поисках лучшего и более выгодного приложения своих способностей и усилий. Эта форма безработицы представляет собой естественный процесс перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с имеющейся структурой рабочих мест. Фрикционная безработица отличается скоротечностью. Высокий уровень фрикционной безработицы из-за большой текучести кадров может нанести большие убытки обществу в форме огромных потерь рабочего времени.

Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, который по своей воле самоустранился от трудовой деятельности, т.е. просто не желает работать.
Институциональная безработица вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на этом рынке. Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое: воздействие на предложение труда. Затем это может проявиться в адаптивном эффекте безработицы, когда люди, испытавшие однажды на себе праздность, сопровождаемую получением пособия по безработице, в дальнейшем нередко время от времени прибегают к использованию данной формы получения дохода.
Определенное воздействие на безработицу оказывает и система обеспечения гарантированного минимума заработной платы, который оказывает отрицательное воздействие, на гибкость рынка труда. С одной стороны, гарантированный минимум заработной платы исключат возможность занятости при более низкой ее ставке, что вызывает увеличение безработицы. С другой стороны, такой минимум положительно сказывается на ограничении неэффективно работающих предприятий, так как, устанавливая минимально допустимую цену труда, государство тем самым косвенным образом устанавливает нижний предел прибыльности предприятий, которые не должны получать прибыль за счет занижения стоимости одного из факторов производства — труда.
В направлении сокращения предложения труда действуют и высокие ставки подоходного налога, существенно уменьшающие величину дохода, остающегося в распоряжении работника. Это снижает интерес лиц наемного труда к предложению своей рабочей силы. К институциональной безработице следует отнести и незанятость рабочей силы, сопряженную с несовершенством работы информационных систем, отслеживающих объём и структуру как имеющихся свободных рабочих мест, так и свободной рабочей силы.
2. Вынужденная безработица
Другой тип безработицы представляет собой так называемая вынужденная безработица, которая навязывается или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил. В соответствии с этими процессами различают и три формы вынужденной безработицы: технологическую, структурную и региональную.

Технологическая безработица сопряжена с приходящими на смену друг другу технологическими принципами функционирования производства, основными из которых являются инструментализация, механизация и автоматизация.

Структурная безработица обусловлена высвобождением рабочей силы в результате происходящих изменений в структуре национальной экономики. В условиях ускоренного НТП происходят крупномасштабные структурные сдвиги в общественном производстве, которые влекут за собой существенные изменения в структуре занятости рабочей силы. Структурная перестройка национальной экономики сопровождается свертыванием инвестиций, производства и занятости в одних отраслях и их расширением в других. Надо отметить, что наибольшее социальное напряжение в обществе порождается именно этой безработицей (если не брать во внимание безработицу, вызванную повторяющимися циклическими спадами или кризисами).
Региональная безработица связана с целым комплексом факторов исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных государств.

Скрытая безработица, характеризуемая неполной занятостью в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года. Она включает в себя и ту часть занятой рабочей силы, которая выполняет заметно неполный объем работ.
Застойная безработица охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности. Она может быть охарактеризована и отсутствием возможности найти работу в регионах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее количество свободных рабочих мест оказывается меньше, чем число безработных.

Циклическая безработица, которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса. Колебания уровня занятости находятся в зависимости от той стадии, которую проходит экономика: на стадии подъема – занятость растет, на стадии спада – резко сокращается, на стадии депрессии – удерживается на низком уровне и на стадии оживления происходит интенсивное ее «рассасывание».
Специфика предпосылок российской безработицы
5.Социальные и экономические последствия безработицы. Основные пути сокращения безработицы

Безработица – это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена повышением количества желающих найти работу по сравнению с количеством рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными в России считаются трудоспособные граждане, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
• не имели работы (доходного занятия);
• занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
• были готовы приступить к работе.

Социальные.

“-”.

1. Обострение криминальной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

“+”

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение свободного личного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Экономические.

“-”

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

“+”

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Статистические данные по безработице в России
Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная служба по труду и занятости;
Министерстве здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.
Методика подсчета такова, что не учитывается скрытая и латентная безработица, а также все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда.
В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. человек имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.
В России несколько лет назад прогрессировал перевыпуск специалистов в области торговли и юриспруденции, а вот грамотных инженеров уже не хватало. Молодые люди на инженеров учиться не хотели, и баланс поддерживался кадрами, подготовленными еще в советскую эпоху. Ситуация с подготовкой кадров и безработицей в России складывалась неоднозначная. По сведениям Росстата, за последние полтора года в России число безработных сократилось на 10,3%, причем речь шла не только об официально зарегистрированных безработных: исследование, основанное на методике Международной организации труда, охватывает практически все население страны. Эти цифры лучше громких заявлений политиков и бизнесменов свидетельствовали об экономическом росте страны в те годы.  Средний возраст безработного россиянина был невелик – всего 34,1 года. При этом молодежь до 25 лет составляла только 31% среди безработных (и 11% среди трудоустроенного населения). Такое сравнительно небольшое количество безработных среди молодежи объясняется двумя факторами: во-первых, первую работу найти довольно сложно, всюду требуется опыт работы, и молодые люди не очень требовательны в выборе рабочего места. Во-вторых, если не понравится эта работа – можно всегда найти себе другую, в этом отношении у 17–25-летних гораздо больше свободы, чем у работников с 5-летним стажем работы в одной конкретной области. К ноябрю 2006 года общая численность активного трудоспособного населения России в возрасте от 15 до 72 лет составляла 74,2 миллиона человек – это 66,2% от общей численности населения в этой возрастной группе. При этом число занятых в этом количестве было 69,2 млн. человек, а еще 5 миллионов числились безработными. По сравнению с результатами аналогичного исследования за 2005 год занятых стало больше на 0,7%, а безработных – меньше на 8,8%. Таким образом, уровень безработицы в России к 2007 году составлял примерно 6,7%. При этом стоит отметить, что 11% безработных в России имели высшее образование, а 17% – среднее специальное; среди занятых оба эти параметра равняются 25,6%.  Однако вместе с экономическим подъемом России требовались умелые специалисты в разных областях, а пока в стране налицо явная переподготовка одних специалистов и недобор других. К примеру, юристами и менеджерами рынок труда перенасыщен уже несколько лет, и тем не менее молодые люди все равно продолжают стремиться поступить именно на эти факультеты. При этом тем же юристам карьеру сделать намного сложнее, чем, скажем, экономистам – экономисты могут быть востребованы и в финансовой отрасли, и в бухгалтерии, и в аналитике, очень востребованы грамотные финансисты.  Тем не менее по опросам россиян выясняется, что 28% населения РФ считают профессию юриста самой престижной, а 23% респондентов – самой прибыльной, отсюда и высокий спрос на юридические факультеты среди абитуриентов. 2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Экономический кризис затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. человек, что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения. Нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по Трудовому Кодексу и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

Факторы, способствующие безработице в России
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличению числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
O    подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию);
O    частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
O    условная безработица (непостоянная работа);
O    временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
O    потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
O    безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
O    безработица структурная (закрытие, банкротство);
O    вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
O    безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
O    безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
O    безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
O    безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
O    первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
O    безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
O    безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
O    безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
O    безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы);
O    безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
O    безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
O    безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
O    безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
O    безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Методы борьбы с безработицей в России
Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Рассмотрим общие меры борьбы и отдельно по каждому виду безработицы.
Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
O    выплата пособий по безработице;
O    создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
O    улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда1*). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
O    устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:
- создание развитого рынка жилья;
- увеличение масштабов жилищного строительства;
- отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
O    создания специальных служб.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода
Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между работниками и работодателями по купле-продаже рабочей силы. Она занимается трудоустройством безработных, оказывает услуги желающим поменять место работы, направляет молодых людей на курсы для приобретения профессии и т.д. Программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
O    Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
·  стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
·  поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
O    Создание условий для сокращения предложения труда.
Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
O    Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
O    Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи в трудоустройстве молодежи могут использоваться различные методы:
·                   экономическое стимулирование молодежной занятости;
·                   создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
O    создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

6. Социальные гарантии и компенсации безработным гражданам Социальные гарантии и компенсации при безработице     При безработице  04.04.2009 13:11  В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам:

бесплатное получение информации и услуг при содействии в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости;

бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке профессиональной подготовке, переподготовке и повышение квалификации по направлению службы занятости;

выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Внимание!
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Гражданин, признанный безработным, обязан:

активно вести самостоятельный поиск работы и информировать отдел трудоустройства центра занятости населения административного округа (далее по тексту отдел трудоустройства ЦЗН АО) о результатах своих действий;

являться к работодателю на переговоры по трудоустройству в течение трех дней со дня, следующего за днем выдачи рекомендательного письма отделом трудоустройства ЦЗН АО. В случае невозможности оформления рекомендательного письма работодателем гражданин обязан обратиться в отдел трудоустройства ЦЗН АО и поставить в известность о данном факте специалиста, выдавшего рекомендательное письмо, не позднее дня, следующего за днем посещения работодателя;

своевременно сообщать обо всех изменениях, связанных с переменой места жительства и трудоустройством, включая временные и сезонные работы, а также регистрации в качестве предпринимателя;

посещать отдел трудоустройства ЦЗН АО строго в назначенные дни и часы;

предъявлять при перерегистрации трудовую книжку и паспорт; впервые ищущий работу - паспорт, документ об образовании;

возвращать при очередной перерегистрации рекомендательное письмо (отрывную часть) с отметкой работодателя, заверенной подписью должностного лица и печатью организации независимо от формы собственности;

оформлять листок нетрудоспособности, в случае заболевания, (в том числе по уходу за больным членом семьи), указывая в графе “Место работы” наименование отдела трудоустройства ЦЗН АО, где гражданин состоит на учете в качестве безработного.

Справка для получения средней заработной платы за третий месяц трудоустройства выдается гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (пункты 1,2 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации), при выполнении следующих условий:

регистрация в отделах трудоустройства ЦЗН АО в течение 14 календарных дней со дня увольнения;

отсутствие нарушения сроков перерегистрации в отделах трудоустройства ЦЗН АО без уважительных причин;

отсутствие двух отказов от подходящей работы в течение трех месяцев трудоустройства;

нетрудоустройство гражданина.

Внимание!
Граждане, обращающиеся в отделы трудоустройства ЦЗН АО, несут ответственность за сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными, нарушение порядка и правил в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Отдел трудоустройства ЦЗН АО имеет право проверять достоверность документов и информации, представляемой работодателями и гражданами.

1 2 3