">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Государственный долг: экономическое содержание, формы и состав долга, управление долгом

Описание: Виды и формы расчетов на предприятии. Организация наличного расчета на предприятии организация и основные формы безналичных расчетов. Платежные поручения. Аккредитивная форма расчетов. Расчеты по инкассо, чеками, векселями, с использованием банковских карт.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

Государственный долг: экономическое содержание, формы и состав долга, управление долгом

Государственный долг  — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.[

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

состав государственного долга включаются:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

-соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Управление государственным долгом это ряд финансовых мероприятий государства. Под мероприятиями подразумевается установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом.

_____________________________________________________________________________

Денежный оборот и система расчетов на предприятии. Закон денежного обращения

1. ВИДЫ И ФОРМЫ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте

Отношения между банками и клиентами носят договорный характер.

Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами.

Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного.

Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.

Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНОГО РАСЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Для работы с наличными деньгами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций.

Ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе организации, несет кассир В небольших организациях функции кассира может выполнять главный бухгалтер.

Сумма наличных денег, которую можно оставлять в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Размер лимита устанавливает банк, обслуживающий организацию, и при необходимости может быть пересмотрен .

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

ПОНЯТИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Безналичное обращение - это движение денег безналичного оборота. Под ними понимаются, прежде всего, банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, кредитных карточек, электронных переводов. В денежном обороте применяются также векселя, сертификаты.

Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РФ

На ЦБ возложены обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации:

1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей

2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя, поставщика и плательщика.

3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений. Этот необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств.

4. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж.

5. Срочность платежа.

6. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов.

ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Платежные поручения

Расчеты платежными поручениями - самая распространенная форма безналичных расчетов РФ.

При этой форме расчетов банк обязуется по поручению плательщика перевести определенную денежную сумму с его счета на счет указанного плательщиком лица в данном банке или в другом. Схема этих расчетов выглядит следующим образом:

Аккредитивная форма расчетов

Сущность данной формы состоит в том, что плательщик дает поручение банку открыть аккредитив и в соответствии с этим поручением банк (банк-эмитент) обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

Расчеты по инкассо.

При расчетах по инкассо банк (банк эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить действие (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

Расчеты чеками

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обособленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Оплата должна быть произведена конкретным банком с конкретного счета чекодателя

Расчеты векселями

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.Вексель -- это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.

Расчеты с использованием банковских карт

Корпоративная банковская карта позволяет ее владельцу производить операции по счету юридического лица. Корпоративные банковские карты бывают двух видов: расчетные корпоративные карты и кредитные.

Закон:

закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Д=(Ц-В+П-ВП)/С.о

    где:

Д - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

ВП - сумма взаимопогашенных платежей ;

С.о. - скорость оборота денежной единицы.

Закон денежного обращения - обьективный экономический закон, выражающий необходимость систематического использования части национального дохода для расширения и качественного совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства. Материальная основа накопления - превышение производства над потреблением.

.___________________________________________________________________

3.Сущность и функции финансов

 Сущность финансов

Финансы выражают экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Они создаются для решения задач управления государством и его территориальными органами, в том числе субъектами федерации. В основном это бюджетные фонды денежных средств. Система финансов включает различные сферы финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются денежные фонды и финансовые инструменты. В структуре финансовой системы обычно выделяют два уровня: на первом -- выступают общегосударственные и муниципальные финансы, а на втором -- финансы хозяйствующих субъектов, фирм (предприятий, организаций, корпораций). Основу финансовой системы составляют финансовые ресурсы частных и государственных предприятий и граждан.

. Финансы выражают денежные отношения, возникающие внутри бюджетной системы между бюджетными и внебюджетными организациями, между юридическими и физическими лицами, а также между налогоплательщиками и звеньями бюджетной и внебюджетной сферы.

Финансы - совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

2. Функции финансов

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов.

Контрольная функция финансов

Проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием его по целевому назначению.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства в области финансов, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств по расчетам и платежам между предприятиями и организациями.

Контрольная функция финансов реализуется через многогранную деятельность финансовых органов

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация.

Другие функции финансов

Помимо распределительной и контрольной функции, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить всем хозяйствующим субъектам и гражданам стабильные условия в экономических и социальных отношениях

4.Госуд займы причины возникновения,особ-ти формирования. Виды госсуд. Ценных бумаг.

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты).

Причины возникновения государственного долга:

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. 

Появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

1.3. Виды государственного долга

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. 

Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства. 
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); 

Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами

Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные государством. Данные ценные бумаги относятся к категории долговых ценных бумаг.

В зависимости от цели выпуска различают следующие разновидности государственных ценных бумаг:

Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Данные ценные бумаги как правило средне- и долгосрочные.

Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов

Ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга.

Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи:

регулирование денежной массы;

регулирование инфляции;

влияние на валютный курс;

формирование уровня доходности по ценным бумагам;

обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой;

решение других социально-экономических задач.

___________________________________________________

5.Деньги: теории, сущность, функции

1. Теории денег

Деньги, являются важным элементом любой экономической системы, содействующим функционированию экономики.. Различают три основные теории денег - металлическую, номиналистическую и количественную (рис.1).



Теории денег выражают взгляды экономистов на сущность денег, их функции и законы денежного обращения. Основные теории денег, возникли еще в 16-18 вв., в период генезиса классической политической экономии.

Металлическая теория исходила из основного положения меркантилизма, что золото и серебро являются единственным видом богатства. Меркантилисты связывали эту теорию с учением о деньгах как богатстве нации. Отсюда следует и утверждение, что золото и серебро являются единственным видом денег

Номиналистическая теория денег - теория, рассматривающая деньги как условные знаки, лишенные внутренней стоимости. Номиналистическая теория денег отрицает товарную природу денег, рассматривает их возникновение как продукт соглашения между людьми с целью облегчения обмена или как следствие законодательных актов правительств.

Номиналисты считали, что, во-первых, деньги создаются государством, во-вторых, их стоимость определяется номиналом, в-третьих, сущность денег сводится к идеальному масштабу цен, т.е. деньги техническое орудие обмена

Основное заблуждение номиналистов - это отрицание связи между деньгами и товарами.

Деньги у номиналистов имеют только одну форму функцию - средство платежа. Деньги - это просто расчетные знаки.

Количества денег на уровень товарных цен. По этому вопросу господствующей является количественная теория денег. Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден. Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно утверждали, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены и определяется стоимость денег. Современная количественная теория денег, изучая макроэкономические модели и общие соотношения между массой товаров и уровнем цен, утверждает, что в основе изменения уровня цен лежит главным образом динамика номинальной денежной массы. Она выдвигает соответствующие практические рекомендации по стабилизации экономики с помощью контроля над денежной массой.

Количественная теория - это, прежде всего теория спроса на деньги.

Монетаризм является разновидностью количественной теории денег. Монетаризм - одно из ведущих направлений современной неоклассической экономической теории. Монетаризм - экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

По мнению М. Фридмена, лидера монетаризма, всякие попытки вмешательства государства в сферу денежного обращения бесплодны и вредны.

Сущность денег заключается в том, что они служат самым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.

Сущность денег характеризуется их участием в:

осуществлении различных видов общественных отношений;

распределении валового национального продукта, в приобретении недвижимости, земли;

определении цен, выражающих стоимость товара.

Кроме того, сущность денег заключается в том, что они служат средством всеобщей обмениваемости на товары, недвижимость, произведения искусства, драгоценности и др.

Во внутрихозяйственном обороте деньги выполняют 4 функции:

Мера стоимости.

Средства обращения.

Средства платежа.

Средства накопления.

На национальном уровне они выполняют функцию мировых денег.



______________________________________________________________

6.Экономическое содержание категории финансов и финансовых отношений

 Финансы как экономическая категория

Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов

современные финансы следует рассматривать как продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений.

Рассмотрим основные сущностные характеристики категории "финансы" в современной трактовке. Система таких сущностных характеристик состоит в следующем.

1. Категория "финансы" отражает характер определенных экономических отношений и соответственно входит в систему экономических категорий

финансы отражают содержание экономических процессов и явлений в сфере финансовых отношений и являются важнейшей составной частью экономической системы в целом. От результативности финансовых отношений во многом зависит эффективность экономической системы государства и уровень экономического развития общества.

2. Категория "финансы" является объективной категорией, функционирующей в различных общественно-экономических формациях. 

финансы как объективная экономическая категория связана с закономерностями развития материального производства в условиях различных общественно-экономических формаций.

3. Главным содержанием категории финансов выступают распределительные и перераспределительные отношения. Основной концепцией главного экономического содержания категории финансов являются отношения между различными экономическими субъектами в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Содержание этой концепции состоит в том, что основным предметом финансовых отношений экономических субъектов являются финансовые ресурсы, которые окончательно формируются лишь на стадии распределения произведенной стоимости

4. Финансовые отношения экономических субъектов носят денежную форму. Материальной основой функционирования финансов выступают денежные средства, с помощью которых осуществляется денежный оборот между участниками экономического процесса. Это характеризует финансы как систему прежде всего денежных отношений между субъектами.

финансы как систему денежных отношений характеризуют не сами денежные средства, а лишь их оборот в процессе распределительных и перераспределительных экономических отношений отдельных субъектов. При этом денежные отношения, связанные с финансами, опосредствуют лишь часть совокупного денежного оборота страны.

5. Финансы как экономическая категория характеризуют отношения между экономическими партнерами, организуемые государством. Важнейшей особенностью финансовых отношений является то, что преимущественная их часть организуется государством.

Выступая организатором финансовых отношений, государство всегда обладает особыми полномочиями в их реализации со своими экономическими партнерами, в первую очередь, с предприятиями (объединениями) и населением.

6. Категория "финансы" характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Формирование денежных фондов субъектами финансовых отношений изначально рассматривалось как одна из основных характеристик финансов как экономической категории

формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов отдельными экономическими субъектами является одной из важнейших характеристик финансов как экономической категории.

7. Категория "финансы" характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу использования централизованных и децентрализованных денежных фондов

Использование денежных фондов, сформированных отдельными хозяйственными структурами - предприятиями, объединениями и т.п., направлено на расширение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, пополнение собственных оборотных активов, дополнительное стимулирование персонала и другие цели, обеспечивающие их текущее и стратегическое развитие.

8. Категория "финансы" характеризует экономические отношения, направленные на обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства. 

что обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства является не только главной целью финансов, но и важнейшей предпосылкой расширения сферы финансовых отношений в стране.

"Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами.

_________________________________________________________________

7. Виды денег. Сравнительная характеристика отдельных видов денег. Историческая эволюция денежных знаков

выделяют четыре основных вида денег: товарные,обеспеченные, фиатные и кредитные.

Основные свойства денежного материала

качественная однородность (отдельные экземпляры товара, монеты, купюры не должны обладать уникальными свойствами);

делимость и объединяемость (свойство размена, деньги не должны существенно менять свои свойства, если их делить на мелкие части или объединять в одну крупную часть);

сохраняемость (деньги должны хорошо храниться, не изменяя своих физических и/или химических свойств на протяжении долгого времени);

портативность (высокая стоимость, заключенная в небольшом объёме);

узнаваемость (можно легко и быстро определить, что это за предмет);

безопасность (защищенность от хищения, подделки, изменения номинала и т. п.).

Товарные (вещественные, натуральные, действительные, настоящие) деньги — деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью.

Обеспеченные (разменные, представительские) деньги — деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного товара или товарных денег, например на золото или серебро. Фактически, обеспеченные деньги являются представителями товарных денег.

Фиатные (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие) деньги — деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Фиатные деньги не имеют ценности, но способны выполнять функции денег, поскольку государство принимает их в качестве уплаты налогов, а также объявляет законным платёжным средством на своей территории.

Кредитные деньги — это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц, специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги, которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов.

Деньги, обеспеченные временем

1)Товарные деньги. Должны отвечать двум осн-ым требованиям: быть достаточно распростр. и обладать относит. высокой и постоянной цен-тью..

2)Монета - результат разв тов-го произ-ва и обмена, с одной стороны, и усиливающейся эк-кой и полит-й мощи рабовладельческих гос-в, с другой.

3) бумажные деньги, возникшие в результате отделения обозначен на металических деньгах номинала от реальн веса - знаки сто-сти, замещающие в обращен полноцен деньги.

4) Кредитные деньги(банкнота, вексель, чек, кредитная карточка) - вид денег, порожденный развитыми кредитными отношениями, основа современного платежно-расчетного механизма.

Существует две концепции происхождения денег

Первая — происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные посредники

Вторая — деньги появились в результате эволюционного процесса, который независимо от воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место посредника в акте обмена.

Деньги как общественное отношение, т. е. связь в обществе, исторически появляются раньше финансов. Появление денег вызвано общественным разделением труда и развитием обмена. Возникновение таких общественных отношений, как финансы, связано с формированием государства.

______________________________________________________________________

8. Дефицит федерального бюджета: причины образования, источники покрытия и пути снижения. Профицит бюджета.

1. Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие

Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит

Бюджет с дефицитом представляет собой бюджет, у которого расходы превышают доходы. Это состояние бюджета свидетельствует о недостаточно эффективном государственном управлении, поскольку в стране отсутствует инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.

Дефицит государственного бюджета - превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и квалификации доходов и расходов. Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. 2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнений его функций. Основными методами образования бюджетных поступлений являются:

- налоги

- неналоговые поступления

- займы

- эмиссия денег

3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?

Источники финансирования дефицита утверждают органы законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. Кредиты Центрального банка России, а также приобретение им долговых обязательств РФ и субъектов Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками покрытия дефицита бюджета.

К источникам финансирования федерального бюджета относят:

1) внутренние источники 

2) внешние источники 

Источниками покрытия дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:

§ государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

§ бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

§ кредиты, полученные от кредитных организаций;

§ поступления от реализации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

Сокращения бюджетного дефицита следует упомянуть, что в мировой практике широко используется привлечение в страну иностранного капитала в виде инвестиций.

Бюджет с прфицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

_______________________________________________________________________

9. Источники формирования финансовых ресурсов

Структура и источники финансовых ресурсов предприятий.

Финансовые ресурсы могут выступать в таких формах, как финансовые ресурсы предприятий, некоммерческих учреждений, общественных организаций, в форме государственных финансов.
Финансы предприятия составляют основу финансовой системы. Как хозяйствующий субъект, предприятие взаимодействует с поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, с банком, бюджетом и т.д.

Финансы предприятий - это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фонда денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов накопления.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется из источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние.
Под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства
 Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии.
Формирование финансовых ресурсов предприятий осуществляется за счет собственных и заемных средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово- банковской системы в порядке перераспределения.

Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др.
Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия.

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом.
Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов
Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе.

Внешние источники финансовых ресурсов предприятия финансовых ресурсов предприятия (или заемные финансовые средства) – это поступление извне. Они образуются за счет мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения средств.
Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами или крупными инвестициями.

___________________________________________________________________________

10. Доходы и направления расходов федерального бюджета

Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств. Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон.

Федеральный бюджет — центральный элемент бюджетной системы.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

доходов от использования имущества;

доходов от продажи имущества;

части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

прибыль Банка России;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат,

федеральная инвестиционная программа;

официальный статистический учет.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

обслуживание государственного долга (20% всех расходов),

национальная оборона (19,0%),

финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

____________________________________________________________________

11. Кредит: сущность, функции, источники, принципы кредитования

Кредит — это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.

Кредит — это товар продаваемый за специфическую цену, — ссудный процент и на специфических условиях — на срок, с возвратом.

Продавец кредита — кредитор, ссудодатель.

Покупатель кредита — должник, дебитор, ссудополучатель, заемщик.

Специфические условия, на которых предоставляется кредит, составляют основные принципы кредитования.

Основными принципами банковского кредитования являются: срочность, возвратность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Срочность кредита

Срочность кредитования — это естественная форма обеспечения возвратности кредита. Она означает, что ссуда должна быть не просто возвращена, а возвращена в строго оговоренный в кредитном соглашении срок

Обеспеченность кредита

Обеспеченность кредита — дополнительный принцип кредитования, который всегда включается в кредитное соглашение..

Платность кредита

1 2 3 4 5 6 7