">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Региональные бюджетно-налоговые системы: российский и международный опыт построения

Описание: Структура консолидированного бюджета. Организация налоговой системы. Международный опыт построения бюджетно-налоговой системы. Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Резервы бюджета на здравоохранение.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Курсовая работа
Дата: 14.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 203
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра «Региональная

экономика и управление»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Региональная экономика и управление»

На тему: «Региональные бюджетно-налоговые системы: российский и международный опыт построения»

Уфа - 201

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3  Региональная бюджетно-налоговая система 5  Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы 5  Организация налоговой системы 13  Международный опыт построения бюджетно-налоговой системы 19  Нормативно-правовая база региональной бюджетно-налоговой системы 24  Бюджетно-налоговая система РБ 26  Бюджет РБ 26  Налоговая система РБ 30  Анализ обеспеченности регионального бюджета РБ 35  Заключение 43  Список использованной литературы

Приложение 45

46  

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования работы обусловлена тем, что реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований.

Бюджетно-налоговая система только складывается и пока очень далека от соответствия принципиальным требованиям целостности, полноты и непротиворечивости; она непрерывно пересматривается и корректируется, так что наиболее желательное ее качество - стабильность - пока остается недоступным. От создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экономической стабилизации в стране. Становление действенного механизма бюджетно-налоговых отношений существенным образом зависит от успехов в повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.

Объект исследования в данной курсовой работе является Республика Башкортостан, предметом исследования – налоги, доходы и расходы бюджета РБ.

Целью курсовой является раскрытие сущности и структуры современной региональной бюджетно-налоговой системы и тенденции ее развития.

Цель определяет постановку следующих задач:

раскрытие основных звеньев бюджетно-налоговой системы;

рассмотрение бюджетно-налоговой системы на примере Республики Башкортостан;

РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет – категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.

Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость и т.д.), а также накопления. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год. Этот бюджет используется для свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы, а также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти. Структура консолидированного бюджета представлена на рис. 1.1. Консолидированный бюджет  

Федеральный бюджет  Консолидированный бюджеты субъектов  

Рис. 1.1. Структура консолидированного бюджета

Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций.

Регулируя параметры федерального бюджета, государство управляет темпами экономического развития, а также взаимоотношениями с территориями. Федеральный бюджет используется для перераспределения средств между регионами. Действующая система финансовой помощи направлена на то, чтобы за счет средств обеспеченных регионов оказывать помощь нуждающимся регионам, смягчая при этом для населения различия в экономической и социальной сфере. В условиях перехода от к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики.

Региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций.

Структура консолидированного бюджета субъекта федерации представлена на рис. 1.2. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе. Консолидированный бюджет субъекта РФ  

Бюджеты республик, краев, областей, округов, Москвы и Санкт-Петербурга (региональные бюджеты)  Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)  

Рис. 1.2. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

С вступлением в силу законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» структура консолидированного бюджета субъекта федерации будет выглядеть следующим образом (см. рис. 1.3).

Консолидированный бюджет муниципального района свод городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.

В Российской Федерации построение бюджетной системы базируется на следующих принципах:

Единство. Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Консолидированный бюджет субъекта РФ  

Консолидированные бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов   Бюджеты

городских округов, внутригородских территорий городов Москвы

и Санкт-Петербурга  Бюджеты республик, краев, областей, округов, Москвы и Санкт-Петербурга (региональные бюджеты)  Бюджеты городских и сельских поселений  

Бюджеты муниципальных районов (районные бюджеты)  

Рис. 1.3. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Самостоятельность. Самостоятельность бюджета для каждого уровня бюджетной системы обеспечивается:

- правом законодательных (представительных) органов государственной власти и органом местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличием собственных источников, доходов бюджета каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

- законодательным закреплением регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и налоговым законодательством;

- правом органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов.

-правом органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимостью изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимостью компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Полнота отражения доходов и расходов бюджетов. Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.

Сбалансированность бюджета. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Эффективность и экономность использования денежных средств. Этот принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

Гласность. Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:

- предварительное обсуждение проектов бюджетов на открытых заседаниях парламента и представительных органов местного самоуправления;

- обязательное опубликование утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;

- сообщение о ходе исполнения бюджетов в течение года.

Достоверность бюджета. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Адресность и целевой характер бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, участия всех территорий в финансировании расходов соответствующих бюджетов через применение единых подходов к формированию доходной части бюджетов.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» предусматривает введение еще одного принципа бюджетной системы РФ – принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объемов, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

Организация налоговой системы

Налоги как основной источник государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта свойственны всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Налоги по своей экономической сущности выражают объективно необходимые рапределительные отношения по централизации финансовых ресурсов в распоряжение государства. Государство, реализуя общественные интересы, решает задачи экономического развития, обеспечения обороноспособности страны, поддерживает конституцирнные гарантии в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения. Выполнение функций, возложенных на государственные структуры, требует систематического финансирования необходимых расходов. Для решения этой задачи и необходимы налоги, которые являются основной формой государствнных доходов.

Специфическими правовыми признаками налогов являются:

законодательная форма установления;

обязательный характер (принудительность);

правовая регламентация (отличие от штрафов).

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги – это распределительные денежные отношения государства с организаций и населения, установленные законом, по поводу изъятия части вновь созданной стоимости для обеспечения общественных потребностей.

Критерии классификации налогов:

1. По характеру отношений выделяются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются на доходы, имущество, права либо действия плательщика. Косвенные налоги обладают свойством перелагаемости и включаются в цену товара в виде стандартной ценовой надбавки. Отличительным признаком прямого налогообложения является участие в налоговом отношении двух субъектов: плательщика и государственного органа. Косвенное налогообложение реализуется посредством трех субъектов: носителя (фактически оплачивающего налог в цене), плательщика (обеспечивающего сбор и перечисление налога в бюджет) и государственного органа (контролирующего соблюдение условий обложения). К косвенным налогам традиционно относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. Косвенные налоги учитывают случайную или временную платежеспособность лица, в то время как прямые налоги должны учитывать постоянную среднюю платежеспособность субъекта.

Таким образом, косвенными налогами экономисты называют налоги на расход, на потребление, а прямыми – налоги на присвоение и накопление материальных благ.

2. По характеру доминирования субъекта или объекта: персональные (обложению подвергается активная деятельность плательщика и ее результаты: налог на прибыль) и пообъектные (реальные, имущественные: налог на землю, на имущество).

3. По статусу различают федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налогиналоги, устанавливаемые в федеративном государстве федеральными органами законодательной власти и поступающие в федеральный бюджет и (или) распределяемые между различными уровнями бюджетной системы (налог на добавленную стоимость, прибыль, акцизы и т.д.).

Региональные налогиналоги, устанавливаемые с соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на имущество, на недвижимость, транспортный и т.д.).

Местные налоги налоги, которые устанавливаются самостоятельно органами местного самоуправления и платежи, по которым полностью поступают в местный бюджет (налог на наследование, земельный и т.д.).

4. По назначению выделяют общие и целевые налоги. Общие налоги при зачислении в бюджет обезличиваются и направляются на финансирование любых государственных мероприятий из числа тех, которые определены законом о соответствующем бюджете. Целевые налоги устанавливаются для покрытия конкретных расходов.

5. По участию в доходах бюджета. Суммы налоговых платежей распределяются между бюджетами различных уровней. В основе распределения лежит разграничение налоговых доходов на собственные (т.е. закрепленные законом на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом) и регулирующие (т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений на очередной финансовый год либо на долговременной основе). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.

6. По обязательности установления разграничивают обязательные (действующие на всей территории страны независимо от наличия решения об их установлении местных властей) и факультативные (вводимые по выбору муниципального либо территориального уровня власти).

7. По характеру налоговых ставок различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Для пропорциональных налогов ставки постоянны и не зависят от величины налоговой базы. При этом суммы налогов прямо пропорциональны величинам налоговой базы. У регрессивных налогов налоговые ставки уменьшаются по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика. При взимании прогрессивных налогов налоговые ставки возрастают по мере роста налоговой базы.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему – организованную в соответствии с законом совокупность форм проявления налоговых отношений и способов управления ими.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Необходимость налоговой системы как особого экономического явления вызвана многообразием налоговых отношений. На развитие налоговой системы оказывают влияние как национальные исторические, политические и экономические традиции, так и мировой опыт. Структура налоговой системы зависит от характера государственного устройства. Различают двухуровневую налоговую систему унитарного государства, которая включает в себя государственные и муниципальные налоги, а также трехуровневую систему федерального государства, включающую федеральные налоги, налоги субъектов федерации и муниципальные налоги.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

- конструкция налога;

- система налогов – совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством;

- система налогового законодательства;

- система налоговых органов;

- налоговое администрирование - процесс управления деятельностью налоговых органов по повышению эффективности их функционирования;

- налоговая политика;

- налоговая культура населения государства.

Налоговая система любого государства по своей сути динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть, которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономии.

Принципы построения налоговой системы:

Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в разных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики.

Определенность. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

Удобство (привилегированность) для плательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной, прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации.

Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т.д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учетом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Международный опыт построения бюджетно-налоговой системы

Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. К ним относятся:

- облечение бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти;

полнота бюджета;

единство бюджета;

приоритетность публичных расходов;

достоверность и наглядность бюджета;

ежегодное утверждение бюджета;

бюджетное равновесие.

Принцип обязательного облечения бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти, означает требование законодательного оформления бюджета.

Принцип полноты бюджета означает, что все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме.

Принцип единства бюджета находит свое выражение в единстве бюджетной системы, применении одной классификации доходов и расходов и единообразии бюджетной документации.

Принцип приоритетности публичных расходов. Его применение возможно только в условиях действия принципов полноты и единства бюджета.

Принцип достоверности и наглядности бюджета. Он закреплен среди основных принципов построения бюджетных систем в целях наиболее эффективных обсуждений бюджетных проектов и обеспечения гласности бюджетной политики.

Принцип ежегодного утверждения бюджета является важной характеристикой функционирования бюджетной системы. Общим правилом является установление государственного бюджета на один финансовый год.

Принцип бюджетного равновесия означает необходимость сбалансированности доходной и расходной частей бюджета.

Канада

Канада является государством с федеративным устройством. В настоящее время Канада состоит из 12 субъектов федерации. Бюджетная система Канады соответствует федеративной системе органов государственной власти – правительство каждого уровня имеет свой собственный бюджет. Доходная база федерального бюджета состоит из поступлений федеральных налогов, сборов и прочих платежей, а в доходы бюджетов провинций зачисляются налоговые платежи и межбюджетные трансферты, полученные от федерального бюджета.

Начиная с 1962 года, в Канаде действуют соглашения о сборе налогов, которые были заключены со всеми субъектами федерации за исключением Квебека. Согласно этим соглашениям, каждая провинция получила право на долю от поступлений федерального налога на ее территории, единую для всех провинций. Также провинции имеют право повысить ставку федерального налога на своей территории с тем, чтобы перечислить дополнительные налоговые поступления в доходы своих бюджетов. Указанный порядок относится к подоходному налогу с физических лиц и корпораций, налогу на товары и услуги (аналогу налога на добавленную стоимость). В доходы бюджетов провинций зачисляются налоги на природные ресурсы и налог на имущество.

Расходные полномочия органов власти различного уровня также закреплены в конституции. Так, федеральное правительство обязано финансировать: оборону, международные отношения, промышленную политику и научные исследования. Бюджеты провинций обязаны финансировать государственное образование, здравоохранение и муниципальные службы. Оба уровня бюджетной системы несут расходные обязательства в областях совместных интересов: таких как, например, сельское и лесное хозяйство. Также федеральное правительство несет расходы в области социального обеспечения.

Федеративная Республика Германия

Федеративное устройство Германии очень своеобразно – отношения между различными уровнями государственной власти ФРГ обладают многими признаками, характерными в основном для унитарных государств: широкие полномочия федерального правительства, единообразие законодательства по всем важнейшим вопросам, а также единство налоговой системы для всей федерации.

При оказании социальных услуг, государственные органы исходят не из минимальных социальных стандартов, а из принципа обеспечения равного уровня жизни для всех жителей страны. Тем не менее, ФРГ остается федерацией, состоящей из 16 субъектов – земель, а также муниципальных образований.

Право органов власти различного уровня устанавливать те или иные налоги, а также распределение налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы закреплено в Конституции и не может быть изменено иначе как через поправки к ней. Поступления от всех основных налогов ФРГ подлежат распределению между бюджетами различного уровня. Так, поступления подоходного налога с физических лиц распределяются равными долями между федеральным и региональными бюджетами (по 42.5%), а остаток (15%) зачисляется в доходы местных бюджетов. В ФРГ налог на добавленную стоимость играет роль регулирующего налога, так как в случае перераспределения расходных полномочий, подлежат изменению, прежде всего, доли федерального и региональных бюджетов в общих поступлениях НДС.

Вместе с тем, распределение налоговых поступлений между бюджетами различных уровней не совпадает с распределением ответственности в области сбора налогов и платежей. Так, конституция ФРГ определяет, что в ведении федерального правительства находятся вопросы администрирования таможенных пошлин, фискальных монополий, акцизных платежей, регламентируемых федеральным законодательством (включая НДС на импорт), а также налогов, введенных директивами ЕС.

Для германской бюджетной системы характерна трехступенчатая система межбюджетного выравнивания. Во-первых, осуществляется доходное выравнивание через поступления НДС в бюджеты субъектов федерации: 25% от доли бюджетов земель в общих поступлениях НДС распределяется между всеми землями. Второй вид межбюджетного выравнивания заключается в перераспределении бюджетных ресурсов между бюджетами земель без вмешательства со стороны федерального правительства. Третьим видом финансовой поддержки регионов в ФРГ являются прямые федеральные гранты некоторым территориям.

Соединенные Штаты Америки

Бюджетная система США состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В настоящее время насчитывается 50 штатов и около 83000 муниципальных образований, причем для США характерно наличие муниципальных органов власти с ограниченной сферой ответственности – школьных округов и районов специального обслуживания.

Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и региональные правительства, в то время как органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого уровня.

Также необходимо отметить, что для бюджетной системы США характерно право органов власти на каждом ее уровне по администрированию только тех налогов и платежей, которые они вправе на различных уровнях большую фискальную независимость и контроль за базой и ставкой закрепленных за ними налогов.

Основным видом безусловной финансовой поддержки является программа межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные потребности и фискальный потенциал.

Нормативно-правовая база региональной бюджетно-налоговой системы

Основой нормативно-правовой базы являются: Конституция Российской Федерации, а также законы "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации", "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик, в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления". Многочисленные правовые нормы, регулирующие бюджетно-налоговые отношения в региональном разрезе содержатся и в российских законах "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О местном самоуправлении в Российской Федерации".

Особое место в механизме правового регулирования взаимодействия бюджетно-налоговых систем на федеральном и субфедеральном уровнях

занимает Закон Российской Федерации "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу", в котором установлены правовые основы оказания централизованной финансовой помощи регионам - субъектам Федерации. Важнейшие количественные пропорции в бюджетно-налоговых взаимоотношениях "центра" и регионов России определяют ежегодно принимаемые законы Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Основой нормативно-правовой базы бюджетно-налоговой системы Республики Башкортостан является Конституция Республики Башкортостан. Глава 9. Финансы и бюджет

Статья 115

Бюджетное устройство в Республике Башкортостан определяется федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Статья 116

Республика Башкортостан в пределах своей компетенции участвует в проведении единой федеральной политики в области финансов, бюджетных правоотношений и налогообложения.

Статья 117

Бюджет Республики Башкортостан и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан ежегодно принимаются Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан.

Статья 118

Республика Башкортостан устанавливает налоги и сборы в бюджет Республики Башкортостан в соответствии с федеральным законом.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Бюджет Республики Башкортостан

Важным инструментом государственного регулирования экономики и социальной сферы, центральным звеном финансовой системы Республики Башкортостан выступает бюджет.

Как экономическая категория, бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Другими словами, бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу создания централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством и др. Посредством бюджета происходит перераспределение ВВП между отраслями экономики, территориями государства, различными слоями населения. Ни одно звено финансовой системы не осуществляет такого объема перераспределения средств, как бюджет. Например, через бюджет перераспределяются до 30% валового регионального продукта Республики Башкортостан.

Посредством бюджета органы государственной власти и местного самоуправления воздействуют на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем республики, развитие социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы.

Одновременно бюджет является важным индикатором состояния экономики. Он отражает финансовое состояние хозяйствующих субъектов, показывает, соответствует ли размер централизуемых финансовых ресурсов государства объему его потребностей.

В то же время действенность проводимой бюджетной политики во многом зависит от соотношения бюджетов различных уровней, действующих на территории республики. Это составляет сущность бюджетной системы.

Бюджетная система Республики Башкортостан – это основанная на государственном устройстве, административно-территориальном делении, регулируемая нормами права совокупность республиканского бюджета, бюджетов районов и городов, сельских и поселковых бюджетов, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Республики Башкортостан является составной частью бюджетной системы Российской Федерации.

Нижестоящие бюджеты не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты.

Организационные принципы построения бюджетной системы Республики Башкортостан, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяют бюджетное устройство республики.

Бюджетная система Республики Башкортостан основывается на принципах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации:

· единства бюджетной системы;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· гласности;

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Свод бюджетов в целом по Республике Башкортостан или соответствующей ее территории носит название консолидированный бюджет (рис. 2.1). Такие бюджеты используются для анализа показателей бюджетной системы республики и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти.

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан   консолидированный бюджет районов и городов  республиканский бюджет  

районные и городские бюджеты   сельские и поселковые бюджеты  

Рис. 2.1. Схема консолидированного бюджета Республики Башкортостан

1 2