">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Краткий курс лекций по дисциплине государственное Регулирование экономики

Описание: Основные направления реализации целей. Основные приоритеты. Принцип государственности социальности, стабильности, народнохозяйственной оптимальности, учет степени влияния внешней среды научности. Основные направления бюджетной политики РФ. Проблемы регионального развития.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 15.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 333
Поднять уникальность

Похожие работы:

Краткий курс лекций по дисциплине "ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»

1. Понятие и цели государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство.

Государство в экономической системе выступает в различных качествах. 1) Как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и воздействующая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. 2) Как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования. 3) Как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами.

Государственное регулирование экономики включает в себя:

регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности;

формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка, и обслуживающих хозяйственные отношения;

выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации.

Важным моментом в системе государственного регулирования экономики является выбор целей развития. Цель - это осознанное и теоретически обоснованное видение на уровне правительства перспектив развития страны, а также совокупность мер по ее реализации. Вопрос о целях ГРЭ - это вопрос, прежде всего, об идеалах и ценностях власти. Единственной целью власти является управление жизнедеятельностью людей: сохранение целостности общества, государства; самореализация человека; реализация в правовых формах потребностей, интересов идеалов и ценностей людей. Субъекты власти постоянно стоят перед выбором как употребить власть для себя (собственное обогащение) или для общества, которым они управляют?

От чего зависят цели государственного регулирования?

1. От идеологии и мировоззрения управляющих субъектов (личностный фактор).
2. От общественного строя, конкретной экономической ситуации, уровня экономического развития страны.

3.От уровня экономического мышления в стране (мировоззрение управляемых объектов).

4. От избранной концепции государственного регулирования экономики.

Помимо этого на выбор целей влияет целый ряд факторов: размеры территории, плотность населения, державные задачи государства, хозяйственные задачи, национальный состав, религиозная принадлежность народа, социальный состав страны, культурный уровень народа, уклад народного хозяйства, уровень правосознания.

В России цели ГРЭ определяются Президентом РФ и закрепляются в законах, концепциях, стратегиях.

Стратегические цели России определены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», принятой указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 53 и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.

Основные направления реализации целей: преодоление технологической отсталости предприятий, повышение производительности труда, а также решение назревших задач в области здравоохранения и образования.

Основные приоритеты: Наука и образование, здравоохранение, развитие культуры, спорта, поддержка пенсионеров и малоимущих, молодежная политика, доступное жилье, здоровый образ жизни, стратегия 2020, развитие системы ГЛОНАСС, олимпиада в Сочи, региональное развитие, преодоление последствий мирового финансового и экономического кризиса, макроэкономическая политика, интеграция России в мировую экономику, инновационная экономика, развитие оборонно-промышленного комплекса, поддержка и развитие сельского хозяйства, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, рынок труда.

Цели определяются также в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию, в Бюджетном послании.

2. Необходимость государственного регулирования экономики.

Необходимость ГРЭ в России обусловлена группой факторов:

1-я группа факторов:

несовершенство конкуренции, проявляющееся в тенденции к монополизации рыков;

наличие внешних отрицательных эффектов, таких как загрязнение окружающей среды, несовершенство и неравный доступ различных рыночных субъектов к информации;

неспособность рынка обеспечить граждан общественными товарами (содержание армии, организация управления и внутренней безопасности, образование, медицина, наука, культура);

дифференциация доходов сверх разумной нормы, приводящая к социальной напряженности;

наличие членов общества не имеющих средств к существованию (инвалиды, пенсионеры);

безработица и инфляция;

необходимость развития фундаментальной науки, так как она дает отдачу через много лет;

наличие отраслей инфраструктуры, не приносящих больших доходов, требующих больших капиталовложений, но обеспечивающих общие условия функционирования экономики;

становление новых отраслей экономики, которые вначале обычно малорентабельны;

необходимость контроля за эффективным использованием природных ресурсов;

принятие государственных стандартов качества товаров;

эффективное использование земельных ресурсов;

обеспечение экономики денежной массой и установление процентных ставок;

необходимость создания условий для ведения бизнеса.

2-я группа факторов связана с переходным характером экономики России и процессом глобализации мировой экономики:

неустойчивость и многовариантность развития;

кризисное состояние экономики;

смена технологических и экономических укладов;

структурные сдвиги в экономике.

изменения в положении стран в международном разделении труда;

формирование и распада интеграционных группировок;

разрыв кооперационных связей и уход с освоенных рынков;

возрастание конкурентной борьбы за лидерство на мировом рынке;

обострение борьбы за ресурсы (минеральное сырье, энергетические ресурсы, лесные и биоресурсы, чистая вода);

усиление процесса проникновения транснациональных корпораций на национальные рынки и возникновением угрозы вытеснения национальных товаропроизводителей.

3-я группа факторов связана c особенностями России как цивилизации: большой территорией, сильной дифференциацией регионов, многонациональностью, наличие различных религий.

Для согласования таких сложных проблем нужна объединяющая сила государства, основанная, с одной стороны, на традиции, с другой стороны, учитывающая сложности современного периода.

3. Принципы государственного регулирования экономики.

Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.

Суть экономических принципов выражается в том, что они представляют собой руководящие положения, основные начала экономики, выражают закономерности и тенденции ее развития. В основе принципов лежит то или иное мировоззрение.

Принципы, которые заложены в современную экономическую политику:

государственности – приоритет национально-государственных интересов страны.

социальности – улучшение состояния социальной сферы, повышение жизненного уровня населения, усиление социальной защищенности нуждающихся в этом слоев населения.

стабильности – ориентация на длительную перспективу.

народнохозяйственной оптимальности - взаимодействие всего множества предприятий дает наибольший синергетический эффект в масштабе народного хозяйства.

учет степени влияния внешней среды.

научности – принятие управленческих решений базируется на экспертных оценках.

Эти принципы действуют в рамках гуманистического подхода, основанного на вере во всесилие человека, науки, разума.

4. Объекты, органы, методы, инструменты и нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ.

Объект – это то, что противостоит субъекту и на что направлено его воздействие.

Объектами государственного регулирования экономики в настоящее время являются: национальная экономика; сферы и отрасли; регионы; ситуации, условия и явления социально-экономической жизни страны; экономический цикл; хозяйственная конъюнктура; отраслевые и территориальные структуры; накопление капитала; занятость; денежное обращение; состояние платежного баланса; государственный сектор экономики; цены и инфляция; конкурентная среда и предпринимательство; инвестиции и НИОКР; социальная сфера и трудовые отношения; внешнеэкономическая деятельность; окружающая среда.

Органы государственного регулирования:

Президент – в своих посланиях определяет основные направления внутренней и внешней политики; Государственная Дума – принимает законы, регулирующие ГРЭ; Исполнительная власть – Правительство, состоящее их министерств – определяют основные направления политики, агентства – оказывают услуги, службы осуществляют контроль.

Методы и инструменты государственного регулирования экономики:

МЕТОД – способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил.

Выделяют методы прямого и косвенного воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия основаны на предписаниях государства: экономические нормативы, ограничения, правила, платежи, налоги, штрафы, санкции, заказы.

Методы косвенного воздействия стимулируют или сдерживают развитие экономики. К ним относят процентные ставки, налоги, кредиты.

Инструменты: дотации, трансферты, субсидии, Инвестиционный фонд, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Росагролизинг, особые экономические зоны, концессионные соглашения.

Нормативно-правовая база ГРЭ

Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы):

Кодексы - объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права: Гражданский, Трудовой, Уголовный, Бюджетный, Налоговый, Земельный, Лесной, Водный и др.

Законы - устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения: «О банках и банковской деятельности»; «Об инвестиционной деятельности в РФ»; «О защите конкуренции»; «Об акционерных обществах» и др.

Указы и распоряжения Президента РФ. Указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.

Подзаконные правовые акты:

Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.

Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

Акты министерств и ведомств - постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения. Они могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.

Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство.

Акты органов местного самоуправления.

5. Различные экономические школы о роли государства и пределах экономического вмешательства государства в экономику.

В настоящее время в науке сложилось несколько концепций, обосновывающих роль государства в регулировании экономических процессов. Рассмотрим наиболее известные из них.

Социалисты: Мо-цзы – Китай (более 1000 лет до н.э.; Абдала Ибн-Маймун (IХ век н.э.); К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924).

Главные причины возникновения государства и права видели в сфере экономики, в разделении общества на богатых и бедных, рабов и эксплуататоров. Считают государство результатом имущественного расслоения.

Экономические принципы социализма: уничтожение частной собственности и обобществление средств производства, национализация, различные формы государственного контроля над экономикой, наличие единого властного центра все планирующего и предписывающего, расширение функций государства в перераспределении доходов (через общественные фонды потребления в социалистических странах перераспределялось до 1/3 доходов), государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров, отвергается частное предпринимательство и свободный рынок.

Либеральная концепция. Г.Гроций (1583-1645), Б.Спиноза (1632-1677) и др. Государственная власть – результат объединения людей, заключивших между собой договор; государство и право – это продукты воли и деятельности людей.

Основным регулятором экономики считается рынок, а функции государства минимальны: обеспечение и защита прав собственности и свободы предпринимательства; организация общественных работ; обеспечение экономики деньгами; обеспечение взаимосвязи с заграницей и поддержание платежного баланса страны.

Монетаризм как вариант либерализма:

Сокращение бюджетного дефицита за счет сокращения государственных инвестиций, социальных расходов, повышения цен на услуги государственного сектора;

Ограничение роста заработной платы и сжатие потребительского спроса;

Ослабление контроля над ценами и над экспортом;

Девальвация национальных денег.

Концепция сервисного государства (современный вариант либерализма): государство рассматривается как обычная корпорация, нацеленная на получение прибыли. Идеи государства корпорации не новы. Еще в 50-е годы И.А. Ильин в работе "Что есть государство - корпорация или учреждение?" анализировал два типа государства, построенного на принципах корпорации и учреждения. Первый тип государства-корпорации, по его мнению, нашел свое воплощение в странах западной демократии, а второй в СССР. Вот что писал И.А.Ильин по этому вопросу: "И вот сторонники формальной демократии считают, что государство тем лучше организовано, чем последовательнее оно превращено в корпорацию. А сторонники тоталитарного строя убеждены, что государство тем лучше организовано, чем последовательнее всякое самоуправление исключено и подавлено, чем больше государство превращено в учреждение". Он считал, что нельзя абсолютизировать идеи ни государства-корпорации, ни государства-учреждения. Россия на собственном печальном опыте испытала оба крайних варианта организации государства. Тоталитарный строй привел к тому, что у народа, как и предсказывал Ильин, была убита свобода личности, самостоятельность, инициатива и ответственность, а пятнадцатилетний период построения ничем неограниченной формальной демократии подорвал власть и государство.

И.А.Ильин  считал, что необходимо искать третий путь построения государства, основанного на принципах совмещения черт корпорации с чертами учреждения.

 Такое понимание И.А.Ильиным государства как корпорации и как учреждения относится, на наш взгляд, исключительно к разделению функций между государственным и муниципальным управлением.

Кейнсианская концепция.

Появилась как реакция на кризис капитализма в 1929-1933 г. (великая депрессия). Книга Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег.»

Обоснована необходимость государственного регулирования рыночной капиталистической экономики с целью ее выхода из кризиса. Практическая реализация – в «Новом курсе» Т.Рузвельта.

Инструменты кейнсианского регулирования: Стимулирование спроса через государственные инвестиции, государственный заказ, общественные работы, регулирование безработицы.

Теория социального рыночного государства. (Ойкен, Эрхард – ФРГ). Государство корректирует несовершенство рыночного механизма, допускается государственное перераспределение доходов. Принцип рыночной свободы сочетается с социальной политикой государства. Разделение власти и собственности. Предусматривается высокий уровень социальной ответственности бизнеса и государства.

Традиционный консерватизм: Н.М.Карамзин, М.Н.Катков, Н.Я.Данилевский, К.П.Победоносцев, К.Н.Леонтьев, Л.А.Тихомиров.

Для него характерен идеал свободной, нравственно ответственной личности, рассмотрение экономической жизни с точки зрения доминирующих культурно-генетических кодов, базисных ценностей соответствующих цивилизаций. Культурный код цивилизации определяет своеобразие материальной деятельности людей, социальную организацию и духовные начала. Корни хозяйственного поведения лежат в сфере сознания и культуры. В культурно-историческом опыте цивилизации содержится производственный опыт народа, отношения между людьми в обществе во всем многообразии конкретных форм их проявления. Понимание прогресса как духовного совершенствования человека. Несовершенство общества заключается не в «грехах правительства», а в нравственном несовершенстве человека. Понятие социальной справедливости связанно с распределением благ по труду. Члены общества занимают определенные места в его структуре в зависимости от индивидуальных свойств. Экономический процесс направлен не на максимизацию прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности, собственность – функция труда, а не капитала Государство выступает как арбитр в отношениях труда и капитала, ограничение частной собственности на землю (передается во владение, но не отчуждается). Использование национального достояния (земли, недр, инфраструктурных монополий) для укрепления государства и развития общества.

Консерваторы считают, что неограниченное развитие капиталистических отношений и демократии приводит к непомерному расширению государственных функций, уменьшению роли традиционных институтов и как следствие к появлению тоталитарного общества.

В научной литературе существует также духовный подход к государству и системе государственного регулирования экономики, который основан на православном мировоззрении, господствовавшем в России на протяжении 1000 лет.

Принципы в рамках духовного подхода: 1. Бог сотворил мир, он сотворил и государство, и законы. Всем в мире правит Промысел Божий, и состояние хозяйственной системы, государственного управления зависит от Бога и  свободной воли человека. Государство, являясь элементом целостного мирового порядка, тем больше соответствует своему предназначению и покровительствуется Богом, чем больше в нем соблюдаются божественные законы, благочестие и добродетели. Рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла. Главной целью государства, основанного на православном мировоззрении, является обустройство жизни в соответствии с духовными ценностями Нового Завета.

2. Направленность воли на добро или зло в свою очередь зависит от степени соединения человека с Богом и просвещения его Божественной Благодатью. Личная, а не коллективная ответственность за любые принимаемые решения (прежде всего перед Богом, а потом и перед людьми). 3. Богатство, материальный успех рассматривается не как цель деятельности человека и  развития общества, а как средство для достижения царства Божьего. Отрицательное отношение к неправедному получению богатства, к получению прибыли и добыванию денег как к самодовлеющей цели, негативное отношение к лодырям, несправедливой эксплуатации, ростовщическому проценту. 4. Иерархическое построение всей экономической и управленческой системы по принципу небесной иерархии. Но иерархия должна быть построена на свободе подчинения, на любви, а не на силе принуждения (тирания). 5. Признание имущественного и социального неравенства в общественном устройстве в силу того, что индивидуальные способности людей различны. 6. Рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла. 7. Признание необходимости соблюдать земной закон, если он не противоречит Божественным заповедям, стремление  к правде. 8. Понимание духовности человека как святости, в отличие от философского его понимания,  как системы культурных ценностей. 9. Несовершенство (греховность) самого человека, а также несовершенство всех внешних факторов его деятельности (экономической, политической системы, всех институтов),   как результат отпадения его от Божественной Благодати.  10. Честный труд, относительность права собственности для человека (абсолютное право владения всеми благами принадлежит Богу). 11. Автаркическое развитие народного хозяйства России, активная роль государства в регулировании экономики, ограничение господства биржи и финансового (спекулятивного) капитала с его самодовлеющей жаждой наживы, создание предпосылок для производительного использования капитала.

6. Особенности национальной экономики РФ как объекта государственного регулирования.

Национальная экономика – это национальная хозяйственная система, исторически сложившаяся и развивающаяся в цивилизационно-культурном пространстве, государственных и географических границах, определяемая политико-правовыми рамками, хозяйственными традициями, трудовой и предпринимательской культурой, определенной этикой и моралью, образцами экономического поведения.

Национальная экономика – это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи ее отдельных элементов.

Особенности экономики России связаны с тем, что ее народнохозяйственный комплекс обладает огромной территорией, суровым климатом, низкой плотностью населения. В связи с тем, что добыча основной массы ресурсов требует больших затрат труда и капитала (они расположены на Севере и в Сибири). Из-за этого возникают высокие энергозатраты. Большие расстояния между центрами добычи и переработки приводят к высоким транспортным расходам. Все это накладывает отпечаток на издержки производства.

Но в то же время Россия имеет удачное геополитическое пространство (граничит с 16 государствами, являясь транзитным путем между Востоком и Западом). На ее территории расположены богатейшие природные ресурсы. Она занимает второе место в мире по добыче редкоземельных металлов (платина и палладий), является крупнейшим производителем алмазов, ей принадлежит 45% лесных массивов, самые лучшие черноземы в мире, богатые запасы газа и нефти.

Помимо этого необходимо учитывать сформировавшиеся механизмы труда и быта, типы поселений, технологии земледелия.

Но решающее влияние на особенности народнохозяйственного комплекса оказывают традиции, обычаи и менталитет населения. В научной литературе признается, что существует взаимосвязь между личностью, обладающей определенным набором ценностей, и хозяйственной системой, формирующейся под воздействием фундаментальных ценностей, характерных для данного общества. На основе совокупности личных мировоззрений формируется государственное мировоззрение. Базовые ценности формируются под воздействием религии и государственной идеологии.

7. Бюджетно - финансовая политика в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства. Помимо денежных средств государства (бюджета) в финансовую систему входят финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций).

К сфере государственных финансов относятся отношения между:

государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;

гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получении из них соответствующих социальных выплат;

организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;

отдельными звеньями бюджетной системы, государством (правительством) и центральным банком по регулированию кредитно-денежной системы и фондового рынка.

Финансовая политика — это совокупность принципов, форм организации и методов использования финансов. Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику

Бюджетная политика - составная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства, управление государственным долгом и государственными активами. Бюджетная политика РФ сводится к:

- определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

- установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ по использованию бюджетных средств;

- оптимизации структуры расходной части бюджета;

- определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;

- управлению государственным долгом;

- определению источников финансирования дефицита бюджета;

- разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет;

- выбор направлений использования бюджетных средств.

Контуры бюджетной политики в России определяет Президент в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает проект закона о бюджете, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. 29 июня 2010 года было подготовлено бюджетное послание, которое содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2011–2013 годах.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие бюджетно-финансовые отношения – это Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы.

Основная цель бюджетной политики - это обеспечение условий для эффективного функционирования государства. Эта цель может конкретизироваться в следующих задачах:

макроэкономической сбалансированности (между секторами, экономики, минимальной безработице);

сбалансированности бюджетов всех уровней;

отсутствии государственного долга;

твердой национальной валюте;

сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам.

Инструменты бюджетной политики:

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают: бюджетные кредиты, налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы, федеральные целевые программы и др.

Бюджетный кредит – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

Дотация – сумма, выделяемая на безвозвратной основе из бюджета вышестоящего территориально уровня в бюджет нижестоящего уровня, если имеет место недостаточность собственных доходов

Субсидия – сумма из определенного фонда или вышестоящего бюджета на определенные цели. Выделяется одноразово на значимые расходы

Субвенция – форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета для определенной цели. Если имеет место нецелевое использование, возвращаются в тот бюджет, из которого были получены

Компенсация выплата, производимая для возмещения расходов, выплачивается в заранее установленном размере для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти

Бюджетная ссуда – сумма денежных средств, выделяемых из бюджета одного уровня в другой на возвратной основе (оформляется соглашением).

Трансферт – денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственного и муниципального бюджета, внебюджетных социальных фондов и общественных организаций: пенсии, стипендии, пособия по социальному страхованию.

Государственный заказ - это выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдается на конкурсной основе.

Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников.

Государственные целевые программы – это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов. В 2010 г. в федеральном бюджете РФ на федеральные целевые программы было выделено 740 млрд. руб., которые направляются на развитие высоких технологий, социальной и транспортной инфраструктуры, решение жилищных проблем, укрепление безопасности.

Основные направления бюджетной политики России в настоящее время:

Поддержание макроэкономической стабильности.

Политика сдерживания роста государственных расходов.

Бюджетное планирование на основе прогнозов цен на ресурсы (нефть, газ, металлы).

Обеспечение исполнения социальных обязательств государства.

Ограничение размера бюджетного дефицита. В 2009 г. дефицит бюджета составил 8% ВВП.

Стимулирование инвестиционной активности в экономике.

Совершенствование налогового администрирования: контроль за трансфертным ценообразованием, избегать двойного налогообложения, совершенствование налоговой отчетности.

Увеличение неналоговых доходов бюджета: совершенствование дивидендной политики, продажа и сдача в аренду государственной собственности, расширение государственных услуг.

Оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам.

Расширение налоговой автономии региональных и местных властей.

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативное правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга и межбюджетных отношений.

8. Проблемы и основные направления совершенствования бюджетно - финансовой политики в РФ на 2009-2010 годы.

На предшествующих этапах развития бюджетная политика формировалась в условиях относительной финансовой и экономической стабильности. Были накоплены валютные резерв, и складывалась благоприятная ценовая конъюнктура на российскую экспортную продукции. Но с конца 2008 г. начался мировой экономический кризис, который существенно повлиял на бюджетно - финансовую политику России.

К общим проблемам, существующим в бюджетной сфере на протяжении последних лет, можно отнести:

1. Необходимость формирования сбалансированного консолидированного и расширенного бюджетов РФ. Несбалансированными остаются бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований. Практически происходит перенесение дефицита на муниципальный и региональный уровень. Консолидированный бюджет субъектов Федерации в 2009 г. исполнен с дефицитом 330 млрд.руб. Дефицит имели 60 регионов. Самая большая статья расходов федерального бюджета 2010 г. - 37,7% ко всем расходам составили межбюджетные трансферты бюджетам других уровней и внебюджетным фондам.

2. В части расширенного бюджета РФ, куда входят средства государственных фондов, возникли проблемы с Пенсионным фондом. Из бюджета был покрыт недостаток средств единого социального налога для финансирования увеличения размера пенсий, а также увеличения выплат по социальному страхованию.

3. Вместо использования собственных сбережений на цели развития страны, сложилась система вывоза частного капитала, накопления государственных резервов в различных фондах (вначале в Стабфонде, а затем в Резервном и Фонде национального благосостояния). Общая сумма доходов от размещения средств в обоих фондах в 2009 г. составила 2,73 млрд.долл. В то время как консолидированный внешний российский долг на 1 октября 2009 г. составил 480 млрд.долл. Растут корпоративные долги российских корпораций за рубежом.Происходит усиление зависимости частной финансовой системы России от внешнего кредитования при накоплении больших государственных финансовых резервов.

4. Продолжается внедрение в бюджетную систему идей сервисного государства: предусмотрен рост новых форм оказания государственных и муниципальных услуг (на оказании услуг вневедомственной охраны гражданам и предприятиям правительство надеется заработать в 2010 году 47,5 млрд. рублей; пожарным запланировано заработать 2 млрд. руб.).

Предложения по совершенствованию бюджетной политики в РФ:

создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам;

финансовое оздоровление экономики,

разработка реальных бюджетов всех уровней,

увеличение доходов за счет оживления перерабатывающих отраслей, машиностроения, станкостроения, судостроения и авиастроения, атомной энергетики,

укрепление вертикали финансового контроля,

снижение дефицита бюджета до 1% или 0 от ВВП,

совершенствование контрактной системы госзакупок,

снижение использования нефтегазовых доходов с 6% ВВП, до 3,7% ВВП к 2011 году (сейчас нефтегазовый трансферт составил 11% ВВП),

ограничить размер вознаграждений руководителям и менеджерам государственных корпораций, государственных унитарных предприятий, компаний с государственным участием, а также других организаций, получающих различные виды государственной поддержки;

выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи;

повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки;

финансовое обеспечение модернизации армии и формирование ее качественно нового облика.

Налоговая политика РФ на современном этапе: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Налоговая политика - это комплекс мер государственного воздействия на налоговую систему. Она находит свое выражение:

в видах применяемых налогов;

в величинах налоговых ставок;

в установлении круга налогоплательщиков;

в установлении круга налогообложения;

в налоговых льготах.

Цель налоговой политики:

1. Оптимизировать движение финансовых средств общества;

2. Обеспечить государство финансовыми ресурсами для осуществления его функций;

3. Регулирование экономической деятельности (стимулирование или сдерживание).

Нормативно-правовая база: Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., федеральными – законами о конкретных налогах и сборах. Разработаны «Основные направления налоговой политики в российской Федерации на 2010-2012 гг.». Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов дополнительно разъясняется в постановлениях Правительства РФ, Федеральной Налоговой Службы, Государственного таможенного комитета и т.п.

Инструменты налоговой политики:

– изменение массы налоговых поступлений;

– замена одних способов и форм обложения другими;

– дифференциация ставок налогов;

– изменение налоговых льгот и скидок (в частности, полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);

– изменение сфер распространения налогов и др.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

Результативность налоговой политики и гибкость налогообложения зависят от оптимального сочетания налоговых льгот и налоговых санкций, а также от способов налогового стимулирования инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности.

Одним из самых распространенных инструментов налоговой политики являются налоговые льготы. Льготы могут быть общими для всех плательщиков или специальными для отдельных их групп. Налоговые льготы предусматривают налоговый минимум, исключение из облагаемой прибыли некоторых видов расходов и доходов плательщиков, полное или частичное освобождение от налогов, возврат ранее уплаченных сумм, отсрочка платежа, инвестиционные премии, которые засчитываются как налог на прибыль, налоговые скидки и кредиты и т. д.

Наиболее устойчивый характер носят налоговые льготы, направленные на стимулирование инвестиционной и научно–технической деятельности предпринимательства в рамках всей страны, в региональном масштабе и по отдельным сферам деятельности. Налоговые льготы чаще всего предоставляются в четырёх формах.

Первая форма – налоговый кредит – прямой вычет из сумм, исчисляемых налога. Вторая форма налоговых льгот, нацеленных на стимулирование экономического роста, – это предоставление скидок на уменьшение налогооблагаемой суммы прибыли. Наиболее распространенные из них – инвестиционные, на истощение недр, при образовании различных фондов и другие. Налоговые скидки на истощение недр предоставляются предприятиям добывающих отраслей, разрабатывающим старые месторождения полезных ископаемых в связи с более высокими эксплутационными расходами по их извлечению из недр. В результате освобождается от налогов значительная часть прибыли, что стимулирует плательщиков к максимально возможному извлечению из недр полезных ископаемых.

Третья форма налоговых льгот – полное освобождение от налогов или установление заниженных ставок налога. Подобные налоговые льготы широко применяются для стимулирования мелкого предпринимательства и, в отдельных случаях, – для стимулирования отдельных отраслей (с/х).

Четвёртая форма налоговых льгот – использование мер ускоренной амортизации, то есть списание на себестоимость в течении одного года основной массы первоначальной стоимости законодательно определённых видов производственного оборудования и техники. Хотя при использовании мер ускоренной амортизации сама система налогообложения прямо не затрагивается, но здесь возникает возможность уменьшить объём налогообложения прибыли путём перевода её части в необлагаемые налогом амортизационные издержки производства. Это объясняет результативность подобной практики в качестве своеобразной налоговой льготы.

Основные направления налоговой политики в РФ

1 2 3