">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Необходимость государственного регулирования экономики

Описание: Система целей государственного регулирования. Особенности национальной экономики РФ. Инструменты бюджетно финансовой политики. Налоговая система Российской Федерации. Виды планов и прогнозов. Основные направления реформирования системы образования в РФ и странах ЕС.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 105
Поднять уникальность

Похожие работы:

Необходимость государственного регулирования экономики.

Необходимость ГРЭ в России обусловлена группами факторов:

1-я группа факторов:

несовершенство конкуренции, проявляющееся в тенденции к монополизации рыков;

наличие внешних отрицательных эффектов, таких как загрязнение окружающей среды, несовершенство и неравный доступ различных рыночных субъектов к информации;

неспособность рынка обеспечить граждан общественными товарами (содержание армии, организация управления и внутренней безопасности, образование, медицина, наука, культура);

дифференциация доходов сверх разумной нормы, приводящая к социальной напряженности;

наличие членов общества не имеющих средств к существованию (инвалиды, пенсионеры);

безработица и инфляция;

необходимость развития фундаментальной науки, так как она дает отдачу через много лет;

наличие отраслей инфраструктуры, не приносящих больших доходов, требующих больших капиталовложений, но обеспечивающих общие условия функционирования экономики;

становление новых отраслей экономики, которые вначале обычно малорентабельны;

необходимость контроля за эффективным использованием природных ресурсов;

принятие государственных стандартов качества товаров;

эффективное использование земельных ресурсов;

обеспечение экономики денежной массой и установление процентных ставок;

необходимость создания условий для ведения бизнеса.

2-я группа факторов связана с переходным характером экономики России и процессом глобализации мировой экономики:

неустойчивость и многовариантность развития;

кризисное состояние экономики;

смена технологических и экономических укладов;

структурные сдвиги в экономике.

изменения в положении стран в международном разделении труда;

формирование и распада интеграционных группировок;

разрыв кооперационных связей и уход с освоенных рынков;

возрастание конкурентной борьбы за лидерство на мировом рынке;

обострение борьбы за ресурсы (минеральное сырье, энергетические ресурсы, лесные и биоресурсы, чистая вода);

усиление процесса проникновения транснациональных корпораций на национальные рынки и возникновением угрозы вытеснения национальных товаропроизводителей.

3-я группа факторов связана c особенностями России как цивилизации: большой территорией, сильной дифференциацией регионов, многонациональностью, наличием различных религий.

Для согласования таких сложных проблем нужна объединяющая сила государства, основанная, с одной стороны, на традиции, с другой стороны, учитывающая сложности современного периода.

Система целей государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики –это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Сущность грэ

Государство в любой экономической системе выступает в следующих качествах: 1) как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и воздействующая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов; 2) как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования, и 3) как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами права собственности.

Государственное регулирование экономики включает в себя:

регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности;

формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации.

Цель - это осознанное и теоретически обоснованное видение на уровне правительства перспектив развития страны, а также совокупность мер по ее реализации.

Что нужно учитывать при выборе целей и системы государственного регулирования экономики?

По мнению И.А.Ильина факторами, влияющими на выбор целей и системы государственного регулирования экономики, являются: размеры территории, плотность населения, державные задачи государства, хозяйственные задачи страны, национальный состав, религиозную принадлежность народа, социальный состав страны, культурный уровень народа, уклад народного хозяйства, а также «политик, организующий государство, должен считаться с наличным в данной стране и в данную эпоху уровнем народного правосознания».

Рассмотрим влияние каждого из названных факторов на систему ГРЭ в России.

Одной из целей государства должно быть стремление «постоянно отыскивать и проводить те духовно-верные и целесообразные государственные мероприятия, которые могли бы внешним образом исправить внешние последствия внутреннего несовершенства людей».

Вопрос о целях ГРЭ - это вопрос, прежде всего, об идеалах и ценностях власти. Единственной целью власти является управление жизнедеятельностью людей: сохранение целостности общества, государства; самореализация человека; реализация в правовых формах потребностей, интересов идеалов и ценностей людей. Субъекты власти постоянно стоят перед выбором как употребить власть для себя (собственное обогащение) или для общества, которым они управляют?

От чего зависят цели государственного регулирования?

1. От идеологии и мировоззрения управляющих субъектов (личностный фактор).
2. От общественного строя, конкретной экономической ситуации, уровня развития страны.
3.От уровня экономического мышления в стране (мировоззрение управляемых объектов).

4. От избранной концепции государственного регулирования экономики.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года» основная стратегическая цель определена так: "достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века". К 2020 году Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, а уровень дохода и качество жизни россиян к этому времени должны приблизиться к тем, которые мы наблюдаем сегодня в развитых странах.

Цели ГРЭ, предлагаемые экспертным сообществом:

Управление развитием, включая формирование национальных институтов развития и масштабного государственно-частного партнерства.

Переход от стратегии управления затратами к стратегии проектного управления результатами.

Создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности и всестороннего развития личности;

Обеспечение экономической безопасности государства и защита национальных интересов;

Обеспечение занятости и стабильный уровень цен.

Повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной экономики и формирования её современной структуры.

Цели, связанные с повышением уровня и качества жизни:

повышение рождаемости и средней продолжительности жизни;

переход от эмиграции интеллектуалов к их иммиграции;

снижение дифференциации доходов;

обеспечение личной безопасности граждан и сокращение преступности;

поддержание высоких стандартов образования и здравоохранения для всех граждан;

возврат к трудовой мотивации в обществе;

создание благоприятной морально-психологической ситуации в обществе.

Особенности национальной экономики РФ как объекта государственного регулирования.

Особенности экономики РФ как объекта ГРЭ заключаются в следующих факторах:

Реальные геополитические условия как результат истории: огромная территория, суровый климат, низкая плотность населения, удачное геополитическое пространство (граничит с 16 государствами, являясь транзитным путем между Востоком и Западом);

богатейшие природные ресурсы - занимает второе место в мире по добыче редкоземельных металлов (платина и палладий); крупнейший производитель алмазов, 45% лесных массивов принадлежит России, но почти не перерабатываем лес (на нашем лесе поднялась бумажная и лесоперерабатывающая промышленность Финляндии, выпускаем в 5 раз бумаги меньше Финляндии);

высокие энергозатраты и в целом издержки производства - добыча основной массы ресурсов требует больших затрат труда и капитала (Север и Сибирь); огромные расстояния между центрами добычи и переработки, что повышает издержки из-за транспортных расходов. Необходимо знать объективные условия своей жизнедеятельности и уже под них подбирать новации (географические, природно-климатические, коммуникации). Нужно понимать, что в России именно по этим причинам нельзя создать образ жизни, сравнимый со странами Срединоземноморья или Атлантики;

Естественно-общественные формы жизнедеятельности (структура, механизмы и технологии труда и быта, типы поселений. технологии земледелия, традиции, обычаи и менталитет).

Соотношение национальной самобытности и заимствования, а для этого нужно знать и изучать достижения всего человечества.

Учет культурно-исторического наследия и накопленного национального богатства. В России у нему относятся: вече, собор, казачий круг, дума, артель, община;

коллективистские начала в противовес западному индивидуализму;

Имеющуюся на сегодняшний дел материальную базу страны;

Социальную сферу общества и социальную инфраструктуру;

Духовную культуру общества;

Научно-технический прогресс и развитость инновационного сектора экономики;

Состояние и развитость субъективного фактора, в котором аккумулируется исторический опыт людей.

Таким образом, особенность государственного регулирования экономики России заключается: 1. в особенностях ее народнохозяйственного комплекса: огромная территория, суровый климат, низкая плотность населения, удачное геополитическое пространство, богатство природных ресурсов. 2. В духовно-нравственном состоянии трудовых ресурсов. 3. В сложной социальной структуре общества.

Функции государства в смешанной экономической системе.

Функции государства в экономике зависят от избранной концепции развития. Общепризнанными являются следующие:

Создание правовой базы;

Защита прав собственности;

Создание социального климата в обществе;

Поддержка конкуренции;

Перераспределение доходов;

Государственное предпринимательство

К ведению федеральных органов в области экономического развития относятся:

принятие и изменение федеральных законов и контроль за их исполнением,

установление основ федеральной экономической политики,

правовых основ единого рынка,

денежная эмиссия,

основы ценовой политики,

федеральный бюджет,

налоговое законодательство,

внешнеэкономические отношения.

Федеративное устройство предполагает разграничение предметов ведения между федеральными и региональными уровнями власти.

В Конституции Российской Федерации выделяются вопросы, относящиеся:

- к исключительному ведению федерации;

- к совместному ведению федерации и ее субъектов;

- к ведению субъектов федерации.

Разграничение полномочий базируется на следующих федеральных законах: 1. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”,

2. Федеральный закон от № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”,

3. № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”;

Принятие федеральных законов № 95-ФЗ и № 131-ФЗ во многом определило содержание и характер федеративной реформы, направленной на законодательное разграничение полномочий по предметам совместного ведения. В них были заложены основные принципы разграничения полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также принципы делегирования органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

Принятие указанных законов стало первым этапом федеративной реформы и предопределило кардинальное изменение федерального и регионального законодательства. Была решена первая задача - определение конкретных, четких полномочий центра, субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции, и органов местного самоуправления. Федеральный закон № 95-ФЗ установил типы полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

Полномочия субъектов Федерации: 1. осуществление которых финансируется из бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). 2. вопросы по предметам совместного ведения, если они не отнесены к федеральному ведению и вопросам местного значения. 3. полномочия по предметам совместного ведения, возлагаемые на органы власти субъектов Федерации, но финансируемые в форме субвенций из федерального бюджета.

Принятие Федерального закона № 122-ФЗ позволило привести отраслевое законодательство в соответствие с требованиями Федеральных законов № 95-ФЗ и № 131-ФЗ. В нем предусматривается внесение изменений и дополнений в 155 законодательных актов, а также частичная или полная отмена 103-х законодательных актов федерального уровня. По предмету регулирования закон содержит три условных направления:

разграничение полномочий в связи с принятием федеральных законов № 95-ФЗ и № 131-ФЗ;

модернизация социальной сферы и замена льгот денежными компенсациями;

технические изменения, необходимые, в основном, для реализации административной реформы.

В нем предусматривается уточнение законодательства по предметам исключительного ведения Федерации и принципиальная модернизация социальной сферы. По предметам совместного ведения устанавливаются полномочия и расходные обязательства органов государственной власти, вытекающие непосредственно из п. 2 ст. 263 Федерального закона № 95-ФЗ.

За субъектами Федерации закреплен большой объем расходных обязательств, в частности по социальной поддержке граждан.

Законом предусмотрен порядок безвозмездной передачи имущества между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями в связи с разграничением соответствующих полномочий.

Можно отметить, что созданы достаточные организационные и правовые механизмы, необходимые для введения новой системы управления в стране и исполнения государственных функций на основе четкого законодательного разграничения полномочий между уровнями публичной власти.

Методы государственного регулирования экономики.

МЕТОД – способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил. (В.Даль. Толковый словарь. Т.2.С. 323.)

Методы прямого воздействия основаны на предписаниях государства: определение размера налогов, санкции, штрафы, квотирование, лицензирование, госзаказы.

Методы косвенного воздействия: Создают предпосылки к тому, чтобы субъекты экономических отношений принимали решения, отвечающие интересам общества:

Предоставление экономической информации;

Установление процентных ставок и льгот;

Налоговое регулирование;

Прогнозирование.

Объекты и органы регулирования в российской экономической системе.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, не разрешаемые рыночным механизмом, а требующие вмешательства государства.

К объектам ГРЭ относятся: экономический цикл;

отраслевая и региональная структура экономики;

занятость;

денежное обращение;

цены;

условия конкуренции;

социальные отношения;

ВЭД;

НИОКР;

окружающая среда;

подготовка и переподготовка кадров и др.

Органы ГРЭ:

Президент РФ

обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

взаимодействие с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

общее руководство Правительством и другими звеньями исполнительной власти.

Государственная Дума – принимает законы, регулирующие ГРЭ.

Исполнительная власть – Правительство, состоящее из министерств, агентств и служб. Министерства определяют основные направления политики, агентства оказывают услуги, а службы осуществляют контроль.

Правительство РФ (ст.114 Конституции) :

разрабатывает госбюджет;

обеспечивает его исполнение;

обеспечивает проведение единой социально-экономической политики;

управляет федеральной собственностью и др.

К ведению федеральных органов в области экономического развития относятся:

принятие и изменение федеральных законов, и контроль за их исполнением,

установление основ федеральной экономической политики,

правовых основ единого рынка,

денежная эмиссия,

основы ценовой политики,

федеральный бюджет,

налоговое законодательство,

внешнеэкономические отношения.

Территориальные органы управления

являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей,

ведают вопросами пользования и распоряжения природными ресурсами,

регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами,

обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Ключевым органом является Министерство экономического развития РФ.

Министерство экономического развития РФ осуществляет следующие функции:

участвует в формировании федеральной социальной политики, включая развитие потребительского рынка, структуру потребления и доходов населения; определении форм государственной поддержки отраслей социальной сферы, а также общих направлений политики в области трудовых ресурсов, занятости;

разрабатывает предложения по внешнеэкономической деятельности;

подготавливает предложения по общим направлениям финансовой, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики;

разрабатывает комплексный прогноз социально-экономического развития страны;

организует с участием министерств, ведомств разработку федеральных целевых программ развития приоритетных отраслей и сфер экономики.

Ему переданы также функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию имущественных отношений, в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии.

Другие виды экономической политики регулируются Министерством финансов, Министерством промышленности и торговли, Министерством регионального развития, Министерством здравоохранения и социального развития и др.

Эффективность государственного регулирования экономики: критерии, показатели.

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

Нормативные акты, правила, запреты, лицензии.

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

Субсидии, налоги, налоговые льготы и другие виды бюджетных расходов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

Организация семинаров, конференций, консультаций по подготовке документации, рекламные кампании.

Из всех инструментов явной количественной оценке поддаются финансовые инструменты.

Выделяются следующие методы оценки воздействия инструментов регулирования:

Сравнение ожидаемых и планируемых воздействий регулирования с реальным воздействием.

Анализ «издержки – результаты».

Анализ «издержки- эффективность».

Сравнение ожидаемых и планируемых воздействий регулирования с реальным воздействием:

Анализ основывается на подготовке бизнес-планов, в которых отражаются планируемые результаты и сборе данных о фактическом воздействии инструмента. Реальные данные сравниваются также с данными, собранными до введения инструмента. Тогда можно проследить те изменения, к которым привело введение данного инструмента.

Анализ «издержки – результаты».

Позволяет устанавливать приоритеты расходуемых средств.

Какие издержки учитываются?

Прямые издержки функционирования государства, включающие затраты на предоставленные услуги или управление системой регулирования.

Издержки следования норме для предприятий и населения, попадающих под ее условия – административные, бюрократические и капитальные затраты.

Косвенные издержки для экономики в целом, включая экологические и социальные воздействия.

Проблемы применения методик: недостаток эмпирических данных, недостаточные аналитические навыки у работников, бюджетные ограничения. Поэтому в большинстве сфер оценить результаты экономической политики очень сложно.

Анализ «издержки - эффективность»:

Расчитываются затраты на единицу результатов. Выделяются две группы показателей.

1. Показатели, характеризующие эффективность инструментов государственной поддержки для областного и местного бюджетов.

2. Показатели, характеризующие эффективность инструментов государственной поддержки для предприятий.

В качестве показателей государственного регулирования выступают:

- объем реализованной предприятием продукции;

- финансовый результат предприятия;

- произведенная предприятием добавочная стоимость;

- объем налоговых платежей и сборов.

О.И.Ильина. Методика интегральной оценки эффективности использования рабочего времени персоналом государственного учреждения. Автор отмечает, что «оперативная оценка деятельности государственных гражданских служащих обеспечивает динамическую связь между следующими компонентами:

- целями структурного подразделения и органом исполнительной власти;

- результатами деятельности сотрудников и органом исполнительной власти;

- повышением квалификации и кадровым ростом определенного гражданского служащего.

Оперативная оценка деятельности государственных гражданских служащих может дифференцироваться и осуществляться на следующих уровнях:

- на уровне департаментов и структурных подразделений;

- на уровне индивидуальной деятельности сотрудников. Например, количество рассмотренных дел или количество рассмотренных дел на одного сотрудника, среднее время обработки информации и по определенному виду деятельности.»

По мнению автора оценка будет наиболее эффективной, если количество целей будет ограничено 2-3.

РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕТОДЫ ИХ ИЗМЕРЕНИЯ:

Количество видов деятельности ( рассмотренных дел).

Количество разработанных нормативно-правовых актов.

Количество выданных справок.

Количество принятых решений по рассмотренным делам.

Сокращение сроков разработки дел.

Разработка новых концепций, систем, методов, услуг.

Знание сотрудниками целей работы подразделения и собственных должностных инструкций.

Соответствие видов деятельности функциям исполнителя.

Качество исполнения поручений.

Степень самостоятельности сотрудника.

Факторы, негативно влияющие на работу и результат.

МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА:

Должностные регламенты.

Планы-отчеты работы подразделения.

Индивидуальные планы-отчеты сотрудников.

Анонимное анкетирование сотрудников.

Анкетирование руководителя.

Самохронометраж использования рабочего времени.

Экспертные оценки.

Различные экономические школы о пределах экономического вмешательства государства в экономику.

В настоящее время в науке сложилось несколько концепций, обосновывающих роль государства в регулировании экономических процессов. Рассмотрим наиболее известные из них.

Социалисты: Мо-цзы – Китай (более 1000 лет до н.э.; Абдала Ибн-Маймун (IХ век н.э.); К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924).

Главные причины возникновения государства и права видели в сфере экономики, в разделении общества на богатых и бедных, рабов и эксплуататоров. Считают государство результатом имущественного расслоения.

Экономические принципы социализма: уничтожение частной собственности и обобществление средств производства, национализация, различные формы государственного контроля над экономикой, наличие единого властного центра все планирующего и предписывающего, расширение функций государства в перераспределении доходов (через общественные фонды потребления в социалистических странах перераспределялось до 1/3 доходов), государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров, отвергается частное предпринимательство и свободный рынок.

Либеральная концепция. Г.Гроций (1583-1645), Б.Спиноза (1632-1677) и др. Государственная власть – результат объединения людей, заключивших между собой договор; государство и право – это продукты воли и деятельности людей.

Основным регулятором экономики считается рынок, а функции государства минимальны: обеспечение и защита прав собственности и свободы предпринимательства; организация общественных работ; обеспечение экономики деньгами; обеспечение взаимосвязи с заграницей и поддержание платежного баланса страны.

Монетаризм как вариант либерализма:

Сокращение бюджетного дефицита за счет сокращения государственных инвестиций, социальных расходов, повышения цен на услуги государственного сектора;

Ограничение роста заработной платы и сжатие потребительского спроса;

Ослабление контроля над ценами и над экспортом;

Девальвация национальных денег.

Концепция сервисного государства (современный вариант либерализма): государство рассматривается как обычная корпорация, нацеленная на получение прибыли. Идеи государства корпорации не новы. Еще в 50-е годы И.А. Ильин в работе "Что есть государство - корпорация или учреждение?" анализировал два типа государства, построенного на принципах корпорации и учреждения. Первый тип государства-корпорации, по его мнению, нашел свое воплощение в странах западной демократии, а второй в СССР. Вот что писал И.А.Ильин по этому вопросу: "И вот сторонники формальной демократии считают, что государство тем лучше организовано, чем последовательнее оно превращено в корпорацию. А сторонники тоталитарного строя убеждены, что государство тем лучше организовано, чем последовательнее всякое самоуправление исключено и подавлено, чем больше государство превращено в учреждение". Он считал, что нельзя абсолютизировать идеи ни государства-корпорации, ни государства-учреждения. Россия на собственном печальном опыте испытала оба крайних варианта организации государства. Тоталитарный строй привел к тому, что у народа, как и предсказывал Ильин, была убита свобода личности, самостоятельность, инициатива и ответственность, а пятнадцатилетний период построения ничем неограниченной формальной демократии подорвал власть и государство.

И.А.Ильин  считал, что необходимо искать третий путь построения государства, основанного на принципах совмещения черт корпорации с чертами учреждения.

 Такое понимание И.А.Ильиным государства как корпорации и как учреждения относится, на наш взгляд, исключительно к разделению функций между государственным и муниципальным управлением.

Кейнсианская концепция.

Появилась как реакция на кризис капитализма в 1929-1933 г. (великая депрессия). Книга Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег.»

Обоснована необходимость государственного регулирования рыночной капиталистической экономики с целью ее выхода из кризиса. Практическая реализация – в «Новом курсе» Т.Рузвельта.

Инструменты кейнсианского регулирования: Стимулирование спроса через государственные инвестиции, государственный заказ, общественные работы, регулирование безработицы.

Теория социального рыночного государства. (Ойкен, Эрхард – ФРГ). Государство корректирует несовершенство рыночного механизма, допускается государственное перераспределение доходов. Принцип рыночной свободы сочетается с социальной политикой государства. Разделение власти и собственности. Предусматривается высокий уровень социальной ответственности бизнеса и государства.

Традиционный консерватизм: Н.М.Карамзин, М.Н.Катков, Н.Я.Данилевский, К.П.Победоносцев, К.Н.Леонтьев, Л.А.Тихомиров.

Для него характерен идеал свободной, нравственно ответственной личности, рассмотрение экономической жизни с точки зрения доминирующих культурно-генетических кодов, базисных ценностей соответствующих цивилизаций. Культурный код цивилизации определяет своеобразие материальной деятельности людей, социальную организацию и духовные начала. Корни хозяйственного поведения лежат в сфере сознания и культуры. В культурно-историческом опыте цивилизации содержится производственный опыт народа, отношения между людьми в обществе во всем многообразии конкретных форм их проявления. Понимание прогресса как духовного совершенствования человека. Несовершенство общества заключается не в «грехах правительства», а в нравственном несовершенстве человека. Понятие социальной справедливости связанно с распределением благ по труду. Члены общества занимают определенные места в его структуре в зависимости от индивидуальных свойств. Экономический процесс направлен не на максимизацию прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности, собственность – функция труда, а не капитала Государство выступает как арбитр в отношениях труда и капитала, ограничение частной собственности на землю (передается во владение, но не отчуждается). Использование национального достояния (земли, недр, инфраструктурных монополий) для укрепления государства и развития общества.

Консерваторы считают, что неограниченное развитие капиталистических отношений и демократии приводит к непомерному расширению государственных функций, уменьшению роли традиционных институтов и как следствие к появлению тоталитарного общества.

В научной литературе существует также духовный подход к государству и системе государственного регулирования экономики, который основан на православном мировоззрении, господствовавшем в России на протяжении 1000 лет.

Принципы в рамках духовного подхода: 1. Бог сотворил мир, он сотворил и государство, и законы. Всем в мире правит Промысел Божий, и состояние хозяйственной системы, государственного управления зависит от Бога и  свободной воли человека. Государство, являясь элементом целостного мирового порядка, тем больше соответствует своему предназначению и покровительствуется Богом, чем больше в нем соблюдаются божественные законы, благочестие и добродетели. Рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла. Главной целью государства, основанного на православном мировоззрении, является обустройство жизни в соответствии с духовными ценностями Нового Завета.

2. Направленность воли на добро или зло в свою очередь зависит от степени соединения человека с Богом и просвещения его Божественной Благодатью. Личная, а не коллективная ответственность за любые принимаемые решения (прежде всего перед Богом, а потом и перед людьми).

3. Богатство, материальный успех рассматривается не как цель деятельности человека и  развития общества, а как средство для достижения царства Божьего. Отрицательное отношение к неправедному получению богатства, к получению прибыли и добыванию денег как к самодовлеющей цели, негативное отношение к лодырям, несправедливой эксплуатации, ростовщическому проценту.

4. Иерархическое построение всей экономической и управленческой системы по принципу небесной иерархии. Но иерархия должна быть построена на свободе подчинения, на любви, а не на силе принуждения (тирания).

5. Признание имущественного и социального неравенства в общественном устройстве в силу того, что индивидуальные способности людей различны.

6. Рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла.

7. Признание необходимости соблюдать земной закон, если он не противоречит Божественным заповедям, стремление  к правде.

8. Понимание духовности человека как святости, в отличие от философского его понимания,  как системы культурных ценностей.

9. Несовершенство (греховность) самого человека, а также несовершенство всех внешних факторов его деятельности (экономической, политической системы, всех институтов),   как результат отпадения его от Божественной Благодати.

 10. Честный труд, относительность права собственности для человека (абсолютное право владения всеми благами принадлежит Богу).

11. Автаркическое развитие народного хозяйства России, активная роль государства в регулировании экономики, ограничение господства биржи и финансового (спекулятивного) капитала с его самодовлеющей жаждой наживы, создание предпосылок для производительного использования капитала.

Бюджетно-финансовая политика: содержание, цели.

1) Бюджетная политика - составная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства, управление государственным долгом и государственными активами.

2) Бюджетная политика это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования.

Субъектами бюджетной политики являются органы законодательной и исполнительной власти.

Объектами бюджетной политики являются: бюджетные отношения и бюджетные ресурсы, звенья и виды бюджетов, доходы и расходы бюджетов.

Содержание бюджетной политики:

Определение концептуальных основ развития бюджета, его роли в общественном воспроизводстве.

Формирование цели и задач бюджетной политики.

Выработка конкретных путей достижения цели и решения поставленных задач.

Определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет.

Установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ по использованию бюджетных средств.

Оптимизации структуры расходной части бюджета.

Определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета.

Управлению государственным долгом.

Определению источников финансирования дефицита бюджета.

Разработке механизма мобилизации денежных средств в бюджет

Выбору направлений использования бюджетных средств.

Основная цель бюджетной политики - это обеспечение условий для эффективного функционирования государства. Эта цель может конкретизироваться в следующих задачах:

макроэкономической сбалансированности (между секторами, экономики, минимальной безработице);

сбалансированности бюджетов всех уровней;

отсутствие государственного долга;

поддержание стабильности национальной валюты;

сочетание экономических интересов государства и всех членов общества.

создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам.

Бюджетная политика разрабатывается и реализуется Министерством финансов РФ. Федеральные годовые бюджеты являются теперь составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года.

Доходы бюджета расширенного правительства формируются в основном за счет налоговых поступлений: налог на прибыль, налог по доходам физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на добавленную стоимость (НДС).

Бюджетная политика реализуется с помощью бюджетного механизма, который включает в себя следующие элементы: методы мобилизации доходов, формы предоставления бюджетных средств, межбюджетное распределение и перераспределение средств.

Понятие и нормативно-правовая база бюджетно – финансовой системы.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит:

- из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на трехлетний период,

- законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на трехлетний период,

нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий период и иных федеральных законов,

законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Изменения в бюджетной политике:

С 2000 г. в России в бюджетной политике произошли значительные изменения. С 1 января 2000 г. вступил в силу бюджетный кодекс. В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, который с февраля 2008 г. разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Предпринята попытка внедрения оправдавших себя на Западе механизмов БОР (механизм по эффективному расходованию бюджетных средств, ориентация бюджета на результат).

Начато повсеместное внедрение механизма государственных закупок для государственных и муниципальных нужд. Были реализованы приоритетные национальные проекты в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве. Они рассматривались как альтернативная форма расходования бюджетных средств. Начали формироваться институты развития: Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Особые экономические зоны», Банк развития и внешнеэкономической деятельности, Российская венчурная компания. С 2007 г. начался переход к среднесрочному (трехлетнему) бюджетному планированию.

Основные направления бюджетной политики определяются в законах. В настоящее время действует Федеральный закон « О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», принятый государственной Думой 24 ноября 2010 года.

11.Инструменты бюджетно – финансовой политики.

Инструменты бюджетной политики:

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают: бюджетные кредиты, налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы, федеральные целевые программы и др.

Бюджетный кредит – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

Дотация – сумма, выделяемая на безвозвратной основе из бюджета вышестоящего территориально уровня в бюджет нижестоящего уровня, если имеет место недостаточность собственных доходов

Субсидия – сумма из определенного фонда или вышестоящего бюджета на определенные цели. Выделяется одноразово на значимые расходы

Субвенция – форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета для определенной цели. Если имеет место нецелевое использование, возвращаются в тот бюджет, из которого были получены

Компенсация выплата, производимая для возмещения расходов, выплачивается в заранее установленном размере для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти

Бюджетная ссуда – сумма денежных средств, выделяемых из бюджета одного уровня в другой на возвратной основе (оформляется соглашением).

Трансферт – денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственного и муниципального бюджета, внебюджетных социальных фондов и общественных организаций: пенсии, стипендии, пособия по социальному страхованию.

1 2 3 4 5 6