">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства

Описание: Его роль в сбалансированном развитии экономики. Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений. Инструменты реализации. Долговые обязательства.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Курсовая работа
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 23
Поднять уникальность

Похожие работы:

1Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики

Бюджет - форма образ-ия и расх-ия ден ср-в, предназнач. для фин. Обеспеч-я з-ч и ф-ций гос-ва и местн сам-я.Как эк. категория б-т – это совок-ть отнош-ий, возник-щих в процессе аккумуляции, распр-ия и использ-ия гос. Централиз-го ден. фонда, предназн. для финанс-ия реализ-ии наиболее важных ф-ций гос-ва.Как правовой акт б-т – осн. фин. план образ-ия, распр-ия и использ-ия централиз-го ден. фонда гос-го или администр-но-территор-го образ-ия, соотв-щим представительным органом гос. власти. Такой фин. план закрепляет юр-е права и обязанности участников б-ых отношений.

Осн. ф-ции б-та: 1) аккумулирующая или функция образования б. фонда.2) перераспр-ая - перераспред-е нац. Д и ВВП 3) регулир-ая - гос. регулир-е и стимулир-е эк-ки 4) фин. обеспечение соц. политики 5) к-ль за образ-м и использ-ем централиз. фонда ден. ср-в.

С пом-ю б-та гос. и терр-ые власти получают б. ср-ва для содерж-я аппарата управления, осущ-ия соц. меропр-й, реализации эк-х з-ч, т.е. выполнения возлож-х на них ф-ций. Гос-во использ-т б-т в кач-ве одного из осн-х инструментов обеспеч-я своей деятельности, а т/же важнейшего инстр-та проведения эк. и соц. политики.ФБ и б-ты ВБФ предназначены для исполнения расх-х обяз-в РФ.Каждый суб-т и МО имеет собств-й б-т и б-т терр-го гос-го ВБФ.

2.Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений

Б-е устр-во- орг-ция бюдж. Сист-ы и принципы её построения. Б-е устр-во РФ соотв-т гос. устр-ву, кот. закреплено в Конституции. Б.устр-во включает в себя б-ы 3 уровней: 1 у-ь- ФБ и б-ты ВБФ; 2 у-нь- б-ты суб-в РФ (рег-е) и б-ты терр-х ВБФ; 3 у-нь- местные б-ты: 1) б-ты мун. районов, б-ты гор-х округов, б-ты городов фед. Знач-я Москвы и С-П-га 2) б-ты гор-х и сельских посел-й.

Конс-й б-т - свод б-в БС РФ на соотв. тер-и (за искл-м б-в ВБФ) без учета межб-х трансфертов м-у этими б-ми.Политика в сфере межб-х отнош-й включ: 1) сокращ-е диспропорций Д и Р б-тов суб.РФ и МО 2) сокращ-е кол-ва субвенций и субсидий, не связ-х с реализ-й нац. приоритетов3) анализ фин. обеспеч-я расх. обяз-в5) усиление мех-зма фин. администр-я в случае значит. снижения Д б-тов суб.РФ (МО)6) переход от предост-я субсидий к конкурсной системе выделения грантов из ФБ7) усиление стимулов для увелич-я собст-х Д б-тов суб.РФ и МО, и оптимизация бюдж. Р.

3.Б-я система РФ: понятие, структура, принципы построения, направления совершенствования в рамках проводимых в стране реформы местного самоуправления, бюджетной реформы и реформы межбюджетных отношений

Б-я система РФ - основанная на эк. отношениях и гос. устройстве РФ, регулируемая законод-м РФ совокупность ФБ, б-в суб-в, местных б-в и б-в ВБФ.Структура б-й сист-ы: 1-й ур-нь – ФБ и б-ты гос. ВБФ. 2-й у-нь – б-ты суб-в и б-ты тер-х ВБФ. 3-й у-нь - местные б-ты, в т.ч.:- б-ты мун-х р-в, б-ты городских округов, б-ты городов фед-го значения Москвы и С-П-га;- б-ты городских и сельских поселений.Принципы бюдж. системы РФ: 1) п-п единства бюдж. сист. РФ – единство прав-й базы, ден. сист-ы, форм бюдж. документации п-пов бдж. процесса в РФ, санкций за наруш-е бюдж. зак-ва РФ, единый пордяок финанс-ия Р б-тов всех ур-й бюдж. системы РФ; 2) п-п разгранич-я Д и Р м/у ур-ми бюдж. сист. РФ 3) п-п самостоят-ти б-тов 4) п-п полноты отраж-я Д и Р – все Д и Р подлежат отраж-ю в б-тах в обязат. порядке и в полном объёме; 5) п-п сбалансир-ти б-та 6) принц. рез-ти и эфф-ти использ-я бюдж. ср-в 8) п-п гласности 9) п-п достоверности б-та - надёжность пок-лей прогноза СЭР и реалистичность расчёта Д и Р б-та 10) п-п адресности и цел. хар-ра б. ср-в

Бюдж. реформа вкл-т 3 напр-я: 1) реформир-е межбюдж. отнош-й2) реформир-е б. процесса (переход на среднеср-е б. планир-е и исп-е б-та, ориентир. на рез-т)3) реформир-е б. сети.

Политика в сфере межбюдж. отнош-й включает: 1) сокращ-е диспропорций Д и Р б-тов суб.РФ и МО2) сокращ-е кол-ва субвенций и субсидий, не связ-х с реализацией нац. приоритетов3) инвентаризация, анализ фин. обеспечения расх. обяз-в4) реструктуризация б. сети и разработка критериев кач-ва предоставляемых услуг5) усиление мех-ма фин. администрир-я в случае значит. снижения Д б-тов суб.РФ (МО)6) переход от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из ФБ7) усиление стимулов для увелич-я собств-х Д б-тов суб.РФ и МО, и оптимизация бюдж. Р.

4.Б-й федерализм

Бюдж. федерализм - разделение полномочий м/у центральными органами власти, суб. РФ и МСУ в бюдж. сфере.

Принципы: 1) разгр-е полномочий по Р м/у органами власти разл-х у-й и обеспечение их необходимыми фин. ресурсами для выполнения возлож-х на них ф-ций2) обеспечение вертикального и горизонтального бюдж. выравнивания3) самостоятельность и равноправие каждого бюджета.4) единство БС - единство общегос. интересов и интересов общ-ва как основа сбалансированности всех уровней власти по бюдж. вопросам.

Конституцией РФ закреплено федеративное устройство гос-ва, кот. основано на гос. целостности, единстве системы гос. власти, разграничении предметов ведения и полномочий м/у органами гос. власти РФ и органами гос. власти суб. РФ. В соотв. с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия м/у органами гос. власти РФ и органами гос. власти суб. РФ, в т.ч. в области бюджета. Каждый субъект федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам его ведения. процесс создания финансово-бюджетного федерализма в РФ не закончился. Необходимо привести к полному соответствию полномочия всех уровней власти по расходам с имеющимися у них полномочиями по доходам. Следует устранить встречные финансовые потоки, когда Д, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз. Это требует чёткого разграничения бюджетных полномочий м/у различными уровнями власти, создания более эффективного механизма корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов.

5.Бюджетный кодекс: общая характеристика

Бюджетный кодекс РФ – это основной федеральный закон, регулирующий бюджетные правоотношения.

БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.БК РФ был принят ГД и одобрен Советом Федерации 17.07.1998 года.По своей структуре БК РФ состоит из 5 частей, каждая из которых делится на разделы, главы, статьи и подстатьи.Первая часть ознакамливает с общими положениями бюджетного права (бюдж. зак-дат-во РФ и бюдж. полномочия РФ, убъектов РФ и МО).Вторая часть гласит о бюджетной системе РФ (бюдж. устр-во РФ, доходы, расходы и сбалпнсированность б-тов)Третья – Бюджетный процесс в РФ (участники бюдж. процесса; составление проектов б-тов, рассм-ие, утв-ие и исполнение б-тов; составление, внеш. проверка, рассм-ие и утв-ие бюдж. отчетности; а также гос. и муницип. фин. контроль)Четвертая – Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФПятая – заключительные положения

6.Доходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ВВП

Доходы бюджета - поступающие в бюджет ден. средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Налоговые Д:- НДС - 100%, - акцизы на спирт этиловый - 50%, на табачную продукцию - 100%, на автомобили и мотоциклы - 100%- Н на прибыль орг-ций -100%, - налог на добычу полезн ископ 100%; - сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов-20%;- ЕСН- 100%,- водный налог - 100%,- гос. пошлина- 100%.

Неналоговые Д:- доходы от использования и продажи гос имущества- 100- лицензионные сборы- 100- плата за пользование водными биологическими ресурсами - 100 - плата за негативное воздействие на окружающую среду- 20 - консульский сбор- 100

- патентные пошлины – 100 Д 6 950 млрд руб.).

7.Расходы Федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в процентах к ВВП

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета ден. средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета: 1) 33% - межбюджетные трансферты (трансферты ПФ РФ, финансовая помощь бюджетам других уровней)2) около 1/3 - нац. оборона и содержание правоохранительных органов (ядерно-оруж. комплекс, МВД, МЧС) 3) общегос. вопросы (Р на содержание законодат. и исп. органов власти, содержание судебной системы, гос. долг, Резервные фонды)4) соц. политика - 5%5) нац. экономика, ЖКХ, охрана окруж. среды6) Р на образование (поддержка высшей школы)7) здравоохранение8) культура, СМИ, охрана окружающей природной среды.Р ФБ - 9.886,9 млрд.руб (22,9% от ВВП)

8.Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы, функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки

Бюджетная политика – это совок-ть принимаемых решений, осуществляемых органами законод-ой (предст-й) и исполнит-й власти, связанных с определением основных направлений развития б-х отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.БП является средством осущ-я эк. и соц. политики гос-ва.

Разработка бюджетной политики начинается с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем формируются цели и задачи бюджетной политики. На завершающем этапе бюджетной политики должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.

Функциональный аспект бюджетной политики включает:– политику в области доходов бюджета (фискальную);– п-ку в области расходов бюджета;– п-ку в области обеспечения сбалансированности бюджета;– п-ку эффективного управления государственным (мун) долгом;– п-ку в области межбюджетных отношений. БП осущ-ся на гос., регион. и мун. уровнях. Для обеспечения эффективности БП при её разработке д. соблюдаться опред. требования. Главное из них - научный подход к её разр-ке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и БС страны.В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти. Приоритет в разр-ке БП в России принадлежит Президенту РФ, кот. опред-т осн. её направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Фед.Собранию.

9.Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм

Б. право - совокупность законодат. актов, кот. регламентируют б. отнош-я.Осн. док-т БП - Конституция РФ, кот. определяет б.устр-во, права и обяз-ти органов гос. власти; БК РФ; ФЗ, регламентирующие д-ть Прав-ва РФ, Сч. Палаты, Гос. Думы, законодат (представит.) органов власти, суб. РФ, МО; законы суб.РФ по орг-ции б.процесса, межбюдж. отношениям; норм. акты органов местн. сам-я, начиная от Уставов МО и заканчивая решениями представит. органов власти о б.процессе МО.Бюджетное право включает в себя перечень Д и Р бюджета, порядок распределения Д и Р между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно—территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально—экономического развития страны и других потребностей общества.Б.механизм - совокупность видов и форм организации б. отношений, методов мобилизации и использования б. ср-в, принципов планирования и финансирования, а т/же условий и методов осущ-я фин. контроля.БМ использ-ся для целенаправленного воздействия на экономику. При этом выд-т 3 звена:1) механизм мобилизации ден. ср-в в фед., рег. и местн. бюджеты2) механизм расходования б. ср-в путём их предоставления юр. и физ. лицам3) механизм межбюдж. расапределения и перераспределения фин. рес-сов.БМ является инструментом осущ-я б. политики и в целом фин. политики гос-ва, регионов и МО.

10.Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период. Цель б-го прогнозир-я - на основе сложившихся тенденций, конкр-х соц-о-эк-х условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития б-та и на этой основе дать предложения по его укреплению. Учёт результатов такого прогнозир-я является важным условием для принятия наиболее эф-х мер в финн-й политике государства.Этапы прогнозир-я:1) определение объекта, цели и з-ч прогнозир-я2) разработка задания на прогноз, т.е. док-та, кот. опр-т цель и з-чи прогноза и регламентирует порядок его разработки3) исследование истории развития объекта прогнозир-я с целью получения его систематизированного описания4) систематизированное описание объекта с целью определения тенденций развития и выбора моделей и м-дов прогнозир-я5) разработка прогноза по результатам прогнозного диагноза6) оценка достоверности, точности прогноза и проверка его обоснованности7) корректировка прогноза, т.е. уточнение прогноза на основании дополнительных данных8) синтез данных - разработка системного прогноза.Метод прогнозирования – это способ исслед-я объекта прогнозир-я, направленный на разработку прогноза.1) м-д экстраполяции - изучение сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и перенос их на будущее2) м-д экспертных оценок - прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях. -3) м-ы моделирования предполагают использование различного рода экономико-математических моделей, предст-х собой описание исследуемого эк-го процесса (объекта) в виде матем-х зависимостей и отнош-й. 4) м-д эк-го а-за - сущность в том, что эк-ий процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. 5) нормативный м-д. За основу берутся нормативы, которые регламентируют виды поступлений и расходов. 6) балансовый м-д. С пом-ю этого м-да удается достичь соот-я м-у источниками поступлений и источниками р-в по видам и регионам, установить взаимосвязь с общим кол-м финн-х ресурсов в гос-ве по министерствам, регионам, ведомствам и соотв-ми потребностями, которые могут быть обеспечены.7) програмно-целевой м-д - при финансир-и отдельных гос-х программ эк-го и соц-го развития, дает возможность выявить источники покрытия и определить эф-ть целевых программ.

11.Бюджетное планирование

Бюджетное планирование – это совокупность мероприятий, осущ-х органами гос-й власти и местного самоуправления, направленные на формирование эк-го обоснования и сопоставления показателей д-в и р-в б-ов всех уровней.

Б-е планирование дает возможность рассм-ть и оценивать альтернативные варианты достижения эк-х и соц-х целей.Объектами б-го планирования выступают эк-е отношения по поводу определения объема и структуры б-х показателей.Субъектами б-го планирования являются органы власти, имеющие право вносить предложения по формированию б-в бюджетной системы.

Этапы: составление проектов бюджетов 2рассм-е и утверждение проектов бюджетов 3исполнение бюджетов 4составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности 5государственный и муниципальный финансовый контроль

К числу наиболее распространенных методов б-го  планирования относят:  1) методы эк-го анализа. В рамках б-го планирования применяются следующие виды экон-го анализа: горизонтальный анализ (сопоставляются текущие показатели с показателями прошлых периодов, плановые и фактические)вертикальный анализ (определяется структура плана, доли отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты) трендовый анализ (проводится в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет)факторный анализ (заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели)

2) балансовый метод, с помощью кот.достигается соответствие между источниками поступлений и источниками расходов по видам и регионам, установить взаимосвязь с общим количеством финансовых ресурсов в государстве по министерствам, регионам, ведомствам и соответствующими потребностями, которые могут быть обеспечены.3) индексный метод, метод экономических группировок4) нормативный метод. За основу берутся нормативы, которые регламентируют виды поступлений и расходов. 5) програмно-целевой метод - при финансировании отдельных государственных программ экономического и социального развития, дает возможность выявить источники покрытия и определить эффективность целевых программ.

Планы классифицируются следующим образом. По времени:- долгосрочные (на 10—25 лет);- среднесрочные (на 3—10 лет);- краткосрочные (на 1—3 года);- текущие (на 1 год, в том числе сезонные);- оперативные (до 1 года).

2.По объектам хозяйствования:- государственные, в том числе региональные, областные и муниципальные - внутрифирменные.

12.Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав

Составление и исполнение бюджета осущ-ся в соотв. с бюдж. классификацией, кот. предст. собой группировку Д, Р и источников финансирования дефицитов бюджетов БС РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления б. отчётности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов БС РФ.

В настоящее время действует ФЗ “О бюдж. классификации”, кот. определяет что в её состав входят: классификация Д бюджетов, классификация Р бюджетов, классификация источников фин-я дефицитов бюджетов, КОСГУ.

Классиф-ция Д б-тов РФ- групп-ка Д б-тов БС РФ, кот. основ-ся на законодат. актах РФ, определяющих источники формир-я Д б-тов БС РФ.Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:1) кода главного администратора доходов бюджета;2) кода вида доходов;3) кода подвида доходов;4) кода КОСГУ.Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Классиф-ция Р б-тов РФ-груп-ка Р б-тов БС РФ, кот. отражает направление б. ср-в на выполнение осн. ф-ций гос-ва.Код классификации расходов бюджетов состоит из:1) кода главного распорядителя бюджетных средств;2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;3) кода КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;3) кода КОСГУ, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:-государственные (муниципальные) ценные бумаги-кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;-бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;- кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;- иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:-государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;-кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;- иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Код КОСГУ состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

КОСГУ состоит из групп:100-доходы;200-расходы;300-поступление нефинансовых активов;400-выбытие нефинансовых активов;500-поступление финансовых активов;600-выбытие финансовых активов;700-увеличение обязательств;800-уменьшение обязательств.

13.Бюджетные полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления

К б. полномочиям РФ относятся 1) установление общих принципов орг-ции и функционир-я БС, основ б.процесса и межбюдж. отнош-й 2) опред-е основ составления и рассмотрения проектов б-тов, утв. и исп-е б-тов и утверждения отчё-тов об исп. б-тов 3) составление и рассмотрение проек-та ФБ, утверждение и исп. б-та и осущ. к-ля за исп. ф.б-та 4) определение ос-нов формир-я Д и осущ-е Р б-тов БС РФ 5) опред-е порядка установления нормативов отчислений Д от фед. н-гов и сборов 6) установление нормативов отчислений от фед. н-гов и сборов 7) установление кассового обслуживания исполнения бюджетов БС РФ 8) уст-е основ бюдж. классификации РФ и общего порядка её применения 9) установл-е единого порядка ведения б. учёта и предоставл-я бюдж. отч-ти для б-тов БС РФ и б. учр-й 10) уст-е основания и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюдж. зак-ва.

Б. полномочия субъектов РФ 1) установление порядка составл-я и рассмотр-я проектов б-тов суб. РФ и б-тов терр. ГВФ, утв. и исполнение этих б-тов и составление отчётов об их исполнении 2) сост. и рассмотрение проектов б-тов суб.РФ, б-тов терр. ГВФ, утв. и исп. б-тов суб. РФ и терр. ГВФ, осущ. к-ля за их исп-м, составление и утв-е отчётов об исп. б-та суб. РФ и б-тов терр. ГВФ 3) установление и исполнение расх. обяз-в суб. РФ 4) установл. порядка и условий предоставл-я межбюдж. трансфертов из б-та суб. РФ 5) предоставл-е межб. трансфертов из б-та суб. РФ 6) установление общего порядка и условий предоставл-я межбюдж. трансфертов из местных б-тов 7) установл-е нормативов отчислений в местные б-ты от фед. н-гов и сборов 8) осущ-е гос. заимствований и предоставление гос. гарантий субъекта РФ, предост-е б. кредитов, управление гос. долгом и гос. активами суб. РФ 9) детализация и определение порядка применения б.классиф. РФ в части, относящейся к б-ту суб. РФ и б-там терр. ГВФ.

Б, полномочия МО 1) установление порядка составл-я и рассмотр-я проекта местн. б-та, утв. и исполнения местн. б-та, осущ-е к-ля за его исполнением и утв. отчёта об исп. местн. б-та 2) составление и рассмотр-е проекта местн. б-та, утв. и исп. местн. б-та и осущ. к-ля за исп. местного б-та 3) установление и исп. расходных обяз-в МО 4) опред-е порядка предоставл-я межбюдж. трансфертов из местн. б-тов 5) осущ-е мун. заимствований, предост-е мун гарантий, б. кредитов, управл-е мун. долгом и мун активами 7) детализация объектов б. классиф. в час-ти, относящейся к местному б-ту 8) установление отв-ти за нарушение мун. правовых актов по вопросам регулир-я б. правоотнош-й.

14.Федеральный бюджет Российской Федерации: понятие, функции, роль в социально-экономическом развитии общества, формирование доходов, условия возникновения расходных обязательств, проблемы обеспечения устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе

Бюджет - форма образования и расходования ден средств, предназнач. для фин. обеспечения задач и функций гос-ва.

Осн. ф-ции б-та: 1) аккумулирующая или функция образования б. фонда 2) перераспределительная - перераспред-е нац. Д и ВВП 3) регулирующая - гос. регулир-е и стимулир-е эк-ки 4) фин. обеспечение соц. политики 5) к-ль за образ-м и использованием централиз. фонда ден. ср-в.

Бюджет играет важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального Д.. Гос-во использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспеч-я своей деятельности, а т/же важнейшего инструмента проведения эк. и соц. политики.Доходы бюджета - поступающие в бюджет ден. средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.Налоговые Д:- НДС - 100%, - акцизы на спирт этиловый - 50%, на табачную продукцию - 100%, на автомобили и мотоциклы - 100%- Н на прибыль орг-ций -100%, - налог на добычу полезн ископ 100%; - сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов-20%;- ЕСН- 100%,- водный налог - 100%,- гос. пошлина- 100%. Неналоговые Д:- доходы от использования и продажи гос имущества- 100- лицензионные сборы- 100- плата за пользование водными биологическими ресурсами - 100 - плата за негативное воздействие на окружающую среду- 20 - консульский сбор- 100- патентные пошлины - 100Д ФБ -6.950 млрд.руб. (16,1% от ВВП).Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета ден. средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.Расходные обязательства РФ возникают в результате:1) принятия федеральных законов и НПА Президента РФ и правительства РФ при осуществлении федеральными органами гос. власти полномочий по предметам ведения РФ;2) заключения РФ (от имени РФ) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;3) заключения от имени РФ договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;4) принятия федеральных законов и (или) НПА Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов.Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.Расходы бюджета: 1) 33% - межбюджетные трансферты (трансферты ПФ РФ, финансовая помощь бюджетам других уровней)2) около 1/3 - нац. оборона и содержание правоохранительных органов (ядерно-оруж. комплекс, МВД, МЧС) 3) общегос. вопросы (Р на содержание законодат. и исп. органов власти, содержание судебной системы, гос. долг, Резервные фонды)4) соц. политика - 5%5) нац. экономика, ЖКХ, охрана окруж. среды6) Р на образование (поддержка высшей школы)7) здравоохранение8) культура, СМИ, охрана окружающей природной среды.Р ФБ - 9.886,9 млрд.руб (22,9% от ВВП)

15.Доходы федерального бюджета: понятие, источники формирования, направления расходования. Их классификация

Все Д б-та форм-ся на основе б. и нал. зак-ва. Доходы бюджета - поступающие в бюджет ден. средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.В зав-ти от хар-ра политич. и соц-эк. деятельности гос-ва источники Д подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние Д обеспеч-т ресурсы страны. Внешние Д – нац. Д за пределами гос-ва (инвестиции, возмещение ср-в), богатство зарубежных стран. Осн. элементом поступлений явл. налоговые поступления.Налоговые Д- предусм. зак-вом фед., регион. и местные н-ги и сборы, включая пени и штрафы.

Нал. зак-вом произведено разграничение н-гов по уровням б. сист. Налог- обязательный, индивидуально- безвозм. платёж, взимаемый с орг-ций и физ. лиц в форме отчуждения, принадлежащ. им на праве собственности, хоз. ведения или оперативного управления ден. ср-в в целях фин. обеспеч-я деят-ти гос-ва и муницип. образ-й. К фед. н-гам отн.- НДС, акцизы, НП орг-ций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, ЕСН, гос. пошлина. К ненал. Д относ-ся: 1) Д от продажи или иного ис-польз-я гос. или муниц. имущ-ва 2) Д от платн. ус-луг, оказ. гос. или муниц. учр-ми 3) ср-ва, получ. в рез-те применения мер гражданско- правовой, адми-нистр. и уголовной отв-ти 4) Д в виде фин. помощи и б. ссуд, за искл. б. ссуд и б. кредитов.

В Д б-та учит-ся безвозм. перечисл-я от физ. и юрид. лиц, международн. орг-ций и правительств иностр. гос-в.

Д ФБ -6.950 млрд.руб. (16,1% от ВВП).Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета ден. средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.Расходы бюджета: 1) 33% - межбюджетные трансферты (трансферты ПФ РФ, финансовая помощь бюджетам других уровней)2) около 1/3 - нац. оборона и содержание правоохранительных органов (ядерно-оруж. комплекс, МВД, МЧС) 3) общегос. вопросы (Р на содержание законодат. и исп. органов власти, содержание судебной системы, гос. долг, Резервные фонды)4) соц. политика - 5%5) нац. экономика, ЖКХ, охрана окруж. среды6) Р на образование (поддержка высшей школы)7) здравоохранение8) культура, СМИ, охрана окружающей природной среды.Р ФБ - 9.886,9 млрд.руб (22,9% от ВВП)

16.Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ назначение, источники формирования, управление средствами фондов

Резервный фонд - часть средств ФБ, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

ФЗ о ФБ на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого объема ВВП, указанного в ФЗ о ФБ на очередной финансовый год и плановый период.Резервный фонд формируется за счет: нефтегазовых Д федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины; доходов от управления средствами Резервного фонда.Фед.законом о фед. бюджете на очередной фин. год и плановый период м.б. предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение гос. внешнего долга РФ.Ср-ва рез. фонда размещ-ся в ин. валюте, как правило, в долг. обяз-ва иностр. гос-в, в долговые обяз-ва междунар. фин. орг-ций, на депозиты в иностр. банках.Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных Р, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и др. ЧС, имевших моею в текущем финансовом году.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств ФБ, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФ РФ.Фонд национального благосостояния формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и долг. обяз-ва иностр. гос-в, долг. обяз-ва и акции юрид. лиц, паи инвестиционных фондов.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

17.Бюджет субъекта Российской Федерации

Бюджет субъекта –форма образования и расходования ден средств, предназнач. для фин. обеспечения задач и функций гос-ва.

Регион. бюджеты предназначены для фин. обеспечения задач, возложенных на гос. органы управления субъекта РФ. Через регион. бюджеты гос-во активно проводит экономическую политику; осущ-ся финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды; гос-во осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Доходы бюджета - поступающие в бюджет ден. средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.Внешние Д – нац. Д за пределами гос-ва (инвестиции, возмещение ср-в), богатство зарубежных стран. Осн. элементом поступлений явл. налоговые поступления.Налоговые Д- предусм. зак-вом фед., регион. и местные н-ги и сборы, включая пени и штрафы. В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов:- налога на имущество организаций - по нормативу 100 %;- налога на игорный бизнес - по нормативу 100 %;- транспортного налога - по нормативу 100 %.- налога на прибыль организаций - по нормативу 100 %;- НДФЛ - 70 %;- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %- акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла - по нормативу 100 %;- акцизов на алкогольную продукцию, на пиво - по нормативу 100 %;- налога на добычу полезных ископаемых - по нормативу 5 %;- налога на добычу полезн. ископаемых - по нормативу 100 %;- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов - по нормативу 80 %;- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;- сбор за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 %;- ЕСХН - 30 %;- гос. пошлина - 100 %:

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:- доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации - 100 %;- доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет- плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 %;- декларационный платеж - по нормативу 100 %;- плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 %;- разовые платежи за пользование недрами - по нормативу 100 %.Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета ден. средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;- заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации;- принятия законов и иных НПА органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

18.Бюджет муниципального образования

Бюджет МО (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего МО, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Б-ты МО (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет ден. средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.В зав-ти от хар-ра политич. и соц-эк. деятельности гос-ва источники Д подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние Д обеспеч-т ресурсы страны. Внешние Д – нац. Д за пределами гос-ва (инвестиции, возмещение ср-в), богатство зарубежных стран. Осн. элементом поступлений явл. налоговые поступления. Налоговые доходы бюджетов поселений:- земельный налог - по нормативу 100 %;- налог на имущество физических лиц - по нормативу 100 %.В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов:- НДФЛ - 10%- ЕСХН - 30%Налоговые доходы муниципальных районов- земельный налог, взимаемый на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;- налог на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - 100%- НДФЛ - 20%- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 процентов;- ЕСХН - 30%- гос. пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 %:Налоговые доходы бюджетов городских округов:- земельный налог - по нормативу 100 %;- налог на имущество физических лиц - по нормативу 100 %.В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов:- НДФЛ - 30%- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 процентов;- ЕСХН - по нормативу 60 процентов;- гос. пошлина.Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:- доходов от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, в том числе казенных - 100%;- части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей- плата за негативное воздействие на окружающую среду - 40%- сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления -100 %.В бюджеты МО поступают:- доходы от продажи и передачи в аренду земельных участков- Д от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками

Расходные обязательства МО возникают в результате:- принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также заключения МО (от имени муниципального образования) договоров- принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;- заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

19.Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и методы ее достижения. Дефицит федерального бюджета: понятие, предельное значение, источники финансирования

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов должна иметь место сбалансированность доходов и расходов бюджета. Если этого не происходит, то возникает дефицит или профицит бюджета.Дефицит б-та – превышение Р б-та над его Д. Дефицит федерального бюджета, утвержденный ФЗ о ФБ на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.Дефицит ФБ - 2,9 трлн.руб.

1 2 3