">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Государственный долг: экономическое содержание, формы и состав долга, управление долгом

Описание: Денежный оборот и система расчетов на предприятии. Закон денежного обращения. Государственный заем: причины возникновения, особенности формирования. Экономическое содержание категории финансов. Исполнение бюджета по расходам. Классификация видов политики.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 16
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Государственный долг: экономическое содержание, формы и состав долга, управление долгом

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Правительства РФ и др. государственных структур в виде кредитов, в т.ч. международных гос.займов, а также др. долговых обязательств гарантированных Правит-твом РФ субъектами регионального и местного самоуправления. Гос.долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг формируется перед резидентами. Наибольшие объемы гос.долга сформированы РФ в результате приобретения и размещения гос.займов. Гос.займ представлен гос.долгом, который сформировался гос.выпуском и размещением гос-вом гос.цен.бумаг. Целями выпуска гос.цен.бумаг явяляется: 1) финансирование текущего бюджетного дефицита; 2) обеспечение кассового исполнения гос.бюджета; 3) обеспечение равномерного поступления налогов в течение финансового года; 4) финансовая поддержка учреждений и организаций имеющих общенациональное и социальное назначение. Классификация гос.займов включает: 1. по способу размещения: а) свободно обращающиеся; б) принудительного размещения в) по подписке 2. по срокам: а) краткосроч. б) среднесроч. в) долгосроч. 3. По видам доходов: а) процентные б) выигрышные 4. По месту размещения: а) внутрен. б) внеш. 5. По форме: а) облигацион. б) безоблигацион. 6. По хар-ру обращ-я: а)рыноч.б)нерыноч.в)общие и специальные 7. В зависимости от формы выплат: а) с денежными выплатами б) с товарными выплатами. Основ.мероприятия по управлению гос.долгом включают: 1)организацию первич. и вторич.рынка гос.облигаций 2)установление лимита гос.долга или объема предусмотренного годового прироста эмиссии гос-ва 3)взаимосвязь с кассовым исполнением бюджета, т.е. отслеживание движения ден.средств по гос.долгу 4)объединение неск-х займов в один, унификация долга 5)организация нов.выпуска и размещения гос.цен.бумаг, т.е. рефинансирование долга.

2. Денежный оборот и система расчетов на предприятии. Закон денежного обращения Денежный поток – непрерывное движение во времени денег, обслуживающие хозяйство и расчеты физ. лиц. Ограниченный началом и концом по временному признаку денежн. поток, называется денежный оборот. Денежн. оборот выполняющий все функции денег, назыв. денежным обращением. В своем движении деньги имеют 2 формы: 1) безналичную и 2) наличную. Налично-денежное обращение – движение налич. денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (сред-ва платежа и сред-ва обращения). Наличн. форма денег связана с их движением в виде монет, банкнот и др. материальных разновидностей денег. Безналич. обращение осущ-ся с помощью чеков, векселей, кредит.карточек и др. кредитн.инструментов. Деньги безналич.оборота формируют пассивные деньги, деньги налич.оборота-активные. Налич. и безналич.обращение образует общий денеж.оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования. Товарно-денежн. отношения требуют определенного количества денег для обращения. Закон денеж.обращения открытый К.Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций денег как средства обращения и средства платежа. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ: КD = (ZT – ZTK + PO – BP) / N КD – количество денег, необходимых для обращения ZT – сумма цен реализуемых товаров и услуг ZTK – сумма цен товаров, проданных в кредит PO – сумма платежей по обязательствам BP – сумма взаимно погашаемых обязательств N – среднее число оборотов денег как средства обращения и средства платежа. KD = M * Z / N где М-количество реализуемых товаров Z-уровень цен реализации товаров за определенный период в пределах единицы.

На количество денег в обращении оказывают влияние следующие факторы: - величина обращающихся товаров и услуг; - уровень цен на товары и услуги; - степень развития безналичных расчетов; -уровень развития кредита; - скорость обращения денег.

3. Сущность и функции финансов.
Финансы - это эконом. отношения по формированию и распределению национ-го дохода в интересах гос-ва и обеспечения расширенного воспроизводства. В основе финансов лежат денежные отношения. Вместе с тем финансы отличаются от денег: 1)по масштабам развития (финансовые отношения охватывают многомиллиардные суммы движения денежных ресурсов); 2)финансы – капитализированная стоимость; 3)финансы не обслуживают конечного потребления, а обеспечивают кругооборот; 4)финансы – фондированная стоимость; 5)активным участником финансовых отношений яв-ся гос-во, которое определяет правовую основу, обеспечивает инструментальную и финансовую поддержку развития предпринимательства. Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д. Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции.

4. Государственный заем: причины возникновения, особенности формирования. Виды государственных ценных бумаг

Гос. кредитование возможно в 2х формах: когда гос-во выступает в роли кредитора и заёмщика. В последнем случае формируется гос. долг. Осн.принципы гос.кредитования включают: 1.финансовая поддержка высокоэффективных пректов, срок окупаемости которых не более 2х лет, вложения самого инвестора в который составляют не менее 20 %. 2. Конкурсный отбор проектов финансирования с учетом их приоритетности, с подразделением соответственно проектов: А (объем финансирования со стороны гос-ва не более 50 %); Б-(не более 40 %); В-(не более 30 %); Г-(не более 20 %). 3. предоставление средств гос-вом на возвратной и возмездной основе 4. долевое участие гос-ва в финансировании проектов, с приобретением гос-вом не менее 25 % акций финансируемого АО и обязательством продажи этих акций не ранее, чем через 2 года после окончания реализации проекта. Институциональное оформление гос-го кредитования ч/з специализированные институты (Российск. Финансов. Корпорация, гос.инвестиционные корпорации. Виды гос.цен.бумаг: облигации со сроком погашения более одного года и краткосрочные долговые обязательства, эмитируемые на срок до одного года (дисконтные ценные бумаги, выпускаемые в безналичной форме, казначейские сертификаты). Государственные ценные бумаги - вид ценных бумаг, выпускаемых от имени государства казначейством, другим уполномоченным финансовым органом или местными органами власти с целью размещения займов государственных и мобилизации денежных средств для пополнения доходов бюджета государства (местных бюджетов), покрытия бюджетного дефицита и оформления гос.долга.

5.Деньги: теории, сущность, функции

Деньги - это товар, который является всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью. Деньги всеобщее воплощение потребительной стоимости. Деньги – всеобщее воплощение труда. Деньги – всеобщий товар- эквивалент воплощающий абстрактные затраты труда и определяющий затраты необх-ые на производство какого-либо товара. Теории денег: 1. Металлическая теория 2. Номиналистическая теория 3. Количественная теория денег (Кейнсианская модель совокупного спроса на деньги:Y= C + I + G + NX, где С – потребительские расходы; G – госрасходы: I – планируемые инвестиционные расходы NX – чистый экспорт). Функции денег: 1)мера стоимости 2) средство обращения: ПРОЦЕСС ПРОСТОГО ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ: Т – Д – Т КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: Д – Т – Д 3)средство платежа: продажа товаров в кредит; выплата зарплаты рабочим и служащим; оплата финан.обязательств (по займам, налогам, арендная плата за землю, помещения и т.д) Движение денег как средства платежа: (О - Т) – (Т - Д) – (Д - О), где О – долговое обязательство 4)средство накопления и сбережения; 5)мировые деньги.

6. Экономическое содержание категории финансов и финансовых отношений

Основные сущностные характеристики категории "финансы" в современной трактовке. Система таких сущностных характеристик состоит в следующем:
1. Категория "финансы" отражает характер определенных экономических отношений и соответственно входит в систему экономических категорий. В соответствии с научной классификацией экономическими признаются отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления совокупного общественного продукта, создаваемого экономической системой. 2. Категория "финансы" является объективной категорией, функционирующей в различных общественно-экономических формациях. Являясь объективной экономической категорией, финансы выступают носителем единой абстрактной сущности системы финансовых отношений во всех общественно-экономических формациях, хотя отличительные функции финансов, их роль в общественном воспроизводстве могут определяться особенностями общественно-экономического строя конкретного государства. 3. Главным содержанием категории финансов выступают распределительные и перераспределительные отношения. Содержание этой концепции состоит в том, что основным предметом финансовых отношений экономических субъектов являются финансовые ресурсы, которые окончательно формируются лишь на стадии распределения произведенной стоимости (т.е. когда эта стоимость реализуется и перераспределяется). 4. Финансовые отношения экономических субъектов носят денежную форму. Материальной основой функционирования финансов выступают денежные средства, с помощью которых осуществляется денежный оборот между участниками экономического процесса. Это характеризует финансы как систему прежде всего денежных отношений между субъектами. 5. Финансы как экономическая категория характеризуют отношения между экономическими партнерами, организуемые государством. Важнейшей особенностью финансовых отношений является то, что преимущественная их часть организуется государством. Поэтому само возникновение финансов и их развитие неразрывно связано с историей появления и развития государственного устройства, т.е. государства как органа управления. Государственное регулирование финансов охватывает все основные формы финансовых отношений: между государством и предприятиями (объединениями); между государством и населением; между различными предприятиями (объединениями); между предприятиями и работающим на них населением и т.п. 6. Категория "финансы" характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Формирование денежных фондов субъектами финансовых отношений изначально рассматривалось как одна из основных характеристик финансов как экономической категории. 7. Категория "финансы" характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Сформированные различными экономическими субъектами денежные фонды подлежат использованию в предстоящем периоде. Необходимость использования денежных фондов предопределена уже их целевым характером и является логическим следствием процесса их формирования. 8. Категория "финансы" характеризует экономические отношения, направленные на обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства. Финансовые отношения возникают в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, с одной стороны, и направлены на обеспечение условий их воспроизводства в предстоящем периоде, с другой. Эффективность финансовых отношений в обществе определяется тем, в какой мере они способствуют возрастанию темпов воспроизводства общественного продукта. Поэтому обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства следует рассматривать как основную цель функционирования финансов.

7. Виды денег. Сравнительная характеристика отдельных видов денег. Историческая эволюция денежных знаков

Первые монеты – 7 век до н.э. в государствах Лидия из сплава золота и серебра – электрума. Монетой стали называть в Риме в 279 г. до н.э. Первые золотые монеты в России в 1534г. в правление Марии Глинской. Первые бумажные деньги – в Китае в 12 в. н.э., в России – в 1769 г. при Екатерине 2. Металлические деньги: полноценная монета, разменная монета 34. Кредитные деньги: вексель, банкнота, депозитные деньги (чек, электронные деньги, платежная карточка). Бумажные деньги. Исторически бум. деньги возникли из метал-го обращения и появились в обороте как заместители ранее находившихся в обращении серебр-х или зол-х монет. Это превращение представляет собой длинный истор-ий процесс. Сущность бумажных денег (казначейских билетов) заключается в том, что это – денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюдж-го дефицита и обычно не разменные на металл, наделённые гос-вом принудительным курсом. Кред. деньги возникают с развитием тов.пр-ва, когда купля-продажа осущ-ся с отсрочкой платежа (в кредит). Экон.значение кредит.денег: 1) сделать ден.оборот эластичным 2)экономить действительные деньги 3) способст-вать развитию безнал.оборота. ВЕКСЕЛЬписьменное безусловное обяз-во должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и установленном месте. Особ-ти векселя: 1. абстрактность, т.е. отсутствие на док-те инф-ии о виде сделки 2 бесспорность, обязательн.оплата векселя 3 обращаемость-передача векселя как платеж.ср-ва др. кредиторам, что создает возм-ть взаимного зачета вексельн.обязательств. Банкнота кредитные деньги, выпускаемые центр-м эмисс-ым банком страны. В отличие от векселя банкнота представляет собой бессрочное долговое обяз-тво и обеспечивается общественной гарантией центр. банка. Чек – денежный документ установл-ой формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной суммы. Электронные деньги. Механизация и автоматизация банковских операций, переход к широкому использованию ЭВМ способствовали возникновению новых методов погашения или передачи долга с применением электронных денег.

8. Дефицит федерального бюджета: причины образования, источники покрытия и пути снижения. Профицит бюджета

Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами. Если же доходы гос-ва превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный избыток (профицит). При бюджетном дефиците гос-ву не хватает средств для нормального выполнения своих фун-ий и приходится прибегать к разл-м займам, прежде всего у кредитной системы. Управление бюдж. дефицитом включ.: а) устанавл предельн. размеры дефицита (текущие расходы регион. бюджетов не должны превышать объемы их доходов). б) определение источников покрытия утвержд. гос. бюджетом. в)одновременное уменьшение расходов на 5-10% в соотв-ии с уменьшением доходов на 5-10%. Источниками финансирования бюджетного дефицита могут быть: Госуд. займы; Госуд. кредиты Кредиты международ. организаций; Поступления   от   продажи  госуд. имущ-ва. Причины образования бюджетного дефицита 1)Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода. 2) Увеличение бюджетных расходов.3)Непоследовательная финансово-экономическая политика. Меры по снижению и ликвидации бюджетного дефицита: выпуск гос.займов; ужесточение налогообложения; производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег, сократить гос. расходы;

Источники формирования финансовых ресурсов

 Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии  Формирование финансовых ресурсов предприятий осуществляется за счет собственных и заемных средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово- банковской системы в порядке перераспределения. Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине — в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами. Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др. Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами. Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фондов накопления. Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами. Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др. Еще один источник внутренних резервов - добавочный капитал -образуется в результате прироста стоимости имущества, выявленной в результате переоценки, получения эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии акций, продажи акций выше номинала), безвозмездного получения ценностей или имущества от других предприятий и лиц (как правило, носят строго целевой характер). Внешние источники финансовых ресурсов предприятия финансовых ресурсов предприятия (или заемные финансовые средства) – это поступление извне. Они образуются за счет мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения средств. Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, состоят из средств от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и другие) и кредитных инвестиций. Ресурсы, поступающие в порядке перераспределения, состоят из: страховых возмещений по искам; реализации страховых полисов и залоговых свидетельств; финансовых ресурсов, формируемых на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности); дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов; финансовых ресурсов, поступающих от союзов, ассоциаций, отраслевых структур; бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций. Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами или крупными инвестициями. Они состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами. Это долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде векселей.

10.Доходы и направления расходов средств федерального бюджета

Построение любого бюджета начинается с определения величины расходов, которые подразделяются на: а) текущие расходы, расходная часть бюджетов по которым определяется на основе исчисления минимальных бюджетов. Текущие расходы носят транзитный характер, и направлены на обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. б) капитальные затраты, расходы по которым учитываются отдельно в бюджете развития, и связаны с ассигнованиями на инновационную деятельность, кап. вложениями в социально-экономическое развитие территорий, другими затратами на расширение воспроизводственного цикла. Наиболее значимыми являются расходы по целевым долгосрочным соц-экономическим программам. Доходную базу гос. бюджетов формируют: а) налоговые доходы, включая закрепленные и регулирующие поступления; б) неналоговые доходы, к которым относятся доходы от продажи гос. имущества, от реализации гос. функций насильственного характера (штрафы, пенни); в) займы, которые возникают в результате эмиссии и размещения гос. ценных бумаг; г) эмиссия денежной массы (денежный доход). д) трансферты, которые обязательны при выплате зарплаты бюджетникам, пенсий, стипендий и т.д.

11. Кредит: сущность, функции, источники, принципы кредитования

Кредит есть форма экономических отношений по организации движения ссуженной задолженности; особая форма денег. Имеет 2 основы: - экономическую, связанную с неравномерностью кругооборота капитала, когда у одних предприятий возникает избыток денежных средств, а у других - их недостаток; - юридическую, состоящую в юридическом оформлении кредитной сделки в виде договора. Участниками кредитного процесса являются: кредитор и заемщик. Иногда подключается 3-е лицо - посредник. Функции кредитования: 1. перераспределение капитала в зону с наибольшей нормой прибыли. Эффект финансового рычага: ЭФР= [(РСК-(1-n)*CP)*PCK] * ЗК/СК, где РСК - рентабельность собственного капитала; СР - ставка ссудного %; n - ставка налогообложения прибыли; ЗК и СК - объем заемного и собственного капитала. Экономическая сущность ЭФР состоит в увеличении рентабельности собственного капитала предприятия с использованием кредитных ресурсов на размер ЭФР; 2. функция создания кредитных средств обращения и экономии издержек обращения, поскольку безналичные расчеты всегда являются более экономичными; 3. функция концентрации капитала, когда кредитные ресурсы создаются путем аккумулирования небольших резервов средств индивидуальных вкладчиков; 4. функция централизации капитала, когда более финансово стабильные и крупные предприятия (VIP - клиенты) получают преференциальные условия кредитования что способствует привлечению ими больших кредитных средств и организации более интенсивной хоз. деятельности. 5. функция ускорения НТП; 6. контрольная функция. Реализуется кредиторами как на этапе выдачи кредитных ресурсов, в процессе оценки кредитоспособности хозяйственных субъектов, так и в процессе организации кредитного процесса с отслеживанием хода амортизации основной суммы долга по кредиту, процентов по нему. Принципы кредитования:1.Срочность, т.е., предоставление кредитов на определенный срок, и требование возврата ссуженной стоимости к указанному в договоре сроку. 2. Возвратность, т. е., в соответствии с кредитным договором, денежные средства по кредиту вместе с % подлежат возврату в полном объеме кредитору. 3. Платность. Выплаты по кредиту в виде процентных сумм или по учетной ставке. 4. Дифференцированность. Предполагает смену условий кредитования в зависимости от привлекательности клиента. 5. Целевой характер использования ссуды. В случае нецелевого характера банк или кредитор могут назначить повышенные %, потребовать возврата суммы кредита с наложенными штрафными санкциями. 6. Обеспеченность (залог, заклад имущества, гарантия, поручительство, страхование ответственности). Источники формирования кредитных ресурсов: 1. Высвободившаяся из оборота часть промышленного и торговаго капитала, которая включает: а) денежные средства, накапливаемые предприятием в амортизационном фонде; б) в виде выручки от реализации продукции вследствие несовпадения момента поступления и использования денежных средств; в) в виде прибыли, направляемой на обновление и расширение производства в составе фондов накопления; г) в виде нераспределенной прибыли, до момента ее фактического распределения. 2. Свободные денежные средства на всех слоев населения и субъектов хозяйствования. 3. Денежные накопления государства. 4. Капиталы рантье, т.е., людей, которые выдают свои денежные ресурсы под %.

12. Особенности финансовой политики государства на современном этапе

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов: налоговой политики; бюджетной политики; денежно-кредитной политики; ценовой политики; таможенной политики; социальной политики; инвестиционной политики. Бюджетная политика РФ сводится к: определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет; установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ; оптимизации структуры расходной части бюджета; распределению расходов между бюджетами разных уровней; определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета; управлению государственным долгом; определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п. Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей. Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов. Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Основные направления денежно-кредитной политики включают: концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики; краткую характеристику состояния экономики РФ; прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта; основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год; план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы и т.п. Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей. Таможенная политика - это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др. Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям: согласованию между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов; разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы; упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения; регулированию вынужденной миграции и т.п. Важнейшим компонентом финансовой политики является инвестиционная политика. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

13. Исполнение бюджета по расходам. Роль Федерального Казначейства в исполнении бюджета

Статья 219. Исполнение бюджета по расходам 1. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего Кодекса. 2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. 3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. 4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами. 5. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований. 6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств. Роль Федерального казначейства следующая:
Во-первых, оно открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ, кассовое обслуживание исполнения которых в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляется Федеральным казначейством, и иные счета для учета средств, предусмотренных законодательством РФ, устанавливает режим этих счетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Во-вторых, оно устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В-третьих, Федеральное казначейство осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).

14. Классификация форм и видов кредитов

Классификацию кредита принято осуществлять по нескольким базовым параметрам: 1) по формам кредитования различают: 1 коммерческое, 2 потребительское, 3 банковское, 4 государственное, 5 ростовщическое кредитование 2) по видам привлекательности ресурсов различают 1. финансовый/денежный К 2. коммерческий/ товарный К 3) по сроку кредитования: 1.краткосрочные до 1 года 2. среднесрочные 1-3 года 3.долгосрочные более 3 лет 4) по субъектам кредитования: 1.К государству 2.К п/п-ю 3.К физ.лицам 5) по объектам кредитования: 1.промышленные 2. Торговые 3. с/х-ые. Виды банковского К-ия включают: 1) контокоррентный К / овердрафт. Организуется на спец. Контокоррентном счете, кот. Учитывает как расчетные, так и кредитные операции. Договором предусмотрен лимит К-ия. Выборка средств в пределах лимита осущ-ся п/п-ем по мере воникновения потреб-ти с выплатой К-ого %-а. Поступление Д по расчетным операциям фактически означает привлечение банковских ресурсов, по кот. Выплачивается депозитный %. 2) Ломбардный К выдается под обеспечение ценных бумаг 3) Сезонный К с ежемесячной амортизацией долга имеет повышенный % и краткосрочный хар-р 4) Револьверный К, когда К-ые операции осущ-ся по р/с-у п/пр-я с выборкой К-ых ресурсов по мере возникновения потребности в них у п/пр-я. Погашение суммы %-ов и амортизация долга также осущ-ся частями. 5) Онкольный предоставляется в рамках краткосрочного К-ия с обязательством погашения при первом же требовании кредитора (в теч. 3-ех календарных дней) 6) Бланковый/ К без обеспечения. Формально необеспеченный выдается заемщиком, кот. Находится на расчетном обслуживании в данном банке 7)Консорционный, когда К-ые ресурсы формируются путем объединения средств нескольких банков 8) Ровноверный, когда условиями К-ого договора предусматривается плавающая %-ая ставка, изменение кот. Связано с К-ой политикой самого банка 9) К-ая линия. Открывается обычно заемщику при долгосрочном К-ии крупных инвестиционных проектов.

10) акцептный предоставляется банком при переучете коммерч. Векселей, т.о. повышается гарантир-ть оплаты по векселю, кот. м.б. усилена банковской гарантийной распиской/ авалем. Кроме чисто банковского К-ия, кот. осущ-ся в денежной форме в совр.условиях банки открывают услуги по К-ию в форме расчета: 1.лизинг- вид К-ия, кот. предусматривает К-ие в тов. Форме, при кот. полученное лизингополучателем имущество м.б. учтено как на балансе лизинговой компании, так и на бал. Лизингополучателя 2.факторинг- товарно- комиссионная операция, cочетающаяся с К-ем оборотного капитала клиента путем переуступки клиентом неоплаченных требований компании- фактору, в качестве кот. обычно выступает банк 4.форфейтинг используется в межд. торговле, представляет собой форму К-ия экспорта банком или фин. Компанией без оборота на продавца векселей и др. долговых требований по внешнеторговым операциям, применяется при поставках машин, оборудования на крупные суммы с длительной рассрочкой до 7 лет 5. К-ие по открытому счету используется в межд. торговле. В практике предпринимательских структур развито коммерческое К-ие, кот. представлено обычно товарной формой и может сопровождаться вексельным обращением.

1 2 3 4 5 6 7