">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Муниципальная власть и местное самоуправление.

Описание: ГУ и МСУ. Проблемы взаимодействия. Муниципальное образование. Классификация, место территориальных единиц, понятие. Объединения в России. Изменения границ. Нормативные модели системы государственного и управления. Основные направления совершенствования.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 63
Поднять уникальность

Похожие работы:

10.02.12 (лекция)

Муниципальная власть и местное самоуправление.

Понятие местного самоуправления.

Территория любого государства разделена на административно-территориальные единицы. Муниципальные образования создаются, как правило, в границе административно-территориальных единиц. Население административно-территориальной единицы может управляться только назначенными сверху представителями государств. В отличие от административно-территориальной единицы муниципальное образование представляет собой территориальный коллектив населения, определённую социально-территориальную общность людей ,которая сама создаёт свои выборные органы и осуществляет местное самоуправление. В отдельных случаях, особенно в зарубежной практике, возможно сочетание назначенного сверху управляющего территорией обеспечивающего выполнение государственных полномочий и деятельности выборных органов местного самоуправления, решающих задач местного значения. Подобные административно-территориальные единицы следует рассматривать как тоже территориальные коллективы. Наличие местного самоуправления не отменяет в пределах административно-территориальной единицы государственной власти. В муниципальных образованиях могут быть образованы территориальные органы государственных министерств и других органов исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов федерации. Подобные структуры предназначены для решения задач государственного значения.

Концепция местного самоуправления базируется на существовании различных видов публичной власти. В отличие от государственной власти распространяемой на всю территорию государства местное самоуправление имеет локальный характер и автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это публичная негосударственная власть народа, используемая для решения вопросов местного значения и осуществления власти граждан через институты прямой демократии (выборы или референдумы) или через выборные органы.

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах установленных законодательством самостоятельно и под свою ответственность решения населением вопросов местного значения. Общественная теория местного самоуправления возникла на почве борьбы с чиновничеством в эпоху абсолютизма. На том этапе население отстояло право создавать выборные органы для управления местными делами. Изначально местное самоуправление оформлялось хартиями , даруемые королями городам. Затем муниципалитеты стали принимать свои уставы, формировать свой бюджет и свою собственность.

Государственная теория местного самоуправления исходит из того, что местное самоуправление представляет собой часть целого, часть единой системы управления обществом, при этом порядок осуществления местного самоуправления определяется государственными законами. В рамках государственной теории местного самоуправления местное самоуправление рассматривается как продолжение государственной власти.

Правовые основы и гарантии местного самоуправления.

Основой Российского муниципального права является европейская хартия местного самоуправления, согласно которой местное самоуправление признаётся одной из главных основ демократии, исключается возможность ограничения местной власти в пределах компетенции местного самоуправления, право пересмотра территориальных границ местного самоуправления только по решению населения, право на судебную защиту местного самоуправления и право муниципалитетов на объединение друг с другом.

Устав муниципалитета является основным актом регулирующим вопросы местного самоуправления отдельного муниципального образования. Он принимается представительными органами местного самоуправления решением схода граждан, устав подлежит государственной регистрации, основание для отказа регистрации устава служат его противоречия конституции страны федерального законодательства, конституцией и уставом субъекта федерации. В уставе муниципального образования должны быть указаны наменования мун.образования.

Структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименования должностей, основных должностных лиц. Виды муниципальных правовых актов, порядок их принятия и вступления в силу, порядок формирования местного бюджета.

Кроме уставов правовую основу местного самоуправления составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления. Среди них регламенты, работы местных представительных органов, решения представительных органов местного самоуправления и принимаемые ими положения.

Различают юридические, политические и экономические гарантии местного самоуправления. Юридические гарантии установлены конституцией России, конституцией и уставами субъектов РФ и федеральными законами. Например, среди конституционных гарантий местного самоуправления имеется гарантия на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений принятых органами государственной власти.

Политические гарантии местного самоуправления обеспечиваются единством власти народа, при этом в качестве приоритета берётся единый интерес всего многонационального народа страны. Чем прочнее политическое поражение муниципальных образований, тем успешней социально-экономическое развитие субъектов федерации и страны в целом.

Экономические гарантии обусловлены существованием у муниципальных образований своей собственности, своего бюджета, своих предприятий и учреждений, отчислениями им от федеральных налогов и сборов субъектам федерации и предоставлении субвенций со стороны федерального и региональных бюджетов.

10.02.2012 (практика)

ГУ и МСУ. Проблемы взаимодействия.

Сфера действия в системах управления в государстве не ограничена региональным уровнем. Она завершается местным уровнем управления, на котором управление преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ. Местное, региональное и федеральное управление образует целостность, представляет собой общегосударственную систему управления.

Ключевая проблема эффективности местного самоуправления заключается в том, каков механизм взаимодействия местного самоуправления и государственной власти и его способность обеспечения единства системы управления государственной и общественной жизнью страны. Деятельность системы ГУ может быть эффективна только при условии, если она основана на жизнеспособной структуре МСУ. Данная закономерность обусловлена тем, что большинство государственных решений направлено на координацию и регулирование деятельности граждан и юридических лиц проходит через систему МСУ.

Российская система МСУ является выражением власти народа и составляет одну из основ конституционного строя РФ. Важнейшими вопросами МСУ являются:

Управление муниципальной собственностью.

Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов.

Устранение местных налогов и сборов.

Охрана общественного порядка.

Выведение органов МСУ из системы государственной власти не означает, что они исключены из системы общегосударственного управления. Местное самоуправление является первичным уровнем публичной власти и системы управления в стране, наиболее приближенное к народу.

МСУ направлено на управление местными сообществами. Она учреждена государством, но действует самостоятельно от государственных организаций в пределах установленных полномочий.

МСУ как первичный уровень самоорганизации населенной в публичной власти представляет собой базу формирования целей государственного управления.

Несоответствие целей ГУ целям общества является условием возникновения общественного хаоса. Местное самоуправление является конечной сферой реализации государственных решений и проявления их эффективности.

Гражданские права и массовые виды активности и внегосударственного проявления общественной жизни людей зарождается и реализуется в местных сообществах, образует базу гражданского общества.

Основными направлениями и механизмом взаимодействия местного самоуправления и государственной власти являются следующие:

Обеспечение государством развития полноценного, эффективного действия мастного самоуправления как фундамента народной власти. Создание необходимой политической, нормативно-правовой, организационных и финансово-экономических условий МСУ.

Обеспечение единства МСУ с системой ГУ и государственной власти, его ответственности перед государством и населением территории.

14.02.12 (лекция)

Муниципальное образование.

1.классификация, место территориальных единиц, понятие муниципального образования.

Местное самоуправление существует в муниципальных образованиях. Следует различать природу административно-территориальной единицы (области, округа, района) и муниципального образования. Муниципальное образование может быть создано в пределах административно-территориальной единицы. В зарубежных странах муниципальными образованиями иногда называют только низовые звенья таких образований в административно-территориальных единицах, либо все единицы, где имеются выборные органы местного самоуправления.

Виды муниципальных образований за рубежом:

Общинное муниципальное образование. Местное самоуправление сложилось естественно историческим путём как объединение людей для совместной жизни ( село, город ). Местное самоуправление осуществляется избранными советами и мэрами общин.

Региональное муниципальное образование. Создано на территориях, границы которых установлены сверху актами государственной власти (области, округа, района). В региональных звеньях могут быть либо только назначенные государственные чиновники общей компетенции (губернатор), либо такие чиновники и избранные населением советы, либо только избранные советы.

Если в региональной единице управление осуществляет назначенный чиновник общей компетенции и нет органов, избираемых населением, то она не является муниципальным образованием, в ней нет местного самоуправления. Совет Европы рекомендует в таких единицах создавать при губернаторах совещательные выборные органы.

В территориальных единицах существует организация муниципального управления и государственного управления на местах.

Естественные территориальные единицы – это населения поселения, города, которое осело для совместной жизни, как правило, где образовывались данные территориальные единицы. Они выбирали для управления общественными делами вождей, старейшин и т.д. В последствии такие единицы получили названия общинного звена территориального деления. В общинах имеются выборные органы местного самоуправления и нет назначенных государством чиновников общей компетенции.

Искусственные административно-территориальные единицы создаются сверху актами государства. Так возникли воеводства, губернии, районы и т.д. они получили название регионального звена. Такие звенья государства для управления назначало для своих представителей. В настоящее время в региональном звене не обязательно должны создаваться выборные органы самоуправления.

Проблема различения единиц имеет принципиальное значение. Совет Европы (Россия) принял в 1985 году европейскую хартию о местном самоуправлении. В ней речь идёт об общинном звене. В 1997 году Советом Европы подготовлен проект европейской хартии о региональном самоуправлении. В данной хартии под региональным самоуправлением понимаются единицы выше общин, но не автономные образования и не субъекты федерации.

Муниципальные образование и местное самоуправление в них организуются с учётом интересов населения исторических и местных традиций. Все муниципальные образования автономны.

В некоторых зарубежных странах есть министры по делам местного самоуправления. В России это министр регионального развития. Они не имеют административных полномочий по вопросам местного значения, не дают прямых указаний муниципальным органам, но могут координировать их деятельность, следят за соблюдением ими законодательства, могут обращаться в суд при грубых нарушениях.

Вместе с тем, автономия местного самоуправления имеет относительный характер:

Местное самоуправление действует в системе общих связей в рамках государственных границ.

Юридические принципы организации и деятельности местного самоуправления устанавливаются государством.

Материальные основы местного самоуправления во многом зависят от государства.

Избранные главы местного самоуправления (мэры) в зарубежных странах обычно утверждаются в качестве представителей государственной власти на местах.

2.Муниципальные образования и объединения муниципальных объединений в России.

Признаки муниципального образования в России:

Населённая территория в местных границах.

Осуществление местного самоуправления выборными органами.

Своя собственность.

Автономность и самостоятельное решение вопросов местного самоуправления.

Юридическое лицо и свой устав.

Муниципальное образование в России – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, либо внутригородская территория города федерального значения, где создаётся местное самоуправление. (Москва, Санкт-Петербург)

Городское поселение – это город или посёлок с прилегающей территорией.

Сельское поселение – это один или несколько населенных пунктов.

Муниципальный район объединяет несколько смежных поселений или поселений и пространств между ними. (Опаринский район Кировской области)

Городской округ – это поселение, которое не входит в состав муниципального района. В городском округе могут создаваться свои муниципальные органы.

При установлении границ муниципального образования должны учитываться требования федерального закона 2003 года:

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли не зависимо от формы собственности и целевого назначения.

Размеры территории поселения устанавливаются с учётом численности населения.

В границах городского поселения могут находиться один город или посёлок с прилегающими сельскими пунктами, не являющимися муниципальными образованиями. В границах сельского поселения может находиться один населенный пункт с численностью населения более 1000 человек (в местностях с высокой плотностью населения более 3000 человек) или несколько поселений с численностью населения менее 3000 человек каждый.

Определенные исключения из этих нормативов могут быть сделаны законом субъекта РФ в местах с высокой или низкой плотностью населения и в труднодоступных районах.

Границы муниципального поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта устанавливаются с учётом пешеходной доступности до административного центра поселения и обратно в течении одного рабочего дня, а границы муниципального района с учётом транспортной доступности до его административного центра и обратно.

Изменения границ муниципального образования.

17.02.12 (лекция)

Нормативные модели системы государственного и муниципального управления.

Нормативная модель системы государственного и муниципального управления даёт возможность представить в основных чертах усовершенствованную систему управления, взаимосвязанную по всем её подсистемам и элементам. По форме представления модель системы государственного и муниципального управления состоит из совокупности методических и инструктивных материалов, определяющих структуру и процесс управления территориальным образованием регионального местного и странового уровня. Нормативная модель государственного и муниципального управления включает следующие три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в качестве системы относительно образующих её элементов.

Административно организационная система. Состоит из следующих групп:

Центральная группа. Включает инструктивные и методические материалы, в том числе Конституцию ,Закон о Правительстве, Устав территориального образования, а также схемы организационной структуры органа государственной власти, схемы управления территориальными образованиями, регламенты работы и штатные расписания органов государственной власти.

Функциональные группы. Включают в себя положения об органах государственной власти, их структурных подразделениях, инструктивные и методические материалы по выполнению отдельных функций органов государственной власти и процедуру выполнения сложных и повторяющихся работ государственных и муниципальных служащих.

Техническая система. Состоит из трёх подсистем.

Обработки информации. Основывается на использовании информационных технологий.

Подсистема сбора и передачи информации. Предполагает разработку и обоснование схемы размещения технических средств сбора и передачи информации и инструкции по эксплуатации технических средств.

Подсистема копирования и размножения информации. Включает процессы образования выбора технических средств и инструкции по их эксплуатации.

Система управленческого труда. Предполагает регламентацию форм и методов управленческого труда, организации управленческого труда, организации рабочих мест и обеспечение условий труда управленческих работников.

Основные направления совершенствования современного государственного и муниципального управления.

Государственное управление представляет собой организующую исполнительно распорядительную деятельность органов государственной власти, осуществляемую на основе и исполнении законов и состоящую в повседневном исполнении функции государства.

Совершенствование современного государственного и муниципального управлении в зависимости от характера и предмета совершенствования выделяют следующие основные направления:

Правовое направление. Предполагает акцент на совершенствование правовых и административных форм и методов государственного и муниципального управления. Например, совершенствование порядка принятий управленческих актов, регламентации отношений между субъектом и объектом управления и внутри субъекта управления. Данное направление совершенствования осуществляется юридическими службами органов государственного и муниципального управления.

Организационное направление. В его рамках основное внимание уделяется совершенствованию организационных форм и методов управления, например, совершенствование организационных структур органов государственного управления и регламентов работы аппарата управления. Эту работу осуществляют в основном специалисты в области организации управления, управленцы и работники кадровых служб.

Информационно-техническое направление. Предполагает совершенствование потоков информации и её обработки. Этими работами занимаются в основном специалисты в области компьютерной техники и технологии.

При таком подходе к совершенствованию государственного и муниципального управления обеспечивается частичное совершенствование управления для эффективного совершенствования необходимо все три направления объединять в одно и решать вопрос комплексно.

Основными принципами организации построения и совершенствования системы государственного и муниципального управления относится принцип триединости и принцип первого руководителя. Сущность принципа триединости заключается в том, что совершенствование государственного и муниципального управления рассматривается как совокупность научных исследований и проектных разработок по проблемам управления подготовки и переподготовки управленческих кадров и осуществления работ по совершенствованию управлений на конкретных объектах.

Принцип первого руководителя говорит о том, что работу по совершенствованию системы управления должен возглавить первый руководитель проекта, на котором осуществляется совершенствование управления

Прогнозирование в управлении.

Прогнозирование представляет собой составную часть планирования, заключающуюся в составлении прогнозов. Прогноз – это вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояний того или иного объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках достижения будущих состояний.

Прогнозирование включает в себя первичный сбор и обработку информации. Известны следующие виды прогноза:

По продолжиетльности:

долгосрочные

среднесрочные

краткосрочные

по содержанию

2.1. экономические

Социальные

по масштабу

глобальные

национальные

региональные

по методам разработки

балансовые

экспертные

экстраполяционные

по методологии разработки

Генетические

Целевые

по факторным признакам

Однофакторные

Многофакторные

по периодичности разработки

Ежеквартальные

Ежегодные

Прогнозы, составляемые один раз в 3-5 лет.

24.02.12 (лекция)

Полномочия органов РФ, её субъектов и муниципальных образований в сфере местного самоуправления.

1.Полномочия федеральных органов.

1) Определение общих принципов местного самоуправления. Данные принципы установлены Конституцией РФ прежде всего ст.12 и главой 8, а также федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления РФ».

2) Правовое регулирование по предметам исключительно ведения РФ в пределах полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и её субъектов. Включает установление и регулирование прав, обязанностей, ответственности Федеральных органов и государственной власти и их должностных лиц в сфере местного самоуправления, а также установление прав, обязанностей и ответственности органов субъектов РФ и их должностных лиц в этой сфере.

3) Регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

4) Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственностей органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном 131 ФЗ.

2.Полномочия органов субъектов РФ в области местного самоуправления.

1) Регулирование вопросов организации местного самоуправления в соответствующем субъекте РФ.

2) Установление определённых прав, обязанностей и ответственностей органов и должностных лиц субъекта РФ в сфере местного самоуправления, включая предметы совместного ведения РФ и её субъектов, если вопросы, входящие в предметы совместного ведения не урегулированы Федерацией.

3) Осуществление организационно-распорядительных и контрольных полномочий органов субъекта РФ и его должностных лиц по отношению к муниципальным образованиям и органам местного самоуправления.

3.Полномочия органов муниципальных образований.

Органы муниципальных образований, сами граждане, используя институты непосредственной демократии на муниципальных уровнях решают следующие вопросы местного значения:

1) Принятие и исполнение местного бюджета

2) Установление, сбор и отмена местных налогов

3) Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

4) Организация в границах поселения электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и обеспечения населения топливом.

5) Содержание и строительство автомобильных дорог, мостов и других инженерных сооружений в границах поселения, кроме дорог и иных объектов федерального и регионального значения.

6) Муниципальное жильё.

7) Транспортное обслуживание населения в границах поселения.

8) Обеспечение противопожарных мер.

9) Организация пунктов общественного питания.

10) Благоустройство и озеленение.

11) Сбор и вынос мусора.

12) Организация освещения улиц.

Вопросы местного значения муниципального района дополнительно включают:

Организацию мероприятий по охране окружающей среды.

Организацию общедоступного и бесплатного основного, общего среднего и полного общего образования.

Организацию скорой медицинской помощи.

Вопросы местного значения городского муниципального округа включают дополнительно:

Организацию переработки бытового мусора.

Обеспечение населения услугами связи.

Охрана городских лесов.

Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления располагает соответствующими полномочиями. Они принимают свой устав ,издают муниципальные правовые акты, устанавливают тарифы на услуги муниципальных предприятий и учреждений, принимают и выполняют планы комплексного социально-экономического развития, создают свои печатные средства и осуществляют международные связи.

Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными полномочиями государственных органов. Ими могут наделяться не все органы муниципальных образований ,а только муниципальных районов и городских округов. Такие полномочия называют переданными полномочиями. Наделение муниципалитетов переданными полномочиями осуществляется законами и иными правовыми актами как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

На ряду с передачей полномочий передаётся соответствующее финансирование в порядке заключения соответствующих двусторонних договоров. Если переданные полномочия не обеспечены финансированием, органы местного самоуправления не несут ответственности за их исполнение. В порядке контроля органы местного самоуправления представляют ежегодный отчёт органов субъектов Федерации об использовании переданных средств. Контроль предполагает право контролирующих органов давать указание по вопросам переданных полномочий и оценивать решение органов муниципального образования по этим вопросам с точки зрения законности и целесообразности, а также право приостанавливать или отменять отдельные решения органов местного самоуправления в кругу переданных полномочий. Согласие органов местного самоуправления на принятие передаваемых прав не требуется, но он в праве обратиться в суд с заявлением о признании передачи определённых прав не соответствующих законам. На муниципальный уровень, как правило, передаются вопросы архивного дела ,физкультуры и спорта, социальной защиты населения, реабилитации инвалидов, организации работы по попечительству. Правовое регулирование ,осуществление полномочий местного самоуправления основывается на том, что:

Перечень вопросов местного значения может быть изменён только внесением поправок федерального законодательства.

Финансовые обязательства в связи с решением вопросов местного самоуправления выполняются за счёт средств местного бюджета, а при необходимости за счёт субвенций из бюджета субъекта федерации или федерального бюджета.

Если органу местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия РФ или её субъекта, то их финансовое обеспечение осуществляется за счёт субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, но органы местного самоуправления могут использовать для этого и собственные средства. При регулировании полномочий органов муниципальных образований используется принцип субсидиарности, применительно к разграничению предметов ведения федерации и её субъектов, а также субъектов федерации и муниципальных образований данный принцип означает, что вопросы, которые могут решаться на низшем уровне не следует передавать на верхний уровень. При регулировании полномочий применяется также принцип пропорциональности, который означает, что :

А) задачи, возлагаемые на органы местного самоуправления должны соответствовать характеру муниципальной публичной власти и ресурсам, которые имеются в распоряжении местного самоуправлении.

Б) полномочия по управлению делами на местах следует пропорционально их возможностям, разделить между органами государства, субъектов Федерации муниципальными образованиями, также между различными звеньями муниципальных образований.

28.02.12 (лекция)

Экономические основы местного самоуправления.

Для осуществления своих полномочий органы местного самоуправления должны иметь материальные и финансовые средства. Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность, местные финансы и иное имущество, предназначенное для удовлетворения местных потребностей, а также имущественные права муниципальных образований, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органом местного самоуправления.

Главной составной частью финансово-экономической основы муниципального самоуправления является муниципальная собственность, представляющая собой публичную собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования. Органы муниципального образования уполномоченные от имени населения управляют и распоряжаются муниципальной собственностью, в том числе имеют право на принятие решений о её отчуждении.

Формирование муниципальной собственности началось после принятия закона РСФСР от 1991 года «О местном самоуправлении» и постановления федерального правительства «О разграничении федеральной региональной и муниципальной собственности». Из государственной собственности РФ муниципальной собственности были переданы определённые категории объектов недвижимости, заложившие основу муниципальной собственности, в том числе жилой и нежилой фонд, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, объекты городского пассажирского транспорта и благоустройства. Из государственной собственности субъектов РФ в муниципальную собственность были переданы предприятия розничной торговли, учреждения здравоохранения и образования.

В настоящее время муниципальная собственность формируется путём передачи отдельных объектов федеральной собственности и собственность субъектов РФ в муниципальную собственность, приобретение имущества на основе гражданско-правовых сделок, взимания налогов и получения продукции, прибыли и дохода от муниципальных предприятий и учреждений.

В собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами федерации и её субъектов для обеспечения служебной деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий и учреждений и имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе земельные участки, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, автомобильные дороги общего пользования, мосты и другие транспортные сооружения, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, пассажирский транспорт, имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, библиотеки, имущество, предназначенное для развития физкультуры и спорта и досуга, имущество, предназначенное для осуществления ритуальных услуг и имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В собственности муниципалитета могут быть и такие объекты как транспортное средство, предназначенное для обслуживания населения. Муниципальные органы в праве передавать в муниципальную собственность на временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам и органам государственной власти. Доходы от использования муниципального имущества поступает в местный бюджет. Муниципальные органы определяют порядок приобретения и отчуждения муниципальной собственности, ведут её реестр, в праве создавать, реорганизовывать и ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения, передавать имуществе некоммерческим объединениям в собственность или аренду и осуществлять приватизацию муниципальной собственности. Муниципальные органы контролируют эффективность использования и сохранность муниципальной собственности.

В состав муниципальной собственности могут входить государственные и муниципальные ценные бумаги. Одной из разновидностей муниципального имущества является собственность федерации или её субъекта, предназначенная для удовлетворения потребностей населения муниципального образования. Это могут быть недра, леса, объекты растительного и животного мира. В состав финансовой основы местного самоуправления входят денежные средства и ценные бумаги, находящиеся в распоряжении органов муниципального образования. Каждое муниципальное образование ежегодно принимает свой местный бюджет, подлежащий официальному опубликованию. Отчёты об исполнении местного бюджета также публикуются и представляются в органы государственной власти субъектов Федерации. Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходы в местный бюджет формируется за счёт собственных доходов, в том числе доходов от местных налогов и сборов, отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, отчислений от муниципальных предприятий, безвозмездных отчислений из бюджетов вышестоящих уровней, средств от самообложения граждан, штрафов и добровольных пожертвований. Размеры отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов устанавливаются законодательством. Средства самообложения граждан представляют собой разовые платежи для решения конкретных вопросов местного значения. Размер таких платежей должен быть одинаков для всех жителей муниципалитетов. Наиболее весомую часть доходов муниципалитета составляют налоговые доходы, в том числе отчисления от региональных налогов, а также местные налоги и сборы.

Предусмотрены следующие местные налоги и сборы:

- земельный налог;

-налог на имущество физических лиц.

Среди неналоговых доходов муниципального образования имеют место доходы от использованного имущества, находящегося в муниципальной собственности, от сдачи имущества в аренду, от платных услуг органов муниципальных образований, а также штрафы, в частности штрафы за загрязнения окружающей среды, нарушений правил торговли и уличного движения. Как правило, доходы органов местного самоуправления недостаточны для покрытия их расходов. Так в США доходы муниципальных органов составляют 65% всех их расходов в среднем, в Канаде 50%, в Японии 40%, в России 20%. Поэтому, значительная часть расходов муниципальных образований покрывается за счёт отчислений из региональных, а частично и федерального бюджетов. Закрепляется определённая доля отчислений в бюджеты муниципальных образований от федеральных и региональных налогов, прежде всего от налога на доходы физических лиц, а за рубежом также и налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Эти так называемые регулируемые доходы составляют вторую часть доходов муниципального бюджета. Размер отчислений в пользу муниципалитета устанавливается законом в процентах от тех средств, которые предназначены для соответствующего уровня государственного бюджета. По отношению к доле ставки данного налога или ежегодно или на долговременной основе. Конкретные нормативы отчисления от регулируемых доходов устанавливаются для каждого муниципального образования отдельно законами субъекта Федерации.

Доходы муниципальных бюджетов включают финансовую помощь, получаемую органами местного самоуправления от государственной власти. Такая помощь оказывается из средств фондов поддержки муниципальных образований. Распределение средств фонда осуществляется между муниципальными образованиями с учетом численности их населения, размеров территорий и структурой населения. С учетом этих критериев для каждого муниципального образования выводится соответствующая процентная формула. Фонд выдает дотации, субвенции и субсидии. Дотации – это средства, предоставляемые на безвозмездной, то есть беспроцентной и безвозвратной основе, из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ для балансировки муниципального бюджета. Дотации являются обычно слабыми в финансовом отношении, когда собственные доходы муниципальных образований малы, а также выдаются на содержание органов местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях. Дотации могут расходоваться органами местного самоуправления по собственному усмотрению. Субвенции выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, но, в отличие от дотации, для использования в конкретных целях и в установленный срок. В случае неиспользования в заданных целях и в срок эти средства подлежат возврату. Как правило, субвенции выделяются на развитие инфраструктуры муниципального образования, в том числе дорожное строительство, строительство объектов связи и социальной сферы, в также ликвидация последствий стихийных бедствий. Субсидии – это средства, предоставляемые местным бюджетом из федерального и региональных бюджетов на условиях долевого финансирования целевых расходов. Например, на строительство объектов социальной сферы или улучшение условий проживания граждан. Неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований могут состоять также из причислений от добровольных взносов и пожертвований граждан и предприятий, а также из штрафов за загрязнение окружающей среды и порчу памятников истории и культуры. Часть неналоговых доходов может быть использована для создания целевых фондов для обеспечения отдельных социальных программ, например, программ развития здравоохранения. Расходная часть бюджетов муниципальных образований определяется их представительными органами при составлении местных бюджетов. Эти деньги расходуются на решение вопросов местного значения, на инвестиции и расширение производства, для проведения местных выборов и референдумов. Муниципальное образование самостоятельно устанавливает размер оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и сами формируют муниципальный заказ. В случае, если в связи со стихийными бедствиями, а также вследствие решений действий и бездействия органов местного самоуправления, возникает просроченная задолженность по исполнению долговых и бюджетных обязательств, превышающая 30% собственного дохода или 40% всех бюджетных ассигнований или в случае, если при осуществлении переданных государственных полномочий допущено нецелевое расходование выделенных средств, то в отношении такого муниципального образования может быть введена временная финансовая администрация, осуществляемая органами исполнительной власти субъектов РФ. Такое решение принимается высшим должностным лицом субъекта РФ на основании решения или представительного органа данного муниципального образования, или решения представительного органа субъекта федерации, принятого 2/3 голосов его установленного состава. Временная финансовая администрация ведает финансовыми делами муниципального образования и действует до устранения возникших задолженностей, но не более одного года. Для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований создаются фонды финансовой поддержки. Выравнивание осуществляется путем предоставления дотации их этих фондов. В составе расходов бюджета каждого субъекта РФ создается фонд региональной финансовой поддержки. Из этого фонда дотации выделяются муниципальным образованиям поселений и в фонды финансовой поддержки поселений, входящих в состав муниципальных образований. Дотации могут быть заменены установлением дополнительных нормативов от федеральных налогов и сборов, а также региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований.

Институты непосредственной демократии в МСУ.

1.Формы непосредственного осуществления населением МСУ.

Муниципальные выборы – это форма осуществления населением МСУ, когда путём голосования определяется состав представительных органов муниципального образования на предстоящий период не мене 5 лет.

Принципы муниципальных выборов:

Всеобщее избирательное право – предполагает наличие активного, то есть права избирать, и пассивного, то есть права быть избранным избирательного права.

Активное избирательное право распространяется на лиц, постоянно проживающих на территории муниципального образования, достигших 18 лет.

Пассивное избирательное право предполагает возрастную цену от 18 до 21 года в зависимости от законодательства субъекта РФ.

Равное избирательное право – предполагает равные права граждан, проживающих в муниципальных образованиях на участие в выборах.

Тайное голосование – избиратель подаёт свой голос без ведома других лиц и никто не в праве контролировать за кого он голосовал.

Прямой и непрямой характер проведения выборов.

Прямой предполагает избрание на муниципальной должности населением.

Непрямой – депутатами.

Выбор характера определяется законодательством субъекта федерации.

1 2