">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Понятие и цели государственного регулирования экономики

Описание: Цели государственного регулирования. Основные направления реализации. Приоритеты. Необходимость ГРЭ в России. Объекты и органы. Влияние административной реформы. Особенности национальной экономики РФ. Естественно-общественные формы. Материальная база страны.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Курсовая работа
Дата: 29.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 157
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Понятие и цели государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство.

Государство в экономической системе выступает, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования, как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами.

Государственное регулирование экономики включает в себя:

регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности;

формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка, и обслуживающих хозяйственные отношения;

выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации.

Важным моментом в системе государственного регулирования экономики является выбор целей развития. Цель - это осознанное и теоретически обоснованное видение на уровне правительства перспектив развития страны, а также совокупность мер по ее реализации. Вопрос о целях ГРЭ - это вопрос, прежде всего, об идеалах и ценностях власти. Единственной целью власти является управление жизнедеятельностью людей: сохранение целостности общества, государства.

Цели государственного регулирования зависят

1. От идеологии и мировоззрения управляющих субъектов (личностный фактор).
2. От общественного строя, конкретной экономической ситуации, уровня экономического развития страны.

3.От уровня экономического мышления в стране (мировоззрение управляемых объектов).

4. От избранной концепции государственного регулирования экономики.

Помимо этого на выбор целей влияет целый ряд факторов: размеры территории, плотность населения, державные задачи государства, хозяйственные задачи, национальный состав, религиозная принадлежность народа, социальный состав страны, культурный уровень народа, уклад народного хозяйства, уровень правосознания.

В России цели ГРЭ определяются Президентом РФ и закрепляются в законах, концепциях, стратегиях.

Стратегические цели России определены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», принятой указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 53 и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.

Основные направления реализации целей: преодоление технологической отсталости предприятий, повышение производительности труда, а также решение назревших задач в области здравоохранения и образования.

Основные приоритеты: Наука и образование, здравоохранение, развитие культуры, спорта, поддержка пенсионеров и малоимущих, молодежная политика, доступное жилье, здоровый образ жизни, стратегия 2020, олимпиада в Сочи, региональное развитие, преодоление последствий мирового финансового и экономического кризиса, макроэкономическая политика, интеграция России в мировую экономику, инновационная экономика, развитие оборонно-промышленного комплекса, поддержка и развитие сельского хозяйства, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, рынок труда.

Цели определяются также в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию, в Бюджетном послании

2 Необходимость государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство.

Необходимость ГРЭ в России обусловлена группой факторов:

1-я группа факторов:

несовершенство конкуренции, проявляющееся в тенденции к монополизации рыков;

неспособность рынка обеспечить граждан общественными товарами (содержание армии, организация управления и внутренней безопасности, образование, медицина, наука, культура);

дифференциация доходов сверх разумной нормы, приводящая к социальной напряженности;

наличие членов общества не имеющих средств к существованию (инвалиды, пенсионеры);

безработица и инфляция;

необходимость развития фундаментальной науки, так как она дает отдачу через много лет;

становление новых отраслей экономики

принятие государственных стандартов качества товаров;

неэффективное использование земельных ресурсов;

обеспечение экономики денежной массой и установление процентных ставок;

2-я группа факторов связана с переходным характером экономики России и процессом глобализации мировой экономики:

неустойчивость и многовариантность развития;

кризисное состояние экономики;

смена технологических и экономических укладов;

структурные сдвиги в экономике.

изменения в положении стран в международном разделении труда;

формирование и распада интеграционных группировок;

разрыв кооперационных связей и уход с освоенных рынков;

возрастание конкурентной борьбы за лидерство на мировом рынке;

обострение борьбы за ресурсы (минеральное сырье, энергетические ресурсы, лесные и биоресурсы, чистая вода);

усиление процесса проникновения транснациональных корпораций на национальные рынки и возникновением угрозы вытеснения национальных товаропроизводителей.

3-я группа факторов связана c особенностями России как цивилизации: большой территорией, сильной дифференциацией регионов, многонациональностью, наличие различных религий.

Для согласования таких сложных проблем нужна объединяющая сила государства, основанная, с одной стороны, на традиции, с другой стороны, учитывающая сложности современного периода.

3. Принципы государственного регулирования экономики.

Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.

Целевые установки реализуются на основе использования целого ряда определенных принципов госрегулирования экономики. Их наберется значительно больше, чем самих экономических целей. Перечислим их, не классифицируя по определенному порядку или по каким-либо критериям:

- регулирование экономики требует соблюдения принципа "не помешай рынку": соблюдай "правила игры";

- обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности;

разработка системы приоритетов в осуществлении поставленных задач;

социальная ориентация регулирования экономики;

составление комплексно-целевых программ социально-экономического развития;

сочетание федерального государственного, регионального и муниципального регулирования;

прогнозирование демографической ситуации;

учет политической ситуации и стабильности в обществе;

экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы) регулирования и т.д. Реализация этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных ресурсов, укрепление позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто хочет и может работать. Это предполагает, в свою очередь, экономическую свободу и равенство всех видов хозяйственной деятельности, производителей и потребителей продукции, продавцов и покупателей на рынке для того, чтобы они имели свободу выбора. Здесь следует добавить, что любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) не имеет врожденного иммунитета против таких болезней экономики как инфляция и монополизация. Ясно, что рыночное хозяйство нуждается в постоянно проводимой государственной антиинфляционной и антимонопольной политике

4. Объекты и органы ГРЭ

Объект – это то, что противостоит субъекту и на что направлено его воздействие.

Объектами государственного регулирования экономики в настоящее время являются: национальная экономика; сферы и отрасли; регионы; ситуации, условия и явления социально-экономической жизни страны; экономический цикл; хозяйственная конъюнктура; отраслевые и территориальные структуры; накопление капитала; занятость; денежное обращение; состояние платежного баланса; государственный сектор экономики; цены и инфляция; конкурентная среда и предпринимательство; инвестиции и НИОКР; социальная сфера и трудовые отношения; внешнеэкономическая деятельность; окружающая среда.

Органы государственного регулирования:

Президент – в своих посланиях определяет основные направления внутренней и внешней политики; Государственная Дума – принимает законы, регулирующие ГРЭ; Исполнительная власть – Правительство, состоящее их министерств – определяют основные направления политики, агентства – оказывают услуги, службы осуществляют контроль.

5. Влияние административной реформы на ГРЭ

Со временем проблемы реализации административной реформы превратятся в главные ограничители дальнейшего поступательного развития отечественной экономики. Основным недостатком существующей в настоящее время системы государственного управления является неэффективность, проистекающая, в первую очередь, из несовершенства самой концепции управления, ее несоответствия экономическим (рыночным) реалиям.

Реализация административной реформы осуществляется в контексте преобразований, направленных на демократизацию и либерализацию всех сфер общественной жизни и установление в России рыночных форм хозяйствования. Очевидно, что принципиально новая модель общества и экономики требует изменения самой сути государственного управления. Со временем указанные проблемы превратятся в главные ограничители дальнейшего поступательного развития отечественной экономики.

6. Особенности национальной экономики РФ как объекта государственного регулирования.

Особенности экономики РФ как объекта ГРЭ заключаются в следующих факторах:

Реальные геополитические условия как результат истории: огромная территория, суровый климат, низкая плотность населения, удачное геополитическое пространство (граничит с 16 государствами, являясь транзитным путем между Востоком и Западом);

богатейшие природные ресурсы - занимает второе место в мире по добыче редкоземельных металлов (платина и палладий); крупнейший производитель алмазов, 45% лесных массивов принадлежит России, но почти не перерабатываем лес (на нашем лесе поднялась бумажная и лесоперерабатывающая промышленность Финляндии, выпускаем в 5 раз бумаги меньше Финляндии);

высокие энергозатраты и в целом издержки производства - добыча основной массы ресурсов требует больших затрат труда и капитала (Север и Сибирь); огромные расстояния между центрами добычи и переработки, что повышает издержки из-за транспортных расходов. Необходимо знать объективные условия своей жизнедеятельности и уже под них подбирать новации (географические, природно-климатические, коммуникации). Нужно понимать, что в России именно по этим причинам нельзя создать образ жизни, сравнимый со странами Срединоземноморья или Атлантики;

Естественно-общественные формы жизнедеятельности (структура, механизмы и технологии труда и быта, типы поселений. технологии земледелия, традиции, обычаи и менталитет).

Соотношение национальной самобытности и заимствования, а для этого нужно знать и изучать достижения всего человечества.

Учет культурно-исторического наследия и накопленного национального богатства. В России у нему относятся: вече, собор, казачий круг, дума, артель, община;

коллективистские начала в противовес западному индивидуализму;

Имеющуюся на сегодняшний дел материальную базу страны;

Социальную сферу общества и социальную инфраструктуру;

Духовную культуру общества;

Научно-технический прогресс и развитость инновационного сектора экономики;

Состояние и развитость субъективного фактора, в котором аккумулируется исторический опыт людей.

Таким образом, особенность экономики России заключается, во-первых, , в особенностях ее народнохозяйственного комплекса: огромная территория, суровый климат, низкая плотность населения, удачное геополитическое пространство.

Вторая особенность состоит специфике менталитета управляемого объекта.

7. Различные экономические школы о роли государства и пределах экономического вмешательства государства в экономику

В настоящее время в науке сложилось несколько концепций, обосновывающих роль государства в регулировании экономических процессов. Наиболее известные из них.

Социалисты: К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924).

Главные причины возникновения государства и права видели в сфере экономики, в разделении общества на богатых и бедных. Считают государство результатом имущественного расслоения.

Экономические принципы социализма: уничтожение частной собственности и обобществление средств производства, национализация, различные формы государственного контроля над экономикой, наличие единого властного центра.

Либеральная концепция. Г.Гроций (1583-1645), Б.Спиноза (1632-1677) и др. Государственная власть – результат объединения людей, заключивших между собой договор; государство и право – это продукты воли и деятельности людей.

Основным регулятором экономики считается рынок, а функции государства минимальны: обеспечение и защита прав собственности и свободы предпринимательства; организация общественных работ; обеспечение экономики деньгами; обеспечение взаимосвязи с заграницей и поддержание платежного баланса страны.

Монетаризм как вариант либерализма:

Сокращение бюджетного дефицита за счет сокращения государственных инвестиций, социальных расходов, повышения цен на услуги государственного сектора;

Ограничение роста заработной платы и сжатие потребительского спроса;

Ослабление контроля над ценами и над экспортом;

Девальвация национальных денег.

Концепция сервисного государства (современный вариант либерализма): государство рассматривается как обычная корпорация, нацеленная на получение прибыли. И.А.Ильин  считал, что необходимо искать путь построения государства, основанного на принципах совмещения черт корпорации с чертами учреждения.

Кейнсианская концепция.

Появилась как реакция на кризис капитализма в 1929-1933 г. (великая депрессия). Книга Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег.»

Инструменты кейнсианского регулирования: Стимулирование спроса через государственные инвестиции, государственный заказ, общественные работы, регулирование безработицы.

Теория социального рыночного государства. (Ойкен, Эрхард – ФРГ). Принцип рыночной свободы сочетается с социальной политикой государства. Разделение власти и собственности. Предусматривается высокий уровень социальной ответственности бизнеса и государства.

Традиционный консерватизм: Н.М.Карамзин, М.Н.Катков, Н.Я.Данилевский.

Для него характерен идеал свободной, нравственно ответственной личности, рассмотрение экономической жизни с точки зрения доминирующих культурно-генетических кодов, базисных ценностей соответствующих цивилизаций

Консерваторы считают, что неограниченное развитие капиталистических отношений и демократии приводит к непомерному расширению государственных функций, уменьшению роли традиционных институтов и как следствие к появлению тоталитарного общества.

8. Критерии и показатели оценки эффективности ГРЭ

Универсального критерия оптимальности государственного участия в рыночной системе нет. Вопрос об эффективности государственного регулирования остро стоит и в России. Главная цель государства в экономике – обеспечение высокого уровня жизни граждан. Пути достижения цели и его результаты отражаются в показателях государственного регулирования. К критериям эффективности можно отнести выбранные непротиворечивые средства осуществления рыночных преобразований и соотнести поставленные цели с выбранными средствами. За определенный достигнутый результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену.

Применительно к России: развитие производительных сил, оцениваемое в конечном счете через рост благосостояния, спад производства, потерю управляемости экономикой и социальными процессами, повышение эффективности производства (рост производительности труда, ресурсосбережение и т.п.),обеспечению экономической безопасности.

основные критерии:

• сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми;

• международные сопоставления, позволяющие определить, оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, рост благосостояния народа, на более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;

• соотнесение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны; возможность страны осуществлять расширенное воспроизводство

9. Бюджетно - финансовая политика в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Государственный бюджет тесно связан с планом экономического и социального развития страны, финансовыми планами отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения и страхования, балансом денежных доходов и расходов населения, кредитным и кассовым планами Банка России.

Цели финансово-бюджетной политики:

финансовая устойчивость, которая проявляется в:

макроэкономической сбалансированности;

сбалансированности бюджета;

отсутствие государственного долга;

твердой национальной валюте;

в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;

развитие стимулирующих элементов бюджетной политики;

значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам;

оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономических задач;

урегулирование кредиторской задолженности государства;

завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов.

Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные направления, связанные с регулированием бюджетных отношений: - определение состава расходных полномочий и распределение их между бюджетами разных уровней;

- определение источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней;

- организация взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, оптимальная организация трансфертов между бюджетами разного уровня.

10. Проблемы и основные направления совершенствования бюджетно - финансовой политики в РФ на 2009-2010 годы.

К общим проблемам, существующим в бюджетной сфере на протяжении последних лет, можно отнести:

1. Необходимость формирования сбалансированного консолидированного и расширенного бюджетов РФ. Несбалансированными остаются бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований. Практически происходит перенесение дефицита на муниципальный и региональный уровень.

2. В части расширенного бюджета РФ, куда входят средства государственных фондов, возникли проблемы с Пенсионным фондом. Вместо использования собственных сбережений на цели развития страны, сложилась система вывоза частного капитала, накопления государственных резервов в различных фондах. Происходит усиление зависимости частной финансовой системы России от внешнего кредитования при накоплении больших государственных финансовых резервов.

4. Продолжается внедрение в бюджетную систему идей сервисного государства: предусмотрен рост новых форм оказания государственных и муниципальных услуг .

Предложения по совершенствованию бюджетной политики в РФ:

создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий регионам;

финансовое оздоровление экономики,

разработка реальных бюджетов всех уровней,

увеличение доходов за счет оживления перерабатывающих отраслей, машиностроения, станкостроения, судостроения и авиастроения, атомной энергетики,

совершенствование контрактной системы госзакупок,

выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи;

повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки;

финансовое обеспечение модернизации армии и формирование ее качественно нового облика.

11 Дефицит и профицит государственного бюджета и их влияние на экономические процессы.

Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Основные причины резкого скачка бюджетного дефицита:
1) низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей.
2) нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам.
3) неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

выпуск облигаций госзайма (внутренний долг);

финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Считается, что эмиссия в пределах дефицита сразу же приводит к инфляции. Более эффективным представляется выпуск государственных долговых обязательств (облигаций). При этом платежеспособность государства (или его субъекта) может и не пострадать, если дефицит бюджета не превосходит меру регулируемости (в нормально развивающейся экономике – это около 3% ВВП или ВРП).

В этом случае государство может использовать больше финансовых ресурсов для решения проблем, которые стоят перед ним. Умелое использование «чужих» средств для решения собственных проблем – это и есть искусство управления финансами.

При профиците бюджета у государства доходов больше, чем расходов. Это говорит, вероятно, о достаточности финансовых ресурсов, но все-таки не об эффективности их использования.

Профицит бюджета автоматически вызывает укрепление рубля, за счет которого растет инфляция. Плата за крепкий рубль – снижение темпов роста экономики. Несмотря на рост цен на нефть, качать ее больше нет возможности. Труба не резиновая, а поддержать высокие темпы можно только за счет других отраслей.

12. Направления, проблемы и перспективы реформирования межбюджетных отношений в РФ.

В большинстве субъектов РФ расчет потребности в бюджетных ресурсах осуществляется на основе фактических расходов учреждений за предшествующий период. Исходя из этого формируются межбюджетные отношения. На федеральном уровне для учета расходов субъектов Федерации с 2000 г. избрана ориентировка не на сложившуюся сеть бюджетных учреждений, а на конечных потребителей по видам услуг (всё население, дети, учащиеся, пенсионеры). Переход к такому методу неизбежен в перспективе и на региональном уровне.

По поводу другой сферы межбюджетных отношений - разделения доходных полномочий по поступлению налогов, необходимо отметить, что закрепление на постоянной основе каждого вида налогов за тем или иным уровнем бюджетной системы лучше обеспечивает устойчивость налоговой базы и повышает заинтересованность регионов в ее увеличении, а также возможность на каждом уровне прогнозировать свои доходы на будущие периоды. К сожалению, никакая самая современная налоговая система не избавит бюджеты всех уровней от перераспределительных процессов. Важно, чтобы механизм финансовой поддержки территории (местных бюджетов), с одной стороны, исключал субъективные влияния как вышестоящих, так и нижестоящих органов власти на результаты определения этой поддержки, а с другой - побуждал территории к зарабатыванию собственных доходов.

РЕФОРМЫ:В основу реформы положен принцип разграничения полномочий между разными уровнями власти. За регионами и муниципалитетами закреплялся ограниченный круг обязательств (мандатов), исключены обязательства, не подкрепленные источниками финансирования. Также расширялись налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления. Таким образом, сделана попытка поставить их доходы в прямую зависимость от успешности развития «налогооблагаемой базы» территории (местной экономики): успешности привлечения инвесторов, стимулирования предпринимательской активности и роста малого бизнеса. В 2005 году принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», он ввел институт так называемых добровольных полномочий, которые субъекты могут вводить в одностороннем порядке даже при отсутствии источников финансирования.

В 2006 году принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ. Выстроенная модель федеральных отношений оказалась недостаточно эффективной для решения местных задач социального и экономического развития. В 2007 году утверждена методика оценки «эффективности работы региональных властей», расходования региональных бюджетов — перечень из 43 параметров, по которым должна оцениваться работа губернаторов за истекший год и их планы на три будущих года. То есть сделана попытка повысить эффективность работы губернаторов не за счет усиления их подотчетности избирателям, а путем введения бюрократических механизмов контроля.

13.Налоговая политика РФ на современном этапе: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Налоговая политика - это комплекс мер государственного воздействия на налоговую систему.

Цель налоговой политики:

1. Оптимизировать движение финансовых средств общества;

2. Обеспечить государство финансовыми ресурсами для осуществления его функций;

3. Регулирование экономической деятельности (стимулирование или сдерживание).

Нормативно-правовая база: Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., федеральными – законами о конкретных налогах и сборах. Разработаны «Основные направления налоговой политики в российской Федерации на 2010-2012 гг.».

Инструменты налоговой политики:

– изменение массы налоговых поступлений;

– замена одних способов и форм обложения другими;

– дифференциация ставок налогов;

– изменение налоговых льгот и скидок (в частности, полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);

Одним из самых распространенных инструментов налоговой политики являются налоговые льготы. Налоговые льготы предусматривают налоговый минимум, исключение из облагаемой прибыли некоторых видов расходов и доходов плательщиков, полное или частичное освобождение от налогов, возврат ранее уплаченных сумм, отсрочка платежа, инвестиционные премии, которые засчитываются как налог на прибыль, налоговые скидки и кредиты и т. д.

Основные направления налоговой политики в РФ

«Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» были одобрены Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года. В них определены ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период. Они не являются нормативным правовым актом, но этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

Налоговая политика будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

14. Денежно-кредитная политика в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Важнейшими функциями любого государства является обеспечение предложения денег и регулирование денежной массы в стране. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) в России определяют ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. Органом, регулирующим ДКП, является Банк России. Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков, расширяя или сокращая кредитование экономики. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, стимулировать капиталовложения в различные отрасли экономики страны.

Основные направления денежно-кредитной политики:

1. Политика обеспечения оптимальной монетизации экономики. В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы, либо по сдерживанию (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика).

2. Курсовая политика. Она связана с определением курса рубля. В России курс рубля фактически следует за ценой на нефть на мировых рынках. В последнее время проводится политика банка России на свободное плавание курса рубля

3. Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка.

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов

4. Депозитная политика.

В рамках депозитной политики Банк России приступил к контролю за ставками банков по депозитам граждан. Ряд крупных банков в августе 2009 г. получил запросы теруправлений ЦБ об экономической обоснованности высоких ставок по вкладам.

Основные инструменты денежно-кредитного регулирования в РФ на современном этапе:

процентные ставки по операциям Банка России; резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций;

валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени.

15. Проблемы и основные направления совершенствования кредитно-денежной политики в РФ.

Проблемы КДП. 1. Преувеличение значимости монетаристских принципов, в том числе их влияния на развитие инфляции.

2. Ограниченный доступ для банков инструментов рефинансирования.

3. Высокие и непрогнозируемые нормы инфляции подрывают возможность использования учетной ставки в качестве инструмента функционирования кредитно-денежной системы в целом.

Плохо работает механизм трансформации сбережений в реальные инвестиции через банковскую сферу. Происходит замыкание движения денежных потоков внутри банковской системы, что обескровливает реальный сектор экономики.

Отсутствие доверия к государству проявляется в неготовности населения и экономических структур предоставить государству в долг свои сбережения.

Направления совершенствования КДП.

Отказ от мировых денег и возврат к национальным деньгам.

Ограничение возможностей для спекулятивной наживы паразитического капитала, создание условий для его вытеснения.

Денежно-кредитная политика должна быть в программной структуре целей общества, а не быть независимой от них.

Рост кредитов реальному сектору экономики.

16. Основные направления государственного регулирования банковского сектора в РФ.

Объектом правового регулирования выступает: правила осуществления банковских операций, статусные характеристики кредитных организаций, режимные требования к банковской деятельности и деятельность конкретных кредитных организаций, параметры банковской системы страны.

Субъекты регулирования банковской деятельности: Центральный банк Российской Федерации, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Нормативно-правовая база: Закон «О банках и банковской деятельности"; Законе «О Центральном банке РФ».

Государственное регулирование банковской деятельности проводится в трех направлениях: вступление во владение банком и выход из него; осуществление надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций; защита интересов банковских клиентов. При осуществлении целого ряда банковских операций (открытие, ведение и закрытие счетов, оформление расчетно-платежных документов и т. д.) коммерческие банки следуют правилам и стандартам, установленным Центральным банком РФ.

Государством строго регламентируются правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой и статистической отчетности с учетом международных стандартов.

Наряду с инструментами денежно-кредитной политики в механизме государственного регулирования банковской деятельности используются методы, гарантирующие стабильность и финансовую устойчивость кредитных организаций. К ним можно отнести меры, предусмотренные Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Главная цель развития банковского сектора — укрепление его устойчивости, исключающей возможность возникновения системных банковских рисков. К стратегическим целям отнесены также повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумуляции сбережений населения, средств предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков, предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой практики.

17. Соотношение конкуренции и монополии в экономике.

МОНОПОЛИЯ - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.

В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.

Роль Государства в регулировании монопольных процессов:

В РФ регулирование монопольных процессов предусматривает комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.

Органы регулирования монополий применяют следующие методы:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом ( реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Роль государства в развитии конкуренции

-Конкуренция- один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей

Методы управления антимонапольной политике:

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:

1. "потока цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);

2. предельного темпа роста цен;  3. предельного уровня нормы прибыли.

18. Основные направления антимонопольной политики в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на устранение и предупреждение негативных последствий монополизации экономики.

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип. Обосновывается это тем, что в России существуют государственные монополии в таких сферах как ядерный комплекс, оборонное производство и иных имеющих особое, например, социальное значение отраслях.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Направления антимонопольной политики в России: запреты на монополистическую деятельность, контроль за экономической концентрацией, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления, ведение реестра как инструмент антимонопольного контроля.

Инструменты антимонопольного регулирования. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Правовое регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.

К инструментам антимонопольного регулирования относятся также ограничительные меры. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления. Например, антимонопольным законодательством может быть введен запрет на любые сделки, в результате которых возможно установление монопольного положения фирмы на определенном отраслевом рынке. К ограничительным относятся также вынесение предписаний, штрафы.

1 2 3 4