">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Социально-экономическая система как объект государственного регулирования

Описание: Выявления приоритетных проблем социально-экономического развития. Механизм ГРЭ. Функции государства в современной экономике. Обеспечение правовой инфраструктуры. Антимонопольное законодательство. Государственное предпринимательство. Социально-экономическая модель .
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Курсовая работа
Дата: 29.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 43
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Социально-экономическая система как объект государственного регулирования.

Социально-экономическая система представляет собой феномен жизни общества, который определяет «систему координат», в котором оно осуществляет свою жизнедеятельность. Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ:

·  экономический цикл;

·  секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

·  условия накопления капитала;

·  занятость;

·  денежное обращение;

·  платежный баланс;

·  цены;

·  условия конкуренции;

·  социальные отношения, социальное обеспечение;

·  подготовка и переподготовка кадров;

·  окружающая среда;

·  внешнеэкономические связи.

2. механизм ГРЭ:

Мощным средством воздействия на экономику является бюд-жетное регулирование.

Бюджетная политика является ядром экономической поли¬тики государства. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Активно влияет на экономику, вызывает мультипликаторный (кратный) спрос, оживляя и расширяя производство, государст-венный заказ. Он является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка.

Для контроля за деятельностью частного бизнеса существует система государственной регистрации юридических лиц в органах юстиции, а также инструменты лицензирования, стан-дартизации, сертификации, экологического контроля.

Государственное регулирование материального произ-водства включает следующие инструменты: финансовая под-держка предприятий, поддержка малого предпринимательства, финансовое оздоровление предприятий, антимонопольная поли-тика, регулирование естественных монополий.

Регулирование денежного обращения включает: регули-рование денежной массы, кредитование реального сектора, регу-лирование валютного курса.

Через совокупность целей, методов воздействия государства на экономику и применяемого инструментария, формируется меха-низм ГРЭ:

Административный (предполагает создание четких правил игры, активное вмешательство государства в экономику с помощью административных методов, экономические субъекты ведут себя в соответствии со строго предписанной контролируемой линией поведения)

Индикативный (Государство рассматривает активное вмешательство в экономику как крайнюю меру, необходимую при выходе экономических параметров за определенные предельные значения, индикаторы, установленные государством. При отсутствии подобных явлений экономическое регулирование осуществляется мягко, косвенными методами)

Рыночный (Государство не ограничивает свободу рыночного саморегулирования деятельности экономических субъектов. Воздействие осуществляется исключительно экономическими методами для исключения «сбоев рынка».)

3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Основные функции государства определяются целями социально-экономической политики. России предстоит найти эффективный путь социальных преобразований, сформировать новые функции для выполнения социальной политики, поскольку в процессе перехода к рынку масштабы снижения государственных социальных расходов были самыми ощутимыми, а социальные издержки рыночных преобразований – чрезмерными.

В широком смысле при проведении социально-экономической политики государство должно обеспечить: условия самосохранения нации, сохранения ее численности и здоровья; достижение и поддержание стабильно высокого уровня жизни населения; защиту от внешней экспансии; рациональное использование природных ресурсов, сохранение окружающей среды и др.

В современном хозяйстве государство выполняет четыре основные экономические функции, необходимые для сохранения рыночной системы:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рынка (обеспечение "мягкой" инфраструктуры рынка).

2. Защита конкуренции, борьба с монополизмом.

3. Стимулирование эк. роста путем развития различных секторов экономики.

4. Перераспред-е доходов и богатства для смягчения социальной справедливости.

Основные формы государственного регулирования экономики.

1. Обеспечение правовой инфраструктуры. Экономическое законодательство слагается из следующих основных элементов:

Антимонопольное законодательство. Его задача-максимум - предотвращение формирования опасных для общества монополий, задача-минимум - снижение негативных последствий от их деятельности.

Законодательство о собственности. Государство определяет объекты и субъекты отношений собственности, объем правомочий собственников, гарантирует защиту их прав. Субъекты различных форм собственности в принципе должны пользоваться равной защитой.

Налоговое законодательство. Законодательство о налогах призвано отражать основные приоритеты национальной политики. Для оптимального функционирования экономики налоговое законодательство обязательно должно быть стабильным.

Законодательство о труде и социальной защите. Государство с участием профсоюзов регулирует взаимоотношения между работодателями, наемными работниками. Социальные гарантии должны, с одной стороны, защищать работников от произвола предпринимателей, но не лишать их стимулов к экономической активности.

Законодательство об охране природы. Его главные задачи - определить предельно допустимые нормы вторжения в экологическую среду, а также меры ответственности за их нарушение.

Законодательство о защите прав потребителей. Оно определяет права потребителей - физических лиц, приобретающих товары и услуги для личных бытовых нужд, а также механизм реализации этих прав.

2. Государственное предпринимательство - это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности.

В государственный сектор рыночного хозяйства входят прежде всего предприятия тех отраслей (инфраструктура, особенно транспорт и связь, военная промышленность), которые производят общественные блага - услуги, потреблять которые может только общество в целом и которые финансируются из государственного бюджета. Кроме того, государство часто прямо и непосредственно берет под свой контроль естественные монополии - отрасли производства, в которых конкуренция принципиально невозможна (газоснабжение, производство электроэнергии и электроснабжения т.д.). Хотя в целом в рыночном хозяйстве государственное предпринимательство не может стать главной формой, в названных отраслях оно играет большую, часто преобладающую роль. В отличие от частного бизнеса для государственных предприятий максимизация прибыли не является основной целью их деятельности.

3. Социальная политика направлена на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования экономического роста. Составной частью социальной политики является материальная поддержка наиболее "слабых" групп населения.

4. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика - это использование налогов и расходов государственного бюджета для стимулирования экономического роста, экономической и социальной стабильности.

Государственный бюджет - это финансовый план правительства, сопоставляющий доходы с необходимыми расходами.

5. Денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в регулировании массы денег в обращении с целью сокращения безработицы и инфляции.

4. ГРЭ в свете экономических школ (классическая школа, кейнсианство).

Классическая школа политэкономии - развивалась в эпоху промышленного переворота и выражала интересы промышленной буржуазии. Продолжение идей физиократов и полный отказ от взглядов меркантилистов. А.Смит и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. Государство должно выполнять три обязанности:

- ограждать общество от насилия и вторжений других об-ществ;

- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, т.е. обеспечить эффективное правосудие;

- создавать и содержать определенные общественные со-оружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть ими покрыты.

Неоклассическая школа: создана теория рыночного равновесия и сформулированы закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Государственное регулирование считали вредным.

Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызываю-щим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Потребовались поддерживающие и корректирующие меры государства, задачами которого стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты.

Кризис 30-х годов, а также политические, социальные и экономические проблемы, появившиеся после первой и второй мировых войн, подорвали доверие к саморегулирующим возмож-ностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирова-ния экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Ру-звельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Школа и практика управления экономикой получила название кейнсианства (5). Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали заня-тость, давая и прибыли предпринимателям. Таким образом, в 30-х годах капитализм исчез и был заменен смешанной экономикой. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

Дефициты государственных бюджетов, высокий уровень инфляции, нефтяной кризис 70-х годов вызвал претензии к кейн-сианским идеям. Главные позиции заняли представители новых направлений:

5. Формы и методы ГРЭ.

Объекты, формы и средства государственного регулирования экономики. Инструменты государственного регулирования экономики. Инструментарий расчета системы экономических показателей на будущее.

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов. Основные объекты ГРЭ – это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. Выделяют следую-щие формы государственного регулирования экономики:1. Государственное прогнозирование и программирование эко-номики 2. Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования 3. Гос потребление -- правительственные закуп-ки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. 4. Гос заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей 5.Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. 6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; 7. Приватизация и национализация собственности - формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Инструменты государственного регулирования экономики: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно(налоговую систему, денежно – кредитную политику; такую тему как необходимость государственного регулирования экономики; объекты и цели государственного регулирования экономики; экономические функции государства.Набор методов обоснования показателей экономического развития на будущее включает в себя: 1. Экономико-математические и структурно-логические модели экономики.2. Балансовые и факторные методы обоснования макроэкономических показателей на плановый период.3. Метод «затраты-выпуск», как инструмент обоснования отраслевой структуры экономики на основе межотраслевого баланса (МОБ).4. Методика разработки и реализация программ социально-экономического развития с использованием инструментария «дерева целей».5. Нормативно-балансовый метод при обосновании финансовых показателей плана.6. Балансовые методы обоснования рациональных межрегиональных связей.7Инструменты выявления приоритетных проблем социально-экономического развития

6. Социально-экономическая модель США.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

7. Особенности экономической системы Германии

Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.

Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947—1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.

Данная модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании — 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 %.

Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, а также стимулирует неуклонно высокий процент безработицы (по разным оценкам, 7,8-8,5 %). Во время экономического роста в 2010 и 2011 годах процент безработицы упал до 6,9 %.

Второй особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

Также для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность — основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

В Германии, в силу исторически обусловленных причин, наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.

Ещё одной особенностью немецкой экономики является её экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объёмы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объём мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индия, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок обнаружил свои преимущества в использовании побудительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности.

8. Социально-экономическая модель Швеции.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социально страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Принципы:

· высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

· в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

· в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».

9. Социально-экономическая модель Японии.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение сс продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

10. Рыночные реформы в странах Латинской Америки во второй половине 20-го века.

Первая половина 20 века

Стабильное развитие, обусловленное устойчивыми доходами от экспорта

Преобладание аграрно-сырьевого экспортного хозяйства

Иностранный капитал

Дефицит госбюджета

Почти вся внешняя торговля реализовывалась морскими путями

Внутренняя торговля производилась лишь между крупными городскими центрами

Усилившийся приток иностранных товаров и капиталов тормозил развитие пока еще слабой местной промышленности

К концу 20-х годов резервы эффективного роста экономики на экстенсивной основе оказались в значительной мере исчерпанными. Стала проявляться тенденция к стагнации сельскохозяйственного производства

К 1929 г. общая сумма иностранных капиталовложений возросла до 15 млрд. долл., т. е. более чем в полтора раза по сравнению с довоенным уровнем. Таким образом, увеличивается доля иностранного капитала

Население сконцентрировано лишь в тех местах, где можно производить или добывать товары и откуда с наибольшей легкостью можно отправлять их на иностранные рынки

Низкий жизненный уровень широких народных масс

Вторая половина XX века

Ускорение темпов индустриализации в первый послевоенный период

Концентрация и сращивание промышленного и банковского капитала, возникновение групп финансовой олигархии.

Быстрыми, по сравнению с довоенными, темпами росло производство промышленных изделий, из аграрного, каким он был со 2-й мировой войны, регион в целом превратился в аграрно-индустриалъный

Восстановительный процесс, начавшийся в западноевропейских странах, снятие ограничений военного времени, возобновление нарушенных войной рыночных связей,63 расширение спроса на гражданские товары и общее расширение международного капиталистического рынка, открыли "зеленую улицу" экспорту латиноамериканских стран

Значительный рост экспорта – в 1948г. доля латиноамериканских государств в мировом экспорте увеличилась до 12% против 8% в 1938г. Стоимость латиноамериканского экспорта увеличилась за эти 10 лет с 1,7 млрд. до 6,5 млрд. долларов

Латинская Америка оставалась для США главной сферой приложения капиталов.

Экономика латиноамериканских стран по-прежнему была зависимой от США, которые стремились сохранить этот район в роли поставщика сырья и полуфабрикатов

Низкий жизненный уровень широких народных масс

Выросла доля самодеятельного населения, занятого в промышленности и строительстве

Рост занятости в сфере обслуживания

Увеличение занятых на промышленных предприятиях

Высокой степени достиг процесс классовой дифференциации

Взвинчивание цен на нефть в 1970-х повысило неустойчивость национальных валют, снизило конкурентоспособность латиноамериканской экспортной продукции, замедлило развитие промышленного экспорта, послужило толчком к росту инфляции на национальном и международном уровнях

В результате резкого удорожания промышленных товаров усилилось действие механизма "ножниц цен". Возросла потребность в источниках финансирования; в том числе за счет международного рынка ссудных капиталов, где широкое обращение получили нефтедоллары

Большинство латиноамериканских стран вошли в кризисные 1980-е годы ослабленными экономически и социально, что предопределило глубокий и затяжной характер кризисных процессов. Сокращение финансовых ресурсов еще более ограничило возможность латиноамериканских стран в плане внедрения новых технологий и модернизации промышленности

Национальные предпринимательские круги и госпредприятия оказались, не в состоянии обеспечить высокие темпы научно-технического прогресса и совершенствования производства, чтобы сделать его более конкурентоспособным на международной арене и более эффективным в национальном масштабе

Для внешней торговли Латинской Америки 80-х гг. характерны недостаточная и непропорциональная динамика экспорта, сокращение импорта и ухудшение соотношения цен

Резко обострилась проблема внешней задолженности Латинской Америки (1981г. - 287,8 млрд. долларов, 1987г. - 410 млрд. долларов)

Экономический кризис привел в ряде случаев к модификации правовых норм в отношении деятельности иностранного капитала, усилил процесс транснационализации экономики, подтолкнул латиноамериканские страны к неолиберальным моделям развития, хотя к этому они еще не были готовы

Большие "издержки" при переходе к "открытой экономике"

11. СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО II ПОЛОВИНЕ XX В.: ВЫБОР ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ

I Установление коммунистических режимов.

После войны в странах Восточной Европы были проведены демократические преобразования, аграрные реформы, конфискована собственность пособников фашизма. Позиция коммунистов была гораздо сильнее из-за многих факторов, главным из которых был – присутствие советских войск, всемерная поддержка и давление со стороны СССР.

Классическим примером «несопротивления» Запада установлению безраздельной власти коммунистов могут служить февральские события 1948 г. в Чехословакии. Здесь 12 правых министров вышли из правительства К.Готвальда (лидера коммунистов), рассчитывая вызвать его падение. В итоге правые вынуждены были отступить, а в правительстве установилась гегемония коммунистов, вскоре президентом стал Готвальд.

II Строительство социализма

После установления монополии коммунистов принимается курс на утверждение сталинской модели социализма. Многопартийность была либо ликвидирована, либо превратилась в фикцию, проводились чистки и репрессии.

В области экономики: форсированная индустриализация, принудительная коллективизация. Рыночная экономика уступала место плановой, административно-командной. Исчезли предприниматели и самостоятельные крестьяне, большая часть населения оказалась занятой в государственном секторе экономики.

III Социалистический лагерь

Над странами «социалистического лагеря» осуществлялся мелочный контроль. Союзники подчинялись безоговорочно, т.к. всякое неповиновение Москве жестоко пресекалось. (конфликт с Югославским лидером Тито).

В 1949 – создано СЭВ.

IV Итоги преобразований.

Результаты развития по «советскому образцу» были противоречивыми. С одной стороны в результате индустриализации страны, бывшие аграрными, стали индустриально-аграрными. С другой – быстрое индустриальное развитие осуществлялось за счет ограничения потребления, что вызывало недовольство населения, стало одной из причин политических кризисов.

Т.о. в большинстве стран Восточной Европы, как и в СССР, был реализован вариант «догоняющего развития» на основе сверхгосударствления. На ранних этапах индустриализации эта общественная модель показала определенную эффективность, но затем превратилась в тормоз развития.

V Кризисы после смерти Сталина.

После смерти Сталина сразу обнаруживаются глубокие противоречия тоталитарного социализма и массовое недовольство им. Имел место ряд политических кризисов, доходивших до вооруженного противостояния (ГДР, Польша, самый жестокий в Венгрии)

VI Реформы

Несмотря на то, что при сов. поддержке эти режимы удержались, они вынуждены были пойти на значительные реформы. Прекращены репрессии, частичная реабилитация, снижены темпы индустриализации, смягчены формы коллективизации, частично сняты ограничения для мелкого бизнеса, экономические реформы.

1955 г. – создание Варшавского пакта.

VII От реформ к неосталинизму

Т.о. тоталитарный режим был смягчен. Устранение его наиболее одиозных черт открывала возможность дальнейшей демократизации, что наиболее ярко проявилось в ходе «пражской весны» 1968 г. (интервенция в Чехословакию). После этого во всех странах «соцлагеря» произошел поворот к консерватизму, в 70-е гг. здесь возобладал неосталинизм. Экономические реформы были свергнуты, развернулось преследование «диссидентов» (был упущен шанс радикального преобразования общественной системы этих стран в относительно благоприятных экономических условиях 50-60 гг.

VIII Нарастание кризиса

В 70-е гг. попытались ускорить экономическое развитие путем западных кредитов, но в итоге появилась огромная внешняя задолженность. В 80-е гг. – полный экономический застой. Возникает безработица, инфляция, ухудшается продовольственное обеспечение. Все больший контраст с Западом. Нарастающее массовое недовольство. Возрождается самостоятельное рабочее движение, возникает мощное антикоммунистическое профсоюзное объединение «Солидарность» во главе с Лехо Валенсой. В 1981 г. в стране было введено военное положение, однако борьба против режима продолжалась, СССР уже не решился на интервенцию.

IX Антитоталитарные революции.

Решающим для краха режимов стал внешний толчок – перестройка СССР.. Она активизировала реформистские силы в компартиях и избавила их от страха интервенции. В результате демократизации возникает многопартийность. В 1989 во всех странах Восточной Европы в основном мирным путем прошли демократические и антитоталитарные революции. («бархатные» революции).

После изменения политического режима прошел сложный период перехода к рыночной экономике. Его трудности обостряли последствиями прежнего застоя. Рыночные реформы путем «шоковой терапии» вели к значительному недовольству масс.

Болезненной была проблема растущей социальной дифференциации и расслоение общества.

Произошли национальные и этнические конфликты и вспышки национализма. В 1993 г. Чехословакия распалась на Чехию и Словакию.

Революционные процессы в Югославии в 1990-х гг. ушли в сторону национальных и этнических конфликтов. Косово. Вмешательство США. Ввод миротворческих сил ООН.

12. Экономические реформы в странах Азии в XX в.

Особенностью экономических реформ в Японии является существенное вмешательство государства в экономическую дея-тельность. Если в период после Первой мировой войны это вме-шательство было направлено на стимулирование главным образом ВПК, усиление милитаризации страны, то в период после Второй мировой войны государственное вмешательство имеет целью придание экономическому развитию высокого уровня ди-намичности. Главной целью реформирования экономики Японии в конце XX в. становится построение общества благополучия. Важнейшей предпосылкой успешности реформ становится мен-талитет японской нации, обеспечивший принятие и реализацию обществом целей и средств реформирования. В реформах сере-дины и второй трети XX в. преимущественную роль играла кейн-сианская модель, на базе которой осуществлялся переход к новому экономическому порядку — социально ориентированной ры-ночной экономике.

Реформирование национальных экономик Китая, Южной Кореи и Вьетнама объединяло стремление перейти от централи-зованно управляемой экономики к смешанной (многоукладной) экономике с весьма существенной ролью государства в регулиро-вании экономической деятельности. Различия в подходах к ре-формированию обусловлены главным образом особенностями предшествующего экономического, государственного и обще-ственного порядков, а также уровнем развития национальных экономик. Так же как и для стран других континентов, на выбор модели реформирования в странах Юго-Восточной Азии суще-ственное влияние оказывал менталитет народов этих стран

13. Виды социально-экономических систем

К социально-экономическим системам относятся предприятия, отрасли, муниципальные образования, регионы и т.д. Система всегда реагирует на внешние возмущения и стремится вернуться в состояние равновесия. Однако если под воздействием внешних сил система далеко уходит от равновесного состояния, то она может стать неустойчивой и не вернуться в равновесное состояние. В определенной точке (точка бифуркации) поведение системы становится неопределенным. Иногда и незначительное воздействие на систему может привести к значительным последствиям, и тогда система переходит в новое качество. Причем этот переход осуществляется скачкообразно.

Принципы системности предполагают рассмотрение современной организации, в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей:

· целостностью, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед организацией в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);

· сложностью, которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;

· большой инерционностью, что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организаций в будущем;

· высокой степенью надежности функционирования, которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;

- параллельным рассмотрением натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности организации, системы управления и реализации ее стратегии.

Среди множества факторов, влияющих на деятельность предприятия, можно выделить три группы факторов, её определяющих:

1. Факторы, характеризующие экономическую среду как рынок сбыта и поставки для предприятия.

2. Факторы, характеризующие рабочую силу, используемую предприятием

3. Факторы, характеризующие состояние финансов предприятий и финансового рынка в целом.

Административно-командная (или командно-административная) система — термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии

Для административно-командной системы характерно директивное планирование из Центра, все предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями.[источник не указан 259 дней] Основная роль отводится распределительным, командным методам, а вся полнота власти сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата.[источник не указан 259 дней]

Либерально настроенные исследователи обычно подчёркивают, что административно-командная система опирается не на демократическую политическую систему, а на тоталитарные или авторитарные режимы, противоречит демократическим принципам управления, не приемлет свободный рынок, конкуренцию, предпринимательство

Система свободного предпринимательства

Этот общественный строй был, очевидно, высокоэффективным практически для всей прошлой истории Америки, в частности для так называемой эры «ковбойской экономики». Вплоть до последних десятилетий США были страной с огромными ресурсами, сравнительно негусто заселённой и фактически с открытыми границами. Основные ценности базировались на откровенном индивидуализме, инициативе, самоутверждении, поиске и обеспечивали стимулы для освоения континента. Чем больших успехов достигал каждый индивидуум, тем лучше это было для общества.

Система свободного предпринимательства, основанная на частных корпорациях, получила распространение именно тогда, когда Америка была готова к следующей индустриальной фазе - строительству больших фабрик, созданию широкомасштабного производства, применению новых технологий. Чем активнее действовали отдельные компании и чем острее была конкуренция между ними, тем более это способствовало развитию страны. В меру развития рабочее движение сосредоточивалось на получении большего куска пирога, оставляя ответственность за его выпекание системе управления. Политическое правление типа противовеса с его контролем и сбалансированностью казалось естественным институционным краеугольным камнем для страны с самонадеянным, экспансионистским, динамичным населением. Это позволило приложить значительные усилия во всех направлениях, имеющих результатом нововведения и прогресс, к тому же это предупреждало серьёзные эксцессы. В целом сопернические взаимоотношения между правительством, бизнесом и рабочими побуждали все стороны применять больше сверхусилия, чем тактику сдерживания.

В течение последних двух десятилетий границы начали сужаться. Оказались занятыми привлекательные пространства, стали ограниченными некоторые ресурсы, и матушка-природа застонала под нажимом излишне активного, могучего и иногда безрассудного населения. Пространства исчезают.

14

15. Роль государства в экономике в период социалистиче-ского строительства (1917-1990 гг.).

1 2 3