">
Экономика Государственное и муниципальное управление
Информация о работе

Тема: Власть Президента РФ

Описание: Президент - глава исполнительной власти. Полномочия. Несколько групп. Методы административного права. Особое производство. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и актов иных органов. Своеобразие санкций. Пересмотр постановлений.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Государственное и муниципальное управление.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 1
Поднять уникальность

Похожие работы:

23. Президент - это высшее должностное лицо в государстве. Да, с этим можно согласиться, выше нет. Президент - это ещё и глава государства. Да, это единоначальный глава государства. Президент - глава исполнительной власти.

Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Есть и иная точка зрения, согласно которой Президент РФ является фактическим руководителем исполнительной власти. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти. Функции Президента РФ. Они определены статьёй 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Основные полномочия Президента РФ. Возможна различная классификация полномочий Президента РФ. Кадровые полномочия Президента РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение по представлению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также предложения о его освобождении, назначение судей других федеральных судов, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ и вопроса о его освобождении от должности, назначение трети членов Центральной избирательной комиссии РФ, формирование Совета Безопасности РФ, формирование Администрации Президента РФ и назначение полномочных представителей Президента РФ, назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил РФ и др. Полномочия Президента РФ в отношении органов исполнительной власти и органов, при Президенте: право председательствовать на заседаниях Правительства, давать поручения Правительству, утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, объявление об отставке Правительства, отмена постановлений и распоряжений Правительства, приостановление действия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ, нарушения прав и свобод человека и гражданина, руководство работой Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ (Президент РФ является по должности Председателем Совета Безопасности РФ и Председателем Государственного Совета РФ), общее руководство Администрацией Президента РФ, руководство федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Полномочия Президента РФ в сфере законотворчества, непосредственной демократии и в отношении Федерального Собрания: назначение выборов депутатов Государственной Думы, роспуск Государственной Думы, назначение референдума РФ, подписание и обнародование и др. Полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти: проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти, передача споров на рассмотрение соответствующего суда, обращение в суд по иным основаниям и др. Полномочия в сфере международных отношений: руководство внешней политикой РФ, ведение международных переговоров, подписание международных договоров РФ, вносит международные договоры РФ в Федеральное Собрание на ратификацию и подписывает на основании федеральных законов ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей. Военные и чрезвычайные полномочия: утверждение военной доктрины РФ, введение в соответствии с федеральными конституционными законами на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайного положения, а в случае агрессии против РФ или её непосредственной угрозы - военного положения, а также исполнение функций Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами РФ. Иные полномочия: решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждение государственными наградами РФ, присвоение почётных званий РФ, высших воинских и специальных званий, осуществление помилования.

Акты Президента РФ. Президент РФ издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, в противном случае они могут быть отменены в судебном порядке. Неприкосновенность Президента РФ.

Президент РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий.

Президент РФ избирается на 6 лет на основе всеобщего тайного избирательного права. Президентом может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10-ти лет, и достигший 35-го возраста. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более 2-ух раз подряд. Но если у него будет перерыв, то может опять отбыть два срока. Полномочия Президента РФ начинаются с момента его вступления в должность, а вступление в должность олицетворяется принятием Президентом торжественной присяги. Встала проблема, на чём Президенту приносить присягу. Присяга Президента приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Акты Президента: а)Указы - могут быть как нормативного, так и индивидуального характера. б)Распоряжения - как правило, носят индивидуальный характер. Могут быть либо в виде отдельных актов, либо в виде резолюции на тех или иных документах. Полномочия Президента можно подразделить на несколько групп: 1. Полномочия Президента как главы государства. 2. Полномочия Президента по формированию других органов федеральной 3. Полномочия Президента в сфере военного командования и военного строительства: 4. Полномочия Президента в области внешнеполитической деятельности: 5. Полномочия по нормотворчеству и утверждению законов: 6. Полномочия Президента РФ в сфере охраны общественного порядка.

24. Административное право России является одной из самостоятельных отраслей публичного права. Самостоятельность отрасли административного права означает, что оно имеет собственный предмет и метод правого регулирования. Публичность означает то, что административное право регулирует общественные отношения, которые представляют в первую очередь интересы общества и государства.

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, военного управления, аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, например, в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (к примеру, административные комиссии, рассматривающие дела об административных правонарушениях).

Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. Предмет административного права — общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы — общую (первую) и особенную (вторую) части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы. Эта система как учебная дисциплина представлена в плане курса административного права.

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

определяют административно-правовой статус граждан;

регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, органами местного самоуправления; общественными объединениями, гражданами, предприятиями, организациями и т.д.;

определяют административно-правовой статус государственных служащих;

устанавливают формы и методы государственного управления;

определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;

регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;

устанавливают административную ответственность за несоблюдение норм административного и иных отраслей права;

регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

Предмет правового регулирования, будучи главнейшим критерием разграничения отраслей права, вместе с тем не позволяет провести окончательного разделения системы права на отдельные отрасли. Поэтому механизм правового регулирования включает в себя и методы правового регулирования, которые в совокупности с предметом правового регулирования обеспечивают более точное разграничение отраслей права, регламентирующих сходные общественные отношения.

Методы административного права — это совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный.

Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права.

Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участником которых в большинстве случаев выступает орган (должное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников.

Административное право использует три юридических возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определенных условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определенных условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определенные действия, либо не совершать их по своему усмотрению).

Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты.

25. Основополагающим законом, осуществляющим правовое регулирование института государственной службы, является Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в действ. ред.) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Ч. 1 ст. 1 рассматриваемого закона раскрывает понятие государственной службы Российской Федерации: «Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 был утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами.

Следовательно, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи и некоторые другие лица, замещающие эти должности, не являются государственными служащими. Перечисленные лица замещают государственную должность Российской Федерации и осуществляют общегосударственные функции.

Истинным предназначением государственной службы является не только и не столько обеспечение исполнения полномочий государственных органов, сколько исполнение их (этих полномочий) таким образом, чтобы в полном объеме осуществлялись сущность и социальное назначение государства, призванного обслуживать потребности и интересы своих граждан.

Как представляется, государственная служба — это профессиональная деятельность государственных служащих (личного состава государственного органа) по обеспечению реализации целей и функций государственных органов посредством исполнения должностного регламента. В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. В законе даны определения каждого вида государственной службы. Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие иным требованиям. Одним из условий приема на государственную гражданскую или правоохранительную службу является наличие у лица, претендующего на замещение должности в системе государственной службы нашей страны, гражданства РФ. Таким образом, государственным служащим государственной службы, за исключением военной службы, в Российской Федерации может быть только гражданин России. Следующим признаком государственного служащего РФ является признак профессионализма служебной деятельности государственного служащего. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Поэтому военнослужащие, сотрудники милиции, юстиции и др. являются федеральными государственными служащими, правовой статус которых регулируется специальными федеральными законами. Кроме того, в понятие статуса государственного служащего включаются следующие элементы: поощрения и гарантии, ответственность. Государственные служащие несут все общегражданские обязанности, определенные Конституцией России (ст. 15, 38, 44, 57, 58, 59). Обобщив вышеизложенное можно отметить, что государственный служащий гражданской государственной службы — это гражданин РФ, назначенный в установленном порядке на должность федеральной государственной гражданской службы или государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и исполняющий за денежное содержание, выплачиваемое из средств государственного бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности). Государственный служащий правоохранительной службы — это гражданин РФ, назначенный в установленном порядке на должность федеральной государственной правоохранительной службы с присвоением специального звания и классного чина в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина и исполняющий за денежное содержание, выплачиваемое из средств государственного бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности). Государственный служащий военной службы — это гражданин РФ или иностранный гражданин, назначенный в установленном порядке на воинскую должность федеральной государственной военной службы с присвоением воинского звания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства и исполняющий за денежного содержание, выплачиваемое из средств федерального бюджета, свои служебные полномочия.

26. Гражданское (Г) процессуальное (П) право (П) – отрасль российского права, совокупность юридических норм (ГП), регламентирующих правоприменительную деятельность судов общей юрисдикции по охране и защите оспоренных или нарушенных субъективных прав граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, пользующихся правами юр. лиц. Эти нормы сгруппированы в институты, процессуальные производства и т.п. Систематизация обеспечивает процессуальный режим гражданской юрисдикции, гарантирует законность, обоснованность и своевременность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел. Социальная и юридическая ценность ГПП - оно обеспечивает защиту и охрану гражданских, семейных, трудовых, кооперативных прав. Защита – раз. способами (ст. 11 ГК): восстановление положения до нарушения права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсаций за моральный вред и др. Охрана прав - устранение юр. неопределенностей в отношении заинтересованных лиц, установлении конкретных юр. фактов, от чего зависит осуществление в дальнейшем субъективных прав граждан и организаций, в признании или непризнании спорного правоотношения, сделки. Объект судебной охраны - субъективные права, юр. интересы граждан или организаций. Правозащитная и правоохранительная юрисдикция судов составляет содержание правосудия по гражданским делам. Предмет ГПП - совокупность общественных отношений, которые складываются при осуществлении правосудия по гражданским делам в судах общей юрисдикции. Метод ГПП - императивно-диспозитивный. Специфические черты:

Инициатива по возбуждению дела принадлежит заинтересованным лицам (в том числе в кассационном и апелляционном производстве).

Специфика субъектного состава - обязательно участвует правоохранительный орган - суд, а он наделён властными полномочиями, отношения суд - участники всегда строятся на властном подчинении, но отношения ответчик - истец всегда строятся по методу равенства (в этом проявляется сочетание двух способов).

Своеобразие санкций в гражданско-процессуальном праве, самая распространённая - невыгодные процессуальные последствия (эта санкция используется только в гражданско-процессуальном праве): если пропускается срок подачи кассационной жалобы - нельзя её подать; если ответчик не является в суд - дело рассматривается без его участия, что явно играет на руку истцу. Есть и другие своеобразные санкции - отмена процессуального акта нижестоящего органа, принудительное исполнение и т.д.

Характер юридических фактов - в гражданско-процессуальном праве юридические факты представляют собой процессуальные действия, которые заранее определены законом.

Виды гражданского судопроизводства

Вид гражданского судопроизводства — это процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения и вынесения решения по определенной категории дел, объединяемых в одну группу в силу характера защищаемого права или охраняемого законом интереса.

Виды гражданского судопроизводства.

Приказное производство — новый институт для процессуального законодательства, включенный в ГПК РСФСР в 1995 г. Характерной особенностью судебного приказа выступает защита субъективного права, основанная на бесспорных документах, т.е. когда нет спора о праве, и речь идет о принудительном взыскании денежных сумм или истребовании движимого имущества от должника в установленных законом случаях (ст. ст. 121, 122 ГПК РФ).

Исковое производство — разрешение спора о праве посредством рассмотрения иска. Данный вид судопроизводства преобладает в гражданском процессе.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений — специфическая категория гражданских дел, возникающих из отношений власти и подчинения. Роль суда сводится к осуществлению судебного контроля за действиями (бездействием) органов государственного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц и служащих государственных и муниципальных органов, а также принимаемыми ими актами.

Особое производство — специфическая категория дел, в которых отсутствует спор о праве, но имеется юридическая заинтересованность заявителя в подтверждении или отсутствии юридических фактов, устранении неопределенности правового статуса гражданина или имущества, восстановлении прав по утраченным документам или подтверждение наличия либо отсутствия бесспорного субъективного права и т.п. В порядке особого производства рассматриваются дела, предусмотренные ст. 262 ГПК РФ.

Наряду с перечисленными видами гражданского судопроизводства некоторые ученые выделяют:

1) производство, связанное с исполнением судебных постановлений и актов иных органов;

2) производство о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

3) производство об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Стадии гражданского судопроизводства

Стадия процесса — это определенная совокупность процессуальных действий, направленных на достижение конкретного самостоятельного результата (цели).

Гражданское судопроизводство состоит из ряда стадий.

Возбуждение производства по делу — обращение заинтересованного лица в суд посредством подачи искового заявления (заявления). Судья на данной стадии принимает дело к своему производству.

Подготовка дела к судебному разбирательству — судья уточняет заявленные требования, оказывает содействие сторонам и третьим лицам в сборе нужных доказательств, совершает иные действия, направленные на примирение сторон, а также подготавливает материалы дела для правильного и своевременного его разрешения в первом судебном заседании.

Судебное разбирательство — это основная стадия судопроизводства, в рамках которой осуществляется рассмотрение дела по существу. Суд (судья) рассматривает материалы дела в судебном заседании, выслушивает вызванных лиц и разрешает дело вынесением решения либо без вынесения решения.

Пересмотр судебных решений и определений, не вступивших в законную силу (апелляционное и кассационное производство). В рамках данной стадии осуществляется проверка законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, а также осуществляется контроль за деятельностью нижестоящих судов.

Пересмотр судебных постановлений судом надзорной инстанции. На данной стадии осуществляется пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, а также контролируется деятельность судов первой и второй инстанций.

Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам — исключительная судебная стадия. Законность и обоснованность вступившего в законную силу судебного постановления проверяется в свете вновь открывшихся обстоятельств, существовавших в момент рассмотрения дела, но неизвестных ни суду, ни сторонам на момент рассмотрения дела, однако имеющих существенное значение для его разрешения.

Исполнительное производство — реализация, в том числе и посредством применения мер принудительного исполнения, судебных актов.