">
Экономика Маркетинг
Информация о работе

Тема: Инвестиции: понятие, факторы и роль в экономике. Мультипликатор инвестиций

Описание: Инвестиции и сбережения, их влияние на макроэкономическое равновесие. Равноверсие товарного рынка и полная занятость. Денежная масса и ее структура. Скрытая инфляция. Социально-экономическая стабильность, укрепление и совершенствование конкурентоспособности.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Маркетинг.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 18.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 16
Поднять уникальность

Похожие работы:

Реальная ставка % (real interest rate) – это ставка процента, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в денежных единих постоянной покупательной способности.

Связи номинальной и реальной ставки процента описывается уравнением И.Фишера: i = r + ?

где, ?– темп инфляции, r – реальная ставка %, i - номинальная ставка %.

Предложение денег (money supply - MS) – это денежная масса, находящиеся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов (М1-М2). R

MS1

MS2

MS3

M

Рис.2. Кривая MS 

Денежное предложение при разлив целях денежно-кредитной политики:

MS1 - денежное предложение при монетарной политики, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении;

MS2 - денежное предложение при гибкой денежно-кредитной политике;

MS3 - денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процент.  

Денежный рынок: — одна из разновидностей рынка купли-продажи товаров в виде денежных средств, часть рынка ссудных капиталов. Агентами денежного рынка являются в основном банки, брокерские и дилерские фирмы, другие финансово-кредитные учреждения, участвующие в купле-продаже кредитных денег, валюты, ценных бумаг.

r МS

r E Е

МD

M

Рис.3. Денежный рынок. Если МS >МD:

график МS перемещается вправо;

при неизменном МD равновесная ставка % снижается.

Если МS <МD:

кривая МD сдвинется вправо вверх;

при неизменном МS процентная ставка повышается.  

Кривая LM - кривая равновесия на денежная рынке.

L (от англ. liquidity) – ликвидность

M (от англ. money) - деньги

Кривая LM является относительно пологой при условии, если:

чувствительность спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента высока;

чувствительность спроса на деньги к динамике ВВП невелика.

     MD - в самом общем виде можно выразить как функцию дохода (прямая зависимость) и номинальной ставки % (обратная зависимость):

MD = L (r, Y)

Точки ниже и выше кривой LM характеризуют неравновесное состояние денежного рынка. Во всех точках ниже кривой LM спрос на деньги больше их предложения (I > М), во всех точках выше кривой LM предложение денег больше, чем спрос на них (L < М).

Модель двойного равновесия IS-LM

В «модели IS - LМ» - общее экономическое равновесие достигается при равновесии товарных и денежных рынков.

На рынках благ равновесие становится возможным, когда I = S, что и отражает кривая IS.

54.Монетарная (денежно-кредитная) политика государства. (Тема 10)

//Государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики

Объекты денежно-кредитной политики: спрос и предложение на денежном рынке.

Субъекты денежно-кредитной политики: ЦБ и КБ и т.д.

Высшая цель государственной денежно-кредитной политики:

1) экономический рост;

2) полная занятость;

3) стабильность цен;

4) устойчивый платежный баланс.

Текущая денежно-кредитная политика:

фиксацию количества денег, находящихся в обращении;

определение уровня обязательных резервов;

изменение ставки рефинансирования КБ (10,5%);

обменный курс и т.д.

Методы денежно-кредитной политики:

// разнообразны. Наиболее широко используются:

1) изменение процентных ставок, по которым ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);

2) изменение норм обязательных резервов банков;

3) операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;

4) политика валютного курса или курсовая политика.

Высшая/Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики.

Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной системы:

1) Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую КБ должны хранить в виде бес%-ых вкладов в ЦБ.

Норма обязательных резервов устанавливаются в %-ах от объемов депозитов.

2) Учетная ставка/ставка рефинансирования – ставка по которой ЦБ выдает кредиты КБ.

3) Операции на открытом рынке - купля-продажа ЦБ государственных ц/б.

//РЕПО – соглашение об обратном выкупе.

Денежно-кредитная/монетарная политика (Monetary policy) - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.

Монетарная политика - один из 4-х основных макроэкономических инструментов (фискальная, зарплата-цены, внешнеэкономическая), опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный ВВП.

Составляющие монетарной политики:

- эмиссия новых денег;

- прямой контроль над массой денег в денежном секторе;

- операции на открытом рынке.

Инструменты монетарной политики - инструменты, с помощью которых ЦБ может увеличивать или сокращать денежное предложение в стране:

- операции на открытом рынке;

- регулирование учетной ставки;

- изменение уровня резервных требований.

//Краткосрочное влияние монетарной политики - воздействие монетарной политики на экономическое состояние в краткосрочном периоде.

Монетарная политика в краткосрочный период:

В случае - экспансионисткая монетарная политика (увеличение MS: падение ставки процента; рост реального национального продукта; рост цен).

В случае - рестрикционная монетарная политика (сокращение MS: рост ставки процента; сокращение реального национального продукта; снижение цен).

55. Безработица: сущность, причины, виды, оценка, показатели, последствия. Закон Оукена. (Тема 11)

1. Безработица и ее формы. Закон Оукена

Безработица (Unemployment) - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

Население страны, с точки зрения его возможностей участия в труде, делится на разные категории:

- рабочая сила,

- занятое население,

- безработные.

Численность рабочей силы/экономически активного населения - равна общей численности населения за вычетом численности нетрудоспособных (лиц до 16 лет и лиц, находящихся в институциональных учреждениях) и численности покинувших рынок.

Занятость - деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период осуществляли следующую деятельность:

а)выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников (т.е. индивидуальную предпринимательскую деятельность);

б)временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения вне своего рабочего места, отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации (продолжительностью менее 6 месяцев), забастовки, других подобных причин;

в)выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии.

Безработица:

- общее количество незанятых индивидов, либо находящихся в процессе перехода с одной работы на другую, либо не имеющих возможности найти работу по преобладающей ставке реальной заработной платы.

- недоиспользование труда, в результате чего фактический объем продукта экономики (реальный ВВП) меньше номинального ВВП.

- социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти работу.

Уровень безработицы - отношение числа безработных к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде (в %):



Допустимый уровень безработицы в рыночной экономике составляет: 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

Причины, вызывающие безработицу:

1) недостаточный уровень совокупного спроса (циклическая безработица);

2) изменение структуры спроса (структурная безработица);

3) безработица, связанная с факторами предложения (естественная безработица):

   

Видов безработицы:

1) Фрикционная безработица - означает потерю работы, связанную с добровольным переходом работников с одной работы на другую, т. е. с поисками и ожиданиями работы.

2) Структурная безработица - безработица, связанная с тем, что спрос и предложение рабочей силы по разным секторам экономики не совпадают в связи с автоматизацией производства и внедрением новых технологий и необходимостью переподготовки и переквалификации работников устаревших профессий. .

Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы.

3)Циклическая безработица - вынужденная безработица, обусловленная спадом в экономическом цикле, когда занятость сокращается, а безработица растет.

Меры по преодолению циклической безработицы:

- стимулирование экономического роста;

- стимулирование мелкого и среднего бизнеса;

- организация общественных работ; экспорт рабочей силы;

- организация службы занятости и социальной защиты безработных и т.д.

Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВВП:



где, ? ? 2,5 - коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы;

Y- объем фактического ВВП;

Y* - объем потенциального ВВП;

U - уровень безработицы фактический;

U* - естественный уровень безработицы.

Если рассчитать уровень безработицы для различных категорий работников, то можно наблюдать следующие тенденции:

среди женщин безработных в среднем на 2% больше, чем среди мужчин, и эта тенденция усиливается;

у «белых воротничков» безработица выше;

среди молодежи растет число безработных.

Кроме очевидных экономических потерь безработица приводит и к социальным проблемам - человек не мыслит себя без труда, падают моральные устои и т.д. Это грозит социальной напряженностью, поэтому государство принимает меры по сокращению безработицы и нивелированию ее негативных последствий.

Государственные меры по борьбе с безработицей:

проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификации;

выплата пособий по безработице;

установление уровня минимальной зарплаты.

Эти мероприятия государство проводит в рамках рыночного механизма. Кроме того, государство воздействует на сам рыночный механизм через:

денежное регулирование и регулирование ставки процента;

осуществление своей предпринимательской деятельности, производя капиталовложения и развивая некоторые необходимые обществу отрасли;

-выплату различного рода субсидий и налоговых льгот, например поддерживая малый бизнес.

Рост безработицы имеет и естественные противодействующие факторы, т. е. имеются причины существования устойчивого естественного уровня безработицы:

увеличение производительности труда сдерживает рост издержек на капитал;

развивающиеся трудоемкие отрасли;

существование системы социального страхования по безработице за счет отчислений от прибыли предприятий и государства;

разработанная система социальных выплат;

существование системы вспомоществования;

устойчивость (жесткость) заработной платы порождает безработицу ожидания;

увеличение доли женщин и молодежи в составе рабочей силы;

более частые структурные сдвиги в экономике, обусловленные ускорением НТП.

Все эти причины определяют тенденцию к увеличению естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде.

56. Инфляция: сущность, причины, формы и показатели измерения. (Тема 11)

Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.

Инфляция - это не только нарушение денежного обращения а болезнь всего механизма воспроизводства, результат макроэкономических нарушений.

Признаки проявления инфляции:

1) падение покупательной способности денежной единицы.

2) изменение валютных курсов

3) изменение условий предоставления кредитов в сторону удорожания и сокращения сроков

4) рост стоимости потребительской корзины на товары первой необходимости.

Дефляция (англ. - deflation от лат. deflatio - выдувание, сдувание) - устойчивая тенденция к снижению среднего/общего уровня цен.

Способы дефляции:

- увеличения налогов,

- предотвращения роста заработной платы или ее замораживания,

- снижения расходов государственного бюджета,

- путем кредитной рестрикции (сокращения объемов кредитов),

- за счет увеличения продажи государственных ценных бумаг.

Дезинфляция (Disinflation) - снижение уровня инфляции (темпа роста цен).

Внутренние причины инфляции:

- нарушение законов денежного обращения, когда не сбалансирована общая сумма денежной и товарной массы;

- деформация экономической структуры, которая выражается в отставании отраслей производства потребительских товаров от развития тяжелой промышленности;

- возникновение дефицита государственного бюджета и его покрытие за счет эмиссии денег;

- размещение государственных долговых обязательств в коммерческих банках, среди населения, займы у Центрального банка и за рубежом;

- монополизм экономики, позволяющий увеличивать затраты и цены при снижении качества производимой продукции;

- неэффективность налоговой и денежно-кредитной политики государства;

- милитаризация экономики и т.д.

Внешние причины инфляции:

- сокращение поступлений от внешней торговли;

- отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса;

- падение мировых цен на ресурсы (для России это снижение цен на топливо и цветные металлы);

- неблагоприятная конъюнктура на рынке зерновых;

- увеличение внешнего долга;

- несбалансированность экспорта и импорта в сторону роста импорта.

Уровень инфляции/темп роста цен - относительное изменение общего уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как:



где, Р - средний уровень цен в текущем году; Р-1 - индекс потребительских цен в прошлом году.

Факторы влияющие на темпы инфляции:

1) платежеспособный спрос (зависит не только от количества денег в обращении, но и от скорости их оборота);

2) издержки производства (зависят от качества его организации и управления, соотношения динамики оплаты и производительности труда, стоимости сырья и энергоносителей, транспортных услуг и т.д.

3) спекулятивный прибыль перекупщиков.

Инфляция спроса - возникает как следствие избыточных совокупных расходов (совокупного спроса) в условиях, близких к полной занятости.

Инфляция издержек - возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения.

Причины повышения средних издержек производства:

повышение номинальной заработной платы, которое не уравновешивается увеличением производительности труда;

повышение цен на сырье;

увеличение налогов и.д.

Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма.

Основные критерии инфляции:

1) Темпы роста цен.

2) Степень расхождения роста цен

3) Ожидаемость и предсказуемость инфляции

Виды инфляции с позиций темпа роста цен (количественные характеристики) бывают следующие:

1) Ползучая (умеренная) - инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен. Считается, что ползучей инфляции соответствуют темпы роста цен около 10% в год.

Ползучая инфляция не вызывает серьезного беспокойства населения и предпринимателей, сохраняет процентную ставку на рынках капиталов на достаточно высоком уровне.

2) галопирующая - нарастающая скачкообразными темпами (рост цен от 20 до 200% в год):

- вызывает беспокойство у домохозяйств и фирм;

- приводит к стремлению избавится от денег покупкой товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости активов;

- приводит к отказу предоставлять ссуды с фиксированным процентом.

3) гиперинфляция - процесс резкого обесценения денег, вызванный полным растройством системы денежного обращения и проявляющийся в непрерывном и быстром росте цен. Считается, что гиперинфляция наступает при росте уровня цен, превышающем 50% в месяц:

- долларизация экономики;

- привязка ставки процента, заработной платы и цен к индексу цен.

С точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности роста цен, - различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга неизменны, а при несбалансированной - постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях, что мешает правильно соотносить затраты в производстве. Производители теряют ориентиры в определении издержек производства.

По третьему критерию (ожидаемость и предсказуемость инфляции) выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию.

Под ожидаемой инфляцией подразумевается, что она прогнозируется (предсказывается) заранее.

Наиболее часты сочетания сбалансированной и ожидаемой инфляции либо несбалансированной и неожидаемой, что особенно опасно при инфляции, которую можно предвидеть и учитывать, имеется возможность скорректировать номинальные доходы, внести изменения в распределение доходов между кредиторами и дебиторами и т.д.

Формы инфляции:

1). Подавленная инфляция - цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса.

2). Скрытая инфляция - возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне:

а) снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен;

б) официальная статистика не отражает рост уровня государственных розничных цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины;

в) инфляция захватывает и инвестиционную сферу - растет сметная стоимость основных производственных фондов.

3). Открытая инфляция - рост уровня цен потребительской корзины и производственных ресурсов.

57. Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филлипса(Тема 11)

Социально-экономические последствия инфляции

1) перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения;

2) отставание цен государственных предприятий от рыночных цен;

3) скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;

4) ускоренная материализация денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег;

5) нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;

6) отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции, что заставляет банкиров завышать ставки процента, кредиты дорожают;

7) обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы и т.д.

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса

Дж.Кейнс сделал вывод о том, что в экономике может возникать либо рецессионный разрыв (рецессия и безработица ограничивают инфляцию), либо инфляционный разрыв (инфляция вследствие роста заработной платы в связи с достижением полной занятости). Т.е.: либо инфляция, либо безработица.

Нобелевская премия по экономике за 2006 г. присуждена Эдмунду Фелпсу (США)«за исследования взаимосвязей между краткосрочными и долгосрочными эффектами в макроэкономической политике».

Исходя из кейнсианского подхода к проблеме, английский экономист Э.Филлипс предложил графическое изображение количественной связи между безработицей и инфляцией:

  

Кривая Филипса - кривая, описывающая зависимость между уровнем безработицы и темпами изменения денежной заработной платы, и, следовательно, темпами изменения цен (инфляцией).

Стагфляция (от лат. stagno - делаю неподвижным и inflatio - вздутие) – это сочетание инфляции и стагфляции (застой в производстве), сопровождаемой безработицей, т.е. сочетание экономического кризиса с инфляцией.

В этих условиях государственные меры борьбы со спадом производства и инфляции, инфляции и производства должны осуществляться мерами по социальной защите населения.

58.Антиинфляционная политика государства(Тема 11)

Антиинфляционная политика (Anti-inflation policy)- это система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

Цель антиинфляционной политики:

снижение темпов роста цен;

управление инфляционными процессами.

Антиинфляционная тактика:

1)Увеличение предложения без адекватного роста спроса.

2) Поддержка государством степени товарности фирм.

3) Разумно организованная приватизация.

4) Массовый импорт и продажа стратегических запасов.

5) Снижение текущего спроса без адекватного падения предложения.

6) Повышение нормы сбережений с уменьшением уровня их ликвидности.

7) Акционирование предприятий и продажа акций населению.

8) Замораживание крупных вкладов до востребования.

Антиинфляционная стратегия:

Гашение инфляционных ожиданий;

Долгосрочная денежная политика;

Укрепление рыночного механизма;

Сильное правительство;

Доверие народа;

Сокращение государственных расходов;

Жесткий лимит на эмиссию;

Социальные программы в пределах бюджета;

Жесткая налоговая и кредитная политика и т.д.

Основные концепции антиинфляционной политики:

1) Кейнсианская антиинфляционная политика:

- рост государственных расходов,

- удешевление кредита.

Эти меры увеличат рост инвестиций, предложения товаров и услуг, что приведет к снижению цен.

2) Монетарная антиинфляционная политика:

- сократить бюджетные расходы,

- повысить учетную ставку, что удорожит кредит.

Это вызовет рост инвестиций предложения товаров и услуг и приведет к снижению цен

59. Функции, методы и инструменты воздействия государства на экономику (Тема 12)

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает из:

1) особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка);

2) усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов.

Причин вмешательства государства в рыночную экономику:

1) Поддержание самой рыночной среды.

2) Вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции,

3) Проблема внешних эффектов (экстерналий).

4) Необходимость производства так называемых общественных благ (национальная оборона, уличное освещение и др.);

5) Распределения доходов (налогов, трансфертов и др.);

6) Макроэкономические ситуации (инфляция, безработица);

7) Равновесие платежного баланса страны и т.д.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Задачи ГРЭ:

- стимулирование экономического роста;

- регулирование занятости;

- поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре;

- поддержка экспорта и т.д.

До начала XX в. преобладала экономика свободной конкуренции, характеристику которой выражала «классическая школа». В ней подчеркивались 3 аспекта:

требования невмешательства государства в экономику;

гимн экономической свободе;

ставка на рыночный механизм регулирования экономики.

Концепция активного участия государства в экономических процессах при сохранении рыночной экономики впервые разработана в теории Дж.М.Кейнса.

Концепция Дж.Кейнсом (Общая теория занятости, % и денег,1936):

1) Вмешательство государства в процесс воспроизводства неизбежно и необходимо;

2) Ее называют теорией эффективного спроса. Суть подхода состоит в том, чтобы предложить методы активизации и стимулирования AD и тем самым воздействовать на расширение производства и предложения товаров;

3) Эта теория придает решающее значение инвестициям. Чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы производства;

4) Главными инструментами воздействия государства на экономику является бюджетная и фискальная политика. Дж.Кейнса: «налоги встроенные стабилизаторы».

Рис.1. Роль государства в рыночной экономике.  

Единство и взаимозависимость двух принципов экономической жизни - рынка с частным интересом и социально-экономической деятельностью государства с общественным благом образуют основу экономики современных развитых стран.

ГРЭ в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления экономической системы к изменяющимся условиям.

Цели государственного регулирования:

Генеральные цели:

- достижение экономической и социальной стабильности;

- обеспечения национальных конкурентных преимуществ;

- экономической безопасности;

- адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, исходя из необходимости увязки частных и общественных интересов.

Типы ГРЭ:

Тотальный государственный монополизм в управлении хозяйством (СССР и стран соцлагеря).

Различные сочетания рыночных и государственных регуляторов («шведская», «японская», «немецкая», «китайская»).

Крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства (США).

Субъекты ГРЭ:

- центральные,

- региональные,

- муниципальные/коммунальные органы управления.

Важнейшими видами и деятельности государства в рыночной экономике являются:

- создание правовой основы для принятия экономических решений;

- стабилизации экономики,

социально-ориентированное распределения ресурсов;

- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.

Функции государства по поддержанию рыночного механизма:

Обеспечение правовой базы рыночной экономики: защите прав собственности; предпринимательства; налогообложения; кредитной сферы и т.д.

Создание конкурентной среды и защите конкуренции (антимонопольное законодательство);

защита прав потребителей.

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

а) Перераспределительная политика.

б) В макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации.

в) Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма.

г) В проведении эффективной внешнеэкономической политики.

Экономические функции государства в современных условиях сводятся к решению 3-х основных задач:

эффективность;

стабильность;

- справедливость.

Экономические функции государства основаны на принципах:

1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. Государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес.

Государственное предпринимательство должно и конкурировать и помогать развитию частного бизнеса.

Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облечено.

Национальной модели ГРЭ:

1. Реактивная/адаптационная (США)

2. Проактивная модель (Японии)

Объектом ГРЭ являются 3 макроэкономические структуры, на которых держится вся рыночная макроэкономика:

1) Совокупный спрос (AD). Объем AD зависит отряда факторов:

- уровня цен;

- величины доходов населения;

распределение доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);

налогов;

государственных закупок (спроса государства);

предложения денег со стороны кредитных учреждений.

2) Объектом общенационального управления является совокупное предложение (AS). Объем AS определяется такими факторами:

уровнем рыночных цен;

потенциально возможным объемом производства в стране;

уровнем издержек производства продукции;

коммерческой выгодой ее выпуска.

3) Макроэкономическим объектом регулирования является совокупное производство. Под ним подразумеваются все виды хозяйства нации, выпускающие товары и услуги.

Макроэкономический регулятор - это общественный способ организации и регулирования национальной экономики. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства и всех ветвей государственной власти.

Способы, методы и инструменты ГРЭ:

 Законодательное регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм, производителей и потребителей.

Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. (контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом).

Косвенные методы ГРЭ:

1. В кредитной политике:

? нормирование банковских резервов;

? варьирование учетной ставкой банковского процента;

? проведение операций на валютном рынке.

2. В бюджетной политике:

? регулирование государственных расходов;

? осуществление государственных закупок;

? выпуск государственных внутренних займов;

? поддержка и регламентирование государственного предпринимательства

3. В фискальной политике:

? регулирование налогов;

? введение муниципальных налогов.

4. Во внешнеэкономической политике:

? законодательное установление таможенных пошлин, обменных курсов валют;

? использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Главной целью государственного регулирования экономики является социально-экономическая стабильность, укрепление и совершенствование конкурентоспособности национальной экономики внутри страны и за рубежом.

60. Государственный сектор: причины существования и развития(Тема 12)

Государственный сектор экономики представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

Причины существования государственного сектора в экономике:

1) Когда государство (США, Германия, Японии, Швеции) за счет средств бюджета строило или выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

2) Когда государство (Франции, Италии, Великобритании, Австрии) осуществляет полную или частичную национализацию ряда отраслей и предприятий.

Государственная собственность реализуется по следующим направлениям:

создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики
(энергетика, транспорт, связь, коммунальное хозяйство);

развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с НТП (электроника, космонавтика, авиация);

национализация убыточных предприятий, в основном, в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.

Государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции.

Государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП, способствующим решению социальных задач.

Виды государственных предприятий:

1) Государственными предприятиями, обладающими статусом юр/лица;

2) Государственными предприятиями, не являющимися юр/лицами.

Государственные предприятия, обладающие статусом юр/лица, подразделяются на :

- Предприятия частного (коммерческого) права;

- Предприятия публичного права.

Предприятия частного права: акционерные общества.

Предприятия публичного права: юридически самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые актами законодательного органа (публичные корпорации).

Статус унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом РФ, в котором «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия» (ст.113. ГК РФ).

Государственный сектор экономики служит дополнением частного сектора там и в такой мере, где и насколько мотивация для части капитала оказывается недостаточной.

1 2