">
Экономика Менеджмент
Информация о работе

Тема: Теория организации

Описание: Природа и сущность организации. Структурирование управления организационными системами. Принципы действия статических и динамических. Линейная структура управления. Закон развития. Вопросы для подготовки к экзамену. Трофические процессы.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Менеджмент.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 95
Поднять уникальность

Похожие работы:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Кафедра менеджмента

А.М. Старыгина

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

2010

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра менеджмента

Ответственный редактор д.э.н., проф. Некрасов В.Н.

Старыгина А.М.

Теория организации: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. 40 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.

Предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», бакалавриат «Менеджмент» 080500.62

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 8 от 24 марта 2010 г.

Общие сведения о курсе

Результаты исследовательской работы ученых и практиков выявили ряд сложных проблем, сфокусированных в сознательной деятельности людей в области управления и функционирования организационных систем.

Теория организации создает основы для усвоения организационных законов, принципов и правил, требующих мышления, служит базой по выработке навыков системного и комплексного подходов к решению практических задач. Это позволяет повысить степень обоснованности принимаемых решений, полнее использовать имеющийся потенциал.

Учебная дисциплина «Теория организации» (ОПД.Ф.09) входит в число базовых теоретических курсов подготовки менеджеров.

В основу курса положена необходимость обеспечения качества специальной теоретической подготовки экономистов и управленцев, как работающих на предприятиях и в учреждениях различных форм собственности и отраслей народного хозяйства, так и служащих в государственных, центральных и местных органах управления.

Цель учебной дисциплины – подготовка студентов к применению законов, которым подчиняются социальные организации в части проектирования и корректировки организационных систем.

Задачи учебной дисциплины:

- раскрыть основные законы и принципы функционирования и развития организационных систем;

- сформировать навыки разработки системных подходов для выявления и реализации организационных резервов развития социальных систем;

- объяснить особенности деятельности государственных муниципальных организаций, современных предпринимательских структур, общественных организаций;

- развить способности и умения вырабатывать цели, определять ценности, координировать выполнение задач и функций для достижения эффективных результатов деятельности организации.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать: законы, регламентирующие деятельность социальных организаций, принципы действия организаций статического и динамического типа, принципы рационализации, а также приемы построения организационных систем;

уметь: различать статические и динамические особенности социальных организаций, разбираться в тонкостях организационной культуры, проектировать и корректировать организационные структуры;

владеть навыками: анализа процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности.

Дисциплина «Теория организации» базируется на знании студентами таких курсов, как «Философия», «Социология», «Социальная психология», «Кибернетика», а также имеет непосредственную связь с целым рядом смежных дисциплин, изучаемых в рамках специальности «Менеджмент организации». Это организационное поведение, управление персоналом, исследование систем управления, разработка управленческого решения, стратегический менеджмент, управление качеством, антикризисное управление, маркетинг, логистика и др.

Задания для самостоятельной работы студентов направлены на более глубокую проработку основных вопросов и проблем учебного курса, формирование практических навыков и умений, необходимых менеджеру.

Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Теория организации»

Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности – упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа (синтеза); закон развития; закон композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.

Учебно-тематический план

Наименование темы Количество часов    Очная форма обучения Заочная форма обучения Сокращенная форма обучения 2-е высшее    Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем.  1 Теория организации, ее место в системе научных знаний 2 2 2  2     2 Природа и сущность организации.

Социальные и хозяйственные организации 4 4 2 2 2 2 2   3 Организация и управление 4 4 2 2 2 2 2 2  4 Структурирование управления организационными системами* 2 2        5 Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций 4 4 2 2 2 2 2 2  6 Принципы действия статических и динамических организаций* 4 2        7 Рационализация организационной деятельности. Принципы рационализации 4 4 2 2 2     8 Проектирование организационных систем* 4 4        9 Организационная культура* 2 2        10 Субъекты и объекты организационной деятельности* 2 2 2       11 Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли* 2 2        Итого: 66 20 16 10  Самостоятельная работа, в том числе:

- курсовая

- контрольная работа

- виды работ, предусмотренные приказом о нормах времени       1 1 1 1    1 1 1        Экзамен      

*Тема для самостоятельного изучения заочной и сокращенной форм обучения.

Программа курса

Тема 1. Теория организации, ее место в системе научных знаний

Научное определение категории "организация". Организация как объект, как процесс и как состояние. Сущность организационных отношений, их роль в формировании и управлении организациями. Согласованность и противоречия интересов общества, отдельных организаций и отдельных членов организаций как фактор функционирования и развития организаций.

Общетеоретическая и методологическая база теории организации. Объект, цель, предмет, метод, функции теории организации, ее место в системе научных знаний.

Задачи и основные разделы учебного курса «Теория организации», его связь с другими учебными дисциплинами.

Тема 2. Природа и сущность организации

Системная сущность организации. Теория систем - общеметодологический подход к изучению и анализу организации. Системный подход к формированию и исследованию организации.

Понятие, сущность и определение организации. Организация как объект, процесс, воздействие. Черты, свойства и признаки организации.

Явления организации и самоорганизации. Общество как самоорганизующаяся система. Субъектно-объектные взаимоотношения в организации, их сущность и роль в повышении эффективности организаций.

Причины создания организаций. Мотивы объединения людей в организации. Предприятие как социально-экономическая, управляемая система. Принципы, характеризующие организацию как управляемую систему. Системный характер взаимодействия компонентов предприятия: продукции, процесса, ресурсов. Факторы, влияющие на деятельность организации: внутренняя и внешняя среда организации.

Организация и государственная система. Формы коммерческих организаций. Виды и типы организаций: деловые организации, общественные, ассоциативные. Особенности деловых организаций.

Тема 3. Организация и управление

Система управления организацией. Управляющая и управляемая части организации, их взаимодействие. Система научного управления. Принципы Г. Эмерсона и А. Файоля. Современная система управленческих функций. Проблемы управления современной организацией. Социально-психологическое управление. Теория выбора руководителей, теория реализации целей, теория потребностей, теория справедливости. Управление конфликтами в организации. Причины конфликтов в организации. Самоуправление. Принципы самоуправления.

Тема 4. Структурирование управления организационными системами

Принципы построения организационных систем. Понятие иерархической структуры. Понятие бюрократии. Бюрократия по М.Веберу: плюсы и минусы. Вертикальные и горизонтальные взаимосвязи в системе организации. Механистические и органические управленческие структуры. Линейная структура управления, линейно-функциональная структура управления, линейно-штабная структура управления, матричная, программно-целевая структура, продуктовая структура, проектная структура, функционально-объектная структура, дивизиональная структура управления. Критерии структуризации управления. Недостатки иерархических структур управления.

Тема 5. Законы, регламентирующие функционирование

социальных организаций

Социальные законы и закономерности. Неопределенность: понятие, типы, виды рисков. Закон синергии: основные показатели созидательного синергетического эффекта. Закон самосохранения, равновесие организационной системы при позитивных и негативных внешних воздействиях, мероприятия организационно-экономического характера, мероприятия социально-психологического характера. Закон развития, жизненный цикл организации, базовые стратегии развития организации, стратегия минимизации издержек, стратегия минимизации рисков, стратегия накопления ресурсов, стратегия расширения рынка, стратегия структуризации среды обитания, стратегия выбора ассортимента, стратегия координации действий партнеров. Закон композиции и пропорциональности: объекты действия закона композиции и пропорциональности и основные цели создания объединений, побудительные причины создания объединений организации, цели объединений. Закон информированности и упорядоченности: полнота, достоверность и упорядоченность информации, порядок сбора обработки и структурирования информации, характеристики информации, информационные категории, информационный обмен с окружающей средой, коммуникации внутри организации, электронная коммерция, этапы внедрения сетевых технологий. Закон единства анализа и синтеза, принципы анализа внутренней среды, основанной на методах декомпозиции. Специфические законы социальной организации.

Тема 6. Принципы действия статических и динамических организаций

Статика и динамика организационных систем. Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организации. Организационная стагнация. Признаки перемен в организации. Рефлексивный анализ. Виды анализа системы управления организацией. Признаки организации по динамическому принципу. Свойства динамически развивающихся организаций.

Тема 7. Рационализация организационной деятельности.

Принципы рационализации

Рационализация организационной деятельности. Основные направления рационализации деятельности организационных систем. Повышение качества управленческого и исполнительского труда. Система обеспечения качества ISO 9000. Система государственных стандартов ГОСТ. Стандарты ISO 9000 и ISO9001. Менеджмент качества. Категории продукции. Концепция управления качеством. Эмерджентность. Информатизация процессов. Направление воздействия информационного ресурса на деятельность организации. Методы электронной коммерции. Транспортные трансакции.

Тема 8. Проектирование организационных систем

Проектирование организационной системы. Цели, принципы и этапы формирования организационных структур. Официальные, оперативные и операционные цели. Моделирование деятельности социальных организаций. Алгоритм проектирования организационной системы. Критерии оценки рисков Р. Бускирка. Способы научного предсказания будущего. Методы корректировки организационных систем: метод аналогий, экспертно-аналитический метод, метод структуризации целей, метод организационного моделирования. Диагностика управления. Система оперативной коррекции управления. Практическая реализация метода оценки эффективности сформированной организационной системы.

Тема 9. Организационная культура

Природа организационной культуры. Создание организационной культуры. Параметры организационной культуры фирмы. Поддержание культуры посредством социализации. Типы культур. Изменение организационной культуры. Организационная культура и эффективность управления. Оценка и учет межкультурных различий. Ценности в организационной культуре и поведении персонала.

Тема 10. Субъекты и объекты организационной деятельности

Субъект организационной деятельности. Функции управления. Организационная деятельность. Права и обязанности работников. Регламентация деятельности субъектов управления. Обобщенный субъект управления. Социальная самоорганизация. Обязанности коммерческого директора. Объект управления. Классификация управленческих решений.

Тема 11. Развитие организаторской

и организационно-управленческой мысли

Историческое развитие организационной науки. Организация как трудовой процесс. Организация-машина. Организация – община. Бюрократическая организация. Социотехническая организация. Интернационистская модель. Естественная организация. Модель организационного потенциала. Развитие организационной мысли в России. Вклад информатизации в организационную науку. Перспективы развития теории организации.

Планы семинарских занятий

Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие творческого мышления и навыков работы с периодической и специальной литературой при подготовке сообщений по актуальным и проблемным вопросам теории организации.

Семинар 1. Теория организации, ее место в системе научных знаний

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы должно базироваться на философии, социологии, психологии, социальной психологии и кибернетике. Раскрывая основы теории организации, следует опираться на исследования в области социологии с учетом ее характера и содержания. Управление организацией необходимо рассматривать с точки зрения процесса переработки информации и принятия управленческого решения. Методы и подходы в теории организации широко используются в других классических научных дисциплинах.

Вопросы для обсуждения

Сущность и содержание категории «организация».

Место теории организации в системе научных знаний.

Основные этапы развития науки об организации.

Сущность и особенности организационных отношений в социально- экономических организациях.

Связь учебного курса « Теория организации » с другими научными дисциплинами.

Доклад

Тектология А.А. Богданова как общетеоретическая и методологическая база теории организации.

Основная литература

Алиев В.Г. Теория организации. М., 2008.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2009.

Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие для вузов. Рекомендовано УМО вузов России. М.,2008.

Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д., 2007.

Дополнительная литература

Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. М.; СПб., 2009.

Парахина В.Н., Федоренко К.Л. Теория организации. М., 2008.

Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2007.

Семинар 2. Природа и сущность организации

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с раскрытия системной сущности организации. Необходимо усвоить общеметодологический подход к анализу организации, а также системный подход к формированию и исследованию организации.

При рассмотрении организации как системы нужно подробно остановиться на понятии, сущности и определении системы, основных признаках и категориях, характеризующих системы (соотношение целого и частей; «открытость» и «закрытость» систем, динамизм; энтропия; гомеостаз; синергия; вход и выход системы; системные связи: простые, сложные; вероятностные, стохастические, детерминированные и т.д.), взаимосвязи и различии категорий «организация» и «система», основных признаках и классификациях систем.

Необходимо определить черты, свойства и признаки организации, целевой аспект организации (сущность, свойства и классификация целей, система целей организации), типологию организаций, научное значение, задачи и принципы классификации, группировки организаций.

Следует рассмотреть явления организации и самоорганизации, общество как самоорганизующуюся систему, субъектно-объектные взаимоотношения в организации, их сущность и роль в повышении эффективности организаций. Необходимо изучить сущность предприятия как социально-экономической системы и как организации, системный характер взаимодействия компонентов предприятия: продукции, процесса, ресурсов.

Вопросы для обсуждения

Системные свойства организации.

Целевой аспект организации.

Субъектно-объектные отношения в организации.

Процессы организации и самоорганизации в природе и в обществе.

Предприятие как социально-экономическая система.

Доклады

1. Основные этапы эволюции организаций.

2. Государственное регулирование предпринимательских отношений.

3. Государственная поддержка малого бизнеса в России и за рубежом.

Основная литература

Алиев В.Г. Теория организации. М., 2008.

Кафидов В.В., Скипетров Т.В. Теория организации: Учебное пособие для вузов. Рекомендовано УМО вузов России. М.,2007.

Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: Учебное пособие.М., 2008.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2009.

Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М., 2006.

Дополнительная литература

1. Парахина В.Н., Федоренко К.Л. Теория организации. М., 2008.

2. Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2007.

Семинар 3. Организация и управление

Методические рекомендации по изучению темы. Сущность понятия «управление» в общенаучном и социально-экономическом смысле может быть раскрыта посредством анализа основных черт управления, целенаправленности, зависимости от закономерностей и законов управляемой системы, цикличности, превентивности, информационности и др.

Системный характер процесса управления позволит изучить содержание и особенности понятия «система управления» как среды протекания управления, совокупность объектов, процессов, факторов, принципов, методов, информационных и дидактических единиц, составляющих систему управления.

Сущность и организационно-управленческое содержание категории «функция» следует изучать с позиции состава, содержания и взаимосвязи функций организации и управления, а также последовательного и параллельного, цикличного и линейного характера осуществления функций.

Организация и самоорганизация как структурообразующие процессы должны быть исследованы с точки зрения понятия организационной структуры и взаимосвязи организационных структур и структур управления организацией.

Вопросы для обсуждения

Сущность процесса управления, основные категории управления.

Содержание и компоненты системы управления.

3. Место системы управления в обеспечении жизнедеятельности организации.

4. Разногласия в организации. Управление разногласиями.

5. Самоуправление в организации.

Доклады

1. Теория справедливости стимулирования производственной

деятельности персонала.

2. Теория ожидания как социально-психологический метод управления.

3. Теория потребностей.

Основная литература

1. Парахина В.Н., Федоренко К.Л. Теория организации. М., 2008.

2. Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2007.

3. Теория организации: Учебник/Рекомендовано Мин. образования РФ / Под ред. В.Г. Алиева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

4. Шереметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Курс лекций. М., 2006.

Дополнительная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М., 2008.

2. Мыльник В.В., Титаренко Б.П. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. 4-е изд. М., 2006.

3. Пригожин А. Дезорганизация. М., 2007.

Семинар 4. Структурирование управления

организационными системами

Методические рекомендации по изучению темы. Определив особенности учета субъективного и объективного факторов как основу выделения механистического и органического подходов к построению организации, следует учесть специфику очередности приоритетов категорий «цель, задачи, функции, структуры, персонал» при использовании механистического и органического подходов.

Необходимо рассмотреть содержание и специфику механистического подхода к организации теории М. Вебера и Г. Форда как основу механистического подхода, а также изучить принципы построения организации механистического типа: иерархическая цепь, делегирование полномочий, специализация обязанностей, единообразие прав, нормализация и стандартизация и др. Условия и формы эффективности механистических организаций.

Отдельно следует изучить специфику органического подхода, школу человеческих отношений, ситуационную теорию и теорию организационных потенциалов как фундаментальное обоснование создания организаций органического типа. Принципы органического подхода: гуманистичность, творчество, новаторство, универсализм, власть потребителя и др. Преимущества и недостатки органического подхода.

Вопросы для обсуждения

Механистические и органические структуры управления.

Линейные структуры управления.

Самоуправление организацией: сущность и принципы.

Доклады

Достоинства и недостатки линейных структур управления.

Особенности жестких иерархических структур.

Процесс формирования управленческих отношений в организации.

Преимущества и недостатки органических структур управления.

Теория живых систем и самоорганизации как основа формирования органических организаций.

Основная литература

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник /Рекомендовано Мин. образования РФ.2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

Миронов М.Г., Жданова Т.С. Теория организации. М., 2006.

Парахина В.Н., Федоренко К.Л. Теория организации: Учебное пособие для вузов. Рекомендовано Мин. образования РФ. М., 2007.

Дополнительная литература

Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2006.

Шереметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Курс лекций. М., 2006.

Семинар 5. Законы, регламентирующие функционирование

социальных организаций

Методические рекомендации по изучению темы. Данную тему рекомендуется изучать с определения сущности и взаимосвязи понятий: отношение, зависимость, связь, закономерность, закон. Следует обратить внимание на особенности социальных законов. Научные основания для выявления законов организации: существование (реальность), развитие (динамичность), взаимосвязанность, наблюдаемость. Необходимо изучить законы организации и их взаимодействие, а также основные виды законов: законы науки, законы природы, законы – предписания, законы мышления и законы организации. Классификация и типология объективных законов организации.

Следует рассмотреть роль общесистемных законов в решении задач теории организации: законы синергии, самосохранения, развития, закон композиции и пропорциональности, закон информированности, упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, специфические законы.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность, основные категории, содержание, классификация и взаимодействие законов.

2. Закон синергии. Основные показатели созидательного синергетического эффекта.

3. Закон самосохранения и борьба организаций за выживание.

4. Закон развития деловых организаций.

5. Закон композиции и пропорциональности.

6. Закон информированности и упорядоченности.

7. Закон единства и анализа синтеза.

Доклады

1. Частные и специфические законы социальной организации.

2. Научные основания для выявления и исследования законов организации.

3. Стратегии развития организации в современных условиях России.

4. Закон композиции и пропорциональности в современных условиях.

5. Особенности управления организацией на различных этапах ее жизненного цикла.

Основная литература

1. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: Учебник для вузов. М., 2006.

2. Кафидов В.В., Скипетров Т.В. Теория организации: Учебное пособие для вузов. Рекомендовано УМО вузов России. М., 2007.

3. Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2008.

Дополнительная литература

1. Алиев В.Г. Теория организации. М., 2008.

2. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2009.

3. Подлесных В.И. Теория организации. СПб., 2006.

Семинар 6. Принципы действия статических и динамических организаций

Методические рекомендации по изучению темы. Начинать изучение данной темы следует с рассмотрения сущности категории «принцип», субъективной и объективной стороны принципов. Необходимо раскрыть взаимосвязь, различие и гносеологическую последовательность понятий: закон, закономерность, принцип, метод, функция, свойства принципов: комплексность, системный характер существования, иерархичность, преемственность, внутрисистемная непротиворечивость и др.

Следует обратить внимание на классификацию и типологию принципов организации, разделять общие, частные, локальные и ситуационные принципы, принципы научности, целенаправленности, системности, эффективности, полноты, экономичности, слабого звена, ведущего звена и др.

Необходимо изучить сущность понятия «статика организации», состояние, ресурсы, резервы, фонды, миссии, нормы, отношения, зависимости, связи, соединения, полномочия, звенья, уровни и структуры как категории статики организации. Следует рассмотреть принципы структуризации организаций: принцип приоритета объекта над субъектом, функции над структурой, минимальной сложности и др., сущность и факторы динамики организации, проблемы, цели, интервалы, темпы, процессы, стадии, этапы, функции, работы, операции, процедуры, циклы как категории динамики организации, а также принципы динамики организации: принцип информативности, параллельности и др.

Вопросы для обсуждения

1. Статика и динамика организационных систем.

2. Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организаций.

3. Виды анализа системы управления организацией.

Доклады

1. Теория Гласиера.

2. Противоречие принципов действия статической и динамической организации.

3. Влияние переходной экономики России на организации статического типа.

Основная литература

Алиев В.Г. Теория организации. М., 2008.

Парахина В.Н., Федоренко К.Л. Теория организации. М., 2008.

Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2007.

Дополнительная литература

1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., 1969.

2. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2006.

Семинар 7. Рационализация организационной деятельности.

Принципы рационализации

Методические рекомендации по изучению темы. Начинать изучение данной темы следует с определения сущности рационализации, сформулированной Ф.Тейлором, Г. Эмерсоном, Ф. Гилбретом и т.д. Далее надо обратить внимание на целесообразность принципов рационализации и основные направления рационализации деятельности организационных систем.

Принятые стандарты качества и системы обеспечения качества необходимо рассматривать в контексте реализации закона самосохранения и борьбы организации за выживание. Для оценки перспектив выживаемости организации в условиях жесткой конкуренции необходимо обратить внимание на понятие «менеджмент качества».

При изучении основных принципов стандартизации элементов управленческой деятельности рекомендуется использовать учебное пособие Э.А. Смирнова «Основы теории организации».

Также следует обратить внимание на рационализирующее воздействие среды электронной коммерции на показатели трансакционных издержек.

Вопросы для обсуждения

Понятие и сущность принципов рационализации.

Основные направления рационализации производства.

Повышение качества управленческого и исполнительского труда.

Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности.

Доклады

1. Рационализация в современных условиях.

2. Влияние новых коммуникационных технологий на рационализацию организационной деятельности.

3. Влияние электронной коммерции на условия выполнения финансовых трансакций.

4. Переход отечественных предприятий к рациональным методам ведения бизнеса в сети. Факторы сдерживания.

Основная литература

Алиев В.Г. Теория организации. М., 2008.

Парахина В.Н., Федоренко К.Л. Теория организации. М., 2008.

Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2007.

Дополнительная литература

1. Кафидов В.В., Скипетров Т.В. Теория организации: Учебное пособие для вузов. Рекомендовано УМО вузов России. М., 2007.

2. Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2008.

3. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2009.

Семинар 8. Проектирование организационных систем

Методические рекомендации по изучению темы. Начинать изучение данной темы следует с определения сущности организационного проектирования. Далее следует рассмотреть основные этапы организационного проектирования: предпроектное исследование (предварительное, рабочее, выводы и анализ); разработку организационного проекта; экспертизу проекта, внедрение организационного проекта.

Решая задачи проектирования организации, целесообразно выделить три основных группы целей: модели и методы, используемые в процессе организационного проектирования, модель Р. Бускирка, показатели уровня качества и эффективности организационного проекта. Следует обратить внимание на методы корректировки структуры для устранения недостатков, изучить интегральную оценку качества организации.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и основные этапы формирования организационных структур.

2. Критерии модели Р. Бускирка.

3. Основы методики организационного проектирования.

4. Методы корректировки организационных систем.

5. Моделирование деятельности организаций.

Доклады

Создание прообраза будущей организации.

Перспективы автоматизированного проектирования организаций.

Преимущества экспертно-аналитического метода проектирования.

Реорганизации организационных структур в государственном масштабе.

Практическое задание

Определить необходимость реформирования выбранной организации. Обосновать сделанные выводы.

Основная литература

Алиев В.Г. Теория организации. М., 2008.

Парахина В.Н., Федоренко К.Л. Теория организации. М., 2008.

Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2007.

Дополнительная литература

1. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2009.

2. Подлесных. В.И. Теория организации. СПб., 2006.

3. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Курс лекций. М., 2008.

Семинар 9. Организационная культура

Методические рекомендации по изучению темы. Учитывая, что люди не могут быть свободны от воздействия той культурной среды, в которой они живут, изучение данной темы необходимо построить по следующей структуре: культура – организационная культура – виды и типы организационной культуры – взаимосвязь и взаимовлияние национальной и организационной культур.

Отдельно следует изучить системы управления культурой, формирования и поддержания культуры в организации, рассмотреть следующие организационные мероприятия: 1) тщательный отбор кандидатов, поступающих на работу, с использованием стандартизированных процедур и учетом конкретных черт личностей; 2) выработку опыта, способствующего открытости в восприятии организационных норм и ценностей; 3) овладение необходимыми для работы навыками; 4) тщательный анализ результатов труда работников и соответствующее награждение каждого из них; 5) воспитание приверженности важнейшим ценностям организации; 6) распространение организационного фольклора, оправдывающего организационную культуру компании; 7) признание и продвижение сотрудников, играющих ролевые модели в организации (герои).

Изучение мотивационных особенностей персонала с различными организационными культурами следует проводить с использованием периодической печати (журналы «Управление персоналом» «Служба кадров», «Менеджмент в России и за рубежом» и др.)

Вопросы для обсуждения

Организационная культура: параметры, типы, механизм поддержания.

Методы оценки организационной культуры.

Мотивационные особенности персонала в компаниях с различными организационными культурами.

Доклады

Место организационной культуры в организационном поведении.

Механизмы формирования организационной культуры.

Механизмы влияния на организационную культуру.

Причины и негативные последствия низкой организационной культуры в организациях.

Формирование фирменного стиля в организации.

Основная литература

1. Алиев В.Г. Теория организации. М., 2008.

2. Арсенев Ю.Н., Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. Организационное поведение: Учебное пособие. М., 2007. Гл. 8.

3. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2009.

4. Подлесных. В.И. Теория организации. СПб., 2006.

5. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Курс лекций. М., 2008.

Дополнительная литература

1. Жалило Б. «Операция на душе» - изменение корпоративной культуры компании // Управление персоналом. 2007. № 1.

2. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебное пособие. М., 2005. Гл. 3. Т.1.

3. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие. М., 2004. Т. 26.

Семинар 10. Субъекты и объекты организационной деятельности

Методические рекомендации по изучению темы. Изучать данную тему следует с определения организационной деятельности с точки зрения совокупности структуры и способов функционирования ее элементов. Далее необходимо дать характеристику понятия субъекта и объекта управления, установить взаимосвязь их функций и подфункций.

Потом рассмотреть права и обязанности работников, регламентацию деятельности субъектов управления. Уяснить что такое обобщенный субъект управления. Следует изучить понятие и сущность социальной самоорганизации, ознакомиться с обязанностями менеджеров среднего и высшего звена и рассмотреть классификацию управленческих решений.

Вопросы для обсуждения

1. Объекты и субъекты организационной деятельности.

2. Элементы организационной деятельности субъекта управления.

3. Взаимосвязь функций и подфункций управления.

4. Права и обязанности работников в качестве субъекта и объекта производственных отношений.

Доклады

1. Роль организационной деятельности в системе экономического управления организацией.

2. Субъекты организационной деятельности на уровне государства.

3. Функции деловой организации в переходный период к рыночной экономике в России.

Основная литература

1. Алиев В.Г. Теория организации. М., 2008.

2. Кафидов В.В., Скипетров Т.В. Теория организации: Учебное пособие для вузов. Рекомендовано УМО вузов России. М., 2007.

3. Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2008.

Дополнительная литература

1. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2009.

2. Подлесных. В.И. Теория организации. СПб., 2006.

3. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Курс лекций. М., 2008.

Семинар 11. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли

Методические рекомендации по изучению темы. Начать изучение данной темы следует с исторического развития организационной науки, обращая внимание на следующие категории: организация - трудовой процесс; организация - машина; организация - община. Целесообразно особо рассмотреть характеристики бюрократической организации, социотехнической организации, интернационистскую модель, естественную организацию и модель организационного потенциала.

Вопросы для обсуждения

Историческое развитие организационной науки.

Развитие организационной мысли в России.

Вклад информатизации в организационную науку.

Доклады

Развитие организационной науки в Европе.

Развитие североамериканской теории организации и управления.

Бюрократическая организация по М.Веберу.

Теория Ч. Бернара.

Модель организации И. Ансофф.

Основная литература

1. Алиев В.Г. Теория организации. М., 2008.

2. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: Учебник для вузов. М., 2006.

3. Парахина В.Н., Федоренко К.Л. Теория организации. М., 2008.

4. Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2007.

Дополнительная литература

1. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2006.

2. Подлесных. В.И. Теория организации. СПб., 2006.

Тесты

Теория организации:

А. Наука, изучающая основные принципы, законы и закономерности природы и общества.

Б. Наука о принципах, законах и закономерностях создания, развития и функционирования организаций.

В. Наука о количественных соотношениях и качественных характеристиках объектов окружающего мира.

Организация как социальное явление:

А. Группа людей, объединившихся для достижения определенной цели в области производства товаров, услуг, информации и знаний.

Б. Большая группа разных людей, собравшихся для чего-либо в определенное время в каком-нибудь одном месте.

В. Частный предприниматель, ведущий самостоятельную коммерческую деятельность.

Организационная система:

А. Коллектив сотрудников, выполняющих общую работу в строгом соответствии с полученными от руководства заданиями.

Б. Единое образование из взаимодействующих между собой звеньев, предназначенное для целенаправленной деятельности.

В. Сложный механизм, состоящий из различных частей и элементов и выполняющий различные функции.

Объекты внешней среды организации:

А. Люди и организации, с которыми взаимодействует рассматриваемая организация.

Б. Все то, что находится за пределами данной организации.

В. Природные и климатические условия, в которых функционирует рассматриваемая организация.

Хозяйственные организации:

А. Группа людей, объединившихся между собой на основе взаимной симпатии и привязанности.

Б. Союзы, партии, группы, сформированные по интересам.

В. Организации, специализирующиеся на производстве товаров, услуг или информации.

Общественные организации:

А. Группа друзей, отправившихся во время отпуска в туристический поход.

Б. Объединение людей, выработавших определенную, общественно значимую цель.

В. Организации, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления.

Ассоциативные организации:

А. Религиозные организации.

Б. Потребительские кооперативы.

В. Семья, неформальные группы.

Неформальные организации:

А. Кооперативные организации с небольшой численностью персонала.

Б. Незарегистрированные в государственном порядке организации

В. Государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия:

А. Коммерческие организации, наделенные правом собственности.

Б. Коммерческие организации, не наделенные правом собственности.

В. Некоммерческие организации, не наделенные правом собственности.

1 2