">
Экономика Менеджмент
Информация о работе

Тема: Лидерство в менеджменте

Описание: Понятие и сущность лидерства. Подход с позиции личных качеств. Поведенческий, ситуационный. Отличие лидера от менеджера. Современные модели. Концепция атрибутивного, харизматического управления. Личностные черты руководителя. Баланс рабочего времени.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Менеджмент.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 201
Поднять уникальность

Похожие работы:

Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие поции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, большом личном капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Такой руководитель относится к своим подчинённым исключительно недоверчиво. Наиболее часто он выражает своё отношение к подчинённым следующим образом:

Каждому человеку от природы присуще нежелание работать, а по этому он старается избегать затрат труда, где это только возможно.

Честолюбие присуще очень многим, люди стараются избегать прямой ответственности, предпочитают быть ведомыми.

Помимо всего вышесказанного каждый человек старается обеспечить себе полную безопасность.

Чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на достижение единой цели, абсолютно необходимо применять различные меры принуждения, контроля, а также напоминать о возможности наказания.

Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).

Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, неподдающийся соблазнам: деньги, женщины и власть, т.к. они крайне раздражают завистников и способствуют росту оппозиции. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.

Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, «сталкивает» их между собой, пытается быть «добрым шефом», но иногда, невольно, становится марионеткой в руках подчинённых, которые фактически управляют предприятием. Преимущество либерального стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства.

Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов и перечисленные выше темпераменты всегда проявляются у человека в определённой пропорции с преобладанием одного из них.

Схема №1 (приложение Б.3).

Сильные и слабые стороны стилей руководства. Таблица №3 (приложение Б.4).

Параметры взаимодействия с подчинёнными, в зависимости от стиля руководства. Таблица №4 (приложение Б.5).

Нельзя быть очень авторитарным руководителем, необходимо выслушивать подчинённых, их точки зрения. Возможно, совет подчинённого спасёт руководителя от необдуманного решения, которое может привести фирму к полному краху.

7. Памятка лидера. 

Поставить задачу коллективу; изложить её с воодушевлением и постоянно напоминать о ней.

Планировать работу, определять скорость её выполнения и разрабатывать обязанности, чтобы обеспечить преданность делу отдельных людей и целых коллективов.

После консультаций ставить конкретные цели для каждого работника, регулярно - не менее одного раза в год - обсуждать с каждым его успехи.

Делегировать принятие решений; советоваться с людьми.

Выражать понимание ценности работы каждого члена коллектива; объяснять свои решения, чтобы помочь людям претворять их в жизнь; ежемесячно информировать о состоянии дел и политике.

Обучать и развивать людей; поддерживать установленные правила и процедуры, показывать пример тем, кто нарушает их.

Там где намечаются объединения и праздники поощрять их; присутствовать на собраниях и говорить об убеждениях людей – в интересах задачи, коллектива и индивидуума.

Заботиться о благополучии членов коллектива, улучшать условия труда, реагировать на жалобы и уделять внимание функциям.

Никогда не забывать, что ваше мнение вовсе не всегда хорошо, есть и другие мнения, отнюдь не худшие.

Следить за процессом работы; извлекать уроки из успехов и ошибок, регулярно обходить рабочие места, наблюдать, слушать, хвалить.

Вы должны выработать привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы вашего дела.

Выполнять обещания в срок. Если не смогли выполнить - не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием.

Быть внимательным и объективным к «бесполезным» предложениям.

Отклонять ненужные предложения, но тактично и вежливо.

Будучи уверенным, в себе, избегать быть самоуверенным, самоуверенность - предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе.

Чтобы эффективно подчинять, надо уметь подчиняться, хотя бы обстоятельствам.

Воспитывать подчинённых ненавязчиво, но верно, поощрять их плодотворный труд и инициативу.

Руководствоваться в работе тремя «не»: не раздражаться, не теряться, не распыляться.

Быть терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашей работе.

Хвалить не на людях, поощрять с глазу на глаз.

Уметь слушать, иметь бесконечное терпение.

Предоставлять сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия.

Практическая работа.

Особенности поведения лидера (на примере ОАО «Динур»).

Моя практическая работа осуществлялась на предприятии: Первоуральский динасовый завод (ОАО «Динур»). Россия, Свердловская область, г. Первоуральск.

Мной были проведены тесты, с помощью которых был опрошен лидер: начальник ОТК, Светлана В.

Содержание практической работы.

Тест №1 «Способны ли вы влиять на других?».

Каждый из нас, как известно, подвержен влиянию других людей, нередко и сам старается повлиять на них в желаемом направлении. Предлагаем проверить, какой силой внушения наделены вы. Каждый, в силу своей профессии, должен обладать этим качеством. Если вы хотите узнать, способны ли вы оказывать влияние на других, убеждать их, примите участие в этом психологическом тесте.

Отвечайте на вопросы «да» или «нет».

Выбрали бы вы профессию актёра или политика?

Раздражают ли вас люди, которые экстравагантно одеваются или ведут себя?

Способны ли вы поделиться с другим человеком своими личными переживаниями?

Реагируете ли вы немедленно на малейшее проявление неподобающего к вам отношения?

Задевают ли вас успехи других в той области, в какой хотелось бы достичь успехов вам?

Готовы ли вы взять на себя очень трудное дело только для того, чтобы показать, что оно вам под силу?

Могли бы вы пожертвовать всем ради совершения чего-то исключительного?

Хотите ли вы, чтобы вас всегда окружал один и тот же круг друзей?

Придерживаетесь ли вы в своей жизни строго расписанного по часам распорядка?

Любите ли вы переставлять мебель в квартире?

Нравится ли вам делать привычное дело каждый раз по-новому?

Любите ли вы подтрунивать над теми, у кого слишком большое самомнение?

Можете ли вы сказать своему начальнику или тому, кто считается общепризнанным авторитетом, что он не прав?

Теперь подсчитайте балы. да нет  1. 5 0  2. 0 5  3. 5 0  4. 5 0  5. 5 0  6. 5 0  7. 5 0  8. 0 5  9. 0 5  10. 5 0  11. 5 0  12. 5 0  13. 5 0  

Если вы набрали от 65 до 35 балов, то:

у вас есть все способности для того, чтобы подчинять своему влиянию других, перевоспитывать их, поучать, наставлять. Вы превосходно чувствуете себя в такой роли. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать других, держаться в стороне и думать только о себе.

Напротив он должен стремится сделать что-то для других, руководить ими, указывать на ошибки, научить их видеть светлые стороны окружающей действительности. Вы способны убеждать и оказывать влияние на других, но при этом постарайтесь не дойти в своём наставничестве до крайности, ибо это угрожает, вам превратится в фанатика или тирана.

Если вы набрали от 30 до 0 балов, то:

увы, вы не обладаете силой внушения, способной убедить других, хотя зачастую во многом правы. Идеальной для себя (и других) вам представляется жизнь строго упорядоченная, подчинённая законам здравого смысла и благонравия, а будущее – предсказуемым. Вы нечего не любите делать через силу. Иногда слишком сдержаны, что подчас мешает в достижении цели, выставляет в несколько превратном свете ваше поведение.

Результаты теста: № вопроса Ответ Балы за ответ  1 Да 5  2 Нет 5  3 Да 5  4 Да 5  5 Нет 0  6 Да 5  7 Да 5  8 Да 0  9 Нет 5  10 Нет 0  11 Да 5  № вопроса Ответ Балы за ответ  12 Да 5  13 Да 5  Всего балов  50  

Характеристика опрашиваемого лидера по результатам данного теста:

Опрашиваемый лидер набрал высокий бал, следовательно, у него есть все способности для того, чтобы подчинять своему влиянию других, что немаловажно в работе руководителя. Он может перевоспитывать их, поучать, наставлять. Он превосходно чувствует себя в такой роли и убеждён, что человек не должен замыкаться в себе, избегать других, держаться в стороне и думать только о себе, напротив он должен стремится сделать что-то для других, руководить ими, указывать на ошибки, научить их видеть светлые стороны окружающей действительности.

Совет этому лидеру: «Вы способны убеждать и оказывать влияние на других, но при этом постарайтесь не дойти в своём наставничестве до крайности, ибо это угрожает, вам превратится в фанатика или тирана».

Тест №2. «Тест на выявление степени риска».

Данный тест выявляет степень риска у людей.

Что бы выбрали вы? Поставьте палочку на одной стороне прямоугольника.



Будите стабильно получать 5 долларов ежемесячно.

Обещают 15 долларов, но иногда может быть и меньше.

Будите получать 50 долларов, но каждый день на вас будут выливать ведро холодной воды.

Будите получать 250 долларов, но вас обольёт мочой животного.

Ключ.

У человека минимальная степень риска (практически нет).

Может рисковать минимально, зная о том, что риск оправдан.

Высокая степень риска.

Очень высокая степень риска.

Результаты теста.

Опрашивался лидер: Светлана В.

У опрашиваемого лидера высокая степень риска, это рекомендуемый результат для предпринимателей и менеджеров.

От степени риска у людей, чья профессия связана с управленческой деятельностью, многое зависит, также как от имеющегося стиля руководства. Например, человек со всем не рискующий не достигнет больших результатов, но зато он не сделает очень серьёзных ошибок, которые могут привести к нежелательным последствиям. А человек, у которого очень высокая степень риска, может достигнуть очень больших результатов, но также «пролететь» так, что будет жалеть об этом всю жизнь.

Заключение.

Подобрав и проанализировав литературу по теме: лидерство в менеджменте, мною было изучено влияние личностных качеств лидера на успех его работы, а, следовательно, и успех организации. Лидер может повысить эффективность работы подчинённых, не прибегая к общепринятым мерам, а используя свои лидерские качества и способности. Также мною было изучено влияние стилей руководства на поведение подчинённых, им лучше работать с общительным, не авторитарным и привлекательным руководителем, с которым можно поделится своими мыслями и идеями.

В практической работе мною были проведены тесты на ОАО «Динур», в результате которых мною было выявлено, что лидер не может применить свои качества и навыки без способности влиять на людей, по этому важно определить уровень своего влияния на других. Также не маловажен и риск в работе лидера. Степень риска у всех разная, и по-разному сказывается на результаты работы.

Мне понравилось изучать данную тему, она очень интересна и в наше время стала актуальной, когда выросшие, как грибы после дождя, фирмы столкнулись с проблемой эффективного руководства. Только умения и качества лидера могут помочь руководителю более эффективно работать с подчинёнными.

По теме данного курсового проекта мной планируется продолжить свою деятельность в дипломной работе.

Приложение А.

Библиография.

Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачёва Н. И. Основы менеджмента. Москва 2000 г.

Уткин Э. А. Курс менеджмента. Москва 1998 г.

Семёнова И. И. История менеджмента. Москва 1999 г.

Адаир Джон. Эффективное лидерство. Москва 2003 г.

Казначевская Г. Б. Менеджмент. Ростов-на-Дону 2002.

Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Москва 1993 г.

Грачёв М. В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. Москва 1993 г.

Динь Ле Хао. Динамика требований к авторитету руководителя в условиях экономической реформы. Москва 1993 г.

Кови С. Семь навыков лидера. Минск 1996 г.

10) Виктор Царский. Справочник менеджера. Москва 2001 г.

11) Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Москва 2002 г.

12) Вачугов. Основы менеджмента. Москва 1999 г.

13) Райзберг. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых.

14) Щекин Г.В. Управление Бизнесом. Москва 1994 г.

15) Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла.

Москва 1993 г.

16) Ранняя диагностика Первоуральского центра занятости населения. Первоуральск 2003 г.

17) Герчикова И.Н. Менеджмент. Москва1994 г.

18) Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. Санкт – Петербург 2002 г.

19) Эндрю Гроув. Эффективный менеджмент. Москва 2003 г.

20) Стаут Л. Лидерство: от загадок к практике. Москва 2001 г.

Приложение Б.1.

Таблица 1. Отличия лидера от менеджера. Менеджер Лидер  Администратор Инноватор  Поручает Вдохновляет  Работает по целям других Работает по своим целям  План основа действия Виденье  Полагается на систему Полагается на людей  Использует доводы, факты Использует эмоции  Контролирует Доверяет  Поддерживает движение Даёт импульс движению  Проффесионал Энтузиаст  Принимает решения Превращает решения в реальность  Делает дело правильно Делает правильное дело  Должны уважать Должны обожать  

Приложение Б.2.

Таблица 2. Оценка руководителя.

. Оценка руководителя  

Оценка результатов работы подчинённого коллектива Оценка выполнения функций по руководству коллективом  Набор количественных и качественных показателей, характеризующих выполнение заданий по объёму, номенклатуре, качеству продукции, срокам выполнения работ, производительности труда. Степень выполнения функций:

планирование работы подразделения; подбора, расстановки и подготовки кадров; организация производственной деятельности работников; контроля и оценки деятельности подчинённых; стимулирование творческой деятельности подчинённых.

 

Приложение Б.3.

Схема 1.

Авторитарный Демократический Либеральный

Сосредоточен на работе <---------------------------> Сосредоточен на человеке

<---------------------Стили руководства ------------------->

Приложение Б.4.

Таблица 3. Сильные и слабые стороны стилей руководства.

Стиль руководства Авторитарный Демократический Либеральный  Природа стиля Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера.

Личное установление целей и выбор средств их достижения.

Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху. Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера.

Принятие решений разделено по уровням на основе участия.

Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях. Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации.

Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме.

Коммуникации строятся в основном по горизонтали.  Сильные стороны Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата. Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении. Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера.  Слабые стороны

Сдерживается индивидуальная инициатива. Требует много времени на принятие решений. Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера.  

Приложение Б.5.

Таблица 4. Параметры взаимодействия с подчинёнными, в зависимости от стиля руководства. Параметры взаимодействия с подчинёнными: Стили руководства   Авторитарный Демократический Либеральный  принятие решений Решения принимаются единолично. Решения принимаются после обсуждения в группе. Решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства.  способ доведения решения Приказы, распоряжения, команды. Предложения, советы. Просьбы.  отношение ответственности Или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных. Коллективная ответственность. Снимает с себя всякую ответственность.  отношение к инициативе Подавляется. Поощряется. Отдаётся в руки подчинённых.  отношение к квалифицирован- ным кадрам Стремится задавить. Стремится максимально эффективно их использовать. Отпускает их в «свободное плаванье».  отношение к недостаткам собственных знаний Недостатков нет «и не может быть по определению». Постоянно повышает свою квалификацию. Нет «большого значения».  стиль общения «Держит дистанцию». Поддерживает дружеское общение. Избегает общения.  характер отношений с подчиненными В зависимости от настроения. Манера поведения со всеми как с равными коллегами. Мягкая манера поведения.  отношение к дисциплине Жёсткая формализованная дисциплина. Сторонник дисциплины «разумной достаточности». Формально-попустительское отношение.  отношение к моральному воздействию на подчиненных Неотвратимость наказания - основной метод стимулирования. Необходимо использовать различные методы поощрения и наказания. Безразличное.  

1 2