">
Экономика Менеджмент
Информация о работе

Тема: Роль общественных организаций в разработке и реализации молодежной политики в районе, городе, регионе

Описание: Теоретические основы организации социальной работы с молодежью в социальных службах. Молодежь как объект социальной работы. Социальные проблемы. Принципы государственной политики. Формы и методы работы. Анализ общих направлений и форм. Мероприятия по улучшению.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Менеджмент.
Тип: Курсовая работа
Дата: 29.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 51
Поднять уникальность

Похожие работы:

Курсовая работа

по предмету: «Социальный менеджмент»

Роль общественных организаций в разработке и реализации молодежной политики в районе, городе, регионе

2006

Оглавление

Введение3

Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с

молодежью в социальных службах5

1.1. Молодежь как объект социальной работы5

1.2 Социальные проблемы молодежи8

1.3.Принципы государственной молодежной политики.16

Глава 2. Формы и методы социальной работы с молодежью в

социальных службах18

2.1. Анализ общих направлений и форм социальной работы

с молодежью в ДЮЦ «Вариант» 18

2.2. Программы социально-психологической поддержки молодежи в социальных службах и их развитие21

2.3. Оценка проблем развития работы с молодежью на основе

эмпирических исследований 30

Глава 3. Разработка рекомендаций по использованию результатов

анкетного опроса в ДЮЦ «Вариант»38

2.5. Перспективы развития социальной работы в Свердловской

области41

Заключение43

Список литературы45

Введение

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные его социальные ориентиры во многом определяют будущее общества.

Актуальность данной темы определяется необходимостью оказания помощи молодежи в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. Средствами достижения этой цели является создание целой системы социальных служб, призванных заниматься обеспечением полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовкой молодого поколения к самостоятельной и трудовой, взрослой жизни.

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание, так как «общество и государство должны рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, топливных и финансовых ресурсов» [29, с. 635] .

Высокие скорости политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

Негативное общественное влияние сказывается прежде всего на молодежи. Так, по данным Департамента медико-санитарных проблем семьи, материнства и детства РФ в 2003 г. в России насчитывалось до 950 тыс. безнадзорных детей [22, с. 2].

Объект исследования - социальная работа с молодыми людьми, т.е. гражданами от 14 до 30 лет в социальных службах.

Предметом исследования выступила конкретная организация по работе с молодежью г. Екатеринбурга – Детско-юношеский Центр «Вариант», расположенный в Верх-Исетском районе.

Целью исследования является изучение направлений и методов работы с молодежью в социальных службах, позволяющих получить наибольший социальный эффект в виде повышения социальной активности молодежи и снижения негативных форм поведения при имеющихся размерах финансирования со стороны государственного и муниципального бюджета.

Задачи , способствующие достижению поставленной цели:

- определить содержание и принципы государственной молодежной политики;

- проанализировать социальные проблемы молодежи;

- провести анализ деятельности социальной службы для молодежи на примере Детско-юношеского Центра «Вариант»;

Внедрение новых форм работы в социальных службах с использованием социально-психологических разработок и программ коррекции эмоционального развития подростков позволит повысить эффективность социальной работы с молодежью, будет способствовать формированию из молодежи социально- активных личностей.

Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с молодежью в социальных службах

Молодежь как объект социальной работы

В научной литературе существует несколько подходов к определению понятия «молодежь».

1. Психофизический подход. Молодость - это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость).

2. Конфликтологический подход. Молодость - это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, длящийся конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия развития человека.

3. Ролевой подход. Молодость – это особая в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого».

4. Субкультурный подход. Молодежь – это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями.

5. Стратификационный подход. Молодежь – это особая социально - демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфичными социальными позициями, статусом и ролями.

6. Социализационный подход. Молодость – это период социального роста, первичной социализации. Главная цель юности – самоопределение, персонализация. В юнош. возрасте развивается чувство индивидуальности.

7. Субъективный подход. Молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие,

жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста.

8. Процессуальный подход. Молодые – это те, кто не завершен, не интегрирован, находятся в состоянии становления, формирования.

Обобщая данные подходы, можно выделить основные данные признаки, присущие молодежи:

Принадлежность к определенной социально-демографической группе;

Четкие возрастные границы;

Обладание определенным социальным статусом и ролью;

Особенности психофизического развития.

Специфика жизнедеятельности, связанная с процессами социализации и самоопределения.

Таким образом, молодежь – особая социально-демографическая группа, находящаяся в определенных возрастных границах, которая переживает период становления социальной зрелости и обладает определенным социальным статусом, который обуславливается состоянием социально-экономического развития общества. [43, с.26].

Данное определение молодежи учитывает такие аспекты, как возраст, социальный статус и повышенную зависимость данной категории населения от общего состояния общественного развития по сравнению с другими возрастными и иными категориями.

По данным переписи населения 1989 года, молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывалось 34, 4 млн. человек, или 23, 4 %. За 10 лет (с 1979 года) численность молодежи сократилась на 4,8 млн. человек.

Всероссийская перепись населения 2002 г. показала, что численность населения РФ – 145,2 млн. человек. Возрастная категория 10-19 лет составляла в 2002 г. 23,2 млн. человек. Удельный вес этой возрастной категории в общей численности населения составил 16,0% (в 1989 г. – 14,0%).

Возрастная категория  20-29 лет в 2002 г. – 22,1 млн. человек. Удельный вес – 15,2% не изменился по сравнению с 1989 г.

Таблица 1

Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет по данным переписи 2002 г.   Тыс. человек Доля  (%) в общей численности   Мужчины и женщины Муж-

чины Жен-

щины Мужчины и женщины Муж-

чины Жен-

щины  Все население 145164 67604 77560 100 100 100  15-19 лет 12800 6504 6296 8,8 9,6 8,1  20-24 лет 11466 5783 5683 7,9 8,6 7,3  25-29 лет 10613 5314 5299 7,3 7,9 6,8  

В соответствии с данными молодое поколение 15-29 лет в 2002 г. составляло – 34,9 млн. человек.

Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает социальная активность и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют ее как самостоятельную социально- демографическую группу.

В областной программе “Молодежь Среднего Урала” [8] указываются следующие тенденции, характерные для молодежной среды:

- почти 75% молодых людей чувствуют себя слабо защищенными социально;

- большинство молодежи указывает на отсутствие информации о своих правах и возможностях;

- наиболее остро стоящими перед молодежью проблемами являются жилищный вопрос, личная безопасность и безопасность семьи, безработица и досуг;

- резкое падение престижа образования в молодежной среде (только 9% школьников учатся с интересом, более трети выпускников не видят перспектив в продолжении образования);

- только 14% детей практически здоровы, 50% - имеют отклонения в здоровье, а 36% - хронически больны;

- произошло значительное сокращение рождаемости в Свердловской области, она является самой низкой на Урале, прирост населения имеет отрицательную направленность.

Подобные явления характерны и для всей России в целом.

1.2. Социальные проблемы молодежи

Вопрос об основных проблемах современной российской молодежи актуален и чрезвычайно сложен, так как проблемы, вызванные особенностями социального статуса молодежи, осложнены социально-экономическим положением молодежи в России. Основа этого – социальная неустроенность и незащищенность молодых россиян, их социальная уязвимость, их неудовлетворенность различными сторонами жизни [43]

Перечислим эти проблемы.

1. Безработица, в т.ч. проблема поиска начала трудовой деятельности, повышения уровня образования.

В современных условиях особую остроту и актуальность приобретают проблемы инфляции и безработицы.

С проблемой инфляции тесно и очень остро встает вопрос о проблеме безработицы молодого поколения.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России. В России, население которой составляет примерно 140 млн. чел, по статистическим данным безработных насчитывается от 5 до 10 млн.чел, что составляет 8-12% населения. В эту группу безработных входит и группа молодежи, это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Эта группа людей, которая хочет и может работать, но в данный момент находится на переходном, кризисном этапе в поисках подходящей для себя работы.

Исследователями зафиксированы основные психологические качества безработного:

Невысокий уровень социальной смелости;

Уступчивость;

Конфликтность;

Пессимизм и осторожность;

Недоверие или скептицизм;

Стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

Как вытекает из данных, представленных на рисунке 1, больше всего молодежь боится остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы ее действий.

Чего опасается сегодня российская молодежь, в % (рис. 1)



Рис. 1. Основные факторы тревожности молодежи

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К началу 1996 г. безработица в России достигла (по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2% экономически активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет. Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости. Ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50 % опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35 % [43 с. 80].

2. Проблема опасности быть вовлеченным в криминальный мир, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм, проституцию.

Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. Около 7% составляет ежегодный прирост лиц, отбывающих наказание в ИТК (во всех видах ИТК на начало 1997 г. находилось более 1,2 млн. человек).

Все это ведет к сокращению участвующих в материальном и духовном производительном труде, росту социальной пассивности значительной части молодого поколения.

Таблица 2

Число убийств и самоубийств в РФ (1990-1995 гг.)

Годы Убиты (тыс. чел.)

Самоубийства (тыс.чел

 1990 21,1 39,2  1993 45,1 56,1  1994 47,8 61,9  1995 45,1 60,9  

Негативные проявления заключаются прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 1995 г. число совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств – в 1,6 раза, мошенничеств – на 75,8%, вымогательств – в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия – в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи, которых в 1995 г. составило 2203 (47,4%), квартирные кражи – 1874 (85,1%).

Из года в год растет женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к “омолаживанию” женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 1995 г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья. [43, с. 96]

В связи с прогнозируемым ухудшением уровня жизни, ростом наркомании и алкоголизма в обозримый период времени можно ожидать продолжение роста молодежной преступности.

Молодежная преступность начинает приобретать глобальный для российского общества характер. Для учета латентности необходимо показатели официальной статистики увеличить как минимум в 4 раза (рис. 2).

Массовый правовой нигилизм молодежи на фоне разгула преступности может привести к введению чрезвычайных положений и мер, которые со временем станут обычной нормой жизни. Уже через несколько лет можно ожидать введения подобных мер в некоторых российских регионах, где нарастает вал преступности и социальный хаос.



12 34 5

1 – всего; 2 - женщины; 3 - преступления совершили в группе; 4 - преступления совершили в организационной группе; 5 - преступления совершили в состоянии наркотического опьянения.

- взрослые, - несовершеннолетние.

Рис. 2 Структура преступности в Российской Федерации

Осознавая опасность такого развития событий Совет Федерации принял решение создать Временную комиссию по вопросам государственной молодежной политики, которая должна обеспечить взаимодействие региональных и федеральных органов власти для согласованной законотворческой деятельности.

Рост молодежной преступности прямо коррелирует с динамикой роста девиантного поведения в молодежной среде, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, бродяжничеством, проституцией, нищенством и т.д. Негативным социальным фоном для развития молодежной преступности стали распад семейных связей, жестокое обращение с детьми в семьях и детских специальных заведениях (ежегодно более 50 тыс. подростков уходят из семьи, более 20 тыс. покидают детские дома и школы-интернаты), невозможность адаптации подростков к современным социально-экономическим условиям, безотцовщина, нравственная деградация, психическая неполноценность. (Социология молодежи)

3. Установление социального статуса, личные проблемы, проблемы молодых семей.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной неопределенности жизненного пути. С одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

В условиях социально-экономического кризиса современной России в исключительно сложной ситуации оказались многие юноши и девушки. Необходимость платить за получение образования, рост безработицы, пренебрежительное отношение правительства к жизненным заботам подрастающего поколения приводят к «запрограммированному неблагополучию молодежи».

Основная тенденция трансформации социальной структуры современного общества - это усугубление социального неравенства по всем показателям. Усугубляется неравенство между регионами. Так, в конце 1997 г. в Москве доход составлял 400 % по отношению к среднероссийскому, в Тюменской области - 230%, в Дагестане -40%. На центральный регион приходится 29% всех доходов страны, тогда как на Северный Кавказ, где проживает 12% населения России, приходится всего лишь 6% доходов.

Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно. Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую власть.

По такой же схеме происходит усиление различий жизненных позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус.

Таблица 3

Отношения к имущественному неравенству (% от числа опрошенных) [43] Мнения Опрос

2001 г.  Это вполне нормально 18,3  Государство должно смягчать имущественное неравенство 29,3  Я за относительное неравенство 7,7  Неравенство оправдано тогда, когда соответствует понятиям о равных возможностях для всех, кто вступает в самостоятельную жизнь 31,9  Определенного отношения пока не сложилось 12,8  

4. Жилищный вопрос, материальные проблемы, зависимость от родителей.

На плохое материальное положение жалуется прежде всего та часть молодежи, которая работает на государственных – 36,2 и приватизированных предприятиях – 36,3 %. Меньше доля жалующихся на плохое материальное положение среди молодежи, занятой на акционерных частных – 22,4% и частных предприятиях – 17 %.

Более того, динамика изменения материального положения лишь закрепляет эти различия. Наиболее велика доля тех, чье материальное благосостояние улучшилось за 1997 г., в составе молодежи, занятой на частных предприятиях, - 48,6% (ухудшилось 14,3%). Меньше всего в составе занятых на государственных предприятиях – 18, 7 % (ухудшилось у 23,9%). Не случайно из числа тех, кто уже работает на частных предприятиях, вернуться на государственные предприятия хотели бы всего 7,7% молодежи, а из состава молодежи, работающей на государственных предприятиях, уйти работать на частные предприятия хотел бы каждый второй.

1.3. Принципы государственной молодежной политики

Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально - экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

« Сознательная, целенаправленная молодежная политика и есть способ урегулирования межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений и, стало быть, развития общества.»

Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: федеральном; региональном;

И основывается она, прежде всего, на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию;

принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики. (Технологии соц. работы, Холостова).

Нормативную основу существования системы молодежной политики составляют:

Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992 № 1075;

Утвержденные постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Основные направления государственной молодежной политики».

Приняты Федеральные законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В 2001 г. Правительственной комиссией по делам молодежи одобрена Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Нормативное закрепление действий федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики реализовано путем принятия федеральных целевых программ.

В 2001-2005 гг. была принята и реализована Федеральная целевая программа “Молодежь России”. Это ее четвертая редакция.

Цель федеральной (президентской) программы «Молодежь России» - создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики.

Глава 2. Формы и методы социальной работы с молодежью в

социальных службах

2.1. Анализ общих направлений и форм социальной работы

с молодежью в ДЮЦ «Вариант»

Детско-юношеский центр «Вариант» продолжает историю Дома пионеров Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. Этапы развития организации показаны в таблице 4.

Таблица 4

Этапы развития ДЮЦ «Вариант» Годы Содержание этапа  

до 1992 г. Дома пионеров Верх-Исетского района

г. Екатеринбурга.

1987 год - Дом пионеров получает новое
помещение по ул. Металлургов, 46.

 1992 г. Дом пионеров изменил статус и
стал Центром Детского творчества (ЦДТ)

 

3 февраля 1994 Постановлением Главы Администрации Верх-Исетского района № 70, ЦДТ был реорганизован в Детско-юношеский центр «Вариант» и передан в оперативное управление Комитету по делам молодежи администрации Верх-Исетского района.

В 1994 году у ДЮЦ «Вариант» было всего

4филиала: «Орленок», «Юбилейный»,
«Космонавт», «Дзержинец»

 

2005 ДЮЦ«Вариант» известен многим горожанам и имеет 10 структурных подразделений - клубов по месту жительства.

 

Коллектив ДЮЦ «Вариант» работает с целью помочь детям и подросткам найти интересное занятие, раскрыть свои способности.

В настоящее время ДЮЦ «Вариант» имеет 10 структурных подразделений в г. Екатеринбурге - клубов по месту жительства.

Детские подростковые клубы по месту жительства показаны на рис. 3.

Детские подростковые клубы по месту жительства ДЮЦ «Вариант»   Клуб «Эдельвейс» (ул. Белореченская 36, т. 212-11-16)
-туризм, альпинизм, геология астрономия, ИЗО, школа
красоты

Клуб «Фантазия» (ул. Заводская 46, т. 242-97-96)

ИЗО, гобелен, лоскутная мозаика, начальное
техническое моделирование, краеведение

Клуб «Орфей» (ул. Викулова, 43/2, т. 242-76-87)

-прикладное творчество, семейный клуб

Клуб «Домовенок» (пос. Медный)

прикладное творчество, ОФП, клуб общения

Клуб «Юный техник» (ул. Красноуральская, 2,) -кружки технического моделирования, туризм, бисерное рукоделие

 

Клуб «Надежда» (ул. Белореченская, 34/1, т.212-21-16)
-клуб для семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями

  Клуб «Олимп» (ул. Папанина, 5) секции дзюдо, рукопашного боя.

Клуб «Саланг» (ул. Московская 80а) секция рукопашного боя   Социально-психологическая служба (ул. Токарей 54/2, т. 246-99-30) консультации специалистов, клуб «Зазеркалье»

 

Рис. 3. Характеристика и состав филиалов ДЮЦ «Вариант»

Структура внешних связей ДЮЦ «Вариант» также обширна.

В Детско-юношеский центре «Вариант» работают коллективы:

- Студия художественного воспитания «Мозаика»

- Театр танца «Магия»

- Хореографический коллектив «Шанс»

- класс «Русский

- Вокальный ансамбль «Тонос»

- Изостудия «Художник»

- Детский театр моды «Кантри»

- Театральный коллектив «Арт»

- Секция спортивного туризма «Дружба»

- Секция атлетизма и бокса «Мастер

Социально-психологическая служба была создана в апреле 1998 года. Первоначально служба работала только для детей, занимающихся в коллективах и клубах Детско-юношеского центра "Вариант" и их родителей. Большая необходимость в получении психолого-педагогической, социальной и юридической помощи и поддержке привела к тому, что с 1999 года служба функционирует в рамках всего В-Исетского района г. Екатеринбурга.

Ежегодно квалифицированные специалисты оказывают помощь более, чем 1,5 тысячам жителей Верх-Исетского района.

Основные направления деятельности Социально-психологической службы следующие :

1) Психолого-педагогическая помощь детям, подросткам и родителям;

2) Информационно-просветительская работа среди подростков, молодежи родителей и педагогов. Профессиональная ориентация подростков;

3) Клуб общения для подростков "Зазеркалье";

4) Патронаж неблагополучных семей, семей "группы риска";

5) Летние оздоровительные площадки для детей с девиантным поведением и детей "группы риска";

Рассмотрим виды помощи Социально-психологической службы.

Специалисты Социально-психологической службы проводят:

- консультации по вопросам воспитания и развития детей, семьи, брака, взаимоотношений детей и родителей;

- ведется консультативная помощь детям и родителям в проблемных, кризисных ситуациях;

- психолого-педагогические тренинги с подростками, направленные на развитие коммуникативных навыков, самопознание и самореализацию, снятие тревожности, преодоление агрессии, профилактику зависимостей;

- диагностика профессиональных склонностей подростка, помощь в выборе учебного заведения, консультации по вопросам поступления и обучения в учебных заведениях города;

- лекции, беседы, дискуссии с подростками, родителями и педагогами по различным проблемным вопросам;

- организация и проведение праздничных, культурно-досуговых, игровых и спортивных мероприятий для детей и их родителей;

- организация летнего досуга детей с девиантным поведением;

- собственные программы групповой психолого-педагогической работы специалистов Социально-психологической службы и др.

2.2. Программы социально-психологической поддержки молодежи в социальных службах и их развитие

Рассмотрим некоторые программы психологической помощи Социально-психологической службы. Одной из наиболее популярных и получивших признание является Программа «Он и Она». Данная программа "Он и Она: искусство взаимоотношений" – это программа психолого-педагогического тренинга для молодых людей 15-18 лет. Направлена на формирование навыков эффективного взаимодействия между молодыми людьми разного пола.

Программа "Искусство общения" – это программа психолого-педагогического тренинга для детей 12-15 лет. Направлена на развитие коммуникативных навыков, формирование культуры общения.

Для младших возрастных групп разработана программа «Кто Я?». Данная программа "Кто Я?" – это программа психолого-педагогического тренинга для детей 10-14 глет. Направлена на формирование Навыков самопознания и самореализации.

Программа «Твой путь» - программа психолого-педагогического тренинга для детей 10-14 лет. Направлена на первичную профилактику зависимостей у молодежи.

Большое значение при работе с молодежью имеет организация летнего отдыха детей и подростков.

Как отмечается в статье заместителя директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ М.В. Гордеевой, основное внимание при организации летнего отдыха детей и подростков в 2005 году было уделено укреплению базы детского отдыха и оздоровления, всесторонней подготовке детских оздоровительных лагерей к приему детей [22, с. 2-3].

Прежде всего это касалось санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных учреждениях, оснащения их необходимым медицинским оборудованием и лекарственными препаратами, обеспечения безопасности проезда детей к местам отдыха и непосредственно в детских оздоровительных лагерях.

В большинстве регионов Российской Федерации были предприняты меры по своевременному открытию летних детских оздоровительных лагерей. В первые дни июня состоялись массовые заезды детей в учреждения отдыха и оздоровления, открытие лагерей дневного пребывания детей.

Всего в 2005 году в стране действовало свыше 30 тысяч детских оздоровительных лагерей различных типов, в них за летний период отдохнуло около 2 млн. детей и подростков.

Во Всероссийском детском центре «Орленок» проводилась целевая смена для детей, требующих особой государственной поддержки, в которой приняли участие около 900 детей и подростков из неблагополучных семей, воспитанников детских приютов
из всех регионов России.

Путевки в детские оздоровительные лагеря оплачивались в основном за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. На эти цели в 2005 году было выделено около 12,6 млрд. рублей. Это позволило оплатить свыше 5,3 млн. путевок для детей застрахованных граждан [22, с. 2].

Часть средств Фонда социального страхования Российской Федерации пошла также на оплату путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Из федерального бюджета в 2005 году выделено свыше 1,308 млрд. рублей. Эти средства полностью предназначены для организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Прежде всего: детей-инвалидов, безнадзорных и беспризорных детей, детей, пострадавших от техногенных катастроф, детей из районов Крайнего Севера, детей, находящихся под опекой.

Далее рассмотрим программы по организации летнего отдыха в ДЮЦ «Вариант».

Для службы работы с подростками лето является благоприятным периодом для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, общение становится ведущим видом деятельности в этот период. Лето это время действий, проб и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Надо только помочь им в этом.

Летние оздоровительные площадки в ДЮЦ "Вариант" и клубах по месту жительства - благоприятная сфера развития личности ребенка летом в условиях города.

Перечень программ представлен в таблице 5.

Основу деятельности летней площадки на базе учреждения дополнительного образования составляют летние оздоровительные программы. Каждая программа - это авторская уникальная разработка, в которой учитывается специфика клуба, возраст детей, педагогические и творческие возможности педагогов.

Таблица 5

Состав и содержание программ летнего отдыха в ДЮЦ «Вариант» Наименование программы Содержание  «Знакомый незнакомец» Историко-архитектурная программа для детей 8-12 лет, посвященная 280-летию г. Екатеринбурга  «Рисуем Екатеринбург» Оздоровительная программа для одаренных детей  «Екатеринбург – родина моя» Краеведческо-познавательная программа  Исетский завод 1723 – Екатеринбург 2003 Историко-краеведческая программа  «Эколандия» Программа летней экологической площадки  «Цветоград» Программа летней экологической площадки  «Теплыйдом» Комплексная программа летней оздоровительной площадки для детей «группы риска»  «Надежда» Программа летней оздоровительной площадки для детей-инвалидов  

Каждая программа ориентирована на комплексное развитие личности. Благодаря разнообразию применяемых форм и методов работы решается целый комплекс задач, направленных на приобретение знаний, умений и успешного освоения новых видов деятельности.

Рассмотрим более подробно одну из программ летнего отдыха на примере программы историко-краеведческого направления «Рисуем Екатеринбург».Программа "Рисуем Екатеринбург" разработана с учетом интересов и потребностей детей в творческом и физическом развитии, познавательной и исследовательской деятельности.

Программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и рассчитана на возраст 10-16 лет.

Условия летней площадки позволяют узнавать историю
родного края в активной форме. Знакомясь с культовыми
архитектурными памятниками города, работая в музеях и
выставочных залах, дети делают зарисовки. Цель таких
зарисовок - понять ту атмосферу, тот стиль жизни уральс-
кого заводского и старательского народа, местный колорит,
описанный такими известными уральскими писателями,
как Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов.

Итоги работы пленэра года по программе "Рисуем Екатеринбург" должен стать альбом иллюстраций к произведениям выше указанных писателей. Для того, чтобы проиллюстрировать произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П.Бажова, нужно окунуться в ту эпоху. В этом помогут экскурсии в музеи и работа в них. Дети смогут познако-
миться с предметами быта Х1Х-ХХ веков, с условиями жиз-
ни и работы заводского люда. Во время зарисовок предметов быта в музеях дети учатся находить гармоничные отношения между миром вещей и стилем жизни прошлых эпох.

Экскурсии по краеведению имеют познавательно-игровую форму, так как именно такая форма проведения этих экскурсий не дает детям скучать, привлекает их внимание, развивает активный интерес к истории и культуре Уральской земли.

Календарный план работы летней площадки
"Рисуем Екатеринбург" представлен в таблице 6.

Таблица 6

Содержание мероприятий программы летней площадки «Рисуем Екатеринбург»

1-ый день 1. Первый тур спортивно-познавательной игры "В поисках клада" (карьер). Работа на местности и в мастерской  2-ой день 1 . Экскурсия в областной краеведческий музей. "Что читали в XVIII веке". Работа в музее - эскизы предметов быта.  3-ий день 1 . Прогулка по историческому скверу. "Истоки города Екатеринбурга". Зарисовки заводского оборудования и архитектурных памятников.  4-ый день 1 . Экскурсия в отдел природы Областного краеведческого музея. Работа в его залах.

2. Зарисовки уральской природы.  5-ый день 1 . Спортивная эстафета (парк XXII парт, съезда)
2. Пленэр на местности.  6-ой день 1 . 2-й тур спортивно-познавательной игры "В поисках клада" (парк Дворца творчества учащихся)
2. Пленэр на местности.  7-ой день 1. Экскурсия в музей Д.Н.Мамина-Сибиряка. Работа в музее.  8-ой день 1. Экскурсия и работа в литературном квартале, (экскурсия и работа в Музее кукол "Аленушкины сказки")  9-ый день 1 . День Верх-Исетского района - праздничная программа.
2. Прогулка по парку Дворца творчества учащихся.
3. Пленэр.  10-ый день 1 . 3-й тур спортивно-познавательной игры
"В поисках клада" (парк Дворца дворца
творчества учащихся)
2. Работа в мастерской.  11-ый день 1 . Экскурсия в музей Верх-Исетского
завода. Работа на территории музея.  12-ый день 1. Экскурсия и работа в Дендра-парке. Эскизы уральской природы.
2. Подвижные игры.  13 -ый день 1 . Экскурсия и работа в музее П.П.Бажова.
2. Работа в мастерской.  14-ый день 1 . Экскурсия в парк "Зеленая роща" 2. Подвижные игры.  15-ый день 1. 4-й тур (заключительный) спортивно-познавательной игры "В поисках клада" (Исторический сквер). 2. Работа в мастерской.  1 6-ый день 1 . Экскурсия и работа в музее «Архитектура Екатеринбурга.
2. Работа в литературном квартале.  17-ый день 1 . Экскурсия и просмотр художественного фильма на киностудии.
2. Работа в мастерской.  18-ый день 1. Литературная викторина. 2. Заключительная выставка детских работ. Подведение итогов.  

Задачи данной программы:

Расширение кругозора и познавательно интереса у детей, приобщение к историческим и культурным ценностям г. Екатеринбурга.

Углубление знаний об истории и культуре Уральского региона, о быте и традициях уральского народа.

Самореализация детей в творческой деятельности, расширение навыков и умений в рисунке, композиции, живописи.

В целом для ДЮЦ «Вариант» характерно постоянное развитие и совершенствование программ работы с молодежью на основе новейших методик и собственных авторских методик квалифицированных специалистов Центра.

Недостатком работы ДЮЦ «Вариант», выявленных в ходе анализа его деятельности, можно считать отсутствие значительных результатов по развитию трудовой активности молодежи.

В последнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении детей и подростков в России. Чрезвычайно актуальной становится проблема их занятости. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования подростки выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих подростков происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества детей, которые оставили учебу.

При исследовании занятости подростков в первую очередь встает вопрос о её реальных объемах. Официальная статистическая отчетность, как известно, учитывает лишь незначительную часть работающих детей. Поэтому, определяя масштабы занятости подростков в возрасте 14-17 лет, приходится полагаться на социологические обследования, проводя оценочные расчеты. Проведенные исследования дают основание оценить уровень подростковой занятости приблизительно в 25% от их общей численности, что говорит о масштабности явления для современной России [40, с. 30-31].

При этом большая часть детей занимается мелким бизнесом, уличной торговлей, оказывает услуги по строительству, ремонту, уборке, участвуют в сельскохозяйственных работах.

1 2