">
Экономика Менеджмент
Информация о работе

Тема: Особенности работы менеджера в организации

Описание: Теоретические основы работы менеджера в организации. Деятельность менеджера и требования, предъявляемы ему. Цели и задачи. Качества современного. Анализ финансовой политики на примере предприятия. Организационно-экономическая характеристика. Движение вперед.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Менеджмент.
Тип: Курсовая работа
Дата: 31.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 166
Поднять уникальность

Похожие работы:

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕНЕДЖМЕНТ»

ТЕМА

«Особенности работы менеджера в организации»

2012

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине «Менеджмент»

Студент

Группа

1. Тема курсовой работы

Особенности работы менеджера в организации

(наименование темы)

2. Основное содержание: в работе целесообразно рассмотреть основные понятия, имеющие отношение к теме, выявить современное состояние выбранной тематики, проанализировать различные точки зрения, встречающиеся в научной литературе по проблемам темы, высказать собственную позицию по спорным вопросам, оценить эффективность действующих положений, сформулировать предложения по совершенствованию выявленных проблем

3. Требования к структуре и оформлению курсовой работы

3.1. В пояснительной записке должны содержаться следующие разделы:

Содержание

Введение

Теоретическая часть

Аналитическая часть

Заключение

Список литературы

Приложения

3.2. Пояснительная записка должна быть оформлена в редакторе Microsoft Word

в соответствии с требованиями ЕСНД

3.3. Текстовые и графические материалы должны содержать:

название, источник информации

4. Источники информации:

Методические указания к выполнению курсовой работы, интернет-ресурсы, беседы с экспертами, учебные пособия, журналы_______________________

Дата выдачи задания

Дата окончания работы

Руководитель

(дата и подпись)

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

по дисциплине «Менеджмент»

студента группы

на тему

Особенности работы менеджера в организации

Наименование этапа работ Трудоемкость выполнения, час. Процент к

общей

трудоемкости

выполнения Срок предъявления консультанту  Получение и согласование задания 0,5 1  февраль  Изучение современных научных положений и концепций по данному вопросу, определение методики анализа и разработки реализации по выбранной проблеме, написания теоретической части 14 18  февраль  Сбор материалов по намеченной программе работы, которая содержит общее описание объекта исследования, изучение документов, организационных норм и положений, расчет показателей, построение сравнительных диаграмм, графиков и т.д. с целью получения обстоятельного материала по выбранной программе 13,5 17  февраль  Систематизация, отбор, обработка материалов. Написание аналитической части работы. В аналитической части целесообразны сравнительные таблицы, расчетные материалы, схемы, графики. 12 15  март  Определение главных направлений проектных рекомендаций 10 13  март  Разработка и обоснование предложений. Написание проектной части, которая должна быть конкретной и содержать предложения, их обоснования и расчеты. 11 14 апрель  Оценка и расчет эффективности предложенных рекомендаций. Написание заключения. 9 11 апрель  Оформление графических материалов 5 6  май  Составление и оформление пояснительной записки и подготовка к защите 2,5 4  май  Защита 0,5 1   Итого 78 100 -  Студент

Руководитель Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава 1: Теоретические основы работы менеджера.........................................7

1.1 Деятельность менеджера и требования, предъявляемы ему……………….7

1.2 Цели и задачи менеджера в организации………………………….……….13

1.3 Качества современного менеджера………………………………………...17

Глава 2: Анализ финансовой политики на примере предприятия

ООО « ИКЕА-ДОМ» ……………………………………..…………...............24

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ИКЕА-ДОМ»………….………………………………………………………...24

2.2 Анализ финансового состояния ООО «ИКЕА-ДОМ»……..……………...26

2.3 Работа в компании «ИКЕА-ДОМ»………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………………...32

Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Работа менеджера в организации» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Труд современных менеджеров — это выработка и принятие тысяч возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Осуществляя на практике общие принципы и функции управления, выбирая наиболее оптимальные методы управленческой работы, менеджеры способствуют решению конкретных проблем производства, достижению успеха предприятия. В условиях рынка успешность зависит от умения выжить, результативности и эффективности деятельности предприятия, которые определяются уровнем менеджмента в ней.

Труд менеджеров необходим предприятиям как главное условие их существования и развития, так как именно менеджмент определяет стратегию, цели, конкретные средства и пути решения задач предприятия, от него зависит степень реагирования предприятия на внешние факторы и возможности использования имеющихся преимуществ и перспектив.

Развитие и совершенствование менеджмента, приспособление его к конкретной обстановке в настоящее время являются одним из главных решающих рычагов улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия во всем мире. Отсюда следует, что труд менеджеров изначально является основным двигателем развития экономики.

Менеджер является центральной фигурой в системе менеджмента – типа управления, в наибольшей степени отвечающего потребностям и условиям рыночной экономики и направленного на достижение наилучших конечных результатов при производстве товаров и услуг с наименьшими затратами, на полное удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Объектом курсовой работы является – компания «ИКЕА».

Предмет курсовой работы – Особенность работы менеджера в организации.

Основной целью данной курсовой работы является изучение характера и особенности работы руководителя.

В рамках достижения цели автором были поставлены следующие задачи:

1. Определить и проанализировать характерные черты и содержание управленческого труда;

2. Провести анализ характера и содержания труда руководителей на предприятии магазин «ИКЕА»;

3. Разработать рекомендации по улучшению качества работы менеджера.

Глава 1: Теоретические основы работы менеджера в организации

1.1Деятельность менеджера и требования, предъявляемы ему

Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются люди, наделенные большим объемом работы, с которым они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно и есть и в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы, однако следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты. В любой современной организации быстрее всего растет группа людей, принадлежащих в этом смысле к менеджерам, но, как правило, не имеющих подчиненных: их решения носят рекомендательный характер и реализуются через других менеджеров-администраторов.

 Быть менеджером - значит разделять ответственность за успех предприятия. Человек, от которого не ожидают такой ответственности, - не менеджер. Менеджеры* отличаются от других специалистов только этой ответственностью за работу всего предприятия. Разница между менеджером рыночных исследований с аппаратом 50 человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не во вкладе и уж тем более не в функции. Оба менеджеры.

       Казначей фирмы, ответственный за приток и использование денег, может не иметь ни одного подчиненного и работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями сам. За все время пребывания на посту он может не отдать ни одного приказа, его вклад чисто индивидуален - и, однако, он, без сомнения, менеджер.

       Менеджмент, таким образом, не имеет обязательной связи с делегированием власти. Задачи менеджмента автономны и коренятся в нуждах предприятия. Есть менеджерские посты, есть менеджерская работа, есть менеджерское мастерство, и есть отличимая от других менеджерская организация.

       Менеджеры* - один из основных ресурсов фирмы. На полностью автоматизированной фирме может почти не быть рабочих - но менеджеры там будут.

       Численность управляющих только в США возросла с 6,4 млн. человек в 1955 г. до 17,7 млн человек в 1996 г. (с 10,2 до 17,7%) в общем числе работающих.

       В США подготовкой профессиональных менеджеров занято 1500 вузов. На изучении менеджмента специализируется 25% студентов и 25% выпускников, прошедших учебу на получение степени магистра управления бизнесом.

       Менеджеры - самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить её можно за несколько месяцев. Растут вложения в менеджеров и требования фирм к ним. Эти требования удваиваются каждое поколение.

       По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

       Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают прежде всего средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

       Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста фирмы.

       Во-первых, менеджер, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей.Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей; разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности - на управляемые трудовые задачи. Менеджер группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления этими совокупностями и для задач, которые нужно выполнить.

       В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. И делает это с помощью специфических приемов, через кадровые постановления об оплате, о назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

       В-четвертых, важный элемент в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы измерения - мало есть факторов столь важных для успеха фирмы. Добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей фирмы и в то же время на работе конкретного индивида и помогали ему её делать. Менеджер* анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

       Наконец, в-пятых, менеджер способствует росту компетенции людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой жизни в одной из возможных интерпретаций представляют собой как раз совокупность условий, способствующих росту компетенции членов фирмы.

       Все эти операции могут быть разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических качеств и квалификации.

       Менеджер решает две специфические задачи. Первая - создание подлинного целого, которое больше, чем сумма частей, продуктивного единства, выпускающего больше, чем вложено. Иными словами, менеджер создает систему и способствует возникновению порядка из хаоса или, во всяком случае, обеспечивает формирование нового порядка, качественно превосходящего прежний.

       Менеджера можно сравнить с дирижером оркестра. Но у дирижера есть партитура, написанная композитором. Он только интерпретатор. Менеджер сразу и композитор, и дирижер. Эта задача требует от него максимальной эффективности использования сил, которые у него есть (прежде всего, человеческих ресурсов), и нейтрализации слабых мест. Вторая задача - гармонизировать в каждом решении и действии требования немедленного и отдаленного будущего.

       Специфика хозяйственных, в частности производственных, процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним. Труд менеджера носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступает знание и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

знания в области теории и умения в сфере практики управления;

способность к коммуникациям* и умение работать с людьми;

компетентность в области специализации предприятия.

       Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории систем и принятия управленческих решений, умения применять новые информационные технологии и экономико-математические методы для оптимизации решений. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

       Вторая категория требований к компетенции менеджера способность к коммуникациям и умение работать с людьми. Она вытекает из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, внешние и внутренние коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели деятельности.

       Способность к коммуникациям в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому может быть определена с помощью тестов на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера.

       Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов.

       Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

       Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т. е. закреплению за ним одной или несколько предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает создание на предприятии специальных подразделений маркетинга, производства, финансов, персонала* и т. п.

       Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности и выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий от принимаемых менеджером на каждом уровне управленческих решений возрастает по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. К высшему менеджменту относятся руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, маркетингу и

т.п.).Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п.[5.216c]

1.2 Цели и задачи менеджера в организации

Каждому менеджеру, от президента транснациональной корпорации до мастера цеха или старшего клерка, требуются четко сформулированные цели. Из этих целей должно быть понятно, чем занимается руководимое им подразделение. Должно быть понятно, какой трудовой вклад требуется от его подчиненных и от него лично, чтобы другие подразделения смогли достичь своих целей. Нако-нец, должно быть понятно, на какой трудовой вклад со стороны других подразделений может рас-считывать менеджер для реализации поставленных перед ним целей. Иными словами, с самого нача-ла акцент должен делаться на коллективной работе и коллективных результатах

Эти цели всегда должны вытекать из общих целей предприятия. Иногда целесообразно, чтобы каждый менеджер самого нижнего уровня досконально знал не только свои собственные цели, но и цели всего производственного подразделения и всей компании. Даже когда масштабы компании столь велики, что дистанция между задачами менеджера низового уровня (например, сменного мас-тера) и производственными результатами компании в целом кажется просто астрономической, такой подход дает ощутимый экономический результат. И это естественно, если мы действительно верим, что сменный мастер является "частью менеджмента предприятия". Из самого определения менедже-ра вытекает, что во всех своих действиях он несет ответственность за судьбу компании в целом — иными словами, выкладывая камни, он "строит храм"

Цели каждого менеджера должны четко определять его вклад в достижение целей компании во всех ключевых сферах бизнеса. Очевидно, не каждый менеджер непосредственно влияет на все сферы деятельности компании. Например, вклад, который вносит маркетинговый отдел в произво-дительность предприятия, может быть весьма незначительным. Но если предполагается, что работа менеджера и его подразделения не затрагивает какую-либо сферу, влияющую на успех предприятия в целом, то этот факт стоит однозначно оговорить. Менеджеры должны понимать, что результаты коммерческой компании в целом зависят от координации усилий и результатов работы ее подразде-лений. Координация необходима и для того, чтобы достичь высокого мастерства в каждом отделе, и для того, чтобы предотвратить возникновение автономий и нарастания противоречий, ревности и подозрительности между различными подразделениями

Чтобы добиться сбалансированной работы, цели всех менеджеров на всех уровнях и во всех сферах необходимо учитывать как при краткосрочном, так и при долгосрочном планировании. И, конечно же, все цели должны отражать как материальные, так и нематериальные цели предприятия, касающиеся работы и развития менеджмента, производительности рядового персонала и отношений с ним, а также ответственности перед обществом. Все остальное — несущественно.

По определению, менеджер отвечает за вклад своего звена в результаты деятельности выше-стоящего подразделения и предприятия в целом. Таким образом, его деятельность направлена по восходящей, а не наоборот. Это означает, что цели деятельности каждого менеджера должны опреде-ляться его вкладом в результаты деятельности вышестоящего подразделения. Цели деятельности ре-гионального менеджера по сбыту должны определяться вкладом руководимого им коллектива торго-вых представителей в деятельность отдела сбыта компании, а цели деятельности главного конструк-тора проекта должны определяться вкладом, который он и подчиненный ему персонал вносит в рабо-ту конструкторского отдела в целом. Цели генерального менеджера любого децентрализованного под-разделения должны определяться вкладом его подразделения в цели материнской компании.Такое положение требует, чтобы каждый менеджер сам выработал и установил цели своего подразделения. Вышестоящее руководство должно, разумеется, одобрить или, наоборот, отвергнуть эти цели. Тем не менее разработка целей входит в обязанности менеджера (в сущности, это его пер-вейшая обязанность). Это означает также, что каждый менеджер должен принимать ответственное участие в выработке целей вышестоящего подразделения, в состав которого входит руководимое им звено. В этом случае недостаточно одного чувства "сопричастности" (воспользуемся славной форму-лировкой, принятой в популярной психологии). Быть менеджером — значит уметь принимать на себя всю полноту ответственности. Поскольку цели менеджера должны отражать объективные потребно-сти компании в целом, а не просто частные пожелания самого менеджера, он должен подойти к их формулированию совершенно сознательно и ответственно. Для этого менеджер должен хорошо пред-ставлять себе конечные цели предприятия, должен понимать, каких результатов от него ожидают и почему, по каким критериям будет оцениваться его деятельность и как эти критерии будут приме-няться на практике. Руководители каждого подразделения должны постоянно обмениваться идеями, спорить и искать самые удачные решения общих проблем. Это достигается лишь в том случае, если каждый менеджер попытается сформулировать для себя цели своего подразделения. Лишь такой подход даст ему право принять активное и ответственное участие в выработке этих целей. И лишь в случае, если менеджеры более низких уровней принимают участие в выработке целей подразделения, вышестоящий менеджер будет твердо знать, чего можно ожидать от этих менеджеров, и сможет предъявлять к ним соответствующие требования.Сказанное выше настолько важно, что некоторые из самых эффективных менеджеров, с ко-торыми мне приходилось встречаться, требуют, чтобы руководители всех подразделений в их компа-ниях дважды в год составляли так называемое "послание менеджера". В этом послании, адресуемом своему руководителю, менеджер, прежде всего, определяет цели руководителя, а потом собственные цели, какими он их видит. Затем он излагает стандарты эффективности своей работы, которые, как ему кажется, применяются но отношению к нему. После этого он перечисляет задания, которые он должен выполнять для достижения поставленных целей, а также те "внутренние" факторы, которые, по его мнению, выступают важнейшими препятствиями для достижения этих целей. Он также пере-числяет все то, чем руководство и компания помогают (или, наоборот, мешают) ему в работе. Нако-нец, он излагает свои предложения на будущий год, реализация которых способствовала бы дости-жению поставленных целей. Если руководитель соглашается с представленными доводами, "послание менеджера" становится планом дальнейшей работы для составившего его сотрудника.Этот прием, как никакой другой, показывает, как сильно мимолетные замечания даже лучше-го руководителя могут вводить в заблуждение его подчиненных. В одной крупной компании практи-ка составления "посланий менеджера" используется в течение десяти лет. Тем не менее почти в каж-дом таком послании в качестве целей и стандартов перечисляются такие моменты, которые ставят в тупик генерального директора. А когда он спрашивает у автора, что означает тот или иной "пассаж", то получает примерно следующий ответ: "А вы не помните, что сказали мне прошлой весной, когда мы с вами поднимались в лифте?" "Послание менеджера" также демонстрирует, сколь противоречивы подчас требования, предъ-являемые к работнику его руководителем и компанией в целом. Вы требуете от работника и скоро-сти, и высокого качества выполняемой работы? Может быть, стоит чем-то пожертвовать, учитывая, разумеется, интересы компании? Вы требуете от своих работников проявления инициативы и само-стоятельности суждений и, в то же время, просите их ничего не предпринимать, не посоветовавшись с вами? Вы просите их выдвигать собственные идеи и предложения, но никогда не используете и не обсуждаете их? Может быть, ваша компания рассчитывает, что небольшую группу технических спе-циалистов можно использовать в качестве "пожарной команды" для срочного устранения любых не-поладок оборудования на заводе, но основные усилия этой группы будут все же сосредоточены на реализации новых проектов? Вы требуете от подчиненного вам менеджера высокой эффективности и, одновременно, запрещаете ему увольнять нерадивых работников? Не кажется ли вам, что в ре-зультате подчиненные просто попытаются держать вас в неведении относительно своих дел, чтобы вы не усложняли и так нелегкую жизнь коллектива? Перечисленные ситуации достаточно типичны. Они подрывают "боевой дух" компании и ее эффективность. Для исправления ситуации нужны радикальные меры, "посланий менеджера" явно недостаточно. Но, по крайней мере, такие послания позволяют выявить существующие проблемы, показать, возможны ли какие-то компромиссы, указать цели, над которыми следует работать, пра-вильно расставить приоритеты и, если требуется, изменить поведение.Все сказанное выше подтверждает, что управление менеджерами требует особых усилий не только для того, чтобы установить единое направление деятельности, но и для того, чтобы устранить саму возможность неправильного руководства. Взаимопонимания нельзя достичь, "спуская сверху" директивы и без конца поучая коллег. Оно возникает лишь после установления "обратной связи" — от подчиненных к руководителю. Оно требует от начальника желания выслушать своих подчиненных и особого "инструментария", помогающего услышать мнение нижестоящих руководителей.[6.132c,7.211c]

1.3 Качества современного менеджера

Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как “сверху”, так и “снизу”, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т. е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью.

От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь “работоманом” (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т. е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать  реализации их в жизнь.

Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.[8.312c]

Таблица 1. Типы менеджеров по уровням управления

Уровень управления Кто относится Основные задачи   Высший Руководитель организации и его заместители Формирование целей организации, разработка долгосрочных планов, взаимодействие организации с внешней средой  Средний Все остальные руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровням Координация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными подразделениями  Низший Руководители, не имеющие в подчинении руководителей Непосредственная организация работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования  

Глава 2: Анализ финансовой политики на примере предприятия ООО «ИКЕА-ДОМ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ИКЕА-ДОМ»

Полное наименование организации: ООО «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd».

Юридический адрес: Башкортостан Респ., Уфа, Кировский р-н, ул. Рубежная, 174, Географическое месторасположение: Башкортостан Респ., Уфа, Кировский р-н, ул. Рубежная,174. Предприятие является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Данное предприятие по своей организационно правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Так же предприятие является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Как юридическое лицо, предприятие самостоятельно осуществляет оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.

Производственная деятельность ООО «ИКЕА-ДОМ» основывается на продаже мебели и есть свои ресторан «ИКЕА-IFS» для обеспечения посетителей, свеже, приготовленной едой.Управление делами на предприятии распределено между директором, исполнительным директором и менеджерами.

IKEA в России

В России интересы IKEA представляют её дочерние компании. ООО «ИКЕА ДОМ» управляет торговыми центрами IKEA, ООО «ИКЕА МОС» развивает сеть торговых центров «МЕГА». Первый комплекс IKEA открылся в Химках в марте 2000, первая «Мега» (площадь — 150 000 м?, объём инвестиций — $200 млн) — в декабре 2002 рядом с южной окраиной Москвы. На 29 сентября 2011 в России действовало 14 магазинов сети (в том числе 3 вМоскве, два в Санкт-Петербурге и по одному в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде,Новосибирске, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Казани, Омске, Уфе, Самаре).

В Тихвинском районе Ленинградской области дочерней компании IKEA — ООО «Сведвуд-Тихвин» принадлежит мебельная фабрика, лесопильный цех и цех склейки, построенные в 2002 году. Кроме того, у IKEA в Карелии есть лесопильное производство; строится (март 2006) вторая мебельная фабрика в Солнечногорском районе Московской области. Поставщиками мебели также являются такие компании как «Шатура» и ОАО «ВКДП».Компания IKEA выпускает и продаёт недорогую массовую мебель, которую покупатели собирают дома самостоятельно. Сеть торговых центров компании на конец 2008 года насчитывала 231 магазинов в 24 странах мира (по большей части в Европе). Тираж каталога IKEA, распространяемый бесплатно, за 2008 год составил 200 миллионов экземпляров каталога в 52 изданиях на 27 языках.

Компании Swedwood, входящей в концерн IKEA, принадлежит более 30 мебельных и деревообрабатывающих предприятий в 11 странах мира.

По состоянию на конец 2008 года, общее число сотрудников IKEA — 127 800 человек. Общий объём продаж IKEA за 2008 финансовый год составил 21.1 миллиард евро.

На рисунке 1. представлены руководители компании



2.2Анализ финансового состояния ООО « ИКЕА-ДОМ»

ИКЕА является одной из прибыльной компании мира

Рисунок 2 – Структура имущества предприятия «ИКЕА»







Рисунок 3- Финансовый отчет компании «ИКЕА»



Согласно данным, представленных на 2 и 3 компания закончила год с уверенным ростом и высоким доходом. Почти на всех рынках продажи росли, а в России, Китае и Польше – особенно активно. В целом продажи выросли на 6,9 % и составили 24,7 миллиарда евро. Совокупный доход в 2011 финансовом году составил 25,2 миллиарда евро. 3 % от объема продаж выплачиваются Группой компаний ИКЕА в качестве франшизы правообладателю концепции ИКЕА: Inter IKEA Systems B.V.В результате роста закупочных цен и плано-мерного снижения розничных цен валовая прибыль снизилась до 44,2 %. Операционные расходы, включая разовые расходы, удалось немного сократить. Консолидированный результат от финансовых операций увеличился в связи понижением процентных ставок по займам. Чистая прибыль выросла на 10,3 % и составила 2,97 миллиарда евро. Общий объем денежных средств и финансовых вложений немного уменьшился, до 16,8 млрд евро. У нас не было убытков, связанных с выплатой контрагентами долговых обязательств в отношении наших финансовых вложений, все инвестиции обсуществлялись за счет собственных средств. Более того, мы погасили и досрочно выплатили займы на общую сумму 1,6 миллиарда евро Эффективная ставка налогообложения (20,8 %) оказалась выше прошлогодней (17,6 %), и корпоративный налог на прибыль составил 781 млн евро. Налог на собственность в 2011 г. составил 155 млн евро (в прошлом году 150 млн евро). Коэффициент собственного капитала вырос до 61 %. Собственный капитал на 31 августа 2011 года составил 25,4 млрд евро. Так же, как и в предыдущие пять лет, дивиденды собственнику – Stichting Ingka Foundation – не выплачивались.[13]

Движение вперед

В наступающем году мы планируем инвестировать в магазины, фабрики и торговые центры 3 миллиарда евро. Будет продолжено строительство ветряных турбин и солнечных батарей. Мы будем по-прежнему придерживаться принципов долгосрочного уверенного роста: зарабатывать деньги до того, как их потратить,использовать инновации, снижать издержки и всегда стоять на страже интересов наших покупателей.

2.3 Работа в компании «ИКЕА»

Сотрудники ИКЕА

Сотрудники – наше самое главное достояние. Ценности компании, которые мы все разделяем, – гораздо важнее, чем наши знания и умения. Определенным навыкам можно научиться, таланты – развить, а ценности – это основа нашего стиля работы в ИКЕА. Все дело в простоте, стремлении учиться и помогать другим. Мы верим в способности каждого человека к развитию и росту – как личному, так и профессиональному. Развитие может продолжаться всю жизнь, а в ИКЕА люди и бизнес развиваются вместе, и это отражено в нашей идее. Мы учимся на собственном опыте и сами несем ответственность за свою карьеру. ИКЕА предлагает множество возможностей развития в разных странах мира.

Множество возможностей

По мере роста компании развиваются и ее сотрудники. ИКЕА стремится это поощрять и предлагает сотрудникам множество возможностей для карьерного роста. Иногда он идет по прямой в рамках определенной сферы, в других случаях мы предпочитаем пересмотреть свой профессиональный путь и начать работу в ИКЕА в совершенно новой должности или даже стране. На сентябрь 2011 года в ИКЕА есть около 1000 сотрудников, которые получают неоценимые знания и опыт, работая за границей. И более 85 % наших директоров розничной сети, отвечающих за страны, также живут за пределами своего родного государства.

Стажировка-путешествие – один из ярких примеров того, как ИКЕА поощряет развитие персонала и стимулирует обмен опытом. На эту работу, которая продолжается один год, может подать заявку любой начинающий сотрудник компании. Стажеры-путешественники работают по полгода в двух разных областях и двух странах, а затем возвращаются домой с новыми знаниями и опытом и переходят к руководящей работе, пополняя команду высококвалифицированных международных менеджеров будущего. Сейчас уже 88 сотрудников принимают участие в стажировке-путешествии, и еще 69 человек в настоящее время проходят отбор. В программу стажировки-путешествия вовлечены 25 стран.

Культурное разнообразие и толерантность

Разнообразие культур и толерантность являются одним из основных факторов успеха нашего бизнеса. Мы общаемся с покупателями, развиваем своих сотрудников и налаживаем отношения с международными партнерами. Наша культура способствует объединению, каждый вносит свой ценный вклад в общее дело. Мы знаем: мощь нашей компании основана на том, что мы ценим уникальность каждого сотрудника и находим в них схожие черты. А толерантность – это способность принять в коллектив людей разных национальностей, позволяя им быть собой. Все наши сотрудники – люди разных культур и социальных слоев. Сегодня в ИКЕА работает 131 000 человек 48 национальностей. Из 200 представителей высшего руководства компании 40 % - женщины, и мы работаем над тем, чтобы этот показатель достиг как минимум 50 %

Отличное место работы

В компании ИКЕА поощряется поддержание здорового баланса между работой и личной жизнью. Кроме того, мы преданы своему делу, что помогает строить доверительные и долгосрочные отношения как с сотрудниками, так и с внешними партнерами. Результаты недавно проведенного опроса сотрудников VOICE показали очень высокий уровень удовлетворенности сотрудников. Опрос VOICE выявляет не только наши достижения, но и сферы, требующие совершенствования. Когда компанию ИКЕА называют предпочтительным работодателем в разных странах, это всегда приятно. Недавно компания Universum опубликовала список «Самые привлекательные работодатели 2011 года» (“The World’s Most Attractive Employers 2011”). На основании этого опроса среди 160 000 ищущих работу людей на 12 крупнейших рынках мира компания ИКЕА занимает в этом списке 20-е место. Все это характеризует нас очень хорошо. Мы движемся в правильном направлении, хотя, конечно, лучшие дела у нас впереди.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели содержание и характер управленческого труда. При этом мы отметили, что управленческий труд имеет ряд специфических особенностей. Характер и содержание труда делают труд руководителя сложным, разнообразным, вносят в него элементы непредсказуемости, рискованности.

Для того чтобы менеджер, несмотря на отмеченные сложности, мог успешно осуществлять управленческую деятельность, необходимо, чтобы он имел профессиональные знания, опыт и владел искусством управления.

Комплекс научных знаний позволяет объективно оценивать ситуацию, грамотно проводить анализ проблем, учитывать факторы и тенденции изменений внешней и внутренней среды организации. В то же время наличие знаний ускоряет приобретение профессионального опыта. Опыт управленческой деятельности позволяет менеджеру экономить время за счет того, что многие ситуации ему уже знакомы и решения принимаются по типовым схемам, многие действия выполняются автоматически. Большой и разносторонний опыт руководителя может перерасти в искусство управления, когда при решении проблемы вместо «сухого» анализа и расчетов (или вместе с ними) происходит многомерное восприятие ситуации, включается интуиция и ощущение того, как это «должно быть». Искусство управления позволяет также находить решения там, где вообще невозможно использовать рациональные методы принятия решений.

Были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определены и проанализированы характерные черты и содержание управленческого труда;

2. Проведен анализ характера и содержания труда руководителей на предприятии «ИКЕА»;

3. Разработаны рекомендации по улучшению качества работы менеджера.

Список использованной литературы

1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкций по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н

2. ПБУ 9/99 «Доходы организации» утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н)

3. ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утвержденное приказом Минфина РФ от 30.05.2001 № 26н (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н)

4. ПБУ 10/99 «Расходы организации» утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н)

5. Акофф., Расселл Л. Акофф о менеджменте Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой – СПб.: Питер, 2002 г

6. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2003. — 528 с.

7 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

8 Комарова Н., Холопова Т. Этикет в сфере бизнеса (зарубежный опыт) Мировая экономика и международные отношения, 2005, N6, с. 122).

9. Основы менеджмента: Учеб. пособие. / Под ред. В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 192с.

10. http://ru.wikipedia.org

11. http://mgt-edu.ru/18-52.php

12. http://de.ifmo.ru/bk

13. http://www.ikea.com/ru

1