">
Экономика Планирование бизнеса
Информация о работе

Тема: Роль Китая в мировой экономике: современное состояние и перспективы развития в XXI веке

Описание: Оценка природно-экономического потенциала КНР. Основные тенденции развития экономики Китая. Роль КНР в АТЭС и ШОС. Взаимодействие Китая со странами АСЕАН. Китай в условиях глобального экономического кризиса. Проблемы роста экономики Китая.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Планирование бизнеса.
Тип: Курсовая работа
Дата: 14.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 302
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Факультет «Международные экономические отношения»

Кафедра Мировой экономики и внешнеэкономических связей

Курсовая работа

по теме: Роль Китая в мировой экономике: современное состояние и перспективы развития в XXI веке.

Студент группы МЭ-82 _ __ ___ ______________ Е.С. Ижко

дата подпись

Руководитель к.э.н. профессор Н.Л. Шлык

уч. степень, уч. звание

Дата первой регистрации «____»______ 2010г.

Регистр. номер ____________

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

1 Современное состояние экономики Китая5

1.1 Оценка природно-экономического потенциала КНР5

1.2 Основные тенденции развития экономики Китая8

2 Экономическая интеграция Китая13

2.1 Роль КНР в АТЭС и ШОС13

2.2 Взаимодействие Китая со странами АСЕАН16

3 Проблемы и перспективы развития КНР19

3.1 Китай в условиях глобального экономического кризиса19

3.2 Проблемы роста экономики Китая22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ27

ПРИЛОЖЕНИЯ29

ВВЕДЕНИЕ

Китай – государство, имеющее свою самобытную цивилизацию, необычную историю, оригинальную культуру и философию, на территории которого проживает более 20% населения всей Земли. Китай подарил миру множество изобретений, о которых говорят и в наше время. Сегодня Китайская Народная Республика – это стабильно развивающееся государство, экономика которого в будущем может стать крупнейшей в мире.

Внимание к Китаю постоянно растет. Это связано со значительными успехами, которых добилось руководство страны за 30 лет проведения реформ и политики «открытости»: экономические показатели за это время возросли в несколько десятков раз. Сейчас КНР занимает лидирующие позиции среди развивающихся стран мира. Одним из приоритетов Китая является построение общества «малого благоденствия», что подразумевает повышение уровня жизни населения во всех регионах без исключения на основе быстрых темпов роста экономики. Средние темпы роста ВВП составляют 9,8%. В период мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, темпы роста ВВП упали только до 8,7%, что больше чем в среднем по миру. Эксперты предполагают, что Китай и в дальнейшем будет динамично развиваться.

Целью данной работы является определение роли Китая в современном мире, его экономического потенциала, и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

дать оценку экономического потенциала КНР;

определить состояние экономики страны и основные тенденции развития;

выявить роль КНР в АТР;

рассмотреть влияние глобального экономического кризиса на развитие экономики Китая;

выявить основные проблемы, препятствующие дальнейшему развитию экономики Китая.

Первая глава характеризует современное состояние экономики Китая. В ней дается оценка экономического потенциала страны, даются важнейшие макроэкономические показатели, дается характеристика хозяйственной реформы Китая и политике «открытости».

Вторая глава определяет роль Китай в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь рассматривается участие Китая в таких интеграционных организациях, как АТЭС и ШОС, а также экономическое взаимодействие с АСЕАН.

В третье главе рассматриваются перспективы развития КНР. Дается характеристика влияния глобального экономического кризиса на экономику страны. И подробно рассмотрены 3 главные проблемы – демографическая проблема, нехватка энергоресурсов и экологическая проблема, а также пути их решения.

В ходе написания работы были использованы учебные пособия, монографии, экономические доклады, статьи из экономических журналов, а также сайты различных организаций.

Современное состояние экономики Китая

Оценка природно-экономического потенциала КНР

Китай – одна из самых обширных стран, занимающая 3 место в мире по территории. Её площадь равна почти 9597 тыс. км2, что составляет приблизительно 7% от всей суши планеты. Расположена в Центральной и Восточной Азии. Граничит с КНДР, Россией, Монголией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом. Китайско-российская граница является самой протяженной сухопутной границей в мире. На востоке омывается водами Тихого океана. Китай имеет выгодное географическое положение, что дает ему преимущества для развития внешнеэкономических связей с другими странами, как Азиатского-Тихоокеанского региона, так и с другими государствами мира.

Китай богат природными ресурсами. По площади лесов занимает 5 место, однако, на душу населения приходится лишь 0,11 га, что в 6 раз меньше, чем в среднем по миру. Запасы древесины составляют 11,3 млрд. м3, что в 7 раз меньше, чем в России.

По объему водных ресурсов – 2800 млрд. м3 – Китай находится на пятом месте после Бразилии, России, Канады, США. Однако, по среднедушевым запасам воды Китай занимает лишь 88 место в мире. Водные ресурсы используются следующим образом: сельское хозяйство (орошение) – 60%, промышленность – 23,4%, потребление для личных нужд: горожане – 3,8%, сельские жители – 6,8%.

Площадь пашни Китая составляет 7% от мировой, но она кормит примерно 20% населения планеты. Эта площадь ежегодно уменьшается из-за увеличения площади лесов. Менее значительная часть уменьшения связана со строительством зданий и дорог и отчуждением территории в результате стихийных бедствий.

Китай богат минеральными ресурсами, на его территории можно найти практически все виды природных ископаемых. На сегодняшний день, геологи подтвердили наличие 158 различных минералов, что позволило занять Китаю 3 место по объему общих запасов ископаемых. По запасам ресурсов он уступает только России и США. В Китае сосредоточено около 80% мировых разведанных запасов редкоземельных металлов, 51,8% сурьмы, 46,8% вольфрама, 45,7% угля, 30,2% магнезита, 24,1% барита, 14% ванадия, 12,4% флюорита. [14]

Основные разведанные запасы угля составляют 1033,4 млрд. т. и расположены преимущественно в провинциях Шаньси (258 млрд. тонн) и Шэньси (162 млрд. тонн).

Доказанные запасы нефти в 2003 году составили 2,4 млрд. т, тогда как, прогнозные примерно 93 млрд. т. Согласно оценкам, потенциальные геологические ресурсы природного газа составляют 46,2 трлн. м3, основная часть которого расположена на суше.

Согласно оценкам китайских специалистов потенциальные геологические ресурсы природного газа составляют 46,2 трлн. м3, 39,5 трлн. м3 из которых расположены на материке. Около 80% запасов газа сосредоточены в центральной и западной частях страны и на морском шельфе. [14]

Китай – самое многонаселенное государство, численность населения в 2010 году составило 1,341 млрд. человек, примерно 20% от населения планеты (см. таблицу А.1). Ежегодный прирост населения составляет 7-8 млн человек. По территории страны население распределено неравномерно, основная часть проживает в южных и центральных провинциях. [5] В населении преобладают мужчины: на 100 женщин приходится примерно 108 мужчин. [15] К данной структуре населения привела политика ограничения рождаемости.

Мало в какой стране демографический фактор играет столь важную роль, оказывая огромное влияние на ее экономическое развитие.

Ожидаемая продолжительность жизни в Китае возрастает. В наши дни ожидаемая продолжительность жизни для мужчин составила примерно 71 год, а для женщин 75 лет (см. таблицу А.2).

Сегодня в Китае наблюдается тенденция, связанная с уменьшением доли населения в возрасте от 0 до 14 лет . В дальнейшем это приведет к сокращению трудоспособного населения и увеличению коэффициента пенсионной нагрузки на занятое население (см. таблицу А.1).

Под данным таблицы 1, число лиц, проживающих в городах, с каждым годом увеличивается. В 2010 году уровень урбанизации составил 47%. По некоторым данным, уровень урбанизации выше, однако, это связано с внутренней миграцией. Это связано с тем, что население, проживающее в сельской местности, переезжает в город в поисках работы и более высокого уровня дохода без изменения прописки.

Таблица 1. Уровень урбанизации, %[15]

1990 1995 2000 2005 2010  Уровень урбанизации 26,4 30,9 35,8 42,5 47,0  

По данным ООН, численность населения к 2050 году возрастет с 1,3 млрд. человек до 1,4 млрд. Однако, на первое место по численности населения поднимется Индия (1,6 млрд. человек), тем самым сместив Китай на 2 место. [21]

Итак, Китай обладает мощным экономическим потенциалом, богатой природно-ресурсной базой, и большим количеством трудовых ресурсов. Эти факторы, помогли КНР стать одной из самых динамично-развивающихся стран мира и занять лидирующие позиции в мировой экономике.

Основные тенденции развития экономики Китая

В конце XIX – начале XX вв. уровень экономического развития Китая был низким. Долгое время власти пытались выбрать наиболее выгодный путь модернизации. Выработанная в конце 1978 г. стратегия экономических реформ и политики открытости помогли Китаю занять лидирующие позиции на мировой арене. На кануне реформирования сельское население составляло 82 %, сельское хозяйство занимало 28 % в структуре экономики, при этом использовало 70 % рабочей силы.

Историю реформ в Китае принято делить на три больших периода.

Первый охватывает 1978-1991 гг. и включает в себя 2 этапа:

На начальном этапе (1978–1983 гг.) реформа проводилась только на слабых звеньях традиционной системы: с одной стороны, это сельская реформа, с другой стороны, открытие юго-восточного прибрежного района для внешней торговли и инвестиций

1984-1991 гг. – эксперимент с реформированием госпредприятий, создание особых экономических зон.

Целью второй периода (1992-2002) является создание системы социалистической рыночной экономики. В центре реформы лозунг: «создать на месте госпредприятий систему современных (конкурентных) предприятий».

Третий период начался в 2003 г. характеризует поворот страны к ресурсосберегающему и экологически щадящему экономическому росту в интересах гармоничного развития регионов, повышения качества жизни людей. Реализация нового курса – основная задача 11-й пятилетки, главная идея которой гармонизация – выравнивание регионального развития, уменьшение неравенства между городом и деревней, между регионами, решение социальных проблем, энергосбережение и решение экологических проблем на базе научной концепции развития. [1]

Одной из причин, приведших Китай к отсталости экономики – закрытость от внешнего мира и отказ от международных связей и сотрудничества. Основываясь на опыте восточноазиатского региона по развитию внешней торговли, правительство Китая приняло решение следовать курсу внешней открытости. Реформа началась с утверждения ЦК КПК в январе 1979г. «особой политики и гибких мер» в отношении провинций Гуандун и Фуцзянь, выбранных для начала эксперимента «открытости». Затем, с 1980г. начинается последовательное создание специальных экономических зон, предназначенных для увеличения экспортного потенциала страны. Первой полностью открытой провинцией Китая стал Хайнань в 1988 году. Благодаря созданию СЭЗ сформировалась структура внешней экономики, где главным звеном была промышленность.

Проведенная правительством модернизация способствовала подъему экономики Китая. За годы реформ ВВП Китая вырос в несколько десятков раз. При этом продолжался устойчивый рост производства практически всех видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

В 2011 году размер ВВП Китая составил 7298,1 долларов, уступив первое место только США (см. таблицу Б.1). Однако по размеру ВВП на душу населения Китай заметно отстает от ведущих мировых держав и занимает лишь 94 место, причем прирост ВВП на душу населения по сравнению с 2010 годом составил 10,8%, что позволило Китаю подняться на 3 позиции вверх. [28]

Если считать с 1978 года, то средний прирост ВВП составил примерно 9,8%. [6] В 2011 году прирост ВВП составил 9,2%, что больше среднемирового прироста ВВП примерно на 5 процентных пунктов и больше среднего по АТР примерно на 2 процентных пункта. В дальнейшем, по данным МВФ, данная тенденция будет сохраняться, но в среднем прирост ВВП будет изменяться около значения 8,5%. [26]

По данным доклада «Мир в 2050 году», опубликованном крупнейшей в мире международной сетью компаний PwC, «PricewaterhouseCoopers», к 2050 году Китай займет первое место по размера ВВП, опередив США, и его экономика станет крупнейшей в мире. [12]

В структуре экономики Китая уже долгое время преобладает промышленность. Однако, роль сектора сферы услуг постепенно возрастает. В 2009 году на сельскохозяйственный сектор экономики приходилось 11%, на промышленность – 48,0%, а на сферу услуг – 41,0% (см. таблицу Б.2). Исходя из этих данных, можно судить о том, что Китай приближается к тому, чтобы стать индустриальной страной.

Внешняя торговля – один из способов сотрудничества Китая с другими странами. По общему объему торговли, Китай находится на лидирующих позициях. В 1980 году объем внешней торговли составлял всего 381 млн. долларов США. По этому показателю Китай находился на 32 месте, а его доля в общемировой товарной торговле не достигала и 1%. По данным статистики главного таможенного управления Китая к 2011 году внешнеторговый оборот составил 36420,6 млн. долларов, при этом доля импорта составила 52,1%(см. таблицу В.1). Импорт по сравнению с 2010 годом увеличился на 20,3% и составил 18986 млн. долларов США, а экспорт – на 24,8% и составил 17434,6 млн. долларов США (см. график Е.1). В целом темпы прироста импорта и экспорта уменьшаются. Причину этого вице-министр Главного таможенного управления Лу Пейжун видит в том, что спрос во всем мире падает, а внутренние издержки возрастают. [20]

Доли экспорта и импорта Китая в суммарных объемах мирового товарного экспорта и импорта выросли до 10,4% и 9,1% соответственно; на протяжении двух лет подряд Китай являлся самым крупным экспортером и вторым по объему импортером в мире. [23]

В товарной структуре импорта с 1995 г. на протяжении десятилетия доли сырья, готовой продукции и машин отличались стабильностью. Доля сырья находится на уровне 20% (увеличившись до 23,6% в 2006 г.), готовой продукции - 80, из них машин и оборудования - 45%. Доля продукции машиностроения в 2005-2009 гг. в среднем составила 73,1% в основном благодаря импорту новейшего оборудования из-за рубежа. Доля сырья в последние годы имеет тенденцию к увеличению, что необходимо Китаю для поддержания темпов производства и потребления на высоком уровне. Это в первую очередь касается импорта нефтегазовых ресурсов для развития химического производства и транспорта, высококачественного каменного угля для энергетической отрасли и железной руды для металлургии и автомобильной промышленности (см. таблицу Д.1).

Большая часть экспорта Китая приходится на продукцию машино- и приборостроения, в среднем 70,6% за период с 2005 по 2009 гг. На втором месте продукция легкой промышленности, в среднем за тот же период 13,2%. Если анализировать экспорт по товарным позициям внутри каждой из отраслей, то в вывозе текстильных товаров преобладает одежда, в продукции металлургии основная доля приходится на чугун, сталь и продукцию из них (5,4%) (см. таблицу Г.1). В категории транспортных средств большое значение имеет экспорт автомобилей и запчастей к ним (2,3%). Для китайского машиностроения в целом характерна высокая динамика развития. Это касается производства как некоторых видов машин для тяжелой промышленности, так и бытовой техники и электроники.

После начала проведения политики реформ и открытости Китай стал всесторонне развивать торговлю с иностранными государствами и установил торговые отношения с подавляющим большинством стран и районов мира. Количество торговых партнеров Китая возросло за это время с нескольких десятков до 231 страны и района. В приложение Е дается информация о основных торговых партнерах Китая: ЕС, США, АСЕАН, Япония, Республика Корея, Гонконг и др. За период с 2005 по 2010 годы доля объема товарной торговли между Китаем и АСЕАН в товарной торговле Китая выросла с 9,2% до 9,8%, доля объема товарной торговли между Китаем и странами БРИКС выросла с 4,9% до 6,9%, доля объема товарной торговли между Китаем и странами Латинской Америки и Африки выросла с 3,5% и 2,8% соответственно до 6,2% и 4,3%.

Другой формой экономического сотрудничества является привлечение иностранных инвестиций. По объему привлекаемых прямых иностранных инвестиций Китай является лидером среди развивающихся стран с 1993 г. В 2010 г. прямые иностранные инвестиции составили 106 млрд. долларов, это на 17,4% больше, чем в предыдущем году. Этого оказалось более чем достаточно для того, чтобы перекрыть падение в 2,3%, которое было зафиксировано в 2009 году в результате всемирного экономического кризиса. Более одной пятой всех вложенных средств поступило в частный сектор. [24]

В связи с тем, что Китай перешел от экстенсивного к интенсивному типу развития, большую роль играет доля расходов на НИОКР, которая в Китае растет быстрыми темпами. Если в 2006 году расходы на НИОКР составляли примерно 1,3%, то в 2011 уже 1,7%. Ожидается, что в будущем десятилетии Китай догонит США по относительным показателям расходов на развитие науки и техники, однако по абсолютным показателям достичь этого в короткое время не представляется возможным. [22]

В Китае большое внимание уделяется развитию новых отраслей промышленности, таких как: автомобилестроение, текстильная промышленность, производство оборудования, судостроение, электронная информация, цветная металлургия, легкая промышленность, нефтехимическая промышленность и логистика. Данные отрасли имеют следующие специфики: во-первых, в основном, они относятся к категории ведущих отраслей народного хозяйства и ведущих стимуляторов для увеличения объема ВВП. Во-вторых, они характеризуются высокой трудоемкостью и могут трудоустроить многих работников. В-третьих, по ним наносит большой удар мировой финансовый кризис, так как экспорт играет важную роль в данных отраслях. В-четвертых, в последние годы производительность в данных отраслях стремительно повышается, что приводит к избытку предложения. [24]

2 Экономическая интеграция Китая

Роль КНР в АТЭС и ШОС

Стремительный экономический подъем стран АТР сделал этот регион важнейшим мировым центром, где встречаются интересы крупнейших держав. Углублению экономических и политических связей региона способствуют созданные объединения, в которых Китай принимает активную роль и сотрудничает с их странами-участницами. Рассмотрим роль Китая в АТР на примере АТЭС, ШОС и АСЕАН.

В ноябре 1989 года была создана Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. В наше время АТЭС является крупнейшей межправительственной организацией, включающим в себя 21 страну, на долю которых приходится около 40% мирового населения, 54% ВВП и 44% мировой торговли. [16]

После вступления Китая в АТЭС организация стала важной ареной для страны в налаживании взаимовыгодного сотрудничества с другими экономическими субъектами региона. Китай рассматривает АТЭС, как группировку исключительно консультативную, не склонную к наложению каких либо ограничений на своих членов. АТЭС помогает Китаю играть заметную роль на мировой арене, не налагая на него обязательств, в отношении которых у Пекина нет уверенности, что их выполнение соответствует его интересам. Другим существенным мотивом участия Китая в АТЭС является желание Китая закрепить за собой статус неформального лидера всех развивающихся стран.

КНР выполняет все пункты и правила Форума как в отношении малых, так и больших стран. Она укрепляет открытость торгово-экономических отношений, создает условия для инвестиций и обмена услуг, избегает политизации вопросов, а также жесткого администрирования.

Азиатско-тихоокеанский регион является важной опорой для внешней экономики и торговли Китая. Около 70% внешнего товарооборта Китая и свыше 70% привлеченных им прямых иностранных инвестиций приходятся на члены АТЭС. [17]

Пять стран АТЭС входят в десятку лидеров среди торговых партнеров Китая: США, Япония, Гонконг, Австралия и Малайзия. Внешнеторговые связи Китая и стран АСЕАН постоянно укрепляются. Кроме наращивания объемов торговли, Китай активно инвестирует в экономики АТЭС. Особенно существенно возрос объем прямых инвестиций. 

В последние 2 года в целях преодоления международного финансового кризиса китайское правительство своевременно скорректировало макроэкономическую политику и решительно реализовало пакет мер по расширению внутреннего спроса и содействию экономическому росту, активно сотрудничая с мировым сообществом, включая региональную организации АТЭС. На 17-й неформальной встрече руководителей АТЭС в Сингапуре председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что правительство Китая выделит 10 млн долларов США для учреждения фонда сотрудничества Китай-АТЭС, призванного поощрять и поддерживать участие соответствующих китайских ведомств и предприятий в экономическом и техническом сотрудничестве с АТЭС.

Шанхайская организация сотрудничества является сравнительно молодой организацией, которая была организована 15 июня 2001 года в Шанхае Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятерки".

Общая площадь государств-членов ШОС равняется около 30 млн.189 тыс.кв. км, что составляет 3/5 площади Евразии, а население - 1.5 млрд. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара. [30]

Китай – страна, которая занимает доминирующее положение в ШОС по экономической мощи. Доступ к сырьевым и энергетическим ресурсам Центральной Азии как гарантия снабжения растущей экономики КНР, развитие регионального сотрудничества в сфере торговли, а также транзитных грузоперевозок в Европу и на Ближний Восток в рамках успешной реализации Программы по освоению западных районов КНР стали основными целями, которые КНР изначально ставила перед собой при создании ШОС. В 2008 году с началом кризиса КНР импортировало 45% внутригосударственного потребления нефти (4-е место мире), что покрывало 10 % общего спроса на энергетические ресурсы в стране. Из стран Центральной Азии (в частности, из Казахстана как основного партнера в данной сфере) в 2008 г. Китай импортировал 113 тыс. барр. нефти, что составило 3,17 % его ежедневного импорта. К 2008 г. объемы торговли между КНР и странами региона (30 млрд дол. США) в 4 раза превышали показатели 2004 г.

В 2009 г. дальнейшее развитие получило практическое взаимодействие КНР и стран Центральной Азии в энергетической сфере. В декабре 2009 года состоялась торжественная церемония открытия газопровода «Китай—Центральная Азия», проходящего по территории Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и КНР (СУАР). В 2010 г. был открыт нефтепровод «Казахстан—Китай», по которому в перспективе прогнозируется транспортировка нефти из Западного Казахстана и казахстанского сектора Каспийского моря в КНР. Кроме того, ШОС – это площадка по развитию китайско-российских отношений стратегического партнерства и взаимодействия. КНР возобновила активизацию энергетических связей с Россией: в сентябре 2010 г. был официально открыт нефтепровод «Сковородино—Дацин». Россия 1 января 2011 года начала поставки нефти в Китай по отводу от ВСТО. В соответствии с российско-китайским соглашением, поставки осуществляются по контрактам между "Роснефтью", "Транснефтью" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) в течение 20 лет в объеме 15 миллионов тонн в год. [29]

Через каналы двустороннего, многостороннего и регионального сотрудничества Китай внес весомый вклад, чтобы ускорить выход мировой экономики из трудного положения.

Взаимодействие Китая со странами АСЕАН

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, или АСЕАН, была создана 8 августа 1967 года в Бангкоке. На данный момент в организацию входят 10 государств-участников.

Экономическое взаимодействие стран Юго-Восточной Азии с КНР постепенно развивается. В настоящее время Китай является четвертым крупнейшим торгово-инвестиционным партнером АСЕАН. В 2010 г. взаимный товарооборот составил 232 млрд. долларов, что равно приблизительно 11,6% от всего внешнеторгового оборота стран АСЕАН. Экспорт из стран АСЕАН составил 127,1 млрд. долларов, а импорт в страны АСЕАН – 106 млрд. долларов, то есть можно говорить об отрицательном торговом сальдо Китая. Дальнейшему углублению связей между Китаем и странами АСЕАН способствовало создание зоны свободной торговли 1 января 2010 года, которая является третьей по величине в мире и самой крупной в развивающихся странах. Население стран-участниц составляет 1,9 млрд. человек, ВВП – почти 6 трлн. долларов, а внешний товарооборот почти 4,5 трлн. долларов. [18]

Хотя ЗСТ не может заменить традиционный экспортный рынок, она открыла новые возможности экспорта товаров. Благодаря расширению торгово-экономического сотрудничества Китая и АСЕАН увеличивается способность данных стран противостоять кризисным явлениям.

Некоторые эксперты называют ее грозой мирового рынка и пророчат, что она станет достойным конкурентом Евросоюзу и Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Создание ЗСТ между АСЕАН и Китаем направлена на увеличение импорт и экспорт товаров и услуг, а следовательно и на рост товарооборота. Кроме этого, она будет стимулировать рост экономик этих стран. По мнению Секретариата АСЕАН сотрудничество приведет к ежегодному увеличению экспортных поставок в Китай на 0,9%, и к росту ВВП Китая на 0,3%. [8]

Благодаря созданию данной зоны средний уровень таможенных пошлин Китая в отношении стран АСЕАН снизился с 9,8 процента до 0,1 процента, в то время как 6 старых членов АСЕАН – Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд снизили уровень таможенных пошлин в отношении Китая с 12,8 процента до 0,6 процента, а 4 новых члена АСЕАН – Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма пообещали ввести к 2015 году нулевую таможенную пошлину на 90 процентов наименований китайских товаров.

Действуя с 2002 года, ЗСТ принесла свое результаты статистические данные Главного таможенного управления Китая показывают, что с января по ноябрь 2010 года товарооборот между Китаем и АСЕАН составил 232 млрд долларов США с приростом на 40,6 процента против того же периода 2009 года. Экспорт Китая в АСЕАН увеличился на 33,: процентов, а импорт Китая из стран АСЕАН на 47,5 процентов. Отрицательное сальдо Китая во внешней торговле с АСЕАН выросло по сравнению с прошлым годом в 18 раз и достигло 14,11 млрд долларов США. [18]

Инвестиционная сфера также демонстрирует быстрый рост и большие перспективы взаимодействия участников зоны свободной торговли, особенно в части растущего вывоза капитала из Китая. Если в 2004 г. поток прямых иностранных инвестиций из КНР в страны региона составил 0,73 млрд. долл., то в 2008 – 2,18 млрд. долл. (рост в 3 раза). Члены АСЕАН инвестировали в Китай в 2008 г. 5,46 млрд. долл. – почти вдвое больше, чем в 2003 г. (2,93 млрд.) и в 16 раз больше, чем в 1991 г. (0,33 млрд.). [8]

По мнению многих аналитиков на образованную зону свободной торговли будут ориентироваться другие страны и ассоциации. По словам управляющего директора группы компаний «Москоу кэпитал» С. Машагина, Китай постепенно двигается к управлению в Юго-Восточной Азии, используя для этого все возможные экономические и политические рычаги. Однако, такое господство принесет пользу для всех стран АСЕАН. Например, для Сингапура это означает усиление финансовой и торговой деятельности. Увеличится количество туристов в Таиланде. Сам Китай получит возможность экспортировать и импортировать рабочую силу и технологии внутри региона, управлять финансовыми ресурсами, в результате чего сможет находить проекты и посредством денежных вливаний управлять экономиками и крупнейшими проектами разных стран. [11]

Анализируя данные таблицы Ж.1, можно говорить о том, что наибольшую долю в товарообороте со странами АСЕАН имеют Малайзия, Сингапур, Таиланд, Индонезия и Вьетнам. При этом абсолютная величина товарооборота с этим странами возрастает. Отрицательные торговый баланс наблюдается с Филиппинами, Малазией, Таиландом, Лаосом и Брунеем.

За последние 10 лет Китай и АСЕАН постепенно ускоряют торгово-экономическое сотрудничество обеих сторон в сферах политики, общественной жизни и культуры, а также содействует процессу экономической интеграции в Восточной Азии.

Сотрудничество между КНР и АСЕАН представляет собой одну из наиболее жизнеспособных и эффективных связей в Восточной Азии. Отношения между КНР и АСЕАН переживают благоприятный в истории период для развития торгово-экономического сотрудничества. Создание зоны свободной торговли КНР – АСЕАН является важным событием, имеющим эпохальное значение, служит показателем того, что двустороннее торгово-экономическое сотрудничество находится на новом этапе.

Проблемы и перспективы развития КНР

Китай в условиях глобального экономического кризиса

Китай встал на путь развития рыночной экономики. В данных условиях финансовый кризис – явление неизбежное. Стоит сказать, что на ВВП кризис не оказал негативных последствий: ВВП Китая сохраняет положительную динамику.Формами проявления кризиса в Китае стали:

- замедление темпов роста ВВП в 2009 году до 8,7% по сравнению с 13% в 2007 году (см. таблицу Б.1);

- снижение темпов прироста экспорта: до 21% в 2008 г. по сравнению вместо 30-35%, фиксировавшихся в прошлые годы;

- дефляция составила в 1 квартале 2009 г. 1,2% по потребительским товарам и 4,6% по товарам производственного значения; [10]

- рост безработицы с 4,0% в 2007 г. до 4,3% в 2009 г.(см. таблицу Б.1), что по мнению руководства Китая стало главным негативным последствием финансового кризиса. Причем, число потерявших работу сельских мигрантов, в основном по причине закрытия малых и средних экспортных предприятий в южных провинциях, достигло 20-30 млн. человек (10-15% от общего числа мигрантов). [10] В то же время, в деревню вернулись далеко не все, половина осталась в городе в поисках новой работы.

Восприятие безработицы как главной проблемы в условиях кризиса обусловлено тем, что по расчетам китайских экономистов, для обеспечения рабочими местами 10 млн. сограждан, ежегодно вступающих в трудоспособный возраст, необходимо поддерживать темпы роста ВВП на уровне 8% в год.

Прямые иностранные инвестиции в Китай в 2009 г. сокращались, однако их суммарное сжатие составляло по итогам года на уровне 10-15% от уровня 2008-го года: соответственно 80-85 млрд долл. против 96 млрд долл.

Мировой финансовый кризис практически не оказал влияния на жителей крупных городов Китая, таких как Пекин и Шанхай, многие даже не почувствовали на себе его влияние.

Китайское руководство не драматизировало складывающуюся в Китае обстановку, пологая, что у страны есть достаточно резервов, чтобы справиться с последствиями финансового кризиса.

Реакция Китая на мировой финансовый кризис была двойственной. С одной стороны, правительство считало необходимым поддержание стабильности в самом Китае. С другой стороны, осознавало объективно усиливающуюся связь между положением внутри страны и динамикой мировой экономики, необходимость тесного взаимодействия с мировым сообществом в решении возникших проблем.

План по борьбе с кризисными явлениями в национальной экономике состоит из нескольких взаимосвязанных направлений, основные из которых целесообразно сгруппировать следующим образом (см. таблицу И.1).

Реальный сектор экономики: реализация программы перегруппировки, стимулирования и подъема наиболее важных производственных отраслей экономики, активизация дальнейшего развития производственной и транспортной инфраструктуры; развитие малого и среднего предпринимательства.

Инновационная система: активизация государственной научно-технической политики; поощрение развития самостоятельных инноваций со стороны предприятий различных форм собственности.

Финансовая сфера: масштабное увеличение объема государственных инвестиций отраслевых программ (строительство социального жилья, школ и больниц, инфраструктуры сельских районов и пр.); облегчение налогового бремени предприятий и населения; стабилизация и устранение диспропорций товарных цен; поддержка в восстановлении и стабилизации экспорта; увеличение объема выпуска облигаций госзаймов; совершенствование и ужесточение методов финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Социальная сфера: всемерное стимулирование и расширение внутреннего спроса, в т.ч. за счет увеличения занятости, борьбы с безработицей; строительство доступного жилья; развитие комплексных социальных программ и общее повышение уровня социального обеспечения населения; сокращение диспропорции между развитием экономики и социальной сферы. [3]

Действия Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг КНР также были достаточно успешными – фондовый рынок страны к концу 2010 г. сумел отыграть около 30% своего падения. Таким образом, китайскому правительству удалось остановить падение и даже несколько поднять котировки индекса.

За три квартала 2010 г. общие капиталовложения в экономику страны увеличились на 30% (иностранные инвестиции – более чем на 10%), продажи на внутреннем рынке выросли почти на 20%. Банки выдали кредитов государственным и частным предприятиям почти столько же, сколько за весь 2009 год.

Несмотря на кризис, руководство КНР осталось довольно результатами 11-ой пятилетки (2006 – 2010 гг.). Был реализован ряд крупных инфраструктурных проектов в сфере транспорта, энергетики и жилищного строительства: за пять лет построено более 190 тыс. домов экономкласса, 120 крупных ирригационных сооружений, увеличилось количество аэропортов (в настоящее время их 190), протяженность железных дорог выросла на 16 тыс. км, скоростных автотрасс – на 32 тыс. км, достигнув 73 тыс. км. Китай занимает второе место в мире по протяженности скоростных автотрасс, уступая только США. Социальные выплаты населению не снизились, а возросли. Средний размер пенсий увеличился с 900 до 1200 юаней в месяц (около 200 долл. США). [10] Однако, в настоящее время в Китае пенсионные страховки имеет только небольшая часть пожилых людей, проживающих в городах. На абсолютное большинство пожилого населения эта политика не распространяется. 

Китай вышел из мирового финансового кризиса с наименьшими потерями по сравнению с другими странами мира, что связано со спецификой осуществляемой в стране модели экономической реформы перехода к рынку, направленной в основном на развитие вторичного сектора экономики, а не третичного. [6]

Проблемы роста экономики Китая

Итоги 11-й пятилетки в целом показывают, что в экономике Китая имеется ряд проблем, которые могут оказать серьезное влияние на дальнейшее развитие китайской экономики и построение общества «малого благоденствия». Следует выделить несколько главных проблемы – огромная численность населения, относительная нехватка энергоресурсов, экологическая, продовольственная проблема и другие. [6]

Китайское общество постепенно стареет. В 2000 году возрастная группа от 65 лет и старше включала в себя 7% всего населения, в 2010 – 8,2%. Другая возрастная группа до 14 лет в 2000 году составляла 25,5%, а в 2010 уже 19,5%. (cм. таблицу А.1)

По оценкам ряда экспертов, в годы 12-й пятилетки доля экономически активного населения начнет постепенно снижаться, и к концу пятилетки Китай достигнет так называемой «точки Льюиса», то есть выйдет на пик максимальной доли населения в рабочем возрасте от общей численности населения. В дальнейшем в стране будет происходить только рост доли населения за пределами рабочего возраста, а доля населения в рабочем возрасте расти не будет в следствие проводившейся в течение многих лет политики ограничения рождаемости и сокращения рождаемости в наши дни.

Ожидается, что к 2020 г. количество пожилых людей возрастет практически до 250 млн., к 2050 – до 440 млн. человек. При этом на 1 пенсионера будет приходится 1,7 работающего. В будущем это может оказать давление на системы социального обеспечения и на развитие китайской экономики в целом. Кроме этого, сокращается уровень рождаемости, в результате чего стоимость рабочей силы в Китае увеличивается. Старение населения и снижение темпов его прироста могут совокупно привести к дефициту рабочей силы в Китае. [4]

Кроме этого, существует значительная дифференциация по доходам населения. Уровень доходов в городах в 2,5-3,5 раза больше, чем в деревнях.

Для того, чтобы решить данную проблему, Китай будет вынужден ориентироваться не на привлечение неквалифицированной рабочей силы из деревни, а на повышение производительности труда на рабочем месте, в том числе и в сельском хозяйстве.

Следующая проблема – нехватка энергоресурсов. Китай в настоящее время относится к числу крупнейших в мире потребителей энергетических ресурсов. По общему объему производства и потребления энергии КНР занимает второе место в мире после США и его доля составляла свыше 10% мирового потребления первичной энергии (в 2000-х гг.). В 11-й пятилетке (2006-2010 гг.) Китай взял курс на экономию энергии и предполагалось в течение пяти лет снизить удельную энергоемкость на 20% на единицу продукции.

Еще в 90-е гг. выявилась нехватка нефти, а в годы 11-й пятилетки - природного газа и каменного угля. По данным на 2009 год, в течение года Китай вынужден был импортировать 212 млн.т нефти при объеме производства 189 млн.т нефти в год, 37,0 млн.т нефтепродуктов и 125,8 млн.т каменного угля. По стоимостному объему импорта доля в нем нефти и нефтепродуктов составляет 10,6%, а доля каменного угля – 1,05% в год .

В ближайшие годы потребность Китая в энергоносителях будет возрастать. Как считают ученые Центра экономической безопасности Китайской академии современных международных отношений (КАСМО), рост потребления энергоносителей в Китае будет происходить по трем основным причинам: 1) рост жизненного уровня населения; 2) растущая автомобилизация в стране; 3) развитие урбанизации.

Если рассматривать баланс импорта и потребления топливно-энергетических ресурсов в мире, то в целом в Китае в настоящее время достигнут относительный баланс внутреннего потребления и импорта природного газа и каменного угля по отношению нетто-импорта и нетто-экспорта к потреблению, чего нельзя сказать о нефти. В частности, в 2007 г. доля импорта нефти в объеме потребления составила 49,3% (практически половина всего потребления нефти в КНР), в то время как доля каменного угля – всего 1,7%, а природного газа и вовсе отрицательная (-3,0%).

По данным показателям Китай находится в намного лучшей позиции, чем Япония, Индия и страны Европы, которые испытывают дефицит всех видов энергоносителей. Однако нетрудно увидеть, что при повышении жизненного уровня населения Китая, роста автомобилизации и урбанизации страны проблема дефицита энергоресурсов в стране сильно обострится.

Для КНР существует три пути решения энергетической проблемы: 1) разработка и эксплуатация имеющихся нефтяных и газовых месторождений в западной части страны; 2) частичная замена нефти на каменный уголь, природный газ и гидроэлектроэнергию в энергобалансе страны, а также различными альтернативными источниками энергии (атомная энергия, энергия солнца и ветра, геотермальная энергия); 3) увеличение импорта нефти из-за рубежа.

В настоящее время большая часть нефти по импорту поступает из различных стран мира. [7]

Таблица 2 – Импорт нефти в 2003- 2009 г. (млн. тонн)

2003 2004 2006 2009  Саудовская Аравия 12,39 13,24 16,77 24,0  Оман 15,18 17,24 23,87 43,7  Ангола 10,10 16,21 23,45 33,5  Иран 12,39 13,24 16,77 24,0  Россия 5,25 10,78 15,97 16,0  Судан 6,26 5,77 - 12,7  

1 2