">
Экономика Туризм и гостиничное дело
Информация о работе

Тема: Рецензирование театральных и концертно-зрелищных представлений

Описание: Восприятие как основа разбора и оценки художественного произведения. Основные принципы художественно-критической оценки спектакля, концерта. Проблема худ, содержания в оценке. Концертное творчество и его особенности. Анализ образного решения.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Туризм и гостиничное дело.
Тип: Курсовая работа
Дата: 31.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 22
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

О.А. Антонова

Рецензирование театральных и

концертно-зрелищных представлений

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения

специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»

Санкт-Петербург

2005 г.

Одобрено на заседании кафедры

«Социально-культурный сервис и туризм», протокол № от ..2005

Утверждено на методическом совете института социологии и социальной работы протокол № от «» 2005 г.

Учебно-методическое пособие «Рецензирование театральных и концертно-зрелищных представлений», подготовленное канд. пед. наук О.А. Антоновой, доцентом кафедры «Социокультурного сервиса и туризма» для студентов заочного отделения ГАСЭ, включает:

материалы лекций;

вопросы для самопроверки;

тематику рефератов по курсу;

список литературы;

приложение.

Содержание

Введение…………………………………………….………..………..…4

Лекция 1

Слово о театре ……………………………………...………………………6

Лекция 2

Художественно-критическая оценка спектакля, концерта………..10

Лекция 3

Художественные особенности спектакля, концерта……..……..…..16

Лекция 4

Концертное творчество и его особенности………………………….21

Лекция 5

Художественное содержание спектакля, концерта …………..…….31

Лекция 6

Анализ образного решения спектакля, концерта….……….…… ……38

Лекция 7

Актерское творчество ………………………………………..…….……..47

Лекция 8

Из истории петербургских театров………………..………....………..53

Лекция 9

Рецензия: структура, композиция………………………………………..69

Заключение ……………………………………………………………………..71

Вопросы к экзаменам …………………..….…………………….…………..74

Список литературы………………..………………………………….....…..75

Приложение……………………………………………………………………78

Введение

Курс «Рецензирование театральных и концертно-зрелищных представлений» является продолжением и развитием совокупности знаний, полученных при изучении культурологии, мировой культуры и искусства, актуальных проблем культуры XX века, истории, философии и других дисциплин.

«Рецензирование театральных и концертно-зрелищных представлений» включает в себя теоретическую и практическую части.

На лекциях студенты знакомятся с особенностями восприятия театрального искусства, художественными особенностями спектаклей и концертов, пытаются анализировать режиссерское и актерское мастерство, художественный код спектакля или концерта, изучают историю петербургских театров.

Практическая часть курса представляет собой встречи с различными театральными и концертными формами на площадках Санкт-Петербурга. Так, например, в 2004-2005 учебном году студенты IV курса побывали на спектаклях в Театральном музее («О бабьей доле, о любви»); в Выборгском Дворце культуры (спектакль «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова – театр на Юго-Западе из Москвы; в театре «Балтийский Дом» - «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова; в аудитории Академии принимали народную артистку России Людмилу Исаеву.

После каждого театрального или концертного представления студенты рассказывали (в письменной форме) о своих впечатлениях, которые назывались ими «отклики», «размышления», «эссе» и т.д.

Курсовая работа по данной дисциплине представляет собой развернутую рецензию, структуре и композиции которой посвящена отдельная лекция.

Представляется, что рецензирование театральных и концертно-зрелищных представлений должно опираться на теоретически осмысленную специфику театрального искусства, его историю.

Театральные и концертные традиции Петербурга – явление уникальное, как уникален и сам город.

Настоятельная необходимость издания учебно-методического пособия объясняется отсутствием учебников и учебных пособий по курсу «Рецензирование театральных и концертно-зрелищных представлений» для студентов Государственной Академии сервиса и экономики.

Лекция №1

Восприятие как основа разбора и оценки художественного произведения

Что такое театр? Зеркало нашей жизни, особый вид искусства, альтернатива кино? Безусловно. Школа добра, язык эмоций, красноречие чувств? Совершенно точно, и еще кое-что. Образец правды, торжество светлого, общественный психолог? Да, конечно, и еще кое-что. И так можно продолжать бесконечно, потому как театр есть особый мир, особая материя, четвертое измерение – не до конца понятое и мало описанное. А сколько бы о нем ни писали – этого все равно будет мало.

Театральная постановка – это маленькая жизнь. Каждый раз, приходя на спектакль, ты на время теряешь свою жизнь, она на время становится прошлой, чужой. И погружаешься в новый мир, новый образ, новую эпоху. Ты открываешь для себя новое, вживаясь в каждого героя понимаешь, что можешь еще острее чувствовать, быть более эмоциональным, жестким, мягким, холодным или страстным, или еще каким-нибудь, - другим, не таким, как дома, в семье, на работе или в магазине.

Театр сиюминутен, и это правда. Сколько бы ни было прогонов, сколько бы раз ни было отыграно представление, - все равно с новым поднятием занавеса начнется новое действие, новая игра, новое рождение героев на сцене. И эти рождения помогают найти или выбрать направление в жизни, уловить ее течения, помогают знать, что ты все делаешь правильно, что все так и должно быть и ты на верном пути.

Театру свойственно назидать, обличать, поучать, но так, как это делает хороший родитель или опытная нянька – своим примером. Ведь в жизни грань добра и зла часто бывает размыта, а театр своей эмоциональностью, своим стремлением «сеять доброе, вечное» отделяет белое от черного и, проецируя это разделение на жизнь, мы обостряем наше зрение, становимся способными увидеть нечто, что ранее не замечали.

Театр – это роскошь. Роскошь позволить себе задуматься о своей жизни, своем предназначении в ней, роскошь задать себе вечные вопросы. Эти мысли рождают в человеке тревогу, беспокойство, неудовлетворенность – поэтому не каждый может себе их позволить.

Театр – это колоссальный труд. Труд создания особой атмосферы, труд писателя, режиссера, актеров, художников, декораторов, музыкантов, костюмеров, оформителей, операторов, гримеров и… зрителей.

Театр начинается с вешалки? Нет. Театр начинается с решения, даже с желания купить билеты. С желания окунуться в атмосферу торжества и легкости. С предвкушения тайны и загадочности. Потом приходит подготовка к встрече с театром, стремление элегантно одеться, красиво вести себя и видеть вокруг себя красивых людей. Затем наступает время пройтись по ковровой дорожке к своему месту и застыть в ожидании подъема занавеса.

Откуда берется это зрительское волнение перед началом спектакля? До того, как будет произнесена первая актерская фраза, первое слово – зал как-то тревожно напряжен, беспричинно суетлив и возбужден. Но стоит пьесу заиграть, как следует большой зрительский выдох и постепенное погружение в действие.

Зритель в театре – соучастник, сопричастник и сотворец. Зрительный зал является действующим лицом. Это от него актеры на каждый чих получают неслышное «здрасьте». Это зал вдыхает жизнь в постановку. Это зрители поддерживают обмен энергиями с актерами и будоражат воздух потоками мыслей. Это зрители дают обратную связь.

Что такое театр? Это очередь в туалет, в буфет, в гардероб. Это минуты мертвых пауз и крики «Браво!». Это искренний смех и кристальные слезы. Это шквал оваций и шорох оберток.

А закулисье? О, что видит человек, побывавший за кулисами! Это мир Алисы в стране чудес. Это суета и последнее слово режиссера. Его нервные глаза и напутствия: «Маша, поправь бант» Миша, застегни пуговицу! Светочка, прислуга не носит бриллианты! Ну, все! Молодцы. Люблю. Как всегда, на полную катушку. Ни пуха! Поехали!»

Что такое театр? Я не знаю. Это все равно, что объяснить, что такое музыка, - никогда не поймешь, пока не услышишь. Театр никогда не узнаешь, пока не увидишь.

Театр и гармония – вещи неразделимые. Театр не может существовать вне гармонии, тогда он просто перестанет им быть.

Гармония подобна доброму человеку: вокруг него все становятся чуточку добрее. Театр гармоничен, поэтому, приобщаясь к нему, человек также становится немного гармоничнее. Театр учит нас добру, учит различать расчет и дружбу, коварство, подлость и самопожертвование. Театр показывает нам, как стоит поступать и что случается с теми, кто руководствуется нечистыми помыслами, кто не способен очистить свою душу.

Театр старается донести до нас, что каждый имеет право на прощение, что, оступившись раз, нельзя ставить на себе крест, что все мы имеем шанс начинать снова и снова, пока не будем уверены, что находимся на верном пути.

Театр снова и снова пересказывает притчу о блудном сыне, возвратившемся домой. И с каждым новым спектаклем на свете становится больше людей, способных взглянуть на себя со стороны, прийти домой и попросить прощения за причиненную обиду, а, значит, больше людей становятся мудрее и добрее, значит, мир становится лучше.

Театр учит нас ценить то, что мы имеем. Обращать внимание на милые мелочи, радоваться даже самой маленькой приятности. Относиться друг к другу с большим терпением и пониманием.

Театр учит нас проявлять свои чувства. Надо чаще говорить о любви своим близким, ведь жизнь так коротка, а в ней столько интересного! Пусть наша любовь будет Любовью с большой буквы, дружба – честной и бескорыстной.

Театр говорит нам: спешите делать добро.

Лекция № 2

Основные принципы художественно-критической оценки спектакля, концерта

План

Особенности восприятия театрального искусства.

Рецензии и книги о театре.

1. Особенности восприятия театрального искусства

Драма стала заведовать страстями

и душою человеческою.

Истина страстей, правдоподобие

чувствований в предполагаемых обстоятельствах –

вот чего требует наш ум…

А.С. Пушкин

Сейчас трудно представить нашу жизнь без театра. Но профессиональный театр появился сравнительно поздно. А вообще театр существовал с тех пор, как появилась игра. Иногда возникает острое желание ощутить самое начало, исток, вернуть непосредственность первозданности и понять, почему так привлекает тысячи людей большой зал с креслами и занавес, отделяющий их от площадки, где другие люди, собравшись вместе, играют в свою игру, условившись о ее законах заранее, в надежде, что люди в зале их поймут и примут законы их игры, а может быть, и задумаются о том, как жить дальше. Или даже согласятся с их взглядом на жизнь, на людей.

Писатель, отображающий жизнь, смотрит на нее сквозь магический кристалл, а в театре это видение преобразуется в игру только тогда, когда находится способ, который наилучшим образом позволит совершить обратный путь – через магический кристалл авторского вымысла к его жизненным истокам. Способы театра передачи авторского замысла могут быть так же разнообразны и богаты, как разнообразна и богата сама жизнь, вдохновившая автора на создание произведения для театра.

А сейчас давайте для начала вспомним некоторые особенности восприятия произведений театрального искусства. Степень, качество этого восприятия определяется многими факторами: мировоззрением, образованием, средой общения, общим культурным уровнем. Порой пытаются выработать какие-то единые, «объективно-истинные», «эталонные» оценки театрального искусства, но ведь его восприятие, как и всякого искусства, все-таки очень индивидуально. Поэтому-то в каждом спектакле зритель улавливает не только общее, принимаемое большинством, но и обязательно что-то свое, сугубо личное, что особенно близко его жизненному опыту, его мыслям и чувствам.

Среди зрителей встречаются полярные категории. Одни признают только те спектакли, в которых необходимо домысливать, дорисовывать чуть ли не каждую режиссерскую, оформительскую метафору, находку. Чем больше оригинальности, неожиданностей, порою весьма замысловатых и сомнительных, тем лучше для них. Другие же, наоборот, забывают, что театр по своей природе условен и не приемлют на сцене никаких новаций. Для них должно быть все знакомо и сразу понято, им подавай сугубо традиционные постановки.

Нужно ли говорить о том, что обе крайности плохи?

Процесс восприятия спектакля можно разделить на три этапа. Первый – это своеобразная подготовка к встрече с произведением искусства, когда мы заранее настраиваемся на спектакль, ожидая знакомства с его героями. Чтобы научиться правильно смотреть и оценивать спектакль, к восприятию его необходимо подготовиться. Тогда мы сможем понять не только то, что лежит на поверхности, на уровне эмоций, но и постичь внутреннюю мысль автора, режиссера, актеров, оценить своеобразие их художественного видения. И начинать надо с предварительного ознакомления с литературной основой спектакля.

Второй этап зрительского восприятия – постижение эмоциональным путем смысла, заложенного художником в произведение сценического искусства. Именно на уровне эмоций начинается процесс понимания того, что происходит на сцене, пробуждаются наши мысли, чувства, мы начинаем видеть, как в ходе спектакля раскрывается замысел режиссера. Здесь вершится переход от частного к общему, от восприятия актерской игры к постижению сущности всего спектакля.

Критерием истины становится не просто внешнее правдоподобие изображенной действительности, а правдивость образного выражения существеннейших сторон жизни и глубина раскрытия внутреннего мира человека. Наше в начале бессознательное переживание становится более осознанным. Мы постепенно начинаем улавливать, как воплощены жанровые особенности пьесы, ощущать сценические ритмы, т.е. внутренний строй чувств, определяющий внешний рисунок ролей.

Третий этап восприятия наступает, когда возникает необходимость проанализировать, осмыслить увиденное, пережитое в театре, приобщить впечатления от спектакля к своему эстетическому опыту, культурному багажу. Это можно сделать наедине с самим собой, вспомнить только что увиденное в театре, заглянуть в рецензию на спектакль. Еще лучше обменяться впечатлениями с друзьями. И лучший вариант – когда в подобных обсуждениях примут участие автор пьесы, постановщик спектакля, ведущие исполнители, театральные критики.

Основная трудность при просмотре спектакля заключается в том, что это коллективное творчество. В хорошей постановке все ее компоненты слиты, сплавлены, художественно объединены. Неопытный, малоподготовленный зритель чаще всего обращает внимание лишь на исполнителей, игру которых, кстати, сравнительно легче анализировать и оценивать. А надо помимо них и через них увидеть все, понять режиссерский замысел, принципы оформления, стилевое решение спектакля. Необходимо учитывать и то, что актерская игра сиюминутна, неповторима. Если ту или иную сцену в пьесе можно перечесть, понравившуюся картину можно вновь увидеть в музее, то артисты на сцене в точности не повторят сыгранного.

2. Рецензии и книги о театре.

Верной оценке спектакля могут способствовать газетные, журнальные рецензии. Публикуется немало интересных объективных статей, весьма полезных и работникам театра, и зрителям. Ведь их пишут, как правило, люди, знающие и любящие театр. Поэтому после спектакля весьма полезно сверить свои впечатления с рецензией.

Чтобы научиться верно смотреть и оценивать спектакль, очень полезно читать литературу о театре. Ее можно разделить на три основных типа.

Это прежде всего так называемые общие работы. К ним следует отнести книги К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве», «Из прошлого» В.И. Немировича-Данченко и «Словарь театра» Патриса Пави. Это своеобразные энциклопедии театрального искусства.

Можно рекомендовать и великолепную книжку Н.М. Горчакова «Режиссерские уроки К.С. Станиславского»; книги Н.П. Охлопкова «Всем молодым», «Товарищам потомкам»; работы В.Ф. Рыжовой «Путь к спектаклю»; «Рассказы о театре» Н. Абалкина; «Душа театра» Г. Бояджиева; «Искусство быть зрителем или приглашение к спору», «Театр воспитывает» Т. Марченко; «Театр и подросток» Ю.И. Рубиной; «Зачем люди ходят в театр» Ю. Юзовского.

Вторая разновидность литературы – это книги режиссеров и о режиссерах. Здесь стоит выделить сборник «Андрей Михайлович Лобанов», «Спектакль и режиссер» А.Д. Попова; «Рождение спектакля» Ю.А. Завадского; «О профессии режиссера», «Зеркало сцены» Г.А. Товстоногова; «Беседы режиссера» Б.А. Львова-Анохина; «О театре» Н.П. Акимова; «Театр для людей» Дж. Стрелера; «Низкие истины» и «Возвышающий обман» А.С. Михалкова-Кончаловского.

Третья категория – издания, посвященные актерскому искусству. Их можно разделить на многочисленные книги об актерах и не менее многочисленные актерские мемуары. К первым следует отнести такие публикации, как сборники «Мастера сцены»; «Артисты» Н. Велеховой; «Алиса Фрейндлих» Б.А. Львова-Анохина; «Б.Н. Ливанов» Е.Г. Ивановой; «Артист» – книга о Е.А. Евстигнееве, «Раневская» А. Щеглова и многие другие.

Особое внимание хотелось бы обратить на книги, написанные известными актерами. В них очень просто и убедительно рассказывается о сложнейшем сценическом искусстве, о творчестве товарищей по актерскому цеху, о собственных работах. Можно отметить, к примеру, такие издания, как «Мое взрослое детство», «Аплодисменты, аплодисменты…», «Стоп, Люся!» Гурченко Л.М.; «Актерская книга» М. Козакова; «Не плачь, казачка!» Н.В. Мордюковой; «Идиотка» Е. Кореневой; «Дарю, что помню» Е. Весника; «Время добрых надежд» И.М. Смоктуновского; «Моя профессия» М.А. Ульянова.

Но чтение такой литературы без активного приобщения к «живому театру – мало что даст. Чтобы научиться правильно смотреть и оценивать спектакль, нужно не только много читать, слушать о театре, но и регулярно, хотя бы раз в месяц, ходить в театр. Только таким образом можно стать грамотным, знающим, любящим и понимающим зрителем.

Вопросы для самопроверки:

В чем заключается восприятие театрального искусства?

Какие бывают категории зрителей?

Какие книги о театре Вы бы порекомендовали своим друзьям?

Лекция № 3

Спектакль, концерт как целое:

художественные особенности

План

Художественная целостность спектакля.

Искусство режиссера.

1. Художественная целостность спектакля.

Большое впечатление от спектакля может быть следствием ряда причин. Захватила пьеса своей идеей. Театр верно и умело раскрыл драматическое произведение. В сочетании с хорошей пьесой увлекла великолепная игра отдельного талантливого актера. И, наконец, спектакль доставил большое удовольствие остроумием, выдумкой режиссера и эффектными декорациями. Гораздо реже приходится испытывать эстетическое наслаждение от спектакля в целом, когда трудно даже разобраться в своих впечатлениях, получаемых от отдельных элементов, слагающихся в сумму художественного воздействия. Впечатление от спектакля в целом так неотразимо, что мы не можем отдельно думать о пьесе, или об актерах, или о работе режиссера и художника спектакля.

Когда произведение сценического искусства является плодом усилий целого коллектива самостоятельных художников, когда эти усилия сливаются в единую симфонию, тогда мы перестаем различать труд отдельных создателей спектакля и отдаемся своим жизненным ассоциациям, непосредственно вовлекаемся в сценические события, творческая фантазия наша развивает и обогащает происходящее на сцене.

Понятие художественной завершенности спектакля целиком относится к категориям неповторимых эстетических качеств.

Процесс вызревания художественного целого начинается с четкого замысла режиссера. А замысел строен, конкретен, верен и в то же время безгранично свободен тогда, когда он возникает и покоится на сверхзадаче писателя-драматурга, на проникновении в природу темперамента автора, характер его видения и, наконец, художественную манеру драматургического выражения.

Сценическая атмосфера спектакля понимается как воздух, которым дышат персонажи. Отдельный актерский образ, самостоятельно существуя, в то же время только фрагмент в целом полотне спектакля.

Мизансцена, точно так же выявляя собой пластический образ отдельного действия или события в пьесе, поднимается часто до обобщающего символа главной идеи спектакля. Лаконизм выражения режиссерских мыслей способствует монолитности и упругости формы спектакля. Сотворчество зрителя с театром завершает спектакль.

Неповторимая прелесть театра в единстве фантастической иллюзии и источника глубоких раздумий о жизни, о назначении человека.

2. Искусство режиссера.

Скрытым волшебником и одновременно мыслителем в театре является режиссер. В его руках находятся все нити от сложной машины театра. А если этого нет, то все начинают играть, кто во что горазд и на этом пути стараются перекрыть друг друга, художник забывает актеров, актеры – друг друга.

Суть искусства режиссера в том, чтобы объединять творческие усилия большого театрального коллектива художников. Художественное кредо определяется способностью режиссера к образному мышлению и умению это мышление выражать языком театра; решающее значение в этом имеет характер творческих взаимоотношений режиссера с актером.

К.С. Станиславский: «Режиссер – это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссер – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных».

В.И. Немирович-Данченко:

«…Режиссер – существо трехликое:

режиссер-толкователь; он же показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером-актером или режиссером-педагогом;

режиссер-зеркало, отражающее индивидуальные качества актера;

режиссер – организатор всего спектакля.

Публика знает только третьего, потому что его видно. Видно во всем: в мизансценах, в замысле декоратора, в звуках, в освещении. Режиссер же толкователь или режиссер-зеркало не виден. Он потонул в актере. Самая большая награда для такого режиссера – это когда актер забудет о том, что он получил от режиссера, до такой степени он вживается во все режиссерские показы.

Режиссер-зеркало. Важнейшая его способность – почувствовать индивидуальность актера, непрерывно в процессе работы следить, как в нем отражаются замыслы автора и режиссера, что ему идет и что не идет, куда его клонит фантазия и желания и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Одновременно и следовать за волей актера, и направлять ее, направлять, не давая чувствовать насилия. Уметь не оскорбительно, любовно, дружески передразнить: вот что у нас выходит, вы этого хотели? Чтобы актер воочию увидел себя, как в зеркале.

Режиссер-организатор вводит в свой горизонт все элементы спектакля, ставя на первое место творчество актеров, и сливает его со всей окружающей обстановкой в одно гармоническое целое.

Именно режиссер призван давать всем образам спектакля общую согласованность, а действиям – естественную логическую закономерность и, наконец, всем частям спектакля – необходимую соразмерность.

Воплощая на сцене реальную жизнь людей, театр старается воссоздать историческую, общественную, бытовую среду, в которой они существуют. Через взаимодействие человека с окружающими людьми и с обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни и, наконец, психофизическое самочувствие способствуют выявлению атмосферы времени, в котором он живет.

Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера, связанная именно с этим делом, местом и временем. Атмосфера – это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков, красок и всевозможных вещей.

Творческое лицо театра определяет репертуар. Без него нет живого искусства. Первейший долг театра – отражать то, что сегодня волнует человека, что его радует, тревожит, печалит.

Сам выбор пьесы, ее художественная трактовка, страстность, с которой раскрывается театром идея произведения – все это дает новую, неожиданную жизнь пьесе, она может зажечь сердца зрителей или оставить холодными.

Пьеса получает на сцене подлинное рождение. Но это возможно, когда режиссер и театр выступают как самостоятельные художники, имеющие свое мировоззрение, творческое лицо, свою тему в искусстве.

Зависимость искусства режиссеров и актеров от пьесы слишком очевидна. Но часто ведущую роль драматургии они понимают как ведущую роль драматурга, что далеко не одно и то же.

Чем же отличается позиция режиссера от позиции драматурга? Воображение драматурга, замышляющего пьесу, отталкивается от событий и характеров самой действительности, а творческая фантазия режиссера – от впечатлений; с одной стороны, от прочитанной пьесы, а с другой – от эмоциональных воспоминаний пережитого в жизни. А возбудителем этих воспоминаний и явилась прочитанная пьеса. Но видит свой будущий спектакль режиссер так же, как видит автор еще не написанную пьесу.

Вопросы для самопроверки:

- Из каких компонентов состоит целостность спектакля?

- В чем суть искусства режиссера?

- Вспомните определение профессии «режиссер» (по Немировичу-Данченко).

- Чем режиссер-зеркало отличается от режиссера-толкователя?

Лекция № 4

Проблема художественного содержания в оценке спектакля, концерта

План

Возникновение и развитие концертного творчества

Особенности концертной эстрады

Классификация концертного творчества

4. Концертное творчество и его особенности

1. Возникновение и развитие концертного творчества

Сегодня усилиями ученых-исследователей создана лишь приблизительная гипотеза возникновения и развития музыкального танцевального и театрального исполнительства на раннем этапе существования человеческого общества. Чувство ритма, развивающееся у первобытного человека, породило танец и звуковое (бессловесное) пение, которые, чередуясь или сочетаясь, отображали жизнь в формах обрядов, ритуалов, празднеств, игр и т.д. С возникновением речи пение обрело слово. Все эти игровые навыки привели к появлению простейших форм будущего театра.

Но зародыши искусства музыки, танца, пения после возникновения театра не погибли, а продолжали развиваться, сохраняя свою независимость и проявляясь в произведениях кратких, лаконичных форм. Их успешное сосуществование с театром легко объяснимо, ведь умение продемонстрировать свои способности (в танце, в пении) гораздо легче именно в концертном творчестве, чем в театре. Ведь театр большей частью основывался на коллективизме исполнения, что усложняло процессы подготовки и показа спектаклей.

Вероятно, с тех пор как человек заговорил, уже наметилось два способа живого отображения действительности – средствами показа (театр) и средствами рассказа (концертное исполнительство). Иногда эти способы соединялись и сочетались. Так в театре наряду с игровыми сценами произносились монологи-рассказы или, наоборот, в концертном выступлении отдельные моменты театрализовывались. Кстати, театрализация впоследствии оказалась характерной для эстрадных жанров.

Важным этапом на пути эволюции концертного исполнительства стал момент выделения корифеев, солистов из общего состава участвующих и постепенное разделение всей массы участников на исполнителей и зрителей. Конечно, этот процесс не уничтожил массовых игровых форм искусства, они живы и сейчас в виде фольклорного творчества, но первые шаги к формированию профессионального концертно-исполнительского искусства были сделаны именно таким образом.

Надо полагать, что для развития концертного творчества важное значение имели:

отделение корифеев-солистов от коллективных форм творчества. Оставаясь в одиночестве, солист становился более свободным в своих планах, устремлениях. Странствуя, он находил для показа своего творчества все новых и новых зрителей;

отделение исполнителя от автора тоже следует считать важным моментом в развитии сольного исполнительства. Зрители поощряли такое разделение труда: репертуар бродячих артистов стал более разнообразным, интересным. Теперь сочинение автора могли исполнять многие исполнители;

тиражирование сочинений явилось серьезным стимулом для роста исполнительского мастерства. Чтобы воспроизводимая копия была близкой к оригиналу, исполнителю необходимо повышение исполнительского мастерства, владеть хотя бы элементарными знаниями в области теории музыки, воспитывать в себе художественное умение и чутье.

Кратко проследив путь становления концертного исполнительства, можно сделать вывод, что роль творчества самого исполнителя чрезвычайно велика.

Концертное творчество как разновидность искусства, адресованного широкому кругу зрителей, в его настоящем виде утвердилось сравнительно недавно. Выступления артистов в обстановке праздничного гуляния, ярмарочного веселья не могли рассчитывать на ответную реакцию зрителей. «Неорганизованный» зритель не чувствовал за собой обязанности завязывать с артистом пусть даже кратковременные отношения. Публика была пассивным потребителем, любопытствующим прохожим, который мог остановиться, если его это заинтересовало.

Чтобы концертное исполнительство стало актом искусства, были необходимы определенные условия и, прежде всего, концертные помещения. До начала активной публичной концертной деятельности помещениями для исполнения серьезной музыки служили церкви, дворцы, придворные театры, артистические салоны. В Петербурге первыми концертными помещениями оказались дом князя Барятинского, дворец графов Строгановых, а также Аничков дворец, Пажеский корпус. Использовались для концертного исполнительства и помещения трактиров, например, Английский трактир в Галерном дворе и др. XIX век стал веком расцвета концертной деятельности не только в области серьезной музыки, но и положил начало концертным формам развлекательного направления, которые, будучи перенесенными с площадей и садов в закрытые помещения, обрели иные, более подходящие условия для слушательского восприятия.

Предоставляли для концертных выступлений рестораны, трактиры, отели, привлекая тем самым дополнительное число посетителей и постояльцев.

Родиной первичных форм развлекательных эстрадных концертных программ оказалась Англия. Лондонский Воксал, популярное место увеселений англичан, передал свое имя целому ряду концертных помещений, иногда эти помещения соединяли в себе две функции – концертного зала и пригородной ж /д станции, куда приезжали, специально на концерт, горожане.

В России первые «воксалы» появились в Павловске, Сестрорецком курорте, Московском Петровском парке. О последнем восторженно писал М. Загоскин «Трудно придумать что-либо лучше сборного места посетителей Петровского парка. Крытые широкие террасы, прекрасные галереи, красивые комнаты и огромная зала в два цвета, истинно изящной архитектуры».

В этот же период (I пол. XIX века) происходит трансформация городских усадебных строений в первоклассные концертные залы. Например, петербургский дом князя Голицына после смерти владельца переходил из рук в руки, и новые его собственники часто сдавали в аренду большой зал этого особняка. В 30-х годах XIX века дом перешел к Энгельгардту, который не стал устраивать в нем квартиры, а еще более приспособил для концертов, маскарадов и других увеселений.

В середине XIX века во всем мире начинается оборудование концертных залов, так называемого филармонического направления. Для подобных концертов предоставлялись залы дворянских, офицерских, купеческих собраний, т.е. своего рода сословные клубы.

В период Советской власти развертывается массовое строительство клубов, домов и Дворцов культуры, в каждом из которых обязательно был зал для концертного творчества.

Сегодня во всех городах России построены специальные концертные залы, дворцы спорта, дворцы культуры, которые оборудованы современной сценической техникой. Интерьеры этих зданий удовлетворяют основным требованиям эстетики.

2. Особенности концертной эстрады

Само слово «концерт» (лат. происхожд. – состязаюсь) возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода в том числе и в области художественного исполнительства.

Первые публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными, появление других видов искусства на сценических подмостках связывают с театром, где после сыгранной пьесы там шел «дивертисмент», в котором актеры данного театра и приглашенные со стороны артисты показывали концертные номера разных жанров.

Обратимся к словарям: знаменитый русский энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона понятие «концерт» расшифровывает только как «публичное собрание», в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. И далее: «смотря по программе, концерт получает название: симфонического (преимущественно исполняются оркестровые произведения), духовного, исторического…».

Виды концертов: тематический или праздничный, юбилейные вечера, классический, эстрадный концерт, эстрадное обозрение, «капустники», смешанный.

Много общего между тематическим концертом и праздничным вечером, в которых все подчинено одной теме, одному событию. Но праздник обычно шире по разнообразию компонентов. Он выходит за рамки сценического пространства, ему бывает тесно в зале, он выплескивается в фойе, в вестибюль, иногда – на улицу. Переплетаются деловая и художественная части, в каких-то случаях поздравления чередуются с концертными номерами.

Эстрадный концерт – обычный смешанный концерт, большинство номеров которого относится к так называемым легким жанрам. В них много юмора, да и по содержанию они не претендуют на большую глубину. Но в этих же программах могут найти место и «серьезные» жанры: инструментальная музыка, классическая хореография, художественное слово.

В эстрадном обозрении подобные же номера объединены сюжетным или иным стержнем. Герой или герои этого обозрения по ходу действия сталкиваются с эпизодическими персонажами, которые в силу обстоятельств сюжета исполняют свой концертный номер.

Требования к концертному номеру: краткость выступления, концентрация и завершенность действия. А также высокий уровень исполнительского мастерства, новизна материала или интересная его трактовка.

Особенности концертного творчества.

Первой особенностью концертности является приоритет рассказа как средства художественного отображения действительности, которое производится главным образом путем рассказа о жизни. Это может быть произведение не только речевого, но и вокального или хореографического жанра.

Вторая особенность концертного творчества – лаконизм концертных произведений. Краткость, лаконичность произведений малых форм позволяет их авторам оперативно откликаться на темы современности, удовлетворяя спрос аудитории. Язык концертных произведений (словесный, музыкальный, пластический) тоже достаточно лаконичен.

И, наконец, третья особенность – непосредственность общения с публикой. В концертных жанрах, рассчитанных на более легкое восприятие, роль публики иная, чем в театре. Зрителю не надо погружаться в серьезные раздумья, переживать сложные по сюжету ситуации. Концертный номер зачастую провоцирует прямое общение актеров с залом, основанное на импровизации, единстве артиста и зрителя.

3. Классификация концертного творчества

В определении эстрадного искусства царит разнобой. Его называют и разновидностью, и родом, и видом, и типом. Но чаще всего и довольно давно употребляется по отношению к концертной эстраде понятие жанр.

Концертные формы эстрады – это часть концертного творчества, наиболее легко воспринимаемая, обладающая броской формой, во многом развлекательная, которая ответвляется от общей массы не на родовом, а только на жанровом уровне. Как серьезные филармонические, так и эстрадные жанры существуют внутри каждого из родов – речевого, вокального, хореографического и др.

Речевой род – синтез словесного (литературного) материала с актерским искусством. Жанровое многообразие велико: это исполнение рассказа, сказки, лирического монолога, фельетона, интермедии, лирического стихотворения, басни и т.д.

Инструментальный род. В его основе написанные композиторами сочинения, которые лишь в синтезе с исполнителем и публичным восприятием обретают свою жизнь. Жанров исполняемой инструментальной музыки немало. Это различные танцевальные формы, элегии, ноктюрны, этюды, симфонии, юморески, прелюдии и др. К эстрадным жанрам следует отнести легкую (легко воспринимаемую – мелодичную и ритмичную) танцевальную музыку.

Вокальный род соединил четыре компонента – музыку, слово, пение и актерское искусство. Все компоненты равным образом важны. Вокальный род тоже расчленяется на множество жанровых категорий – исполнение романса, песни, кантаты.

На практике, а точнее в обиходе, концерты чаще всего делятся на два основных вида: филармонические и эстрадные. Наиболее распространенной, если не сказать основной, традиционной формой эстрадного концерта является сборный концерт, программа которого состоит из совокупности номеров самых различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.).

В последние годы на афишах эстрадных концертов слово «сборный» стало вытесняться такими названиями как «варьете», «кабаре», а чаще всего «шоу». В основе любого из них лежит набор номеров различных жанров, как и в сборном концерте, но все же каждый из них имеет свои особенности, знать которые эстрадный режиссер обязан. Так же, как и особенности «праздничных театрализованных концертов».

Варьете – постоянное концертное действо, составленное из номеров разнообразных жанров, модных групп и шоу-балета, ориентированных на развлечение, которое имеет место быть в том или другом ночном клубе или ресторане. Конечно, такое действо, не говоря уже об эффектных костюмах исполнителей, красочно оформлено.

Кабаре – это тоже сборная, иногда с элементами театрализации, эстрадная программа, идущая на эстрадных подмостках, расположенных в зале кафе или ресторана, основная цель которой развлекать сидящую за столиками публику. Кстати, сегодня между понятиями «варьете» и «кабаре» грани практически стерлись.

Шоу – яркая, эмоционально насыщенная программа, основанная на внешних эффектных зрелищных номерах и аттракционах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связками, построенная на стремительном сценическом действии. В шоу обязательно должна участвовать хотя бы одна эстрадная «звезда».

Мюзик-холльное представление – своеобразное, постановочно яркое, красочное, порой эксцентрическое обозрение–зрелище, состоящее из быстро сменяющих друг друга феерически картин, насыщенное эстрадно-цирковыми аттракционами; эта программа, в которой значительное место занимает оркестр, это яркие, броские костюмы исполнителей, блеск красок, игра света и теней, сценические эффекты и т.д.

Вопросы для самопроверки:

Элементы концертного исполнительства.

Где появились первые «воксалы» в России?

Как переводится слово «концерт»?

Особенности концертного творчества.

Перечислите концертные формы эстрады.

Чем отличается «кабаре» от «варьете»?

Темы рефератов:

Возникновение и развитие концертного творчества.

Особенности концертной эстрады.

Классификация концертного творчества.

Лекция № 5

Анализ сценарно-драматургической основы представлений

План

1. Взаимодействие (произведение – зритель).

2. Создание сценической атмосферы.

1. Взаимодействие (произведение – зритель).

Спектакль, ежевечерне возникая, развивается, живет и, как явление жизни, переходит в другое качество уже реально пережитых зрителем чувств и мыслей. Спектакль начал новую реальную жизнь, войдя в сознание зрителя, породив новые переживания и обогатив людей, смотревших его. Такое воздействие театра на зрителя предполагает серьезную драматургию и богатое в художественном отношении содержание работы театра, который не только пересказывает пьесу, но и выступает самостоятельным художником, привнося в нее свои собственные мысли и чувства.

1 2 3