">
Экономика Финансы и кредит
Информация о работе

Тема: Финансы как эконом категория

Описание: Необходимость, причины возникновения и функционирования финансов. Неналоговые доходы государства, их состав и особенности. Механизмы формирования и направдения использования. Методы и формы организации расходов. Исполнение бюджетов различных уровней.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Финансы и кредит.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 46
Поднять уникальность

Похожие работы:

Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении оргов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов. Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности. Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения. Внебюджетные фонды принято делить на экономические и социальные. Экономические: Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др. Социальные: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.

БИЛЕТ №12

12) Финансовый менеджмент

В экономически развитых странах наибольшее воздействие на финансы предприятий оказывают: интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение компьютерной техники.

Компьютерная и телекоммуникационная технологии резко меняют процесс принятия финансовых решений. Головные компании обеспечены системой персональных компьютеров, объединенных локальной сетью, с компьютерами поставщиков и потребителей. Это позволяет финансовому менеджеру постоянно быть в курсе всей информации и принимать наиболее рациональные решения.

Основные задачи финансового менеджмента:

1) максимизация реальных активов и пассивов предприятий;

2) прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий. Составляются бизнес-планы по объему производства, реализации продукции, прибыли, капитальным вложениям, внедрению новых управленческих решений и финансовых ресурсов для их обеспечения;

3) принятие целесообразных решений при инвестировании крупных средств (оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации и т. д.);

4) координация финансовой деятельности предприятий с другими службами (банком, налоговым департаментом и т. д.);

5) проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов.

Большое значение имеет финансовый менеджмент и для государственных финансов, включая бюджетную систему и внебюджетные фонды.

47) . Государственные внебюджетные фонды РФ.

Госуда?рственный внебюдже?тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

К экономическим относятся:

Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;

финансовые фонды поддержки отраслей;

инвестиционные фонды и др.

БИЛЕТ №13

13) Финансовое планирование

Планирование занимает важное место в системе управления финансами.

Непосредственно при планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов и выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом является составление финансовых планов. В каждом плане рассчитываются доходы и расходы на определенный период, устанавливаются связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.)

Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, при этом форма финансового плана и состав его показателей отражает специфику соответствующего звена финансовой системы. Например, коммерческие предприятия и организации составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, – сметы; колхозы, кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты разных уровней.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резерва роста доходов, экономии расходов; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

И прогнозные, и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов. К числу наиболее важных из них относятся: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования.

Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей при выявлении их динамики.

При расчетах используют показатели отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов.

Метод математического моделирования основан на построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов.

Для согласования направления использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.

В странах с рыночной экономикой программный метод преобладает над планированием, тогда как в России до недавнего времени программы и прогнозы лишь дополняли план.

48) Необходимость и экономическое содержание страхования.

Страхование – это совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения ущерба. Страхование является одним из методов управления риском. Сущность страхования заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования.

Основными участниками страхования являются страховщик – специализированная организация, производящая страхование, и страхователь – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает страховые взносы.

Страхование одновременно выступает как один из стабилизаторов экономической и социальной ситуации в стране и как составная часть финансов.

Страхование выполняет следующие функции:

• рисковая функция – управление риском путем его перераспределения между участниками страхования;

• предупредительная функция – использование части средств для уменьшения вероятности наступления страхового случая за счет фонда предупредительных мероприятий страховщика;

• сберегательная функция – страхование способствует накоплению денежных средств гражданами и получению доходов страховщиками от инвестирования временно свободных средств в ценные бумаги, недвижимость, коммерческие структуры;

• контрольная функция – контроль за формированием и использованием страховых фондов.

БИЛЕТ №14

14) Сводный финансовый баланс и его структура.

Сводный финансовый баланс это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Сводный финансовый баланс Российской Федерации - документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.

2. Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

3. Порядок разработки сводного финансового баланса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

49) . Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское и др.) и формы страхования, их особенности.

Страхование может осуществляться в двух формах: добровольное; обязательное. Добровольное страхование проводится на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем.

В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей:1) имущественное; 2) социальное; 3) личное; 4) страхование ответственности; 5) страхование предпринимательских рисков.

Социальное страхование – это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.

К основным видам социального страхования следует отнести:
1) страхование по болезни;
2) страхование пенсионного обеспечения;
3) страхование от несчастных случаев на производстве;
4) страхование по безработице.

Имущественное страхование – это отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.

Личное страхование – это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности и здоровью. В личном страховании страховые суммы определяются в соответствии с пожеланиями страхователя, исходя из его материальных возможностей.

Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда. Возмещается имущественный вред, причиненный третьим лицам.

Медицинское страхование - способ защиты государством прав пациента на полноценное лечение и охрану собственного здоровья.

Виды:

Обязательное медицинское страхование – это гарантированный государством комплекс мер материального обеспечения граждан и членов их семей при болезни, потере трудоспособности, в старости; охраны здоровья матерей с детьми и пр.

Добровольное медицинское страхование проводится на базе договора, порядок заключения которого и общие условия устанавливаются страховой компанией самостоятельно, - но в рамках положений Закона «О страховании». Следует иметь в виду, что отдельные нюансы договоров у различных страховщиков могут быть разными.

Пенсионное страхование - необходимость материального обеспечения граждан в старости.

Виды:

Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного пенсионного страхования, считаются застрахованными.

Добровольное пенсионное страхование по сути, - один из видов накопительного страхования жизни, механизм действия которого не так уж сложен. Гражданин, согласно договора, перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, и последняя инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении клиентом пенсионной возрастной планки, компании выплачивает ему дополнительную пенсию.

БИЛЕТ №15

15) .Финансовый Контроль

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные органы, деятельность которых сводится к проведению планомерных мероприятий.

Объектом финансового контроля является создание фондов денежных средств и их использование. Чаще всего объектом контрольных проверок является прибыль, налоговые платежи, себестоимость, фонды заработной платы и т. д.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи.

1. Содействие сбалансированию доходов и расходов.

2. Выявление внутренних резервов.

3. Содействие рациональному использованию выделяемых средств.

4. Обеспечение правового ведения учета, отчетности, анализа.

Оценка финансового состояния предприятия производится по следующим направлениям:

-оценка финансовых результатов;

-оценка величины средств, находящихся в распоряжении предприятия;

-анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

-организация расчетных дисциплин.

При проведении контрольных проверок необходимо руководствоваться следующим: законодательными актами, постановлениями, инструкциями.

Для осуществления контроля необходимо и важно вести правильно бухгалтерский учет (на Западе принято ведение двойной системы бухгалтерского учета для системы контроля всех данных. Использование такой системы означает полное, точное и своевременное проведение коммерческих операций по всем бухгалтерским книгам. Существует 2 принципа: нет бухгалтерской записи без документа, обязательна регистрация всех коммерческих операций.)

50) Классификация страхования.

В зависимости от различий в объектах защиты страхование делится на четыре основные отрасли: личное страхование – в качестве объекта страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека; имущественное страхование – объектом страхования выступает имущество в его различных видах); страхование ответственности – объектом защиты выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя; страхование экономических рисков – страхование от возможных убытков, где объектом страховой защиты выступает результат предпринимательской деятельности – прибыль или доход. Каждая отрасль делится в свою очередь на подотрасли и виды страхования. Личное страхование подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование делится на несколько подотраслей в зависимости от форм собственности и категорий страхователей: страхование государственного, частного, арендуемого имущества и имущества отдельных граждан на правах личной собственности. В страховании ответственности выделяют две подотрасли – страхование гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. В страховании предпринимательских рисков также две подотрасли – страхование риска прямых потерь и страхование риска косвенных потерь. В зависимости от того, по чьей инициативе осуществляется страхование, выделяют обязательную и добровольную формы страхования. При обязательном страховании не требуется согласия страхователя и страховщика. Виды, условия и порядок обязательного страхования определяются соответствующими законами. Обязательное страхование обеспечивает устойчивость страхового фонда при незначительных размерах страховых тарифов и гарантирует возмещение ущерба. В то же время оно имеет принудительный, налоговый характер и не учитывает финансовые возможности страхователя. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Основой для заключения договора является инициатива граждан или хозяйствующих субъектов, которые самостоятельно решают вопрос о потребности в страховой защите.

БИЛЕТ №16

16. Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде.

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.

51) . Страховой рынок.

Рынок страхования, страховой рынок — часть финансового рынка, на котором предлагаются услуги по страхованию.

Услуги по страхованию на данном рынке предлагают страховые компании. Одним из важнейших принципов организации страхового рынка является обеспечение справедливой конкуренции страховых компаний.

Структура страхового рынка формируется из:

1.страховых организаций;

2.Страхователей;

3.страховых продуктов;

4.страховых посредников;

5.профессиональных оценщиков страховых рисков и убытков;

6.объединений страховщиков;

7.объединений страхователей;

8.системы государственного регулирования страхового рынка.

К субъектам страхования относятся: страховщики, страхователи, застрахованные лица и выгодоприобретатели.

БИЛЕТ №17

17) Типы финансовой политики государства.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы , интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа:
1.Классическая финансовая политика
Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
2. Регулирующая финансовая политика
необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
3. Неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область.
4. Планово - директивная финансовая политика
Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой..

52) Сущность финансов организаций.

Финансы организации (или корпоративные финансы) — денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели.

Функции:

Учетная — с помощью финансового механизма осуществляется учет всех произведенных стоимостей товаров, работ, услуг.

Распределительная — в результате реализации товаров, работ, услуг вновь созданная стоимость распределяется и перераспределяется между производителем, посредником, государственным бюджетом.

Стимулирующая — через финансовые рычаги предприятие может стимулировать развитие приоритетных направлений деятельности.

Контрольная — предприятие проводит внутренний и внешний контроль за сохранностью собственности, эффективным использованием ресурсов, рациональным расходованием средств.

БИЛЕТ 18

18) . Результативность фин политики.

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.

Для определения результативности финансовой политики оценивают:

уровень и динамику финансовых результатов деятельности организации;

имущественное и финансовое состояние организации;

деловую активность и эффективность деятельности организации;

управление структурой капитала организации;

политику привлечения новых финансовых ресурсов;

управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом);

управление оборотными средствами;

управление финансовыми рисками;

системы бюджетирования и бизнес-планирования;

систему безналичных расчетов.

На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы:

- научный подход;

- прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;

- учет накопленного опыта;

- четкое определение макроэкономических показателей;

- учет национальных и географических особенностей;

53) . Основы функционирования финансов коммерческих организаций. Принципы организации финансов предприятий.

Коммерческие организации – это те организации, которые преследуют цель получения прибыли

Их деятельность базируется на принципах:

Самоокупаемость/самофинансирование (принцип рентабельности)

Принцип экономической независимости – предприятие самостоятельно распределяет полученные доходы, определяет источники финансирования и направления своей деятельности.

Принцип экономической ответственности по своим обязательствам перед всеми участниками отношений

Принцип экономической заинтересованности в результатах своего труда.

В сферу финансовых (денежных) отношений предприятия входят:

Отношения между предприятием и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплат дивидендов и процентов.

Отношения между предприятием, поставщиками, покупателями по поводу расчётов, а также способов обеспечения исполнения финансовых обязательств.

Отношения между предприятием и финансовыми институтами (банками, страховыми компаниями, другими финансовыми организациями).

Отношения между предприятием-инвестором и другими предприятиями (организациями) по поводу его инвестиций и выплат по ним дивидендов и процентов.

Отношения между предприятием и государством по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей.

Отношения между материнским и дочерним предприятиями по поводу внутрикорпоративного перераспределения средств.

Отношения между предприятием и правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии.

Отношения между предприятием и наёмными работниками по поводу оплаты труда, удержания налогов.

Другие финансовые отношения предприятия.

Для организаций и предприятий существуют такие принципы организации финансов:

Принцип хозяйственной самостоятельности

Принцип самофинансирования

Принцип материальной заинтересованности

Принцип обеспечения финансовыми резервами

Принцип финансового планирования и коммерческого расчета

Принцип материальной ответственности

Принцип экономической эффективности

Принцип финансового контроля

БИЛЕТ 19

19) Особенности современной финансовой политики Российской Федерации.

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста , повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Главной стратегической задачей бюджетной политики на современном этапе является проведение бюджетной реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

54) Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий.

На организацию финансов

предприятий оказывают влияние два фактора:

· организационно-правовая форма хозяйствования;

· отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма хозяйствования

определяется Гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Оно вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений в процессе формирования уставного (складочного) капитала. Формирование имущества коммерческих организации (хозяйственных товариществ и обществ, товариществ на вере, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, производственных кооперативов) основано на принципах корпоративности. Имущество государственных и муниципальных (унитарных) предприятий формируется на базе государственных и муниципальных средств.

Отраслевые технико-экономические особенности.

Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расши­ренного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов.

Предприятия и учреждения транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципе сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Готовой продукцией, подлежащей реализации на транспорте, является непосредственно транспортный процесс. Таким образом, производство и реализация продукции совпадают по времени, и кругооборот осуществляется в две стадии вместо трех. Затраты общественного труда, связанные с перевозкой продукции, увеличивают ее стоимость на величину транспортных издержек, которые, помимо дополнительной, новой стоимости, содержат и прибавочный продукт. На транспорте велик удельный вес основных производственных фондов, воспроизводство которых требует значительных денежных средств. Особенности расчетов за транспортные услуги, воспроизводства основных фондов определяют необходимость централизации части денежных средств на уровне Министерства путей сообщения с их последующим перераспределением, что и отражается в финансовом плане транспортного предприятия.

БИЛЕТ 20

20) . Международные финансовые отношения. Их сущность и особенности.

Международные финансовые отношения являются отношениями по поводу предоставления займов, кредитов и вложения средств в экономику других государств. Уровень развития данного вида финансовых отношений определяются степенью развития национальных экономик стран, мировой экономики в целом, политической обстановкой, характером отношений между государствами. Чем более высоким уровнем характеризуется производство страны, чем более совершенно разделение труда и крепки связи между государствами, тем более существенными являются потоки капиталов между ними. Международные финансовые отношения разворачиваются, прежде всего, в форме валютных операций, в ходе которых часть денежного капитала государств переводится в валюту или наоборот. Международные финансовые отношения складываются в форме международных кредитных и финансовых отношений, мировой торговли, взаимного предоставления странами международных услуг, производственного сотрудничества, международного туризма, научно-технических связей.

Большинство стран, участвующих в ведении мирового хозяйства, сегодня тесно связаны на уровне политических, экономических, научных и прочих сфер деятельности. Эти связи упрочаются все больше с течением времени, что приводит к расширению потоков денежных платежей, капиталов, кредитных ресурсов между отдельными странами. Международные финансы в связи с этим группируются по отношению к субъектам хозяйствования государств, по отношению государств и правительств других стран с хозяйствующими субъектами иностранных государств, по поводу взаимоотношений государств и субъектов хозяйствования с мировыми финансовыми организациями (структурами наднационального уровня). Международные финансовые отношения по своему назначению опосредуются денежными потоками между отдельными субъектами разных государств. Такими субъектами могут выступать предприятия (отношения купли-продажи), правительства разных стран (по поводу кредитования других стран или кредитования государством иностранных субъектов другой страны) и т.д. Любые международные кредиты являются двусторонними отношения (предоставление кредита – его погашение и уплата процентов по нему). Международные финансы своим функционированием отражают глобальные интеграционные процессы, идущие в современном мире. Они обеспечивают деятельность наднациональных структур через фонды, специально создаваемые для этого специальными международными организациями. Повышение авторитета действующих международных финансовых организаций ведет к росту уровня финансовой централизации и переходу на единую денежную.

55) Собственные средства организаций.

Собственные средства предприятия - средства, образованные 
- уставным фондом, паями и долями в хозяйственных обществах и товариществах; 
- выручкой от продажи первичного и дополнительных выпусков акций; 
- накопленной и нераспределенной прибылью; 
- реализованным приростом рыночной стоимости ценных бумаг; 
- наделенными государственными средствами.

Собственных средств должно быть больше, чем внеоборотных активов

К собственным финансовым ресурсам предприятия относятся:
• Уставный капитал;
• Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
• Амортизация;
• Внутрихозяйственные резервы;

БИЛЕТ 21

21) Международная финансовая система: этапы формирования, субъекты, объекты, структура, закономерности развития. Роль финансов в глобализации экономических отношений.

Международная финансовая система – это общественное пространство, в котором происходит круговращение денег. В ней сосредоточены проблемы мировой и национальных экономик, развитие которых исторически идет параллельно и имеет тесную взаимосвязь, тем более при сегодняшних темпах глобализации. 

В настоящее время международная финансовая система представляет собой разветвленную схему со множеством государственных и частнокредитных элементов, через которые осуществляется координация финансовых связей в мире. В общем виде система состоит из:

ежегодных совещаний «восьмерки» (бывшей «семерки») влиятельнейших государств мира, принимающих наиболее важные стратегические решения;

специализированных учреждений ООН, занимающихся финансовыми вопросами в глобальном масштабе, а именно МВФ и группы Всемирного банка;

Парижского клуба - многостороннего механизма государственных кредиторов, регулирующего и унифицирующего подходы кредиторов к должникам;

Лондонского клуба - объединения крупнейших частных кредиторов, вырабатывающего совместную политику частных коммерческих банков по отношению к должникам;

региональных банков развития, сфера деятельности которых ограничена определенными географическими районами;

субрегиональныхбанков развития; межгосударственных организаций, осуществляющих операции на двусторонней основе, и др.

Кроме указанных субъектов в системе участвуют частные юридические лица и отдельные индивиды или физические лица.

Субъектами международной финансовой системы с точки зрения международного публичного права прежде всего выступают государства и международные организации, обладающие международной правосубъектностью. Кроме указанных, в системе участвуют частные юридические лица и отдельные индивиды — физические лица, вовлекая, таким образом, в общий комплекс правовых норм нормы международного частного права, а также нормы гражданского, финансового, обязательственного права, права собственности и т.д. Участие частных юридических и физических лиц в международной финансовой системе следует понимать как их «вовлечение» в систему через правомерные действия в рамках кредитно- и валютно-финансовых операций: предоставление и получение кредитных ресурсов, проведение операций по валютным переводам и т.д.

С самого начала проведения совещаний «семерки» ощущалась потребность в нейтральном и компетентном арбитре, в качестве которого правительства стали использовать универсальные финансовые организации. Директора универсальных МФО приглашаются на совещания «восьмерки» и привлекаются к выработке решений. Участие специализированных финансовых учреждений ООН в переговорах обеспечивает долгосрочный подход к проблемам, достижение согласия в отношении приоритетов. Кроме того, страны «восьмерки» активно используют потенциал финансовых организаций универсального характера для регулярной обработки гигантского объема информации и постоянного совершенствования методов системных исследований.

56. Заемные средства организаций.

Привлеченные средства — это средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде дивиденда, процента) и которые могут практически не возвращаться владельцам. В их числе можно назвать: средства от эмиссии акций; дополнительные взносы (паи) в уставный капитал; также целевое государственное финансирование на безвозмездной или долевой основе.
Заемные средства — это денежные ресурсы, полученные в ссуду на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процента. Заемные средства включают: средства, полученные от выпуска облигаций, других долговых обязательств, а также кредиты банков, других финансово-кредитных институтов, государства.
Мобилизация привлеченных и заемных средств осуществляется различными способами. Основные из них — привлечение капитала через рынок ценных бумаг, рынок кредитных ресурсов, государственное финансирование.
Привлеченные средства:

• Кредиты банков;
• Заемные средства других предприятий;
• Долевое участие в строительстве;
• Финансирование из бюджета, внебюджетных фондов;
• Кредиторская задолженность.

В составе привлеченных средств выделяется группа заемных ресурсов: это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.

БИЛЕТ 22

22) Международные органы управления финансами

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после Второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ).

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

– содействие сбалансированному росту международной торговли;

– предоставление кредитов странам-членам для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

– отмена валютных ограничений;

– межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты. Их деятельность взаимно увязана.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

– Международная ассоциация развития (МАР, создана в 1960 г.), предоставляет льготные беспроцентные кредиты;

– Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956 г.), стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран;

– Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, создано в 1988 г.), осуществляет страхование.

Международные финансовые институты – МВФ и группа ВБ – играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение – Лондон. Главная цель ЕБРР – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

57) . Роль финансов в воспроизводстве основного капитала организаций. Амортизация, ее сущность, значение, формы и порядок использования. Источники формирования основного капитала.

1 2 3 4