">
Экономика Финансы и кредит
Информация о работе

Тема: Государственная культурная политика РФ

Описание: Государственная культурная политика РФ: защита интересов населения и театра. Субъекты культурной политики и их интересы. Способы формирования модели культурной политики и области ее применения. Развитие и сохранение культуры и искусства РФ в различные годы.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Финансы и кредит.
Тип: Курсовая работа
Дата: 06.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 367
Поднять уникальность

Похожие работы:

Санкт-Петербургская Государственная Академия Театрального Искусства

продюсерский факультет

кафедра продюсерства в области исполнительских искусств

Курсовая работа по предмету

«Планирование финансовой деятельности»

на тему «Государственная культурная политика РФ»

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Вступление ……………………………………………………………………3

Культурная политика: теоретическая часть.

Определение государственной культурной политики……………........4

Субъекты культурной политики…………………………………………....5

Интересы субъектов культурной политики……………………………….6

Цели и задачи культурной политики……………………………………....6

Как государство формирует модель культурной политики……………………........7

Модели культурной политики……………………………………………….7

Как осуществляется культурная политика……………………………......9

Выводы: необходимые задачи для развития культурной политики РФ,

определенные анализом международного опыта культурной политики…………..10

II. Государственная культурная политика РФ.

Цели культурной политики РФ…………………………………………………….......10

Области применения культурной политики РФ.……………………...........................13

Культурная политика России в исторической ретроспективе……........14

Программное регулирование культурной политики РФ………………....17

Основные черты действующей модели культурной политики РФ..…...19

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»…………………….......21

III. Культурная политика РФ: Защита интересов населения и театра.

Защита интересов населения………………………………………..............28

Защита интересов театра…………………………………………….............30

«Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года»………………………………...………32

Актуальные вопросы развития культурной политики.………….…….....34

Заключение……………………………………………………………………...35

Список использованной литературы…………………………………............................38

.

Вступление

Жизнь общества постоянно развивается. Показателем же общественного развития является культурный уровень населения.

И если культурный уровень индивидуума регулируется, в первую очередь, самосознанием человека, то культурный уровень населения зависит от государства и осуществляемой им политики.

Поэтому государственная культурная политика, т.е. деятельность, осуществляемая государством по сохранению, развитию и распространению культуры, необходима для прогрессивного развития общественной жизни.

По сути, государственная культурная политика – это отношение государства к культуре. За этим отношением в РФ я попыталась проследить в своей работе.

-Для обозначения базы, на которой должна строиться культурная политика государства, а также для сравнения модели культурной политики в РФ и за рубежом я выделила в своей работе теоретическую часть. [Часть I]

-Для того, чтобы определить, как проводится культурная политика конкретно в РФ, я использовала, в первую очередь, официальные документы правительства РФ, связанные с культурой: закон РФ от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года>, Федеральную целевую программу «Культура России (2012-2018 годы)», Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (Одобренную распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1019-р). [Часть II : «Государственная культурная политика РФ»]

- III часть моей работы посвящена государственной культурной политике РФ, проводимой в сфере защиты населения и театра.

Культурная политика: теоретическая часть.

Определение государственной культурной политики.

В законе РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" дается следующее определение культурной политики :

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры

«Государственная культурная политика должна в основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилизационного процесса и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для общества не кончалось. Только в этом случае можно будет говорить об эффективном управлении, которое проявляется в способности противодействовать негативным процессам разрушения культуры, защищать единое культурное пространство» .

Итак, культурная политика представляет собой динамическую систему взаимодействия государственной власти, общества и культуры.

Субъекты культурной политики

Субъекты культурной политики – это общество и государство.

Есть и другая классификация:

Художники (творческие люди - создатели рынка культурных продуктов)

Население (подразумевается региональный принцип деления)

Общество вцелом

У каждого субъекта свои интересы, и они могут быть как разнонаправленными, так и однонаправленными.

Интересы субъектов культурной политики

Субъект культурной политики Его интерес  Художники -Создание культурных ценностей

-Продажа созданного продукта  Общество -Развитие культуры

-Совершенствование культурных потребностей  Население В первую очередь интересы связаны с географическим и экономическим положением.

-Удовлетворение культурных запросов

-Совершенствование культурных потребностей  Государство -Согласование интересов всех субъектов культурной политики

-Гражданское согласие, регулируемое за счет услуг культуры  

Цели и задачи культурной политики

Главная цель культурной политики государства – согласование интересов всех ее субъектов.

Соответственно, основные задачи культурной политики – сохранение, поддержка и развитие рынка культурных ценностей и услуг.

Для реализации задач существуют программы культурной политики, в которых определяется:

- система приоритетов,

- принцип распределения финансовых средств на культуру,

-ответственность субъектов за реализацию культурной политики.

. Программы культурной политики реализуются через комплекс организационных, управленческих и финансовых мер управления. Из этого комплекса складывается модель культурной политики.

Как государство формирует модель культурной политики

1)Формируется концепция культурной политики

2)Определяются приоритеты

3) Формулируются задачи

4)Создаются управленческие структуры

5)Разрабатываются методы и процедуры регулирования культурной жизни общества

Модели культурной политики

Культурная политика всё время должна совершенствоваться, но во всех странах она находится на разных уровнях – поэтому каждое государство выбирает свою модель культурной политики.

По признаку распределения финансовых средств:

Государство – вдохновитель (Государство не вмешивается в процессы культурной деятельности, а с помощью налоговых льгот стимулирует финансирование культуры отдельными лицами и корпорациями. Т.о., госбюджет, в основном, опосредованно участвует в финансировании культуры, недополучая часть налоговых средств).

Государство- патрон (государство финансирует культурную деятельность посредством управления «на расстоянии вытянутой руки». Оно определяет лишь общий уровень поддержки культуры, выделяя соответствующие финансовые средства. Их распределением между конкретными организациями ведают независимые от правительства посреднические организации, являющиеся своеобразным «буфером» между правительством и культурой. Классическим примером государства-«патрона» является Великобритания.)

Государство – инженер (Государство финансирует культуру для образования и эстетического воспитания населения. Поддерживает культуру с помощью аппарата управления, который принимает решения о размерах и адресности выделяемых бюджетных средств.)

Государство – архитектор (Как и «инженер», государство поддерживает культуру через правительственные организации – Министерства или отделы культуры. Решение о субсидиях, их размерах и адресности принимают правительственные чиновники. Архитектор финансирует культуру в соответствии с выработанными социальными стандартами)

Модель культурной политики РФ по данной типологии – государство-инженер. (Постоянная государственная поддержка культуры, государственное финансирование – основа государственных гарантий сохранения и развития культуры)

По всему комплексу организационных, управленческих и финансовых мер управления:

Либеральная модель

Государство не имеет права вторгаться в автономию культуры;

Определяющим является рынок культурных ценностей;

Система финансирования осуществляется, в основном, через систему частных фондов, государственное финансирование ? 3%.

Пример: модель «вытянутой руки» в США.

Частично государственная модель

Государство делегирует часть своих обязанностей некоему управленческому органу (например, художественному или коллегиальному);

Демократизация культуры.

Пример: Культурная политика Великобритании, Ирландии ;

Децентрализованная система управления (регионы сами принимают решения) в Германии.

Бюрократическо-просветительская / социалистическая модель

Политический, идеологический и финансовый абсолютизм государства над культурой.

Пример: Культурная политика СССР,

сейчас - Китая и Северной Кореи.

Престижно-просветительская / национальная модель

Государство ответственно за составление национальных культурных ценностей и их престиж.

Приоритетом является развитие национальной культуры и ограничение влияния массовой культуры других стран.

Пример: культурная политика Франции.

Национальная эмансипационная модель

Приоритет – возрождение, развитие и сохранение самобытной культуры, которая прежде подавлялась (в странах – бывших колониях или с бывшим тоталитарным режимом);

Иногда – развитие элементарной культуры (например, ликвидация безграмотности)

Пример: культурная политика Африки.

Культурная политика переходного периода

Устанавливается в посттоталитарном обществе.

В некоторых ситуациях государство вообще снимает с себя ответственность за достижение каких-либо целей (следствие: например, в Санкт-Петербурге около 50% населения не ходит в театр вообще).

Пример : культурная политика РФ.

Как осуществляется культурная политика

Через разработку всевозможных теоретических положений

Через точно сформулированные цели и задачи

Через систему методов и механизмов реализации культурной политики на данный момент

Выводы: необходимые задачи для развития культурной политики РФ, определенные анализом международного опыта культурной политики

Признание регионов как субъектов культурной политики.

Признание большей самостоятельности регионов.

Поддержка как некоммерческого, так и коммерческого сектора в культуре ( на сегодняшний день в РФ существует система грантов).

Увеличение количества аналитической работы государства (например, анализ человеческих ресурсов и т.п.)

Увеличение поиска новых партнеров для культуры

Определение понятного различия между государственной и негосударственной культурой (пример - шоу-бизнес в РФ)

II. Государственная культурная политика РФ

Цели культурной политики РФ

В России актуальность формирования целей и приоритетов культурной политики, обеспечивающей целостность социокультурного пространства страны, в настоящее время обусловлена динамикой мировых тенденций и демократическими преобразованиями; становлением гражданского общества в стране.

В 2008 г. была представлена стратегия развития России до 2020 г. (стратегия 2020), в которой переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал, развивать который необходимо с использованием отечественной культуры и ее традиций. Концепция долгосрочного

социально-экономического развития до 2020 г. в качестве цели государственной культурной политики в условиях перехода к инновационной экономике называет «развитие и реализацию культурного и духовного потенциала общества в целом и

каждой личности» и определяет следующие направления действий:

• обеспечение равного доступа к благам и услугам культуры, культурному и

художественному образованию;

• обеспечение качества и доступности услуг в сфере культуры;

• сохранение и пропаганда культурного наследия народов России;

• использование возможностей культуры для формирования позитивного образа

России за рубежом;

• совершенствование административных, экономических и правовых механизмов в сфере культуры.

Доктор философских наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ О.Н.Астафьева в своей работе «Цели и приоритеты современной культурной политики: научно-теоретическое обоснование», среди целей, приоритетов и направлений культурной политики как категорий стратегического планирования выделяет следующие:

- создание условий для развития и сохранения культурных ценностей, материального и нематериального наследия;

-разработка и поддержка инновационных программ и инициатив;

-осуществление мониторинга культурной политики разных уровней;

-проведение научных исследований и экспертной деятельности;

- поддержка творческой деятельности;

-расширение системы распространения культурного продукта и услуг; защита авторских прав;

- поддержка творческих индустрий, развитие предпринимательства и культурного туризма;

-подготовка кадров и управленческого персонала;

-развитие системы художественного образования;

-воспитание публики 

и др.

Руководствуясь прописанным в законодательстве РФ о культуре одним из определений культурной политики как « деятельности государства в области культуры», можно вывести, что само это законодательство отчасти и есть культурная политика государства.

Поэтому, его статью 1 « Задачи законодательства Российской Федерации о культуре»,по сути, можно понимать как «задачи культурной политики РФ».

В таком случае, предлагаю проследить, какие цели и задачи (культурной политики) выделяются в данном Законе :

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской

Федерации на культурную деятельность;

создание правовых гарантий для свободной культурной деятель-

ности объединений граждан, народов и иных этнических общностей

Российской Федерации;

определение принципов и правовых норм отношений субъектов

культурной деятельности;

определение принципов государственной культурной политики,

правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невме-

шательства государства в творческие процессы.

Сравнив цели культурной политики, выделенные разными субъектами, мы можем отметить широту деятельности государственной культурной политики.

Области применения культурной политики РФ

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование па-

мятников истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое,

пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная дея-

тельность, связанная с созданием произведений печати, их распрост-

ранением и использованием, архивное дело;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части

создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

научные исследования культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств,

необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

иная деятельность, в результате которой сохраняются, созда-

ются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Культурная политика России в исторической ретроспективе

В 1990-е гг. исторически значимым вопросом был переход от советской к новой модели культурной политики.

В СССР же культурная политика была частью «марксистско-ленинской» идеологической политики КПСС, которая также широко использовала в своих целях просвещение и образование. Эта система сформировалась в 1920–30-е гг. Несмотря на некоторые преобразования, она без каких-либо особых изменений сохранилась до конца 1980-х гг.; ее основными компонентами были :

• создание широкой сети государственных учреждений культуры с сильной

просветительной направленностью;

• выстраивание жесткой, централизованной системы управления и

идеологического контроля;

• развитие соответствующих механизмов регулирования;

• поддержка классической или «высокой» культуры, которая в целом

воспринималась как идеологически нейтральная.

Приоритетом пользовались инструменты воздействия на аудиторию, которые позволяли широко распространять информацию — радио, кинематограф, пресса.

Начиная с 1960-х все более важную роль стало играть телевидение. Главной задачей творческих союзов, объединявших работников основных видов искусства, был контроль за художественным сообществом и интеллигенцией, а также организация их профессиональной деятельности в соответствии с интересами КПСС.

В 1953 г. были созданы Министерство культуры СССР и союзных республик, в результате чего сложились закрытые бюрократические механизмы управления культурой, которые соответствовали общей системе государственного управления.

Тем не менее, культурная жизнь страны оставалась разнообразной, поскольку массовое вовлечение в официально организованную культурную деятельность было одной из политических целей.

Глубокие изменения начались с середины 1980-х гг., когда идеологическое давление и административный контроль за учреждениями культуры стали ослабевать.

К началу 1990-х государство заметно сократило свое вмешательство в дела культуры, теряя к ним интерес; параллельно шло углубление общего экономического и политического кризиса, который в 1991 г. завершился распадом Советского Союза.

Главной целью культурной политики на федеральном уровне стало обеспечение свободы самовыражения, а также сохранение культурного наследия и государственной сети учреждений культуры. Государство также склонялось к тому, чтобы сократить свое участие в культурной жизни (включая финансирование сферы культуры), положившись на рыночные механизмы и спонсорство (хотя последнему еще только предстояло развиваться), а так же - на самофинансирование учреждений культуры.

Одновременно со всей очевидностью проявилась необходимость полного обновления правовой базы культуры.

Государственные расходы на культуру были сокращены и в период кризиса фактически сведены к выплате заработной платы работникам учреждений культуры, что сделало борьбу за ресурсы главным приоритетом. В 1999 г. бюджет сферы культуры был в первый раз исполнен в запланированном объеме, и начался возврат к финансовой стабильности в отрасли.

Тем не менее, за прошедшее десятилетие общественные позиции культуры и искусства в целом, «высокой» культуры, классического искусства и художественного качества были резко ослаблены. Их место заняла массовая культура и развлечения, т.е. сфера коммерческой деятельности.

На пороге XXI века стало очевидно, что отказа от идеологического контроля и обеспечения свободы самовыражения для поддержания культурного развития не достаточно. В развернувшихся дискуссиях по вопросам культурной политики, в общем, обсуждались следующие альтернативы: (1) существенное усиление роли государства в сфере культуры, и, прежде всего, расширение финансирования всех видов культурной деятельности и учреждений; (2) сокращение числа учреждений, памятников и т.п., получающих государственную поддержку и соответствующее изменение их правового статуса, включая приватизацию.

Программное регулирование культурной политики в РФ

Программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки.

Культурная политика РФ регулируется через программное регулирование.

Сейчас разработкой культурных программ в России занимаются как на федеральном, так и на региональном уровне.

Программы:

1) I федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» 1993-1996 г.

Приоритетами этой программы были сохранение национальной культуры, культурного наследия, инновации в культуре.

Но программа не была выполнена, т.к. была плохо профинансирована.

2) II президентская программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» 1997-1999 г.

Помимо бюджетного финансирования разрешалось функционирование культуры из других источников (но не > 5%);

Определялись направления расходования всех финансовых средств;

Функционирование предполагалось через систему государственных заказов.

Приоритетами этой программы являлись:

-Сохранение культурных ценностей,

-Развитие и поддержка российского кинематографа,

-Развитие и поддержка архивного дела,

-Развитие и поддержка циркового искусства.

В программе были прописаны плановые показатели – сроки реализации программы.

Система финансирования была многоканальная - финансирование шло по долевому принципу ( деньги поступали как из федерального, так из регионального и муниципального бюджетов).

Но и эта программа не была выполнена, т.к. фактическое финансирование культуры (0,3 – 0,9%) было значительно меньше, чем закрепленное в законодательстве ( 2% из федерального бюджета, 6% из регионального).

3) Программа «Культура России» 2001-2005 г.

Были определены 3 приоритетных блока для государственного финансирования:

-сохранение культурного наследия РФ

-развитие и поддержка архивов

- развитие и поддержка кинематографа РФ

Также приоритетами являлись :

-предотвращение сокращения сети культурных учреждений

-сохранение кадрового потенциала отрасли культуры

4)Программа «Культура России» 2006-2011 г.

Помимо приоритетов, обозначенных в программе 2001-2005 г ,

был поставлен вопрос об изменении организационно-правовых форм в организациях исполнительских искусств.

Появились такие понятия, как автономное учреждение (АУ) и бюджетное учреждение (БУ).

Финансирование культуры сократилось на 12%.

5) Программа «Культура России» с 2012 г.

Приоритеты:

-Появление новых организационно-правовых форм в организациях исполнительских искусств (АУ-автономное учреждение, БУ - бюджетное учреждение, КУ- казённое учреждение)

-Разработка механизма финансирования по государственному заданию (система субсидирования)

Основные черты действующей в РФ модели культурной политики

В течение последнего десятилетия политические приоритеты сместились с вопросов обеспечения деятельности сложившейся системы учреждений культуры и охраны памятников в сторону более разнообразных подходов к управлению сферой культуры. Действующая модель культурной политики стала менее централизованной, в ней, помимо государства, появились другие субъекты (например, местное самоуправление), она стала более сложной в экономическом и в административно-правовом отношении.

Начиная с 2003 г., в целях обеспечения эффективности государственного управления были начаты:

• перераспределение полномочий в пользу регионального и локального уровней

власти в рамках общей административной реформы;

• введение нового бюджетирования, ориентированного на результат (БОР),

расширение конкурсного распределения бюджетных средств;

• создание новых правовых форм для некоммерческих организаций, которые должны, в том числе, стимулировать институциональную реструктуризацию

сферы культуры (изменение правовой формы государственных учреждений культуры, образования и науки);

• развитие частно-государственного партнерства в социокультурной сфере и его правового обеспечения, а также — более широкая приватизация объектов культуры и возвращение имущества религиозным организациям.

Далее я приведу выдержку из "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года>).

КОНЦЕПЦИЯ

ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

5. Развитие культуры и средств массовой информации

Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе.

Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:

переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;

по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.

Одновременно с решением этих задач необходимо преодолевать сохраняющиеся диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в различных субъектах Российской Федерации, городах и сельской местности, европейской части страны, где плотность населения высока, и за Уралом, где на огромных пространствах проживает относительно немногочисленное население. При этом все учреждения и организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимодействия. Это важное условие социальной стабильности.

Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, и в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития достижение этой цели становится особенно важным.

Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления.

Первое направление - обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, в том числе:

выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания;

развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек;

формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.);

увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов, киноустановок, а также многофункциональных центров, имеющих возможность предоставления культурно-досуговых, библиотечных, выставочных услуг, кинопоказа и др.);развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;

обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;

совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества;

развитие науки в сфере культуры и искусства путем модернизации научных центров и институтов, обеспечение подготовки кадров в сфере искусствоведения, культурологии и межкультурных коммуникаций на базе ведущих высших учебных заведений отрасли;

развитие системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства;

укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений отрасли;

сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;

обеспечение роста оплаты труда работников организаций культуры и искусства в зависимости от качества и результатов их деятельности, повышение материального обеспечения учащихся учебных заведений сферы культуры и искусства, установление стипендий для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, обладающих выдающимися способностями.

Второе направление - создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе:

модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий;

обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов;

развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры;

развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства; развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества;

содействие развитию культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив.

Третье направление - сохранение и популяризация культурного наследия народов России, в том числе:

сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов;

создание единой информационной системы общероссийского мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры;

составление и публикация свода объектов историко-культурного наследия;

проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот;

обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия;

перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет;

разработка и внедрение систем охранной и учетной маркировки музейных предметов, а также хранения страховых электронных копий недвижимых объектов культурного наследия.

Четвертое направление - использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом, в том числе:

развитие культурного сотрудничества с иностранными государствами, прежде всего с государствами - участниками СНГ;

реализация проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, в том числе поддержка международных фестивалей и выставок, проходящих в регионах.

Пятое направление - совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры, в том числе:

развитие механизмов частно-государственного партнерства;

поэтапный перевод организаций культуры в автономные учреждения;

содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений;

создание механизмов реализации авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и обеспечение условий доступа к ним;

разработка стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры.

Установлены следующие целевые ориентиры развития сферы культуры:

к 2012 году:

увеличение количества посещений учреждений культуры (на 1 тыс. человек) по сравнению с 2007 годом на 10 процентов;

увеличение доли учреждений культуры и искусства, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры и искусства до 68 процентов;

увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры и искусства, оснащенных современным материально-техническим оборудованием, в общем количестве образовательных учреждений культуры и искусства до 85 процентов;

увеличение обеспеченности зрительскими местами учреждений культурно-досугового типа (на 1 тыс. человек) до 66 процентов;

увеличение количества детей, обучающихся в детских школах искусств, до 11 процентов;

повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек (на 1 тыс. человек) до 82,3 процента установленного норматива;

увеличение доли отреставрированных недвижимых объектов культурного наследия в общем количестве таких объектов до 25 процентов;

увеличение доли отреставрированных музейных предметов, библиотечных и иных фондов в общем количестве таких объектов до 4,9 процента;

к 2020 году:

увеличение обеспеченности зрительскими местами учреждений культурно-досугового типа (на 1 тыс. человек) до 100 процентов;

повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек до 100 процентов установленного норматива;

повышение доступности правовой, деловой и социально значимой информации, электронных ресурсов библиотек путем создания публичных центров во всех региональных и муниципальных районных библиотеках;

обеспечение сохранности музейных, архивных, библиотечных, кино-, фото-, видео- и аудиофондов и иных фондов и их популяризация;

обеспечение сохранности объектов культурного наследия (недвижимых памятников и нематериального культурного наследия) и их популяризация.

Принципиальной особенностью государственной политики в сфере культуры Российской Федерации при ее реализации по обозначенным направлениям до 2020 года становится децентрализация управления отраслью. Проектно-ориентированное финансирование деятельности учреждений культуры позволит ввести их в систему современных экономических отношений. Развитие института частно-государственного партнерства в сфере культуры будет способствовать привлечению внебюджетных средств и сокращению бюджетных затрат.

Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры к 2020 году позволит оптимизировать и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал каждого россиянина, активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.

Реализация поставленных задач - это совместная ответственность всех уровней власти.

Реализация инновационного варианта развития сферы экономики приведет за 2007 - 2020 годы к увеличению расходов бюджетной системы на культуру и кинематографию с 0,7 процента до 1,5 процента валового внутреннего продукта.

Культурная политика РФ: Защита интересов населения и театра

Защита интересов населения

Деятельность государственной политики в сфере защиты интересов населения определяется, в первую очередь, конституционным правом граждан России на свободу творчества и участие в культурной жизни.

В разделе II законодательства РФ о культуре «ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ» выделяются следующие приоритеты:

Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность,

Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп ,

Право на творчество,

Право на личную культурную самобытность,

Право на приобщение к культурным ценностям,

Право на гуманитарное и художественное образование,

Право собственности в области культуры,

Право создавать организации, учреждения, предприятия и общественные объединения в области культуры

И др.

Деятельность государства по защите интересов творческих работников определена в ст.27 «Государство и положение творческих работников» раздела V «ПОЛОЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»:

«Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права.

Российская Федерация:

стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;

обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности;

способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу;

совершенствует систему социального обеспечения творческих работников с учетом специфики творческой деятельности;

способствует материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре;

совершенствует систему налогообложения творческих работников с учетом специфики их деятельности;

содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов;

расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности;

реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью;

обеспечивает для творческих работников льготные условия

доступа к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры.»

Защита интересов театра

Из статьи 28 «Государство и организации творческих работников» раздела II законодательства РФ о культуре «ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ»:

«Российская Федерация содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных, а также федераций и конфедераций таких организаций, филиалов и отделений международных сообществ творческих работников.

1 2