">
Экономика Финансы и кредит
Информация о работе

Тема: Бюджетная политика

Описание: Государственный долг: экономическое содержание, формы и состав долга, управление долгом. Сущность и функции финансов. Деньги: теории, сущность, функции. Экономическое содержание категории финансов и финансовых отношений. Финансы как экономическая категория.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Финансы и кредит.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 5
Поднять уникальность

Похожие работы:

Государственный долг: экономическое содержание, формы и

состав долга, управление долгом

Государственный долг  — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам в национальной валюте.

Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

Состав государственного долга:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными гос-ми и международными финансовыми организациями;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоры о предоставлении РФ гос-ых гарантий и т.д.

Управление государственным долгом - ряд финансовых мероприятий государства.

Мероприятия - установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы.

Денежный оборот и система расчетов на предприятии.

Закон денежного обращения

ВИДЫ И ФОРМЫ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, по которым одно предприятие - поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем.

Денежные расчеты - наличные и безналичные.

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций.

Отношения между банками и клиентами носят договорный характер.

Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного.

Наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.

Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

Организации обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу.

Прием наличных денег предприятиями производится с применением контрольно-кассовых машин.

Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНОГО РАСЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе организации, несет кассир.

Сумма наличных денег, которую можно оставлять в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Размер лимита устанавливает банк и при необходимости может быть пересмотрен.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов до установленного срока их выплаты.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Безналичное обращение - это движение денег безналичного оборота. Это банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, кредитных карточек, электронных переводов. В денежном обороте применяются также векселя, сертификаты.

Платежные поручения

Расчеты платежными поручениями - самая распространенная форма безналичных расчетов РФ.

При этой форме расчетов банк обязуется по поручению плательщика перевести определенную денежную сумму с его счета на счет указанного плательщиком лица в данном банке или в другом. Схема этих расчетов выглядит следующим образом:

Аккредитивная форма расчетов

Сущность данной формы состоит в том, что плательщик дает поручение банку открыть аккредитив и в соответствии с этим поручением банк (банк-эмитент) обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

Расчеты по инкассо.

При расчетах по инкассо банк (банк эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить действие (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

Расчеты чеками

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обособленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Оплата должна быть произведена конкретным банком с конкретного счета чекодателя

Расчеты векселями

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.Вексель -- это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.

Расчеты с использованием банковских карт

Корпоративная банковская карта позволяет ее владельцу производить операции по счету юридического лица. Корпоративные банковские карты бывают двух видов: расчетные корпоративные карты и кредитные.

Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях.

Закон:

Закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Д=(Ц-В+П-ВП)/С.о

    где:

Д - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

ВП - сумма взаимопогашенных платежей;

С.о. - скорость оборота денежной единицы.

Закон денежного обращения - экономический закон, выражающий нужность систематического использования части национального дохода для расширения и качественного совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства.

3. Сущность и функции финансов

 Сущность финансов

Финансы выражают экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Они создаются для решения задач управления государством и его территориальными органами. В основном это бюджетные фонды денежных средств. Система финансов включает сферы финансовых отношений, в процессе которых образуются денежные фонды и финансовые инструменты. В структуре финансовой системы выделяют два уровня: на первом - общегосударственные и муниципальные финансы, на втором - финансы хозяйствующих субъектов, фирм. Основа финансовой системы - финансовые ресурсы частных и гос-ых предприятий и граждан.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие внутри бюджетной системы между бюджетными и внебюджетными организациями, между юр. и физ. лицами, между налогоплательщиками и звеньями бюджетной и внебюджетной сферы.

Финансы - совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Функции финансов

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов.

Контрольная функция финансов

Проявляется в контроле над распределением ВВП по фондам и расходованием его по целевому назначению.

Одна задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства в области финансов, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также обязательств по расчетам и платежам предприятий и организаций.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация.

Другие функции финансов

Помимо распределительной и контрольной функции, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить всем хозяйствующим субъектам и гражданам стабильные условия в экономических и социальных отношениях

4. Гос-ые займы причины возникновения, особенности формирования. Виды гос-ых ссуд. Ценных бумаг.
Государственным называется заём, по которому заёмщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо.

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам.

Причины возникновения

Гос-ый долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. 

Появление государственного долга связано с ухудшением экономической ситуации в стране, правильно распорядившись возможность привлечения заемных средств, возможно не только улучшить экономическую ситуацию, но и просто использовать его как источник финансирования с большой пользой для своей страны.

Виды государственного долга
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. 
Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства. 
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: 
- другие государства; 
- международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); 
Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами

Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные государством. Данные ценные бумаги относятся к категории долговых ценных бумаг.

В зависимости от цели выпуска различают следующие разновидности государственных ценных бумаг:

Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год

Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета

Ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга.

Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи:

регулирование денежной массы;

регулирование инфляции;

влияние на валютный курс;

формирование уровня доходности по ценным бумагам;

решение социально-экономических задач.

5.Деньги: теории, сущность, функции

Деньги, являются важным элементом любой экономической системы, содействующим функционированию экономики.

Различают три теории денег - металлическую, номиналистическую и количественную (рис.1).



Металлическая теория - золото и серебро являются единственным видом богатства.

Номиналистическая теория денег - теория, рассматривающая деньги как условные знаки, лишенные внутренней стоимости. Номиналисты считали, что деньги создаются государством, их стоимость определяется номиналом, деньги техническое орудие обмена

Основное заблуждение номиналистов - это отрицание связи между деньгами и товарами.

Деньги у номиналистов имеют только одну форму функцию - средство платежа. Деньги - это просто расчетные знаки.

Современная количественная теория денег, утверждает, что в основе изменения уровня цен лежит динамика номинальной денежной массы. Она выдвигает рекомендации по стабилизации экономики с помощью контроля над денежной массой.

Количественная теория - это теория спроса на деньги.

Монетаризм является разновидностью количественной теории денег. Монетаризм - экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

Сущность денег заключается в том, что они служат самым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.

Сущность денег характеризуется их участием в:

- осуществлении различных видов общественных отношений;

- распределении валового национального продукта, в приобретении недвижимости, земли;

- определении цен, выражающих стоимость товара.

Деньги служат средством всеобщей обмениваемости на товары, недвижимость, произведения искусства, драгоценности и др.

Во внутрихозяйственном обороте деньги выполняют 4 функции:

- Мера стоимости.

- Средства обращения.

- Средства платежа.

- Средства накопления.

На национальном уровне они выполняют функцию мировых денег.



6.Экономическое содержание категории финансов и финансовых отношений

 Финансы как экономическая категория

Возникновение финансов связывается с появлением государства. Финансовые отношения сперва были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов. Современные финансы - продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений.

Система характеристик:

1. Категория "финансы" отражает характер определенных экономических отношений и соответственно входит в систему экономических категорий

Они отражают содержание экономических процессов и явлений в сфере финансовых отношений и являются важнейшей составной частью экономической системы в целом. От результативности финансовых отношений зависит эффективность экономической системы государства и уровень развития общества.

2. Категория "финансы" является объективной категорией, функционирующей в различных общественно-экономических формациях. 

Финансы связаны с закономерностями развития материального производства в условиях различных общественно-экономических формаций.

3. Главным содержанием категории финансов выступают распределительные и перераспределительные отношения. Основной концепцией главного экономического содержания категории финансов являются отношения между различными экономическими субъектами в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Основным предметом финансовых отношений экономических субъектов являются финансовые ресурсы, которые окончательно формируются на стадии распределения произведенной стоимости

4. Финансовые отношения экономических субъектов носят денежную форму. Материальной основой функционирования финансов выступают денежные средства, с помощью которых осуществляется денежный оборот между участниками экономического процесса. Это характеризует финансы как систему денежных отношений между субъектами.

Финансы как систему денежных отношений характеризуют их оборот в процессе распределительных и перераспределительных экономических отношений субъектов. При этом денежные отношения, связанные с финансами, опосредствуют лишь часть совокупного денежного оборота страны.

5. Финансы как экономическая категория характеризуют отношения между экономическими партнерами, организуемые государством. Важнейшей особенностью финансовых отношений является то, что преимущественная их часть организуется государством.

Государство всегда обладает особыми полномочиями в их реализации со своими экономическими партнерами, в первую очередь, с предприятиями и населением.

6. Категория "финансы" характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу использования централизованных и децентрализованных денежных фондов

Использование денежных фондов, сформированных отдельными хозяйственными структурами направлено на расширение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, пополнение собственных оборотных активов, дополнительное стимулирование персонала и другие цели, обеспечивающие их текущее и стратегическое развитие.

7. Виды денег. Сравнительная характеристика отдельных видов денег. Историческая эволюция денежных знаков

Выделяют четыре вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные.

Основные свойства денежного материала

качественная однородность (отдельные экземпляры товара, монеты, купюры не должны обладать уникальными свойствами);

делимость и объединяемость (свойство размена, деньги не должны существенно менять свои свойства при их делении или объединении;

сохраняемость (деньги должны хорошо храниться, не изменяя своих физических свойств);

портативность (высокая стоимость, заключенная в небольшом объёме);

узнаваемость;

безопасность.

Товарные (вещественные, натуральные) деньги — деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью.

Обеспеченные (разменные) деньги — деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного товара или товарных денег, например на золото или серебро

Фиатные (символические, бумажные) деньги — деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Фиатные деньги не имеют ценности, но способны выполнять функции денег, поскольку государство объявляет их платёжным средством.

Кредитные деньги — это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц, специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги, которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов.

Существует две концепции происхождения денег

Первая — происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные посредники.

Вторая — деньги появились в результате эволюционного процесса, который независимо от воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место посредника в акте обмена.

Деньги как общественное отношение, т. е. связь в обществе, исторически появляются раньше финансов. Появление денег вызвано общественным разделением труда и развитием обмена. Возникновение таких общественных отношений, как финансы, связано с формированием государства.

8. Дефицит федерального бюджета: причины образования, источники покрытия и пути снижения. Профицит бюджета.

1. Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие

Доходы и расходы органов государственной власти могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого не бывает и имеет место дефицит или профицит

Бюджет с дефицитом представляет собой бюджет, у которого расходы превышают доходы. Это состояние бюджета свидетельствует о недостаточно эффективном государственном управлении, поскольку в стране отсутствует инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.

Дефицит государственного бюджета - превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и квалификации доходов и расходов. Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнений его функций. Основными методами образования бюджетных поступлений являются:

- налоги

- неналоговые поступления

- займы

- эмиссия денег

Источники финансирования дефицита утверждают органы законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. Кредиты Центрального банка России, а также приобретение им долговых обязательств РФ и субъектов Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками покрытия дефицита бюджета.

К источникам финансирования федерального бюджета относят:

1) внутренние источники 

2) внешние источники 

Источниками покрытия дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени субъекта Р Ф;

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

- поступления от реализации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

В мировой практике используется привлечение в страну иностранного капитала в виде инвестиций.

Бюджет с прфицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

9. Источники формирования финансовых ресурсов

Структура и источники финансовых ресурсов предприятий
Финансовые ресурсы могут выступать в таких формах, как финансовые ресурсы предприятий, некоммерческих учреждений, общественных организаций, в форме государственных финансов.
Финансы предприятия составляют основу финансовой системы. Как хозяйствующий субъект, предприятие взаимодействует с поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, с банком, бюджетом и т.д.

Финансы предприятий - это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фонда денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов накопления.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется из источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние.

Под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии.

Формирование финансовых ресурсов предприятий осуществляется за счет собственных и заемных средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово- банковской системы в порядке перераспределения.

Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия.

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом.
Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов

Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе.
Внешние источники финансовых ресурсов предприятия финансовых ресурсов предприятия (или заемные финансовые средства) – это поступление извне. Они образуются за счет мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения средств.

Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами или крупными инвестициями.

10. Доходы и направления расходов федерального бюджета

Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств. Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Федеральный бюджет есть финансовый план государства.

С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон.

Федеральный бюджет — центральный элемент бюджетной системы.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

федеральные налоги и сборы;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

доходов от использования имущества;

доходов от продажи имущества;

части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

прибыль Банка России;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от реализации государственных запасов.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования НТП;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий;

исследование и использование космического пространства;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат,

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

обслуживание государственного долга (20%),

национальная оборона (19%),

финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

11. Кредит: сущность, функции, источники, принципы кредитования

Кредит — это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.

Кредит — это товар продаваемый за специфическую цену, — ссудный процент и на специфических условиях — на срок, с возвратом.

Продавец кредита — кредитор, ссудодатель.

Покупатель кредита — должник, дебитор, ссудополучатель, заемщик.

Специфические условия, на которых предоставляется кредит, составляют основные принципы кредитования.

Основными принципами банковского кредитования являются:

- срочность, 

- возвратность,

- платность,

- обеспеченность,

- целенаправленность.

Срочность кредита

Срочность кредитования — это естественная форма обеспечения возвратности кредита. Она означает, что ссуда должна быть не просто возвращена, а возвращена в строго оговоренный в кредитном соглашении срок

Обеспеченность кредита

Обеспеченность кредита — дополнительный принцип кредитования, который всегда включается в кредитное соглашение.

Платность кредита

Принцип платности кредита означает, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.

Целевая направленность кредита

Дополнительным принципом кредитования является его целевая направленность, которая создает условия для соблюдения принципов возвратности и платности ссуд, а также в определенной степени и их срочности.

Дифференцированность кредита

Принцип дифференцированности кредита означает различный подход к заемщикам в зависимости от их реальных возможностей погасить ссуду.

Виды и формы кредита

Первая форма кредита - ростовщический кредит, когда ссуды предоставлялись за очень высокую плату. Ростовщический процент обычно превышал 100% и часто достигал 300-500% годовых. По ростовщическому проценту требовалось обязательное материальное обеспечение ссуды.

Коммерческий кредит — это предоставление товара продавцом покупателю с отсрочкой платежа.

Банковский кредит — это предоставление ссуды кредитополучателю в основном кредитным учреждением (банком) на условиях возврата, платы, на срок и на строго оговоренные цели, а также чаще всего под гарантии или под залог.

Государственный кредит — выступает в форме займов государства у населения, юридических лиц, иностранных государств в целях покрытия дефицита госбюджета или финансирования государственных расходов.

Международный кредит — это предоставление ссуд в коммерческой или банковской форме кредиторами одной страны заемщикам другой страны. Кредиторами и заемщиками по международному кредитованию выступают государства и юридические лица (банки и фирмы).

Ипотечный кредит — предоставление долгосрочной ссуды под залог недвижимого имущества (земли, жилища и прочее). Этот кредит предоставляется на длительные сроки, под залог недвижимого имущества. Ломбардный кредит— краткосрочный финансовый кредит под залог легкореализуемого движимого имущества.

Важнейшими источниками кредита выступают:

средства для восстановления основного капитала и амортизация;

часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, выплаты заработной платы и т.п.;

движение средств бюджетной системы, различных целевых фондов и резервов;

образование доходов и накоплений населения.

12. Особенности финансовой политики государства на современном этапе

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год..

В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста , повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Главной стратегической задачей бюджетной политики на современном этапе является проведение бюджетной реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Основная цель современной налоговой политики формирование налоговой системы, которая будет необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса.

Текущая политика в области бюджетных расходов в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономического комплекса ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона

Важной составной частью финансовой политики РФ на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики РФ следует отметить, что ее успешная реализация зависит от последовательного проведения реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

13.Исполнение бюджета по расходам. Роль

Федерального Казначейства в исполнении бюджета.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

принятие бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

  Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Казначейское исполнение бюджета

Казначейства осуществляют основную работу по исполнению бюджета.

Задачи Федерального казначейства:

1. сбор, анализ информации о состоянии финансов страны и прогнозирование ресурсов

2. совместно с ЦБ осуществляет обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга.

Казначейства в РФ появились в 1993 г.

Причины появления казначейств:

- В связи с переходом на рыночные отношения была реформирована существующая

банковская система и было ликвидировано управление по исполнению гос.бюджета.

- Все операции по сбору налогов в бюджет и по доведению отчислений предприятиям

были возложены на расчетно-кассовые центры (РКЦ) и на КБ. Эти организации оказались неподготовленными к выполнению этих операций > была недополучена большая часть доходов > обострился бюджетный кризис > ^ БД

Казначейство – система органов, включающая

- Фед. казначейство

- Территориальные органы по республикам, областям, краям,…

При исполнении бюджета большое значение имеет правильное экономическое обоснование распределения всех видов рес-ов.

14.Классификация форм и видов кредитов

Кредит (лат. creditum - ссуда) - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности, платности (проценты) и срочности (с заранее известным периодом возврата). Итак, основные принципы кредита:

рассматриваются две основные формы кредита:

- коммерческий (товарный) кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа (вексельный способ, скидка при условии оплаты в определенный срок, консигнация);

- банковский, при котором в качестве кредиторов выступают специализированные кредитно-финансовые организации, имеющие лицензии ЦБ на осуществление подобных операций. Заемщиками являются юридические лица. Инструментом кредитных отношений служит кредитный договор (соглашение). Доход - ссудный (банковский) процент, ставка которого определяется соглашением сторон с учетом ее средней нормы на данный период.

В России кредиты делятся по видам в зависимости от:

1) срока оплаты ссуды (краткосрочные - до шести месяцев, среднесрочные - от шести месяцев до одного года, долгосрочные - свыше одного года);

2) объекта кредитования (приобретение сырья, , материалов, приобретение товаров в торговле; затрат в сельском хозяйстве);

3) отраслевой направленности (в промышленность, на транспорт, в торговлю);

4) обеспеченности (прямые - ссуды выдают под конкретные товарно-материальные ценности; косвенные - предоставляются на покрытие кассового разрыва в платежном обороте; необеспеченные);

5) платности за использование (платные - заемщик платит процент, бесплатные - заемщик лишь возвращает долг без оплаты процента).

Государственный кредит - именно государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование необходимых направлений.

Ипотечный кредит (ипотека) - кредит, выдаваемый для покупки недвижимости под залог недвижимости в качестве обеспечения возврата кредита. Обычно это долгосрочный заем, выдаваемый на длительный срок.

Межбанковский кредит - форма взаимного кредитования финансовыми учреждениями друг друга, зачастую упрощена.

Международный кредит - наиболее поздняя форма, функционирует на международном уровне. Участниками подобных отношений могут быть как отдельные юридические лица, так и правительства соответствующих государств, а также международные финансово-кредитные институты (Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк.

1 2 3 4 5 6