">
Экономика Финансы и кредит
Информация о работе

Тема: Система налогообложения культуры

Описание: Налоговая система и регулирование в области культуры. Прямые и косвенные налоги. Ставки налогообложения для плательщиков. Зарубежный опыт налогового стимулирования. Система налогообложения некоммерческих организаций в России.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Финансы и кредит.
Тип: Курсовая работа
Дата: 11.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 64
Поднять уникальность

Похожие работы:

Санкт-Петербургская Государственная Академия

Театрального Искусства

Курсовая работа

по предмету:

Планирование финансовой деятельности, на тему:

«Система налогообложения культуры»

.

2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………..3

Основы налоговой системы Российской Федерации………..6

Налоговое регулирование в области культуры………………7

Налогообложение организаций культуры…………………... 8

НДС…………………………………………………………… 8

Налог на прибыль организаций………………………………. 12

Налог на имущество организаций…………………………… 15

Налог на землю………………………………………………. 17

Другие налоги и сборы……………………………………….. 19

Налогообложение работников культуры и деятелей искусства………………………………………………………….. ..... 21

Зарубежный опыт………………………………………………..... 22

Налогообложение доноров (благотворителей)……….........25

Налоговое стимулирование доноров………………………. 26

Зарубежный опыт……………………………………………… 26

Российская действительность………………………………. . 27

Заключение…………………………………………………... 29

Список используемой литературы ………………………... 31

Введение.

Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Это один из важнейших элементов производственно-финансовой деятельности любой организации, в том числе и сфере культуры. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества.

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства. Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю с периода широкого развития товарно-денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке.

По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе натуральный, и становятся господствующими.

Налоговые функции.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция – основная. Используя ее, государство формирует денежные фонды.

Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Налоговые ставки.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

- Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).

- Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

- Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

- Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги – это обязательные платежи , включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы. По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую расходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов. Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали в себя принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета.

Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени. Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков.

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время, обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.

Все налоги делятся на федеральные (21 налог), региональные (20), муниципальные (6) и местные (5).

Основы налоговой системы Российской Федерации.

Формирование налоговой системы Российской Федерации началось в 1990е годы. В декабре 1991г. парламент принял закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

Первый этап формирования налоговой системы завершился принятием в июле 1998г. первой части кодекса, включающей общие положения, правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов, принципы организации налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения.

Кодекс установил принципиальные основы налогового законодательства. Среди них:

Всеобщность и равенство налогообложения

запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, их социального положения, национальности, убеждений, или места происхождения капитала;

экономическая обоснованность налогов и сборов, недопустимость их произвольного установления, введения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав

запрет на установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство России;

единство налоговой политики и системы налогов, строгое разграничение полномочий в области налогообложения между Федерацией, субъектами Федерации и местным самоуправлением;

ясность налогового законодательства, исключающая возможность его произвольного толкования, с тем чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить;

обязательность условий установления налогов - определение налогоплательщиков и элементов налогообложения, т. е. объектов налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налогов и сроков их уплаты.

Налоговое регулирование в области культуры.

В условиях капитализма культура, не смотря на всю специфичность данной отрасли, должна существовать в условиях рыночной экономики. В связи с этим государство должно проводить налоговую политику в отношении культуры, которая с одной стороны позволяла бы культуре быть частью рыночной экономики, а с другой стороны позволяла осуществлять основные цели и задачи культуры как специфической отрасли.

Есть два противоположных механизма налогового регулирования в отрасли культуры: «американский» и «французский». В «американском» варианте государство выступает в роли «Государство – «Вдохновитель». Государство, само не слишком щедро субсидируя искусство, стимулирует общество, все сектора экономики вкладывать средства в некоммерческие организации отрасли культуры. Главным стимулом в этой системе выступает престиж человека (фирмы, фонда), помогающего культуре. Налоговое стимулирование доноров состоит в том, что налогооблагаемая база донора сокращается на размер той суммы, которую он выделил на благотворительность.

Некоммерческие организации США сегодня освобождены от уплаты налогов только на предпринимательство, связанное с основной деятельностью.

Во «французском» варианте государство выступает в роли «Государство – «Архитектор». Францию образно можно назвать культурной «монархией», т.к. правительственные организации выносят решение о субсидиях. Государство здесь не является собственником имущества всех учреждений искусства, хотя государственный сектор в этой сфере весьма велик. А негосударственный сектор намного меньше зависит от правительства и его решений.

Налогообложение организаций культуры.

Налоговые правоотношения государства и организаций культуры на 1 января 2004г. в основном регулировали:

Федеральные налоги и сборы – налог на добавленную стоимость, налог на прибыль (доход) организаций, единый социальный налог, таможенные пошлины и сборы, федеральные лицензионные сборы;

Региональные налоги и сборы – налог на имущество организаций, транспортный налог, региональные лицензионные сборы;

Местные налоги и сборы – земельный налог, налог на рекламу, местные лицензионные сборы.

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Налог на добавленную стоимость является одним из основных бюджетных доходов. В нашей стране налог на добавленную стоимость стал взиматься с 1 января 1992 года в связи с принятием Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

В соответствии со статьей 19 Закон Российской Федерации от 27.12.91 № 2118 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам. Суммы поступления от данного вида налога зачисляются в федеральный бюджет.

В соответствии с нормами, регулирующими взимание налога на добавленную стоимость , плательщиками являются учреждения, индивидуальные предприниматели, а также лица, признанные налогоплательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Объекты налогообложения: реализация товаров ( работ, услуг) на территории РФ, передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

Ставка налогообложения установлена в размерах 0%, 10% и 18%. Ставка 0% установлена для операций, которые в сфере культуры не совершаются.

Ставка в размере 10% применяется в культуре при реализации «периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением изданий и продукции рекламного и эротического характера… к периодическим изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания»

Эта же ставка применяется для редакционных и издательских работ, услуг по доставке указанных изданий и продукции.

При реализации всех других видов товаров, работ и услуг применяется ставка налога в размере 18%. Причем НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет. В сфере культуры по ставке 18% облагаются только доходы, полученные от предпринимательской деятельности и сдачи имущества в аренду.

При формировании закона законодатели, соблюдая конституционные нормы о доступности культуры и необходимости сохранения культурного наследия, сохранили в основном социальную направленность НДС, приданную этому налогу в начале 90-х гг. Так, в сфере культуры освобождены от налогообложения услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Не подлежит налогообложению реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов. Освобождена от налогообложения деятельность учреждений культуры и искусства по:

предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, животных, экспонатов и книг;

изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений;

звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек этих учреждений;

доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений;

предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства.

Закон о НДС определил также перечень учреждений культуры и искусства, к которым применяются указанные нормы. Это театры, кинотеатры, концертные учреждения и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, Дома творчества, планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные природные и ландшафтные парки. В соответствии с законом не подлежат налогообложению работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, передача прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Большое значение для сохранения культурного наследия имеет освобождение от налогообложения ремонт-но-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений), строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю над качеством проводимых работ, а также услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями.

Существенное влияние на развитие благотворительной деятельности может оказать освобождение от НДС выполнения работ, оказания услуг и передачи товаров (за исключением подакцизных) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

Налог на прибыль организаций.

Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» 1991г. освобождал организации культуры и искусства от налога на прибыль от основной деятельности. В 1992 г. вышел Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России», согласно которому не подлежала налогообложению прибыль, полученная от предпринимательской деятельности следующих организаций культуры: музеев, библиотек, филармонических коллективов и государственных театров. Эта льгота действовала до появления нового Закона РФ: «О налоге на прибыль предприятий и организаций» 1995г., согласно которому данный налог должны платить все организации культуры от предпринимательской деятельности. Кроме того, от основной – парки культуры и отдыха и клубные учреждения.

С принятием главы 25 Налогового кодекса утратил силу закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Правовые нормы, регулирующие взимание с организаций налога на прибыль, включены в статьи 246-333 главы 25 Налогового кодекса. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские и иностранные учреждения, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации. Объектом налогообложения является прибыль, которая исчисляется как разница между полученными доходами и произведенными расходами. В состав доходов включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Полный перечень доходов, признанных доходами от реализации, и внереализационных доходов приведен в статьях 249-250 Налогового кодекса. В законе приводится также перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. К ним, в частности, относятся доходы, полученные:

В виде имущества, переданного бюджетным учреждениям по решению органов исполнительной власти всех уровней;

в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов;

в виде грантов, предоставленных на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами и некоммерческими организациями, в том числе иностранными международными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому правительством Российской Федерации. Обязательным условием при этом является предоставление грантов в виде денежных средств или иного имущества для осуществления конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании средств.

Полный перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 Налогового кодекса.

В состав расходов включаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Эти затраты подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (включающие материальные затраты, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы) и внереализационные расходы. Подробный перечень и характеристики тех и других расходов, а также расходов, не учитываемых при налогообложении, установлены статьями 254-270 Налогового кодекса.

В расходы, связанные с производством и реализацией, включаются суммы начисленной амортизации. При этом определено, что амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. руб. Установлены также виды имущества, которые не подлежат амортизации. В частности, к ним относятся: имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности; имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности; приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению и определяемой в соответствии с Кодексом. Особенности определения налоговой базы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также операций установлены статьями 275-283 Налогового кодекса. Налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетным — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно статье 50 ГК РФ «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». Поскольку деятельность некоммерческих организаций направлена, прежде всего, не на увеличение прибыли, а на улучшение качества услуг, предоставление которых является основной целью данных организаций, то из этого можно сделать вывод, что есть необходимость освободить организации культуры от налога на прибыль организаций.

В марте 2010 года Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, освобождающий НКО от уплаты налога на прибыль с безвозмездной помощи в виде услуг. Действующий закон не учитывает пожертвования на содержание НКО при определении налоговой базы налога на прибыль, отмечается в пояснительной записке к проекту.

В правительстве РФ считают, что принятие изменений создаст благоприятные условия для функционирования НКО и развития благотворительной деятельности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что налог на прибыль организаций в отношении организаций культуры не стимулирует на расширение предпринимательской деятельности, а, следовательно, и получение дополнительного дохода.

Разумнее было бы не применять данный налог, а ужесточить контроль за средствами, полученными от предпринимательской деятельности во избежание их ухода «на сторону».

Налог на имущество организаций

С 1992 года были освобождены от налога на имущество все бюджетные организации и имущество всех организаций, используемое в целях народного образования и культуры. По Федеральному закону 2003г. от налога на имущество освобождаются организации лишь в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Так же освобождались от уплаты налога организации, использующие свое имущество для нужд культуры, искусства, образования и некоторых других социальных нужд. Но с 1 января 2006 года все льготы были сняты.

30 главой НК РФ устанавливается: освобождаются от налогообложения «организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке».

Плательщиками налога признаются все российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или в доверительное управление, а также выделенное для обеспечения совместной деятельности), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования.

Налог на имущество организаций является региональным налогом. В соответствии с этим субъекты Российской Федерации могут регулировать данный налог. Практика прежних лет свидетельствует, что некоторые субъекты Российской Федерации использовали предоставленное им право и установили для организаций культуры, искусства и образования дополнительные льготы по налогу. Так, законом г. Москвы от 5 ноября 2003 г. «О налоге на имущество организаций» освобождены от налогообложения бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета г. Москвы или бюджетов муниципальных образований г. Москвы на основе сметы доходов и расходов.

Налог на землю.

Правовые формы, регулирующие взимание земельного налога, установлены законом РСФСР от 11 октября 1991г. «О плате на землю». В соответствии с ним от уплаты земельного налога, полностью освобождаются:

Учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов ;

Государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. Государственными органами охраны природы являются Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему органы, Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственные ему органы; памятников истории и культуры – Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему органы.

Учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования.

Согласно НК РФ по данному налогу есть только одна льгота в отношении культуры: «организаций народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов». Никакие другие организации льгот не имеют. Однако, поскольку это местный налог, его могут регулировать местные органы власти.

Так, например, согласно Закону «о земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» (от 16.11.2005) «освобождаются от уплаты земельного налога органы государственной власти и государственные учреждения, которые созданы органами государственной власти Санкт-Петербурга, и деятельность которых осуществляется на основе сметы доходов и расходов».

Согласно НК РФ не признаются объектом налогообложения: «земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия».

Освобождаются от налогообложения: «учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям»

Другие налоги и сборы

Перечисленные выше налоги являются федеральными, за исключением налога на землю (местный) и налог на имущество организаций (региональный).

Для большинства организаций культуры также важны следующие налоги:

Федеральные: страховые взносы;

Региональные: транспортный налог;

Местные: сбор за негативное воздействие на окружающую среду.

Страховые взносы.

Все организации платят налоги на заработную плату сотрудников. До 1 января 2010 года это были НДФЛ и ЕСН. НДФЛ вычитается из начисленной зарплаты сотрудника. ЕСН оплачивает непосредственно организация «сверх» заработной платы.

В соответствии с ФЗ №212 от 17 июля 2009 года «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», вступившим в силу с 01.01.2010, ЕСН заменен страховыми взносами.

Льгот по страховым взносам у организаций культуры не предусмотрено.

Транспортный налог.

Правовые нормы, регулирующие взимание транспортного налога, содержатся в статьях 56-363 главы 28 Налогового кодекса и законах субъектов Российской Федерации. Налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - исходя из их мощности в лошадиных силах, в отношении несамоходных (буксируемых) транспортных средств — исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости транспортных средств или на единицу транспортного средства в размерах, указанных в статье 361 Налогового кодекса.

По данному налогу у организаций культуры также никаких льгот нет.

Сбор за негативное воздействие на окружающую среду.

Этот сбор не указан в НК РФ, но упоминается во многих законодательных актах. Расчет платежей производится организациями с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344. Расчет достаточно сложен, что нередко требует привлечения дополнительных лиц для его выполнения. На мой взгляд, характер сбора за негативное воздействие на окружающую среду специфичен и в сути своей имеет размытые показатели, поэтому вполне логично, что установить и четко прописать его, (как в случае со всеми другими налогами) невозможно.

Налогообложение работников культуры и деятелей искусства.

Налоговые правоотношения государства, работников культуры и деятелей искусства регулирует Федеральный закон «О налоге на доходы с физических лиц» и местные законы о налоге на имущество физических лиц, а также регистрационные сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Налог на доходы физических лиц.

Правовые нормы, Регулирующие взимание налога на доходы физических лиц, включены в статьи 207-233 главы 23 Налогового кодекса. Особенностями этого акта являются отказ от прогрессивной шкалы налогообложения доходов, введение практически для всех граждан России единой ставки налога на достаточно низком уровне, установление системы льгот для многих категорий налогоплательщиков.

Плательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объекты налогообложения — доходы, полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

В 1993 году Указом Президента РФ было введено положение, по которому авторское вознаграждение, превышающее сумму дохода, облагаемое по минимальной ставке, распределяется на 3 года. Такое положение учитывало специфику труда творческих работников и снижало налоговое бремя. Но в 1995 году возможность распределения дохода по годам была отменена. С 1998 г. отменено право вычитать из дохода затраты на поездки. В России сохранены лишь возможности вычитать из налогооблагаемой базы гранты и расходы на содержание помещений. Все это свидетельствует о недостаточном внимании к положению деятелей культуры.

По закону о налоге на имущество физических лиц от его уплаты освобождаются деятели культуры, искусства и народные мастера, использующие специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилье) исключительно в качестве мастерских, ателье, студий. Также вправе не платить налог на имущество лица, использующие жилую площадь для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры. Правда ставка налога на имущество физических лиц в России пока невелика, и данная льгота существенно не влияет на положение творческих работников.

Зарубежный опыт.

Рассмотрим опыт нескольких стран: Швеция, Франция.

Швеция.

В Швеции культурная политика основана на стимулировании художественного творчества. Эта политика начала формироваться в конце 80-х годов 20 века. Исходя из необходимости художественного творчества, как для отдельного человека, так и для общества в целом, был разработан ряд предложений по изменению налогообложения деятелей культуры и искусства для создания условия развития их талантов и помощи в выходе на рынок.

В Швеции налог делится на 2 группы: от постоянной службы и с коммерческой деятельности. Критерием определения в ту или иную группу служит способ получения дохода: постоянно или разово (за проект). Не исключен вариант принадлежности одновременно к обеим группам.

Вычеты их доходов от постоянной деятельности осуществляется, как и со всех других налогоплательщиков, однако создан проект, по которому будет уменьшаться налогооблагаемая база за счет вычетов, связанных с особенностью творческих профессий. Они будут выражаться или в фиксированной сумме или в процентах от дохода, а также будут или дифференцироваться в зависимости от профессии или станут стандартными для всех.

В Швеции закон о местном налогообложении предусматривал возможность вычета их доходов художника расходов на содержание домашнего рабочего помещения. Кроме того, учитывалось, что путешествия, поездки являются необходимой составляющей деятельности художника или литератора. После реформы конца 1980-х годов при вычете за рабочее помещение стали учитывать реальную плату за него: вычет составляет для квартиры 25%от платы, для виллы – 15%.

Спорный вопрос был по поводу оплаты командировочных. Поскольку документально подтвердить все весьма сложно, был введен фиксированный процент – 50% от суммы командировочных расходов для государственного служащего. Кроме того налогом не облагаются премии, финансовая помощь, награды (если работа выполняется не специально для конкурса).

Франция

Во Франции – с наименее выраженными льготами для культуры, - исключение составляет налогообложение доходов художников. Доходы в области культуры в этой стране делятся на некоммерческие, торгово-промышленные и получаемые в виде жалования и заработной платы. Соответственно для каждого вида доходов предусмотрен отдельный режим налогообложения. За жалование, зарплату их доход подлежит налогообложение по прогрессивной шкале от 0% до 56,8%, в зависимости от уровня доходов. Необлагаемый минимум составляет 140 франков, максимальная ставка применяется к доходам свыше 246 770 франков.

Доход исполнителя будет облагаться или ежемесячно, или по совокупности за последние 3-5 лет (имеет право выбрать).

Для артистов, композиторов, театральных и музыкальных критиков объем разрешенных вычетов составляет 25%. Для музыкантов, дирижеров, театральных режиссеров, модельеров – 20%.

Налогообложение доноров (благотворителей)

Под донорами здесь понимаются благотворители и иные жертвователи финансовых средств (имущества) на безвозмездной и безвозвратной основе, грантов, безвозмездной помощи (техпомощи).

В настоящее время режим налогообложения переданных средств у лиц, осуществляющих пожертвования в пользу некоммерческих организаций, различается для физических и юридических лиц. Если физические лица имеют право вычета некоторых видов пожертвований НКО из базы налога на доходы физических лиц, то плательщики налога на прибыль организаций с 2002 г. такой возможности лишены. Организации могут направлять средства на благотворительные цели (в том числе – жертвовать или направлять в виде грантов некоммерческим организациям) из прибыли после налогообложения.

Существующий в России в настоящее время налоговый режим для благотворителей не представляется рациональным с позиций международного опыта.

В частности, как и во многих странах, российское законодательство могло бы либо предусматривать право на вычет (в законодательно определенных пределах) средств, направляемых на благотворительность, из базы налога на прибыль, либо предоставлять кредит по налогу на прибыль на определенную долю подобных средств. Отсутствие этих норм в российском Налоговом кодексе имеет свои причины. Так, например, начиная с 2002 г. российский налог на прибыль организаций не предусматривает предоставление вычетов из налоговой базы либо предоставление налогового кредита (что явилось предметом политических договоренностей во время обсуждения проекта соответствующей главы Налогового кодекса в парламенте, позволивших установить относительно низкую налоговую ставку в отсутствие значительных налоговых льгот). Поэтому даже обсуждение льготы по налогу на прибыль для благотворителей может вызвать эскалацию подобных

предложений о введении льгот по другим основаниям, что ставит

под угрозу современную конструкцию налога на прибыль.

В результате в настоящее время, действующее налоговое законодательство не предусматривает льготного налогового режима для благотворителей, являющихся плательщиками налога на прибыль. При этом отчисления на благотворительные нужды не уменьшают базу налога на прибыль организаций ни в тех случаях, когда пожертвования осуществляются в денежной форме, ни в случае, когда организация осуществляет безвозмездную поставку товаров (работ, услуг) в благотворительных целях.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ из базы налога на доходы физических лиц вычитается сумма доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов и пр. учреждениям . Также вычету из базы налога подлежат суммы пожертвований, перечисляемых налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности. Общая сумма подобного вычета не может превышать 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Налоговое стимулирование доноров.

Зарубежный опыт

Особенно актуально такое направление налоговой политики в США.

Америка является «государством-вдохновителем». Здесь существуют наиболее высокие пределы разрешенных вычетов из доходов доноров, при которых действуют налоговые льготы. Для корпораций это 10% дохода, для частных лиц – 50 % дохода или 30 % размера даров. Налоговые льготы в США значительно превышают прямое финансирование государством культуры. В этом есть несколько положительных сторон.

Во-первых, это несколько уравнивает организации в праве на финансовую поддержку. Доказав, что организация является некоммерческой, она имеет право на льготы и спонсорскую помощь, а размер таковой помощи во многом будет зависеть от активности самой организации. В связи с этим явлением Америка стала первой страной, где появился термин «фандрейзинг». Кроме того это уменьшает возможность государства влиять на культуру, обеспечивая ей большую свободу творчества.

Российская действительность.

С 1 января 1992 года Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций » было предусмотрено, что налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы «взносов, на благотворительные цели, а также средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры и кинематографии, но не более 1% облагаемой налогом прибыли». Предел разрешенных вычетов – 1%.

Через полгода Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» этот предел был увеличен до 3%. Так же, с принятием Законов «О налогообложении банков» и «О налогообложении доходов от страховой деятельности» структурам этого типа разрешалось вычитать суммы, перечисленные на благотворительные цели не более 1%.

Указом президента РФ от 12 ноября 1993 года «о дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ», вступившего в силу с 1 января 1994 года, доля не подлежащей налогообложению прибыли, безвозмездно перечисляемой предприятиями и организациями государственным учреждениям культуры и искусства, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, увеличивалась до 5%, а для банков и страховых организаций – до 3%.

Сущность данных изменений заключалась в том, что, с одной стороны, законодательно увеличивались границы разрешенных вычетов до существующего в большинстве стран предела. В новой трактовке налоговые льготы были расширены: они стали предоставляться для вкладчиков архивное дело, творческие союзы и общественные объединения творческих работников. Расширился и перечень организаций, имеющих право получать дары от пользующихся налоговыми льготами вкладчиков.

С другой стороны, здесь же был сужен перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право получать более значительные необлагаемые дары – он сведен лишь к государственным организациям. За пределами оказались как негосударственные, так и муниципальные организации культуры, нуждающиеся во вложениях более других. Многие из них на практике лишены бюджетного финансирования.

В связи со вступлением с силу 2 части НК РФ в России налогоплательщики имеют право на сокращение налоговой базы в сумме доходов, перечисленных ими на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям культуры, науки, образования и др.

Получатели благотворительной помощи также вынуждены платить с нее налог на прибыль (пункт 8 статьи 250 НК РФ). Но если полученные пожертвования будут использоваться только в тех целях и в те сроки, на которые они получены, то возможно избежать налогообложения (подпункт 14 1 статья 251 НК РФ). Если фонд передает пожертвование гражданину, последнему придется уплатить с его суммы 13% подоходного налога.

Т налогообложения освобождены гранты для поддержания науки и образования, культуры и искусства (п. 6 ст. 217 НК РФ). Граждане имеют право не платить налог, если они получили грант от одной из организаций, перечень которых установлен Правительством. Цель такого ограничения – не допустить налоговых злоупотреблений через фиктивные благотворительные фонды.

Основными направлениями в работе над улучшением положения налогообложения доноров должны стать:

Введение одинаковой льготы для государственных и негосударственных организаций;

Увеличение льгот для организаций и лиц, вкладывающих средства в культуру;

Стимулирование организаций культуры проводить фандрейзинговую деятельность;

Установление четкого контроля использования данных льгот.

Заключение.

При совершенствовании налоговой системы необходимо учитывать особенности учреждений культуры:

- Некоммерческие организации не имеют собственников, в пользу которых распределяется доход от их деятельности в случае его получения. (Из-за отсутствия собственника, в пользу которого распределяется прибыль организации, доходы некоммерческих организаций не являются доходами физических лиц и с точки зрения концепции налогообложения «всеобъемлющего дохода» не должны подлежать налогообложению.)

- Некоммерческие организации в отдельных случаях создаются для осуществления деятельности, направленной на реализацию интересов целого ряда физических или юридических лиц, при этом они находятся под общественным контролем, при котором исполнительные органы организаций подчинены не непосредственно учредителям НКО, а коллегиальным органам, в состав которых входят авторитетные в той или иной области граждане.

- Некоммерческие организации являются одной из основ гражданского общества, во многих случаях именно некоммерческие организации реализуют общественный контроль за действиями властей, а также предлагают альтернативные решения проблем, стоящих перед государством, что повышает эффективность предоставления общественных благ.

Перечисленные обстоятельства должны

быть приняты во внимание при построении системы налогообложения некоммерческих организаций в России. При этом речь не идет о предоставлении специальных налоговых льгот избранным некоммерческим организациям, предлагается лишь при построении налоговой системы принять во внимание факторы, отличающие деятельность организаций этого сектора от налогоплательщиков – коммерческих организаций.

Правительство России, на мой взгляд, должно в первую очередь определить желаемую модель развития поддержки культуры. Будет ли она ближе к американской, или же к французской. От этого и зависит дальнейший план развития.

Список используемой литературы и нормативные документы:

1.Налоговый кодекс РФ части первая и вторая (с изменениями и дополнениями на 1 июля 2010 года) – Москва, 2010

2. Экономика культуры.: Учебник / Отв. ред. А. Я .Рубинштейн.- М.: Слово, 2005

3. Дымникова А.И. Проблемы финансирования культуры. – СПБГАТИ, 1998

4. Ваганова Н.К., Дымникова А.И. Предпринимательство в культуре. – С-Пб, 2002

5.Steinberg R. The Revealed Objective Function of Nonprofit Firm // The RAND Journal of Economics. Vol. 17. No.4 (Winter, 1986). P. 508–526.

6.Проблемы налогообложения некоммерческих организаций в России –

М.: ИЭПП, 2007. – 371 с.: ил. – (Научные труды / Ин-т экономики переходного периода; № 108P).

Авторы/составители: Синельников-Мурылев С., Трунин И.

http://www.iet.ru/files/text/working_papers/108.pdf

7.Федеральный закон № 117 – ФЗ от 5 августа 2000г. «Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2» (с изм. И доп. На 1 июля 2003г.)

8. Закон РСФСР № 2118-1 от 27 декабря 1991г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изм. И доп. На 1 июля 2003г.)

9 . Закон РСФСР № 1738-1 от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (с изм. И доп. На 1 июля 2003г.)

10. Закон РСФСР № 2030-1 от 31 декабря 1991г. «О налоге на имущество предприятий» (с изм. И доп. На 1 июля 2003г.)

11. Закон Санкт-Петербурга №684-96 «О налоге на имущество организаций»

12. http://base.garant.ru/10900200/38/#20031

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1