">
Экономика Финансы и кредит
Информация о работе

Тема: Понятие финансов, их функции. Примеры финансовых отношений. Финансовые ресурсы

Описание: Финансовая политика. Управление финансами. Органы управления финансами и их функции. Органы управления финансами и их функции. Классификация доходов бюджета. Пенсионный фонд РФ. Классические ценные бумаги и их стоимостные характеристики. Организационная структура ЦБ.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Финансы и кредит.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 156
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Понятие финансов, их функции. Примеры финансовых отношений. Финансовые ресурсы.

Финансы это экономические отношения, связанные с процессом формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Критерии отнесения денежных отношений к финансам:

Реальное движение денежных средств

Распределительный характер отношений

Вторичность по отношению к деньгам

Примеры финн. Отношений

- отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;
- отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);
- отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);
- отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);
Функции финансов

Распределительная

А) Создание основных или певичных доходов путём распределения национального дохода среди учасников материального производства

Б) Создание вторичных или производных доходов путём перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслям материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения

2) Контроль – она заключается в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их целевом использовании

3) Стимулирующая – государство с помощью различных рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий отраслей и регионов, в нужном направлении

Рычаги :

1) Налоги

2) Бюджетные средства

3) Экспортно-импортные пошлины и тарифы

4) Цены и тарифы

Финансовые ресурсы — это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

2. Финансовая политика.

Финансовая политика это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает разработку общей концепции, основных направлений, цели и главных задач. Во-вторых – создание адекватного финансового механизма. В-третьих, включает управление финансовой деятельностью государства.

Виды финансовой политики

- Класичесское – основные направления невмешательство государства в экономики, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных расходов, преобладание косвенных и имущественных налогов. Орган управления – министерство финансов

- Регулирующая финансовая политика – основанная на необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основные инструменты – государственные расходы, подоходный налог, прогрессивные ставки, государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета, расходов, их финансирования, контроля за поступлением налогов, управления государственным долгом.

- Плановая декретная финансовая политика: основана на государственной собственности на средство производства. Целью является – концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями, местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного планирования. Управление финансами, осуществлялось из единого центра – министерства финансов.

3. Управление финансами. Органы управления финансами и их функции.

Управление финансами: Это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленные на сбалансированность всей финансовой системы.

Виды управления : оперативное и стратегическое.

Оперативное – это конкретные мероприятия, разрабатываемые на основе оперативного анализа, текущей финансовой ситуации, с целью ликвидации узких финансовых мест. Осуществляется финансовыми управлениями местных администраций, дирекциями внебюджетных фондов страховой компании с финансовой службой предприятия.

Стратегическое управление финансами: прогнозирование финансов на перспективу, определение объёма финансовых ресурсов на целевые программы. Такое управление осуществляется федеральным собранием, министерством финансов, аппаратом президента, государственной налоговой службой.

Органы управления финансами и их функции

Общее управление финансами осуществляет федеральное собрание которое состоит из 2-х палат : Госдумы и совета федерации.

- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета и утверждение отчёта о его исполнении.

- Рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах

- Установление предельного размера государственного, внутреннего и внешнего долга.

Контрольно-счётная палата представляет отчёты совета федераций о контроле за исполнением бюджета

Президент и его аппарат: указы по финансовым вопросам, утверждение по федеральным законам, назначение-снятие с должности министра финансов.

Министерство финансов:

Главное федеральное казначейство, контрольно-ревизионные управления, министерство по налогам и сборам, федеральные службы по валютному и экспертному контролю, государственный таможенный контроль.

Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики

Составление проекта и исполнение федерального бюджета

Совершенствование налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, деятельности на рынке ценных бумаг

Выпуск государственных внутренних и внешних займов

Контроль за бюджетными учереждениями

Разработка финансовой отчётности

4. Формы и методы проведения финансового контроля.

По субъектам осуществления финансового контроля различают: общегосударственный, ведомственно-финансовый контроль: его проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств; Внутрефинансовый или внутрихозяйственный контроль. Его выполняет финансовые службы на предприятии, проверяется финансовая и производственная деятельность предприятий и его подразделений; ОБЩЕСТВЕННО-финансовый контроль; независимый контроль/аудит. Его проводят аудиторские компании. Аудит бывает обязательный и инициативный

Финансовый контроль по методам проведения:

- Проверка – рассматривает отдельные вопросы финансовой деятельности на основе отчётных балансов и других расходных документов, выявляются нарушения и начинаются мероприятия по их устранению.

- Обследование – обхватывает отдельные стороны деятельности, но в отличие от проверки по более широкому кругу показателя. Применяется для определений финансового состояния и возможных перспектив развития

- Надзор – проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на отдельные виды деятельности и предполагает соблюдение установленных правил и нормативов.

- Анализ – предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой отчётности, с целью получения общей оценки хозяйственной деятельности, финансового состояния, обеспеченности ресурсами и эффективностью их использования.

- Наблюдение или мониторинг – это постоянный контроль за использованием ресурсов и финансовым состоянием

- Ревизия – это полное обследование финансов-хозяйственной деятельности экономического субъекта, с целью проверки её законности, правильности, целесообразности и эффективности.

5. Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование – это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые планы – это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность – сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты разных уровней.

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

– принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

– предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

– метод математического моделирования;

– нормативный метод;

– балансовый метод;

– метод коэффициентов;

– метод экстраполяции

6. Финансовая система, ее основные элементы и их взаимосвязь.

Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:

государственных и муниципальных финансов;

финансов хозяйствующих субъектов;

финансов граждан.

В зависимости от форм и методов формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные звенья/

Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.

Экономический субъект — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:

 государство;

регион;

хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;

гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.

Государственные и муниципальные финансы состоят из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровнен (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита.

Современная бюджетная система России максимально приближается к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство, хотя для нее все еще характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования механизма бюджетного регулирования.

Специфика бюджета обусловлена его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. 

Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственному кредиту в финансовой системе присущи специфические формы финансово-кредитных отношении по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при этом государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности. На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более низких уровнях бюджетной структуры имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.

Вторая подсистема — финансы хозяйствующих субъектов, в которой выделяются финансы коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций и финансовых посредников (кредитных, страховых организаций, частных пенсионных фондов). Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Однако существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и ему соответствует особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.

Финансы граждан тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами хозяйствующих субъектов — через систему финансово-кредитных отношений .

Взаимосвязь основных звеньев финансовой системы государства

Одним из ярких проявлений денежных отношений в финансовой системе может служить комплекс финансовых потоков, обслуживающих современное рыночное хозяйство. К числу их специфических черт можно отнести:

наличие развитой банковской системы, через которую эти по токи осуществляются, ставшей мощным финансовым институтом;

межнациональный, международный, а в перспективе всемирный характер переплетения, переливания этих финансовых потоков, концентрация финансовых ресурсов в распоряжении ведущих стран мировой экономики;

переплетение вертикальных финансовых потоков с горизонтальными, причем последние становятся все более мощными, :; вовлекающими в оборот все большую долю финансовых ресурсов;

Финансовые потоки относятся к числу базисных категорий, выражающих реальные социально-экономические процессы общественной жизни.

Финансовые потоки служат проявлением в стоимостном форме постоянных, устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных органов, домашних хозяйств и обществен-- ных организаций по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов, товаров и услуг.

Финансовые потоки все шире обслуживают финансовый рынок, деятельность банковских и страховых структур, в которых функционирование капитала вместо традиционной производственной схемы (Д — Т...П...Т1—Д) происходит по спекулятивной схеме (Д — финансовый рынок—Д1).

В процессе финансового обслуживания потребности народного хозяйства и населения образуются и функционируют устойчивые

и вместе с тем динамичные финансовые потоки. С одной стороны, они отражают источники формирования денежных ресурсов государства, хозяйствующих субъектов, граждан, с другой стороны — использование этих ресурсов. Между этими финансовыми потоками существуют неразрывные связи. На практике балансирование доходов и расходов — сложный процесс, на который воздействуют факторы внутреннего и внешнего характера. Существуют неразрывные связи между финансами граждан и хозяйственных структур разного профиля, финансами государственных и негосударственных организаций, федеральными и региональными финансами.

Группировку финансовых потоков РФ целесообразно провести по ряду следующих признаков.

1.         По основному назначению, выполнению народно-хозяйственных функций. С этих позиций можно выделить постоянно действующие финансовые потоки между звеньями финансовой системы.

2.         В территориальном разрезе:

финансовые потоки, обслуживающие федеральные органы (централизация — сбор финансовых ресурсов и их распределение между органами федерального управления, региональными органами, отраслевыми структурами, зарубежными государствами);

финансовые потоки, обслуживающие субъекты РФ (внутрирегиональные финансовые взаимосвязи, движение финансовых ресурсов местного самоуправления);

межрегиональные финансовые потоки, отражающие взаимосвязи между регионами РФ;

финансовые взаимосвязи между различными хозяйствующими субъектами в одном или нескольких регионах страны;

международные финансовые потоки.

3.         По движению межотраслевых финансовых потоков.

На практике реализуются постоянно действующие взаимосвязи по поставкам товаров и услуг между предприятиями разных отраслей, принимающих денежное выражение. Например, угольные шахты и разрезы поставляют уголь для электростанций и в свою очередь потребляют в значительных размерах электроэнергию, производимую этими станциями.

Нарушение сроков взаимных поставок товар но-материальных ценностей между предприятиями разных отраслей приводит к нарушению про- _ изводственного ритма, сокращению производства. За этими процессами стоят обычно несвоевременные платежи, нарушения нормального движения финансовых потоков.

В условиях российской экономики жизненно необходимы мобилизация и наиболее эффективное использование резко сократившихся финансовых ресурсов, а для достижения этой цели — реализация определенных мер по их регулированию.

2.4. Виды финансовых отношений

 Первоначальной сферой возникновения финансовых отноше--; ний являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Определим основные субъектно-объектные связи в рамках вы-мюлнения финансами своих основных функций и ролей: S 1) отношения между государством, населением и предприятиями различной формы собственности по поводу формирования доходной части государственного бюджета и внебюджетных ", фондов;

2)         отношения между государством и населением по поводу распределения национального дохода и создания материальной базы для обеспечения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальную защиту;

3)         отношения в рамках бюджетной системы между ее отдельными звеньями по поводу формирования и распределения централизованных фондов денежных средств;

4)         отношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами по поводу образования децентрализованных фондов денежных средств и доходов населения.

Экономические субъекты, участвующие в хозяйственной жизни, вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относят их денежные отношения с органами государственного управления по платежам различного рода (государственная пошлина, визовой сбор и др.); органами налоговой службы (при внесении налогов, сборов, других платежей); органами муниципального управления (при приватизации жилья, выплате арендной платы за земельные участки и т. п.); банковской системой (при получении и погашении кредитов, залоге имущества и др.); страховыми компаниями по всем видам страхования; негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат; финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами (при купле-продаже ценных бумаг, осуществлении трастовых операций и т.д.); хозяйствующими субъектами (при выплате заработной платы, долевом участии в совместной деятельности и т.п.); другими гражданами (при выплате арендной платы за квартиры и другое имущество, купле-продаже недвижимости и т.д.).

Финансовые отношения граждан возникают при движении денежных средств в процессе их образования и расходования. Денежные средства гражданина образуются из разных источников.

Доходы граждан

Источники поступления денежных средств граждан

Использование чистых доходов

Налоги, сборы, пошлины

Финансовый портфель

Текущие расходы

Чистые доходы

Собственные

Заемные

Заработная плата

Личное потребление

Доход от предпринимательской деятельности

Образование сокровищ

Процентный доход

Инвестирование

Доходы по спекулятивным операциям

Выигрыши, призы

Дополнительные пенсии, стипендии, алименты, пособия, субсидии

Страховое возмещение

Полученное наследство и подарки

11. Классификация доходов бюджета.

-Источник доходов: Внутренние (ВВП),внешний(удельный вес ,экспорт)

-По форме поступления в бюджет: закрепленные(доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет) и регулирующие(доходы, которые в целях балансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год)

Классификация:

1.Общие доходы и полученные официальные трансферты.

2.Общие доходы(3+5)

3.Текущие доходы(4+5)

4.Налоговые поступления

5.Неналоговые поступления.

-доходы от собственности и предпринимательской деятельности

-административные сборы и платежи

-поступления по штрафам и санкциям

6.Доходы от операций с капиталом

-продажа основного капитала

-доходы от продажи земли и нематериальных активов

-поступление трансфертов из негосударственных источников

7.Получение офиц. Трансфертов

-от нерезидентов

-от др. органов гос. Управления

8.федеральные налоги - ндс, акцизы, ндфл, на прибыль, на налог.

-региональные(налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный)

-местные(земельный, налог на имущество с физ. Лиц)

12. Классификация расходов по функциональному назначению.

1.Общегосударственные(законодательные, исполнительные органы власти)

2.Расходы на общ-ые соц услуги(здравоохранение, СМИ, образование)

3. Расходы на гос. услуги ,связанные с экономической деятельностью.(сх, строительство, гос. Заказы)

4. Прочие функции(обслуживание гос. Долга и трансферты различ. Органов власти.)

13. Исполнение бюджета.

Это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

исполнения бюджета по доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. бюджетной классификацией- является основой для исполнения бюджетов всех уровней.

Исполнение бюджетов по доходам-

Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги и другие обязательные платежи;

учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;

налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченных налогов.

Исполнение бюджета по расходам

Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений.

Основными этапами санкционирования являются-

-составление и утверждение бюджетной росписи;

-утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;

-утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

-принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

-подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

14. Бюджетный федерализм.

Принцип бюджетного федерализма представляет собой основополагающее правило бюджетного права, и заключается в том, что административно-территориальные единицы в составе государства имеют свои источники доходов и направления расходования средств.

В гл.1 Конституции РФ содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфика российского федерализма в следующем.

1. Равноправные субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

2. Конституционные принципы федерализма:

-государственная целостность,

-единство системы государственной власти,

-разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

15. Государственные внебюджетные фонды.

Это фонды денежный средств образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды обладают рядом основ:

- Запланированные органами власти и имеют целевую направленность;

- Денежные средства фондов предназначены для финансирования расходов не включенных в бюджет;

- Формируются за счет специальных, обязательных вкладов юридических и физических лиц;

- Денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства и не подлежат изъятию на какие либо цели.

16. Пенсионный фонд РФ: источники формирования средств и направления использования.

Образован 20 декабря 1990 года с целью государственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ. Взнос в пенсионный фонд составляет 26%.

Средства пенсионного фонда направляются на:

- Выплату государственной пенсии;

- Выплата пособий за ребенком старше 15 лет;

- Оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- Обеспечение деятельности фондов.

Средства пенсионного фонда формируются за счет:

- Страховых взносов работодателей индивидуальных предпринимателей, работающих граждан;

- Ассигнований из регионального бюджета на выплату пенсии военнослужащих, пособий на детей старше 1,5 лет, пособий и компенсаций пострадавшим на Чернобыльской АЭС;
- Средства возмещаемые государственным фондом занятости в связи с назначением досрочных пенсий без работы;

- Добровольные взносы.

17. Фонд обязательного медицинского страхования РФ: источники формирования средств и направления использования.

Поступления: взносы индивидуальных предпринимателей и работодателей, ассигнование федерального бюджета и выполнение федеральных целевых программ, добровольные взносы, доходы от использования временно свободных средств.

Для неработающих граждан страхователем выступают органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления.

18. Фонд социального страхования РФ: источники формирования средств и направления использования.

Управляет средствами государственного социального страхования.

- Обязательных взносов от работодателей, индивидуальных предпринимателей и граждан;

- Доходы от инвестирования участия временно свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

- Ассигнование из федерального бюджета на покрытие расходов связанных с предоставлением льгот лицам пострадавшим в следствии радиационных аварий.

Средства фонда страхования направляются на:

- Выплата пособий для временной нетрудоспособности;

- Беременности и родам;

-При рождении или усыновлении ребенка;

- По уходу за ребенком до 1,5 года;

- Социальное пособие на погребение;

- Оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;

- Частичное содержание санаториев, профилакториев, в детские оздоровительные лагеря, оплата проездов к месту лечения и обратно.

19. Территориальные финансы.

Они представляют собой систему экономических отношений, по средствам которой распределяются (перераспределяются) часть стоимости ВВП на экономическое и социальное развитие территорий. К территориальным финансам относят средства бюджета субъектов федерации, средства бюджетов муниципальных образований, средства бюджетов территориальных внебюджетных фондов. Делятся на централизованные (бюджетные средства) и децентрализованные (средства предприятий, дом. хозяйств, территориальных внебюджетных фондов, территориальные кредиты и займы).

Функции:

- Распределительная. С помощью территориальных финансов распределяются и перераспределяются часть ВВП с целью обеспечения территории финансовыми ресурсами.

- Контрольная. Помогает контролировать пропорцию в распределении средств между центральными и местными органами власти, формирование территориальных фондов денежных средств.

- Фискальная. Связана с изъятием части доходов в пользу государства в виде налогов и через систему региональных и местных бюджетов.

- Стимулирующая. Возможность воздействия предприятия с помощью специальных рычагов.

20. Государственный кредит: сущность, функции.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, физических и юридических лиц, для которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Функции:

- Фискальная – с помощью государственного кредита формируется централизованный денежный фонд государства.

- Регулирующая – выражается в много вариационном воздействии страны. Воздействие на состояние центрального обращения. Воздействие на уровень процентных ставок на рынке капиталов. Воздействие на занятость производства.

Государственный кредит может быть как внутренним так и внешним:

- Обращение части вкладов населения в государственных займах.

- Зачисление средств общегосударственного денежного ссудного фонда.

21. Государственный долг.

Это задолженность правительства РФ. Общегосударственный долг – задолженность правительства органов управления республиками и местных органов власти.

Государственный долг бывает:

- Внутренний – задолженность в национальной валюте.

- Внешний – задолженность в иностранной валюте.

Опасен больше внешний долг.

Методы управления государственным долгом:

- Пролонгация – продление срока займа.

- Консолидация – превращение краткосрочных и среднесрочных долгов в долгосрочные.

- Рефинансирование – выпуск новых займов для погашения уже имеющихся.

- Унификация – объединение нескольких займов.

- Реструктуризация – изменение вида задолженности.

22. Финансовый рынок: структура, функции.

Представляет собой систему купли-продажи финансовых инструментов. Субъектом рынка выступают всевозможные субъекты экономических отношений, которых подразделяют на покупателей, продавцов и посредников.

Объектом торговли является: иностранная и национальная валюта, ценные бумаги, страховые документы и другие финансовые ценности; мобилизация, свобода денежных средств; распределение свободных финансовых ресурсов; перераспределение стоимости рыночных ценностей.

23. Валютный рынок.

Представляет собой сферу экономических отношений, которые находят свое проявление при операциях по купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг выраженных в иностранной валюте и инвестирование капитала в иностранной валюте. К объектам валютного рынка относятся: драгоценные камни, драгоценные металлы.

Основные классификации валютных рынков:

- По территориальному признаку различают: мировой, региональный и внутренний.

- По организационному признаку: межбанковский, биржевой, рынок продажи валюты населению.

- По характеру операций: рынок депозитных операций, рынок конверсионных операций. Депозитные операции представляют собой краткосрочные валютные операции с целью размещения свободных ресурсов в иностранной валюте или привлечение иностранной валюты под определенный %. Конверсионные операции – это операции по обмену одной валюты на другую по согласованному курсу на определенную дату.

Виды операций на валютном рынке: Спот, форвард и своп. Спот означает немедленную поставку валюты в течении трех рабочих дней. Форвард – предлагает поставку валюты на определенную дату в будущее. Своп – сделки купли-продажи с разными сроками исполнения.

Виды сделок:

- Передача покупательной способности.

- Хеджирование – страхование своих валютных позиций.

- Спекуляция.

- Арбитраж % ставок – это размещение привлеченных средств под более высокие % на согласованные сроки.

24. Рынок ссудных капиталов.

Это специфическая сфера товарных отношений, где объекты сделки выступают предоставляемый в ссуду денежный капитал и формируется спрос и предложение на него,

В основе деления рынок ссудных капиталов на денежный рынок и рынок капиталов лежит критерий срочности: к денежному рынку относят краткосрочные инструменты, а к рынку капитала средний и долгосрочный.

Денежный рынок – часть рынка ссудных капиталов, совокупность кредитных и депозитных рынков, на которых ЦБ, коммерческий банк и другие финансовые институты осуществляют операции по краткосрочному финансированию. На дисконтном рынке продаются и покупаются векселя. Вексель – это долговое обязательство в строго определенной форме, дающее право его владельцу требовать от должника уплаты обозначенной вексельсуммы по истечении определенного срока. Векселя бывают финансовые и коммерческие. Операторами дисконтного рынка являются ЦБ и коммерческий банк.

На рынке МБК коммерческие банки кредитуют друг друга одним из следующих способов:

- Продажа излишка средств коммерческого банка на резервном счете в ЦБ определенный законом величины обязательных средств.

- Сделка «репа» - это продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа.

Рынок евровалют – это часть денежного рынка на котором осуществляется торговля краткосрочными финансовыми инструментами номинированными евровалютами.

25. Рынок ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.

Бывает первичный и вторичный. На первичном рынке эмитенты размещают ценные бумаги среди инвесторов. А на вторичном рынке инвесторы перепродают ценные бумаги друг другу.

Выделяют биржевой и небиржевой. Бывают документарной и не документарной формы.

Виды:

- Облигации с купонным доходом. % ставка может быть нескольких видов: фиксированная; плавающая; ступенчатая.

- Облигации с дисконтным доходом – продаются по цене ниже номиналов.

Облигации – это долговые обязательства, подтверждающие отношение займа между эмитентами и инвесторами. При этом эмитент гарантирует инвестору выплату определенной суммы по истечению установленного срока и ежегодного дохода в виде фиксируемого или плавающего %.

26. Участники рынка ценных бумаг

Участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, также это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.
Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения: эмитенты; инвесторы; фондовые посредники. Также существуют организации, обслуживающие рынок ценных бумаг и государственные органы регулирование и контроля.
Эмитент - это юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой. Инвестор – ключевая фигура на фондовом рынке, так как рынок любой ценной бумаги существует и развивается, если в его основе лежит интерес инвестора к ее приобретению.

Брокером -считают профессионального участника рынка ценных бумаг, который занимается брокерской деятельностью, которая в соответствии с Законом “О рынке ценных бумаг “ определяется как совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера.

27. Производные ценные бумаги и их стоимостные характеристики

Производные ценные бумаги — это такие ценные бумаги, механизм выпуска и обращения которых связан с правом на приобретение или продажу на протяжении срока, установленного договором, ценных бумаг, других финансовых и/или товарных ресурсов.

К таким бумагам относятся опционы, варранты, фьючерсные и форвардные контракты.

Опцион— один из видов ценных бумаг срочного контракта. По сути своей он является разновидностью сертификата и представляет собой самостоятельную ценную бумагу, с которой можно производить соответствующие операции по продаже или покупке.

Ордер -как ценная бумага удостоверяет право держателя на покупку не только дополнительных акций данной компании, но и облигаций, золота и других ценностей.

Коносаментом -признается товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки.

Варрант — свидетельство, выдаваемое товарными складами о приеме товаров на хранение

Вексель – ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить по наступлении указанного в ней срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю). Вексель вправе выпустить любое платежеспособное предприятие. Вексель может продаваться, выдаваться в качестве кредита и использоваться как платежное средство в конкретной сделке купли-продажи.

1 2