">
Экономика Финансы и кредит
Информация о работе

Тема: Сущность финансов, их признаки и место в системе экономических отношений

Описание: Функции финансов. Воспроизводственная, распределительная, контрольная. Взаимосвязь с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения. Финансовая система, её сфера и звенья. Государственный бюджет. Назначение и источники формирования.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Финансы и кредит.
Тип: Курсовая работа
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 84
Поднять уникальность

Похожие работы:

1.Сущность финансов, их признаки и место в системе экономических отношений

Финансы предприятия (организации) – это стоимостная экономическая категория, которая выражает определенную систему экономических отношений. Финансовые отношения имеют свои признаки: – денежный характер; – связаны с распределительным процессом стоимости; -- направлены на образование целевых денежных фондов.

Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, посредством которой осуществляется распределение стоимости, на основе которого формируются и используются как централизованные, так и децентрализованные денежные фонды. Из определения следует, что финансы предприятия являются инструментом распределения стоимости и носителем целевых денежных фондов.

Финансы предприятий (организаций) в совокупности являются основным звеном финансовой системы государства. Можно выделить в следующие типы отношений:

Отношения между субъектами хозяйствования и государством. Они возникают по поводу начисления налоговых платежей, т.е. создается обязательство. Каждое предприятие начисляет налоги:

Налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:

Земельный налог; Экологический налог; ФСЗН; Инновационный фонд; Таможенные пошлины по экспортным и импортным операциям.

Налоги, выплачиваемые из выручки:

НДС; Акциз; Отчисления в Фонд поддержки производителей с/х продукции и продовольствия и аграрной науки, Налог с продаж (для розничной торговли).

Налоги, уплачиваемые с прибыли:

Налог на недвижимость; Налог на доходы и прибыль; Транспортный сбор; Сбор на поддержку инфраструктуры города, района.

Отношения между субъектами хозяйствования и другими субъектами. Возникают по поводу начисления финансовых санкций за нарушения хозяйственных договоров.

Отношения между субъектами хозяйствования и кредитной системой. Возникают по поводу начисления процентов. От имени государства выступает НБ.

Отношения между субъектами хозяйствования и вышестоящими организациями. Они возникают с 1-й стороны по поводу централизации денежных фондов на вышестоящем уровне и выделение этих ресурсов в пользу субъектов хозяйствования.

Отношения между субъектами хозяйствования и его работниками. Возникают по поводу начисления ЗП и платежей, приравненных к ЗП, удержаний из ЗП.

Отношения внутри предприятия. Возникают по поводу создания внутри предприятия фондов денежных средств, необходимых для расширенного воспроизводства: АФ, РФ, ФН, ФП, УФ. Все эти отнош-ия носят объект. хар-р.

Фин-сы- сист. ден. отнош-ий, по ср-вам кот. осущ-ся распредел-ие ст-ти ( на Ур-не пр-тия- выр-ка и ее составляющ., на ур-не гос-ва- ВВП и его составляющ. нац. доход), и на основе этого распределения формируются цел. ден. фонды.

Фин-сы как эк. категория им. базис и надстройку. Базис- все фин. отнош-ия. Базис им. объект. хар-р, он не измен-ся под возд-ем чел-а. Сов-ть всех фин. инструм-ов, позволяющ. управлять отнош-ми наз-ся надстройкой. Она субъективна и оформляется законодательно. Необходимость Ф.- существование самого гос-ва, т.е. необходимостью г-ва выполнять свои ф-ии –Пп – комм. орг-ии, они напрвлены на получен прибыли, что невозм. без вступления в тов-ден отношения. ФП охватывают ден. отнош. субъектов хоз-ия, возникающие в процессе произв-фин. д-сти. Фин-сы подраздел-ся на: гос. и фин. учрежд-ий и орг-ций. Гос. фин. связ. с образ-ем и использ-ем центр. ден. фондов, а фин. орг-ций связ. с образ-ем и использ-ем децентрализ. ден.фондов.

2. Функции финансов

Созданная в произв-ве стоимость после ее реал-ции подверг-ся распр-нию. В ходе распр-ния возникают фин-вые отнош-я по формир-ю фонда опл. тр., распр-нию и исп-нию чист. дох. За счет чист. дохода(прибыли) форм-ся фонды накопления, потребления и РФ. Группы фин. отн-ий, связанные с распр-ем чист. дох., должны обесп-ть одну из важнейших ф-ций фин-сов пред-тий — воспроизводственную.

Рез-том и конечной целью хоз-ой деят-ти предп-ия явл-ся прибыль. После налог. выплат образ-ся прибыль, остающ-ся в распор-нии пред-тия. Именно эта часть приб. явл-ся осн. ист-ком расшир-го воспр-ва его элем-в: осн. и обор-го капитала, соц. обслуж-ния и матер-го стимулир-ия работающих. В таких формах, как налог-е пл-жи, отчисл-я на соц. страх-ние и др., чист. доход служит ист-ком образ-ния общегос-нных ден. фондов бюдж-го, пенсион-го, соц. страх-ния, внебюдж-х фондов и т. д. Формир-мая в матер-ном произв-ве пр-ль исп-ся для образ-ния ден. фондов в др. подраздел-ях нар-го хоз-ва, обеспечивая их расширенное воспр-во и эк-кий рост гос-ва в целом.

Этим и опред-ся наличие воспр-нной ф-ции фин-сов пред-тий, кот. вытекает из сущности и сод-ния понятия «финансы предприятий». Эта ф-ция специфична и хар-на в большей мере для фин-сов матер-го произв-ва, служащих исходной основой всей фин. системы гос-ва. Именно от состояния финансов матер-го произв-ва зависят возм-сти удовл-ния разнообр-х потребн-тей общ-ва.

Рассматривая ф-ции фин-сов пред-тий как производные от сущности фин-сов пред-тий, надо отметить, что для них характерна и распределительная функция. Именно через эту ф-цию реал-ся общественное назначение фин-сов пред-тий — обеспечение каждого субъекта хоз-ния необходимыми ему фин. ресурсами. Объектами действия распред.й ф-ции фин-сов предп-тий и отраслей нар-го хоз-ва выступает созданная ими стоимость ВВП в его ден. форме. С помощью распред-ой ф-ции осущ-ся первичное распр-ние стоимости ВВП и формир-ние на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др. Распр-ный процесс, осущ-мый с пом. фин-сов пред-тий, хар-ся сложностью и многогранностью. Фин. пред-тий обслуживают разные этапы распр-ния, участвуя как в первичном распр-нии ст-сти вал-го прод-та, так и в перераспр-нии. Как уже отмечалось, перераспр-ный проц. фин. предпр. нач-ся в мом. направления и исп-ия части прибыли на расширенное воспр-во самого предпр-я, его осн-го и оборот-го капитала, матер-ное стимулир-е работающих и отчислений др. ее части в бюджет в форме налогов и сборов и во внебюджетные фонды. Та часть прибыли, кот. направл-ся на расширенное воспр-во самого предпр. и оста-ся в его распор-нии, образует разл-е ден. фонды: РФ, фонд накопления, фонд потребления и др. Благодаря распр-ной ф-ции фин. предпр. осущ-ся возмещение стоим-ти потребленных ср-в пр-ва, образ-ние дох-в и целевых фондов в разл. формах, обеспеч-х разв-е пр-ва, обесп-ие общегос-ых потребн-й для развития непроизв-ной сферы, внутриотр-вое, межотр-вое и межтеррит-ное перераспр-ние нац-го дохода.

Многие эк-сты обоснов-ют сущ-ние контрольной ф-ции фин-сов предпр., подчеркивая, что контрольная ф-ция действует не изолированно, а в тесном единстве с распр-ной и ч/з их одновременное действие проявл-ся сущность фин-ов предпр. Они счит., что в реальной жизни не сущ-ет таких фин-вых отнош-й, кот. им-т только распр-ный хар-р и не обладают контрольной ф-ей, в то же время нет и таких фин. отнош-й, кот. обладали бы св-вом контроля и не явл-сь распр-ми. Распр-ная и контр-ная ф-ции — это две стороны одного и того же эк-го пр-са. Контр-ная ф-ция вытекает и поглощается распр-ной ф-ей фин. предпр., и нет оснований считать ее как таковой применительно к финансам предприятий.

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

Фин-сы- сист. ден. отнош-ий, по ср-вам кот. осущ-ся распредел-ие ст-ти ( на Ур-не пр-тия- выр-ка и ее составляющ., на ур-не гос-ва- ВВП и его составляющ. нац. доход), и на основе этого распределения формируются цел. ден. фонды.

В распределительном процессе стоимости финансы действуют не по отдельности, а во взаимосвязи и определенной последовательности с другими стоимостными категориями, такими как цена, ЗП, кредит.

Все эти категории в распределительном механизме действуют по разному и каждая имеет свои функциональные особенности.

1) Цена – Финансы. Цена – денежное выражение стоимости. Цена = себестоимость + норма прибыли + косвенные налоги (акциз, НДС, единый платеж). Цена дает возможность распределить. Дальнейшее распределение осуществляется посредством финансовых отношений. Цена подсказывает финансам дальнейший ход распределения.

Ценовой механизм тесно взаимосвязан с финансовым механизмом, если цена на продукт отклоняется вверх от стоимости, тогда используется такой финансовый механизм как изъятие добавочного дохода. При отклонении цены вниз от стоимости используются дотации из государственного бюджета на покрытие разницы в ценах.

2) ЗП – Финансы (min уровень ЗП и финансовые возможности предприятия). ЗП = тарифный k * тарифная ставка + премии. Первичной будет ФОТ, финансовые возможности предприятия, min ЗП. Более сложная связь возникает между финансами и ЗП. Величина ФЗП находится в тесной зависимости от количества и качества затраченного труда. Роль финансовой категории в данном случае заключается в том, чтобы зафиксировать эту зависимость. И соответственно при распределении стоимости выделить денежные средства на ОТ (сформировать ФОТ). Распределение же этого фонда есть результат экономических отношений, присущих категории ЗП.

3) Финансы – Кредит. Они характеризуются денежными распределительными отношениями, связанные с образованием и использованием денежных фондов. Однако, между ними есть существенная разница, заключающаяся в том, что в отличии от финансов функционирование кредита происходит на основе двустороннего движения стоимости в денежной форме, т.е. любой кредит должен быть в установленные сроки возвращен кредитору (для финансов характерно одностороннее движение стоимости).

Финансовые ресурсы являются составляющей кредитного фонда, тогда финансовые ресурсы на сегодняшний день свободные. Взаимосвязь Ф-К прослеживается в том, что субъекты хозяйствования, располагая свободными финансовыми ресурсами, могут их разместить в составе кредитных ресурсов.

4.Финансовые ресурсы, их состав и источники формирования

Финансовые ресурсы-это фонды денежных средств, находящиеся в собственности государства, субъектов хозяйствования, органов местного самоуправления, населения. Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

на уровне государства и органов местного самоуправления:

а) доходы от государственных и муниципальных предприятий в виде налоговых платежей;

б) доходы от приватизации;

в) доходы от внешнеэкономической деятельности;

г) доходы от эмиссии ценных бумаг.

Финансовые ресурсы государства выступают в виде республиканских и местных бюджетов, включающих в себя целый ряд целевых бюджетных фондов, в частности ФСЗН, фонд охраны природы, фонд национального развития и т.д.

2. на уровне субъектов хозяйствования:

А) прибыль

Б) амортизационные отчисления

В) кредиты

Г) доходы от реализации ценных бумаг

Д) доходы от участия в уставном фонде других предприятий

3. на уровне населения:

А) заработная плата

Б) надбавки к заработной плате

В) премии

Г) выплаты социального характера

Д) доходы от предпринимательской деятельности

Е) доходы от операций с личным имуществом

Ж) потребительский кредит

5.Финансовая система, её сфера и звенья.

ФС- сов-ть фин. отнош-ий, возникающ. в разл. сферах и звеньях, а также сов-ть институтов, управляющ. этими отнош-ми.

ФС возник. в пр-ных и непр-ных сферах.

Звенья:

1.Гос. фин., кот. представлены гос. бюдж-ом, гос. страх-ем, гос. кредитом и внутри бюдж. выдел. цел. бюдж.фонды ( немат. сфера).

2.Фин-сы бюджетных орг-ций (немат. сфера).

3.фин. отнош-ия, кот. склад-ся на Ур-не суб-ов хоз-ния (мат сфера):суб-ты хоз-ния разл. отраслей и форм хоз-ния.

Органы (институты) ФС:

1.Гос. бюдж-ом упр-ет Минфин (городск. фин. отдел, областн. фин. отдел, район. фин. отдел);

2.Мин-во по нал-ам и сборам и его нижестоящ. органы (инспекции);

3.Гос. страх-ем упр-ет Минфин.

Страхуется кажд.руб. гос-ва.Образ-ся ФСЗН (35%+1%). Последн. 2 года ФСЗН нах-ся в гос. бюдж.

ФСЗН упр-ет Минфин, Мин-во труда и соц. защиты (в городах- ЮЛ «ФСЗН»).

4.Гос. кредит ( гос-во занимает у ЮЛ и ФЛ) исп-ся для покрытия дефицита бюдж. Ден. ср-ва поступают в гос. распоряж-ие через ценн. бумаги.Этим занимается Комитет по ЦБ, а выпускают банки.

5.З-н « О бюдж.».

6.Бюджетные орг-ции.

7.фин-сы предпр-ий.

6.Государственный бюджет как главное звено финансовой системы.

В лит-ре им-ся неск-ко опр-ий бюдж-та.

Бюдж.-сист. эк. отнош-ий по поводу форм-ия, распр-ия и исп-ия централиз. ден. фонда гос-ва.

Гос. бюдж.-осн. фин. план гос-ва .

Бюдж.- самозначительный по св. размерам централиз.ден.фонд гос-ва

Гос.бюдж-ключевой рычаг в руках правит-ва с целью возд-ия на эк-ое и соц. разв-ие гос-ва.

Ф-ции: 1.мобилизация ден. ср-в в руках гос-ва и их использ-ие с целью уд-ия общегос-ых потребностей.

2.контрольная- за своевр-тью и полнотой поступления фин. рес-сов в распоряж-ие гос-ва и эффф-тью их использ-ия.

Бюдж. явл-ся важн. рычагом возд-ия на ход общ-го воспр-ва и стимул-ия эк-го роста. Путем измен-ия ур-ня гос. расх-ов и налогообл-ия пр-ва м. регул-ть объем совокупн. спроса (величину потребит. и инвестиц.расх-ов), а тем самым влиять на краткосрочн.колеб-ия эк. конъюнктуры.

Сущ-ет ряд общих независ-ых конкр. усл-ий, полож-ий, опр-щих роль бюдж. в обеспеч-ии эк-го и соц. разв-ия гос-ва: бюдж. призван играть ключев. роль в регул-ии народно-хоз. пропорций.

С переходом от директ-го план-ия к прогноз-ию эк. и соц. разв-ия бюдж. стан-ся единств-ым, имеющ. общегос. знач-ие финансово- плановым актам.

Бюдж. сист. представл. собой основ-ую на эк. отнош-ях и нормах з-ва сов-ть респ. и местн. бюдж-ов.

Бюдж-ое устр-во представл. собой орг-цию бюдж. сист. и принципы ее построения.

В сист. местн.бюдж-ов по устр-ву вкл-ся обл., районн., гор. бюдж-ое устр-во.Органы гос. власти:

-респ. бюдж. соотв. Совмин, Минфин.,Мин-во по нал. и сборам.

-обл. бюдж. – облисполком, фин-ое упр-ие облисполкома.

-гор.- горисполком и внутрифин-ое упр-ие.

-районн.-райисполком и внутрирайонн. фин. отдел и районн. инспекция по нал. и сборам.

-бюдж. сельсовета.

Местн. бюдж. по своему устр-ву сост. из 2 частей: 1.непоср-но бюдж-ая территория. 2. бюджеты нижестоящ. звеньев.

Бюдж. проц. сост. из 4 этапов:

1.составл-ие проекта ( Минфин, обл. фин. упр-ие и гор. фин. упр-ие)

2.рассмотрение( Совмин, Президент, местн. исполнит органы- Совет депутатов)

3. утв-ие ( Нац. собрание)

4.исполнение( Минфин, местн. фин. органы, Мин-во по нал. и сб.)

Бюдж. процесс- регламентированное з-ном деять гос. органов по составл-ию, рассм-ию, утв-ию и исполнению бюдж. всех уравней.

Принятый Нац. собр-ем респ. бюдж. сод-т:

1.превышение расх. над дох.бюдж-а (бюдж. дефицит)

2.предельный дефицит по респ-му бюдж., бюдж. обл-ей и г. Минска

3.внутренние и внешн. ист-ки фин-ия дефицита респ-го бюдж.

4.распр-ие дох-ов м/у респ. и местн. бюдж. и нормативы отчисл-ий от респ. нал-ов и др.пл-жей в бюдж.обл-ей и г. Минска

5.дох. респ. бюдж. в общ. сумме, по разделам и по подразделам бюдж-ой класс-ции

6.расх. респ. бюдж. по функц-ой бюдж. класс-ции и ведомств. бюдж. класс-ции.

7.перечень респ-их целевых программ, фин-ие кот. рассм-ся из сравн-ия респ-го бюдж.

8.объем ассигнований на гос. кап. влож-ия в отраслевом разрезе

9. перечень защищенных статей и размер оборотной кассовой наличности по респ.бюдж-ту.

Кроме этого в з-не «О бюдж.» устан-ся разм. прироста внутр-го и лимит внешнего го. долга, лимит участия НБ в кредитовании респ.бюдж.

Бюдж. роспись- расп-ие дох-ов по видам нал. и ненал. поступл-ий и расх-ов по кажд. распорядителю кредитов и по всем подрадел. бюдж.класс-ции( разделами, параграфами, главам, статьям с поквартальной разбивкой).

Сущ-ет 5 класс-ций:1. по дох., 2. по расх.(ведомственная, функ-ая или предметная), 3. по источникам фин-ия дефицита респ. и местн. бюдж. 4.по гос.целевым бюдж. фондам.5.по внебюдж. ср-вам бюдж-го учрежд-ия и орг-ции.

В исполн-ии бюдж. важн. знач-ие им.кассовое исполн-ие бюдж.

Кассов. исполн-ие - орг-ция сбора бюдж. ср-в, порядок выдачи бюдж. ассигнований, а также ведение учета и отч-ти.

Казначейство- гос. фин. органы, ведающие кассовыми исполн-ми бюдж., сбор нал-ов и пошлин, откр-ие бюдж-ых кредитов, предоставл-ие ден-ых ср-в в соов. с утв-ми ассигнованиями.

В основе касс. исполн. бюдж. ч/з казначейство лежит принцип ед-ва кассы, означающ., что все дох. данн. бюдж. аккумул-ся на одном счете казначейства, откр-ом в конкр-ом кред-ом учежд. Из счета в устан. порядке произв-ся выдача ср-в получателям.

Бюдж-ое регул-ие- перераспр-ие бюдж. рес-сов м/у вышестоящ. и нижестоящ. бюдж-ми в целях достиж-ия их сбаланс-ти.

Бюдж. регул-ие примен-ся во всех странах и позвол. обеспеч-ть регионы достаточными для фин-ия расх-ов ср-вами вне завис-ти от рез-тов хоз. деят-ти на данн. терр.При этом примен-ся самые разл-ые м-ды: 1. устан-ие и распредел-ие регулирующ. источников, 2. перераспр-ие бюдж-ых источников, 3. фин. помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящ.бюдж. нижестоящ-му.4.%-ые и бес%-ые бюдж-ые ссуды.

З-ном « О бюдж.» устан-ны защищенные статьи по респ. бюдж.:

1.з/п

2.начисл-ия на з/п

3.трансферты насел-ию( стип., пенсии, пособия)

4.прод-ты питания

5.медикаменты и перевязывающ. ср-ва

6.% по гос. долгу

7.погаш-ие гос. долга

8.оплата услуг научно-исслед. орг-ций

По местн. бюдж.:1,2,3,4,5, возмещение з-т по ЖК усл.

7.Государственные целевые бюджетные фонды, их назначение и источники формирования.

Государственные целевые бюджетные фонды, их назначение и источники формирования
Республиканский фонд охраны природы формируется за счет источников:
-экологич налог части платежей за выбросы загрязняющих веществ в воздух;
-за сток загрязненных вод;
-захоронение отходов производства;
-за ввоз на территорию РБ озоноразрушающих веществ, в том числе содержащейся продукции;
-за счет доходов от реализации конфискованных или иным способом обращенным в доходы государства орудий охоты, лова и других водных животных, от продажи незаконно добытых от этих орудий продукции;
-возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Куда используются средства этого фонда:
для мероприятий по охране окружающей среды( Минестерство охраны природы и окружающей среды,Министерство лесного хозяйства, Национальная Академия Наук, Министерство Спорта и Туризма).
Фонд национального развития образуется от прибыли отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями сверхчасти прибыли, которая перечисляется в бюджет соответственно законодательству.
Перечень этих предприятий определен указом президента РБ.
Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья.
Доходная часть формируется за счет бюджета, а дальше идет расход: финансирование мероприятий, предусмотренных в государственной программе сбора, заготовки и переработки вторичного сырья.
Фонд универсального обслуживания(резерва универсального обслуживания).Образуется внутри бюджета за счет бюджетных средств, направляется на финансир-е, развитие услуг электросвязи общего пользования.
Инновационный фонд.
Образуются эти фонды за счет отчислений налогоплательщиками по установленному нормативу от себестоимости реализованной продукции. Каждое предприятие является плательщиком по нормативам.

8.Сущность бюджета и его функции.

Госбюджет – это составляющая финансов и он входит в состав финансовой системы, как самостоятельное звено. Госбюджет, как и финансы является стоимостной экономической категорией, и определяется как система

Госбюджет – это система бюджетных отношений, которые используются для распределения ВВП и национального дохода и на базе этого распределения достигается формирование централизованного денежного фонда и использование этого фонда для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития.

С юридической точки зрения госбюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

Функции госбюджета:

1.распределительная

Функционирует по средствам распределения и перераспределения денежных средств между отраслями международного хозяйства и уровнями гос. управления. Распределительная функция формирует денежные отношения, имеющие объективный характер, которые складываются в органах гос. власти и органов самоуправления юридическими и физическими лицами, по поводу распределения и перераспределения национального дохода. Эти отношения называются бюджетными и являются составляющими финансовых отношений.

2.контрольная

С ее помощью выявляются финансовые положения конкретного субъекта хозяйствования, отрасли, административно-территориальной единицы. Она позволяет анализировать своевременность и полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжении государства, соответствие пропорциям распределения бюджетных средств предусмотренных величине расходов.

Формой реализации бюджета является бюджетный механизм.

Бюджетный механизм представляет собой методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления средств, формы бюджетного распределения и перераспределения средств. Через бюджетный механизм осуществляется регулирование экономики государства по средствам моневрировния бюджетными ресурсами.

9. Бюджетный процесс и его этапы

Бюджетный процесс – регламентированная нормами законодательства РБ деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.Бюджетный процесс включает в себя следующие этапы:В бюджетной практике различают бюджетный и льготный периоды. Бюджетный год – финансовый год с 1 января по 31 декабря включительно, льготный -  один месяц после бюджетного периода. За этот месяц завершаются операции по обязательствам.Деятельность государства в течение срока от начала составления гос. бюджета до утверждения отчета о его исполнении – бюджетный цикл.Этапы бюджетного цикла:1 этапСоставление проектов бюджета на следующий финансовый год осуществляется не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Проект бюджета должен быть разработан до 1 октября текущего фин. года. Основанием является план социально-экономического развития страны и ДКП. Проект республиканского бюджета рассматривает Минфин, областного – фин. управление Облисполкома. Для нижестоящих органов будут доведены контрольные цифры доходов и расходов.2 этап:На этом этапе происходит обсуждение бюджета – ему придается гласность. Республиканский бюджет рассматривает Правительство, областной – председатель Облисполкома. Параллельно с Правительством бюджет рассматривается в комитетах национального собрания. В результате рассмотрения будут внесены поправки. 3 этап:Бюджет утверждается законодательными органами: республиканский – Парламентом, областной – областным Советом депутатов, городской – городским советом депутатов и т.д. Принимается закон о республиканском бюджете. 4 этап:Исполнение бюджета начинается с 1 января по 31 декабря включительно. Исполнение бюджета – комплекс мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также их расходование в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. Исполнение бюджета по доходам предусматривает зачисление и перечисление доходов на единый счет бюджета, их распределение в соответствии с утвержденным бюджетом. Исполнить бюджет по расходам значит эффективно осуществить финансирование учреждений и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством. Основным документом по бюджетным расходам является бюджетная роспись. Она составляется по каждой бюджетной организации. Роспись состоит и статей с разбивкой по кварталам. Исполнение расходной части бюджета происходит через казначейство.Исполнение доходной части республиканского бюджета происходит через казначейскую систему, которая предусматривает поэтапное движение денежных потоков.1 этап:Денежные средства, уплачиваемые налогоплательщиками, перечисляются с их расчетного счета на счет органов взыскания, которые открыты в обслуживающих учреждениях банка. Такие счета называются транзитными. 2 этап:Денежные средства, поступившие на транзитные счета органов взыскания, подлежат зачислению на субсчет единого казначейского счета, открытого в АСБ «Беларусьбанк».  Списание производится банком на основании постоянно действующего поручения органов взыскания. 3 этап:АСБ «Беларусьбанк» на основании постоянно действующего поручения Минфина осуществляет списание средств с субсчета единого казначейского счета на единый казначейский счет главного казначейского счета Минфина, который открыт в Нацбанке. На этом счете осуществляются операции по распределению регулирующих налогов в соответствии с законом о бюджете на текущий год.Исполнение доходной части местного бюджета Специфика – многоканальность поступления.

собственные доходы (закрепленные за местными бюджетами налоги: подоходный налог с физических лиц, налог от осуществления лотерейной деятельности, земельный налог, единый налог с ИП, налог при упрощенной системе налогообложения, налог на игорный бизнес, отдельные налоги экологического вида, местные налоги и сборы и т.д.);

поступления от регулирующих налогов (НДС и налог на прибыль);

средства вышестоящих бюджетов в виде дотаций, субсидий, субвенций.

Дотация – ассигнование, выдаваемое государственным бюджетом на покрытие убытков.Субсидия – вид пособия преимущественно в денежном виде, предоставляемого государством юридическим и физическим лицам.Субвенция – вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям, имеющим определенную цель.Непосредственная работа по исполнению доходов местного бюджета осуществляется финансовым управлением Облисполкома, инспекциями по налогам и сборам, таможнями.Все средства местного бюджета хранятся на счетах учреждений банка.Доходы, поступившие на счета местных бюджетов и подлежащие распределению и зачислению в бюджеты другого уровня, распределяются местными финансовыми органами по нормативам, установленным решением местных Советов депутатов на текущий бюджетный год.

10. Формирование доходов бюджета на республиканском и местном уровнях

В основу доходной части бюджета положена бюджетная классификация по доходам, она включает в себя:

налоговые доходы, в том числе с перечислениями;

неналоговые доходы с выделением в том числе налоговые поступления,

безвозмездные поступления;

Расходы государственного бюджета и роль в удовлетворении общегосударственных нужд

В основу расходов республиканского бюджета положено 2 классификации:

расходы республиканского бюджета по функциональной классификации;

расходы по ведомственной классификации;

Бюджетное регулирование и его методы

Одним из принципов построения бюджетной системы является сбалансированность бюджета, который предполагает принцип соответствия сумм доходов бюджета его расходам. Для достижения сбалансированности бюджета необходимо бюджетное регулирование . Основными способами сбалансированности бюджетов является:

Установление в законном порядке за соответствующим уровнем бюджета налоговых платежей;

Использование в финансовой практике регулярных налогов, которые изначально попадают в республиканский бюджет, а потом по нормативу, утвержденному законодательно, попадает в местные бюджеты;

Наличие дотаций, субсидий и субвенций;

Секвеестр бюджета;

11. Бюджетный дефицит и пути его преодоления.

Статьей 1 предусмотрен размер доходов и расходов бюджета. На финансовый бюджетный год установлен определенный дефицит бюджета. Планируемый в законе дефицит бюджета должен иметь источники его покрытия, которые формируются в соответствии бюджетной классификацией «Финансирование дефицита республиканского бюджета». Сама классификация представлена в 1 приложении. Источники покрытия:

Внутреннее финансирование, с выделением в том числе источников полученных от Нацбанка, источников полученных от банков других физ. и юр. лиц, источников от операций с принадлежащим государству имуществом, операции по гарантии правительства РБ, органов местного управления и самоуправления по кредитам банка РБ.

Внешнее финансирование, с выделением в том числе кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов, государственные ценные бумаги РБ, формирование внешнего государственного долга, операции по гарантии правительства РБ по внешним займам.

Если при исполнении бюджета в течение календарного финансового года его бюджет превышает утвержденную сумму законом, то принимается решение законодательной властью о секвеестировании бюджета, т.е. урезание расходной части. Не все статьи подлежат секвеестированию, есть так называемые защищенные статьи, которые не секвеестируются, это: заработная плата с начислениями, медикаменты, питание в бюджетных организациях, трансферты, обслуживание государственного долга.

12. Государственное страхование как система перераспределительных отношений.

Эк. сущ-ть страх-ия предст-ет сист. перераспределит-ых отнош-ий по поводу формир-ия страх-ых резервов за сч. страх. взносов, использ-ия созд-ых рез-вов на возмещ-ие ущерба при разл-ых непредвид-ых, неблагоприятных явл-ях и оказ-ие помощи участникам страх-ия, а также пополн-ия страх. рез-вов за сч. инв-ой деят-ти.

В м/н практике общепринятыми явл-ся след. базисные принципы сущ-ти страх-я, закрепленные в английском праве:

- наличие имуществен. интереса;

- наивысш. степень доверия сторон, предусм-щая предел. честность в отнош-ях страховщика и страхователя;

- наличие причинно-следственной связи между убытками и событиями, их вызвавшими, в рез-те кот. страховщик выплачивает возмещение ущерба только по тем рискам, кот. оговорены в договоре страх-я;

- выплата возмещения в размерах реал. убытка, происшедшего в рез-те страх. события, но не утраченной прибыли;

- суброгация (передача страховщику, выплатившему возмещение, права треб-я к лицу, ответственному за причиненный ущерб);

- контрибуция (наличие опред. расчетов между страх. компаниями в процессе возмещения при выявлении случаев двойного страх-я); контрибуция возможна при наличии сущ-я двух и более страх. полисов по одному и тому же объекту;

- покрытие страх. полисами одних и тех же страх. рисков и страх. интересов.

Эк. сущ-ть страх-я проявл-ся в ф-ях, присущих финансам - распределительной и контрольной. Однако принято считать, что с учетом специфики страх-я распределительная функция дополняется рисковой, предупредительной, восстановительной (защитной) и сберегательной функциями.

Соц.защита насел-ия осущ-ся из специализ-ых гос. и негос. фондов, кол-во и назначение кот. в кажд. гос-ве соотв-ет ур-ню его эк. разв-ия, а также классиф-ии самой соц. защиты.

В РБ этот проц. осущ-ся за сч. ср-в гос-ых целевых бюджетных фондов: ФСЗН, гос. фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни от несчастных случаев.

Гл. задачами фонда явл-ся:

-финанс-е расходов на пенсии, пособия и другие соц. выплаты;

-сбор страх. взносов;

-расширенное воспр-во средств фонда на принципах самофинанс-я;

- м/н сотрудничество в области соц. страх-я.

Гос. фонд сод-ия занятости форм-ся за сч. обязат. отчисл-ий работодателей в разм. 1% фонда опл. тр. и предназначен для финанс-ия выплат пособий по безработице, переподгот-ке и переобуч-ию безраб-ых, а также для помощи предприятиям и орг-циям по сохран-ию или расшир-ию раб. мест.

13. Сущность государственного кредита, его функции.

Гос.кредит(ГК) – совокупность денежных отнош-й, возникающих в процессе формир-я гос. фин. рес-в для финансир-я бюджетных и др. общегос-х программ.

Гос.Кр. - заемщиком явл. гос-во; банк-й кредит – заемщ. явл. субъект хозяйсвования.

При ГК гос-во м.б. в кач-ве заемщика и гаранта. Гарантом в тех случаях, когда берет на себя ответственность за погашение займов взятых юр. лицами у др. гос-в.

Ф-ции ГК:

- распределительная: осуществляет формир-е ден-х фондов гос-ва засчет перераспр-я созданного нац. дохода и исп-я их на принципах срочности, платности.

-контрольная: связана с деят-ю гос-ва и состоянием централиз-х денежных фондов гос.бюджета.

-регулирующая: проявляется,когда гос-во вступая в кредитные отнош-я воздействует на состояние ден-го обращения,уровень %ых ставок на рынке денег и капитала, на произв-во и занятость.

ГК направляется на приодаление дефицита бюджета, кот-й утвержден законодательно, исп-ся как внешние так и внутр-е кредиты.

Источники: нац. банк, комерч. банки, юр. ,физ. Лица.

Внешние ГК:

-кредиты межд-х фин. организаций

-кредиты иностр. Гос-в

-гос.ценные бумаги размещенные за границей

Ограничения предусматриваемые законом о респ-м бюджете:

-статья 16 Утвердить на 2011г. Лимит внутр. гос. долга РБ в размере 4.000.000.000.000руб.

-лимит внутр. долга гарантированного в РБ в разм. 30.000.000.000.000руб.

-лимит внешн. долга гарантир. в РБ 5.000.000.000 $

14.Формы и инструменты гос.кредита.

Гос. Кредит может выступать в двух основных формах:

Товарный кредит

Денежный кредит

Наибольшее распространение получила денежная форма в виде гос. займа, осуществляемого путем выпуска и реализации облигаций и др. видов бумаг.

Облигация – цен. бумага, дающая право её владельцу получить обратно сумму долга и %.

Гос. займы классифицируются по нескольким признакам:

по виду элемента (кто выпускает):

займы права

займы местных органов власти

по признаку держателей цен. бумаг:

физ. лица

юр. лица

по месту размещения:

внутренние

внешние

по способу выплаты дохода:

процентные

с купонным доходом

по способу обеспечения:

закладные

без закладные

по срокам привлечения:

краткосрочные (до 1 года)

среднесрочные (до 5 лет)

долгосрочные (больше 5 лет)

по методам размещения:

добровольные

принудительные

по характеру обращения:

рыночные

нерыночные

Гос. долг – сумма накопленных обязательств гос-ва перед физ. и юр. лицами (резидентами, иностранными гос-ми, международными организациями, иными субъектами международного права).

Капитальный долг – сумма обязательств гос-ва на определенную дату, включая начисленные % по выпущенным и непогашенным гос. займам, цен. бумагам, привлекаемых для покрытия бюджетного дефицита.

Текущий гос. долг – причитающиеся выплаты кредиторам по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим срокам оплаты в текущем году.

15.Государственный долг, его содержание и основные формы.

Гос.долг- сумма накопленных обязательств гос-ва перед физическими и юридическими лицами(резидентами, иностр. гос-ми, междунар. организациями и иными субъектами межд.права.)Различают: капитальный долг- сумма обязательств на определённую дату включая начисленный % по выпущенным и непогашенным гос.займам ,ценным бумагам, привлекаемым для покрытия бюджетного дефицита. Текущий долг- причитающиеся выплаты кредиторам по долговым обязательствам гос-ва и погашению обяз-в по наступившим срокам оплаты в текущем году.

16. Способы управления гос.долгом.

Управление гос.долгом- это совокупность мероприятий гос-ва по выплате доходов кредитора и погашению займов, изменению условий, уже выпущенных займов, определяющих условия выпуска новых гос.ценных бумаг. Следует различать управление гос.долгом на макро- и микро-уровнях. Макро-уровень управления гос.долгом включает в себя формирование политики своевременного погашения гос.долга, установление границ гос. задолженности, определение основных направлений и целей воздействия этого долга на развитие экономики, установление и целесообразность финансирования общегосударственных социально- экономических программ. Микро-уровень включает в себя непосредственное управление гос.долгом через определение условий выпуска и размещения гос. ценных бумаг через установления порядка привлечения иностранных кредиторов, обслуживание гос.долга(операции по движению займа, начислению и выплаты %), контроль за состоянием гос. долга. При управлении гос.долгом используются разл.методы:1)новация-соглашение между заёмщиком и кредитором по замене существующего обязательства другим обязательством. 2)рефинансирование- погашение прежнего займа путём выпуска новых займов. 3)конверсия- изменение первоначальных условий займа в частности его доходности. 4)унификация- объединение нескольких займов в один и обмен их на облигации нового займа. 5)консолидация- изменение срока действия уже выпущенных гос.займов , как правило, в сторону увеличения. 6)отсрочка погашения займа- прекращаются выплаты доходов. 7)аннулирование гос.долга- в случае несостоятельности гос-ва ,изменении политического режима нежелающего принимать на себя фин.обязательства предыдущих властей.

17. Содержание, значение финансовой политики государства и социально-экономические условия, влияющие на приоритетность её выбора.

Фин. политика (ФП)– особая сфера целенаправл-ой деят-ти гос-ва, связ-ая с мобилизацией фин. ресурсов, их рац-ым распр-ем и исп-ем на основе фин-го законодательства для осущ-ия гос-вом его функций.

Целью ФП явл-ся увеличение объемов фин. рес-ов на базе эк-го роста, соответствующее наращивание гос. фин-ов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.

Задачи ФП :

1.обеспеч-ие усл-ий для форм-ия макс-но возм-ых фин. рес-сов на основе учета деят-ти эк. законов;

2.опр-ие источников мобилизации фин. источников;

3.концентрация фин. рес-сов на важнейш. напрвл-ях соц. разв-ия по ср-вам рац-го построения нал. сист.;

4.выработка адекватного фин. мех-зма.

ФП способствует обеспеч-ию фин-ми рес-ми целевых программ, сосредоточению ср-в на ключевых направл-ях разв-ия эк-ки, стимул-ию роста эфф-ти пр-ва, использ-ию местн. рес-ов.

Осн-ми усл-ми, влияющ. на ФП, явл-ся темпы роста эк-ки: ВВП, НД.

ФП вкл-ет в себя:

1) разработку общей концепции (цели, задачи, стратегическое направление),

2) создание адекватного фин-го механизма, кот. обеспеч-ет достаточную доходность и защиту комм. рисков,

3) управление фин-ой деят-тью гос-в и др.субъектов эк-ки.

Фин. стратегия предст. собой долговр-ую политику, рассчитанную на осущ-ие крупномасштабных задач. Фин. тактика направлена на использ-ие фин-ов для достижения краткосрочных, текущих целей.

ФП как особая сфера гос-ой деят-ти зак-но оформлена в соотв-щих нормативных актах, осн-ми разработчиками кот. явл-ся Минфин-ов и Нац. банк РБ. На основе действующего зак-ва разраб-ют инструкции по форм-ию дох-ов бюджета и его использ-ию, осн-ные направления денежно-кредитной политики, нормативные документы о порядке и правилах предост-ия ср-в ФЛ и ЮЛ.

Посредством ФП гос-во оказывает прямое влияние на структурную перестройку эк-ки, реструктуризацию предпр-ий, приватизацию, конверсию предприятий военно-пром-го комплекса, опр-ие приоритетных направлений.

Треб-ия, предъявл-ые к ФП:

- научн. и комплексн. подход при выработке концепции ФП(цели, зад.,м-ды, рычаги и т.д.)

- учет конкр. историч. усл-ий, особ-ти внутр. полож-ия страны и м/н обстановки, реальн. эк. и фин. возм-ти гос-ва

- изуч-ие и восприятие предшествующ-го опыта фин.-хоз. деят-ти. нов. тенденций, прогрессивн. явл-ий и мировой практики

- ориентация на повыш-ие эфф-ти исп-ия фин. рес-сов.

18. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики государства.

Для реализации фин. политики и успешного ее проведения исп-ся фин. механизм.

Фин. мех-зм – сист. форм и методов управления объективно существующими ден. отношениями путем планомерного формирования и исп-ния централиз. и децентрализ. ден. фондов, предназначенных для осуществлениярасширенного воспроизводстваи содержания непроизводственной сферы.

Признаки фин. мех-ма :

1 в зависимости от от сфер и звеньев фин. сист.:

1 2 3 4