">
Экономика Финансы и кредит
Информация о работе

Тема: Сущность и функции денег

Описание: Денежный оборот и законы денежного обращения. Формы безналичных расчетов. Инфляция: причины, виды, последствия. Сущность и функции. Платёжное поручение. Аккредитивная форма расчетов. Виды коммерческих, некоммерческих организаций. Классификация инвестиций.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Финансы и кредит.
Тип: Шпаргалки
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 9
Поднять уникальность

Похожие работы:

1.Сущность и функции денег

Деньги - это разновидность имущества экономических субъектов. От других видов имущества они отличаются двумя характерными свойствами: во-первых, деньги можно моментально и без издержек трансформировать в любое другое благо (они обладают высокой ликвидностью), а во-вторых, при постоянном уровне цен деньги либо вовсе не приносят дохода, либо их доходность существенно ниже, чем других разновидностей имущества. Функции денег.1.Средство платежа. Деньги служат общепризнанным платежным средством при обмене благ и кредитных отношениях.2.Средство сохранения ценности. 3.Средство счета. В данном случае деньги являются мерой ценности благ, в них выражаются цены товаров.

2.Денежная система — это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве. Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

В настоящее время ни в одной стране нет металлического обращения; основными видами денежных знаков являются кредитные банковские билеты (банкноты), государственные деньги (казначейские билеты) и разменная монета.

Официальной денежной единицей России является рубль. Официальный курс рубля к иностранным денежным валютам определяется Центральным банком и публикуется в печати. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России.

3. Денежный оборот и законы денежного обращения. Денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах в связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).Сфера денежного обращения включает:

1. Безналично-наличное перечисление — посредством записей на счетах в банке, отражающие платежи.

2. Наличное обращение в виде денежных знаков. Участвуют в сфере денежного обращения:

домохозяйства (физические лица);предприятия и организации;учреждения (за счет бюджета) и другие юридически лица, находящиеся вне банковской системы.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.Если обращение обслуживается банкнотами, не разменными на золото, или бумажными деньгами (казначейскими билетами), то в этом случае обращение наличных денег совершается в соответствии с законом бумажно-денежного обращения

4. Формы безналичных расчетов
Расчеты платежными поручениями. Данная форма безналичных расчетов позволяет организации - владельцу расчетного счета перевести денежные средства на счет организации - получателя средств, например на банковский счет поставщика товаров или услуг. Условия исполнения банком платежных поручений, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение определены в ст.863 ГК РФ- ст.866 ГК РФ;Расчеты по аккредитивам. Данная форма расчетов представляет собой способ безналичных расчетов между контрагентами, при котором банк плательщика (банк-эмитент) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву) берет на себя обязательство произвести расчет с бенефициаром (получателем средств по аккредитиву) обозначенной в аккредитиве суммы по представлении бенефициаром в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки, или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. Обязанности и ответственность банка при работе с отзывными, безотзывными аккредитивами определены в ст.867 ГК РФ- ст.873 ГК РФ;Расчеты чеками. Чек является ценной бумагой, содержащей безусловное распоряжение банку произвести платеж указанной в нем суммы контрагенту, в пользу которого выдан чек (чекодержатель, который предъявил чек к оплате). Чек может быть выпущен контрагентом (чекодателем), имеющим денежные средства в банке. Порядок оплаты, передачи прав по чеку, гарантии платежа, ответственность за неисполнение обязательств регламентируются ст.877 ГК РФ- ст.885 ГК РФ;Расчеты по инкассо. Данная форма безналичных расчетов позволяет организации получить денежные средства от плательщика через обслуживающий банк как при условии согласии плательщика (с акцептом), так и в бесспорном порядке (без акцепта). Правовая основа расчетов по инкассо регулируется ст.874 ГК РФ- ст.876 ГК РФ.

6.Денежные реформы - это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Д/р осуществляются различными методами, в зависимости от экономического положения страны, от степени обесценения ден. знаков, от политики государства.
Виды денежных реформ:

переход от одного типа денежной системы к другому или от одного денежного товара к другому.

замена ставшей неполноценной и обесцененной монеты полноценной монетой или неразменных ден. знаков разменными.

изменение в системе эмиссии денег.

стабилизация валюты или частичные меры по упорядочению денежного обращения

образование денежной системы.

Цель любой д/р - стабилизация денежной системы страны. Д/р, восстанавливающие разменность ден. знаков на полноценные денежные монеты проводились много раз в 18-19 веках (у нас - Петровские реформы, реформы при Екатерине II).

5. Инфляция: причины, виды, последствия
Инфляция – это обесценение денег, которое проявляется ростом цен, дисбаланс между спросом и предложением, которое обнаруживается ростом цен на факторы и результаты производства.Причины инфляции:

покрытие бюджетного дефицита путем денежной эмиссии;

товарный дефицит, доходы населения превышают товарное предложение;

чрезмерное вмешательство государства в экономику;

чрезмерная монополизация на цены и затраты;

Формы проявления инфляции:

Локальная (внутренняя) - в рамках одной страны.

Мировая (внешняя) – охватывает страны и регионы.

Явная – в странах со свободным ценообразованием. Обнаруживается в хроническом росте цен на товары и услуги.

Скрытая – проявляется в обесценении денег в условиях отсутствия явного роста цен.

Поледствия инфляции:

страдают больше всего те, кто имеет фиксированные доходы;

обесцениваются сбережение населения;

падение реальной заработной платы по сравнению с номинальной;

влияние на народное хозяйство:

усиливается диспропорциональность развития производства;

капиталы из сферы производства отвлекаются в спекулятивную торговлю;

искажается нормальная структура потребительского спроса;

расстраиваетсяся торговля вследствие разницы цен на различных рынках.

расстройство кредитной системы – невыгодно давать кредиты;

расстройство денежной системы – отказ от бумажных денег, мелкой монеты;

расстройство всего процесса воспроизводства. Государство использует инфляцию, когда налогов не хватает на покрытие расходов. Это позволяет изымать в государственный бюджет часть доходов населения в замаскированной форме. Инфляция действует как скрытый налог;

кризис государственных финансов вследствие обесценения поступлений и возрастания расходов;

натурализация обмена. Деньги не выполняют функцию меры стоимости и средства накопления;

обострение социальных конфликтов.

7. Сущность и функции финансов
Сущность финансов содержится в совокупности денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. Финансы являются одним из важнейших орудий косвенного воздействия на воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Экономическая сущность финансов заключается в исследовании - за счет каких статей доходов государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.Функция финансов является распределительной и контрольной, она так же осуществляет функцию формирования денежных доходов.

С помощью финансов государство осуществляет распределительную функцию финансов, а именно распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости.

Контрольная функция финансов - это, прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих, денежных отношений. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий.

Функция формирования денежных доходов формируется между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

8. Финансовая система: понятие, элементы

Взаимосвязанные звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный и коммерческий кредит, страховые и резервные фонды, фондовый рынок, финансы предприятий и организаций различных форм собственности; совокупность различных сегментов финансовых отношений, каждый из которых имеет специфику в формировании и использовании денежных средств.Совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, возникающих в различных областях по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств и управляемых соответствующими органами. ФС состоит из 3х уровней: финансы ХС (коммерческих и некоммерческих), гос и муниципальные финансы (бюджетная система, внебюджетные фонды, гос кт), финансы домохозяйств.

9. Финансовая политика: основные элементы и виды

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

Создание адекватного финансового механизма.

Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачами финансовой политики является:

обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

10. Вексель и вексельное обращение
Вексель — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводной вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму в конкретном месте.

Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи — индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен. Если вексель был получен по именному индоссаменту (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение), то при передаче обязательно нужно указать новый индоссамент, который подписывает текущий владелец. При бланковом индоссаменте (без указания получателя векселя) последующие передачи возможны без новых индоссаментов. Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента, несёт ответственность перед последующими векселедержателями наравне с векселедателем. Всё это существенно отличает вексель от передачи прав требования по цессии.

В векселе, который подлежит оплате по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, можно оговорить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Во всяком другом векселе не допускается начисление процентов. Процентная ставка должна быть указана в векселе. Проценты начисляются со дня составления векселя или с указанной даты.

Надпись на векселе, удостоверяющая, что вексель подлежит оплате по предъявлении или по истечении определённого срока со дня его предъявления, называется ависто. Надпись ависто может также учиняться на чеках и переводах.

Роль банков в организации вексельного обращения

Все операции банков с векселями можно разделить на три группы:

1.   Выпуск собственных векселей с целью привлечения свободных денежных средств.

2.   Вексельное кредитование.

3.   Организация расчетов с использованием векселей.

3.1.   Векселей банка.

3.2.   Разработка вексельных схем взаимозачетов для клиентов банка.

С использованием векселей банки формируют цепочки взаимозачетов как отдельных предприятий, так и целых отраслей. В основе такой практики лежат механизмы вексельного кредитования.

11. Платёжное поручение — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).

В соответствии с п. 2.6 Положения ЦБ РФ «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ», на основании заявления физического лица может быть сформировано заявление на периодическое перечисление денежных средств банком (см. Долгосрочное платёжное поручение).

Обычно платёжное поручение составляется в четырёх экземплярах: 1-й экземпляр предназначен плательщику, 2-й — банку плательщика, 3-й и 4-й передаются в банк получателя. Платёжные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счёте плательщика, но исполняются только при наличии достаточных средств на нём.

Общие положения о расчётах платёжными поручениями определены статьёй 863 ГК РФ.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счёта либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платёжными поручениями может производиться перечисление денежных средств:

за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления периодических платежей;

в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Общий срок осуществления безналичных расчётов не должен превышать:

два операционных дня в пределах территории субъекта РФ;

пять операционных дней в пределах территории РФ.

12. Аккредитивная форма расчетов — форма безналичных расчетов за товары и услуги, при которой оплата предъявленных поставщиком документов об отгрузке товаров или оказании услуг производится банком поставщика (в котором у него открыт расчетный счет) за счет средств плательщика, находящихся на его расчетном счете в другом, обычно иногороднем, банке. Применяется по согласию плательщика.

13. Финансовый рынок: структура, функции, участники

Организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. Происходит мобилизация каптала, предоставление кт. Структура: рынок цб, рынок кт, валютный, страховой рынок. Основная роль – финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товар – деньги и цб. Предназначен для установления непосредственного контакта между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Виды: валютный (участники – КБ и КО), золота (участники – КБ и специализированные фирмы, срочные биржи), капиталов. Рынок капиталов подразделяется на рынок цб и рынок ссудных капиталов. По организационным формам: биржевой и внебиржевой (не допущенные на биржу). Участники: финансово-банковские учреждения, страховые компании, фондовые биржи. Значение финансового рынка: инвестирование денежных средств в производство, облегчает развитие ХС и отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам, ускоряет НТП, помогает покрывать дефицит бюджета простым способом.

14. Электронные деньги — это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трем критериям:

Фиксируются и хранятся на электронном носителе.

Выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объёме не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость.

Принимаются, как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.

15. Виды коммерческих некоммерческих организаций

Юридическими лицами могут быть организации (ст.50 ГК РФ):

преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации),

либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

16. Финансы предприятия: сущность, принципы организация

Финансы организации — денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее). Финансы организации: формирование, распределение, использование денежных фондов.

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Основным источником получения денежных ресурсов для хозяйственной деятельности предприятия являются денежные средства, вырученные от реализации продукции предприятия (продажи товаров, работ и услуг). Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции, либо берутся долгосрочные кредиты. Такие стратегические решения о взятии кредита или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Одной из задач в области финансов предприятия является нахождение оптимального соотношения между доходностью бизнеса и финансовыми рисками.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении денежных средств с целью получения дополнительного дохода

Функции:

Учетная — с помощью финансового механизма осуществляется учет всех произведенных стоимостей товаров, работ, услуг.

Распределительная — в результате реализации товаров, работ, услуг вновь созданная стоимость распределяется и перераспределяется между производителем, посредником, государственным бюджетом.

Стимулирующая — через финансовые рычаги предприятие может стимулировать развитие приоритетных направлений деятельности.

Контрольная — предприятие проводит внутренний и внешний контроль за сохранностью собственности, эффективным использованием ресурсов, рациональным расходованием средств.

17. Активы предприятия — собственность предприятия, имеющая денежную стоимость и отражаемая в активе баланса.

Активы предприятия - деньги, счета дебиторов, оборотные фонды, основной капитал и нематериальные активы.

18. Источники финансирования предприятия — это функционирующие и ожидаемые каналы получения финансовых средств, а так же список экономических субъектов, которые могут предоставить эти финансовые средства. Основа стратегии финансирования проекта заключается в разработке схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.

Выделяют следующие основные виды стратегии финансирования в зависимости от источников финансирования:

- Финансирование из внутренних источников.

- Финансирование из привлеченных средств.

- Финансирование из заемных средств.

- Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.

Внутренними источниками являются собственные средства предприятия – прибыль и амортизационные отчисления.

Реинвестирование прибыли - это наиболее приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность.

19. Классификация инвестиций. Источники их финансирования

Под инвестициями понимают вложение капитала в любой форме с целью получения дохода или социального эффекта в будущем.

Различают реальные инвестиции (вложение капитала в строительство, расширение или развитие производства) и портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг, акций, облигаций, вложения денег в банках).

Инвестиции могут осуществляться в следующих основных формах:

движимое и недвижимое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью (здания, сооружения, машины, оборудование, другие материальные ценности);

денежные средства и их эквиваленты (целевые банковские вклады, акции, облигации, другие ценные бумаги);

имущественные права, права пользования землей, другими природными ресурсами.

По направленности действий различают:

инвестиции на основании объекта (начальные инвестиции);

инвестиции на расширение (на увеличение производственного потенциала);

инвестиции на замену, приобретение, изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных средств предприятия;

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

на подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды, т.е. в то, что обеспечивает выживание предприятия в перспективе.

Несомненно, что любые инвестиции следует рассматривать с учетом их влияния на ценность фирмы, т.е. то реальное богатство, которым обладают и могут распоряжаться владельцы. Таким образом, вкладывая в сегодняшний момент средства, инвестор рассчитывает на их возврат и приумножение в будущем.

Источниками инвестиций являются:

собственные финансовые средства инвестора (накопления, прибыль, амортизационные отчисления, суммы страховых возмещений), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность);

привлеченные средства инвесторов (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими организациями, финансово-промышленными группами);

ассигнования из местного, регионального, федерального бюджета, фонда поддержки предпринимательства;

различные заемные средства: кредиты банков, облигационные займы, векселя.

20. Финансы домашних хозяйств: источники формирования, основные направления использования
Финансы домохозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его участники в процессе своей социально-экономической деятельности.Домашнее хозяйство – не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

В условиях рыночных отношений домашние хозяйства:

выступают в качестве покупателей товаров и услуг;

предоставляют рыночным субъектам факторы производства (прежде всего рабочую силу);

выполняют функцию сбережения части совокупного дохода и приобретают реальные и финансовые активы.

оходы домашних хозяйств можно условно разделить на доходы в денежной и натуральной формах. Денежные доходы домашних хозяйств чаще всего подразделяют по источникам их поступлений:

заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

доходы от предпринимательской деятельности;

доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

К доходам в натуральной форме относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуральнуюоплату сельскохозяйственных предприятий.

21. Финансовый рынок: сущность и составные элементы

Финансовый рынок — это экономический механизм, который позволяет его участникам покупать и продавать финансовые активы: ценные бумаги, валюты и другие объекты с малыми трансакционными издержками. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве.

1. Рынок облигаций и процентные ставки.

2. Фондовый рынок.

3. Валютный рынок.

22. Система показателей финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия — это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к погашению долговых обязательств и саморазвитию на фиксированный момент времени.

Таким образом, финансовое состояние организации характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов).

Устойчивое финансовое состояние является необходимым условием эффективной деятельности фирмы. Финансовое состояние предприятий (ФСП), его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, и в первую очередь — от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия.

Для оценки финансовой устойчивости фирмы необходимо определить, имеет ли она необходимые средства для погашения обязательств; как быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги; насколько эффективно используются имущество, активы, собственный и заемный капитал и т.п. Следовательно, основной целью анализа финансового состояния предприятия являются изучение и оценка обеспеченности субъектов хозяйствования экономическими ресурсами, выявление и мобилизация резервов их оптимизации и повышения эффективности использования.

23. Бюджет: сущность, составные элементы, функции

Бюджет — информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации.

Бюджеты способствуют выявлению и координации всех факторов производства по структурным подразделениям и функциональным службам с целью достижения предприятием намеченных целей. Целью бюджетного управления является структурирование (выделение) желаемого будущего предприятия в оперативном периоде. Это значит, что главной целью разработки и внедрения системы бюджетирования является совершенствование системы финансового управления на предприятии, а также повышение финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата. Эта концепция предполагает хорошо составленный план, где взаимоотношения между отдельными подразделениями согласованы с предприятием в целом; выявление слабых звеньев в управлении; закрепление ответственности исполнителей. Следовательно, система бюджетирования взаимосвязана с проблемами коммуникации и координации.

24. Бюджетная классификация РФ — по законодательству РФ - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

25.Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве

РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Состав бюджетной системы:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;3) местные бюджеты.

Принципы бюджетной системы:

1)принцип единства - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации,

принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими органами;

3) самостоятельность бюджетов:

а) право соответствующих органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ;

в) право соответствующих органов самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов бюджетов и т. д.;

4) полнота отражения доходов и расходов – все доходы, расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

5) сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников инансирования его дефицита;

6) эффективность и экономность использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов нужно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) общее (совокупное) покрытие расходов – все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

8) принцип гласности:

а) обязателное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

б) обязательная открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов;

9) достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

10) адресность и целевой характер бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

26. Бюджетный процесс: понятие, участники, этапы

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители бюджетных средств;

главные администраторы доходов бюджета;

главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

27. Классификация доходов федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

доходов от использования имущества;

доходов от продажи имущества;

части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

прибыль Банка России;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

28. Классификация расходов федерального бюджета

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

федеральная инвестиционная программа;

официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

29. Бюджет РФ на 2012 год и на период 2013-14 гг.

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года.Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года

Расходы бюджета в следующем году составят более 12,5 трлн рублей. Большую часть из них составят так называемые социальные расходы.

Приоритетными направлениями стали образование и здравоохранение. Расходы на образование превысят 600 млрд рублей, а в консолидированном бюджете - более 2,1 трлн рублей, отметил глава комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев.

«С 1 сентября 2012 года будут увеличены на 6% стипендиальные фонды, - подчеркнул он. - На повышение стипендий в 2012 году дополнительно выделяется 2,1 млрд рублей, в 2013 -14 гг. – по 4,3 млрд. Кроме того, предусмотрены ассигнования на совершенствование стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных учреждениях профобразования в размере 20% стипендиального фонда. Это 9,1 млрд рублей в 2012 году, 9,6 млрд - в 2013 и 2014 гг.».На развитие дошкольного образования будет выделено 9 млрд рублей.

Как сообщили в пресс-службе "ЕР", на здравоохранение заложено 551 млрд рублей.Пенсии будут проиндексированы - в 2012 году пенсионеры получат прибавку дважды - 1 февраля и 1 апреля. Средний размер трудовой пенсии в 2012 году превысит 9 тысяч рублей. На выплату федеральной социальной доплаты к пенсии предусмотрены средства в размере 38,5 млрд рублей.

На поддержку организаций инвалидов – 950 млн рублей. Общие расходы на выплату материнского капитала составят 163 млрд рублей.

В два раза будет увеличено денежное довольствие военнослужащих. Пенсии для военных пенсионеров – в 1,5 раза. За два ближайших года все очередники в вооруженных силах и внутренних войсках МВД России получат постоянное жильё.Предусмотрено также финансирование масштабных инфраструктурных программ и проектов.Так, агропромышленный комплекс получит из федерального бюджета 136 миллиардов рублей. Финансовая поддержка из бюджета будет оказана предприятиям авиа-, судо- и автомобилестроения. На строительство дорог за три года планируется направить более триллиона рублей.

30. Состав муниципальных финансов

Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования.

К доходам местного бюджета относятся:

доходы от местных налогов и сборов

1 2