">
Экономика Финансы и кредит
Информация о работе

Тема: Финансы как эконом категория

Описание: Необходимость, причины возникновения и функционирования финансов. Неналоговые доходы государства, их состав и особенности. Механизмы формирования и направдения использования. Методы и формы организации расходов. Исполнение бюджетов различных уровней.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Финансы и кредит.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 46
Поднять уникальность

Похожие работы:

БИЛЕТ №1.

1) Финансы как эконом категория. Необходимость, причины возникновения и функционирования финансов.

Финансы - это не деньги, а специфическая форма экономических отношений в обществе, связанных с движением стоимости.
Финансы являются экономической категорией. Как любая экономическая категория, финансы - совокупность специфических экономических отношений.
Финансы является так же историческая категория. Они возникли на определенном этапе исторического развития, когда появились объективные предпосылки и условия для этого.
Объективной причиной возникновения и функционирования финансов является необходимость распределения созданного в обществе продукта в денежной форме. Это необходимость вытекает из закономерности процесса общественного воспроизводства. В любом обществе основой его функционирования является материальное производство, в процессе которого создается вещественный продукт. Он имеет различные формы выражения:
- Валовой национальный продукт (ВНП)
- Валовой общественный продукт
Прежде чем созданный обществом продукт будет потреблен, он должен пройти  закономерные стадии распределения и обмена.
Исходя из научной точки зрения белоруской финансовой школы, финансыпроявляют себя именно на стадии распределения стоимости созданного общественного продукта и таким образом имеют распределительный характер.
Специфический способом проявления финансов в процессе распределения является формирование с их помощью денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств у различных субъектов этого процесса.
Кроме финансов в процессе распределения участвуют и другие экономические категории:
- цена
- издержки
- кредит, но каждая своим специфическим способом. 
Объективным условием возникновения и функционирования финансов является:
А) товарное производство и сопутствующее ему денежные отношения
Б) возникновение государства как субъекта экономических отношений.

36) Неналоговые доходы бюджета государства, их состав и особенности.

Неналоговые доходы бюджета - по законодательству РФ –

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

БИЛЕТ №2

2) Финансовые ресурсы, их содержание и состав. Механизмы формирования и направдения использования.

Материальным вещественным выражением финансов выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы в отличие от финансов являются реальной категорией.

Признаки финансовых ресурсов:
1. всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются финансовыми ресурсами.
2. финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо которое распоряжается ими.
3. целевая направленность то есть конкретное использование финансовых ресурсов на определенные цели (расширение воспроизводства, материальное стимулирование, социальные нужды, оборудование, управление и тд.). 
Таким образом финансы ресурсы - денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении хозяйственных субъектов, государства, граждан, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных так и децентрализованных и использование в соответствии с их целевым направлением.
Объем, состав и структура финансовых ресурсов определяются государством и устанавливаются в ходе разработки финансовой политике.
Важный законодательный акт в котором закрепляется объем обще государственных финансовых ресурсов на конкретный год - закон о бюджете РБ.
Формы мобилизации финансовых ресурсов так же устанавливаются государством и они постепенно изменяются и совершенствуются в зависимости от объективных экономических условий, стратегических и тактических задач финансовой политики государства.
Важнейший источник финансовых ресурсов государства стоимость ВВП. Объем финансовых ресурсов зависит от масштабности и эффективности процесса производства.
37. Методы и формы организации расходов бюджетов.

Осуществление бюджетных расходов происходит при помощи 2-х способов предоставления бюджетных средств: 1)бюджетное финансирование. 2)бюджетное кредитование. Бюджетное финансирование – система предоставления денежных средств бюджетополучателям на проведение мероприятий, предусмотренных законом «О бюджете» на очередной год на безвозмездной и безвозвратной основе. Бюджетное финансирование строится на принципах:

целевой характер использования бюджетных ассигнований. Предполагает, что бюджетополучатели могут получать средства только на основе утвержденных бюджетов и на заранее установленные в бюджете цели. Это обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.

предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных планов с учетом использования ранее выделенных средств.

безвозвратность бюджетного финансирования предполагает, что при выдаче средств не оговариваются сроки и условия их возвращения в бюджет.

безвозмездность финансирования – не взимается плата за предоставленные средства.

Исторически бюджетное финансирование осуществляется по 2-м системам: а) брутто-система – предполагает, что все или большинство расходов бюджетополучателя покрывается за счет бюджетных средств. Этот метод применяется для организаций и учреждений, находящихся на полном бюджетном финансировании. Бюджетные средства выделяются на все виды расходов, в т.ч. на текущие и капитальные расходы. б) нетто-бюджет - предполагает, что предоставление бюджетных средств осуществляется только на определенные виды затрат, которые предусмотренные законом «О бюджете»; это покрытие убытков бюджетополучателей, компенсация цен на сырье, готовую продукцию, и т.д. Для организации бюджетного финансирования используются следующие формы бюджетного финансирования:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений. 2)

средства, выделенные на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам.

трансферты населению.

ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений органов власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.

инвестиции в уставной капитал действующих или вновь создаваемых юр. лиц.

межбюджетные трансферты. Бюджетное кредитование осуществляется путем выдачи бюджетных кредитов и ссуд.

Формы бюджетного кредитования: 1. бюджетные кредиты юр. лицам. 2.кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований. 3.кредиты иностранным государствам. 4.средства на обслуживание долговых обязательств, в т.ч. государственных и муниципальных гарантий.

БИЛЕТ № 3

3) . Функции финансов. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов состоит в том, что вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства.

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Эта функция проявляется при любой финансовой операции.

3. Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

4. Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

5. Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства.

ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

Воспроизводство основных фондов (ОФ) на предприятии осуществляется путем ремонта действующих ОФ и замены установленных ОФ в процессе капитального строительства.

Процесс капитального строительства часто сопровождается расширением ОФ, введением в строй новых. Финансы обслуживают воспроизводство ОФ через финансирование ремонтных затрат и финансирование капитального строительства, что чаще называется финансированием капитальных вложений.

Основным по объему мобилизуемых ресурсов является финансирование капитальных вложений. В процессе их функционирования осуществляется обновление и расширение ОФ, что является условием обеспечения роста промышленного производства на коммерческих предприятиях.

Основные источники финансирования капитальных вложений – собственные финансовые ресурсы коммерческих предприятий.

Прибыль и амортизационные отчисления – основные источники финансовых ресурсов. Существует перечень оборудования, с помощью которого можно проводить ускоренную амортизацию.

38. Бюджетное финансирование и бюджетные кредиты, их особенности, принципы и порядок орга-

низации.

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ – предоставление денежных средств участникам денежной системы на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Принципы

1) получение максимального эффекта при минимуме затрат, бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования.

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований.

3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

5) бесплатность бюджетного финансирования

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

1) финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

2) финансирование по системе «брутто-бюджет» — применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании.

формы бюджетного финансирования:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;

5) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

8) межбюджетных трансфертов;

9) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

10) средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Российской Федерации.

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах

два вида: а) предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; б) предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям.

Принципы:
Срочность кредита 
возвратность кредита .
Обеспеченность кредита 

Платность кредита 
дифференцированности кредита 

Целевая направленность кредита 

БИЛЕТ № 4

4) . Взаимосвязь финансов с другими категориями

Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Цена как экономическая категория является важным инструментом формирования доходов гос-ва при планово-регулируемой экономике. В Рыночной эк-ке цены служат определяющим показателем при рассчёте пенсий, пособий и даже минимальной оплаты труда.

Заработная плата как форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в результате разделения вновь созданной стоимости при создании индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от качества и количества затраченного труда.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.

39. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой, его участники и этапы

Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системы.

Бюджетный процесс включает следующие стадии: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.

Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) государственной власти; органы исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления, включая финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и другие уполномоченные органы; органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ); кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов; органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия (ст. 152 БК РФ).

Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупностью бюджетных полномочий. Компетенция отдельных органов власти и органов местного самоуправления в бюджетном процессе строго разграничена и определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований, бюджетным, налоговым и иным законодательством, а также нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

БИЛЕТ №5

5) Финансовая система и ее структура

Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих отношений осуществляется через звенья финансовой системы. Таким образом, финансовая система – это совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения. Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений:

1)общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);

2)фонды страхования; 3) финансы предприятий различных форм собственности. Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы– это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. В общегосударственных финансах главную роль играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.

По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования, формируемые за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Страхование является также важным средством формирования инвестиционного потенциала страны.

Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующимися из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий являются объединяющей основой финансовой системы. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.

40. Бюджетное планирование как часть бюджетного процесса. Принципы, задачи и методы бюджетного планирования.

Бюджетное планирование – это:

по экономической сущности -денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан;

по материально-вещественному воплощению - фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление;

по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Как совокупность объективно обусловленных денежных отношений бюджет - это экономическая категория, имеющая различные организационно-правовые формы проявления.

Принципы бюджетного планирования:

регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

непрерывность планирования годового бюджета;

стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); балансовый метод.

Задачами бюджетного процесса являются:

выявление материальных и финансовых резервов государства;

максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

обеспечение сбалансированности бюджетов;

согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;

осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д

Существуют различные методы бюджетного планирования – индексный, нормативный, балансовый, программно-целевой, экспертного прогнозирования, экстраполяции, моделирования, экономического анализа и др. В России основным является нормативный метод бюджетного планирования. Суть его в определении целевых расходов бюджета в пределах прогнозируемых доходов. Бюджетополучатели составляют сметы планируемых расходов, распорядитель бюджетных средств анализирует и корректирует сметы бюджетополучателей, приводит величину расходов в соответствие с доходами бюджета, выбирая приоритетные направления, и согласовывает проект плана бюджета с Правительством. Проект бюджета представляется Правительством законодательному органу, который вносит поправки, согласовывает их с Правительством и принимает бюджет на планируемый год в виде федерального закона.

Индексный метод основан на анализе динамики таких показателей, как уровень инфляции, уровень реальной заработной платы или реальных доходов и др. Полученные на основе сравнения статистических данных индексы позволяют применить их к прогнозному расчету несоизмеримых показателей. Точность прогнозного расчета увеличивается при увеличении количества и весомости учитываемых индексов.

Программно-целевой метод используется для приоритетного бюджетного планирования выполнения государственных целевых программ, обеспечения их необходимыми ресурсами.

Метод экстраполяции переносит тенденции развития текущего и прошлых этапов на планирование последующего. Ряды значений различных показателей в прошлом и настоящем продолжаются на будущее с учетом закономерности построения соответствующего ряда. Учитывая цикличность развития экономики, метод экстраполяции может быть применим в пределах одного этапа цикла, но в критические периоды смены этапов цикла математические закономерности построения ряда показателей резко изменяются, в этом случае прогноз, построенный по методу экстраполяции, может оказаться ошибочным.

БИЛЕТ №6

6) ТАК ЖЕ КАК И В 5 БИЛЕТЕ ТОЛЬКО + КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

41. Исполнение бюджетов различных уровней.

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

-исполнения бюджета по доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

-исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

БИЛЕТ №7

7) Международная финансовая система.

Мировая финансовая система– это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование прибылей, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные переводы и др.).

Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено

ростом производительных сил,

созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда,

формированием мировой системы хозяйства,

интернационализацией хозяйственных связей, которая не может существовать без развитых и стабильных международных финансовых институтов.

Международные финансы охватывают валютные, кредитные, финансовые отношения в мировом хозяйстве, все финансовые потоки, международные кредиты, международное движение капиталов.

Особенности международных финансов:

1) выражены в валютных денежных единицах;

2) одной из сторон взаимоотношений является зарубежный партнер;

3) находятся за рамками национальных экономик

42) 42. Социально-экономическая сущность государственного кредита

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений — государство выступает в качестве заемщика средств.

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит — это во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов.

У них особое назначение и порядок использования. Таким образом, государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.

Субъектами кредитных отношений являются государство, с одной стороны (чаще всего выступает в роли заемщика), и юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации, с другой стороны.

Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, т. е. это делает его элементом финансов. В то же время сам процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме — привлечении денежных средств на временной и, как правило, возмездной основе.

БИЛЕТ №8

8) Управление финансами. Объекты и субъекты управления.

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений, обусловленную историческими, экономическими и политическими условиями, и подчинено финансовой политике государства.

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью определенных приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления.

В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; а субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Выделяют три группы объектов:

1) финансы предприятий;

2) страховые отношения;

3) государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1) финансовые службы предприятий;

2) страховые органы;

3) финансовые органы;

4) налоговые инспекции.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Управление финансами регулируется высшими законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и других финансовых параметров.

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники.

43) 43. Государство как заемщик и гарант.

Заемная деятельность государства связана с привлечением ресурсов на общегосударственные нужды, в основном для покрытия бюджетного дефицита.

Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

БИЛЕТ №9

9) Механизмы управления финансами.

Финансовый механизм – совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Основой финансового механизма и целью финансовых отношений является формирование финансовых ресурсов, которые как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

У субъектов хозяйствования формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства (оказанию услуг) и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на:

1) капитальные вложения;

2) увеличение оборотных средств;

3) финансирование научно-технических достижений;

4) проведение природоохранных мероприятий;

5) обеспечение потребностей социального характера и т. п.

Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.

В структуру финансового механизма предприятия входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух на правлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.

Финансовые рычаги представляют собой инструменты, используемые в финансовых методах. К ним относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, денежные фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и др.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма предприятия включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма предприятия предусматривает использование норм и нормативов оборотных средств, амортизационных норм, тарифных и налоговых ставок.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма предприятия состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К этой информации относятся: сведения офинансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, о ценах, курсах валют, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т.п.

44) Понятие, виды и показатели государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом, его особенности. Воздействие государственного долга на экономику. Общие условия стабилизации государственного долга. Оптимизация управления государственным долгом.

Госуда?рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытиядефицита бюджета.

различают два типа государственного долга

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Показатели, характеризующие госдолг

Все они базируются на трех основных данных:

· нетто-задолженности, представляющей собой сумму кредитов, полученных государством за определенный период, за вычетом суммы погашенных за этот период займов

· совокупном объеме государственного долга;

· величине расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга.

Общая величина долга государства представляет собой сумму всех нетто-задолженностей в прошлом.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. 
Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. 
Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом.

Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствоваПри оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3  - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.

Взгляды представителей разных научных школ относительно влияния государственного долга на экономику государства и благосостояние населения имеют плюралистический характер. Так, А. Смит в собственной работе подчеркивал, что рост определенного государственного долга может вызвать некое банкротство государства, например как заемщика. Д. Риккардо считал, что государственный долг приводит к отливу капитала, а дефицитное финансирование сокращает частные сбережения. Вообще вопрос государственного кредита, его преимущества и недостатки, до сих пор есть открытым.

БИЛЕТ №10

10. Органы управления государственными финансами

Органы управления финансами и их функции.

Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и 2 его палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.Задачи Государственной Думы и Совета Федерации:

рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;

рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;

установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

1)Минфин  РФ:  подготавливает предложения и реализует меры  по  совершенствованию  бюджетной  системы  РФ; участвует  в  разработке  прогнозов  социально-экономического развития  на  долго-,  средне-  и  краткосрочную  перспективы;  участвует  в подготовке   предложений   по   основным   направлениям   денежнокредитной,инвестиционной,  налоговой  политики;  разрабатывает  проекты   федерального бюджета.  2) Министерство по  налогам  и  сборам  РФ:  проводит непосредственно и  организует  работу  гос.  налоговых  инспекций  (ГНИ)  по осуществлению   контроля   за   соблюдением   налогового   законодательства; разрабатывает формы налоговых документов;  производит  в  министерствах  и  ведомствах,  на   предприятиях проверки. 3)Учреждения ЦБ РФ:  Принимают  и  зачисляют средства,  поступающие  в  доходы  бюджетов;  распределяют  в  установленных размерах  доходы  между  федеральным   бюджетом   и   бюджетами   субъектов,  4)Счетная палата РФ: организация и осуществление контроля  за  своевременным исполнением доходных и расходных статей фед.  бюджета  и  гос.  Внебюджетных фондов

45) Государство как кредитор.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

1) бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3) другие юридические лица;

4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения возврата бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты.

БИЛЕТ №11

11) Ф. аппарат - совокупность всех организационность структур, осуществляющих управление Ф.

С помощью финансового аппарата осуществляется система финансового управления, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций занимающихся управлением финансами. Или, другими словами, финансовый аппарат - система финансовых органов

Естественно весь финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.

Первая сфера - финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях. Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.

Вторая сфера - система страховых органов.

Третья сфера - государственные финансы - Министерство финансов, все финансовые органы, налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.

Четвертая сфера - кредитные учреждения - ЦБ и коммерческие банки.

46. Внебюджетные фонды.

1 2 3 4