">
Экономика Экономика предприятия
Информация о работе

Тема: Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Описание: Функции и механизмы рыночной экономики, государственное регулирование рынка, система социальной защиты в рыночной экономике России и европейских стран. Проблемы бедности и социального равенства общества. Методы социальной защиты на примере бездомных граждан
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономика предприятия.
Тип: Курсовая работа
Дата: 06.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 88
Поднять уникальность

Похожие работы:

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления бизнес – процессами и экономики

Кафедра «Экономика и международный бизнес

горно - метталлургического комплекса»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Красноярск 2012

Содержание

Введение3

1 Роль государства в рыночной экономике5

1.1 Функции и механизмы рыночной экономики5

1.2 Функции государства в рыночной экономике7

1.3 Государственное регулирование рынка8

2 Система социальной защиты в рыночной экономике России11

2.1 Социальная защита населения на примере европейских стран11

2.2 Социальная защита инвалидов в России13

2.3 Проблемы бедности и социального равенства общества в России16

3 Социальная защита населения в Красноярском крае21

3.1 Основные законодательные акты красноярского края о социальной защите населения21

3.2 Методы социальной защиты на примере бездомных граждан23

Заключение26

Список использованных источников27

Приложения29-48

Введение

Актуальность темы работы.

Социальная защита населения интересовала меня всегда. Общество где отсутствует этот институт нельзя назвать социальным, поскольку социум подразумевает собой прежде всего защиту прав человека.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это справедливо, потому что право по своему характеру позволяет обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не может полностью себя обеспечить.

Экономические функции социальной деятельности, в свою очередь подразумевает работу субъектов системы социальной защиты населения, направленную на создание ресурсной базы, а так же условий, обеспечивающих существования и развития личности, семьи, общества в целом. Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.

Как экономическая категория социальная защита является системой распределительных отношений. В процессе таких отношений образуются, а затем используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан за счет определенной части национального дохода. Поэтому в данном понимании социальное обеспечение состоит из определенного обеспечения всех членов общества вне зависимости от источников образования фондов и организации обеспечения.

Социальная защита и экономическая политика в государственно организованном обществе – это сфера взаимодействия жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения и социально-экономических прав человека.

В своей работе мне бы хотелось рассмотреть социальную защиту населения на примере защиты инвалидов в РФ и бездомных граждан в Красноярском крае. Так же я хочу сравнить законодательную базу Красноярского края и прошлый опыт отдельных европейских стран.

Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:

рассмотреть и выявить функции государственного регулирования экономики

дать понятие социальной защиты в рыночной экономике;

рассмотреть основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы;

рассмотреть социальную защиту инвалидов в России

выявить основные моменты законодательной базы Красноярского края по отношению к бездомным гражданам

Объект исследования – социальная защита в рыночной экономике. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением социальной защиты в рыночной экономике.

1 Роль государства в Рыночной экономике

1.1 Функции и механизмы рыночной экономики

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Основателем теории рынка принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а следовательно рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что в конечном счете и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Функции рынка:

1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

4. Регулирующая .Связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая “невидимая рука”, о которой писал еще Адам Смит: “Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им”.

В современных условиях экономика управляется не только “невидимой рукой”, но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

5. Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы “естественный отбор” прекратился.

1.2 Функции государства в рыночной экономике

Функций государства в рыночной экономике довольно много, но на мой взгляд, основные функции государства – это регулирующие. Поэтому рассматривая функции государства в рыночной экономике, я обращусь именно к этим функциям.

Регулирующие функции государства в рыночной экономике сводятся к трем основным - законодательной, стабилизирующей, распределительной.

Законодательная функция предусматривает, что государство разрабатывает систему экономических, социальных и организационно-хозяйственных законов и постановлений, которые устанавливают определенные «правила игры», то есть правовые основы рыночной экономики, таким образом, гарантируя одинаковые права и возможности для субъектов всех форм собственности и хозяйствования.

Для защиты конкуренции как основного условия и регулятора рыночной экономики государство разрабатывает антимонопольное законодательство. Это дает возможность субъектам рыночной экономики реализовать свои интересы, заставляет их действовать согласованно и не нарушать объективных законов рынка. И происходит это естественно, без команд и приказов. Стабилизирующим функция государства заключается в поддержании высокого уровня занятости и ценовой равновесия, а также в стимулировании экономического роста. Для этого государство: 1) определяет цели, направления и приоритеты экономического развития, выделяет соответствующие ресурсы для их реализации, использует денежно-кредитные и бюджетно-налоговые рычаги 2) берет на себя организацию предложения денег; 3) обеспечивает занятость населения и стабильный уровень цен , проводя соответствующую фискальную и кредитно-денежную политику, направленную на предотвращение инфляции и безработице.

Распределительная функция связана, с одной стороны, с достижением более справедливого распределения доходов в обществе, а с другой - с более эффективным размещением ресурсов в рыночной экономике. Для осуществления этой функции, которая способствует исправлению определенных недостатков рыночной системы, государство: 1) осуществляет перераспределение средств групп населения, которые имеют высокие доходы, в пользу нетрудоспособных и малообеспеченных, проводя соответствующую фискальную политику, политику регулирования цен; 2) устанавливает и контролирует минимальный размер заработной платы; 3) берет на себя функцию обеспечения общественными благами, в производстве которых частные и коллективные субъекты не заинтересованы, но без этих благ не возможно существование общества.

Государство играет также важную роль в регулировании внешнеэкономических отношений и валютного рынка, миграции капиталов и рабочей силы, контролирования платежных балансов. Это способствует стабилизации национальной экономики и развития мирового хозяйства.

Выполнение государством регулирующих функций в условиях рыночной экономики обеспечивает достижение баланса экономики на макроуровне, проведение эффективной денежно-кредитной политики, социальная защита малообеспеченных слоев населения. Без регулирующего воздействия государства нельзя осуществить структурные преобразования, модернизацию материально-технической базы некоторых отраслей.

Итак, современная рыночная система органично сочетает свободную конкуренцию и рычаги государственного регулирования, т.е. является регулируемой социально ориентированной экономикой.

Игнорирование любого из этих принципов приводит к негативным последствиям: монополизма, инфляции, спада деловой активности. При этом чрезвычайно важно, чтобы деятельность государства направлялась только на устранение негативных явлений рыночных отношений. Она ни в коем случае не масс нарушать внутрирыночные связи или противодействовать ей. Поэтому в условиях рыночной экономики не должно существовать директивно распределения производственных ресурсов и потребительских товаров, административного контроля над ценами, тотального директивно планирования. Иначе разрушается рыночная среда, что приводит к возникновению государственного монополизма, директивные экономики.

1.3 Государственное регулирование рынка

Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Оно выполняет функции по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских учреждений и т. д. Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы. Существенные позиции государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство выполняет важные распределительные функции, осуществляя перераспределение значительной части национального дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения. В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной плановой экономики, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования. Ныне большинство экономистов единодушны в том, что государство является неотъемлемым субъектом рыночной экономики. В то же время существуют различные точки зрения относительно функций, которые должно выполнять государство, а также масштабов его вмешательства в экономику. Эволюция этих взглядов во многом определяется той или иной стадией развития рыночной экономики. В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. признавалось государственное регулирование экономики. Однако оно распространялось только на такие отрасли, как торговля и промышленность. Данная позиция нашла отражение в теории меркантилизма, господствовавший в тот период в экономической мысли. По мере развития рыночных отношений взгляды на государственное регулирование экономики менялись.

Возобладала концепция, согласно которой государство должно свести вмешательство в экономику к минимуму. Наиболее полно такой подход обоснован в трудах сторонников классической школы, экономического либерализма. Согласно этой теории, оптимальной системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится лишь роль регулятора общего равновесия экономики. Дальнейшее развитие рынка показало, что рыночные отношения обеспечивают эффективное распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост качества товаров и т. д. Вместе с тем опыт свидетельствует о невозможности с помощью только этих отношений выявить и реализовать потребности общества во многих благах. Более того, рыночные методы хозяйствования порождают ряд отрицательных социально-экономических последствий. Таким образом, на определенном этапе развития рынка появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Большой вклад в переосмысление места и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейнс обосновал концепцию о не-обходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т. д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости. Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как системы.

Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики. Она господствовала в развитых странах до конца 60-х - начала 70-x годов. В 70-e годы кейнсианский подход к роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. В этот период в теории и на практике возобладали точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Государству же отводится роль лишь косвенного влияния на развитие экономики через разумную денежно-кредитную политику. Наиболее полно такой подход проявился в Великобритании в период правления М. Тэтчер, а также в США при Р. Рейгане. Вместе с тем в этот же период в ряде стран успешно шел процесс углубления государственного регулирования экономики (Швеция, Германия). Сторонниками активного государственного регулирования экономики являются представители концепции институционализма. Они критикуют теории автоматического регулирования рыночной экономики. Основным направлением исследований институционализма являются общественные мотивы в поведении людей, а не «личные интересы» субъектов экономики. Такой подход во многом предопределяет существенную роль государства в экономике. В странах Западной Европы институционализм получил развитие после Второй мировой войны. Многие положения институционализма были использованы на практике в области планирования, социального контроля над механизмом общественного воспроизводства.

2 Система социальной защиты в рыночной экономике России

2.1 Социальная защита населения на примере европейских стран

В Конституции Российской Федерации зафиксировано, что Россия является правовым социальным государством. Словом “социальное” подчеркивается то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения и утверждение в обществе социальной справедливости. Неотъемлемой частью социального государства является система социальной защиты населения, необходимая для реализации материального благополучия граждан, содействия социальному согласию и солидарности в обществе. Перед Россией стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни социально неблагополучных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики. Решение этой задачи может быть найдено в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности развития.

Поставленная в России задача создания социально-ориентированной рыночной экономики требует осмысления характера развития и специфики функционирования систем социальной защиты в других странах. Такое осмысление может помочь определить пути дальнейшего развития этого института в России. Переходное состояние системы социальной защиты нашей страны открывает благоприятные возможности для использования наиболее удачных и эффективных примеров из опыта социально-экономического развития отдельных стран. Поэтому исследование опыта стран Евросоюза в области формирования, организации и функционирования социальной защиты населения представляется актуальным для современной России.

На основе существующей типологизации экономических моделей социальной защиты стран ЕС, получившей закрепление в документах Европейской Комиссии (континентальная, англосаксонская, скандинавская и южно-европейская) в работе определены особенности систем социальной защиты двух стран Евросоюза Франции и Великобритании.

Особенность французской системы социальной защиты - очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы. Сегодня, по данным статистической службы Европейского союза, Франция по этому показателю (2,68% ВВП) занимает восьмое место среди европейских стран вслед за Данией (3,88%), Люксембургом (3,7%), Германией (3,29%), Швецией (3,14%), Финляндией (3,1%), Исландией (3,02%) и Норвегией (2,89%). В 2007 г. ВВП Франции составил 1625 млрд. евро, а расходы на социальные пособия детям и семьям - 43,55 млрд. евро. Для нее характерны следующие особенности. Во-первых, существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования. Во-вторых, наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий. В-третьих, большая роль дополнительных систем социальной защиты, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Характерная особенность французской системы социальной защиты состоит также в том, что в основе функционирования не только государственных схем социального страхования, но и обязательных дополнительных профессиональных систем страхования лежит распределительный принцип финансирования.

Управление социальной защитой во Франции организовано иерархически в виде действующих на национальном и региональном уровнях страховых касс, ответственных за тот или иной вид социальной защиты. Региональные и местные кассы социального страхования являются самоуправляемыми организациями, каждая из которых имеет собственное правление, состоящее из представителей застрахованных и работодателей. Основным источником финансирования системы социальной защиты во Франции служат страховые взносы работников и работодателей. Исключение составляет страхование по безработице и семейные пособия, доля государственных дотаций в которых существенно выше, нежели в других отраслях социального обеспечения, а также страхование от несчастных случаев, финансируемое исключительно за счет взносов работодателя.

Для британской системы социальной защиты населения характерны две специфические особенности. Во-первых, в рамках этой системы отсутствуют специальные, организационно оформленные институты, занимающиеся страхованием конкретных видов социальных рисков - страхования по старости, по болезни, от безработицы, от несчастных случаев на производстве и др. Все программы социальной защиты объединены в рамках единой системы социальной защиты. Во-вторых, для системы социальной защиты Великобритании характерна большая роль государственных учреждений в обеспечении социальными услугами и выплатами, а также - в силу исторического развития - их тесная связь с частными страховыми программами. Структура финансирования системы социальной защиты в Великобритании определяется разделением этой системы на две части - национальное здравоохранение и национальное социальное страхование, первая из которых финансируется преимущественно из государственного бюджета, а вторая - за счет страховых взносов наемных работников и предпринимателей. Помимо здравоохранения, которое почти на 90% субсидируется за счет бюджета, налоговое финансирование характерно для обеспечения от несчастных случаев на производстве, а также семейных пособий. Таким образом, характерной особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает существование целевых страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.п.).

Расходы на социальную защиту в Великобритании и Франции по отношению к (%) ВВП на 2005-2009 годы представлены на таблице 1.

Таблица 1- Расходы на социальную защиту в Великобритании и Франции по отношению к (%) ВВП на 2005-2009 годы Страна  2005 2006 2007 2008 2009  Франция 31,5 30,9 30,6 31,0 33,1  Великобритания 26,3 26,0 23,3 26,3 29,2  

Для сравнения, я бы хотела привести таблицу расходов на социальную защиту в России.

Таблица 2- Общий объем социальных выплат в РФ за 2005-2010 годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010  Социальные выплаты 1755,6 2080,4 2477,7 3333,3 4247,7 5711,3  

2.2 Социальная защита инвалидов в России

Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики РФ в отношении инвалидов:

Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:

Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

Наличие неправительственных организаций инвалидов.

Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

Принимая во внимание тот факт, что смысл и содержание государственной политики в отношении инвалидов подразумевают создание условий для обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, стратегическим направлением деятельности министерства является достижение максимально положительного результата в решении проблемы инвалидности в условиях реально имеющихся у государства финансовых и материальных ресурсов на эти цели.

Решение этой проблемы должно основываться на новой идеологии преодоления инвалидности, создании действенного механизма и эффективного инструмента её решения. Центральное место в новой парадигме инвалидности в течение последних десяти лет заняла социальная модель инвалидности. Преодоление инвалидности стало рассматриваться не столько в медицинской плоскости, сколько на путях создания новой системы социальных оценок реабилитационного потенциала людей, имеющих ограничения здоровья.

В целях формирования правового поля государственной поддержки инвалидов разработаны и введены в действие такие основополагающие законы, как «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-Ф3, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 2.08.1995 г. № 122-ФЗ, «О ветеранах» от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18.06.1992 N 3061-1, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» от 09.09.99 N 1186.

Важные аспекты проблемы инвалидности нашли свое отражение также в Налоговом кодексе Российской Федерации, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Градостроительном Кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Недавно принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 08.08.2001 №123-Ф3, который гарантирует создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования средствами связи, транспорта, информации, а также регламентирует административную ответственность за уклонение от исполнения требований по созданию этих условий.

Во исполнение перечисленных законов Правительством Российской Федерации принято более 20 федеральных нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.

В целях дальнейшего развития нормативной базы в настоящее время разработан ряд новых законопроектов, принятие которых позволит существенно продвинуться в решении проблем инвалидов. Подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по вопросам реализации прав инвалидов на реабилитацию», устанавливающий Федеральный базовый перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно. Реализация закона позволит упорядочить систему предоставления инвалидам технических средств и услуг, а также четко разграничить ответственность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов за проведение реабилитационных мероприятий.

2.3 Проблемы бедности и социального равенства общества в России

Проблема бедности издавна привлекала к себе пристальное внимание социологов, экономистов, политиков. Несмотря на разнообразие мнений, многие видели ее причину либо в естественных условиях существования человечества, либо в пороках той социально-экономической системы, которая порождает такую бедность.

Первая точка зрения наиболее рельефно была выражена Томасом Мальтусом, который считал бедность неизбежным результатом неизбежного несоответствия между ростом населения и уменьшающимися запасами средств для его существования, и прежде всего, продовольствия. По его мнению, поскольку народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования – только в арифметической, это порождает бедность, неустроенность, нищету и социальные конфликты. Мальтус исходил при этом из статистических данных своего времени, когда промышленность и сельское хозяйство не обладали теми потенциальными возможностями по выпуску продукции, которыми они располагали раньше. Жизнь и развитие экономики опровергли мнение Мальтуса. Но он выдвинул важную проблему регулирования населения, контроля над рождаемостью, с которой сейчас пытаются справиться развивающиеся страны (Индия, Китай, страны Африки).

Другая точка зрения принадлежит Карлу Марксу. Он резко критиковал Мальтуса, переносившего биологические законы борьбы за существование на общество и поэтому не сумевшего понять социальную природу бедности. Маркс считал нищету и бедность неизбежными спутниками капиталистического общества, ориентированного не на повышение благосостояния трудящихся, а на получение максимальной прибыли. Он даже предсказывал, что по мере дальнейшего развития обнищание и бедность будут возрастать, и бедные будут становиться беднее, богатые богаче. Однако этот прогноз не оправдался. Капиталисты сумели сделать выводы из создавшегося между антагонистическими классами конфликта, и часть своих сверхприбылей направили на улучшение положения трудящихся, на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и другие социальные нужды. Это делалось не столько из гуманистических и альтруистических соображений, сколько из чисто экономических расчётов. К тому же широко развернувшееся рабочее и профсоюзное движение, забастовки и стачки заставляют предпринимателей идти на уступки в установлении ставок заработной платы, индексации её в связи с инфляцией.

С экономической точки зрения бедность характеризуется прежде всего уровнем расходов на потребление, которые остаются весьма низкими. Обычно для этих целей устанавливается минимум материальной обеспеченности (чаще его называют прожиточным минимумом). В разных странах этот минимум различен, но все группы населения, живущие ниже этой черты, считаются бедняками. Для расчёта прожиточного минимума рассматривается так называемая потребительская корзина, куда входит набор самых необходимых и существенных для населения товаров и услуг. Хотя стоимость “потребительской корзины” со временем может меняться, но это чаще всего происходит за счёт инфляции. Важно поэтому выявить, не изменился ли набор товаров, входящих в корзину. С течением времени постепенно изменяется и само понятие бедности и её структура.

По американским данным, например, происходит так называемая феминизация бедности, т.е. увеличивается число семей, во главе которых стоят женщины. Это объясняется многими причинами, в том числе меньшей оплатой женского труда, увеличением разводов, когда дети остаются с матерью, трудностью получения квалификации женщинам и др. Среди разных возрастных категорий бедность также распределена неравномерно. Обычно к бедным семьям принадлежат семьи, состоящие из пожилых супругов и одиноких стариков, но в последние годы в США увеличилось бедных молодых семей, которые в отличие от большинства пенсионеров не располагают собственными домами и квартирами и потому вынуждены тратить значительную часть заработка на приобретение жилища.

О степени благосостояния разных групп населения можно судить по их потребительскому бюджету. Обычно выделяют рациональный бюджет, который считается достаточным для нормальной жизнедеятельности семьи.

С ним сравниваются средний потребительский бюджет, составляющий немногим больше половины рационального, ещё ниже бюджет для пенсионеров. Самым низким считается бюджет, обеспечивающий физиологическое выживание. На другом конце шкалы находится бюджет высокого достатка, максимальной обеспеченности.

В условиях перехода к рынку в нашей стране, который сопровождается крайне высокой инфляцией, проблемы регулирования доходов и социальной защиты населения приобретают особую актуальность. Никак не контролируемая и не регулируемая деятельность коммерческих структур и многочисленных бирж и банков привела к сосредоточению денежного капитала и богатств в руках незначительной части дельцов и теневой экономики, а обвальная либерализация цен лишила большую часть населения тех небольших средств, которыми она располагала. По данным специалистов, дифференциация по доходам в России достигла такого уровня, что 10% «верхних» слоёв обладают доходом в 40 раз превышающим доход 10% «нижних» групп населения. В связи с этим остро встает вопрос об установлении справедливой фискальной политики, налаживании деятельности налоговой инспекции, упорядочении работы бирж и коммерческих банков. Между тем и законодательная, и исполнительная власть по-настоящему не анализируют причины такого разрыва в уровне доходов населения и не принимают решительных мер к лицам и учреждениям, незаконно обогащающимся за счет народа.

Ещё хуже обстоит дело с такими мероприятиями социальной защиты, как компенсация и индексация доходов. Компенсация предполагает дотации государства на продукцию, которая является убыточной, но крайне необходимой для населения, в особенности наименее защищенной его части (товары для детей, пенсионеров, инвалидов и т.п.). Кроме дотаций непосредственно предприятиям, практикуются также компенсационные выплаты соответствующим группам населения. Компенсация может относиться и к денежным обязательствам государства по облигациям, денежным вкладам, ценным бумагам в связи с резким ростом инфляции, но это скорей можно отнести к индексации.

1 2