">
Экономика Экономика предприятия
Информация о работе

Тема: Примерная структура научного исследования

Описание: Рекомендации по изложению основного раздела научно-исследовательской работы, по составлению заключения, списка литературы и приложения. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы . Влияние типа темперамента на стиль поведения в конфликте
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономика предприятия.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 07.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 122
Поднять уникальность

Похожие работы:

Примерная структура научного исследования

Любое исследования - будь то курсовая или выпускная квалификационная работа - имеет свою определенную структуру и оформляться по определенным правилам. Это:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ;

ОГЛАВЛЕНИЕ;

ВВЕДЕНИЕ;

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ;

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Титульный лист сообщает основные сведения о работе. Он включает в себя обычно надзаголовочные данные, заглавие, подзаголовочные данные и выходные данные работы. В надзаголовке указывают название учреждения, которое предоставило тему исследования. Заглавие работы (тема ВКР) располагается в центре титульного листа и выделяется более крупным (16 или 18) шрифтом. В выходных данных указывают место и год выполнения работы. На титульном листе должны стоять дата сдачи работы и подпись автора, дата проверки работы и подпись научного руководителя, дата допуска к защите и подпись заведующего выпускающей кафедры иди декана факультета.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ 9.

Оглавление. Термины «оглавление» и «содержание», хотя и заменяют друг друга, но равноценными не являются. Оглавление – это перечень заголовков глав или других равнозначных частей, который дается в начале работы, написанной одним автором по единому плану. Содержание располагают в конце опубликованной работы для обозначения перечня статей, написанных по единой теме, но разными авторами. Название и нумерация глав, разделов, параграфов, пунктов работы и в оглавлении должны полностью совпадать. Традиционно используют 2-х или 3-х уровневую верстку оглавления, при которой 1-й уровень – введение, название глав, заключение, список литературы, приложение, 2-й – название параграфов, 3-й – название подпараграфов (если они предусмотрены). ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕН В ПРИЛОЖЕНИИ 10. В компьютерном варианте работы оглавление может компоноваться автоматически с помощью функции «ссылка». Напротив названия каждого смыслового раздела работы, расположенного в оглавлении указывают номер страницы начала данного раздела. Не принято указывать страницу окончания раздела или работы.

ВВЕДЕНИЕ. Введение должно быть четко структурировано, в нем отражается по пунктам сама программ исследования. Доказывается актулаьность проблемы и дается обоснование темы исследования, оформляется научный аппарат (проблема. Объект, предмет, задачи, гипотеза, методы, база исследования, определяется теоретическая значимость и научная новизна, а также практическая значимость исследования.

Основной раздел, как правило, состоит из двух глав.

Глава 1. Теоретическая часть научной работы. Обзор и анализ изученности данной проблемы. Необходимо сделать акцент на неисследованных аспектах проблемы, дать определение понятий, которые используются в работе.

Глава 2. Практическая часть научной работы. Содержит описание опытно-экспериментальной работы. Этапы и логику исследования. А также краткое описание базы исследования, методов исследования, средств обработки данных, описание контрольной и экспериментальной групп, описание результатов эксперимента, выводы. Данная глава не является обязательной для написания курсовой работы на 2 и 3 курсах.

Заключение. Это своеобразный «ответ введению». В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждается (или опровергается) гипотеза. Заключение завершается Вашими предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.

Помимо этого в научную работу включаются:

Список литературы. Нумерованный перечень использованных при написании работы литературных источников по проблеме. Составляется в алфавитном порядке согласно установленным правилам (См. приложение)

Приложение. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах. Графиках; анкета или опросник, программа коррекционно-развивающих тренинговых занятий и т.п.

Структура «Введения» к научному исследованию

Введение к исследовательской работе должно содержать краткую характеристику темы, показать основные этапы ее изучения, давать оценку современного состояния и целесообразности ее дальнейшей разработки. В ее содержание должны быть включены следующие элементы.

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Размышления студента должны быть направлены на решение следующего вопроса: Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время? Любая тема ВКР является частью более общей проблемы, существующей в науке или обнаруженной в практике. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном участке. Исследователь должен понять, что его не устраивает в уже имеющихся знаниях по данной проблеме, где он ощущает пробелы или противоречия. В описании проблемы автор ссылается на работы известных в данной области исследователей, тем самым, демонстрируя глубину понимания проблемы и уровень ее изучения. При этом, необходимо отразить АКТУАЛЬНОСТЬ именно Вашей конкретной темы, не только общую актуальность направления. Проблемы, выбираемые для исследования должны быть актуальными. Актуальность научной проблемы означает необходимость ее решения в данный момент времени, ее своевременность, соответствие потребностям современности. Актуальность темы исследования раскрывается в трех направлениях:

Социальном. Абзац о современном положении дел по отношению к проблеме исследования.

Теоретическом. Абзац о масштабе теории вопроса.

Практическом. Абзац о положении дел в практике выбранной проблемы.

В результате формулировка проблемы должна звучать как вопрос, представляющий существенный практический или теоретический интерес, требующий решения. Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса, например, «какова взаимосвязь того-то и того-то», «при каких условиях формируется…?», « «при каких социально-педагогических условиях…»

Должна быть продемонстрирована связь объекта и предмета. Традиционно на описание проблемы отводится около одной страницы введения.

Далее контекст проблемы сужается до темы исследования и обозначается ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель должна быть короткой, лаконичной и понятной. Она может выражаться в форме глагола (изучить, исследовать, разработать, апробировать или в форме существительного (изучение, исследование, разработка, апробация и т. д.). Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. То есть, автор должен понимать чего он хочет достичь своим исследованием.

Далее цель конкретизируется в СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. Чтобы осмыслить задачи, студенту необходимо поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулирую задачи, следует помнить, что решая их, фактически задается программа исследования: сначала описать, изучить, дать характеристику, раскрыть, специфику, затем сделать предположение, исследовать, сделать программу и т.д. Задача представляет собой, звено, шаг, этап достижения цели. Лестница правильно поставленных задач определяет последовательность действий для решения задач. Понятно, что можно выделить значительное количество задач при достижении любой цели. Однако, необходимо выделить основные задачи. Их рекомендуется выделить не более 3-4. Однако обязательно должны быть выделены три группы задач.

Первая – историко-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, уточнением общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования. Вторая – теоретико-моделирующая – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования. Третья ? практически-преобразовательная ? с проведением эмпирического исследования взаимосвязи между какими-то явлениями, факторами, свойствами, динамики изучаемых факторов. В случае использования в исследовании формирующего эксперимента, с использованием авторских программ коррекционных, консультативных или профилактических мероприятий, одна из задач должна быть посвящена разработке и внедрению данной программы.

Например, Проблема, объект, предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач:

Определить теоретические основы..

Дать сущностную характеристику…

Разработать программу коррекционно-развивающей работы…

Выявить влияние внедрения программы на…

Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей.

Далее следует описание объекта и предмета исследования. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике и психологии – это некий процесс, некое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Это могут быть свойства личности, какая-либо сфера личности, определенные особенности людей определенного возраста или пола и т.д. Но ОБЪЕКТОМ НЕ МОГУТ БЫТЬ ЛЮДИ ИЛИ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ, они являются конкретной базой. Понятие ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Предмет исследования – это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Предметом так же может являться фактор, влияющий на объект исследования. Именно так чаще всего определяется предмет в случае проведении исследований с использованием коррекционных программ.

ГИПОТЕЗА – предположение об искомом результате. Она выдвигается на основе глубокого теоретического анализа и пилотажного исследования на небольшой выборке, подтверждающего выдвинутое предположение. Может формулироваться в двух формах:

В виде импликативного высказывания «Если…, то…» (принято в педагогике).

Предположение как констатация факта, который необходимо доказать «существует связь между…» (принято в психологии).

Объект, предмет, гипотеза, цель работы должны быть согласованы с названием работы.

Для выпускной квалификационной работы определяется ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ, которая представляет собой перечень тех теорий и концепций, положений которых автор придерживается в понимании объекта и предмета исследования. Особенностью психологии является то, что в ней существует неоднозначность в понимании основных понятий и терминов, а так же в природе психических явлений. Поэтому логика исследования может быть различной и определяется теми теоретическими взглядами на изучаемое явление, которых придерживается дипломник. Во введении нет необходимости в развернутом описании данных теорий, это описание будет изложено в отдельном параграфе. По одной – две теории, объясняющих и описывающих объект, предмет, а также теория объясняющая связь между ними. Если в работе предполагается коррекционно-развивающая работа, то необходимо указать и теорию, обосновывающую вашу концепцию коррекционного воздействия

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ во введении излагаются кратко, без объяснения специфики и причин, повлекших выбор именно этих методов. Их необходимо просто перечислить, используя одну из распространенных классификаций методов (например, на основе классификации Б. Г. Ананьева). В скобках указываются конкретные методики.

Организационные методы (Сравнительный, Лонгитюдный, Комплексный)

Группа эмпирических методов (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы).

Методы обработки данных (количественные (статистические): анализы дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный; и Качественные методы: н-р, Категоризация , психологическая казуистика

Интерпретационные методы (Н-р, Генетический метод интерпретирует в характеристиках развития, выделяя фазы стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.)

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: организация, предприятие, подразделение (школа, вуз, фирма и т.п.) в котором проводилось исследование. Здесь указывается общее описание выборки (сколько человек участвовало в исследовании и основную характеристику, указывающую на обоснованность выбора данного контингента в исследовании) Например, количество мальчиков и девочек в группе, или столько-то участвовало в тренинге, а столько то –не участвовало.

Кроме того, в выпускную квалификационную работу необходимо включить практическую значимость и научную новизну.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Выпускная квалификационная работа относится к научным работам и поэтому она должна содержать в себе элементы научной новизны. Здесь должно быть описано, какие новые факты получены в ходе исследования. Это может быть неординарный методический или теоретический подход к решению практической задачи. Это может распространение результатов известных в науке исследований на региональный уровень. Это может поверка данных, полученных кем-то 10?15 лет назад. Описание научной новизны требует от автора умения взглянуть на свою работу со стороны и оценить ее на более высоком уровне. Безусловно, при определении научной новизны необходима помощь научного руководителя.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ определяется тем, насколько найденное решение проблемы позволит изменить имеющуюся ситуацию в лучшую сторону. Здесь может быть описано, кем и для каких целей могут быть использованы полученные данные. Могут быть изложены предложения о проведении профилактических и просветительских мероприятий. Если автором разработана психолого-педагогическая программа, доказавшая свою эффективность проведенным исследованием, то могут быть рекомендации о внедрении данной программы.

СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рекомендуемый объем введения 4-5 страниц.

Рекомендации по изложению основного раздела научно-исследовательской работы

Деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовкой, нумерации и т.п. называется рубрикация. Рубрикация в научном тексте отражает логику исследования. Простейшей рубрикой называется абзац –показатель перехода от одной мысли к другой.

Главы и параграфы – это рубрики, соотносимые с задачами исследования

Название главы 1 должно быть связано с теоретическими аспектами изучаемой проблемы. Например, «Теоретические основы исследования проблемы…».

Название главы 2 логично будет соотносить с опытно-экспериментальной частью работы. Например, «Эмпирическое исследование проблемы…».

Курсовая (дипломная) работа должна быть написана грамотно, соответствовать нормам литературного и профессионального языка и выдержаны в научном стиле.

Учебно-исследовательская работа предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию. В обзоре даются анализ и сравнительная оценка различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами.

Учебно-исследовательская работа, включающая описательно-обобщающую часть, требует анализа только необходимой литературы и выборки из нее наиболее важного материала. Поэтому в работу нет смысла включать весь проработанный материал, да и сама проработка должна осуществляться дифференцированно. Одни источники содержат исключительно важные сведения и поэтому требуют внимательного изучения и конспектирования, другие, где затрагиваются лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме исследования, могут быть представлены отдельными выписками. Ф. Бэкон говорил, что есть книги, которые надо только отведать, другие лучше всего проглотить и лишь немногие следует разжевать и переварить.

Обобщение собранного материала требует его систематизации и классификации. В обзоре не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя одну за другой прочитанные статьи и книги. Необходимо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и вопросами плана курсовой работы.

Таким образом, обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса по разным литературным источникам. Причем излагать свои мысли следует простым литературным языком, используя общедоступные для понимания термины. Повторное употребление того или другого слова, если это возможно, допустимо через 50–100 слов.

Научное изложение основывается, главным образом, на рассуждениях, в которых отражаются результаты исследования. Чтобы рассуждение было убедительным, оно должно быть логичным: одно положение должно вытекать из предыдущего и быть связанным с последующим. Иначе говоря, способ изложения должен быть формально-логическим. Из этого следует, что текст курсовой (дипломной) работы не должен быть эмоционально окрашен.

Научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоциональное восприятие. Студент совершает стилистическую ошибку, если прибегает к прямым публицистическим высказываниям, развернутому выражению радости, гнева, иронии и т.п.

Содержание научно исследовательской работы заключается в отражении своего собственного понимания и осмысления проблемы на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов педагогической теории и концепций со ссылкой на их авторов, доказательства каких-либо положений с привлечением цитат. Ссылка на автора и его работу очень важна для читателя. Она позволяет ему непосредственно обратиться к первоисточнику и сделать необходимые уточнения. Надо только помнить, что цитирование не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль автора курсовой работы, его понимание проблемы. В конце цитаты следует определить источник высказывания.

Материал как правило, подается от третьего лица, но обязательно предусматривается личное отношение автора к материалу («по нашему мнению..», «с нашей точки зрения…»).

В основе текста лежит общеупотребительная лексика, при этом выделят терминологическую лексику, общенаучную лексику, слова-организаторы научной мысли.

Термины занимают особое место в научном тексте, так как они несут в себе больше информации, чем другие лексические единицы. Насыщенность терминами- одна из основных стилевых характеристики научной речи. Специфика психолого-педагогической терминологии («например, «посттравматический стресс», «фрустрация») легко смешивются со словами общеупотребительными («воспитание», «школьник»). В научном тексте важна строгая систематизация термина, однозначное его толкование.

Слова-организаторы научной речи подразделяются на слова, вводящие логический контекст и могут подтверждать приведенные выше соображения (таким образом, поэтому, следовательно..). В тексте, при ссылке на высказывания (суждения) цитируемых авторов и выражении к ним отношения, И. В. Усачева, И. И. Ильясов предлагают использовать такие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет (приложение 1).

Рекомендации по составлению заключения, списка литературы и приложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключение автор должен описать проблему уже исходя их всего исследования. Описать логику, почему он выбрал эту процедуру исследования, и представить выводы, полученные в ходе работы. Причем, выводы должны соответствовать задачам, представленным в введении. На каждую задачу, представленную во введении – отдельный вывод, представленный в заключении. Описанию результатов эмпирической задачи может быть посвящено несколько выводов. ОБЪЕМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ – ДО 3 СТРАНИЦ, выводы по работе – около одной страницы. Должно быть указано достигнута ли цель и доказана ли гипотеза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Список использованной литературы является органической частью любой исследовательской работы. Он помещается после основного текста работы (после заключения) и позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований. Список литературы показывает глубину и широту изучения темы, демонстрирует эрудицию и культуру исследователя. В выпускной квалификационной работе список использованной литературы должен содержать в себе не менее 50 источников. 50 процентов данного списка должны составлять литературы за последние 5 лет.

Для удобства пользования работой литература в списке помещается не хаотично, а систематизируется в алфавитном порядке. Библиографическое описание использованной литературы должно быть представлено в соответствии с рекомендациями, описанными ниже. Список литературы оформление по новому ГОСТу

ПРИЛОЖЕНИЕ. Для более полного освещения темя и удобства пользования работой авторы могут использовать приложения, который носят обычно дополнительный или вспомогательный характер. Приложения зависят от специфики темы и могут включать в себя ксерокопии документов, творческих работ обследуемых, дополнительные графики и таблицы, освещающие полученные данные, но не вошедшие в основной текст. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОДНО ИЗ ПРИЛОЖЕНИЙ ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ ТАБЛИЦУ С ПЕРВИЧНЫМИ ДАННЫМИ ПО ВСЕЙ ВЫБОРКИ. Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее страницах и располагают в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». Каждое приложение должно иметь свой заголовок, отражающий его содержание. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №).

Требования к оформлению учебно-исследовательской работы

Общие требования

Работы оформляются на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. Текст ВКР может быть выполнен компьютерным способом через 1.5 интервала шрифтом Times New Roman с размером шрифта 14.

На каждой странице работы необходимо строго соблюдать поля:

Левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ равняется пяти знакам.

Объем

Объем ВКР должен составлять 60?90 страниц машинописного текста. Минимальный объем – 60 страниц до списка литературы.

Все страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами без всяких знаков, начиная с титульного листа и заканчивая списком использованной литературы. Титульный лист считается первой страницей, но номер на ней не ставят. Номера страниц дипломной и курсовой работы в ТГПУ обозначают на середине нижнего поля.

Текст работы должен быть разбит на разделы, и в случае необходимости на пункты и подпункты. Название и нумерация глав, разделов, параграфов, пунктов в тексте работы и в оглавлении должны полностью совпадать. Заголовки глав печатают заглавными буквами. Заголовки параграфов печатают строчными буквами. Все заголовки работы выравниваются по центру страницы и отделяются от основного текста или других заголовков пробельной строчкой. Переносы слов в заголовках исключают. Знаки препинания в конце заголовков не ставят. Если заголовок состоят из двух предложений, их разделяют точкой. Не допускается выделение заголовков другим цветом, подчеркиванием, отведением для них отдельных страниц работы. Наименования разделов, подразделов, пунктов должны быть сформулированы кратко и соответствовать их содержанию.

Каждую главу основной части текста работы, а также введение, заключение, список литературы, приложения следует начинать с новой страницы. Параграфы и пункты оформляют на новой странице только в том случае, если от текста предыдущего параграфа или пункта осталось на листе не более четверти свободного места.

Введение, заключение, список литературы и приложение не нумеруются как разделы. Главы нумеруются по порядку и обозначаются «Глава 1». Далее следует название главы. Кавычки е ставятся. Параграфы имеют двойную нумерацию. Первая цифра соответствует номеру главы, к которой относится параграф, а вторая – ее порядковый номер в данной главе. Например, 1.1. Взгляды отечественных психологов на природу детской тревожности. Смотрите так же образец оформления оглавления.

Таблицы

Цифровой материал в работе рекомендуется оформлять в виде таблиц. Таблицы должны нумероваться сквозной (единой) нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помешают над таблицей. Подчеркивать заголовок таблицы не следует. В центре над таблицей помешается надпись "Таблица" с указанием порядкового номера, затем тире и название таблицы с большой буквы. В конце заголовка точка не ставиться.

Таблица должна размешаться в тексте ВКР сразу после ссылки на нее. При переносе таблицы на следующую страницу необходимо пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи "Продолжение таблицы" с указанием ее номера.

СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Формулы

Формулы должны приводиться в общем виде, с расшифровкой входящих в них буквенных обозначений. Формулы должны нумероваться по порядку в пределах раздела арабскими цифрами. Полный номер формулы образуется из номера раздела и порядкового ее номера в разделе, разделенных точкой. Номера формул заключаются в круглые скобки и указываются слева в последней строке формулы. Номер должен быть отделен от формулы не менее, чем 2?3 пробелами. Входящие в формулу переменные и константы, соответствующие одним и тем же величинам и коэффициентам, должны иметь одинаковые обозначения и размерности в пределах всей ВКР.

Рисунки

Для лучшей наглядности и удобства сравнения используют иллюстрации. В качестве иллюстраций в работах могут быть представлены чертежи, рисунки, схемы, графики, фотографии, карты. Все иллюстрации условно называют рисунками и подписывают словом «Рисунок». Нумерация рисунков допускается как сквозная, так и по главам. Порядковый номер иллюстрации обозначается арабской цифрой без знака № и без точки. Если нумерация идет по главам, то перед порядковым номером иллюстрации ставят номер главы. В этом случае номер главы и порядковый номер рисунка разделяют точкой. Например, В гл. 4 – Рисунок 4.1; Рисунок 4.2 и т.д. Если в работе один рисунок его не нумеруют. Подпись или название иллюстрации помещают под иллюстрацией и всегда начинают с заглавной буквы. В конце подписи точку не ставят, например:

Рисунок 5 – динамика работоспособности учащихся в течение учебного дня

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Цитаты и библиографические ссылки

При оформлении работы следует помнить, что цитаты должны применяться тактично по принципиальным вопросам и положениям. Не рекомендуется обильные цитирования (употребление двух и более цитат подряд). Не допускается соединять две цитаты в одну.

Могут быть пропущены отдельные слова, словосочетания, фразы в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора не будет искажена пропуском, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием. При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику. Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно закавычиваются. На каждую цитату обязательно должна быть оформлена библиографическая ссылка. Применение чужих мыслей, цитат без ссылки на источник расценивается по закону об авторском праве как плагиат.

Перефразированная, т.е. пересказанная своими словами цитата, не подлежит закавычиванию, но оформляется библиографическая ссылка. В случае использования прямой цитаты в библиографической ссылке ставится номер страницы в первоисточнике, на которой находится заимствованный текст.

Библиографические ссылки оформляют в тексте работы до или после цитаты в квадратных скобках.

Если фамилия автора и заглавие книги вошли в основной текст работы, то в ссылке, оформленной в круглых скобках, эти сведения не повторяют, а приводят недостающие элементы описания. Например: Л. А. Гордон, Э. В. Клопов в своей книге «Человек после работы» [14] подчеркивают, что…

Если описание цитируемого документа включено в список использованной литературы и пронумеровано, то ссылку оформить следующим образом в квадратных скобках. В них указывают номер, под которым дано полное описание документа. Например: Л. А. Гордон, Э. В. Клопов [14. С. 81] подчеркивают, что…

Оформление списка использованной литературы

Авторам рекомендуется на выбор три варианта заглавия списка:

ЛИТЕРАТУРА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Сведения о книгах в списке литературы должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство и год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого автора и слова "и другие". Заглавие книги следует приводить в том виде, как оно дано на титульном листе книги. Название места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже. Допускается сокращение названия только для городов Москва (М) и Санкт-Петербург (СПб).

Примеры библиографического описания документов

Книги одного автора

Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский. ? М. : Академия, 2006. ? 13 с.

Книги нескольких авторов

Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. ? 4-е изд., стереотип. ? М. : Академия, 2007. ? 206 с.

Книги под редакцией

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : учебное пособие / авт. : Е. А. Дубровская [и др.] ; под ред. : Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. ? М. : Академия, 2002. – 255 с.

Ресурсы Internet

Педагогика как наука и как учебный предмет [Электронный ресурс] : Тез. докл. междунар. научн.-практ. Конф. (26 ? 28 сентября 2000 г.) / Науч. Ред. Н. А. Шайденко ; Электрон. Версия. Р. П. Будакова. – Электрон. дан. – Тула ; М., 2000 ? 2001. ? Режим доступа : http://oim.ru.

Ресурсы Internet.

Педагогика как наука и как учебный предмет [Электронный ресурс] : Тез. докл. междунар. научн.-практ. Конф. (26 ? 28 сентября 2000 г.) / Науч. Ред. Н. А. Шайденко ; Электрон. Версия. Р. П. Будакова. – Электрон. дан. – Тула ; М., 2000 ? 2001. ? Режим доступа : http://oim.ru.

Статьи из журналов

Лушин, С. И. О денежных реформах в России // Финансы. – 2000. ? № 5. ? С. 25 ? 29.

Часть ресурса удаленного доступа

Краснова, О. В. Развитие информационной культуры личности как профессионально-педагогическая проблема // Образование исследовано в мире : [Электронный ресурс] / Под потранажем Рос. Академии образования, ГПНТБ им. К. Д. Ушинского. – Электрон. дан. – М. : OIM.RU, 2000 ? 2002. – Режим доступа : http://www.oim.ru., свободный.

ПО КАЖДОЙ ГЛАВЕ ДЕЛАЕТСЯ РЕЗЮМЕ (БЕЗ ВЫДЕЛЕНИЯ ВЫВОДОВ В ОТДЕЛЬНЫЙ ПАРАГРАФ).

Идеальное соотношение теоретической и практической частей должно составлять 50 % на 50 %. Допускается соотношение, при котором на практическое исследование отводится 30 % объема работы (до списка литературы), в случае малоизученнности проблемы в теоретическом плане.

Организация и процедура защиты выпускной квалификационной работы

Государственная аттестационная комиссия (ГАК) по защите ВКР организуется ежегодно и действует в течение календарного года. Состав ГАК утверждается ректором ТГПУ.

Заседание ГАК считается правомочным, если в ее работе приняли участие не менее двух третей ее состава.

На защиту студент предоставляет:

Доклад (не раздается членам комиссии),

Аннотация (раздается каждому члену комиссии),

Рецензия (1 экз),

Отзыв руководителя (1 экз.)

Продолжительность защиты одной выпускной работы не должна превышать 30?40 минут. Перед защитой на студента может быть сделано представление (особые работы в области НИР). Студент представляет комиссии аннотацию на ВКР (СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ 13).

Далее для сообщения содержания выпускной работы студенту предоставляется 5?10 минут. Примерная схема доклада приведена в ПРИЛОЖЕНИИ 14. В докладе выпускник должен продемонстрировать владение темой и содержанием ВКР.

На защите допускается зачитывать сообщение по заранее написанному тексту. После доклада студенту задают вопросы сначала члены ГАК, а затем, с разрешения председателя ГАК, присутствующие в зале заседания. Вопросы могут быть связаны непосредственно с тематикой выпускной работы, а также с выяснением уровня знаний по дисциплинам учебного плана специальности. По решению председателя ГАК оглашается отзыв руководителя, разрешается выступить членам ГАК и присутствующим в зале заседания. После заключительного слова студента защита заканчивается, о чем объявляет председатель ГАК.

Окончательная оценка студента, выносимая ГАК, определяется многими факторами, в том числе: актуальностью темы, степенью сложности и глубиной проработки решаемых вопросов, качеством выполнения и оформления, содержанием и логикой изложения материала в докладе, обоснованностью ответов на поставленные в ходе защиты вопросы.

Три основные критерия оценки:

Качество работы,

качество доклада,

качество ответов на вопросы комиссии.

Решение выносится коллегиально всеми членами комиссии.

Результаты защиты ВКР объявляются в тот же день после оформления протокола заседания ГАК.

Приложение

Приложение 1

Языковые клише научного стиля, используемые при выполнении всех видов научно-исследовательских работ студентов

Смысловой компонент жанра Клише научного стиля

 1

Актуальность проблемы (темы), которой посвящен обзор В современной (какой) науке особенную остроту приобретает тема (какая); актуальна проблема (чего); внимание ученых (критиков, искусствоведов и т. д.) привлекают вопросы (чего).

 2

Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) Существует обширная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии). Эта проблема рассматривается в следующих работах.  3

Описание основных подходов Среди ученых, занимающихся проблемой (какой), нет единой концепции (чего). Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существуют три (две) основных точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что... В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения.  4

Изложение сущности различных точек зрения Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чем). Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что). Этой точки зрения придерживается (кто). Третий подход представлен в работах (чьих) и сводится (к чему). Автор (кто) считает (что), автор выдвигает положение, концепцию, теорию (какую), как считает (кто), по мнению (кого), с точки зрения (кого). Сущность (суть), основное положение (чего) состоит, заключается (в чем), сводится (к чему). Согласно теории, концепции, трактовке (чего), согласно точке зрения (чьей), согласно мнению (кого, о чем)...  5

Сравнение точек зрения Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого), придерживается тех же взглядов, что и (кто); позиция автора близка взглядам (кого); автор опирается на концепцию (какую, чью); автор является представителем школы (какой); автор разделяет мнение (кого) по вопросу... (Что) объединяет (кого с кем) во взглядах (на что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) так же, как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу (какому). Различие. Точка зрения (кого) коренным образом отличается от взглядов (кого на что); значительно/незначительно, принципиально отличается (от чего). (Что) диаметрально противоположно (чему). (Что) отличается (от чего) тем, что... Если (кто) утверждает (что), то (кто) считает, что...  6

Отношение к рассматриваемым точкам зрения Согласие/несогласие. Трудно согласиться (с чем). Трудно принять точку зрения (какую). Нельзя принять утверждение (кого о чем), потому что... Можно согласиться (с чем). Оценка. Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы (чего). Нельзя не отметить достоинство (чего в чем).  7

Мотивированный выбор точки зрения Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения (кого). Таким образом, можно остановиться (на чем), так как... Мы принимаем точку зрения (кого), исходя из следующих соображений... Мы считаем наиболее убедительными аргументы (кого). Неоспоримость доводов (кого) заключается в том, что описание результатов экспериментов (кого) представляется вам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения (кого).  

Приложение 2

Образец оформления титульного листа курсовой работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Специальность «Педагогика и психология»

Курсовая работа

«Социально-психологические факторы дезадаптации личности»

Выполнил:

студент III курса, группы № 841

_________________________

Проверил:

_________________________

Томск - 2010

Приложение 3

Темы курсовых работ

Приложение 4

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

Выпускник имеет право:

На получение темы выпускной квалификационной работы.

Не предложение своей тем ВКР с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

На частичную коррекцию или полное изменения названия и содержания ВКР при согласовании с руководителем с указанием обоснования необходимости.

На руководство ВКР со стороны квалифицированного специалиста, утвержденного распоряжением декана ФПСОР.

На консультации по основным разделам ВКР заведующего кафедры в случае возникновения спорных моментов.

На получение проверенной работы в 2-хнедельный срок после преставления.

Выпускник обязан:

Получить и принять к исполнению задание по выполнению ВКР, выданное руководителем.

Периодически, систематически отчитываться о ходе выполнения ВКР по плану, согласованному с руководителем.

Представить в сроки, согласно Положения о ВКР, полностью выполненную работу для проведения пробной (предварительной) защиты на выпускающей кафедре.

Сверить тему выполненной ВКР с темой, заявленной в приказе.

Представить выполненную и сброшюрированную работу за 2 недели до защиты.

1 2