">
Экономика Экономика предприятия
Информация о работе

Тема: Экономика предприятий. Обзорная лекция

Описание: Цели и задачи создания и развития предприятия. Рыночная модель предприятия. Общая и производственная структура. Экономическая и социальная эффективность производства. Кадры предприятия, производительность труда, оплата труда. Планирование и прогнозирование развития.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономика предприятия.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 38
Поднять уникальность

Похожие работы:

Экономика предприятий. Обзорная лекция

 

 для студентов V курса специальности 061100 - «Менеджмент организации»

 

Кафедра Экономики предприятий и предпринимательства

 

Автор:  д.э.н. Л. Я. Аврашков

 

Вводная часть

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу «Микроэкономика» («Экономика предприятия») подготовленная доцентом кафедры «Экономика предприятия и предпринимательства» ВЗФЭИ Аврашковым Л.Я.

Микроэкономика - одна из первых специальных дисциплин, изучаемых в нашем институте. Основная цель, которую мы хотели бы достичь в процессе преподавания данной дисциплины, - изучение главных позиций рационального ведения хозяйственной деятельности и выработка умения применять различные методы анализа для принятия оптимальных решений на уровне фирм, компаний и организаций.

Важнейшая задача предлагаемого курса - раскрытие и анализ возможностей экономического роста на предприятии. Таким образом, в отличие от макроэкономики, которая изучает поведение Экономической системы (народного хозяйства) в целом, микроэкономика рассматривает экономические процессы, происходящие на уровне фирм, компаний, предприятий.

В ходе ведения экономики предприятия постоянно возникают вопросы, требующие решения: как должна работать экономика предприятия и от чего зависит эффективность ее ведения, как стимулировать высокопроизводительный труд, какие факторы определяют успех в конкурентной борьбе и т.д.

Опыт работы компаний и фирм в условиях рыночной экономики, имеющийся в зарубежных странах, особенно в промышленно развитых, нельзя просто переносить на российскую почву. Необходима его адаптация с учетом традиций и особенностей российских хозяйственников.

Вместе с тем идет и поиск новых, рыночных форм и методов ведения экономики предприятия.

При этом можно выделить два основных и взаимосвязанных направлений этого поиска:

-           первое - практическая апробация новых форм ведения экономики предприятия; то есть руководители предприятия, изучая и формируя то, что называется, цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых форм хозяйствования;

-           второе - выработка рыночного экономического мышления путем обучения кадров, как с помощью системы профессионального образования, так и помощью учебников, учебных пособий и другой методической литературы.

В отведенные нам на изучение курса микроэкономики 40 часов мы сможем разобраться только в основах данной науки, получить главные каналы теоретической и практической информации, ориентируясь на которые, Вы сможете в дальнейшем самостоятельно расширить свои знания в решении проблем эффективного функционирования предприятий в условиях рыночной системы хозяйствования.

Каждому студенту предоставляется набор (кейс) учебно-методических материалов по микроэкономике, включающий в себя следующие компоненты (составляющие):

1.        Обзорную (установочную) лекцию по «Экономике предприятий».

2.        Программу по дисциплине «Экономика предприятий»( в дальнейшем – Программа).

3.        Учебник «Экономика предприятия», изданный под редакцией профессора В.Я. Горфинкеля и профессора В.А.Швандара (М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998); (в дальнейшем – Учебник).

4.        Компьютерную обучающую программу (КОРП) по дисциплине «Экономика предприятия»; (в дальнейшем - Компьютерная программа).

Кроме того, к Вашим услугам - фонды библиотеки ВЗФЭИ, в которых имеется обширная справочная, учебная, научная и методическая литература.

Дополнительно к стандартному набору учебно-методических материалов мы рекомендуем Вам воспользоваться следующими изданиями:

1.        Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. В.П.Грузинова. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

2.        Предпринимательство: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка,В.А.Швандара - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

3.        Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Пер. с англ.в 2-х т. М.: Республика, 1992.

4.        Раицкий К.А., Экономика предприятия : Учебник для ВУЗов. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.

5.        Швандар В.А., Просолова В.П., тесты и задачи по курсу «Экономика предприятия».М: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

В вышеуказанном списке представлена литература, охватывающая курс в целом, дополнительную литературу по каждой отдельной теме Вы найдете в Программе и Учебнике. Рекомендуемая Вам литература отражает картину современной экономики, как в народном хозяйстве России, так и промышленно-развитых зарубежных стран.

Учебник «Экономика предприятия» / Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара - М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 - является основным учебником для студентов в ВЗФЭИ третьего курса специальностей «Менеджмент» и «Экономика и социология труда». Он подготовлен в соответствии с программой для специальности 0602 «Экономика и управление производством», специализация «Менеджмент» (на базе высшего образования), а также для всех общеэкономических специальностей и содержит комплексное изложение вопросов экономики, планирования и управления на предприятии в условиях рыночной экономики.

Учебник В.Грузинова также дает представление о характере ведения экономики предприятия, оценке ее результативности, формах и методах хозяйствования в условиях рынка.

Можно выделить следующие основные особенности двух вышеобозначенных учебников в сравнении с другой аналогичной учебной литературой:

-           во-первых, они содержат информацию о том, к чему пришла теория и практика в решении вопросов эффективного функционирования предприятий в условиях рыночной системы хозяйствования;

-           во-вторых, изложение теоретических и практических аспектов ведения экономики предприятия исходит не из Постановлений Правительства и Парламента России(что характерно в прошлом, да и сейчас зачастую, имеет место), а из реалий практики и достижений теоретической мысли;

-           в-третьих, материалы, на основе которых написаны учебники, взяты из практики функционирования российских предприятий и рассматриваются в сравнении с опытом работы зарубежных компаний и, прежде всего, США;

-           в-четвертых, логика и форма изложения рассчитаны на оказание помощи предпринимателю в ведении экономики: в учебниках шаг за шагом прослеживается организация этого ведения.

Такие подходы делают доступными и полезными вышеобозначенные учебники, как для студентов, так и для преподавателей, руководителей предприятий и лиц, интересующихся формами и методами ведения бизнеса в рыночных условиях.

Следует отметить, что между макроэкономикой и микроэкономикой нет четко ограниченной границы. Многие темы и разделы экономики входят в оба эти понятия. В связи с этим книга Макконела К.Р., Брю С.Л. Экономикс: «Принципы, проблемы и политика», где представлены теоретические принципы рыночной экономики, является весьма полезной для углубленного изучения и формирования рыночных подходов в предпринимательской деятельности предприятия, фирмы.

Конечно, будет только приветствоваться, если Вы решите пользоваться специализированными периодическими изданиями (научными, научно-техническими журналами, справочниками, газетами) такими как:

??                   Вопросы экономики. - М: Институт экономики РАН;

??                   Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат;

??                   Экономика и жизнь. Еженедельник - М.;.

??                   Финансовая газета;

??                   Коммерсант - DAILY.

Таким образом, в настоящее время нет недостатка в экономической литературе. Скорее, наоборот, для студентов, по характеру своей производственной деятельности далеких от экономики предприятия, проблема состоит в том, чтобы правильно сориентироваться в изобилии предлагаемых учебников, учебных пособий, специализированных изданий. Именно с этой целью мы назвали Вам наиболее интересные и полезные издания, на которые следует обратить первостепенное внимание.

Подчеркивая важность приобретения надежных экономических знаний, мы все же убеждены: никакое количество теоретических исследований не сможет дать Вам того, что дает внешне простая производственно-хозяйственная деятельность. Именно практика дает возможность использовать теоретические разработки ученых для рационального ведения экономики предприятия.

Как указывалось выше, Вашей базовой опорой в освоении основ экономики предприятия должен стать стандартный набор (кейс) учебно-методических материалов.

Как им пользоваться?

1.       Приступая к изучению дисциплины «Экономика предприятия», проработайте настоящую обзорную (установочную) лекцию. Это позволит Вам ознакомиться с рекомендуемыми способами самостоятельной работы, с требованиями, которые предъявляются в ходе изучения данного курса и с формами отчетности и контроля за усвоением материала, а также получить представление об общей структуре курса и основных его проблемах.

2.       Рекомендуем Вам внимательно ознакомиться с Программой курса. В ней Вы найдете подробный тематический план, краткое изложение дисциплины, а также перечень основной и дополнительной литературы.

3.       После этого можно приступать к работе с традиционным Учебником и Компьютерной программой (КП). Компьютерная программа не заменяет и не отменяет учебник, она дополняет его, служит своеобразным сжатым вариантом учебника и одновременно - более развернутой формой текущего контроля и самоконтроля за правильностью усвоения материала.

Проработку каждой темы следует начинать с изучения соответствующей главы Учебника, выделяя для себя основные понятия, категории, показатели и устанавливая связь имеющихся и приобретенных знаний, с Вашим повседневным опытом, с практикой работы в малом или большом бизнесе.

Мы хотели бы предостеречь Вас от видимой легкости и понятности экономических категорий.

Практически каждый имеет свое представление о таких категориях, как «издержки производства», «цена», «прибыль», «рентабельность». Эти экономические категории зачастую отягощены значениями, данными ему обыденным сознанием и здравым смыслом непрофессионалов - «простых» людей.

Наше обыденное упрощенное понятие довольно часто сбивает нас с правильного курса, приводя к неправильным выводам и решениям.

В связи с этим рекомендуем усвоить очень важное правило: прежде чем пользоваться тем или иным понятием, дайте его определение, сформулируйте, что Вы имеете в виду, употребляя тот или иной термин. Это будет способствовать строгости в организации Вашего мышления, облегчает другим задачу адекватного понимания.

Необходимо составить логическую схему каждой главы, выделив ее основные понятия. Проверить себя Вы можете с помощью компьютерной обучающей программы (КОПР). Ее структура соответствует структуре Программы и Учебника по экономике предприятия (Учебник содержит большее количество тем, нежели это предусмотрено Программой).

В Компьютерной Программе - электронном варианте Учебника - содержится краткий, сжатый конспект основных тем курса, выделены ведущие понятия и проблемы каждой темы, изложены главные экономические категории и представлены основные направления в экономике.

В завершении каждой темы предлагается выполнить задания для самоконтроля полученных знаний. Задания в КОПР предполагают выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Выбрав правильный на Ваш взгляд вариант ответа, можно сразу проверить, соответствует ли он истине.

В завершение изучения учебного материала по всему курсу предлагаются контрольные задания. Результаты такого итогового тестирования можно обсудить с преподавателем во время индивидуальной или групповой консультации.

По пройденному материалу выполняется курсовая работа, при положительной оценке проводится ее защита, а финалом изучения данной учебной дисциплины является экзамен.

Таким образом, прослеживается следующая последовательность изучения дисциплины «Экономика предприятий»:

-           посещение лекционных занятий;

-           самостоятельная работа с Учебником и Компьютерной программой;

-           написание курсовой работы;

-           защита курсовой работы;

-           экзамен.

В организационном плане каждое звено является необходимой ступенькой для следующего этапа.

Следует отметить, что тестовые задания компьютерной программы, курсовая работа и экзамены преследуют разные цели.

Задания по самопроверке и проверке, предлагаемые в Компьютерной Программе, предполагают контроль за тем, правильно ли Вы усвоили основные экономические понятия, определения, критерии, показатели, можете ли Вы их воспроизвести, логически соотнести друг с другом. Можно считать, что это своеобразный контроль механических способностей Вашей памяти.

Курсовая работа представляет гораздо более сложную форму контроля знаний. Поэтому особое внимание следует обратить на то, чтобы ее содержание не носило отвлеченный характер.

Курсовая работа должна базироваться на практических материалах конкретного предприятия, фирмы, содержать технико-экономические показатели работы за ряд лет (2-3 года), на которых строится ее расчетно-аналитическая часть.

По результатам расчетно-аналитической части в заключении нужно сделать выводы и внести предложения, направленные на улучшение технико-экономических показателей. Цель курсовой работы - выяснить Ваше умение отбирать из большого объема информации конкретный материал, непосредственно относящийся к теме курсовой работы, умение анализировать отобранный материал, сопоставлять цифровую информацию, логически размышлять по вопросам экономики. Таким образом, курсовая работа - это скорее проверка Ваших логических и аналитических способностей. Окончательная оценка курсовой работы выставляется после ее защиты.

И, наконец, на экзамене Вы должны продемонстрировать свои знания и способности в полном объеме.

Вместе с тем мы не считаем, что успешная защита курсовой работы и сдача экзамена являются окончательными позициями в изучении экономики. Главное, чтобы у Вас после всех этапов изучения курса «Микроэкономики» появился профессиональный интерес к экономическим расчетам, логическим сопоставлениям, формированию конкретных выводов и предложений.

 

Прейдем теперь к обзору учебного материала по курсу «Экономика предприятия».

В отличие от многих специальных курсов особенностью данного курса является то, что окончательные выводы и оценка различных вариантов производственно-хозяйственных ситуаций в экономике строятся на использовании соответствующих математических инструментов - моделей, формул. Этим самым достигается наиболее объективная оценка конкретного технико-экономического состояния анализируемого объекта, а, следовательно, появляется возможность принимать не интуитивные, а наиболее рациональные управленческие решения.

В этом смысле, «Микроэкономика» в какой-то мере сближается (ориентирована) на точные науки, что делает ее привлекательной для студентов, хорошо освоивших математику и статистику, и, вместе с тем, создает определенные трудности для глубокого понимания курса студентами, не достаточно хорошо владеющими элементным математическим аппаратом. Однако главным фактором успешного изучения «Микроэкономики» для всех студентов является добросовестное, последовательное прохождение всех этапов подготовки данной учебной дисциплины.

Курс «Микроэкономики содержит четырнадцать основных тем, каждая из которых включает ряд вопросов.

 

Тема 1. Цели и задачи создания и развития предприятия

Первая тема рассматривает три вопроса:

1.       Предприятие - основное звено рыночной экономики;

2.       Организация и развитие собственного дела;

3.       Малые предприятия и их развитие.

Из этой темы Вы поймете, что в условиях рыночных Отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию.

Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, устанавливаются оптимальные объемы производства и реализации продукции. Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который ЯРКО проявляется в конкуренции. Конкуренция - это важное средство контроля в рыночной системе. Конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, близкого к соответствующим издержкам производства; она заставляет предприятия применять новую технику и прогрессивную технологию, современные методы организации труда и производства.

Для создания нового предприятия необходимо пройти ряд этапов, начиная от определения состава учредителей, и разработки учредительных документов, и кончая регистрацией предприятия. При создании предприятия, связанного с производственной деятельностью, целесообразно разрабатывать технико-экономическое обоснование (ТЭО). Именно при разработке этого документа проявляется Ваша квалификация специалиста - менеджера.

В последнее время выявился небывалый рост мелкого предпринимательства, где не требуется значительных капиталов, оборудования и сырьевых ресурсов.

Малые предприятия, прежде всего, эффективны в производстве потребительских товаров. Преимущества малых предприятий: их приспособленность к запросам клиентуры, исключение лишних звеньев управления, расширение предпринимательской деятельности среди различных слоев населения с полным использованием его творческого потенциала.

 

Тема 2. Рыночная модель предприятия

Вторая тема относительно небольшая по объему. При изучении данной темы необходимо усвоить, что цель функционирования и главный результат деятельности предприятия - прибыль. В стремлении увеличить объем прибыли предприятие обладает четырьмя степенями относительной свободы: возможностью установления цен, формирования затрат на производство и реализацию продукции, выбора номенклатуры и ассортимента продукции, определения объемов производства в натуральном измерении. Последнее зависит во многом от проводимых на предприятии маркетинговых исследований, а также качества выпускаемой продукции.

 

Тема 3. Общая и производственная структура предприятия

Третья тема носит как экономический, так и технический характер. Изучая эту тему, Вы выясните суть общей и производственной структуры предприятия, определите типы организации производства, факторы, влияющие на производственную структуру. В условиях рыночной экономики следует обратить внимание на возможность снижения численности управленческого аппарата и вспомогательных служб предприятия.

 

Тема 4. Экономическая и социальная эффективность производства

В четвертой теме раскрывается сущность обобщающего критерия экономической эффективности общественного производства - производительности общественного труда, а также рассматриваются важнейшие показатели этой эффективности.

В этой теме Вы впервые знакомитесь с методиками расчета частных показателей материальности, фондоемкости, трудоемкости, а также с показателями общей и сравнительной экономической эффективности в сфере материального производства. В зависимости от уровня объекта - народное хозяйство, отрасль, предприятие, - исходной цифровой базой для расчета показателей служат как государственные статистические материалы (Российский статистический ежегодник, - М: Госкомстат , 1999), так и статистическая информация отдельных отраслей и предприятий. Третьим обязательным элементом после основных и оборотных фондов, который необходим для осуществления производительного процесса, является рабочая сила (живой труд).

 

Тема 5. Кадры предприятия, производительность труда, оплата труда

В пятой теме Вы знакомитесь с различными категориями трудящихся, с эффективностью использования живого труда, с оплатой труда в условиях рыночной экономики. Важно знать не только резервы повышения производительности труда, но и уметь рассчитывать влияние отдельных факторов на изменение уровня производительности труда. С этой целью Вас знакомят с несложными формулами расчета, а Вам следует правильно отбирать цифровую информацию для проведения соответствующих расчетов. Следует обратить внимание на изменение подходов к оплате труда в условиях рынка, при которых каждый предприниматель может выбирать такую систему оплаты труда, которая в наибольшей степени соответствует конкретным условиям производства.

 

Тема 6. Имущество предприятия

Шестая тема включает два больших самостоятельных вопроса:

-           Основные фонды предприятия,

-           Оборотные средства предприятия.

Вам важно уяснить, что основные производственные фонды длительно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно по частям переносят свою стоимость на изготовляемый продукт, в то время как оборотные фонды целиком переносят свою стоимость на изготовляемый продукт в каждом (одном) производственном цикле. Оборотные фонды, переходя из сферы производства в сферу обращения, образуют фонды обращения. Совокупность оборотных фондов и фондов обращения представляет оборотные средства предприятия. И основные фонды, и оборотные средства входят в состав имущества предприятия, и от эффективности использования этого имущества зависят конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Важно знать и уметь рассчитывать и анализировать показатели эффективности использования основных и оборотных фондов, оборотных средств. Методики их расчета просты, но надо знать и правильно использовать те формулы расчета показателей, которые отражают специфику анализируемого производства. Рекомендуется обратить внимание на поиски возможности ускорения оборачиваемости оборотных средств в условиях острой их нехватки у большинства предприятий.

 

Тема 7. Планирование и прогнозирование развития предприятия

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближайшую перспективу своего развития. Отсюда возникает необходимость разработки оптимальных планов развития предприятия. Следует усвоить систему показателей плана, содержание его разделов. Особенно следует остановиться на содержании и порядке разработки бизнес-плана, который относится к планированию предпринимательской деятельности и широко применяется в зарубежной, а теперь и в отечественной практике. Специфическое значение и необходимость разработки бизнес - плана возникают при получении кредитов, необходимых для успешного развития предприятия.

Тема 8. Производство и потребление продукции

Восьмая тема рассматривает процессы согласования возможностей производства и потребления продукции. Вам необходимо уяснить, что эффективная работа производства может быть обеспечена лишь высоким техническим

уровнем производства, четкой организацией производства и, подбором, расстановкой, воспитанием и повышением квалификации кадров, высокой производственной, трудовой и исполнительской дисциплиной работников, надлежащим использованием информационных ресурсов. При этом важным элементом в определении оптимальных объемов производства и потребления продукции является маркетинг.

 

Тема 9. Научно-технический прогресс и его экономическая эффективность

Тема девять является самой объемной и включает следующие вопросы:

1.        Научно-технический потенциал страны;

2.        Научно-технический прогресс и интенсификация производства;

3.        Нововведения и инвестиции на предприятии;

4.        Эффективность научно-технического прогресса и инвестиций.

Эта тема довольно своеобразна. С одной стороны она включает материал, доступный для понимания и усвоения человеком, не имеющим никакой экономической подготовки, с другой стороны в ней рассматриваются довольно сложные методические подходы по экономической оценке эффективности мероприятий научно - технического прогресса и инвестиций в эти мероприятия.

Для глубокого восприятия второй позиции этой темы необходимы терпеливое добросовестное и желательно заинтересованное отношение к изучению соответствующего материала.

Именно восприятие или наоборот неприятие этой темы во многом определяет Ваш творческий потенциал экономиста - теоретика и Вашу профессиональную подготовленность в целом. Заинтересованный студент познакомится и внимательно изучит теоретическую концепцию «приведенных затрат», разработанную выдающимся теоретиком социалистической экономики В.В. Новожиловым, изучит современные методические подходы к оценке эффективности инвестиций в мероприятия научно - технического прогресса, соответствующие теоретическим подходам, принятым в зарубежных экономически развитых странах и в то же время учитывающих специфику современной экономики России. Практическое значение усвоения этой темы состоит в том, что любой вариант предполагаемого решения в области внедрения новой техники или прогрессивной технологии требует экономического обоснования каждого варианта и выбора оптимального из двух или нескольких вариантов. Таким образом, экономист - менеджер еще на стадии «идеи», а затем и на стадии технико - экономического обоснования несет ответственность за ожидаемый уровень эффективности производства и его конечные результаты после практической реализации соответствующего проекта. Определяя эффективность проекта, экономист, в конечном счете, дает «добро» или «отвергает» тот или иной вариант технического решения.

 

Тема 10. Формы организации производства

При изучении десятой темы необходимо обратить внимание на то, что все четыре формы общественной организации производства - концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование - в условиях рыночной экономики получают новое звучание. Наряду с концентрацией производства широкое развитие приобретают мелкие и средние предприятия. Происходит углубленное развитие специализации и кооперирования в результате расширения производства (отдельных компонентов, частей технологического процесса) на небольших, узкоспециализированных предприятиях. Также следует обратить внимание на особенности комбинирования в разных отраслях промышленности. Одна из ключевых позиций этой темы - методика определения экономической эффективности отдельных форм организации производства. Овладев экономическими подходами данной методики, Вы сможете принимать решения по оптимальным размерам производства, по ожидаемым срокам окупаемости капитальных вложений в развитие концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства.

 

Тема 11. Качество, стандартизация и сертификация продукции на предприятии

Одиннадцатая включает четыре вопроса:

1.       Показатели качества продукции,

2.       Управление качеством продукции,

3.       Стандартизация и сертификация продукции,

4.       Экономическая эффективность повышения качества продукции.

При изучении данной темы Вам следует сосредоточить внимание на той позиции, что качество выпускаемой продукции является самым главным фактором, обеспечивающим расширение сегментов рынка, рост прибыли и, в конечном, процветание предприятия. Работы по повышению качества целесообразно проводить в рамках системного управления, охватывающего весь жизненный цикл продукции - от проектирования до потребления и утилизации. Управление качеством продукции базируется на стандартизации, которая определяет прогрессивные требования к этой продукции, а конечная оценка качества определяется посредством сертификации, включающей испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции и контроль за последующим ее производством. К сожалению, мероприятия по повышению качества продукции практически всегда связаны с дополнительными затратами как текущими, так и единовременными.

Соотношение положительных результатов от повышения качества продукции и дополнительных затрат предполагает проведение экономической оценки эффективности повышения качества продукции. Методики подобной экономической оценки различны по уровню своей сложности, по специфике объекта, подлежащего оценке, по степени достоверности конечных результатов расчета. Усвоив рекомендуемые в курсе методические подходы, Вы сможете успешно решать поставленные задачи и делать объективные выводы по эффективности различных вариантов повышения качества продукции.

 

Тема 12. Себестоимость продукции, доход, рентабельность

Тема двенадцатая включает два вопроса:

1.        Себестоимость продукции,

2.        Доход, прибыль рентабельность.

Себестоимость как экономическая категория, чрезвычайно важна и в теории и в практике промышленного производства Она объединяет все текущие затраты на производство и реализацию продукции: материальные затрата (сырье, материалы, топливо, энергия), затраты средств труда (амортизация), затраты живого труда (зарплата). В современной экономике России себестоимость является основой ценообразования конкретных видов продукции. Следует отметить, что снижение себестоимости продукции является одним из трех важнейших направлений увеличения прибыли, т.е. себестоимость оказывает непосредственное влияние на конечный результат хозяйственной деятельности предприятия. Отсюда возникает необходимость выделять основные технико-экономические факторы, влияющие на уровень себестоимости, и уметь рассчитывать возможное снижение издержек производства по этим факторам.

Как указывалось выше, прибыль является целью и абсолютным конечным результатом производственно - хозяйственной деятельности предприятия. Она формируется как разница между доходами и расходами по всем видам деятельности предприятия.

Прибыль как всякий положительный эффект достигается путем соответствующих затрат. Отношение прибыли к затратам (текущим или единовременным) представляет собой рентабельность-относительный показатель эффективности производственно - хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, для оценки эффективности предпринимательской деятельности, для формирования правильных выводов и рациональных предложений Вы должны освоить методику и рентабельность всех видов.

 

Тема 13. Ценообразование и ценовая политика предприятия

Необходимость изучения цены как экономической категории диктуется особой ее ролью в рыночной экономике. Степень востребованности любого вида продукции (товара) на рынке проявляется через цену. Цена является связующим звеном между производителем и потребителем продукции . Без квалифицированного умения рассчитывать, планировать и прогнозировать уровень различных видов цен, невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Успех любого коммерческого предприятия во многом определяется ценовой политикой, которая включает следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика установления цены.

Именно, на последней позиции хотелось бы остановить Ваше внимание, так как любой ошибочный или недостаточно продуманный шаг в методике ценообразования немедленно отразится на динамике продаж продукции и рентабельности производства.

 

Тема 14. Оценка финансового состояния предприятия

Тема четырнадцатая выходит из ряда стандартных тем настоящего курса. Она введена в курс «Микроэкономики» не в связи с тем, что в условиях рыночной экономики и новых форм хозяйствования сталкиваются с рядом ранее не возникавших проблем. Одна из них - квалифицированный выбор партнера на внутреннем или внешнем рынках, поскольку от этого зависит эффективность будущего сотрудничества. Основным источником первичной информации об устойчивости финансового состояния партнера является бухгалтерская отчетность. В рыночной экономике отчетность предприятия базируется на обобщении данных бухгалтерского учета и выступает информационным звеном, связывающим предприятия с обществом и их партнерами, которые являются пользователями информации о деятельности предприятия.

Сложность изучения данной темы, сложность проведения расчетов отдельных показателей оценки финансового состояния предприятия, сложность понимания экономического смысла этих показателей заключается в том, что Вы не владеете еще знаниями по бухгалтерской отчетности, бухгалтерского учета и анализа. Понимая сложность Вашего положения, мы постарались максимально конкретизировать методику расчета отдельных показа с использованием двух форм бухгалтерской отчетности:

-           Форма №1 «Бухгалтерский баланс»,

-           Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Мы надеемся, что, несмотря на определенные трудности, Ваш заинтересованный подход к изучению и пониманию данной темы позволит Вам успешно овладеть методикой расчета показателей финансового состояния предприятия, методикой рейтинговой оценки предприятия и оценки его потенциального банкротства.

Завершая установочную лекцию по «Микроэкономике», хочется пожелать Вам интересных открытий и пополнения Вашего экономического багажа уже в процессе изучения курса, с обзором основных тем и структурой которого Вы только что ознакомились. Надеемся, что Компьютерная Программа послужит Вам в этом надежной опорой.


Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.