">
Экономика ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ» ОБНИНСКИЙ ИНСТИУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ УТВЕРЖДАЮ И.о. декана СЭФ ____________ __Найденкова К.В._ (подпись) (И.О. Фамилия) “______”____________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Макроэкономика __________________________________________________________________________ ( Наименование дисциплины) 080500.62 Бизнес-информатика _______________________________________________________________________________________________________________ (Код (шифр), наименование направления подготовки (специальности) ФГОС) Электронный бизнес _______________________________________________________________________________________________________________ (Профиль направления) ______________________________________________________________________________________________________________ Название программы бакалавриата _________________________________бакалавр_________________________________ (Квалификация (степень) выпускника) очная _________________________________________________________________________ Форма обучения (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) г. Обнинск 2011г. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика» Автор(ы)__к.э.н. Аброськин Петр Николаевич (ученое звание, степень, должность, фамилия, инициалы ) Рецензент(ы)___к.э.н. Найденкова К.В.______________________________________ (ученое звание, степень, должность, фамилия, инициалы ) Рабочая программа одобрена на заседании кафедры__ЭЭММИ__________________ утверждена 30 августа 2011 года, протокол № 9. И.о.зав. кафедрой___ЭЭММИ_______ _____________ _Здоровцев П.А.____ (наименование кафедры) (подпись) (И.О. Фамилия) Рабочая программа учебной дисциплины согласована с председателем учебно- методической комиссии (УМК) по направлению подготовки __Бизнес-информатика____ (Наименование направления подготовки (специальности) ______________________ Найденкова К.В. (подпись) (И.О. Фамилия) «_______» _____________ 2011 г. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ Общая трудоемкость дисциплины составляет __3 зачетные единицы трудоемкости (ZET), 108 часов. Вид учебной работы (в часах) Семестры ( 2 ( Аудиторные занятия: 54 Лекции 18 … Практические занятия (семинары) 36 Лабораторные работы - Самостоятельная работа студента 18 Форма контроля (зачет, экзамен) ( экзамен (36) ( 2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения учебной дисциплины «Макроэкономика» являются: формирование основ экономического мышления студента, необходимых для анализа и рациональной оценки массовых взаимодействий экономических субъектов, воздействия государства на экономику; приобретение необходимые теоретических знаний и практических навыков по основам макроэкономического анализа, механизму поддержания равновесия в экономике в целом, основным моделям денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, социальной, внешнеэкономической политики, о способах решения таких важных проблем как кризисы, безработица, инфляция. развитие культуры мышления (способность к обобщению, анализу, восприятию информации); развитие практических навыков логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Данная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Дисциплина «Макроэкономика» изучается студентами в процессе первого года обучения в университете и предполагает наличие необходимых знаний в рамках школьных программ по дисциплинам «История», «Математика», «Информатика» и ряду других. Курс макроэкономики является базовым для изучения других экономических дисциплин. Знания, умения и навыки, полученные студентом в результате изучения курса «Макроэкономика», используются для многоаспектных оценок конкретных хозяйственных процессов, оказывают существенное влияние на информационную, научную, формально-логическую и творческую стороны выполнения итоговой дипломной работы, а в дальнейшем должны использоваться в профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины студент должен знать: •причины и способы формирования макроэкономических потребностей, благ, ресурсов и результатов; • состав, структуру и методы оценки основных макроэкономических показателей; •основные теоретические подходы к определению макроэкономического равновесия рынков; •концепции и основы моделирования экономического роста; •причины формирования экономических циклов и критерии оценки государственного воздействия на них; •параметры и оценки состояний товарного, финансового и ресурсного рынков; • методы и инструменты и денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, социальной и внешнеэкономической политики государства; • мультипликаторы и их воздействие на экономику; •способы включения национальной экономики в мировое хозяйство; •пути решения проблем безработицы, инфляции, стагфляции, дефицита государственного бюджета на современном этапе. Студент должен уметь: •формулировать актуальные макроэкономические цели общества; •использовать основные макроэкономические показатели для принятия конкретных хозяйственных решений; •применять идею макроэкономического равновесия для оценки состояния общенациональной конъюнктуры на товарном, финансовом и ресурсном рынках; •оценивать источники» факторы, тенденции, структуру и результаты экономического развития с использованием классического, кейнсианского и иных подходов к макроэкономике; •определять приемлемый уровень эффектов государственного воздействия и давать оценку степени рациональности применяемых инструментов государственного регулирования экономики •оценивать показатели денежной массы в экономике и определять условия, необходимые для установления равновесия на денежном рынке; •раскрывать смысл и цели различных видов политики государства и их результативность; •прогнозировать результаты участия национальной экономики в мировом хозяйстве на базе показателей платежного баланса; •определять ключевые проблемы макроэкономики и особенности их разрешения в зависимости от специфики хозяйственной жизни. Навыки, полученные студентом в результате изучения курса "Макроэкономика", используются для многоаспектных оценок конкретных хозяйственных процессов, оказывают существенное влияние на информационную, научную, формально-логическую и творческую стороны выполнения итоговой дипломной работы, а в дальнейшем могут быть использованы в профессиональной деятельности. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ По завершении изучения программы дисциплины студент должен обладать компетенциями установленными в ФГОС ВПО, разработчиками ООП «Экономика» и согласованными с работодателями (Компетентностная модель выпускника): Общекультурные компетенции: ОК-1.- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-3 - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире ОК-6 - Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ОК-11 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ОК-13 - Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Профессиональные (общенаучные) компетенции: ПК-4 - проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ ПК-20 - использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования ПК-21 - готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований 5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 5.1. Структура учебной дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 ч.: 5 зачетных единиц. № п/п Раздел учебной дисциплины Недели Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Текущий контроль успеваемости (неделя, форма) Аттестация раздела (неделя, форма) Максимальный балл за раздел Лекции Практ. занятия/ семинары Лаб. работы _1_ семестр 1 Раздел 1. Макроэкономические индикаторы. Экономическое развитие, рост, структурные изменения. 1-4 4 8 - 1, 2 (тест) 3,4 (зачетный семинар) 20 2 Раздел 2. Финансовая система. 5-10 6 12 6, 8 (тест) 9, 10 (зачетный семинар) 20 3 Раздел 3. Макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики и социально-экономическая политика. 11-18 8 16 - 12, 14 (тест) 16, 17, 18 (зачетный семинар) 20 … Экзамен 40 Итого за _1_семестр: 100 5.2. Содержание дисциплины 5.2.1. Лекции Раздел 1. Макроэкономические индикаторы. Экономическое развитие, рост, структурные изменения. Тема 1. Введение в макроэкономику Предмет и цели макроэкономического анализа. Сущность макроэкономических потоков ресурсов и товаров. Макроэкономический кругооборот и воспроизводство экономических благ. Модели макропроцессов в различных экономических концепциях. Практические функции макроэкономики. Тема 2. Основные макроэкономические показатели Макроэкономические показатели: понятие и объективная необходимость. Валовой внутренний, национальный, чистый, личный и располагаемый продукты. Чистое экономическое благосостояние. Богатство общества, его состав, показатели и эффективность использования. Показатели общего уровня цен. Показатели процентной ставки. Социальные макроэкономические показатели. Сущность и виды показателей экономической безопасности государства. Тема 3. Экономическое развитие и его уровень. Экономический рост. Сущность экономического развития. Показатели уровня экономического развития. экономический рост его измерение. Факторы экономического роста. Типы экономического роста. Проблема качества экономического роста. Проблема соотношения экстенсивных и интенсивных факторов экономического роста. Экологические, технологические, демографические и социальные пределы роста. Теории экономического роста: неоклассическое направление, модели Солоу, кейнсианство, неокенсианство. Структурные изменения в экономическом развитии: сущность экономической структуры, отраслевая структура, воспроизводственная структура, структурные кризисы. Государственное регулирование экономического роста. Тема 4. Цикличность экономического развития. Основные характеристики цикла и кризиса. Рост, спад и колебания национального продукта. Причины циклов и их фазы. Капиталовложения и цикл. Акселератор, мультипликатор, инвестиции и экономические колебания. Типы циклов и виды кризисов. Длинные волны Н. Кондратьева. Виды кризисов. Классические и структурные кризисы. Модели делового цикла и кризисов. Воздействие государства на экономический цикл и кризисы. Методы и результаты сглаживания экономических колебаний основных макропоказателей. Содержание и виды стабилизаторов государственного регулирования экономических циклов. Проблема циклов и кризисов в российской экономике. Концепции и программы преодоления системного экономического кризиса в России. Раздел 2. Финансовая система. Тема 5. Деньги и кредит. Сущность и эволюция денег, денежные агрегаты. Валюты, курсы валют. Спрос и предложение денег, денежное обращение. Денежные системы. Ссудный капитал и кредит. Формы кредита. Функции кредита. Кредитная система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки. Небанковские кредитные организации. Банковские операции: пассивные, активные, услуги, взаимосвязь банковских операций. Денежно-кредитная политика: теоретические подходы, методы, инструменты. Современные тенденции денежно-кредитной политики. Основные направления денежно-кредитной политики в России, странах G8 и G20. Тема 6. Инфляция. Сущность инфляции. Виды инфляции: природа инфляции в зависимости от ее вида. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Стагфляция. Инфляция и экономическая политика государства. Политика антиинфляционного воздействия на рынок. Монетаристский и кейнсианский взгляд на регулирование инфляции. Институциональные факторы регулирования инфляции. Концепции и программы антиинфляционной политики в России. Тема 7. Финансовый рынок. Денежный рынок и рынок капиталов: структура финансового рынка, государство и финансовый рынок. Рынок ценных бумаг: основные виды ценных бумаг, доходность, основные операции с ценными бумагами. Фондовая биржа и внебиржевой рынок: понятие фондовой биржи и биржевые системы, члены и участники биржи, биржевые операции. Биржевые котировки, индексы. Инвестиционные и кредитные рейтинги. Внебиржевой рынок. Фондовый рынок в России, странах G8 и G20. Финансовая глобализация. Раздел 3. Макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики и социально-экономическая политика. Тема 8. Сущность и теории макроэкономического равновесия Совокупный спрос и определяющие его факторы. Совокупное предложение и факторы, воздействующие на него. Понятие макроэкономического равновесия. Элементы основных моделей макроравновесия и границы их применения. Модели макроравновесия Л. Вальраса, К. Маркса, Д. Кейнса, В. Леонтьева. Особенности моделей макроравновесия в основных течениях экономической мысли. Изменение совокупных расходов и равновесие. Способы установления равновесия на базе модели «доходы-расходы». Графическая иллюстрация модели «доходы-расходы». Мультипликаторы расходов и их влияние на уровень общего равновесия рынков. Содержание мультипликатора. Виды мультипликаторов. Модель AD – AS. Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном, финансовом и ресурсном рынках Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Модель IS-LМ: основные переменные и уравнения. Графическая взаимосвязь национального объема производства и процентной ставки на товарном и денежном рынке. Факторы, воздействующие на изменение IS-LМ. Факторный рынок и его равновесие. Модель равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках. Равновесие при полной занятости и в условиях безработицы. Изменение экзогенных факторов на трех рынках и их воздействие на национальный доход, процентную ставку и общий уровень цен. Проблемы сбалансированности российской экономики. Причины отраслевых, межотраслевых и народнохозяйственных диспропорций экономического развития. Тема 10. Государство и его роль в экономике. Экономические функции государства и причины регулирования рынков. Модели государственного регулирования экономики. Инструменты государственного вмешательства в экономику. Закупки, платежи, кредиты, субсидии, дотации и субвенции. Трансферты. Государственное и частное предпринимательство. Границы государственного предпринимательства. Эффективность деятельности государственных предприятий. Причины и виды регулирования в экономике. Приватизация, разгосударствление и другие направления регулирования экономики. Оценка эффективности методов регулирования. Концепции и практика приватизации и разгосударствления российской экономики. Тема 11. Бюджетная и налоговая политика. Сущность и цели бюджетно-налоговой политики. Налоговая система и ее эффективность. Налоги и их виды. Налоговые методы регулирования экономики. Налоговый мультипликатор. Эффект Лаффера. Бюджет: структура и функции. Бюджетный федерализм. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная и недискриционная политика. Экспансионистская и рестриктивная политика. Дилемма выбора инструментов фискальной политики. Бюджетный дефицит. Источники финансирования дефицита федерального бюджета. Государственный долг: внутренний и внешний. Тема 12. Доходы населения, занятость и социальная политика. Доходы населения: определение, классификация, распределение, дифференциация и ее измерение. Государственная политика доходов: регулирование, индексация, поддержка бедных слоев населения. Рынок труда и причины образования безработицы. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Естественный уровень безработицы. Результаты и экономические издержки безработицы. Результаты и издержки безработицы в классической и кеинсианской теориях занятости. Закон А. Оукена. Программы стимулирования занятости. Способы сдерживания безработицы. Инструменты государственного регулирования рынка труда. Политика правительства России в области занятое и безработицы. Проблема социальной ориентации экономики. Противоречие социальной справедливости и экономической эффективности. Социально-экономическая политика в России, странах G8 и G20. 5.2.2. Лабораторный практикум Не предусмотрен 5.2.3. Курсовая работа Не предусмотрена 5.2.4. Самостоятельная работа № Тема Литература Форма контроля 1 Введение в макроэкономику Основная: 1,2 ,3, 4 Устный опрос 2 Основные макроэкономические показатели Основная: 1, 2, 3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 3 Экономическое развитие и его уровень. Экономический рост. Основная: 1, 2, 3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 4 Цикличность экономического развития. Основная: 1, 2 ,3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 5 Деньги и кредит. Основная: 1, 2 ,3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 6 Инфляция. Основная: 1, 2 ,3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 7 Финансовый рынок. Основная: 1, 2 ,3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 8 Сущность и теории макроэкономического равновесия Основная: 1, 2 ,3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 9 Макроэкономическое равновесие на товарном, финансовом и ресурсном рынках Основная: 1, 2 ,3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 10 Государство и его роль в экономике. Основная: 1, 2 ,3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 11 Бюджетная и налоговая политика. Основная: 1, 2 ,3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 12 Доходы населения, занятость и социальная политика Основная: 1, 2 ,3, 4 Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос 6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № п/п Образовательные информационные технологии Название Тема занятия Раздел 1. Макроэкономические индикаторы. Экономическое развитие, рост, структурные изменения. 1, 2 1 Лекция. Скрин-шот (краткое изложение темы) 1, 2, 3 4 2 Тренировочные задания Тренировочные задания 1, 2, 3 4 3 Семинар: доклады по рефератам с последующей научной дискуссией. Подготовка, презентация и обсуждение докладов по теме по разным странам позволяет всесторонне рассмотреть макроэкономические процессы и явления. Оценка состояния экономики разных стран (отдельно по странам) по макроэкономическим индикаторам – доклады со слайдовой презентацией 2 4 Оценка и прогноз экономического развития разных стран (отдельно по странам) по макроэкономическим индикаторам – доклады со слайдовой презентацией 3 Экономический кризис в определенной стране в определенное время: причины, протекание, выход, социально-экономические последствия 4 Раздел 3. Финансовая система. 5, 6, 7 5 Лекция. Скрин-шот (краткое изложение темы) 5, 6, 7 6 Тренировочные задания Тренировочные задания 5, 6, 7 7 Семинар: доклады по рефератам с последующей научной дискуссией. Подготовка, презентация и обсуждение докладов по теме по разным странам позволяет всесторонне рассмотреть макроэкономические процессы и явления. Современные денежная и банковская системы определенных стран: характеристика и прогноз развития 5 8 Инфляция в определенной стране в определенное время: причины, вид и величина, антиинфляционные меры, социально-экономические последствия 6 9 Современные финансовые рынки определенных стран 7 Раздел 3. Макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики и социально-экономическая политика. 8, 9 10 Лекция. Скрин-шот (краткое изложение темы) 8, 9, 10, 11, 12 11 Тренировочные задания Тренировочные задания 8, 9, 10, 11, 12 12 Семинар: доклады по рефератам с последующей научной дискуссией. Подготовка, презентация и обсуждение докладов по теме по разным странам позволяет всесторонне рассмотреть макроэкономические процессы и явления. Практическая реализация теорий макроэкономического равновесия в определенных странах в определенное время 8, 9 13 Государственное регулирование экономики в современных условиях в определенной стране 10 14 Современная бюджетная и налоговая система определенной страны 11 15 Социально-экономическая политика определенной страны в настоящее время 12 Активные формы проведения занятий: Тренировочные задания: Задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов. Тесты обучающие и контролирующие. Интерактивные формы проведения занятий: Скрин-шот: схемы и рисунки в виде электронных презентаций. Семинар: доклады по рефератам с последующей научной дискуссией. Подготовка, презентация и обсуждение докладов по теме по разным странам позволяет всесторонне рассмотреть макроэкономические процессы и явления. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 40,2%. Лекции составляют 50% аудиторных занятий. 7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 7.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (см. УМК дисциплины): теоретические вопросы к семинару; темы для рефератов (докладов) и рекомендации по их написанию; тематические задачи; тесты по разделам дисциплины. вопросы к темам, изучаемым студентами самостоятельно. 7.2. Вопросы и задания для текущего контроля успеваемости по всем разделам приведены в соответствующих контрольных работах. 7.3. Материалы промежуточной аттестации (см. УМК дисциплины): варианты контрольных работ; вопросы к зачету; вопросы к темам, изучаемым студентом самостоятельно. 7.4. Материалы итоговой аттестации (см. УМК дисциплины): вопросы к экзамену; методические указания для выполнения курсовой работы – см. п. 5.2.3 настоящей программы. 7.5.1. Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости. Формируемые компетенции: ПК-4, ПК-20, ПК-21 1. Тесты с открытыми и закрытыми вопросами. 1.1. Если объем номинального ВВП и уровень цен повысились, то: а) реальный ВВП увеличится, но в меньшей степени, чем цены; б) реальный ВВП увеличиться, но в большей степени, чем цены; в) реальный ВВП не измениться; г) реальный ВВП сократился; д) эта информация не позволяет определить, как измениться реальный ВВП; е) все предыдущие ответы не верны. 1.2. Какая из перечисленных ниже величин не включается в ВВП, рассчитываемый по: а) сумме расходов: б) государственные закупки; в) валовые инвестиции; г) чистый экспорт; д) заработная плата. 2. Тематические задачи: На основании данных, приведенных в таблице, определите следующие величины: а) реальный объем ВВП в расчете на душу населения (полученные данные занести в таблицу); б) оптимальную численность населения в данной стране; в) абсолютную величину прироста ВВП во 2-м году по сравнению с 1-м годом; г) прирост ВВП (в процентах) в 4-м году по сравнению с 3-м годом; д) прирост ВВП (в процентах) в расчете на душу населения в 7-м году по сравнению с 6-м годом. Год Население (млн. чел.) Реальный объем ВНП (млрд. долл.) Реальный объем ВНП на душу населения (долл.) 1 30 9 2 60 24 3 90 45 4 120 66 5 150 90 6 180 99 7 210 105 7.5.2. Примеры оценочных средств для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Формируемые компетенции: ПК-4, ПК-20, ПК-21 Максимальный балл: 20 баллов 1.Тесты. 1.1. При расчете индекса Лайсперса в качестве неизменных величин принимаются: а)объемы товаров базового года; б)объемы товаров текущего года; в)цены базового года; г)цены текущего года. 1.2. При расчете индекса Пааше в качестве неизменных величин принимаются: а)объемы товаров базового года; б)объемы товаров текущего года; в) цены базового года; г) цены текущего года. 1.3. Рефераты и доклады 1. Инфляция России (как варианты или по периодам): 1914 – 1918 гг., 1920-е гг., 1930 – 1950 гг., реформа 1961 г., подавленная инфляция 1970 – 1980 гг., инфляционные проблемы с 1992 г. по настоящее время. Кривая Филипса. 2. Издержки и экономические условия протекания инфляции. Инфляционные ожидания, государственная экономическая политика, роковые изменения совокупного предложения и их связь с текущими и будущими инфляционными процессами. Политика доходов: преимущества и недостатки способов ее проведения. Борьба с инфляцией или саморегулирование экономики: выбор альтернативного подхода в решении экономических проблем. Крупномасштабный дефицит госбюджета и рост цен. Инфляция и количественное уравнение теории денег. Инфляция спроса и предложения. Инфляция и экономический рост. 10. Воздействие инфляционного роста цен на внешнеэкономическую деятельность. 7.5.3. Примеры оценочных средств для итоговой аттестации успеваемости студентов Формируемые компетенции: ПК-4. ПК-20, ПК-21 Максимальный балл: 40 баллов Вопросы к экзамену Макроэкономические цели и задачи. Понятие системы национальных счетов. Основные макроэкономические показатели. Методы подсчета валового внутреннего продукта. Экономическое развитие и его уровень. Экономический рост, его источники и измерение. Теории экономического роста. Государственное регулирование экономического роста. Циклические колебания экономического роста. Теории экономических циклов. Инфляция. Инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляция и безработица. Кривая Филипса. Измерение и показатели инфляции. Последствия инфляции. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика. Сущность денег. Спрос и предложение денег. Денежная система: сущность, элементы, виды. Особенности денежной системы России. Национальные и мировая валютные системы. Валюты и их виды. Конвертируемость валюты. Валютный рынок. Валютные курсы. Факторы, определяющие валютные курсы. Национальная валютная политика России. Валютный рынок в России. Методика составления и теории платежного баланса. Регулирование платежного баланса. Электронные средства платежа. Ссудный капитал и кредит. Формы кредита. Функции кредита. Кредитная система. Функции центрального банка. Коммерческие банки. Специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты). Особенности кредитной системы в России. Банковские операции. Банковские услуги. Методы денежно-кредитной политики. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России. Структура финансового рынка. Особенности финансового рынка России. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в России. Облигации и акции. Величина дивиденда. Доход по акциям. Векселя. Понятие фондовой биржи и биржевые системы. Члены и участники биржи. Внебиржевой рынок. Фондовый рынок России. Виды операций на рынке ценных бумаг. Государственное регулирование операций на рынке ценных бумаг. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие в экономике. Модель равновесия Вальраса. Модель AD-AS. Классическая модель макроравновесия в экономике. Кейнсианская модель. Связь потребления, сбережений и инвестиций. Теория мультипликатора – акселератора. Модель IS—LM. Сущность государственного регулирования экономики и его место в хозяйственном механизме. Цели госрегулирования. Средства государственного регулирования экономики. Объекты и направления государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики. Государственный бюджет. Понятие государственного бюджета. Бюджетная система. Статьи госбюджета. Бюджетные расходы. Проблема сбалансированности госбюджета. Государственный долг. Проблема внешнего долга. Сущность налога и налоговой системы. Виды и группы налогов. Основные налоги. Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговая ставка и ее виды. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов. Государственная политика доходов. Социальная политика государства. Приватизация в России: итоги и перспективы. 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8.1. Основная литература Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2011. – 680 с. + CD Миклашевская Н.А., Никифоров А.А., Антипина О.Н. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. Учебник. – М: ДиС, 2010 – 684 с. Тарасевич Л.С., Гребенникова П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. Учебник для бакалавров. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – 686 с. Бугаян И.Р., Маличенко И.П., Корчагин Ю.А. Современная макроэкономика. Учебник. – М.: Феникс, 2009. – 512 с. 8.2. Дополнительная литература Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. (пер. с англ.) - 5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 768 с. Антипова А.А., Артемьев Н.А., Тихонова О.Б. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность. Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ, 2010 – 600 с. Возвращение Великой депрессии? Мировой кризис глазами нобелевского лауреата / Пол Кругман; пер. с англ. В.Н. Егорова, под общ. ред. М.Г. Делягина, Л.А. Ахмелина. – М.: Эксмо, 2009 – 336 с. Кобяков А., Хазин М. Закат империи доллара и конец Pax Americana. – М.: Вече, 2003. – 368 с. Кругман П. Кредо либерала / Центр исследований постиндустриального общества. Вступ. Статья В.Л. Иноземцева. М: Издательство «Европа», 2009. – 368 с. Леонтьев В. Экономическое эссе. - М.: Политиздат – 1990 – 416 с. Леонтьев В. Избранные статьи. - СПб.: Издательство газеты «Невское время» – 1994 – 458 с. Марыганова Е.А., Шапиро Л.С. Макроэкономика: Учеб. Пособие. – М.: Кнорус, 2010 – 302 с. Нуреев Р.М., Нуреева Н.А. Рабочая тетрадь по курсу макроэкономики. – М.: Норма, 2011 – 208 с. Резник С.Т. Чувакова С.Г. Макроэкономика. Практикум. Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010 – 216 с. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное. М.:. Эксмо, 2007 – 960 с. Сакс Д., Ларен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 2007 – 848 с. Смит А. Исследования о причине и богатства народов. М.: Эксмо, 2007. – 960 с. Стрелец И.А. Макроэкономика. Учебник. – М.: Рид Групп, 2011. – 192 с. Туманова Е.А., Шагас Н.С. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник - («Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова»). – М.: Инфра-М, 2010. – 400 с. Шараев Ю.В. Теория экономического роста. – М: ГУ ВШЭ, 2008 – 254 с. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия.- М.: Эксмо, 2007 - 864 с. Шумпетер Й. История экономического анализа – СПб.: Экономическая школа, 2008 - 1670 с. 8.3. Периодическая литература Газеты: Российская газета, Финансовая газета, Экономика и жизнь Журналы: Финансы и статистика Вопросы экономики Деньги и кредит Российский экономический журнал Рынок ценных бумаг Сборник законодательства Российской Федерации Финансовый бизнес Финансовый вестник Финансы и кредит Экономика и управление в зарубежных странах Экономист Экономический анализ: теория и практика Эксперт Российский статистический ежегодник Материалы регионального органа Федеральной службы статистики по Калужской области. РБК Деньги 8.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www.budgetrf.ru – Мониторинг экономических показателей; http://www.bussinesspress.ru – Деловая пресса; http://www.garant.ru – Гарант; http://www.wto.org – Всемирная торговая организация; http://www.world-bank.org – Мировой банк; http://www.iccowbo.org Международная торговая палата http://www.imf.org Международный валютный фонд http://www.ilo.org Международная организация труда http://www.europa.ru.int Европейский союз http://www.bis.org Банк международных расчетов http://www.oesd.org Организация экономического сотрудничества и развития http://www.unice.org/unctad Конференция ООН по торговле и развитию http://www.iie.com Институт международной экономики, Вашингтон http://www.economy.gov.ru Министерство экономического развития и торговли РФ http://www.gsk.ruФедеральная служба статистики РФ http://www.nta-rus.ru Национальная торговая ассоциация http://www.rbc.ru РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера) http://www.rtpress.ru Российская торговля http://www.torgrus.ru Новости и технологии торгового бизнеса. Информационно-справочная система «Консультант Плюс» 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Аудиторный фонд института Библиотечный фонд института Компьютерный класс каф. ЭЭММИ Интернет: Wi-Fi система института Ноут- и нетбуки преподавателя и студентов |
© 2010–2021 Эссе.рф: Библиотека учебных материалов |