">
Экономика Экономика предприятия
Информация о работе

Тема: Рабочая программа учебной дисциплины

Описание: Макроэкономические индикаторы. Экономическое развитие, рост, структурные изменения. Основные макроэкономические показатели. Финансовая система. Деньги и кредит. Инфляция. Государственное регулирование экономики и социально-экономическая политика.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономика предприятия.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 3
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«МИФИ»

ОБНИНСКИЙ ИНСТИУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

УТВЕРЖДАЮ  И.о. декана СЭФ

____________ __Найденкова К.В._

(подпись) (И.О. Фамилия)

 “______”____________ 2011 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Макроэкономика

__________________________________________________________________________

( Наименование дисциплины)

080500.62 Бизнес-информатика

_______________________________________________________________________________________________________________

(Код (шифр), наименование направления подготовки (специальности) ФГОС)

Электронный бизнес

_______________________________________________________________________________________________________________

(Профиль направления)

______________________________________________________________________________________________________________

Название программы бакалавриата

_________________________________бакалавр_________________________________

(Квалификация (степень) выпускника)

очная

_________________________________________________________________________

Форма обучения (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

г. Обнинск 2011г.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика»

Автор(ы)__к.э.н. Аброськин Петр Николаевич

(ученое звание, степень, должность, фамилия, инициалы )

Рецензент(ы)___к.э.н. Найденкова К.В.______________________________________

(ученое звание, степень, должность, фамилия, инициалы )

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры__ЭЭММИ__________________

утверждена 30 августа 2011 года, протокол № 9.

И.о.зав. кафедрой___ЭЭММИ_______ _____________ _Здоровцев П.А.____

(наименование кафедры) (подпись) (И.О. Фамилия)

Рабочая программа учебной дисциплины согласована с председателем учебно- методической комиссии (УМК) по направлению подготовки __Бизнес-информатика____

(Наименование направления подготовки (специальности)

______________________ Найденкова К.В.

(подпись) (И.О. Фамилия)

«_______» _____________ 2011 г.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3 зачетные единицы трудоемкости (ZET), 108 часов. Вид учебной работы (в часах) Семестры   ( 2  (  Аудиторные занятия:  54    Лекции  18 …   Практические занятия (семинары)  36    Лабораторные работы  -    Самостоятельная работа студента  18    Форма контроля (зачет, экзамен) ( экзамен (36)  (  

2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Макроэкономика» являются:

формирование основ экономического мышления студента, необходимых для анализа и рациональной оценки массовых взаимодействий экономических субъектов, воздействия государства на экономику;

приобретение необходимые теоретических знаний и практических навыков по основам макроэкономического анализа, механизму поддержания равновесия в экономике в целом, основным моделям денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, социальной, внешнеэкономической политики, о способах решения таких важных проблем как кризисы, безработица, инфляция.

развитие культуры мышления (способность к обобщению, анализу, восприятию информации);

развитие практических навыков логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.

Дисциплина «Макроэкономика» изучается студентами в процессе первого года обучения в университете и предполагает наличие необходимых знаний в рамках школьных программ по дисциплинам «История», «Математика», «Информатика» и ряду других. Курс макроэкономики является базовым для изучения других экономических дисциплин.

Знания, умения и навыки, полученные студентом в результате изучения курса «Макроэкономика», используются для многоаспектных оценок конкретных хозяйственных процессов, оказывают существенное влияние на информационную, научную, формально-логическую и творческую стороны выполнения итоговой дипломной работы, а в дальнейшем должны использоваться в профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

•причины и способы формирования макроэкономических потребностей, благ, ресурсов и результатов;

• состав, структуру и методы оценки основных макроэкономических показателей;

•основные теоретические подходы к определению макроэкономического равновесия рынков;

•концепции и основы моделирования экономического роста;

•причины формирования экономических циклов и критерии оценки государственного воздействия на них;

•параметры и оценки состояний товарного, финансового и ресурсного рынков;

• методы и инструменты и денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, социальной и внешнеэкономической политики государства;

• мультипликаторы и их воздействие на экономику;

•способы включения национальной экономики в мировое хозяйство;

•пути решения проблем безработицы, инфляции, стагфляции, дефицита государственного бюджета на современном этапе.

Студент должен уметь:

•формулировать актуальные макроэкономические цели общества;

•использовать основные макроэкономические показатели для принятия конкретных хозяйственных решений;

•применять идею макроэкономического равновесия для оценки состояния общенациональной конъюнктуры на товарном, финансовом и ресурсном рынках;

•оценивать источники» факторы, тенденции, структуру и результаты экономического развития с использованием классического, кейнсианского и иных подходов к макроэкономике;

•определять приемлемый уровень эффектов государственного воздействия и давать оценку степени рациональности применяемых инструментов государственного регулирования экономики

•оценивать показатели денежной массы в экономике и определять условия, необходимые для установления равновесия на денежном рынке;

•раскрывать смысл и цели различных видов политики государства и их результативность;

•прогнозировать результаты участия национальной экономики в мировом хозяйстве на базе показателей платежного баланса;

•определять ключевые проблемы макроэкономики и особенности их разрешения в зависимости от специфики хозяйственной жизни.

Навыки, полученные студентом в результате изучения курса "Макроэкономика", используются для многоаспектных оценок конкретных хозяйственных процессов, оказывают существенное влияние на информационную, научную, формально-логическую и творческую стороны выполнения итоговой дипломной работы, а в дальнейшем могут быть использованы в профессиональной деятельности.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

По завершении изучения программы дисциплины студент должен обладать компетенциями установленными в ФГОС ВПО, разработчиками ООП «Экономика» и согласованными с работодателями (Компетентностная модель выпускника):

Общекультурные компетенции:

ОК-1.- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-3 - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

ОК-6 - Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-11 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-13 - Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Профессиональные (общенаучные) компетенции:

ПК-4 - проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ

ПК-20 - использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования

ПК-21 - готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

5.1. Структура учебной дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 ч.: 5 зачетных единиц. № п/п Раздел учебной дисциплины Недели Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Текущий контроль успеваемости (неделя, форма) Аттестация раздела (неделя, форма) Максимальный балл за раздел     Лекции Практ. занятия/ семинары Лаб. работы     _1_ семестр  1 Раздел 1. Макроэкономические индикаторы. Экономическое развитие, рост, структурные изменения. 1-4 4 8 - 1, 2 (тест) 3,4 (зачетный семинар) 20  2 Раздел 2. Финансовая система. 5-10 6 12  6, 8 (тест) 9, 10 (зачетный семинар) 20  3 Раздел 3. Макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики и социально-экономическая политика. 11-18 8 16 - 12, 14 (тест) 16, 17, 18 (зачетный семинар) 20  … Экзамен 40   Итого за _1_семестр: 100  

5.2. Содержание дисциплины

5.2.1. Лекции

Раздел 1. Макроэкономические индикаторы. Экономическое развитие, рост, структурные изменения.

Тема 1. Введение в макроэкономику

Предмет и цели макроэкономического анализа. Сущность макроэкономических потоков ресурсов и товаров. Макроэкономический кругооборот и воспроизводство экономических благ. Модели макропроцессов в различных экономических концепциях. Практические функции макроэкономики.

Тема 2. Основные макроэкономические показатели

Макроэкономические показатели: понятие и объективная необходимость. Валовой внутренний, национальный, чистый, личный и располагаемый продукты. Чистое экономическое благосостояние. Богатство общества, его состав, показатели и эффективность использования. Показатели общего уровня цен. Показатели процентной ставки. Социальные макроэкономические показатели. Сущность и виды показателей экономической безопасности государства.

Тема 3. Экономическое развитие и его уровень. Экономический рост.

Сущность экономического развития. Показатели уровня экономического развития. экономический рост его измерение. Факторы экономического роста. Типы экономического роста. Проблема качества экономического роста. Проблема соотношения экстенсивных и интенсивных факторов экономического роста. Экологические, технологические, демографические и социальные пределы роста. Теории экономического роста: неоклассическое направление, модели Солоу, кейнсианство, неокенсианство. Структурные изменения в экономическом развитии: сущность экономической структуры, отраслевая структура, воспроизводственная структура, структурные кризисы. Государственное регулирование экономического роста.

Тема 4. Цикличность экономического развития.

Основные характеристики цикла и кризиса. Рост, спад и колебания национального продукта. Причины циклов и их фазы. Капиталовложения и цикл. Акселератор, мультипликатор, инвестиции и экономические колебания. Типы циклов и виды кризисов. Длинные волны Н. Кондратьева. Виды кризисов. Классические и структурные кризисы. Модели делового цикла и кризисов. Воздействие государства на экономический цикл и кризисы. Методы и результаты сглаживания экономических колебаний основных макропоказателей. Содержание и виды стабилизаторов государственного регулирования экономических циклов. Проблема циклов и кризисов в российской экономике. Концепции и программы преодоления системного экономического кризиса в России.

Раздел 2. Финансовая система.

Тема 5. Деньги и кредит.

Сущность и эволюция денег, денежные агрегаты. Валюты, курсы валют. Спрос и предложение денег, денежное обращение. Денежные системы. Ссудный капитал и кредит. Формы кредита. Функции кредита. Кредитная система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки. Небанковские кредитные организации. Банковские операции: пассивные, активные, услуги, взаимосвязь банковских операций. Денежно-кредитная политика: теоретические подходы, методы, инструменты. Современные тенденции денежно-кредитной политики. Основные направления денежно-кредитной политики в России, странах G8 и G20.

Тема 6. Инфляция.

Сущность инфляции. Виды инфляции: природа инфляции в зависимости от ее вида. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Стагфляция. Инфляция и экономическая политика государства. Политика антиинфляционного воздействия на рынок. Монетаристский и кейнсианский взгляд на регулирование инфляции. Институциональные факторы регулирования инфляции. Концепции и программы антиинфляционной политики в России.

Тема 7. Финансовый рынок.

Денежный рынок и рынок капиталов: структура финансового рынка, государство и финансовый рынок. Рынок ценных бумаг: основные виды ценных бумаг, доходность, основные операции с ценными бумагами. Фондовая биржа и внебиржевой рынок: понятие фондовой биржи и биржевые системы, члены и участники биржи, биржевые операции. Биржевые котировки, индексы. Инвестиционные и кредитные рейтинги. Внебиржевой рынок. Фондовый рынок в России, странах G8 и G20. Финансовая глобализация.

Раздел 3. Макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики и социально-экономическая политика.

Тема 8. Сущность и теории макроэкономического равновесия

Совокупный спрос и определяющие его факторы. Совокупное предложение и факторы, воздействующие на него. Понятие макроэкономического равновесия. Элементы основных моделей макроравновесия и границы их применения. Модели макроравновесия Л. Вальраса, К. Маркса, Д. Кейнса, В. Леонтьева. Особенности моделей макроравновесия в основных течениях экономической мысли. Изменение совокупных расходов и равновесие. Способы установления равновесия на базе модели «доходы-расходы». Графическая иллюстрация модели «доходы-расходы». Мультипликаторы расходов и их влияние на уровень общего равновесия рынков. Содержание мультипликатора. Виды мультипликаторов. Модель AD – AS.

Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном, финансовом и ресурсном рынках

Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Модель IS-LМ: основные переменные и уравнения. Графическая взаимосвязь национального объема производства и процентной ставки на товарном и денежном рынке. Факторы, воздействующие на изменение IS-LМ. Факторный рынок и его равновесие. Модель равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках. Равновесие при полной занятости и в условиях безработицы. Изменение экзогенных факторов на трех рынках и их воздействие на национальный доход, процентную ставку и общий уровень цен. Проблемы сбалансированности российской экономики. Причины отраслевых, межотраслевых и народнохозяйственных диспропорций экономического развития.

Тема 10. Государство и его роль в экономике.

Экономические функции государства и причины регулирования рынков. Модели государственного регулирования экономики. Инструменты государственного вмешательства в экономику. Закупки, платежи, кредиты, субсидии, дотации и субвенции. Трансферты. Государственное и частное предпринимательство. Границы государственного предпринимательства. Эффективность деятельности государственных предприятий. Причины и виды регулирования в экономике. Приватизация, разгосударствление и другие направления регулирования экономики. Оценка эффективности методов регулирования. Концепции и практика приватизации и разгосударствления российской экономики.

Тема 11. Бюджетная и налоговая политика.

Сущность и цели бюджетно-налоговой политики. Налоговая система и ее эффективность. Налоги и их виды. Налоговые методы регулирования экономики. Налоговый мультипликатор. Эффект Лаффера. Бюджет: структура и функции. Бюджетный федерализм. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная и недискриционная политика. Экспансионистская и рестриктивная политика. Дилемма выбора инструментов фискальной политики. Бюджетный дефицит. Источники финансирования дефицита федерального бюджета. Государственный долг: внутренний и внешний.

Тема 12. Доходы населения, занятость и социальная политика.

Доходы населения: определение, классификация, распределение, дифференциация и ее измерение. Государственная политика доходов: регулирование, индексация, поддержка бедных слоев населения. Рынок труда и причины образования безработицы. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Естественный уровень безработицы. Результаты и экономические издержки безработицы. Результаты и издержки безработицы в классической и кеинсианской теориях занятости. Закон А. Оукена. Программы стимулирования занятости. Способы сдерживания безработицы. Инструменты государственного регулирования рынка труда. Политика правительства России в области занятое и безработицы. Проблема социальной ориентации экономики. Противоречие социальной справедливости и экономической эффективности. Социально-экономическая политика в России, странах G8 и G20.

5.2.2. Лабораторный практикум

Не предусмотрен

5.2.3. Курсовая работа

Не предусмотрена

5.2.4. Самостоятельная работа № Тема Литература Форма контроля  1 Введение в макроэкономику Основная: 1,2 ,3, 4 Устный опрос  2 Основные макроэкономические показатели Основная: 1, 2, 3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  3 Экономическое развитие и его уровень. Экономический рост. Основная: 1, 2, 3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  4 Цикличность экономического развития. Основная: 1, 2 ,3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  5 Деньги и кредит.

Основная: 1, 2 ,3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  6 Инфляция.

Основная: 1, 2 ,3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  7 Финансовый рынок. Основная: 1, 2 ,3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  8 Сущность и теории макроэкономического равновесия Основная: 1, 2 ,3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  9 Макроэкономическое равновесие на товарном, финансовом и ресурсном рынках Основная: 1, 2 ,3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  10 Государство и его роль в экономике. Основная: 1, 2 ,3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  11 Бюджетная и налоговая политика. Основная: 1, 2 ,3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  12 Доходы населения, занятость и социальная политика Основная: 1, 2 ,3, 4

Дополнительная: 1 - 18 Устный опрос  

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № п/п Образовательные информационные технологии Название Тема занятия        Раздел 1. Макроэкономические индикаторы. Экономическое развитие, рост, структурные изменения.  1, 2  1 Лекция. Скрин-шот (краткое изложение темы)  1, 2, 3 4  2 Тренировочные задания Тренировочные задания 1, 2, 3 4  3 Семинар: доклады по рефератам с последующей научной дискуссией. Подготовка, презентация и обсуждение докладов по теме по разным странам позволяет всесторонне рассмотреть макроэкономические процессы и явления. Оценка состояния экономики разных стран (отдельно по странам) по макроэкономическим индикаторам – доклады со слайдовой презентацией 2  4  Оценка и прогноз экономического развития разных стран (отдельно по странам) по макроэкономическим индикаторам – доклады со слайдовой презентацией 3    Экономический кризис в определенной стране в определенное время: причины, протекание, выход, социально-экономические последствия 4   Раздел 3. Финансовая система.  5, 6, 7  5 Лекция. Скрин-шот (краткое изложение темы)  5, 6, 7  6 Тренировочные задания Тренировочные задания 5, 6, 7  7 Семинар: доклады по рефератам с последующей научной дискуссией. Подготовка, презентация и обсуждение докладов по теме по разным странам позволяет всесторонне рассмотреть макроэкономические процессы и явления. Современные денежная и банковская системы определенных стран: характеристика и прогноз развития 5  8  Инфляция в определенной стране в определенное время: причины, вид и величина, антиинфляционные меры, социально-экономические последствия 6  9  Современные финансовые рынки определенных стран 7   Раздел 3. Макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики и социально-экономическая политика.  8, 9  10 Лекция. Скрин-шот (краткое изложение темы)  8, 9, 10, 11, 12  11 Тренировочные задания Тренировочные задания 8, 9, 10, 11, 12  12 Семинар: доклады по рефератам с последующей научной дискуссией. Подготовка, презентация и обсуждение докладов по теме по разным странам позволяет всесторонне рассмотреть макроэкономические процессы и явления. Практическая реализация теорий макроэкономического равновесия в определенных странах в определенное время 8, 9  13  Государственное регулирование экономики в современных условиях в определенной стране 10  14  Современная бюджетная и налоговая система определенной страны 11  15  Социально-экономическая политика определенной страны в настоящее время 12  

Активные формы проведения занятий:

Тренировочные задания:

Задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Тесты обучающие и контролирующие.

Интерактивные формы проведения занятий:

Скрин-шот: схемы и рисунки в виде электронных презентаций.

Семинар: доклады по рефератам с последующей научной дискуссией. Подготовка, презентация и обсуждение докладов по теме по разным странам позволяет всесторонне рассмотреть макроэкономические процессы и явления.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 40,2%. Лекции составляют 50% аудиторных занятий.

7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

7.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (см. УМК дисциплины):

теоретические вопросы к семинару;

темы для рефератов (докладов) и рекомендации по их написанию;

тематические задачи;

тесты по разделам дисциплины.

вопросы к темам, изучаемым студентами самостоятельно.

7.2. Вопросы и задания для текущего контроля успеваемости по всем разделам приведены в соответствующих контрольных работах.

7.3. Материалы промежуточной аттестации (см. УМК дисциплины):

варианты контрольных работ;

вопросы к зачету;

вопросы к темам, изучаемым студентом самостоятельно.

7.4. Материалы итоговой аттестации (см. УМК дисциплины):

вопросы к экзамену;

методические указания для выполнения курсовой работы – см. п. 5.2.3 настоящей программы.

7.5.1. Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости.

Формируемые компетенции: ПК-4, ПК-20, ПК-21

1. Тесты с открытыми и закрытыми вопросами.

1.1. Если объем номинального ВВП и уровень цен повысились, то:

а) реальный ВВП увеличится, но в меньшей степени, чем цены;

б) реальный ВВП увеличиться, но в большей степени, чем цены;

в) реальный ВВП не измениться;

г) реальный ВВП сократился;

д) эта информация не позволяет определить, как измениться реальный ВВП;

е) все предыдущие ответы не верны.

1.2. Какая из перечисленных ниже величин не включается в ВВП, рассчитываемый по:

а) сумме расходов:

б) государственные закупки;

в) валовые инвестиции;

г) чистый экспорт;

д) заработная плата.

2. Тематические задачи:

На основании данных, приведенных в таблице, определите следующие величины:

а) реальный объем ВВП в расчете на душу населения (полученные данные занести в таблицу);

б) оптимальную численность населения в данной стране;

в) абсолютную величину прироста ВВП во 2-м году по сравнению с 1-м годом;

г) прирост ВВП (в процентах) в 4-м году по сравнению с 3-м годом;

д) прирост ВВП (в процентах) в расчете на душу населения в 7-м году по сравнению с 6-м годом.

Год Население (млн. чел.) Реальный объем ВНП (млрд. долл.) Реальный объем ВНП на душу населения (долл.)  1 30 9   2 60 24   3 90 45   4 120 66   5 150 90   6 180 99   7 210 105   

7.5.2. Примеры оценочных средств для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Формируемые компетенции: ПК-4, ПК-20, ПК-21

Максимальный балл: 20 баллов

1.Тесты.

1.1. При расчете индекса Лайсперса в качестве неизменных величин принимаются:

а)объемы товаров базового года;

б)объемы товаров текущего года;

в)цены базового года;

г)цены текущего года.

1.2. При расчете индекса Пааше в качестве неизменных величин принимаются:

а)объемы товаров базового года;

б)объемы товаров текущего года;

в) цены базового года;

г) цены текущего года.

1.3. Рефераты и доклады

1. Инфляция России (как варианты или по периодам): 1914 – 1918 гг., 1920-е гг., 1930 – 1950 гг., реформа 1961 г., подавленная инфляция 1970 – 1980 гг., инфляционные проблемы с 1992 г. по настоящее время. Кривая Филипса.

2. Издержки и экономические условия протекания инфляции.

Инфляционные ожидания, государственная экономическая политика, роковые изменения совокупного предложения и их связь с текущими и будущими инфляционными процессами.

Политика доходов: преимущества и недостатки способов ее проведения.

Борьба с инфляцией или саморегулирование экономики: выбор альтернативного подхода в решении экономических проблем.

Крупномасштабный дефицит госбюджета и рост цен.

Инфляция и количественное уравнение теории денег.

Инфляция спроса и предложения.

Инфляция и экономический рост.

10. Воздействие инфляционного роста цен на внешнеэкономическую деятельность.

7.5.3. Примеры оценочных средств для итоговой аттестации успеваемости студентов

Формируемые компетенции: ПК-4. ПК-20, ПК-21

Максимальный балл: 40 баллов

Вопросы к экзамену

Макроэкономические цели и задачи.

Понятие системы национальных счетов.

Основные макроэкономические показатели.

Методы подсчета валового внутреннего продукта.

Экономическое развитие и его уровень.

Экономический рост, его источники и измерение.

Теории экономического роста.

Государственное регулирование экономического роста.

Циклические колебания экономического роста. Теории экономических циклов.

Инфляция. Инфляция спроса и инфляция издержек.

Инфляция и безработица. Кривая Филипса.

Измерение и показатели инфляции. Последствия инфляции.

Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика.

Сущность денег.

Спрос и предложение денег.

Денежная система: сущность, элементы, виды. Особенности денежной системы России.

Национальные и мировая валютные системы.

Валюты и их виды. Конвертируемость валюты.

Валютный рынок.

Валютные курсы. Факторы, определяющие валютные курсы.

Национальная валютная политика России. Валютный рынок в России.

Методика составления и теории платежного баланса.

Регулирование платежного баланса.

Электронные средства платежа.

Ссудный капитал и кредит.

Формы кредита. Функции кредита.

Кредитная система. Функции центрального банка.

Коммерческие банки. Специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты).

Особенности кредитной системы в России.

Банковские операции. Банковские услуги.

Методы денежно-кредитной политики.

Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России.

Структура финансового рынка. Особенности финансового рынка России.

Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в России.

Облигации и акции. Величина дивиденда. Доход по акциям. Векселя.

Понятие фондовой биржи и биржевые системы. Члены и участники биржи.

Внебиржевой рынок.

Фондовый рынок России.

Виды операций на рынке ценных бумаг. Государственное регулирование операций на рынке ценных бумаг.

Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие в экономике.

Модель равновесия Вальраса.

Модель AD-AS. Классическая модель макроравновесия в экономике. Кейнсианская модель.

Связь потребления, сбережений и инвестиций.

Теория мультипликатора – акселератора.

Модель IS—LM.

Сущность государственного регулирования экономики и его место в хозяйственном механизме. Цели госрегулирования.

Средства государственного регулирования экономики.

Объекты и направления государственного регулирования экономики.

Формы государственного регулирования экономики.

Возможности и границы государственного регулирования экономики.

Государственный бюджет. Понятие государственного бюджета. Бюджетная система.

Статьи госбюджета. Бюджетные расходы. Проблема сбалансированности госбюджета.

Государственный долг. Проблема внешнего долга.

Сущность налога и налоговой системы. Виды и группы налогов. Основные налоги.

Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговая ставка и ее виды.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов.

Государственная политика доходов.

Социальная политика государства.

Приватизация в России: итоги и перспективы.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Основная литература

Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2011. – 680 с. + CD

Миклашевская Н.А., Никифоров А.А., Антипина О.Н. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. Учебник. – М: ДиС, 2010 – 684 с.

Тарасевич Л.С., Гребенникова П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. Учебник для бакалавров. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – 686 с.

Бугаян И.Р., Маличенко И.П., Корчагин Ю.А. Современная макроэкономика. Учебник. – М.: Феникс, 2009. – 512 с.

8.2. Дополнительная литература

Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. (пер. с англ.) - 5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 768 с.

Антипова А.А., Артемьев Н.А., Тихонова О.Б. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность. Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ, 2010 – 600 с.

Возвращение Великой депрессии? Мировой кризис глазами нобелевского лауреата / Пол Кругман; пер. с англ. В.Н. Егорова, под общ. ред. М.Г. Делягина, Л.А. Ахмелина. – М.: Эксмо, 2009 – 336 с.

Кобяков А., Хазин М. Закат империи доллара и конец Pax Americana. – М.: Вече, 2003. – 368 с.

Кругман П. Кредо либерала / Центр исследований постиндустриального общества. Вступ. Статья В.Л. Иноземцева. М: Издательство «Европа», 2009. – 368 с.

Леонтьев В. Экономическое эссе. - М.: Политиздат – 1990 – 416 с.

Леонтьев В. Избранные статьи. - СПб.: Издательство газеты «Невское время» – 1994 – 458 с.

Марыганова Е.А., Шапиро Л.С. Макроэкономика: Учеб. Пособие. – М.: Кнорус, 2010 – 302 с.

Нуреев Р.М., Нуреева Н.А. Рабочая тетрадь по курсу макроэкономики. – М.: Норма, 2011 – 208 с.

Резник С.Т. Чувакова С.Г. Макроэкономика. Практикум. Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010 – 216 с.

Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное. М.:. Эксмо, 2007 – 960 с.

Сакс Д., Ларен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 2007 – 848 с.

Смит А. Исследования о причине и богатства народов. М.: Эксмо, 2007. – 960 с.

Стрелец И.А. Макроэкономика. Учебник. – М.: Рид Групп, 2011. – 192 с.

Туманова Е.А., Шагас Н.С. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник - («Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова»). – М.: Инфра-М, 2010. – 400 с.

Шараев Ю.В. Теория экономического роста. – М: ГУ ВШЭ, 2008 – 254 с.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия.- М.: Эксмо, 2007 - 864 с.

Шумпетер Й. История экономического анализа – СПб.: Экономическая школа, 2008 - 1670 с.

8.3. Периодическая литература

Газеты: Российская газета, Финансовая газета, Экономика и жизнь

Журналы:

Финансы и статистика

Вопросы экономики

Деньги и кредит

Российский экономический журнал

Рынок ценных бумаг

Сборник законодательства Российской Федерации

Финансовый бизнес

Финансовый вестник

Финансы и кредит

Экономика и управление в зарубежных странах

Экономист

Экономический анализ: теория и практика

Эксперт

Российский статистический ежегодник

Материалы регионального органа Федеральной службы статистики по Калужской области.

РБК

Деньги

8.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.budgetrf.ru – Мониторинг экономических показателей;

http://www.bussinesspress.ru – Деловая пресса;

http://www.garant.ru – Гарант;

http://www.wto.org – Всемирная торговая организация;

http://www.world-bank.org – Мировой банк;

http://www.iccowbo.org Международная торговая палата

http://www.imf.org Международный валютный фонд

http://www.ilo.org Международная организация труда

http://www.europa.ru.int Европейский союз

http://www.bis.org Банк международных расчетов

http://www.oesd.org Организация экономического сотрудничества и развития

http://www.unice.org/unctad Конференция ООН по торговле и развитию

http://www.iie.com Институт международной экономики, Вашингтон

http://www.economy.gov.ru Министерство экономического развития и торговли РФ

http://www.gsk.ruФедеральная служба статистики РФ

http://www.nta-rus.ru Национальная торговая ассоциация

http://www.rbc.ru РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)

http://www.rtpress.ru Российская торговля

http://www.torgrus.ru Новости и технологии торгового бизнеса.

Информационно-справочная система «Консультант Плюс»

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Аудиторный фонд института

Библиотечный фонд института

Компьютерный класс каф. ЭЭММИ

Интернет: Wi-Fi система института

Ноут- и нетбуки преподавателя и студентов