">
Экономика Экономика предприятия
Информация о работе

Тема: учебно-методическое пособиепо выполнению курсовых работ

Описание: Содержат рекомендации по выполнению курсовой ра-боты по дисциплине Экономическая теория. Подробные разъяснения общих требований к написанию курсовой работы, по оформлению сносок и ссылок, титульного листа, оглавления, введения, основной части.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономика предприятия.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 30.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Краснодар 2012

Составители ( Н. А. Давыдюк, канд. экон. наук, доц.

Н. Ю. Сайбель, канд. экон. наук, доц.

Содержат рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». Даются подробные разъяснения общих требований к написанию курсовой работы, по оформлению сносок и ссылок, титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложений.

Адресуются студентам 1-го курса экономического факультета дневной и заочной форм обучения.

Рецензент: Т.И. Бондаренко, канд. экон. наук, доц.

Представлены кафедрой теоретической экономики КубГУ

Согласованы с отделом стандартизации
и метрологии КубГУ

Печатаются по решению
редакционно-издательского совета

Кубанского государственного университета

СОДЕРЖАНИЕ

1 Индивидуальный график написания

и оформления курсовой работы 4

2 Общие положения 5

3 Основные этапы выполнения курсовой работы 6

4 Выбор темы курсовой работы 7

5 Подбор и изучение литературы 8

6 Составление плана курсовой работы 13

7 Содержание курсовой работы и требования

к ее изложению 15

8 Язык и стиль курсовой работы 19

9 Оформление курсовой работы 23

10 Защита и оценка курсовой работы 27

Приложение А Примерная тематика курсовых работ 29

Приложение Б Пример оформления содержания 34

Приложение В Пример оформления титульного листа 35

Приложение Г Пример 1 Оформление рисунка 36

Пример 2 Оформление таблицы 37

Пример 3 Оформление диаграммы 38

1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГРАФИК НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ:

студента (ки)______________________________________

(Ф.И.О)

курса__группы______специальности__________________

п/п 

Этапы выполнения работы Сроки

выполнения работы по этапам Отметка научного руководителя  1 2 3 4  1 Ознакомление с методическими указаниями по выполнению курсовой работы, подбор литературы, ее изучение и обработка «__»-«__»

____201_г.   2 Составление плана курсовой работы и согласование его с научным руководителем «__»-«__»

____201_г.   3 Разработка и представление на проверку первой главы «__»-«__»

____201_г.   4 Подбор, систематизация и обработка статистической информации и аналитических статей «__»-«__»

____201_г.   5 Разработка и представление на проверку второй главы «__»-«__»

____201_г.   6 Работа над введением и заключением «__»-«__»

____201_г.   7 Оформление курсовой работы, нормоконтроль и защита «__»-«__»

____201_г.   

2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа ( одна из форм самостоятельной работы студентов; выполняется в соответствии с учебными планами факультета по экономическим специальностям дневной и заочной форм обучения. Курсовая работа – это научная работа, цель которой ( научить студента самостоятельно применять полученные знания по учебной дисциплине «Экономическая теория», изучаемой на 1-м курсе.

Процесс сбора необходимых материалов, их изучения и осмысления, анализа и написания курсовой работы имеет большое значение, так как:

( приобщает к творческой работе с экономической литературой, учит выделять в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме исследования;

( позволяет получить навыки сбора, обработки конкретного материала, составления таблиц, диаграмм, графиков;

( содействует формированию навыков логического мышления, экономического анализа, что позволяет последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем;

( способствует закреплению и углублению знаний по экономической теории, позволяет творчески применять их, связывая с практикой;

( прививает навыки работы на компьютере, в сети ИНТЕРНЕТ;

( позволяет составлять план работы, работать над текстом, оформлять список использованной литературы, а также приложения.

Поэтому, прежде чем приступать к написанию курсовой работы, студент должен внимательно ознакомиться с предлагаемыми методическими указаниями. Это позволит более конкретно представить требования к выполнению работы, как с точки зрения содержания, так и оформления, порядка защиты и оценки. Содержание работы и ее защита должны показать, что студент знает рассматриваемые проблемы, умеет экономически грамотно изложить тему исследования и ответить на вопросы по ней.

Успешное выполнение курсовой работы дает возможность выбрать дальнейшую научно-исследовательскую перспективу, на основе проведенного исследования сделать научное сообщение на студенческой научной конференции, опубликовать статью в студенческом сборнике научных работ. Курсовая работа по «Экономической теории» ( первый этап в написании последующих курсовых работ по дисциплинам специализации, а на 5-м курсе и дипломной работы.

3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Процесс написания курсовой работы включает следующие основные этапы:

( ознакомление студентов с тематикой работ и определение темы курсовой работы, ее уточнение и согласование с научным руководителем;

( поиск литературы и формирование картотеки используемых источников и одновременно разработка проекта плана курсовой работы;

( согласование с научным руководителем списка основных библиографических источников и утверждение им плана курсовой работы;

( изучение и обработка экономической литературы, подготовка ее обзора;

( подбор статистических данных, их анализ, обобщение, составление таблиц, графиков, диаграмм;

( консультация и согласование обзора библиографических источников с научным руководителем;

( написание работы по главам, передача их научному руководителю на проверку;

( доработка отдельных частей курсовой работы с учетом замечаний и требований научного руководителя (повторно выполненная работа сдается научному руководителю вместе с первым вариантом и сделанными по нему замечаниями);

( завершение и оформление курсовой работы в соответствии с требованиями стандарта и настоящих методических указаний;

( проверка курсовой работы на соответствие ее оформления стандарту (настоящим методическим указаниям) научным руководителем, который является нормоконтролером, и устранение замечаний по оформлению;

( сдача курсовой работы научному руководителю для оформления допуска к защите и назначения даты защиты;

( защита курсовой работы.

Защищенная курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре теоретической экономики. Выполненная и защищенная с положительной оценкой курсовая работа является допуском к экзамену по учебной дисциплине «Экономическая теория».

4 ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Каждому студенту распоряжением заведующего кафедрой назначается научный руководитель, который осуществляет непосредственное управление процессом подготовки и написания курсовой работы. На заседании кафедры утверждается тематика курсовых работ и список студентов, закрепленных за научными руководителями. После зимней сессии научные руководители проводят консультации для студентов дневной формы обучения, а в период зимней сессии ( для студентов заочной формы обучения по выбору тем курсовых работ и ознакомлению с порядком их написания и защиты.

Научные руководители знакомят студентов с ГОСТами библиографического описания и оформления работы. Следует очень внимательно отнестись к ознакомлению с этими ГОСТами, поскольку их незнание приведет к ошибкам, исправление которых увеличит трудозатраты на подготовку работы.

Студенты самостоятельно выбирают темы работы из предложенной кафедрой тематики. Примерная тематика курсовых работ представлена в приложении А. В процессе согласования темы с научным руководителем она может быть уточнена.

Учащиеся могут предлагать свои инициативные темы. В этом случае научным руководителем эти темы оцениваются на предмет соответствия их требованиям изучаемой учебной дисциплины, а также обеспеченности необходимой литературой.

Подготовка работы по избранной теме должна позволить максимально реализовать знания, полученные студентом во время обучения. Тема курсовой работы может в дальнейшем разрабатываться в дипломной работе.

Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом в начале второго семестра и утверждается научным руководителем до 1 марта текущего года вместе с планом работы и библиографией.

5 ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Прежде чем приступить к поиску необходимой литературы по избранной теме, студент должен ознакомиться с ней по учебной литературе и проанализировать, каким уже изученным или планируемым к изучению темам наиболее близка тема выбранной работы. Можно рекомендовать выбирать темы из тех разделов курса «Экономической теории», которые уже изучены, так как полученные знания помогут студенту лучше представить содержание и основные вопросы избранной темы и, естественно, успешнее выполнить работу.

Для студентов заочной формы обучения целесообразно выбирать тему курсовой работы, связанную с их производственной или иной деятельностью, или близкую к профилю будущей специальности.

При подборе литературы следует учитывать, что в работе должны быть рассмотрены как теоретические, так и прикладные аспекты исследуемой темы. Поэтому начинать поиск необходимой литературы следует с ознакомления с перечнем источников, рекомендуемых научным руководителем в качестве базовых, имеющихся в рабочих программах по дисциплине «Экономическая теория», а также в планах семинарских занятий по соответствующим темам.

При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за год, который обычно печатается в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача студента – из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы отобрать только те публикации (книги, журналы, статьи), в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.

Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они делятся на систематические, предметные и алфавитные. Рекомендуется пользоваться в основном систематическими каталогами, так как в них карточки с названиями книг и статей расположены по отраслям знаний. В систематическом каталоге выделен специальный раздел «Экономическая теория», в котором карточки подобраны обычно по темам курса. Студент при отборе литературы должен найти указанный раздел, в нем – тему, соответствующую его курсовой работе, и выписать на карточки нужные ему книги и статьи.

Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающих почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. Для этого необходимо ознакомиться:

( с заглавием и фамилией автора (авторов);

( с наименованием издательства и годом издания;

( с аннотацией и оглавлением;

( с введением или предисловием;

( с справочно-библиографическим аппаратом (списком литературы, указателей, приложений и т.д.);

( с первыми абзацами и иллюстративным материалом в представляющих интерес главах книг или статьях журналов.

При этом рекомендуется делать выписки или ксерокопии основных положений, не забывая указывать название источника, Ф.И.О. автора, издательство, год издания и номер страницы, откуда взята цитата. Записи лучше вести на отдельных листах, которые затем следует сгруппировать по вопросам темы. Хорошо составленные выписки помогут студенту лучше усвоить и осмыслить содержание проблемы.

Изучение литературных источников (книг, журналов и др.) следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы темы исследования, а затем уже переходить к прошлогодним публикациям, затем – двухгодичной давности и т.д. При этом очень важно обращать внимание на публикации, в которых рассматриваются дискуссионные вопросы, относящиеся к теме работы. Для этих целей можно использовать публикации в журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономист», «Политэконом», «Мировая экономика и международные отношения» и др.

При написании курсовой работы следует использовать как теоретические статьи и монографии, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать выводы о процессах и явлениях, происходящих в экономической жизни общества, о закономерностях ее развития. К сбору фактического материала необходимо относиться внимательно, выбирая только данные, отражающие и иллюстрирующие рассматриваемые в работе проблемы. Для этих целей используются статистические сборники и справочники, журналы и газеты, например «Вопросы статистики», различные информационные бюллетени по экономическим вопросам и другие материалы.

При использовании фактического материала необходимо соблюдать следующие требования:

( данные приводятся в абсолютных или относительных измерителях;

( при сравнении данные должны быть сопоставимы;

( для выявления какой-либо тенденции используется информация нескольких месяцев или лет;

( для наглядности цифровые данные сводятся в таблицу, могут быть отражены на графиках, в диаграммах и т.д.;

( все фактические данные, используемые в работе, должны иметь ссылку на источник с указанием страницы источника;

( не следует перегружать курсовую работу цифровым материалом, необходимо стремиться к тому, чтобы текст был иллюстрирован лаконичными, убедительными и наглядными материалами.

Помимо научных изданий студент обязательно должен ознакомиться с руководящими документами (законами и подзаконными актами), относящимися к теме работы. Для этого можно воспользоваться информацией на электронных носителях, имеющейся в сети ИНТЕРНЕТ, например:

http://www.akdi.ru – Агентство консультаций и деловой информации «Экономика».

http://www.eeg.ru – макроэкономическая статистика России на сайте экспертной группы Министерства финансов РФ.

http://www.nns.rn/analytdoc/ana12.html ? аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте «Национальной электронной библиотеки».

http://www/libertarium.ru/libertarium/library ? библиотека Либертариума, где представлены книги и статьи по экономическим наукам, а также труды выдающихся экономистов прошлого и современности;

http://www.econline.hl.ru – коллекция ссылок на лучшие экономические ресурсы Сети, как англо-, так и русскоязычные. Сайт охватывает широкий круг экономических дисциплин: экономические новости, микроэкономика, макроэкономика, математические методы в экономике, методология и история экономической мысли, институциональная экономика, Интернет-экономика, международная экономика, экономическая статистика и др.

При изучении нормативных документов, регулирующих связанные с темой работы отношения, удобно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», «Консультант» и др. Эти справочно-поисковые системы облегчают тематический поиск документов, а также позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Кроме того документы в электронных системах, как правило, содержат комментарии и отсылки к другим нормативным актам. Однако чтобы избежать ошибок при использовании этой информации, необходимо подтвердить ее достоверность по официальным документам.

После того как библиографический список составлен и сформирована картотека литературных источников, студент должен тщательно продумать и разработать план курсовой работы, способствующий полному раскрытию основных ее вопросов.

6 СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

План – это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень научной работы. План курсовой работы тесно связан с ее структурой. Предлагается следующая структура курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория»:

( титульный лист;

( содержание (план работы);

( введение;

( основная часть (разделы, подразделы, пункты);

( заключение;

( список использованных источников;

( приложения (если они имеются).

Из перечисленных элементов план работы включает пункты 3(7 (образец плана представлен в приложении Б настоящих методических указаний). При составлении плана главная задача студента ( выявление логической последовательности в выделяемых вопросах плана. При этом необходимо учитывать, что в работе должны быть рассмотрены теоретические и практические аспекты исследуемой темы. Поэтому работа, как правило, состоит из двух разделов. Материал строится по следующей схеме: первый раздел посвящается анализу теоретических аспектов темы; анализ проблем практики экономической деятельности и направления решения этих проблем излагаются во втором разделе. Каждый раздел может включать 2(4 подраздела, логически связанных между собой и уточняющих друг друга.

В творческой работе план всегда имеет динамичный, подвижный характер и не должен сковывать инициативу студента при сохранении четкой цели работы. В случае необходимости план может корректироваться по согласованию с научным руководителем, в чью компетенцию входит утверждение отдельных разделов и подразделов плана.

При составлении плана курсовой работы студенту необходимо обратить внимание на названия разделов и подразделов. Они должны быть достаточно короткими, т.е. не содержать излишней информации. Как правило, название раздела (подраздела, пункта) включает одно предложение. Но не следует стремиться к чрезмерной краткости, поскольку, чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Нецелесообразно составным частям плана давать названия, совпадающие с заголовками вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. Такой подход создает предпосылки для механического переписывания этих источников, что будет сковывать творческие возможности студента. При разработке плана необходимо обратить внимание на то, чтобы в различных подразделах не рассматривались одинаковые проблемы, иначе в работе неизбежны повторы.

Составленный проект плана курсовой работы следует согласовать с научным руководителем, после чего можно приступать к непосредственному написанию текста курсовой работы.

Для лучшего представления о проблемах исследуемой темы можно рекомендовать составление развернутого рабочего плана, который позволит студенту добиться большего понимания логики изложения материала после изучения подобранной литературы. Развернутый рабочий план представляет собой дальнейшую детализацию утвержденного плана в виде выделяемых для развития каждого раздела более детализированных подразделов.

Составление развернутого плана чрезвычайно важно для студента, так как в противном случае неизбежны диспропорция составных частей работы, пробелы в изложении или, наоборот, повторы. Кроме того, бессистемная и бесплановая деятельность отрицательно сказывается на морально-психологическом состоянии автора курсовой работы, что приводит к неудовлетворительному конечному результату.

После утверждения плана курсовой работы и разработки детального рабочего плана осуществляется написание текста работы.

7 СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ИЗЛОЖЕНИЮ

Курсовая работа должна охватывать в комплексе вопросы теории и их практическую реализацию, рассматривать проблему в историческом аспекте ее возникновения и развития, учитывать различные подходы к ее решению экономистами разных школ и направлений.

В этой связи в основе содержания работы должны лежать труды российских и зарубежных экономистов, экономические программы правительства, законодательные акты и решения, принимаемые в стране. Следует стремиться к аргументированному раскрытию содержания вопросов. Текст работы должен быть результатом самостоятельной проработки материалов, а не монтажом выдержек из различных источников. Необходимо добиваться логически увязанного изложения вопросов темы, не допускать повторений, противоречий в суждениях.

Титульный лист – первый лист курсовой работы – заполняется в соответствии с ГОСТом по форме, приведенной в приложении В.

Главное назначение ВВЕДЕНИЯ состоит в кратком обосновании выбора проблемы. В общем случае, ВВЕДЕНИЕ должно содержать:

( обоснование актуальности выбранной темы (степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы). Актуальность темы отражает ее важность, злободневный характер, соответствие задачам науки и практики, решаемым в настоящее время;

( определение цели и задач курсовой работы предполагает формулировку главной цели выполняемой работы, которая заключается в изучении теоретических источников по выбранной теме исследования, их анализе и обобщении. В соответствии с основной целью следует выделить три-четыре целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели курсовой работы, причем они должны соответствовать основным разделам плана работы (продумываются с особой тщательностью, поскольку описание их решения составляет содержание разделов курсовой работы);

( характеристику теоретической и методологической базы исследования, которую составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех знаний, к которым относится выбранная тема курсовой работы – это политическая экономия, экономическая теория, макро- и микроэкономика, экономическая статистика и т.п.;

( описание объекта исследования, которым может быть или система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, национальная экономика или ее сферы, там где формируется процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения, например, система ценообразования в экономике;

– описание предмета исследования, это более узкая и конкретная область исследования, представляющая собой часть системы или процесса, протекающего в системе, которую непосредственно изучают в работе, например, в системе ценообразования изучается формирование тарифов на услуги естественных монополий;

( краткий аналитический обзор литературы по исследуемому вопросу и указанием персоналий (обзор литературы должен показать умение студента систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное и определять главное в современном состоянии изученности темы);

( краткий перечень информационной базы исследования (статистические и аналитические материалы Госкомстата России; документы законодательных и исполнительных органов; данные, опубликованные в периодических изданиях).

Студент должен постараться дать в работе и указать это во введении новый подход к теме или к ее исследованию, решению. Объем введения – 2-3 страницы.

Первый раздел (теоретическая часть) представляет собой анализ и обобщение различных теоретических подходов к проблеме, содержащихся в трудах российских и зарубежных исследователей по теме курсовой работы. При рассмотрении каждого направления необходимо делать ссылку на его автора и источник, где данные идеи нашли отражение. Рассмотрение любой проблемы невозможно без отражения истории вопроса, его развития, характеристики современного состояния.

Содержание текста должно соответствовать заголовкам подразделов, причем каждый последующий подраздел должен логически вытекать из предыдущего и быть его продолжением. В целом все подразделы теоретической части должны полностью раскрывать первый раздел работы. Здесь же необходимо дать определения основных понятий темы, показать подходы различных авторов к трактовке их сущности.

Для наглядности представленного в работе материала можно использовать структурно-логические схемы, иллюстрирующие общее и отличительное в подходах авторов, показывающие историю развития вопроса.

Во втором разделе (прикладная или аналитическая часть) должна быть отражена взаимосвязь теоретических выводов, сделанных в первом разделе работы, с практической их реализацией в методах хозяйствования, в принимаемых законах, в разрабатываемых экономических программах, в осуществляемых реформах. Здесь необходимо проанализировать связи исследуемой проблемы с другими сторонами экономической жизни, с социальными проблемами. В данном разделе необходимо использовать статистические данные или другой фактический материал, отражающий объективную реальность практической деятельности хозяйствующих субъектов.

Фактические данные, цифровую информацию необходимо обработать, сгруппировать, поместить в таблицы, провести их анализ, определить процентные соотношения, сопоставить и описать. На их основе составляются графики, диаграммы, схемы, с помощью которых можно проиллюстрировать изложенный материал.

Заключение представляет собой выводы по каждому из написанных разделов курсовой работы. По первому разделу – это обобщение теоретических направлений проблемы с указанием ведущих экономистов, исследующих ее. Выводы должны быть сделаны в логической последовательности изложения материала по подразделам данной части работы. По второму разделу – краткое изложение результатов анализа практической деятельности по исследуемому вопросу, их критическое осмысление и формулирование предложений по практическому решению поставленной проблемы.

Объем заключения – 2-4 страницы.

Список использованных источников должен включать только те источники, которые были проработаны при выполнении курсовой работы и на которые имеются ссылки в тексте работы. Данный список должен включать не менее 20 литературных источников, в том числе действующие законодательные акты, регулирующие экономические отношения по исследуемой проблеме, решения правительства, статистические справочники, монографии, публикации в периодической печати и другие материалы. Требования к оформлению списка используемой литературы приведены в разделе 9.

Приложения необходимы в том случае, если в курсовой работе использована большая по объему информация, на основе которой были сделаны таблицы, построены графики, диаграммы. В этом случае исходная информация в виде таблиц или иных документов помещается в приложения в порядке использования этих данных в тексте работы. Тут же приводятся выдержки из законодательных актов, на которые имеются ссылки в работе.

8 ЯЗЫК И СТИЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Так как курсовая работа по экономической теории – это первая научная работа студента, ее языку и стилю следует уделить серьезное внимание. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является формулирование выводов, полученных в результате изучения литературных первоисточников, законодательных актов, анализа статистической информации. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность, связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные синтаксические средства связи, которые выражают:

последовательность развития мысли:

вначале рассмотрим…;

прежде всего, отметим…;

затем…;

во-первых;

во-вторых;

итак, и др.

противоречивые отношения:

однако;

между тем;

в то время как;

тем не менее;

причинно-следственные отношения:

следовательно;

поэтому;

благодаря этому;

сообразно с этим;

вследствие этого;

кроме того;

к тому же;

переход от одной мысли к другой:

прежде чем перейти к …;

обратимся к …;

рассмотрим…;

остановимся на …;

рассмотрев, перейдем к …;

необходимо остановиться на …;

необходимо рассмотреть…;

итог, вывод:

итак;

таким образом;

в заключение отметим;

все сказанное позволяет сделать вывод;

подведя итог, следует сказать.

Научный текст характеризуется также тем, что содержит специальную терминологию. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Следует твердо помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления.

Поэтому необходимо с большим вниманием выбирать научные термины и их определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, а если используются различные трактовки одной категории, необходимо указывать, к какой экономической школе (направлению) она принадлежит или кто является ее автором. Это особенно важно, так как в специальной литературе отдельные термины трактуются неоднозначно.

Анализ толкования терминов следует начинать с фундаментальных публикаций тех авторов, чьи концепции берутся в основу работы. А затем привести другие определения, обязательно сославшись на автора и источник, откуда взят данный термин.

Излагая различные подходы, выявленные в процессе изучения статей, монографий, учебных материалов следует обязательно сослаться на автора, используя, например, такой оборот: «В статье Е.Ясина рассматриваются…».

Это является обязательным условием объективности изложения материала, указывающим каков источник , кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это реализуется с помощью таких вводных слов как:

по мнению (Ф.И.О.);

по данным…..;

по нашему мнению….;

по сведениям,…. и.т.д.

Стиль научного текста – это безличный монолог, поэтому изложение ведется от третьего лица. Для этого используются такие обороты как:

нам представляется;

по нашему мнению;

мы считаем;

мы полагаем и т.п.

Основными качествами, определяющими культуру текста курсовой работы, являются:

точность;

ясность;

краткость.

Точность – это соответствие всего содержания курсовой работы названию ее темы, разделам и подразделам.

Ясность – это умение излагать материал доступным и понятным языком. Это качество отражает степень понимания студентом исследуемой проблемы.

Краткость – это умение избегать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Этот умение излагать вопрос четко, конкретно, избегая тавтологии, т.е. повторение того же самого другими словами.

9 ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТов. Она выполняется на компьютере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль 14). Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Объем курсовой работы должен быть в пределах 25-30 страниц.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами, печатать, соблюдая абзацный отступ. После номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят. Заголовки разделов, подразделов и пунктов нужно печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц курсовой работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Структурные элементы работы (содержание, введение, названия разделов (но не параграфов, входящих в раздел), заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы. Расстояние между названием структурного элемента работы и текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками раздела и подраздела.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Следует применять сквозную нумерацию арабскими цифрами. Слово «рисунок» и его наименование располагают посредине строки под иллюстрацией (приложение Г). Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации. Например, рисунок 1.1.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, рисунок А 3. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 1 приложения А».

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Его следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире (приложение Г).

При переносе таблицы её название помещают только над первой частью. В этом случае нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над другими частями таблицы пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например «Продолжение таблицы 1», «Окончание таблицы 1».

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела. Во втором случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы нумеруют в пределах каждого приложения арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, таблица В.1.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, можно не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка таблицы должна быть отделена от остальной её части.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. До и после каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после математических знаков (равенства, плюса, минуса, умножения, деления), причем знак в начале следующей строки повторяют. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке или в пределах раздела. Например, А = а / b. (1)  Формулы, помещаемые в приложениях, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Например, в формуле (1).

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных или круглых скобках. В скобках указывается порядковый номер источника в списке использованных источников, помещенном в конце работы, а при цитировании указывается и номер страницы. Например, (5, с. 15).

Список использованных источников следует располагать по алфавиту, нумеруя арабскими цифрами без точки, и печатать 1-ю строку с абзацного отступа. Например:

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008.

2 Лапуста М.Г. Предпринимательство. - М.: Просвещение, 2009.

3 Левченко А. Власть и бизнес – отношения партнерские // Краснодарские известия. 2011. 25 янв. С. 5.

4 Малое предпринимательство // Россия в цифрах в 2010 году.- М.: Госкомстат, 2011.

5 Орлов А. Малое предпринимательство в России // Вопросы экономики. 2010. № 10. С. 2-10.

6 Ольшанская О.В. Результаты гендерного анализа (аудита) хода исполнения бюджета 2005 года, оценки последствий в сфере оплаты труда и гендерной экспертизы проекта федерального бюджета 2006 года // URL: httр:// www.owl.ru.

В заголовке описания книги двух или нескольких авторов приводят фамилию одного автора, как правило, первого.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в работе. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в работе одно приложение, оно обозначается следующим образом: «Приложение А». Текст каждого приложения может быть разбит на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

10 ЗАЩИТА И ОЦЕНКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оформленная с учетом изложенных требований курсовая работа проходит на кафедре нормоконтроль, т.е. проверку на соответствие ее оформления стандарту, подписывается нормоконтролером и передается научному руководителю на отзыв. Научный руководитель, анализируя выполненную работу, предварительно оценивает ее исходя из степени раскрытия темы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений, а также навыков и умений студента организовывать свой труд.

В случае положительной оценки работы научный руководитель отмечает на титульном листе: «Допускается к защите» и назначает время защиты. Студент, получивший допуск к защите, готовится к ней с обязательным условием проработки тех замечаний, на которые указал научный руководитель.

Защита курсовой работы проводится в установленные кафедрой сроки, но не позднее, чем за 10 дней до начала летней сессии. Студентам, не уложившимся в указанные сроки по уважительной причине, оценка снижается на один балл. В соответствии с принятым на кафедре положением о защите курсовых работ она может проводиться в присутствии студенческой группы или индивидуально.

К защите студент готовит краткое сообщение о проделанной работе. Защита должна продемонстрировать знание основных вопросов темы, литературных источников, использованных при написании курсовой работы. Студент должен показать умение увязывать теоретические положения темы с практикой хозяйствования, анализировать конкретно-фактический материал и формулировать выводы и предложения. В процессе защиты студент должен продемонстрировать умение грамотно отвечать на вопросы, логически размышлять и ориентироваться в современной экономической жизни.

По итогам защиты и с учетом всего процесса написания курсовой работы научным руководителем выставляется окончательная оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». «Неудовлетворительно» проставляется в том случае, если студент во время защиты показал полное незнание темы, не сумел правильно ответить на заданные вопросы. В этом случае назначается повторная защита или студенту предлагается написать курсовую работу по другой теме и вновь защитить ее.

В зачетную книжку научным руководителем проставляется оценка с указанием даты защиты, и на странице 22 записывается название темы выполненной курсовой работы. Защищенная курсовая работа хранится на кафедре, а наиболее интересные из них могут быть рекомендованы для участия в научных конференциях или конкурсах студенческих работ.

Приложение А

Примерная тематика курсовых работ

Исторические общественно-экономические формации и цивилизации ( ступени общественного прогресса (формы, экономические и социальные особенности, причины смены).

Экономическая наука и ее законы.

Собственность как единство правовых и экономических отношений, причины и способы изменения форм собственности.

Экономическая теория о месте и роли собственности в экономической системе общества.

Реформирование отношений собственности в переходной экономике России.

Эволюция отношений собственности в индустриальных странах мира.

Причины и процесс приватизации государственной собственности в странах Западной Европы.

Виды частной собственности: плюсы и минусы. Тенденции и перспективы ее развития в России.

Мировой опыт приватизационных процессов.

Разгосударствление народного хозяйства в России (причины, методы, итоги).

Кооперативная собственность: история и современность.

Земельная собственность и земельные отношения в России.

Экономическая система общества: элементы и их взаимодействие. Исторические типы экономических систем.

Товарное производство: категории, законы, исторические формы.

Экономическая теория товара. Трактовки стоимости товара различными экономическими школами.

Рыночная экономика: сущность, категории, механизмы. Историческая эволюция.

Золото и его роль в экономике (исторический аспект).

Денежное обращение: процесс, законы, противоречия.

Происхождение, сущность и функции денег.

Роль денежной политики в регулировании экономики.

Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия.

Рынок как институт экономики: условия и причины возникновения, особенности развития.

Рыночная экономика: сущность, механизм, плюсы и минусы.

Конкуренция и монополия.

Экономическая природа дефицита и методы его регулирования.

Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах.

Категории и процесс капиталистического предпринимательства в экономическом учении марксизма.

Издержки производства и прибыль в современной экономической наук.

Капитал: сущность, состав (трактовки различных экономических школ).

Основные и оборотные фонды (капитал): понятия, эффективность использования, воспроизводство.

Кругооборот и оборот капитала: стадии, формы, издержки обращения.

Инвестиции и инновации как факторы устойчивого развития экономики.

Домохозяйства как субъекты рыночных отношений.

Семейный бюджет, его доходы и расходы.

Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества.

Тенденции изменения организационно-правовых форм фирмы как субъекта рыночных отношений.

Потенциал малого бизнеса в модернизации российской экономики.

Кредитное предпринимательство: сущность, формы, процент.

Кредит и его роль в регулировании экономики.

Банки: их роль в экономике.

Роль банковской системы в национальной экономике.

Условия, причины, источники образования земельной ренты.

Аграрные отношения в России.

Аграрные отношения в США (или других странах).

Аграрная политика в странах Европы и Америки.

Агропромышленный комплекс России: проблемы развития.

Земельные отношения: проблемы трансформации.

Рынок земли: проблемы формирования и развития.

Становление и развитие рынка недвижимости в современной России.

Показатели развития национальной экономики. Доходы и политика доходов.

Рыночное и государственное регулирование экономики: исторический опыт и теоретические воззрения.

Роль государства в развитии экономики: цели, функции, методы.

Тенденции модификации заработной платы в современных условиях.

Проблемы занятости в современной экономике и факторы, ее определяющие.

Рынок труда и занятость населения.

Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики.

Особенности бюджетного процесса в современной России (или других странах).

Проблемы формирования региональных бюджетов. Бюджет Краснодарского края.

Налоговая система государства: сущность, структура.

Особенности налоговых систем в разных странах.

Внебюджетные фонды: виды, функции, способы формирования.

Социальная политика государства в условиях рыночной экономики.

Эволюция системы социального обеспечения населения в связи с переходом к рыночной экономике.

Национальные проекты современной России как путь развития экономики.

Проблемы перехода от планово-директивной системы к рыночной системе в России.

Теория социального рыночного хозяйства и опыт ее применения в разных странах (шведская, германская модели).

Антимонопольная политика государства: цели, задачи, средства.

Международная миграция населения: причины, условия, перспективы.

Мировая торговля и проблемы глобализации.

Информационное общество как условие формирования качественно новых экономических отношений.

Конкурентоспособность экономики: сущность, факторы, показатели.

Социально-трудовые отношения (их природа в разных экономических системах и формы, способы регулирования).

Социальное партнерство в системе экономических отношений.

Ценные бумаги и их природа, роль в кредитных отношениях.

Конвертируемость валюты и проблемы укрепления национальной валюты.

Научно-технический прогресс: содержание, формы, эффективность.

Особенности современного этапа научно-технического прогресса: научно-техническая революция и ее социально-экономические последствия.

Воспроизводственный цикл и его фазы, особенности воспроизводства в России на современном этапе.

Государственный сектор в современной экономике.

Социально-ориентированное рыночное хозяйство: проблемы трансформации.

Движение капитала и его особенности в мировом хозяйстве.

Концепции глобальных экономических систем.

Приложение Б

Пример оформления содержания

Содержание

Введение………………………………………………… 3

1 Теоретические аспекты проблемы инфляции

1.1 Сущность и причины инфляции………………….6

1.2 Модели, виды и типы инфляции……………….. 10

1.3 Социально-экономические последствия

инфляции ………………………………………..15

2 Механизм инфляции и его особенности в России

2.1 Антиинфляционная политика государства……..18

2.2 Развитие инфляционных процессов в России..... 22

Заключение …….……………………………………….25

Список использованных источников………………….27

Приложение А Индексы инфляции в России ……….. 28

Приложение Б Кредиты, деньги, инфляция в России

в 1992-2008 годах ……………………. 29

Приложение В

Пример оформления титульного листа

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра теоретической экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

Инфляция и антиинфляционное регулирование

Выполнил (а):

студент (ка) I курса

экономического факультета

специальность ___________

группа __________________Ф.И.О.________

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доц.Ф.И.О.________

НормоконтролерФ.И.О.________

Краснодар 2012

Приложение Г

Пример 1 Оформление рисунка

р

D

Q

p – цена товара;

Q – количество товара;

D – кривая спроса.

Рисунок 1 – Зависимость спроса от цены

Пример 2 Оформление таблицы

Таблица 1 – Соотношение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума Год Минимальный размер оплаты труда (руб.) (среднегодовой) Соотношение среднегодового минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума (%)  1994 17560 20,3  1995 42500 16,1  1996 72740 19,7  1997 83490 20,3  1998 83,49 16,9  1999 83,49 8,3  2000 107,75 8,98  2001 250,0 18,2  2002 450 22,9  2003 487,5 21,6  2004 600 22,0  2005 720 24,2  

Источник: Чекорина Н.И. Регулирование оплаты труда // URL: http://www.owl.ru.

Пример 3 Оформление диаграммы



Рисунок 1 - Структура земельного фонда

Российской Федерации по категориям земель

Учебное издание

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Составители: Д а в ы д ю к Наталья Александровна

С а й б е л ь Наталья Юрьевна

ЛР 020378 от 22.01.97

Подписано в печать 25.01.10. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 2,0. Тираж 500. Заказ № 25.

Кубанский государственный университет.

350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Типография КубГУ.

350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

1