">
Экономика Экономическая теория
Информация о работе

Тема: Курс лекций по микроэкономике

Описание: Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя. Монополистическая конкуренция. Фирма в условиях чистой монополии. Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования. Государственное регулирование цен и микроэкономики
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономическая теория.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 07.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 261
Поднять уникальность

Похожие работы:

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СИСТЕМА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.С. ГОЛОВАЧЕВ

И.В. ГОЛОВАЧЕВА

Э.А. ЛУТОХИНА

МИКРОЭКОНОМИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ

2-Е ИЗДАНИЕ, СТЕРЕОТИПНОЕ

МИНСК

2005

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ6

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ8

ЛЕКЦИЯ 1. КАРДИНАЛИСТСКИЙ И ОРДОНАЛИСТСКИЙ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПОЛЕЗНОСТИ. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ8

ПОТРЕБНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ. ПОНЯТИЕ "РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ"8

ПОНЯТИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ПОЛЕЗНОСТИ. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ПОЛЕЗНОСТИ ПОТРЕБЛЯЕМЫХ БЛАГ11

ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И УСЛОВИЕ МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ16

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ19

БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ24

ЛЕКЦИЯ 2. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ЭФФЕКТЫ ЗАМЕЩЕНИЯ И ДОХОДА27

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ № 1 "ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ"31

ТЕМА2. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ33

ЛЕКЦИЯ 3. КРУГООБОРОТ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА33

ЦЕЛИ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА33

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ИХ КРУГООБОРОТ И ОБОРОТ, СТРУКТУРА35

ЛЕКЦИЯ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА42

ПРОБЛЕМА ОПТИМАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ42

ПРОДУКТ ФИРМЫ: ОБЩИЙ, СРЕДНИЙ, ПРЕДЕЛЬНЫЙ. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ47

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ №2 "ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ"51

ТЕМА 3. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА52

ЛЕКЦИЯ 5. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА52

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА52

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ56

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ. ЭФФЕКТ МАСШТАБА61

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ. НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ69

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ №3 "ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА"74

ТЕМА 4. ДОХОДЫ ФИРМЫ75

ЛЕКЦИЯ 6. ДОХОДЫ ФИРМЫ75

ДОХОД ФИРМЫ И ЕГО ВИДЫ75

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ79

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ85

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ №4 "ДОХОДЫ ФИРМЫ"87

ТЕМА 5. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ89

ЛЕКЦИЯ 7. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ89

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР89

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ91

ДОЛГОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ96

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ №5 "ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ"99

ТЕМА 6. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ101

ЛЕКЦИЯ 8. ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ101

ФИРМА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ102

ЛЕКЦИЯ 9. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ109

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ109

ЛЕКЦИЯ 10. ОЛИГОПОЛИЯ112

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ112

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ118

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ №6 "ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ"120

ТЕМА 7. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА122

ЛЕКЦИЯ 11. РЫНОК РЕСУРСОВ122

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКАХ РЕСУРСОВ122

ЛЕКЦИЯ 12. РЫНОК ТРУДА132

РЫНОК ТРУДА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ132

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ И СИСТЕМЫ142

ЛЕКЦИЯ 13. РЫНОК КАПИТАЛА. ИНВЕСТИЦИИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ147

РЫНОК КАПИТАЛА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ147

ИНВЕСТИЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ152

ЦЕННЫЕ БУМАГИ И РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ159

ЛЕКЦИЯ 14. РЫНОК ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ169

РЫНОК ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ: ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА И ЦЕНА ЗЕМЛИ169

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ № 7 «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА»174

ТЕМА 8. МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ176

ЛЕКЦИЯ 15. МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ176

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА МИКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ176

МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И УРОВНИ178

МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ188

ЛЕКЦИЯ 16. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ192

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ № 8 «МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»197

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.199

ЛИТЕРАТУРА203

ВВЕДЕНИЕ

Микроэкономика - часть экономической теории, ее важный особый раздел. Как и во всей экономической теории, в микроэкономике изучаются экономические отношения людей, их экономическое поведение и деятельность. Ведь именно люди ищут и находят ресурсы, включают их в процесс производства, производят продукты, товары, получают доходы, используют их для содержания семьи и общества в целом.

Отношения людей в экономике усложняются тем, что кроме отношений на предприятии они дополняются затем отношениями на рынке данного товара и других рынках, отношениями с государством, а также внешнеэкономическими отношениями. И все они становятся объектом изучения экономической теории. Микроэкономика, являясь частью этой теории, изучает экономическую жизнь, деятельность людей и их отношения. Вместе с тем, представляя собой часть экономической теории, микроэкономика имеет ряд своих отличительных черт, особенностей, которые и придают ей специфику, делают особым разделом экономической теории.

Первая особенность заключается в том, что микроэкономика главное внимание уделяет изучению не целого (экономики всей страны), а отдельных экономических единиц, т.е. обособленных субъектов-участников экономической жизни, например, фирмы, которые самостоятельно принимают экономические решения и реализуют их в собственной экономической деятельности. Эта особенность микроэкономики называется принципом экономического атомизма.

Вторая особенность микроэкономики - ее опора на исходное предположение о рациональности действий экономических субъектов. Эта рациональность с точки зрения экономики состоит в том, что субъект определяет, с одной стороны, выгоды своих действий, а, с другой стороны, затраты и сопоставляет их друг с другом. Выгодами при таком подходе будут те блага, которые получает данный субъект от своих экономических действий. А затратами - те блага, которых субъект лишается при своих действиях. Рациональность экономического поведения субъекта будет заключаться в его стремлении действовать так, чтобы увеличивать выгоды. Такая особенность подхода в микроэкономике получила название принципа экономического рационализма.

Третья особенность микроэкономики связана с применяемыми ею методами анализа. Экономика вообще и микроэкономика в частности находятся постоянно в процессе движения, изменения. Это делает необходимым изучение не только конечных результатов и выгод, но и тех изменений, которые происходят в самом процессе хозяйствования, в движении. Такими изменениями могут быть дополнительные приросты либо, наоборот, потери, снижения промежуточных результатов. Субъекту микроэкономики (фирме) важно так строить свою экономическую деятельность, чтобы добавочная (т.е. предельная) выгода превышала добавочные (предельные) затраты. Такой метод и носит название принципа предельного подхода.

На основе рассмотренных особенностей можно заключить, что предметом изучения микроэкономики является поиск и выбор рациональных экономических решений и действий отдельными субъектами экономики в процессе их хозяйствования.

Главными субъектами в микроэкономике выступают домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства (семья или индивид) в товарно-рыночной экономике являются такими экономическими единицами, которые используют для удовлетворения своих потребностей те доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов - прежде всего труда, а также, если таковые имеются, - земли и капитала. Фирма как экономическая единица - это самостоятельный экономический субъект, который владеет необходимыми ресурсами, осуществляет производство и последующую реализацию созданных товаров и услуг.

Отношения домашних хозяйств и фирм, как основных субъектов микроэкономики, обусловливаются тем, что главными потребителями благ являются домашние хозяйства. Поэтому именно они решают, что потреблять. А фирмы на основе этого должны решать, что им производить.

Изучив микроэкономику вы узнаете, что такое прибыль и цены, издержки явные и неявные, почему существует убывающая доходность, что такое предельная производительность труда и капитала, как минимизировать затраты, как реагировать на отношения с конкурентами и многое другое. Эти знания будут не только интересны, но и, несомненно, полезны в практической деятельности. Более того, без таких знаний невозможно будет изучить и понять следующие разделы экономической теории – макроэкономику, интерэкономику и переходную экономику, в эпоху которой мы с вами живем. Чтобы разобраться в особенностях и сложностях переходной экономики, отраслевых и конкретных экономических науках, нужно будет знать, что они обусловлены не только факторами макроуровня, но и особенностями хозяйствования на микроуровне экономики.

Данный курс лекций подготовлен с учётом взглядов и концепций современных отечественных экономистов и экономических школ Запада. В частности, были использованы результаты иследований учёных Белорусского государственного экономического университета Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Беларусского государственного университета Института экономики Национальной Академии Наук Беларуси, которые обобщены в учебнике «Экономическая теория» под редакцией Базалева Н.И. и Гурка С.П. – Мн., 1997, в учебных пособиях «Экономическая теория: Системный курс» под редакцией Э.И.Лобковича. – Мн., 2000 и «Основы микроэкономики» под редакцией Э.А.Лутокиной. – Мн., 1998.

Тема 1. Основы теории поведения потребителя

Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: потребность; материальные потребности; производственные потребности; первичные потребности; абсолютные потребности; свободные блага; экономические блага; общественные блага; необщественные блага; материальные блага; нематериальные блага; долговременные блага; недолговременные блага; взаимозаменяемые блага; взаимодополняемые блага; настоящие блага; будущие блага; прямые блага; косвенные блага; экономические потребности; спрос; потребительское поведение; рациональный потребитель; полезность; добавочная или предельная полезность; закон убывающей предельной полезности; общая полезность; кардинализм; ординализм; ограничивающее потребление; взвешенная предельная полезность; выигрыш потребителя; кривая безразличия; транзитивность; предельная норма замещения; карта безразличия; бюджетные ограничения потребителя; бюджетная линия; бюджетное пространство.

Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"

В основе производственной деятельности людей лежат их потребности. Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддерживания жизнедеятельности человека. Поэтому для того, чтобы жить, удовлетворять свои потребности, человек должен производить необходимые ему продукты и услуги. Следовательно, цель любого общественного производства состоит в создании продуктов (товаров) и услуг для удовлетворения потребностей членов общества. Таким образом, потребности являются предпосылкой производства, а потребление – его конечной целью.

Потребности носят объективный характер и зависят от уровня развития производительных сил общества. Чем выше уровень потребностей, тем должен быть выше уровень производства, а новый уровень производства вызывает к жизни еще более высокий уровень потребностей. Взаимосвязь и взаимозависимость между производством и потреблением находит выражение в объективном экономическом законе возвышения потребностей.

Потребности классифицируются определенным образом (рис. 2.1.).

В чем же состоят потребности?

Материальные потребности - в пище, одежде, жилье и т.д., а духовные потребности - в образовании, информации, культурном досуге и т.п.

Производственные потребности - в средствах производства, рабочей силе, производственной инфраструктуре, а личные - в предметах потребления.

Первичные потребности (питание, одежда, жилье и т.п.) подлежат удовлетворению в первую очередь, они не могут быть заменены другими, а вторичные потребности удовлетворяются после первичных и могут быть заменены другими (например, кино, театр, дискотека и т.п.).

Абсолютные потребности – весь набор потребностей, в том числе и те, которые не могут быть удовлетворены в настоящее время, так как уровень производства не позволяет их произвести; а действительные потребности могут быть удовлетворены при данном уровне производства. Потребности, подлежащие удовлетворению выступают в форме платежеспособного спроса (есть и деньги, и товар, и желание купить). Фактически удовлетворяемые – потребности, которые удовлетворены при данном масштабе и структуре производства.

Следует отметить, что существование потребностей предполагает наличие необходимых для их удовлетворения средств, которые называются благами. К таким благам относятся все материальные вещи и услуги, естественные природные условия (воздух, свет, вода), которые используются для удовлетворения человеческих потребностей. Поэтому выделяют свободные блага – средства, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения усилий человека (солнечное тепло, атмосферный воздух и т.д.); и экономические блага – средства, которые можно получить в ходе производственной деятельности человека (или которые опосредованы деятельностью человека). Экономические блага ограничены по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.

Классификация благ представлена на рис. 2.2.

В чем же состоит суть, представленных в классификации благ?

Общественные блага - фундаментальные научные исследования, национальная оборона, охрана порядка и т.д. Эти блага доступны всем в равной степени, нет конкуренции при их потреблении. Необщественные блага – те, которые удовлетворяют производственные и личные потребности и в их потреблении всегда присутствует конкуренция.

Материальные блага состоят из полезных материальных вещей и прав на их владение и использование (естественные дары природы, земля, вода, продукты сельского хозяйства, здания, сооружения, продукция отраслей промышленности и строительства, долговые обязательства (векселя, паи), права пользования (гражданские привилегии, право проезда и т.п.). Нематериальные блага включают в себя качества, способности, предприимчивость человека, деловые связи, репутацию человека в обществе.

Долговременные блага могут быть использованы для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, т.е. они потребляются постепенно (производственное оборудование, машины, холодильники, телевизоры и т.д.). Недолговременные блага могут удовлетворять данную потребность лишь один раз, т.е. они полностью потребляются в одном процессе использования (пища, сырье, материалы и т.д.).

Взаимозаменяемые блага могут заменять друг друга в удовлетворении некоторой потребности (масло и маргарин). Взаимодополняемые блага в состоянии удовлетворить некоторую потребность лишь тогда, когда они используются вместе (автомобиль и бензин, видеомагнитофон и кассета и т.п.).

Настоящие блага находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта и удовлетворяют потребность сегодня, в настоящем времени. Будущие блага – те, которыми субъект может располагать лишь в будущем.

Прямые блага удовлетворяют непосредственно (прямо) какую-то потребность (пища, одежда, бытовые предметы). Косвенные блага удовлетворяют потребность лишь как средство создания других благ (средства производств в процессе производства).

Следует отметить, что из всей совокупности потребностей следует выделить экономические потребности, то есть те, которые удовлетворяются продуктами труда, человеческой деятельности, являющимися экономическими благами. При товарно-рыночном производстве экономические потребности лежат в основе такого понятия как спрос. Спрос представляет собой не всякую, а платежеспособную потребность, т.е. потребность, которая обеспечена необходимыми денежными средствами.

В условиях рыночной экономики потребителю приходится делать выбор между различными видами товаров (благ). В связи с этим выделяют такое понятие как потребительское поведение. Потребительское поведение - это формирование спроса потребителей на различные товары и услуги, в результате чего потребитель как бы оценивает работу производителя. Так, если потребитель за товар отдает деньги, да причем столько, чтобы покрыть затраты производителя, то тем самым деятельность производителя признается общественно-полезной для общества. Если же потребитель не купил товар, то производитель разоряется. Поэтому, анализируя поведение потребителей, целесообразно учитывать их желания, предпочтения, возможности.

Каждый потребитель должен ранжировать свои потребности и принимать личное решение о покупке нужного ему товара (блага). Это в свою очередь определяет экономическое поведение производителя, его поведение в производстве товаров и услуг. Самостоятельность или "суверенитет потребителя" предполагает, что результаты деятельности производителя оценивает потребитель, а производитель при этом координирует свою деятельность, приспосабливаясь под спрос. В свою очередь свобода потребительского выбора на рынке ограничена двумя факторами: ценами и доходами.

Рациональным потребителем принято считать потребителя, для которого целью является потребление таких экономических благ, которые при определенных ценах и доходе могли бы лучшим образом удовлетворить его потребности. При этом следует учитывать, что каждый потребитель имеет свои предпочтения и стремится выбрать для себя наиболее предпочтительный набор товаров при своем ограниченном доходе и заданном уровне цен. Поэтому выбор потребителя заключается в стремлении так распределить свою покупательную способность, чтобы получить максимальную полезность от потребляемых благ и услуг.

Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ

Центральное место в теории потребления занимает концепция предельной полезности. Ее основы были разработаны в середине XIX в. Г. Госсеном и У. Джевонсом. Большой вклад в развитие этой теории внесли в начале XX в. представители австрийской школы К. Менгер, Э. Бём-Баверк, Ф. Визер.

Исходным понятием данной концепции является полезность — это способность блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека. Или, другими словами, полезность – это то удовлетворение, которое получает потребитель в процессе использования блага. Оценка полезности блага всегда субъективна. Одно и то же благо обладает разной полезностью для различных потребителей. Каждый индивид приобретает блага в соответствии с собственным вкусом. Например, любители кофе оценивают полезность этого напитка высоко, в то время как для некоторых потребителей он обладает низкой полезностью.

Однако существуют и общие черты в определении полезности всеми потребителями. Прежде всего оценка полезности связана с некоторыми свойствами потребностей. Каковы же эти свойства?

1. Потребности неравнозначны, поэтому каждый потребитель мысленно распределяет свои потребности по значимости. В первую очередь удовлетворяются более насущные потребности. По Бём-Баверку, степень их важности мы измеряем обыкновенно тягостью вредных последствий, которые влечет за собой для нашего благополучия их неудовлетворение. Сообразно этому наивысшую важность мы признаем за теми потребностями, неудовлетворение которых ведет к смерти. Второе по важности место мы отводим тем потребностям, неудовлетворение которых очень вредно отражается на нашем здоровье, на нашей чести, нашем счастье. Третье место занимают те потребности, неудовлетворение которых причиняет нам кратковременные страдания, огорчения или лишения. Наконец самое последнее место принадлежит тем потребностям, неудовлетворение которых сопровождается для нас лишь легкими неприятностями. На основании этих признаков все человеческие потребности можно разделить по разрядам соответственно их важности. Со времен Бём-Баверка потребности изменились, умножились и разнообразились так же, как и способы их удовлетворения, но данная классификация применяется и сегодня.

2. Потребности обладают способностью к насыщению, что уменьшает интенсивность или напряженность данной потребности по мере потребления. Всем известно следующее явление, когда одно и то же ощущение, повторяясь беспрерывно, с известного момента начинает доставлять нам все меньше и меньше удовольствия, и, наконец, удовольствие это превращается даже в свою противоположность — в неприятность и отвращение. Всякий может на себе испытать, что потребность в четвертом или пятом блюде ощущается уже не так сильно, как потребность в первом блюде. Аналогичные явления наблюдаются в области большинства как духовных, так и физических наслаждений: возьмите долго продолжающийся концерт, лекцию, прогулку, игру и т.д. — всюду вы найдете то же самое.

Теперь обратим внимание на то, как влияют данные свойства потребностей на оценку полезности экономических благ. Во-первых, поскольку потребности неравнозначны и не могут удовлетворяться одновременно, а только в порядке очередности, постольку более насущные потребности удовлетворяются в первую очередь, а блага, их удовлетворяющие, оцениваются по полезности выше, чем все остальные блага. Во-вторых, поскольку потребности по мере их насыщения убывают, т.е. степень их напряженности падает, постольку каждая следующая единица блага оценивается по полезности ниже, чем все предыдущие единицы того же блага, удовлетворяющего одну и ту же потребность.

Следовательно, полезность блага уменьшается по мере того, как увеличивается объем потребляемого блага. Проиллюстрируем данную зависимость на примере. Предположим, что на десерт у потребителя есть 5 яблок. Первое яблоко доставляет ему наибольшую полезность, так как он еще не насытился данным продуктом. Второе яблоко имеет несколько меньшую полезность, третье — еще меньшую, четвертое яблоко может оказаться для него уже не нужным, а от пятого можно ожидать не пользу, а вред.

Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы потребленного блага, называется добавочной или предельной полезностью. Она обозначается MU (marginal utility). Полезность каждой последующей единицы блага меньше полезности предыдущей единицы. Уменьшение предельной полезности блага с увеличением потребляемого его количества называется законом убывающей предельной полезности.

Вернемся к примеру с яблоками и попытаемся количественно определить их полезность. За единицу полезности примем абстрактную единицу — например, «ютиль». Допустим, что потребитель оценивает первое яблоко в 10 ютилей, второе — в 6 ютилей, третье — в 2 ютиля. Четвертое яблоко является относительно излишним, его полезность равна нулю. Пятое яблоко имеет отрицательную полезность, равную – 5. Общая полезность определенного количества благ (обозначим ее TU — total utility) определяется как сумма предельной полезности каждого из них. Общая полезность первых двух яблок равна 16 ютилей (10+6). Общая полезность трех яблок равна 18 ютилей (10+6+2). Четвертое яблоко ничего не прибавит к общей полезности, пятое — уменьшит ее.

Связь между общей и предельной полезностью блага приведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)

Единица продукции Полезность   Предельная (MU) Общая(TU)  1 10 10  2 6 16  3 2 18  4 0 18  5 -5 13  

Для более наглядного отражения связи между общей и предельной полезностью можно использовать графическое изображение. На рис. 2.3. изображена кривая общей полезности, а на рис. 2.4. — кривая предельной полезности. На горизонтальной оси отложено количество потребляемых благ (Q), на вертикальной — соответственно общая полезность (TU) и предельная полезность (MU).

Данные, приведенные в табл. 2.1. и изображенные на рис. 2.3., 2.4., показывают, что предельная полезность отдельных благ снижается по мере увеличения их количества. Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет положительное значение. Темп увеличения общей полезности с добавлением каждого нового блага замедляется.

Надо отметить, что поскольку напряженность потребности зависит от количества блага, постольку оценка полезности связана со степенью редкости, возможностями воспроизводства этого блага. Особо редкие, невоспроизводимые или трудно воспроизводимые блага (золото, драгоценные камни, произведения великих мастеров живописи и др.) оцениваются по полезности выше, чем все остальные блага. Такой подход к объяснению полезности позволил сторонникам теории предельной полезности возражать критикам. Почему алмаз дороже угля, хотя последний удовлетворяет более насущные потребности человека и должен по полезности оцениваться выше? Не означает ли это, что полезность не имеет отношения к стоимости и цене? Нет. Алмаз обладает особой редкостью, поэтому напряженность потребности в алмазах особенно высока (хотя потребность и не является первоочередной), поэтому и полезность этого блага особенно высока, что и отражается в спросе и цене. Стакан воды ничего не стоит человеку, сидящему у ручья, но его предельная полезность очень высока для человека, находящегося в пустыни, вдали от оазисов. Это значит, что на цену товара влияет не общая, а предельная полезность.

Падение предельной полезности оказывает непосредственное влияние на спрос. Ведь если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии падения их цены. Если этого нет, то он предпочтет не покупать больше этого продукта по данной цене, так как, покупая его, он фактически отказывается от других товаров, то есть от альтернативных вариантов удовлетворения полезности.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что полезность представляет собой оценочные суждения людей о способности экономического блага удовлетворять потребность. Эта способность зависит от степени напряженности потребности, ее места в иерархии потребностей, степени редкости данного экономического блага. Однако потребитель использует не одно, а множество экономических благ для удовлетворения потребностей, следовательно, он должен уметь оценить сочетания полезностей различных благ. Стремясь к максимизации полезности, потребитель должен выбрать из разнообразных наборов благ самый оптимальный набор. В связи с этим возникает проблема объяснения того, как потребитель это делает.

В современной науке существует два разных объяснения оценки потребителем обобщенной полезности разных благ. К.Менгер, Э.Бём-Баверк, А.Маршалл и др. придерживались кардиналистской гипотезы. Кардинализм исходит из предположения, что потребитель дает абсолютную оценку полезности каждого экономического блага в неких психологических единицах. Следовательно, обобщенная функция полезности выглядит следующим образом:

ТU = f(x) + f(y) + f(z) + ... + f(n),

где ТU - суммарная полезность; х, у, z, .... n — товары.

Другие исследователи поведения потребителя предложили иной подход. Они подчеркивали, что кардинализм имеет ряд недостатков, состоящих, например, в том, что предположение об абсолютной оценке полезности каждого экономического блага означает, что потребитель вынужден решать практически неразрешимую математическую задачу — оценить все возможные сочетания разнообразных благ. Обобщенная функция полезности игнорирует взаимосвязь между экономическими благами и взаимозависимость между их полезностями, которая может носить комплиментарный или субституционный характер.

Сторонников нового подхода назвали ординалистами. Ординализм исходит из того, что потребителю не нужно оценивать полезность каждой отдельно взятой единицы блага в абсолютных числах. Более вероятно и вполне достаточно того, что потребители знают, какие наборы благ приносят большее и какие меньшее удовлетворение. Предпочитая большие полезности меньшим, потребители оценивают их не абсолютными, а порядковыми числами. С учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости экономических благ обобщенная функция полезности у ординалистов выглядит так:

ТU=f(x,y, z, .... n).

Ординалисты использовали иной, чем кардиналисты, математический и понятийный аппёарат, но пришли к тем же выводам, вывели такое же условие равновесия потребителя, что и кардиналисты.

Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности

Для анализа поведение потребителя, изолированного от общества и общественного производства используют простейшие модели. Например, экономисты австрийской школы, в качестве потребителя представляют Робинзона на необитаемом острове или отшельника, живущего в лесу. Это упрощение дает возможность рассматривать поведение потребителя в наиболее "чистом виде", без специфических общественных форм. Широкое распространение получила так называемая матрица К. Менгера, которая позволяет иллюстрировать поведение рационального потребителя, удовлетворяющего несколько потребностей с помощью одного или нескольких экономических благ. Тогда матрица выглядит следующим образом:

I II III IV V VI VII VIII IX X  10           9 9          8 8 8         7 7 7 7        6 6 6 6 6       5 5 5 5 5 5      4 4 4 4 4 4 4     3 3 3 3 3 3 3 3    2 2 2 2 2 2 2 2 2   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  0 0 0 0 0 0 0 0 0 0  

Римскими цифрами в матрице обозначены потребности по мере убывания их значимоёсти, арабскими — предельная полезность каждой единицы блага, удовлетворяющего каждую потребность. Убывание арабских цифр объясняется законом убывания предельной полезности.

Допустим, Робинзон имеет шесть мешков зёрна, которые нужно распределить между тремя потребностями: для собственного питания (I), под урожай следующего года (II), для кормления домашних животных (III). Понятно, что каждый мешок зерна не равноценен по полезности вследствие неравнозначности потребностей и степени их насыщения. Поэтому в первую очередь распределяются наиболее значимые по полезности блага, а если полезность благ, удовлетворяющих разные потребности одинакова, то в первую очередь удовлетворяются более насущные потребности.

Согласно матрице Менгера и предыдущим рассуждениям становится понятным, то первый мешок зерна будет распределен Робинзоном для удовлетворения первой потребности, так как полезность этого же мешка зерна для второй и третьей потребности меньше. Второй мешок мог бы быть распределен на вторую или первую потребность, но с учетом значимости потребности тоже будет предназначен для питания Робинзона. По матрице Менгера несложно продолжить дальше наши рассуждения. В результате получим, что максимизация полезности будет достигнута Робинзоном тогда, когда из шести мешков зерна три будут предназначены для питания, два - для посева в следующем году и один — для кормления домашних животных. При этом все три потребности будут удовлетворены в одинаковой степени. Для упрощения в примере мы взяли одно благо — зерно, но это не обязательно, экономические блага могут быть разными для I, II и других потребностей, но рассуждения и выводы будут теми же.

Вывод, который был сделан на основе простейших моделей потребления, следующий: потребитель достигает максимального удовлетворения потребностей тогда, когда последние приращения экономических благ в потреблении имеют одинаковую полезность, или, другими словами, потребитель должен определить такое сочетание экономических благ, предельные полезности которых равны (в нашем примере они равны 8). Это условие равновесия Робинзона можно записать так: MU1 = MU2 = MU3.

Следует отметить, что в простейших моделях рассматривалось только одно условие, ограничивающее потребление — ограниченность экономических благ. В условиях рынка основными ограничителями потребительского выбора выступают цены товаров и доход потребителя. В связи с этим значение имеет уже не только сама по себе полезность товара, но и ее соотношение с ценой данного товара. Такое соотношение называют взвешенной предельной полезностью. Посмотрим, как влияет взвешенная предельная полезность на условия максимизации полезности. Допустим, студент Робинзонов имеет недельный доход 4,5 дол. и тратит его всего на два товара — бананы и шоколад:

предельная полезность

1 кг бананов MU1 предельная полезность

1 плитки шоколада MU2  10 6  9 5  8 4  7 3  6 2  

На основании этих данных можно сказать, что, не будь рынка, бананы бы потреблялись в первую очередь, поскольку их предельная полезность выше. Однако рыночные цены могут внести коррективы в потребление. Допустим, что бананы стоят 1 дол. (P1), а шоколад - 0,5 дол. (P2). Тогда взвешенные предельные полезности будут выглядеть следующим образом:

MU1/Р1 MU2/Р2  10 12  9 10  8 8  7 6  6 4  

Взвешенная предельная полезность шоколада оказалась у первой единицы выше, чем у бананов. Поэтому первые полдоллара недельного дохода будут потрачены на шоколад, а следующий доллар — на бананы (условно считаем, что первая потребность более значимая). Дальнейшее распределение дохода будет определяться согласно величине взвешенной полезности. В результате окажется, что максимизация полезности будет достигнута при потреблении 3 кг бананов и трех шоколадок. Недельный доход распадается на 0,5 + 1,0+0,5+ 1,0+ 1,0+0,5 = 4,5 (дол.).

Условием максимизации полезности является равенство взвешенных предельных полезностей (в нашем примере они равны восьми): MU1/P1= MU2/Р2. Это и есть правило максимизации полезности.

Если взвешенные предельные полезности не равны, например, MU1/P1> MU2/P2, следовательно, потребитель должен изменить количество обоих товаров в потреблении. В данном случае он должен увеличить количество первого товара и уменьшить второго, тогда предельные полезности этих товаров сблизятся.

Необходимо подчеркнуть, что закон убывающей предельной полезности объясняет отрицательную направленность кривой спроса. Действительно, каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены. Поэтому кривые предельной полезности и спроса похожи друг на друга (рис. 2.5.).

Допустим, что в предыдущем примере цена бананов уменьшилась. Это увеличит взвешенную предельную полезность бананов. Для максимизации полезности студент увеличит количество бананов в потреблении, что является подтверждением закона спроса. С помощью кривой спроса можно проиллюстрировать выигрыш потребителя. Выигрыш потребителя — это разность между ценой, которую готов заплатить потребитель за данный товар и реальной ценой данного товара. Цена, которую готов заплатить потребитель, определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а цена товара на рынке определяется взаимодействием спроса и предложения. В результате все единицы товара в данный момент продаются по одинаковой цене. Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он был готов за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника на рис. 2.6.

Из рис. 2.6. видно, что потребительский излишек или выгода имеет место при приобретении 6 единиц товара. При покупке 7-ой единицы выигрыш потребителя равен нулю. Если рыночная цена товара увеличится, выигрыш потребителя сократится и наоборот, если цена упадет, выигрыш увеличится.

Предпочтения потребителя и кривая безразличия

Представление об убывающей предельной полезности не только лежит в основе реализации закона спроса, но и играет важную роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить. А в силу того, что денежный доход имеет ограниченную величину, все потребители испытывают сдерживающее влияние бюджета. Это вынуждает их так распоряжаться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большую полезность. При этом потребитель вынужден идти на компромиссы, он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Очевидно, что в реальной действительности спрос потребителя на некоторый товар зависит от намерений по закупке других товаров не только с точки зрения полезности (чем больше покупается яблок, тем меньше купят груш). Иначе говоря, потребитель сталкивается с необходимостью выбора оптимального набора или комбинации нескольких приобретаемых товаров. Причем сокращение потребления одного товара может быть заменено (компенсировано) увеличением потребления другого товара без снижения общей полезности данного товарного набора.

Проблема выбора оптимального набора товаров в экономической науке решается посредством использования "кривых безразличии" (были введены Ф. Эджуортом в XIX в.), которые служат для анализа потребительских предпочтений.

Каждый потребитель имеет свои предпочтения в отношении всей совокупности товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В силу этого каждый из бесконечного множества наборов товаров и услуг занимает в этой системе иерархии определенное место. В то же время среди этих наборов есть и такие, которые представляются потребителю равнозначными или равновесными. Так, например, он может предпочесть 5 яблок 2 грушам или 2-м яблокам - 6 груш. Но сделать, например, выбор между целым набором, состоящим из 6 яблок и 4 груш, с одной стороны, и 3-х яблок и 8 груш, с другой стороны, трудно, так как потребитель может быть согласен на то и другое. В этом случае говорят, что данному потребителю (в данный момент) безразлично, какой из двух наборов он получит: оба они находятся на одной и той же кривой безразличия.

Кривая безразличия - это графическое отображение предпочтений потребителя. Любая точка на данной кривой безразличия отражает разные количества двух товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, то есть обладают одной и той же общей полезностью.

Для того чтобы построить кривую безразличия, следует исходить из следующих допущений:

потребляется набор из двух экономических благ;

потребитель способен оценивать и сравнивать по полезности различные сочетания экономических благ (допустим, набор К — 10 ед. А и 2 ед. В — имеет одинаковую полезность с набором L — 6 ед. А и 4 ед. В);

если набор К предпочтительнее набора L, а набор L предпочтительнее набора M, то и набор K предпочтительнее набора M. Эту взаимосогласованность предпочтений называют транзитивностью;

большие количества экономических благ всегда предпочитаются меньшим количествам, т.е. предполагается, что потребности полностью не насыщаются.

Для построения кривой безразличия используем данные, приведенные в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Комбинации благ А и В, имеющие одинаковую полезность для потребителя Х (гипотетические данные)

Наборы благ А и В Количество блага А Количество блага В  K 10 2  L 6 4  M 4 8  N 2 12  

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11