">
Экономика Экономическая теория
Информация о работе

Тема: Выполнение курсовой работы по макроэкономике

Описание: Экономическая теория: предмет и метод . Потребности и ресурсы. Выбор системы . Собственность и ее роль в рыночной экономике . Цены и объем производства в условиях чистой монополии . Олигополия, ее основные признаки и типология . Экономическая безопасность.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономическая теория.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 52
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экономической теории

МАКРОЭКОНОМИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Для студентов экономических специальностей

Горки 2011

Рекомендовано методической комиссией экономического факультета 26.02.2009. (протокол № 4).

Составили: С.А. КОНСТАНТИНОВ (введение, тема 96), В.Т .ЛУКЬЯНОВ (темы 67, 91, 93), О.К.РАВОВАЯ (темы 84–88), В.И. ЗАРЯНКИН (темы 38–45), И.А. СКАЗЕЦКАЯ (темы 7, 8, 11, 13–16, 92), Ю.В.ЧЕПЛЯНСКИЙ (темы 1–6, 9,10, 12, 70), Л.И. КИТАЕВА (темы 37, 54, 57, 58), А.В.ЧЕПЛЯНСКИЙ (темы 23–27), В.П. СИВЦОВ (темы 55, 56, 80–84, 89, 90, 94, 95, 99, 100), В.А. СИВЦОВА (темы 52, 53, 68, 69,71–74), Л.Н. КОВАЛЕВА (темы 28–31, 63–66, 97, 98), А.А.ЧЕПЛЯНСКАЯ (темы 17–22), И.Т. ЭЙСМОНТ (темы 46–48, 75–79), Н.А. БЕЛЯЦКАЯ (темы 32–36, 59, 60), М.А. МИХАЙЛОВА (темы 49–51, 61, 62).

Под общей ред. С.А. Константинова, В.П. Сивцова.

УДК 330.1(075.8)

Макроэкономика: Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; под общ. ред. С.А. Константинова, В.П. Сивцова. Горки, 2010. 104 с.

Приведены примерные планы курсовых работ и литература по каждой теме.

Для студентов экономических специальностей.

Приложение 2.

Рецензент: канд. экон. наук, доцент В.Н. РЕДЬКО.

© Коллектив составителей, 2011

© Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2011

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение курсовой работы по макроэкономике является составной частью учебного плана по специальностям направлений образования: 25 – Экономика и управление.

К курсовой работе предъявляются следующие требования: четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительная аргументация, краткость и точность формулировок, исключающие возможность субъективного толкования, конкретность изложения результатов работы, доказательность результатов работы и выводов, обоснованность рекомендаций.

Главная ее задача – приобретение студентами навыков творческой работы с современной отечественной и зарубежной экономической литературой.

Работа должна удовлетворять не только научным требованиям, но и требованиям высокой культуры оформления.

Оформление курсовых работ должно соответствовать ГОСТ 7.32–2001 "Отчет о научно-исследовательской работе", введенному в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 7 июня 2002 г. № 29, и ГОСТ 7.1–2003 "Библиографическое описание документа", введенному в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 20.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Избрав тему, студент должен четко определить цель курсовой работы, последовательность написания работы, подобрать соответствующую научную литературу.

По стуруктуре курсовая работа состоит из:

титульного листа;

содержания (оглавления);

перечня условных обозначений, символов и терминов (при необходимости);

введения;

3–5 глав, в которых приводят анализ литературных источников по теме, описание использованных методов и (или) методики, а также содержание и основные результаты работы;

заключения (выводов);

библиографического списка;

приложения (при необходимости).

Титульный лист курсовой работы оформляется по форме согласно приложению 1. Год, указываемый на титульном листе, должен соответствовать году представления курсовой работы к защите.

Название курсовой работы определяет область проведенной работы, отражает ее цель; содержание работы должно соответствовать теме.

Тема курсовой работы выдается студенту по последним двум цифрам шифра зачетной книжки.

В названии работы следует избегать использования усложненной терминологии и сокращений, аббревиатур.

Оглавление дается в начале курсовой работы и включает названия ее структурных частей (перечень условных обозначений, введение, названия всех глав, разделов и подразделов, заключение, библиографический список, приложения) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения соответствующих частей работы.

Если в курсовой работе используются специфическая терминология, малораспространенные сокращения, аббревиатуры, условные обозначения, их объединяют в перечень условных обозначений и сокращений, помещаемый перед введением. В этом перечне специальные термины, сокращения, аббревиатуры, условные обозначения располагают в алфавитном порядке в виде колонки, а справа от них дается их расшифровка.

В случае повторения в курсовой работе специальных терминов, сокращений, аббревиатур, условных обозначений менее пяти раз их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

При написании курсовой работы следует избегать общих слов и рассуждений, бездоказательных утверждений. Результаты работы необходимо излагать сжато, логично и аргументированно.

В курсовой работе должны быть ссылки на источники (в том числе и на собственные публикации), из которых студент заимствует материалы или отдельные результаты. Не допускается пересказ текста других авторов без ссылок на них, а также его цитирование без использования кавычек.

В разделе "Введение" излагается современное состояние проблемы, обосновываются актуальность темы, теоретическая и практическая значимость, степень научной разработки в литературе, цель и задачи работы. Этот раздел короткий и составляет 1–2 страницы.

Распределение материала курсовой работы по главам определяется студентом по согласованию с руководителем. Глава завершается краткими выводами.

Раздел "Заключение" должен содержать обобщенные выводы по всей работе. Рекомендуемый объем – 2–3 страницы.

Раздел "Библиографический список" включает два подраздела: "Список использованных источников", содержащий перечень источников информации, на которые в работе приводятся ссылки, и "Список публикаций студента", в котором приводятся библиографические сведения о публикациях студента.

В раздел "Приложения" включается вспомогательный материал. Он формируется в случае необходимости более полного раскрытия содержания и результатов работы, оценки их практической значимости. В этот раздел включаются: промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; исходные тексты компьютерных программ и краткое их описание; таблицы и иллюстрации вспомогательного характера; документы или их копии, которые подтверждают практическое применение результатов работы или рекомендации по их использованию.

2. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210?297 мм). Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата А3 (297?420 мм).

Набор текста курсовой работы осуществляется с использованием текстового редактора Word. Тип шрифта – Times New Roman размером 14 пунктов. Межстрочный интервал – 18 пунктов. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала.

Размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – 30 мм, правого – 10 мм.

Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, теоремах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и др.

Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способом.

Объем курсовой работы должен составлять 1 условный печатный лист (40000 знаков, включая пробелы).

Заголовки структурных частей курсовой работы («ОГЛАВЛЕНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЯ») печатают прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт на 1–2 пункта больший, чем шрифт в основном тексте. Так же печатают заголовки глав. В конце заголовков точку не ставят.

Расстояние между заголовком и текстом должно составлять 2–3 межстрочных интервала. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то между ними устанавливается расстояние 1,5–2 межстрочных интервала. Расстояние между заголовком и текстом, после которого заголовок следует, может быть больше, чем расстояние между заголовком и текстом, к которому он относится.

Структурные части курсовой работы («ОГЛАВЛЕНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА 1», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЯ») следует начинать с нового листа.

Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц курсовой работы. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.

Нумерация глав, рисунков, таблиц, формул, уравнений дается арабскими цифрами без знака «№».

Заголовок главы печатают с новой строки, следующей за номером главы.

В конце нумерации глав, а также их заголовков точку не ставят.

Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и др.) и таблицы служат для наглядного представления в работе характеристик объектов исследования, теоретических и (или) экспериментальных данных и закономерностей.

Не допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.

Иллюстрации и таблицы следует располагать в работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах курсовой работы, включают в общую нумерацию страниц. Если их размеры больше формата А4, размещают их на листе бумаги формата А3 и учитывают как одну страницу.

Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «Рисунок» и «Таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте курсовой работы. Слова «Рисунок», «Таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.

Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой. Например: «Рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «Таблица 2.5» (пятая таблица второй главы). Если в главах курсовой работы приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах курсовой работы в целом, например: «Рисунок 1», «Таблица 3».

Иллюстрации должны быть выполнены с помощью компьютерной техники либо чернилами, тушью или пастой черного цвета на белой бумаге. Допускается использовать в качестве иллюстраций распечатки с приборов, а также иллюстрации в цветном исполнении.

В работе допускается использование как подлинных фотографий, так и распечаток цифровых фотографий. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. На оборотной стороне каждой наклеиваемой иллюстрации проставляется номер страницы, на которую она наклеивается.

Иллюстрации, как правило, имеют наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст), располагаемые по центру страницы. Пояснительные данные помещают под иллюстрацией, а со следующей строки – слово «Рисунок», номер и наименование иллюстрации, отделяя знаком тире номер от наименования. Точку в конце нумерации и наименования иллюстрации не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка. Слово «Рисунок», его номер и наименование иллюстрации печатают полужирным шрифтом, причем слово «Рисунок», его номер, а также пояснительные данные к нему – уменьшенным на 1 – 2 пункта размером шрифта.

Цифровой материал курсовой работы оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, состоящий из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа. Например:

Таблица 3.17 – Динамика производительности труда …

Наименование

показателей Заголовки граф    Подзаголовки граф                    

При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следующими правилами:

допускается применять в таблице шрифт на 1 – 2 пункта меньший, чем в тексте курсовой работы;

не следует включать в таблицу графу «Номер по порядку». При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием;

таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение». Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2»;

таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы, повторяя в каждой части таблицы боковик. Заголовок таблицы помещают только над первой частью таблицы, а над остальными пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера;

при большом размере головки допускается не повторять ее во второй и последующих частях, заменяя соответствующими номерами граф. При этом графы нумеруют арабскими цифрами;

если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то его заменяют словами «То же» при первом повторении, а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических, физических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк;

заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение. Допускается нумеровать графы арабскими цифрами, если необходимо давать ссылки на них по тексту курсовой работы;

заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается располагать заголовки граф параллельно графам таблицы;

головка таблицы отделяется линией от остальной части таблицы. Слева, справа и снизу таблица также ограничивается линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки и графы таблицы, могут не проводиться, если это не затрудняет чтение таблицы;

не допускается разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями;

в случае прерывания таблицы и переноса ее части на следующую страницу в конце первой части таблицы нижняя, ограничивающая ее черта не проводится.

Формулы и уравнения в курсовой работе (если их более одной) нумеруют в пределах главы. Номер формулы (уравнения) состоит из номера главы и порядкового номера формулы (уравнения) в главе, разделенных точкой. Номера формул (уравнений) пишут в круглых скобках у правого поля листа на уровне формулы (уравнения), например: "(3.1)" – первая формула третьей главы. При оформлении формул и уравнений необходимо соблюдать следующие правила:

формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения оставляется по одной свободной строке;

если формула или уравнение не умещаются в одну строку, их переносят после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (?) и деления (:). При этом повторяют знак в начале следующей строки;

ссылки на формулы по тексту курсовой работы дают в скобках;

пояснение значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу или уравнение, следует приводить непосредственно под формулой или уравнением в той же последовательности, в какой они даны в формуле (уравнении). Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

При необходимости следует давать пояснения или справочные данные к содержанию иллюстрации (таблицы) или к тексту в виде примечаний, которые приводят непосредственно под ними. Если примечание одно, то после слова "Примечание", написанного с абзацного отступа, ставится тире и с прописной буквы излагается примечание. В случае нескольких примечаний каждое из них печатается с новой строки с абзацного отступа и нумеруется арабскими цифрами. Слово «Примечания» и их содержание печатаются шрифтом на 1–2 пункта меньше размера шрифта основного текста.

Ссылки на источники в тексте курсовой работы осуществляются путем приведения номера в соответствии с библиографическим спис-ком. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки.

При использовании сведений из источника с большим количеством страниц необходимо указать номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул, уравнений, на которые дается ссылка в работе. Например: «[21, с.137, таблица 3]» (здесь 21 – номер источника в библиографическом списке, 137 – номер страницы, 3 – номер таблицы). Список использованных источников формируется в порядке появления ссылок в тексте курсовой работы либо в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий. Сведения об источниках печатают с абзацного отступа, после номера точку не ставят. Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно приложению 2.

Раздел "Приложения" оформляют в конце рукописи, располагая их в порядке появления ссылок в тексте курсовой работы. Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте курсовой работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ", напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б», «ПРИЛОЖЕНИЕ В».

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения, при этом перед номером раздела (подраздела) ставится буква, соответствующая обозначению приложения (например: А1.2 – второй подраздел первого раздела приложения А). Так же нумеруются в приложении иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения.

Курсовая работа должна быть подписана студентом на первом (титульном) листе и на обратной стороне последнего листа работы.

3. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод

Исходные признаки экономики, ее структурные элементы и роль в жизни общества. Человек и экономика.

Предмет экономической теории, ее составные части, функции и границы.

Методы экономической теории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.]; под ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1997. С. 43–66.

2. Курс экономической теории / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: АСА, 2004. С. 15–37.

3. Макконнелл, К. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Мак-коннелл, С. Брю; пер. с англ.13-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 4–10.

4. Экономическая теория: учеб. пособие. В 3 ч. Ч.3. Макроэкономика: курс лекций / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. С. 8–19.

5. Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Но-виковой. Минск: БГЭУ, 2006. С. 8–30.

Тема 2. Экономические потребности и ресурсы.

Проблема выбора в экономике

Понятие, классификация, подходы и разграничения потребностей.

Виды ресурсов, особенности их использования.

Проблема выбора в экономике, ее графическая интерпретация.

ЛИТЕРАТУРА

Журавлева, Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева. М.: Юристъ, 2002. С. 58–69.

Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. 2-е изд. М.: Дело, 2001. С. 28–40.

Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин [и др.]; под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. 5-е изд., доп. и перераб. Киров: АСА, 2005. С. 47–63.

Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / И.М. Лемешевский. 2-е изд., доп. и перераб. Минск: ФУАинформ, 2005. С. 90–144, 224–254.

Самуэльсон, П.Э. Экономика / П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус; пер. с англ. 16-е изд. М.: Издательский Дом «Вильямс», 2000. С. 32–38.

Экономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. М.: Новое знамя, 2002. С. 32–55.

Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Но-виковой. Минск: БГЭУ, 2006. С. 32–68.

Тема 3. Экономические системы и их сущность

Понятие и эволюция экономических систем.

Функции и структура экономических систем.

Типология экономических систем.

ЛИТЕРАТУРА

Асталов, К.Л. Особенности развития экономических систем в современных условиях / К.Л. Асталов // Вестник МГУ. 2005. № 4. С. 68–85.

Журавлева, Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева. М.: Юристъ, 2002. С. 70–78.

Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / И.М. Лемешевский. 2-е изд., доп. и перераб. Минск: ФУАинформ, 2005. С. 488–570.

Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Мак-коннелл, С.Л. Брю; пер. с англ. 13-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 64–77.

Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь / У. Базелер [и др.]. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С. 74–81.

Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 1999. С. 9–12, 751–768.

Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / Ф.И. Шамхалов. М.: ОАО “НПО Изд-во «Экономика»”, 2000. С. 12–26.

Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: учебник /под общ. ред. Г.П. Журавлевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. С. 120–136.

Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Но-виковой. Минск: БГЭУ, 2006. С. 73–95.

Тема 4. Собственность и ее роль в рыночной экономике

Понятие и структура прав собственности в экономике.

Сравнительный анализ экономических форм собственности.

Эволюция форм собственности: причины и последствия.

ЛИТЕРАТУРА

Андерсон, Дж. О приватизации государственной собственности / Дж. Ан-дерсон // Вопросы экономики. 2004. № 12. С. 54–69.

Войтов, А.Г. Экномика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): учебник /А.Г. Войтов. 5-е перераб. и доп. изд. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. С. 371–384.

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина. Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Изд-во “РАГС”, 2006. С. 132–151.

Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. М.: Юристъ, 2001. С. 86–96.

Красникова, Е. От единообразия к многообразию форм собственности / Е. Красникова // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 8. С. 63–70.

Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / И.М. Лемешевский. 2-е изд., доп. и перераб. Минск: ФУАинформ, 2005. С. 255–285.

Лещиловский, П.В. Роль собственности в повышении эффективности предприятия / П.В. Лещиловский, А. Максимчук, В.И. Бохонко // Вести НАН Беларуси. 2002. № 2. С. 25–29.

Лобкович, Э.И. Проблемы собственности в экономической теории / Э.И. Лобкович // Вестник БГЭУ. 2005. № 2. С. 5–10.

Макаров, А. Собственность: два подхода / А. Макаров // Экономист. 2006. № 7. С. 40–47.

Примаченок, Г.А. Неоинституциональная теория прав собственности в микроэкономике / Г.А. Примаченок // Вестник БГЭУ. 2003. № 1. С. 4–8.

Супян, В. Эволюция форм собственности в США: Современные особенности / В. Супян // США-Канада: экономика, культура, политика. 2001. № 1. С. 3–28.

Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: учебник /под общ. ред. Г.П. Журавлевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. С. 198–230.

Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. С. 61–84.

Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Но-виковой. Минск: БГЭУ, 2006. С. 79–91.

Тема 5. Рыночная экономика, ее модели

Понятие рынка, его черты, функции, объекты и субъекты.

Структура и инфраструктура рыночной экономики.

Основные модели рыночной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

Базылев, Н. Социально-ориентированная рыночная экономика и ее эволюция/ Н. Базылев, М. Базылева // Эковест. 2003. Вып. 3. № 2. С. 288–313.

Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина. Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Изд-во “РАГС”, 2006. С. 91–131.

Гришин, И. Шведская модель общественного развития: дихотомия, рынок, политика / И. Гришин // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 10. С. 76–87; № 11. С. 86–95.

Дзарасов, С. Экономика: рыночная или смешанная? / С. Дзарасов // Вопросы экономики. 2003. № 7. С. 139–145.

Ефименко, А.Г. Научные основы формирования рыночной экономики / А.Г. Ефименко // Известия НАН Беларуси. 2004. № 2. С. 12–15.

Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. 2-е изд. М.: Дело, 2001. С. 41–55.

Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. М.: Юристъ, 2001. С. 98–115.

Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / И.М. Лемешевский. 2-е изд., доп. и перераб. Минск: ФУАинформ, 2005. С. 397–419, 468–487.

Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь / У. Базелер [и др.]. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С. 54–69.

Пороховский, А.А. О российской модели рыночной экономики / А.А. Поро-ховский // Вестник Московского университета. 2005. № 1. С. 27–40.

Пыко, В.Т. Белорусская экономическая модель: производственный аспект / В.Т. Пыко // Вестник БГЭУ. 2007. № 2. С. 17–25.

Радаев, В.В. Смешанная экономика как объект анализа / В.В. Радаев // Вестник МГУ. 2005. № 6. С. 3–17.

Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. М.: Изд-во “НОРМА”, 2001. С. 45, 46, 104–113.

Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: учебник /под общ. ред. Г.П. Журавлевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. С. 139–197.

Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Но-виковой. Минск: БГЭУ, 2006. С. 104–140.

Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. С. 118–130.

Тема 6. Трансформационная экономика

Концепция и причины экономической трансформации.

Основные направления преобразований экономики.

Роль государства в трансформации экономики.

Результаты преобразований экономики Республики Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА

Бриксиова, З. Содействие переходу экономики Беларуси к рыночным отношениям / З. Бриксиова // Эковест. 2003. Вып. 3. № 2. С. 283–287.

Кириченко, В. Рыночная трансформация экономики: Теория и опыт (спецкурс) / В. Кириченко // Российский экономический журнал. 2001. № 1. С. 79–99; № 2. С. 68–77; № 3. С. 62–75; № 4. С. 57–83.

Коктыш, К. Постсоветская трансформация Белоруссии / К. Коктыш // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2. С. 72–79.

Крюков, Л.М. Институциональное обеспечение инновационного развития экономики Беларуси: проблемы и пути их решения / Л.М. Крюков // Белорусский экономический журнал. 2007. № 3. С. 15–22.

Курс переходной экономики: учебник для вузов / под ред. акад. Л.И. Абалкина. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. 640 с.

Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с англ. 13-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 891–904.

Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др]. Минск: БГЭУ, 2007. С 346–389.

Мартынов, А. Перспективы постиндустриальной трансформации и выбор долгосрочной стратегии стран СНГ / А. Мартынов // Общество и экономика. 2005. № 9. С. 5–47.

Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. Минск: БГЭУ, 2005. С. 449–758.

Николаев, И. Рыночная трансформация экономики: итоги пройденного эта- па / И. Николаев, А. Калинин, О. Точилкина // Общество и экономика. 2005. № 9. С. 48–81.

Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Н.П. Зайченко [и др.] // Белорусский экономический журнал. 2004. № 3. С. 4–18.

Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь / У. Базелер [и др.]. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С. 81–109.

Рощенко, А.В. Особенности переходной экономики и ее специфика в Республике Беларусь / А.В. Рощенко // Веснiк БДЭУ. 2002. №3. С. 100–106.

Удовенко, И.М. Трансформация экономики в странах СНГ и формирование человеческого потенциала / И.М. Удовенко // Экономический бюллетень. 2006. № 5. С. 82–97.

Тема 7. Спрос, предложение и рыночное равновесие

1. Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Причины обратной зависимости величины спроса от цены. Изменение спроса. Неценовые факторы спроса.

2. Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Предложение и издержки. Изменение предложения. Неценовые факторы предложения.

3. Цена равновесия. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Дефицит и избыток товара. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов.

ЛИТЕРАТУРА

Долан, Э.Дж. Микроэкономика / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей, пер. с англ. В. Лукашевича [и др.]; под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. СПб.: АО «Санкт-Петербург-оркестр», 1994. С. 31–50.

Курс экономической теории: учеб. пособие / А.Н. Тур [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура. Минск: Мисанта, 1998. С. 81–90.

Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / И.М. Лемешевский. 2-е изд., доп. и перераб. Минск: ФУАинформ, 2005. С. 420–422, 427–429, 431–437.

Микроэкономика: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / С.А. Константинов [и др.]; под общ. ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. С. 16–26.

Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Мак-коннелл, С.Л. Брю. М.: Республика, 1993. Т.2. С. 61–80.

Основы экономической теории: учеб. пособие /А.А. Баканов, В.А. Воробьев, М.Г. Баканова [и др.]. Минск: Ураджай, 1995. С. 24–36.

Основы экономической теории: учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В.Черченко [и др.]; под ред. В.Л. Клюни. Минск: НКФ “Экоперспектива”, 1996. С. 82–86.

Пиндайк, Р. Микроэкономика: учебник / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М.: Экономика; Дело, 1992. С. 28–35.

Самуэльсон, П.Э. Экономика: учебник для начинающих / П.Э. Самуэльсон. М.: НПО “Алгон”, 1992. Т. 1. С. 51–66.

Фишер, С. Экономика: учебник / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи / М.: Дело, 1999. С. 40–55.

Хейне, П. Экономический образ мышления / П. Хейне. 2-е изд., стер. М.: Дело при участии изд-ва “Catallaxy”, 1993. С. 37–138.

Экономическая теория: учебник / Н.И.Базылев, А.В.Бондарь, С.П. Гурко [и др.]; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: БГЭУ, 1999. С. 140–168.

Тема 8. Эластичность спроса и предложения

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Расчет коэффициентов точечной и дуговой эластичности спроса. Основные факторы эластичности спроса. Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию.

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.

Эластичность предложения. Показатели эластичности предложения. Факторы эластичности. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.

Практическое значение анализа эластичности.

ЛИТЕРАТУРА

Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник / В.М. Гальперин, С.М. Игна-тьев, В.И. Моргунов; под общ. ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 1998. Т.1. С. 177–193.

Гребенников, П.И. Микроэкономика: учебник для вузов / П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич; под общ. ред. П.И. Гребенникова. М.: Юрайт, 2003. С. 112–124.

Долан, Э.Дж. Микроэкономика / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей, пер. с англ. В. Лукашевича [и др.]; под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. СПб.: АО “Санкт-Петербург-оркестр”, 1994. С. 60–78.

Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. М.: Дело, 2002. С. 56–110.

Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин [и др.]; под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. 5-е изд. Киров: АСА, 2005. С. 101–107.

Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Мак-коннелл, С.Л. Брю; пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 435–455.

Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Мак-коннелл, С.Л. Брю. М.: Республика, 1993. Т.2. С. 12–29, 238–255.

Микроэкономика: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / С.А. Константинов [и др.]; под общ. ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Фи-липцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. С. 27–40.

Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. 2-е изд., изм. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 80–119.

Пиндайк, Р. Микроэкономика: учебник / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М.: Экономика; Дело, 2000. С. 37–76.

Самуэльсон, П.Э. Экономика: учебник для начинающих / П.Э. Самуэльсон. 16-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский Дом «Вильямс», 2000. Т. 2. С. 61–74.

Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учеб. пособие / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Зем-ляков; под общ. ред. Н.В. Сидоровича / МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Дело и Сервис, 2002. С. 42–45.

Фишер, С. Экономика: учебник / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 1993. С. 74–95.

Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: учебник /под общ. ред. Г.П. Жу-равлевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. С. 311–315, 321, 322.

Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. Минск: БГЭУ, 2006. С. 183–209.

Тема 9. Домашнее хозяйство как экономический субъект

Роль домашних хозяйств в экономике, связь с другими экономическими субъектами.

Направления и структура доходов и расходов домашних хозяйств.

Анализ доходов и расходов домашних хозяйств в системе национальных счетов Республики Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА

Жеребин, В.М. Экономика домашних хозяйств / В. М. Жеребин, А. Н. Романов. М.: ЮНИТИ, 1998. 231 с.

Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с англ. 13-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 81–83.

Миксюк, С.Ф. Конечное потребление домашних хозяйств: исследование динамики и анализ структуры / С.Ф. Миксюк, Е.А. Назарова // Экономический бюллетень. 2005. № 10. С. 13–20.

Статистический ежегодник 2007. Минск: УП Минстата Республики Беларусь «Главный вычислительный центр», 2007. С. 154–183.

Суринов, А.Е. Доходы населения: опыт количественных измерений /А. Е. Суринов. М.: Финансы и статистика, 2000. 430 с.

Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 242–259.

Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: учебник /под общ. ред. Г.П. Журавлевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. С. 232–252.

Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. Минск: БГЭУ, 2006. С. 209–212.

Тема 10. Предприятие как хозяйствующий субъект

Роль предприятия в экономике, связь с другими экономическими субъектами.

Классификация организационно-правовых форм предприятий в экономике.

Типы предприятий в Республике Беларусь и анализ основных показателей их функционирования.

ЛИТЕРАТУРА

Булганина, С. Субъект хозяйственной деятельности в контексте предмета и проблематика экономической теории / С. Булганина // Вестник МГУ. 2002. № 3. С. 40–58.

Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. М.: Юристъ, 2001. С. 375–390.

Качук, Д.В. Малое и среднее предпринимательство в рыночной экономике / Д.В. Качук // Вестник БГЭУ. 2004. № 4. С. 102–105.

Кочетков, Г.Б. Предпринимательство как фактор развития / Г.Б. Кочетков // США – Канада: экономика, культура, политика. 2003. № 6. С. 46–65.

Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / И.М. Лемешевский. 2-е изд., доп. и перераб. Минск: ФУАинформ, 2005. С. 150–156.

Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с англ. 13-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 85–89.

Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. М.: Изд-во “НОРМА” , 2001. С. 60–82.

Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2007 г. Развитие и поддержка предпринимательства // Экономический бюллетень. 2008. № 2. С. 34–36.

Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 1999. С. 119–133.

Хасбулатов, Р. Типология предпринимательства и принцип оптимальности в экономической системе. Социальные функции государства. Историко-экономический экскурс / Р. Хасбулатов // Международная экономика. 2007. № 1. С. 2–14.

Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / Ф.И. Шамхалов. М.: ОАО “НПО Изд-во «Экономика»”, 2000. С. 52–67.

Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: учебник /под общ. ред. Г.П. Журавлевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. С. 253–263.

Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. С. 202–214.

Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. Минск: БГЭУ, 2006. С. 219–221.

Тема 11. Производство и технология. Предельный продукт

и предельная производительность

1. Производство и технология. Производственная функция, ее характеристика, типы и графическая интерпретация.

2. Понятие общего, среднего и предельного продукта, их измерение и взаимосвязь. Предельный продукт и отдача от масштаба.

3. Условие минимизации издержек при заданном объеме производства.

ЛИТЕРАТУРА

Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. 3-е изд. М.: Дело, 2002. С. 166–186.

Кац, М. Микроэкономика: учебник / М. Кац, Х. Роузен; пер. с англ. В.П. Пустовалова [и др.]. Минск: Новое знание, 2004. С. 296–326.

Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин [и др.]; под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. 5-е изд., доп. и перераб. Киров: АСА, 2005. С. 220–244.

1 2 3 4 5 6