">
Экономика Экономическая теория
Информация о работе

Тема: Оплата труда в Южнокорейских корпорациях

Описание: Госструктуры и экономический рост Южной Кореи. Минимальная оплата труда и социальные инвестиции. Корейская система менеджмента впитала в себя многие черты эффективных моделей, оставив одни без изменений, а другие преобразовав под культуру своей страны.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономическая теория.
Тип: Курсовая работа
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 13
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования и науки Украины

Приватное высшее научное заведение

«Институт востоковедения и международных отношений»

Харьковский коллегиум

КУРСОВАЯ

По научной дисциплине: Мировая экономика

На тему: Оплата труда в Южнокорейских корпорациях

Харьков 2012

ПЛАН

Введение …………………………………………………………..3

Краткое описание ………………………………………………...4

Госструктура ……………………………………………………...4

Экономический рост в Южной Корее…………………………...5

Минимальная оплата труда и социальные инвестиции………14

Средняя оплата труда в РК……………………………………...16

В Республике Корея система оплаты сильно отличается от аналогов в развитых странах……………………………………20

Вывод ……………………………………………………………25

Литература ………………………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

За последние 50 лет Республика Корея превратилась из нищей страны в одного из мировых экономических лидеров. Многие ученые называют такое перевоплощения "корейским экономическим чудом", но для любого чуда должна быть основа. Многие ученые называют такое перевоплощение "корейским экономическим чудом", но для любого чуда должна быть основа. Корея, не занимая лидирующих положений по показателям количества природных ресурсов, сумела стать мировым лидером в судостроении и оказаться на первых местах по производству полупроводников, автомобилей и электроники. Корейская система менеджмента сумела впитать в себя многие черты наиболее эффективных на сегодняшний день моделей, оставив некоторые из них без изменений и преобразовав другие под особенности культуры своей страны. Данный синтез стал предметом для изучения учеными разных стран, в том числе США и Японии, прародителей корейского экономического чуда.

Краткое описание.

Республика Корея (Taehan Minguk). Находится на Дальнем Востоке, на Корейском полуострове, южнее 38-й параллели. Территория: 99,2 тыс.кв.км. Население: 45,7 млн.чел. (янв. 1997 г.). Столица: Сеул (Seoul) — 10,3 млн.чел. (янв. 1998 г.). Административное деление: 9 провинций и 2 города: Сеул и Пусан, имеющие статус провинций. Официальный язык: корейский. Денежная единица: вона = 100 чонам. Национальные праздники: 15 авг. — День освобождения Кореи (1945 г.); 3 окт. — День основания государства. Отмечается с 1948 г. в память об основании в 2333 г. до н.э. первого корейского государства Древний Чосон. Дипотношения с СССР установлены 30 сент. 1990 г. В дек. 1991 г. РФ признана правопреемницей СССР.

Госструктуры

Республика Корея — парламентская республика. Действует конституция, вступившая в силу 25 фев. 1988 г. 15 авг. 1948 г. Южная Корея была провозглашена республикой.

Глава государства — президент, избираемый населением путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. По конституции 1988 г. президентская власть значительно ограничена.

Законодательную власть осуществляет Национальное собрание в составе 299 членов, из которых 253 избираются населением путем всеобщего прямого и тайного голосования, а 46 назначаются от политических партий пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Исполнительную власть осуществляет президент и правительство во главе с премьер-министром.

Глава государства, Президент Республики Корея — Ким Дэ Чжун (Kim Dae Jun). Избран 18 дек. 1997 г. Вступил в должность 25 фев. 1998 г.

Экономический рост Южной Кореи

На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны "(New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

- ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внеш-

ним миром стратегия развития;

- благоприятный международный экономический климат

60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;

- сильное и эффективное руководство в лице авторитарных

правительств, отложивших демократические и политические пре-

образования в пользу экономического развития;

- относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских

затрат);

-привлечение иностранных капиталовложений как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и"know how";

-этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея.

К сожалению, вопросы, касающиеся экономического развития Южной Кореи в настоящее время недостаточно широко освещены в России. Из-за отсутствия современных статистических данных в моей курсовой работе фигурируют цифровые данные до 1990г. Но, несмотря на то, что цифры несколько устарели, имеющаяся в нашей стране информация достаточно правдиво отражает положение дел в Южной Корее.

О факторах экономического развития Южной Кореи можно говорить много и подробно, однако в моей работе мне хотелось бы остановиться на роли государства, экспортной политике и заимствованных технологий (как промышленного оборудования, так и "know how") в развитии экономики Республики Корея. Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики.

В своей работе я напишу о роли государства потому, что этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но, тем не менее, он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения.

Труд в этой стране возведен в ранг национального культа. До сих пор многие корейцы продолжают выходить на работу по субботам за обычную плату: 40-часовую рабочую неделю начали вводить лишь с середины 2004 г. очень осторожно и поэтапно. При этом зарплата среднестатистического корейца превышает 2 тыс. долл., ВВП на душу населения - 12 тыс. долл..

Становление системы трудовых отношений в Южной Корее началось в послевоенные 60-е годы прошлого века (после разделения на Север и Юг) в связи с индустриализацией страны и появлением рабочего класса. О серьезном рабочем движении в тот период говорить не приходилось: приоритетом военной диктатуры был экономический рост за счет безжалостной эксплуатации наемного труда, экономии на социальных расходах и политики ограничения потребления. Именно тогда были основаны крупнейшие корейские корпорации - им отводилась главная роль в осуществлении экономического рывка.

Важнейшим импульсом к интенсивному развитию профсоюзов, активизации рабочего движения и, как следствие, увеличению числа конфликтов и трудовых споров между работниками и менеджментом предприятий стала ”Декларация демократизации” (29 июня 1987 г.). Годы диктаторского правления не могли не повлиять на социальных партнеров - они оказались не готовыми к социальному диалогу в новых условиях. Накопленное недовольство трудящихся сработало, как пружина, - резкий всплеск протестного движения после декларации президентом страны трудовых прав работников и столь же быстрое его угасание. На 1987 г. пришелся пик забастовок и коллективных трудовых споров - 3749 (причем порядка 3300 споров отмечено в первые три месяца - с июля по сентябрь); в 1988 г. их было уже 1873, в 1989 г. - 1616. Благодаря активности профсоюзов зарплата работников ежегодно увеличивалась более чем на 10%. По данным Минтруда Кореи, в 2004 г. средняя зарплата на предприятии с числом 10 и более работников составляла 2,373 млн. вон (1 долл. США = 1116) в месяц в номинальном исчислении и 2,069 млн. вон - в реальном (в ценах 2000 г.).

В декабре 1991 г. Корея стала 152-м членом МОТ, а в 1996 г. - 29-м членом ОЭСР. В 1993 г. корейское правительство приняло нормативный Акт об основах политики занятости (Basic Employment Policy Act). В 1995 г. была основана национальная система страхования от безработицы.

Следующий этап развития социально-трудовой сферы Кореи связан с азиатским финансовым кризисом конца 1997 г. Для скорейшего преодоления его последствий президент страны предложил создать на национальном уровне консультативный орган социального партнерства. 15 января 1998 г. была образована Трехсторонняя комиссия Кореи (см. фото!), в которую вошли представители правительства, профсоюзов и работодателей, а 6 февраля заключено беспрецедентное в истории страны трехстороннее Соглашение о преодолении экономического кризиса (Social Agreement for Overcoming the Economic Crisis). Этот документ способствовал расширению сферы действия основных трудовых прав, снятию запрета на политические выступления профсоюзов. Вместе с тем Соглашение содействовало повышению гибкости рынка труда путем введения системы сокращения избыточного персонала и увольнения работников. С тех пор правительство, осознавая необходимость повышения качества жизни трудящихся и достижения более гибкой и стабильной занятости, продолжает предпринимать планомерные усилия по установлению и расширению новой культуры социального партнерства во всех сферах экономики.

В сентябре 2003 г. правительство объявило об основных направлениях экономической реформы, взяв курс на социальную интеграцию, минимизацию социальных издержек, выражающихся в трудовых конфликтах, повышение конкурентоспособности предприятий за счет большей гибкости рынка труда и подготовки квалифицированной рабочей силы. Особенно важно отметить, что эти предложения готовились при активном участии социальных партнеров в Трехсторонней комиссии. Результаты не заставили себя долго ждать: уже в 2004 г. потери рабочего времени из-за трудовых споров, несмотря на забастовки в службах метрополитена, металлургических компаниях, больницах и других крупных организациях, удалось сократить до 8% по сравнению с предыдущим годом. Тогда же Национальная ассамблея Кореи приняла закон о праве на организацию профсоюзов и ведение коллективных переговоров.

Собственно, 2004 г. можно назвать годом окончательного оформления в Южной Корее современной системы социально-трудовых отношений. С 27 декабря 2004 г. Закон о пенсионном обеспечении (Employee Retirement Benefit Security Act) ввел накопительную схему пенсионного страхования работников, сменившую устаревшую систему выходных пособий образца 1961 г.

С 1 июля 2004 г. в результате пересмотра в сентябре 2003 г. Закона о трудовых стандартах (Labor Standards Act) была введена 40-часовая рабочая неделя для предприятий с 1 тыс. и более работников, финансовых и страховых компаний, а также бюджетных организаций (а это более чем 80-90% общего количества рабочих мест). С 1 июля 2005 г. действие данного закона распространено на предприятия с численностью от 300 до 999 работников, с 1 июля 2006 г. - на предприятия с численностью от 100 до 299 работников, с 1 июля 2007 г. оно охватит организации, где трудятся 50-99, с 1 июля 2008 г. - 20-49, к 2011 г. - менее чем 20 работников. При этом по согласованию между работниками и работодателем 40-часовая рабочая неделя может быть введена и до указанных сроков.

Закон реализуется очень осторожно. Чтобы показать пример сектору общественных услуг, центральное правительство и местные власти с 1 июля 2004 г. перешли на режим ”свободной второй субботы”, а с 1 июля 2005 г. - на режим ”свободной субботы”, то есть на полноценную пятидневную рабочую неделю.

Сверхурочная работа оплачивается работодателем в размере 50%, но в первые три года действия закона для компаний, перешедших на сокращенную рабочую неделю, эта ставка снижена до 25% за первые четыре часа переработки.

Осознавая высокую ответственность законодательного сокращения рабочей недели Министерство труда Кореи совместно с Министерством финансов и экономики предприняло комплекс подготовительных мер, включая прямое субсидирование и налоговое стимулирование предприятий, которые согласились перейти на 40-часовую рабочую неделю.

Особенных успехов удалось достичь в области занятости. Ускоренный экономический рост на протяжении последних десятилетий обеспечивал практически полную занятость населения, несмотря на высокие темпы вовлечения в экономику трудовых ресурсов страны: при росте экономически активного населения с 8,230 млн. человек в 1963 г. до 23,370 млн. человек в 2004 г. уровень безработицы долгие годы не превышал 2%.

Тяжелые последствия для занятости имел финансовый кризис; в результате реструктуризации корейских компаний тысячи людей оказались буквально на улице, а всплеск безработицы достиг небывалых для экономики страны размеров - 7%. Правительство предприняло широкомасштабные меры по созданию 400 тыс. дополнительных рабочих мест в целях предотвращения последствий кризиса.

Следующим значительным достижением стало заключение между правительством, работодателями и профсоюзами 10 февраля 2004 г. трехстороннего Социального пакта по созданию рабочих мест (Social Pact for Job Creation). Правительство также издало специальный Акт о содействии молодежной занятости (Special Act to Ease Youth Employment) для обеспечения рабочими местами и получения профессиональной подготовки 150 тыс. молодых людей (соответствующие расходы составили 564,3 млрд. вон, что превышает 500 млн. долл.). Существенной модернизации подверглась служба занятости, ориентированная на предоставление безработным высококачественного сервиса в сфере трудоустройства. Сейчас 97 инновационных центров занятости Минтруда Кореи предоставляют весь комплекс услуг по принципу ”одного окна” (Zero Stop Employment Service), включая трудоустройство, профобучение, профориентацию молодежи, выплату пособий по безработице и т.д.

Благодаря этим усилиям в относительно короткие сроки удалось изменить динамику безработицы и уже с начала 2001 г. стабилизировать ее уровень на отметке 3-3,5%. По результатам 2004 г. Министерство труда Кореи было названо лучшим среди государственных органов.

Современная Корея - это 1 млн. 356 тыс. предприятий, на которых трудятся свыше 15 млн. наемных работников, и 7,8 млн. самозанятого населения, из них 60% - в сфере услуг, 30% - в промышленности. В 2004 г., по данным Банка Кореи, производство реального ВВП составило 693424 млрд. вон, ВНП - 779468 млрд. вон, ВНП на душу населения - 14162 долл.

Минимальная оплата труда и социальные инвестиции

Минимальный размер оплаты труда законодательно утвержден 24 ноября 2000 г. и распространяется на всех работников вне зависимости от профессии и отраслевой принадлежности. Ее величина устанавливается специальным Советом по минимальной оплате труда (Minimum Wage Council), который включает девять представителей работодателей, работников и правительства. Ежегодно не позднее 5 августа Минтруд Кореи обязан объявить МРОТ (после консультаций с этим Советом), который действует с 1 сентября текущего до 31 августа следующего года. Так, с 1 сентября 2004 г. до 31 августа 2005 г. МРОТ в стране составлял 2840 вон в час, или 22720 вон в день (это примерно 2,5 и 22,5 долл. соответственно). При этом работникам моложе 18 лет в первые шесть месяцев работы выплачивается 90% МРОТ (2556 вон в час).

В посткризисный период уровень месячной минимальной оплаты труда ежегодно повышался со 144 тыс. вон в 1998 г. (примерно 112 долл. по действовавшему тогда курсу) до 576260 вон (более 516 долл.) в 2003-2004 гг.

В 1990 г. для занятых в промышленности была введена система жилищного обеспечения, которую в дальнейшем распространили и на работников других отраслей. Помимо прямого (непосредственно работникам) и косвенного (через работодателя) субсидирования найма жилья, практикуются льготные (2-3% годовых) ссуды на покупку квартиры или наем жилплощади. За период 1994-2004 гг. свыше 442 тыс. работников воспользовались займами на общую сумму более 14 млрд. долл.

Для организации досуга трудящихся правительство открывает культурно-развлекательные центры, оснащенные необходимым спортивным инвентарем и другим оборудованием: за период с 1992 г. по 2003 г. их число достигло 39.

В 1992 г. был принят Закон о фондах благосостояния трудящихся (Employee Welfare Fund Act), согласно которому работодатели отчисляют часть прибыли на соответствующие программы для своих работников. До 50% размера годового взноса в эти фонды, включая инвестиционные проценты от размещения средств, идет на финансирование жилищных займов, обучение в вузах, материальную помощь и т.д. В декабре 2004 г. 1031 компания инвестировала в систему таких фондов свыше 6,5 млрд. долл.

В целях вовлечения работников в управление своими компаниями, повышения их благосостояния и ответственности за судьбу фирмы, а также развития социального партнерства в стране действуют специальные программы (Employee Stock Ownership Plan), позволяющие работникам на льготной основе приобретать акции своих предприятий. В декабре 2004 г. в стране действовало 2259 таких программ, через которые было распространено более 307 млн. акций.

Средняя оплата труда в РК

Правительство субсидирует затраты на обучение в вузах малообеспеченных работников и их детей. В 2004 г. 44172 человека получили целевые субсидии на образование (свыше 42 млн. долл.). Правительство также предоставляет ссуды малоимущим на неотложные нужды (затраты на лечение, свадьбы, похороны, уход за больными родственниками и т.п.): в 2004 г. общая сумма ссуд, выданных 61436 работникам, превысила 263 млн. долл.

Для корейского массового сознания, в отличие от, например, американского, понятия «высокооплачиваемая работа» и «престижная работа» - не синонимы. Старинная максима «благородные мужи думают об общем деле, мелкие людишки стремятся к частной выгоде» во многом определяла равнодушное (хотя бы внешне) отношение старого конфуцианского интеллигента к деньгам. Во многом эта традиция жива и в наши дни, так что престижность и прибыльность той или иной деятельности образуют сложный комплекс, который и определяет степень ее привлекательности. По замечанию корейского социопсихолога Ли Син Сопа, написавшего по этому поводу специальную статью, «с одной стороны, корейцы не удовлетворяются просто достижением богатства, но стремятся также и к общественному продвижению или чиновной карьере; с другой стороны, корейцы не удовлетворяются просто общественным продвижением или чиновной карьерой, но стремятся также и к достижению богатства».

В 1978 г. южнокорейские социологи провели комплексное исследование престижности различных профессий. Участникам опроса предлагали оценить не только то, насколько, по их мнению, почетна та или иная профессия, но и о то, насколько она доходна. Приведем здесь результаты этого любопытного опроса, причем профессии расположим в том порядке, в каком они оказались по степени престижности, а в скобках укажем, какое место данный род занятий занимает в глазах корейцев с точки зрения доходности: 1. Депутат парламента (2) 2. Юрист (4) 3. Профессор университета (6) 4. Президент фирмы (1) 5. Врач (3) 6. Общественный деятель (8) 7. Журналист (10) 8. Работник радио/телевидения (9) 9. Священник (14) 10. Офицер (12) 11. Учитель (13) 12. Чиновник (18) 13. Работник шоу-индустрии (5) 14. Инженер (11) 15. Офицер полиции (20) 16. Служащий частной компании (15) 17. Оптовый торговец (7) 18. Медицинская сестра (19) 19. Шофер (16, 5) 20. Высококвалифицированный рабочий (21) 21. Розничный торговец (16, 5) 22. Крестьянин или рыбак (22) 23. Среднеквалифицированный рабочий (24) 24. Шахтер (23) 25. Неквалифицированный рабочий (25).

При внимательном рассмотрении этого списка можно увидеть многие особенности системы ценностей, существующей в современном южнокорейском обществе. Для этого достаточно обратить внимание на то, какие профессии занимают на шкале престижности заметно более высокое место, чем на шкале доходности. К таким престижным профессиям относятся: профессор университета (3/6), журналист (7 /10), священник (9/14), чиновник (12/18), офицер полиции (15/20) (первая цифра в скобках - место на шкале престижности, вторая - место на шкале доходности). В этом списке отразились многие особенности корейской истории и культуры - как формировавшиеся тысячелетиями в лоне конфуцианской цивилизации, так и приобретенные сравнительно недавно: сохранившееся с древних времен уважение к учителю, к государственному служащему, и пришедшие вместе с модернизацией новое отношение к печати и христианская религиозность. Еще более показателен список профессий, почетность которых, с точки зрения корейцев, заметно уступает доходности. К ним относятся: президент фирмы (4/1), работник шоу -индустрии (13/5), инженер (14/11), оптовый торговец (17 /7), розничный торговец (21/16, 5). В отличие от предыдущего, список этот носит откровенно конфуцианский характер, и показывает, что традиционное для старого дальневосточного мировосприятия негативное отношение ко всему, что связано с бизнесом, торговлей, и даже, отчасти, со специальными техническими навыками, благополучно пережило десятилетия экономического роста и, как это ни странно, вроде бы не слишком этому росту и помешало. Не случайно, что, по данным другого опроса, в 1984 году только 0, 9% родителей хотели, чтобы их сын стал торговцем (для сравнения: крестьянином свое чадо хотели бы видеть 1, 1% опрошенных).Хоть и стала Корея мировым торговым гигантом (2% всего товарооборота планеты), но как не жаловали ее жители торговлю как таковую в старые времена, так не жалуют они ее и теперь.

При изучении корейских представлений о «хороших» и «плохих» должностях надо обратить внимание на то, что особое значение придается стабильности рабочего места. Под стабильностью корейцы понимают, во-первых, гарантированность от увольнений, а, во-вторых, уверенность в том, что им будет обеспечено постепенное, но неуклонное и, фактически, автоматическое (в соответствии с принципом выслуги лет) продвижение по службе и соответствующий рост зарплаты. Разумеется, подобные стремления свойственны не только корейцам, но для Кореи они особенно характерны. Возможно, вызвано это принятой там системы оплаты труда, при которой размер жалования весьма существенно зависит от стажа работы в данной фирме, и человек, потеряв работу и устроившись в новую компанию, может, вне зависимости от своего опыта и опыта, рассчитывать только на минимальный оклад. Беседуя с молодыми корейцами - студентами и выпускниками вузов - автор не раз убеждался в том, что благополучие у них ассоциируется, в первую очередь, с работой не столько высокооплачиваемой, сколько стабильной. Выражение «стабильное рабочее место» (кор. анчжонътвен чигоп) постоянно употребляется молодыми корейцами, когда они говорят о своих надеждах на будущее. Любопытно, что по данным опроса, проведенного в 1991 г., для выпускников университетов главным критерием выбора работы является именно ее стабильность, в то время как доходность оказалась лишь четвертым (!) по значению фактором. В корейских условиях наиболее стабильными и, следовательно, престижными считаются места в крупных концернах или на государственной службе.

В Республике Корея система оплаты сильно отличается от аналогов в развитых странах.

В индустриальных странах Запада, правила определения заработной платы, в основном, опираются на характеристики самой работы и на качество выполнения работы. Такие атрибуты работника, как образование и т. д. рассматриваются только тогда, когда они необходимы для выполнения какой- либо работы. В противоположность этому, в Южной Корее, индивидуальные характеристики работника являются самым важным фактором в определении размеров заработной платы, а работа и качество ее выполнения являются второстепенными и менее значимыми. Как правило, заработную плату выплачивают в соответствии с тем, кем является этот человек, а не какую работу он выполняет.

Основными определяющими внутреннюю структуру заработной платы являются образование, срок службы и пол. Среди них полученное образование играет ведущую роль в определении ставки заработной платы. Кроме стартовой заработной платы оно также влияет на увеличение заработной платы с течением времени на продвижение по службе, таким образом определяя размер общего дохода человека в течение всей его жизни Исходя из того насколько значимыми являются вышеперечисленные правила, можно сказать, что не существует большой разницы между крупными и малыми предприятиями, за исключением размеров надбавок к заработной плате, также определяемых уровнем образования.

Выявленные две причины, по которым в Корее очень важно иметь образование. Это размер заработной платы и трудоустройство. Западные страны совершили довольно плавный переход от ремесленных навыков восемнадцатого века к современным технологиям. Квалификационная структура рабочей силы постепенно изменялась, попутно расширяясь. Сосредоточение производственных навыков имело место в основном на рынке труда, а не в образовательных институтах. Таким образом, рынок труда в Западных развитых странах представляет собой рынок, на котором продаются и покупаются определенные виды навыков. В противоположность этому, в Республике Корея современные производственные навыки были привнесены из зарубежных стран как уже сформировавшаяся система знаний, которая должна была быть внедрена в институты образования. Таким образом, все усиливающаяся большая зависимость корейской экономики от ввозимых западных технологий неизбежно привела к установлению большей зависимости южно-корейских производственников от научных знаний, а не от традиционных навыков и опыта работы, которые развились самостоятельно за всю историю страны. Поэтому, южнокорейский рынок труда был рынком, на котором покупались и продавались академические знания работников, а не накопленные навыки.

Общий переизбыток предложения рабочей силы на южнокорейском рынке труда в условиях ограничения числа рабочих мест, потребовало разработки схемы, с помощью которой проводился бы рациональный отбор специалистов. И этот отбор происходит на основе образования. Оно использовалось как резонный показатель компетенции работника, и более того, информацию о полученном образовании человека можно получить очень быстро. Такая система была введена уже на начальных стадиях индустриализации, практически из-за того, что универсальное южнокорейское начальное образование и введение современной системы образования предшествовали индустриализации (в отличие от развитых стран Запада, в которых индустриализации последовала за реформой образования).

Вся важность образования работника наблюдается не только в процессе трудоустройства, но также и в определении уровня заработной платы. Главным образом, это произошло из-за того, что введение систем оценки качества труда и содержания самой работы, а не уровня образования, было довольно дорогостоящим, в особенности на начальных этапах индустриализации, когда накопленный опыт был далеко несовременен.

По сравнению с другими странами разница в заработной плате у образованных и менее образованных работников в Южной Кореи довольно велика. Это частично объясняется тем, что они были введены во времена колониального правления Японии полугосударственных предприятий в 1910-1945 гг. Эти политически мотивированные разницы в заработной плате оказались выше, чем можно было предположить с экономической точки зрения. После освобождения 1945 года, эта система перекочевала в корейский государственный сектор и на государственные предприятия, когда они вновь наняли на работу образованную элиту, которая пользовалась привилегиями в области надбавок к заработной плате еще во времена японского правления.

Поскольку государственные предприятия являются монополиями, не максимизирующими свою прибыль, также как и монополии на рынке продукции, то структура заработной платы была основана на политических и бюрократических соображениях, которые были подвержены влиянию традиций, а не силам рынка совершенной конкуренции. Частные предприятия, впоследствии, переняли эту систему надбавок к жалованью людей с высшим образованием тем, чтобы привлечь их на свои фирмы из государственного сектора.

С другой стороны, контролируемое государством число поступающих в высшие учебные заведения было ограниченным, во время сильной зависимости промышленности, ориентированной на экспорт, от использования импортируемых современных технологий, увеличился спрос на высокообразованную рабочую силу. Таким образом, за последние десятилетия дифференциация заработной платы по образованию расширилась, а не сократилась.

Из всего сказанного следует, что дифференциация заработной платы во многом будет зависеть от культурного, социального и политического развития Южной Кореи, также как и от экономических факторов. Сильное влияние профсоюзов, которого нет сейчас, может стать общепринятым средством противостояния, дискриминирующим рыночным и внерыночным силам. Вот почему мы не можем быть настолько оптимистичны даже после того, как было произведено некоторое улучшение в области распределения заработной платы. Для того чтобы в будущем сократить разницу в заработной плате у людей с неодинаковым образованием, необходимо провести ряд изменений в существующих социальных, политических и культурных структурах по подобию эгалитарного общества, наряду с ускоренным процессом восстановления и развития экономики.

Рациональная организация заработной платы предполагает выработку принципов (основополагающих правил, норм), на базе которых она будет построена на предприятии. В каждой конкретной компании может существовать собственный набор правил построения заработной платы, однако это не означает, что он является для данного предприятия оптимальным и способствует повышению эффективности его деятельности.

ВЫВОД

В своей работе я написала про экономическую историю Южной Кореи и оплаты труда. Кратко описала почтение к культуре, трудолюбие и конечно же патриотизм к своей стране. И именно из-за этих качеств народ Республики Корея одержал дружную победу над проблемами страны.

Совсем недавно Южная Корея была рада приглашать специалистов со всего мира и платить им довольно высокие зарплаты. Рост экономики способствовал этому и все было бы просто замечательно, если бы так было всегда, но... Сейчас картина изменилась и что ждет специалиста, решившего попытать счастья в этой стране, сказать сложно. Попытаемся разобраться в сложившейся ситуации и понять, что же повлияло на такой результат.

Трудоустройство в Южной Корее специалистов из стран бывшего Союза заметно усложнилось. Дело в том, что рост корейской экономики уже не является столь стремительным и каждая компания ищет таких специалистов, которые работали бы наравне с корейцами, но платить им можно было бы меньше.

Еще пару лет назад в Корею ехали высококвалифицированные специалисты, которым платили около 1,5-2-х тысяч долларов в месяц, плюс оплачивают аренду квартиры и перелет в Корею, такой работы в то время было больше. Налоги в Корее составляют около 8% от заработка. Корейцы открывали много венчурных компаний под какой-то определенный проект и приглашали человека, который мог бы его сделать. Потом, если проект был успешным, могли взять следующий или просто закрыться в случае неудачи.

Сейчас наступило время тех компаний, которые действительно что-то умеют делать, а не просто нашли "инвестора под идею" и делают вид, что работают. Поэтому число компаний сократилось, и корейцы начали считать деньги, которые они тратят на каждого специалиста.

Как правило, кадровые агентства, которые занимаются трудоустройством наших соотечественников, рекламируют их как не особо высокооплачиваемых и не сильно привередливых, поэтому очень часто есть вакансии, где указано, что нужен молодой холостой специалист на не очень высокую зарплату. Это значит, что фирма снимет ему комнату в общежитии или маленькую квартирку и постарается загружать его так, что домой он будет приходить только переночевать. "Маленькая квартирка" в этом случае - это коридор, в котором установлена плита, комната 3х3 метра и душевая с туалетом, причем, принимать душ, из-за нехватки места, вы будете возможно сидя на унитазе... Это не издевательство, как может показаться на первый взгляд, это просто их стиль работы, впрочем, как и жизни. Здесь принято работать много. Это хороший тон сидеть ежедневно до 8-10 часов вечера и что-то делать. Корейцы очень часто изображают видимость работы - они проводят совещания, что-то горячо обсуждают, кофепитие могут проводить хоть 10 раз в день, это, в их понятии, тоже творческий процесс. Наших специалистов, которые работают строго с 9-19 и потом уходят домой, часто не понимают. Корейцу сложно понять, что этот человек делает такую же работу, как и они с 9-22. В такой ситуации менеджер обычно рассказывает этому непонятливому иностранцу, что "у нас так не принято, работай как все". Иногда возникает впечатление, что им нужны не результаты, а сам процесс, как он будет выглядеть со стороны. Естественно все любят попить кофе, но не забывайте, что такие пятиминутки возникают среди людей, у которых общие интересы, врядли вы по настоящему подружитесь с корейцем и не потому, что они "не такие", просто вам будет действительно нехватать языковых знаний. И даже если вы знаете английский лучше чем американцы, вы не найдете корейца, с которым можно "поболтать по душам". Если у вас в компании не будет других иностарнцев приготовьтесь к психологической изоляции, а родную речь вы сможете услышать только на выходных (продолжительность корейской рабочей недели 45 часов официально).

Еще немаловажная деталь. Здесь очень почитают людей в возрасте. Если на фирме ваш шеф преклонного возраста - приготовьтесь не перечить ему. Вы можете только в очень мягкой форме высказать свое недовольство его некомпетентностью, но никак не более, причем вас выслушают только потому, что вы иностранец. Все спорные вопросы рекомендуется обсуждать с менеджером. Если же вы понимаете, что работа, которую вам поручили, мягко говоря, бесполезна, но шеф настаивает, что это важнейший момент - смиритесь. Когда они это тоже поймут, пройдет больше времени, но они не сильно опечалившись, и с тем же рвением, начнут поиски в противоположном направлении.

Итак, давайте конкретнее разберемся, какие категории специалистов работают в Южной Корее и сколько здесь можно заработать.

Я знаю людей, которым уже за 60 и они имеют здесь очень приличные зарплаты и условия проживания, практически все траты компания берет на себя вплоть до оплаты коммунальных услуг. Один минус - таких людей единицы, они владеют довольно редкими специальностями, чаще всего профессора или доктора наук, имеют множество публикаций и научных работ, имеют опыт работы в Соединенных Штатах или же Европе и... их пригласили сюда как минимум лет 5 назад.

Более часто встречающийся вариант - приглашенные через кадровые агентства IT-специалисты, работающие в LG, Samsung и других компаниях поменьше. Эти специалисты зарабатывают примерно 1,3-2 тысячи долларов в месяц, в этой категории большинство имеет высшее образование и опыт работы от 3-х лет. Конечно, LG может взять и молодого специалиста после института на небольшую зарплату, но это случается не очень часто. Представительство LG есть в Москве, где и проходят все собеседования с претендентами из России, Украины, Казахстана и других стран СНГ.

Также, есть учителя, которые преподают в местных университетах, как правило, они живут не далеко от места работы у них примерно одинаковая зарплата с IT-специалистами, хотя все зависит от квалификации. Здесь очень ценятся научные достижения, аспирантура, и все научные звания (PhD и т.д.). Это большой плюс при трудоустройстве и дает право на большую зарплату.

Все же наибольшую часть работающих здесь наших соотечественников составляют нелегалы. Это отдельная категория, которая работает на неквалифицированных работах - заводы, фабрики, сельскохозяйственные работы, порты и т.д. Часто работодатель может обмануть рабочего, понимая, что тот здесь находятся нелегально - если он потеряет этого работника, завтра обязательно придет новый. Зарплата у нелегалов колеблется от 600 тысяч до 1 млн. вон, что составляет примерно 500-850 долларов в месяц (1$ - 1200 вон).

Итак, неопытному специалисту может показаться, что здесь очень прилично можно заработать - НО! Не следует забывать, что здесь ВСЕ ОЧЕНЬ ДОРОГО! (по сравнению с ценами СНГ) Т.е. если у вас нет денег в кармане или же на дебетовой/кредитной карточке, то есть вам будет действительно нечего. Здесь на улицах не растут фруктовые деревья и где выращивают то, что вам продают на рынках и в супермаркетах, мне за 3 года так и не пришлось увидеть. Овощи-фрукты на рынке продают на штуки, а в супермаркете цена продуктов стоит за 100г. Поэтому тратить вы, живя один, будете примерно половину вашей зарплаты, если же вы захотите поехать покататься на лыжный курорт, развлечься в парке аттракционов (что-то типа Диснейленда здесь - Еверленд и Лоттеворд), съездить на море (предпочтительно Восточное, оно же Японское), покорить вершины гор (которые в этой стране покрывают примерно 70% всей площади), то приготовьтесь расстаться еще с половиной, осташейся суммы.

Скорее всего, вы будете тратить около 500 тысяч вон на одного человека. Это чтобы жить и не шиковать. Это наиболее типичная картина. Приехав с женой, вы будете тратить еще больше, конечно, тогда вы, возможно, сэкономите на еде в ресторанах и будете, есть дома, но появятся другие расходы. Семья с двумя детьми обычно тратит все, что зарабатывает муж. Жена, скорее всего, найти работу не сможет, здесь только в 2002 году число работающих женщин превысило число домохозяек. Причем зарплата у женщины, в любом случае, будет ниже, чем у мужчины. Это традиция. Единственная возможность вашей жене найти работу - преподавать английский или давать частные уроки английского. Эта работа востребована, но найти и такой заработок будет не легко. Вас и здесь поджидает жесткая конкуренция - многие хотят практиковаться в английском именно с native speaker - носителями языка. Молодые девушки могут устроиться официанткой в ресторан, эта работа очень тяжелая: на ногах приходиться стоять по 11-12 часов ежедневно, а зарплата будет доходить до миллиона вон.

Да, еще немаловажная деталь, медицинская страховка у вас будет, но она не покроет все ваши визиты к врачу, а только часть суммы, причем меньшую. Некоторые клиники вообще работают только с наличными и имеют очень высокие цены, некоторые врачи не особо компетентны и могут выписать вам кучу антибиотиков не вдаваясь в подробности вашей проблемы. Визит к врачу это крайний случай, на который вам точно придется раскошелиться.

Литература

http://world.lib.ru/o/oksana/korea_zarobotkidoc.shtml;

Байгереев М. Статья из «Южная Корея: модернизация трудовых отношений и социальное партнерство»// http://www.chelt.ru;

http://jassotour.ru

Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. 1996

Экономическая география отдельных зарубежных стран. Радионова И.Н. Москва « Московский лицей» ,1997.

www.korea.ru

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1