">
Экономика Экономическая теория
Информация о работе

Тема: Роль государства в рыночной экономике

Описание: Понятия и предмет государственного регулирования национальной экономики. Экономические функции государства. Рассмотрение понятий рыночная экономика, национальная экономика, экономические функции государства. Общие функции государства в рыночной экономике.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономическая теория.
Тип: Реферат
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 57
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

______________________________________________

Лесосибирский педагогический институт –

филиал федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Филологический

факультет

Иностранных языков

кафедра

РЕФЕРАТ

Роль государства в рыночной экономике

тема

Преподаватель __________ Дьяченко Т.В.

подпись, дата инициалы, фамилия

Студент ДЛФ09-03СФИ __________ Петров А.И.

код (номер) группы подпись, дата инициалы, фамилия

Лесосибирск 2011

Содержание

Введение3

Понятия и предмет государственного регулирования национальной экономики4

Экономические функции государства13

Общие функции государства в рыночной экономике17

Заключение20

Библиографический список21

Введение

В любой современной стране правительство играет серьезную роль в функционировании и развитии национальной экономики. Ни сегодня, ни в ретроспективе практически невозможно представить себе независимую от государства рыночную экономику. Такой макроэкономической системы история нигде и никогда не знала.

Целью реферата является теоретические рассмотрение роли государства в рыночной экономике, актуального на сегодняшний день вопроса.

В соответствии с целью реферата определены его основные задачи:

Рассмотрение понятий «рыночная экономика», «государство», «национальная экономика», «экономические функции государства»;

Рассмотрение трактовки данных понятий в современных условиях;

Рассмотрение роли государства в рыночной экономике.

Источниками для написания реферата послужил комплекс печатных источников, учебников, ряд научных сайтов

Понятия и предмет государственного регулирования национальной экономики

В мировой практике сложилось три подхода к вопросу о роли государства в руководстве экономикой.

Первый подход основан на классической теории невмешательства государства в экономические процессы. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной А. Смиттом и Д. Риккардо, называют неоклассицизмом. Неоклассицизм ввел в экономическую науку категории спроса, предложения, полезности, маржинальности, всеобщего равновесия (И. Фишер, М. Фридмен, Неоклассическая теория монетаристов).

Второй подход можно назвать «ограниченной интервенцией государства в экономику». Он основан на методологии Дж. Н. Кейнса, что стихийно развивающаяся рыночная экономика не является идеальной системой саморегулирования. Модель Кейнса включала такие инструменты государственного регулирования, как гибкая денежно–кредитная политика, активная бюджетно–финансовая политика и создание государством рабочих мест.

Ряд современных течений экономической мысли, объединенных теорией Кейнса, получили определение неокейнсианство. Сторонники этой теории (Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар) утверждают, что циклические колебания (кризисы) и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Важнейший недостаток кейнсианства – неразработанность его микроэкономических основ до 80 годов XX века. Второй подход предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях.

Третий подход предполагает активную роль государства в проведении экономической политики различными средствами, начиная от управления ограниченными производственными ресурсами, проведения структурно–отраслевой и структурно–территориальной политики различными методами. Он связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Маркса, В.И. Ленина и их последователей.

Из приведенных определений следует, что по поводу о роли государства в экономике, теоретические школы Запада разделяются на две группы:

либеральная (монетаризм);

реформисткая (институционализм).

Сторонники либеральной школы выступают за ограничение государственного вмешательства в экономику. Этот подход берет начало от А. Смита и сторонниками его были И. Фишер, И. Фридмен, Дж. Робинсон, Е. Домар.

К реформисткой школе принадлежат Дж. Кейнс, Дуглас Норт – нобелевский лауреат 1993г., Дж. Гэлбрейт (Новое индустриальное общество: противоречие между НТР и стихии рынка).

Появление марксизма, исторической школы в ХIX веке и особенно институционализма и кейнсианства в ХХ веке было реакцией на абстрактный характер экономической теории. П. Самуэльсон в один ряд с А. Смитом поставил только К. Маркса и Дж.М. Кейнса.

Институты – это «правила игры» в обществе, – созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Институт – та или иная форма общественного устройства. институт – совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений.

Категория институтов позволяет уменьшить неопределенность, избежать в той или иной мере ошибочных явлений в условиях неполной информации (институт частной собственности, институт рынка жилья, институт рынка жилья, институт коммерческих банков, институт фондового рынка, институт банкротства).

Названные ученые посмотрели на экономику более широко, и пришли к выводу, что последняя развивается не только под воздействием «невидимой руки рынка». Стало очевидным, что экономика – это саморегулирующаяся рыночная система, а в механизме ее регулирования все ощутимым становится присутствие «видимой руки», т.е. подразумевается процесс сознательного регулирования поведения экономических субъектов.

Сознательная координация экономического поведения осуществляется путем государственного регулирования, но не сводится только к нему. В этом механизме наряду с государством большую роль играют и другие элементы, имеющие негосударственный характер.

Соотношение структурных элементов в координационном механизме экономики меняется в направлении нарастания удельного веса государственного регулирования.

Государство в практической деятельности реализует политику, которая выражает интересы господствующей социальной группы (слоя, корпорации) или является компромиссом между интересами групп, если таких групп несколько.

Под государственной экономической политикой (ГЭП) понимается система мер прямого или косвенного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, а также совокупность действий по управлению экономикой, направленных на улучшение экономических параметров жизни общества, его условий и возможностей.

ГЭП формируется на базе системы документов, определяющих цели хозяйственной деятельности и направления их достижения в определенных временных координатах (рис. 1.1).



Рис. 1.1. Формы воздействия государства на экономическую систему

ГЭП конкретизирует принципы государственного вмешательства для реализации его стратегических задач в текущем периоде в разрезе следующих взаимосвязанных направлений деятельности государства:

институциональная политика по изменению организации экономики – созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей;

структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;

социальная политика в сфере развития социальных услуг, дифференциации доходов социальных слоев и поощрения тех или иных видов деятельности;

инвестиционная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений использования;

политика ценообразования в области регулирования цен на потребительском рынке и цен производителей;

финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета;

денежно–кредитная политика в области денежного обращения и кредита;

региональная политика по отношению к экономической интеграции регионов и их социальному расслоению;

внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж;

зональная политика по отношению к экономической интеграции с ближними государствами.

Национальная экономика – это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда (рис. 1.2.).

Существуют различные трактовки сущности государственного регулирования национальной экономики:

государственное регулирование национальной экономики (ГРНЭ) представляет собой явление нормативное, т.е. количественно определенное и включает систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Эти меры осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления существующей социально–экономической системы к изменяющимся условиям;

регулирование означает направление поведения субъектов хозяйствования, введения их в определенные рамки, целенаправленное их упорядочивание;

государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей интересы общества.

Конкретные направления, формы и масштабы ГРНЭ определяются характером и остротой экономических проблем в стране в конкретный период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддерживание внешнеэкономического равновесия.

Представление о масштабах ГРНЭ дает доля ВВП, перераспределяемая через совокупный бюджет и внебюджетные фонды. Эта доля в 2000 г. в Японии и США составляла от 35 до 40%, Германии, Франции, Италии, Канаде ? 50%, в Швеции – 60%, Норвегии более 70%.

Рынок в каждой из этих стран играет первостепенную роль, а ГРНЭ лишь дополняет рыночное саморегулирование.

Роль государства в экономике страны характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности.

ГРНЭ непосредственно связано с ГЭП и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные методы, формы и инструменты.

Предметом курса «Государственное регулирование национальной экономики» является изучение научных основ, принципов, методов, форм и инструментов государственного регулирования экономики и практического осуществления экономической политики в конкретно–исторических условиях.

Дисциплина ГРНЭ опирается на положения экономической теории, учитывает достижения смежных наук – менеджмента, социологии, права, статистики, математического моделирования.



Осознание важности государственного регулирования национальной экономики привело к тому, что в 50–х годах ХХ в. в вузах на экономических и юридических факультетах в СССР, так же в странах Западной Европы (Франции, Великобритании, Канаде) Японии, изучение ГРЭ было введено в качестве обязательной дисциплины. В нашей стране до 1992 г. государственное регулирование национальной экономики осуществлялось в форме планирования экономического и социального развития СССР.

В зависимости от национальных особенностей, традиций и содержания системы государственного регулирования экономики форма и структура могут различаться. Так во Франции и Японии государственное регулирование экономики включает в себя законодательно оформленные процедуры индикативного планирования и выбора приоритетов социально–экономического развития, механизмы их реализации посредством целевых программ, государственных закупок, планирования бюджета и государственного сектора экономики. Аналогичные системы государственного регулирования экономики функционируют в странах Юго–Восточной Азии, Индии. Сложная, но эффективная система государственного регулирования экономики действует в Китае.

Экономические функции государства

Конкретные условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, его цели определяют и формируют содержание экономических функций государства.

В зависимости от типа экономической системы – рыночная экономика, административно–командная – складываются функции государства.

Национальные особенности экономических отношений образуют модели в рамках экономической системы, что также определяет набор экономических функций государства. Моделями экономических систем служат североамериканская, германская, шведская, японская, бразильская и др. в рамках модели могут изменяться роль и значение экономической функции государства, а также формы их реализации.

В многонациональном государстве его важнейшей функцией является обеспечение социально–экономического развития регионов и формирование на этой основе межнациональных отношений.

Усиление роли стране в мирохозяйственных связях вызывает потребность в реализации функции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими функциями, формально выделенные в следующие группы:

функции, связанные с обеспечением рыночного механизма хозяйствования: создание условий для развития и упрочнения рыночных отношений, рыночной инфраструктуры; определение места государства в современных хозяйственных системах, выбор путей обеспечения интегрального взаимодействия государственных и рыночных регуляторов экономики;

функции, связанные с обеспечением стабильного экономического равновесия: правовое обеспечение функционирования смешанной экономики, определение условий эффективного хозяйствования, рациональное перераспределение ресурсов и доходов на федеральном и региональном уровнях, обеспечение национальных интересов в мировом хозяйстве, охрана окружающей среды, управление государственной собственностью, обеспечение условий развития регионов страны, предпринимательской деятельность;

поддержка конкурентной среды: накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощение и слияние фирм – к централизации капитала. Таким образом, основной двигатель рыночного хозяйства – конкуренция подрывает сама себя. Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие функционирование конкуренции: контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально–экономической системы, т.е. не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности;

решение социальных проблем, организация производства общественных товаров и услуг, обеспечение функционирования социальной сферы, механизма защиты населения;

преодоление кризисов на микроуровне. При сбоях в функционировании рыночного механизма государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на отдельных рынках товаров и услуг, снижая налоги, оказывая поддержку несостоятельным предприятиям.

Негативные последствия активного вмешательства государства в экономику – нарушение принципов установления связей между хозяйствующими субъектами.

Представленный перечень экономических функций государства свидетельствует, что его экономическая роль не сводится только к руководству государственным сектором экономики, а предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы.

Функции государственного регулирования определяются целями социально–экономической политики государства. Каждый период развития – долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный определяет цели.

Реализация экономических функций государства зависит от его реальных экономических возможностей, определяемого экономическим потенциалом.

Экономический потенциал страны охватывает как возможности государственного сектора в реальной экономике, так и частный сектор народного хозяйства.

Речь идет о реальных экономических возможностях государства воздействовать на хозяйственную жизнь. Воздействие государства на социально–экономические процессы осуществляется и законодательными органами и правительственными решениями.

Наиболее распространенный показатель экономического потенциала, позволяющий воздействовать на хозяйственную жизнь страны – доля реальных государственных расходов в ВВП. Этот показатель характеризует масштабы перераспределения финансовых ресурсов страны, обеспечивающих воздействие государства в экономику.

Истинные масштабы вовлечения реальных ресурсов в государственный сектор отражает доля государственного потребления в ВВП. Этот показатель отражает расходы на обеспечение производства общественных благ (товаров и услуг) основную функцию государства. Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных благах не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в государственном секторе. Наряду с собственным производством государство может стимулировать их производство и на предприятиях частного сектора, закупая их у последних.

Государство осуществляет свои функции через правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов. Посредством их осуществляется управление и контроль над соблюдением конкурентных правил, законов и нормативов.

Государство – самоорганизация общества, правительство – исполнительный орган этой организации. Совместно правительство и его хозяйствующие субъекты образуют институциональную структуру национальной экономики, действующую в рамках законодательства.

Общие функции государства в рыночной экономике

С учетом сложившегося многовекового опыта можно выделить достаточно пространный ряд функций в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом современном рыночном хозяйстве исключительно на уровне политики государства как целого. Назовем основные из них.

Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области — поддержка права собственности.

Организация денежного обращения, регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений.

Фискальная политика и регулирование бюджетного сектора.

Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости). В частности, государство обязано позаботиться, чтобы было обеспечено разумное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями лиц в обществе возникают острые социальные противоречия. Опыт даже самых рыночных капиталистических стран свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные предпочитают быть наемными работниками.

Производство так называемых общественных товаров и услуг, которые призваны удовлетворять коллективные потребности. Таковы продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры.

Минимизация трансакционных издержек. Подтрансакци–онными издержками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической системы.

Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса.

Оптимизация влияния экстерналий. Известно, что в экономике возникают некие внешние эффекты (externalities), которые не выражаются в денежной форме и рынок на них в целом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например, загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться. Это может касаться случаев распространения результатов целевых благотворительных программ не только на тех, для кого они непосредственно предназначаются, а на общество в целом.

Поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее.

Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.

Реализация национальных интересов в мировой экономике. Поддержка конкурентоспособности отечественной экономики.

Приведенный перечень функций может быть расширен как за счет их расчленения и конкретизации, так и путем добавления вновь возникающих устойчивых задач. Конкретизация функций государства осуществляется каждой страной в зависимости от национальных особенностей, этапа ее развития и в соответствии с избранной политикой.

Особенно специфичен набор государственных функций в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия. В первом издании данного учебника была даже специальная глава о характерных для переходного периода функциях государства. Они были сгруппированы в три группы функций – системоформирующие, системоутверждающие и системовоспроизводящие. Имелось в виду, что они решают задачи создания, утверждения и воспроизводства в стране рыночной системы. Эти функции актуальны в значительной мере и сегодня. Но сегодня центр тяжести экономической политики, как уже говорилось, объективно сосредоточивается на ее результативности, на параметрах экономического роста и социального развития. В этих условиях специфику действий российского государства лучше выражать не в наборе особенных функций, а через конкретизацию задач и мероприятий государственной экономической политики.

Заключение

На основании всего вышеизложенного нужно сказать, что роль государства в рыночной экономике требует к себе значительного внимания.

Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства, поэтому рассматриваемый нами вопрос очень важен в современных условиях.

В процессе выполнения реферата нами было исследовано не менее 3 литературных источников. Мы раскрыли понятия «рыночная экономика», «государство», «национальная экономика», «экономические функции государства» и некоторые другие, относящиеся к теме. Рассмотрели трактовки данных понятий в современных условиях. Представили информацию о влиянии государства на рыночную экономику.

Считаем, что цели нашей работы достигнуты.

Библиографический список:

Пак, В.Н. Государственное регулирование экономики / В.Н. Пак. – М.: Недра, 2002. – 170с.

Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Ломакин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 735 с.

Морозова, Т.Г. Государственное регулирование экономики / Т.Г. Морозова – М. : ЮНИТИ, 2002. – 257 с.

Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Д. Камаев [и др.]; под ред. В.Д. Камаева. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.