">
Экономика Экономическая теория
Информация о работе

Тема: Экаменационные вопросы по экономической теории

Описание: Этапы развития экономической теории. Возникновение, сущность и виды монополий, регулирование их деятельности. Закономерности функционирования рынков. Цели и инструменты микроэкономики. Принципы бюджетного устройства в РФ Государственное регулирование экономики.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономическая теория.
Тип: Экзаменационные вопросы
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 51
Поднять уникальность

Похожие работы:

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И КРАТКИЕ ОТВЕТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Предмет экономической науки

Экономика - общая наука, изучающая проблемы такого использования ограниченных ресурсов, при котором достигается макс эффект. Экономическая теория исследует поведение людей, процессы производства, потребление, обмен и распределение материальных благ ради благополучия.

Экономика - это умение использовать жизнь наилучшим образом.

Экономика - это следствие культурных норм.

Экономические ресурсы:

1) материальные: а) земля; б) капитал (экономический ресурс длительного использования для производства материальных благ и услуг); 2)информационные; 3) людские: a) труд; б) предпринимательские способности.

3 фундаментальных вопросов, на которые должна ответить любая экономическая система: что, как, для кого.

2 принципа исследования экономики:

микроэкономика (изучение отдельных экономических вопросов)

макроэкономика (общие механизмы исследования)

4 основных метода изучения экономической жизни:

1)анализ-разложение исследуемого объекта с последующим изучением каждой из его частей; 2)синтез-соединение частей в единое целое; 3)индукция - от частного к общему; 4)дедукция от общего к частному

Как экономическая наука исследует свои предметы

1)факт экономической действительности (описательный, исторический); 2)выведение принципов, формирование гипотезы; 3)Формирование экономической политики.

Экономические цели:

1)Экономический рост (повышение уровня жизни населения), рост ВВП (рыночная стоимость всего объема производства в стране) ВНП - рыночная стоимость всего объема производства национальных предприятий)

2)Полная занятость населения (15% населения Земли не желает работать); 3)Стабильный уровень цен; 4)Минимальная инфляция

Экономические категории: 1)общие (собственность, производство); 2) особенные (рыночное хоз-во, плановое хоз-во); 3) специфические (конкуренция, деньги и цена).

Экономические законы устойчивы, повторяющиеся причинно-следственные связи хоз. жизни в процессах производства, обмена, распределения и потребления. Связаны непосредственно с деятельностью человека, т.е. законы приходящие

Функции экономической теории

Экономическая теория в обществе выполняет несколько важных функций: познавательную, прогностическую, практическую, критическую, методологическую, воспитательную.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука». Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на этой основе сути экономических процессов и явлений. Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции (теории).

Прогностическая функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Изучая и систематизируя факты экономической действительности, раскрывая содержание экономических категорий, законов, закономерностей, экономическая теория позволяет прогнозировать экономическое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более рационально использовать ограниченные ресурсы. Таким образом, прогностическая функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей и особое значение имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.

Практическая (прагматическая) функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.

Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения (подходов, суждений, решений) на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике. В конечном итоге, формируя ту или иную концепцию, экономическая наука должна критически подходить к уже существующим положениям, доказывая их несостоятельность или общественную ценность.

Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

Воспитательная функция связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Значимость этой функции особенно очевидна в условиях деидеологизации экономической науки и других сфер общественной жизнедеятельности. Ее реализация в новых условиях должна способствовать формированию экономического образа мышления.

Этапы развития экономической теории

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

Экономические школы Период развития Представители  Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)  Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)  Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)  Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)  Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 20 вв. Альфред Маршал (1842-1924)  Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)  Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)  Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)  

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641)

Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.

Маржинализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются:

Карл Менгер

Фридрих Визер

Леон Вальрас

Эйген-Бем-Баверк

Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Маржинализма.

Представители неоклассической школы:

Альфред Маршал

Артур Пигу

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследование всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:

Т.Веблен

Дж.Коммонс

У.Митчелл

Дж.Гэлбрейт

Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

Методы экономической теории

Метод (греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность способов теоретического и практического освоения реальности, правила и приемы изучения ее явлений и закономерностей. Владение методами научного исследования имеет познавательное и практическое значение, так как позволяет разделить существенное и второстепенное в изучаемом объекте, определить путь от известного к неизвестному, от исходных посылок к универсальному знанию.

Метод любой науки, в том числе и экономической, представляет собой единство объективного и субъективного: с одной стороны, он определяется независящими от исследователя свойствами и закономерностями развития изучаемого объекта, с другой – накопленным опытом, взглядами и ценностными установками самого исследователя. С развитием науки изменяются и совершенствуются ее методы. Система принципов и способов организации и построения научных знаний получила название методологии научного исследования (под методологией также понимается учение о методах исследования).

Методы научного исследования делятся на общие методы, то есть применимые к всем наукам, и специфические методы, используемые в отдельной отрасли научного познания, в частности, в экономике.

К общим методам относятся:

Анализ – процедура мысленного разделения предмета, экономического явления или процесса на части, признаки, свойства, отношения.

Синтез – соединение различных элементов и сторон предмета, явления или процесса в единое целое.

Индукция – переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Этот метод позволяет сделать вероятностные выводы.

Дедукция – переход от общих положений и к выводам в отношении единичных. Данные выводы рассматриваются как достоверные. К дедуктивному методу относится предсказание будущих событий, сопоставление выдвинутых гипотез с фактами.

Научная абстракция – это метод изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся. С методом научной абстракции связано использование принципа «при прочих равных условиях», когда несущественные факторы принимаются в исследовании как неизменные, что упрощает решение проблемы.

Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

К специфическим экономическим методам экономики можно отнести:

Экономическое наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научной деятельности

Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Экономико-математическое моделирование – построение условной схемы экономического явления или процесса и получения на основе ее анализа достоверных данных о самом явлении. Такие модели исследуются методами функционального анализа, выявления характера зависимости одних переменных от других, например, объема покупок от цены и доходов покупателей. Экономическая модель служит для объяснения, как работает экономика или ее отдельный сектор, для выработки экономических принципов и экономических прогнозов.

Фундаментальные проблемы экономической теории

Фундаментальная проблема экономики заключается в разрешении противоречий между желаниями людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченность ресурсов, находящихся в их распоряжении. Человек постоянно стремится удовлетворить свои потребности 2 факта образуют фундаментальную проблему экономики:

потребности общества безграничны

экономические ресурсы ограничены и редки

Во всех без исключения случаях ограниченность факторов производства и экономических благ ставит перед обществом три фундаментальные проблемы: ЧТО надо производить? КАК следует производить? ДЛЯ КОГО производить? Фундаментальные проблемы экономики ЧТО производить? Коль скоро невозможно произвести все то, что полностью удовлетворило бы потребности общества и каждого отдельного его члена, возникает вопрос: выпуску каких видов товаров и услуг должно быть отдано предпочтение? Вернемся к рассмотрению кривой производственных возможностей. Ясно, что поставленная проблема не будет решена, если будут создаваться только средства производства, а выпуск потребительских товаров и услуг сведется к нулю. В этом случае люди будут лишены пиши, одежды и других жизненно необходимых средств существования. Столь же понятно, что эта проблема не будет решена и в том случае, если в стране будут выпускаться только потребительские товары и услуги, а выпуск средств производства прекратится. В этом случае общество рано или поздно останется без оборудования, сырья, источников энергии и т.д. Тогда и выпуск потребительских товаров и услуг станет невозможным.

Таким образом, ответ на поставленный вопрос, что производить, представляется очевидным: надо производить и средства производства, и предметы потребления. Однако кривая производственных возможностей показывает, что имеется бесконечно большое количество вариантов тех соотношений, в которых могут производиться эти две группы товаров. Поэтому этот ответ носит слишком общий характер и вряд ли кого-нибудь устроит. Важным шагом к решению поставленной проблемы явилось бы решение задачи максимизации выпуска общего количества средств производства и предметов потребления. Предположим, что решение этой задачи покажет, что максимизация общего выпуска продукции в данной стране будет достигнута, если выпуск средств производства составит 2 единицы, а выпуск предметов потребления — 5 единиц. Иными словами, положение точки D на кривой производственных возможностей показывает, что полученное соотношение между выпуском средств производства и предметов потребления будет оптимальным, т. е. наиболее выгодным. Теперь мы должны учесть, что требуется производить самые разные виды потребительских товаров и услуг в соответствии с многообразными потребностями людей. Значит, в стране должны создаваться многочисленные виды оборудования, добываться руды цветных и черных металлов, нефть. газ, уголь и т.д., выращиваться зерновые, кормовые и технические культуры и т. д. Более того, ответ на вопрос, что производить,предполагает не только определение наименований сотен тысяч товаров и услуг, но и решение вопроса об их количестве, так как в любой данный краткосрочный отрезок времени увеличение выпуска одного блага может быть достигнуто за счет сокращения другого.

КАК производить? Производство выбранного объема и ассортимента продукции может быть существлено по-разному. Обработать землю и собрать урожай можно вручную за счел привлечения значительного количества неквалифицированного труда. Но можно применить и сельскохозяйственную технику, используя небольшое количество квалифицированных работников. В большинстве отраслей современной экономики (в обрабатывающей и добывающей промышленности, в строительстве и других) ручной труд практически не применяется, но это не снимает проблему, как производить, так как менеджер любого предприятия стоит перед выбором,

какую технологию следует применить для производства продукции. От его выбора зависит, насколько эффективно будут использоваться факторы производства, каков будет объем выпуска продукции и, что очень важно, каково будет ее качество, в какой мере она будет отвечать требованиям покупателей. Во многих случаях решение менеджера, как производить Может оказаться далеко не очевидным. В принципе самым выгодным и прогрессивным является производство продукции с применением наиболее совершенной технологии. Однако, что введение новейшей технологии потребует больших затрат, а менеджер не располагает нужной суммой денег; производимая продукция и при использовании старой технологии находит сбыт и приносит достаточно высокий доход. Решение вопроса, как производить, будет зависеть от того, есть ли необходимость перехода на новую технологию, есть ли возможности для этого, есть ли стимулы к применению новой технологии, и от многих других обстоятельств. ДЛЯ КОГО производить? Эта фундаментальная проблема является обратной стороной проблемы «что производить?». Другими словами, решение проблемы, для кого производить, сводится к ответу на вопросы: кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги? Какие товары и какие услуги хотят

получить на свои доходы те или иные лица, те или иные фирмы? В какой продукции нуждается государство? Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, какие доходы получат субъекты экономики, т. е. как будут распределяться доходы в обществе, какие цены сформируются на рынках товаров и услуг, как будут поступать покупатели в зависимости от своих потребностей, от своих доходов, от уровня цен, и многих других обстоятельств. Решение этих фундаментальных проблем, стоящих перед любым обществом, является основной задачей экономической науки. Поэтому ее предмет можно определить следующим образом: ЭКОНОМИКА — это наука, которая изучает, каким образом в обществе, располагающем ограниченными ресурсами, решаются проблемы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО надо производить, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности людей.

Понятие экономической системы общества

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

социально-экономические отношения;

организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

хозяйственный механизм;

система стимулов и мотиваций участников;

экономические связи между предприятиями и организациями.

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Отличительные черты:

многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

рост уровня образования (послешкольное);

новое отношение к труду (творческое);

повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Традиционная экономическая система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики

стабильность;

предсказуемость;

добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

беззащитность перед внешними воздействиями;

неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

крайне примитивные технологии;

преобладание ручного труда;

все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде национальных(народных) групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Куба, Вьетнам, Северная Корея. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.

Смешанная система

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

обеспечение занятости;

полное использование производственных мощностей;

стабилизация цен;

параллельный рост заработной платы и производительности труда;

равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

приоритетность рыночной организации экономики;

многосекторность экономики;

государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA

Структура экономической системы

Экономическая система не может функционировать без взаимодействия с другими элементами социальной организации общества — политическими, правовыми, идеологическими, психологическими и иными» Совокупность экономических отношений между людьми получила название базисных отношений, или общественного базиса; неэкономические социальные отношения в связи с этим понимаются как надстроечные, или общественная надстройка. Определенный способ производства во взаимодействии с обусловленными им надстроечными структурами образует соответствующую общественно-экономическую формацию.

Структура экономической системы. Структура экономической системы общества определяется в общеисторическом плане — взаимодействием фаз воспроизводственного процесса, а в конкретно-историческом — взаимодействием производительных сил и производственных отношений в рамках определенного способа производства. Производительные силы составляют содержание общественного способа производства, а производственные отношения — его форму. Как и всякая система, способ производства может эффективно функционировать при вз Взаимодействие производительных сил и производственных отношений противоречиво. Это противоречие конкретизируется через борьбу интересов различных экономических субъектов. Содержание (производительные силы) выступает как первичная, ведущая сторона, развитие которой определяет и развитие формы (производственных отношений). Последние должны быть адекватны содержанию способа производства, что находит отражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Существует тенденция более динамичного развития производительных сил сравнительно с производственными отношениями; последние в большей мере подвержены механизмам социальной инерции. Это объясняется экономическими интересами собственников, которые, утвердив свое господство в некоторой данной экономической системе, негативно относятся к переменам в экономике, способным нанести ущерб их положению и оказаться выгодными для новых собственников.

Фактически в экономической системе имеет место постоянное изменение соотношения формы и содержания, постоянное опережение или отставание одной из сторон — при общей тенденции ведущей роли производительных сил и качественного единства исторически определенного характера их связи с производственными отношениями.

В практике хозяйствования структура экономической системы принимает форму структуры хозяйственного механизма. Экономические агенты реализуют свои интересы, прежде всего в качестве хозяйствующих субъектов. Структура хозяйственного механизма воплощает организационно упорядоченные связи базисной и надстроечной природы между участниками хозяйственной деятельности. Совокупность данных связей может быть сгруппирована в три блока: первый — отношения между собственниками как субъектами управления и работниками как исполнителями; второй — отношения хозяйствующих субъектов между собой; третий — отношения хозяйствующих субъектов к центру экономической системы. Каждому из этих блоков присущи отмеченные две стороны, воплощающие социальную природу хозяйственного механизма, — базисная (организационно-управленческие аспекты экономических процессов) и надстроечная (элементы надстройки, непосредственно соотносящиеся с производством, — экономическая политика; право, и в первую очередь — хозяйственное право; экономическая идеология, экономические традиции и т.д.). Эффективность структурного взаимодействия данных элементов — важный фактор успешного функционирования экономической системы.

Вариантность подходов к пониманию экономической системы. В мировой литературе существуют различные трактовки понятия экономической системы. Под экономическими системами иногда понимают модели в рамках отдельных способов производства или же только систему производственных отношений. Возможно также разделение всего многообразия концепций экономических систем на две большие группы, характеризующиеся чертами общности относительно критерия историзма рассматриваемых систем. Тогда в первую группу войдут теоретические модели, анализирующие экономические системы и их соотношение на основании того или иного принципа исторической последовательности и преемственности; во вторую же — концепции, избирающие иные, неисторические принципы в трактовке природы и соотношения систем.

1 2 3 4 5 6 7