">
Экономика Экономическая теория
Информация о работе

Тема: Математические методы в экономике

Описание: Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе. Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах. Лабораторные работы. Методические рекомендации для преподавателя. Выборочное наблюдение. Статистика финансов и предприятия.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономическая теория.
Тип: Курсовая работа
Дата: 15.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 16
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Экономики и права

(наименование факультета)

_____________ М. В. Бушманова

(подпись) (И.О.Ф.)

_______________

(дата)

Учебно-методический комплекс

по дисциплине Статистика __________                             

Направление                           080100 – Экономика                                       

Специальность          080116 – Математические методы в экономике      

Магнитогорск

2007

Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры математических методов в экономике

“11” июня 2007 г. (протокол № 11)

Зав. кафедрой _______________ М.А. Бушманова

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета Экономики и права

« 25 » сентября 2007 г. протокол № 1

Председатель__________ М. В. Бушманова

Учебно-методический комплекс составлен Мельниковой Г.Г., канд. эконом. наук, доцентом кафедры математических методов в экономике

Перечень документов, включенных в УМК

1. Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика»

Приложения к рабочей программе:

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

Методические указания для студентов по различным видам учебной работы.

2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (контрольно-измерительные материалы по дисциплине).

3. Перечень учебно-методических материалов и оборудования.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Экономики и права

(наименование факультета)

_____________ М. В. Бушманова

(подпись) (И.О.Ф.)

_______________

(дата)

Рабочая программа

по дисциплине Статистика _______ ______________

Направление 080100 - Экономика а

Специальность_080116 – Математические методы в экономике

Факультет _Экономики и права

Кафедра _Математических методов в экономике

Курс ____II____

Семестр__4____

Распределение учебного времени

Лекции ____34_____ Часов (ауд.)  Лабораторные занятия ____0______ Часов (ауд.)  Практические(семинарские) занятия ____34_____ Часов (ауд.)  Курсовой проект в -- семестре    Курсовая работа в -- семестре    Самостоятельная (внеаудиторная) работа ____49_____ часов      Общая трудоемкость (по ГОС) ____117_____ часов  Экзамен в - семестре    Зачет в __4___ семестре    

Магнитогорск, 2007г.

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 080100 «Экономика» (080116 «Математические методы в экономике») утвержденного 14.04.2000г., рег. № 346 эк/сп, Образовательного стандарта ВПО университета, утвержденного «___» ________ 2007г. и учебного плана специальности 080116 – Математические методы в экономике»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Математических методов в экономике с внесенными изменениями и дополнениями «11» июня 2007 г. протокол № 11

Зав. кафедрой М. В. Бушманова

Рабочая программа одобрена методической комиссией факультета Экономики и права

«25» сентября 2007 г. протокол № 1.

Председатель__________ М. В. Бушманова

Согласовано:

Зав. выпускающей кафедрой ____________ М. В. Бушманова

____________ ______________

Рабочая программа составлена: Г.Г. Мельниковой – к.э.н., доцентом каф. ММвЭ

I. Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе

1.1. Цель преподавания дисциплины

Дисциплина Статистика дает теоретическую базу для анализа всех сторон деятельности предприятий различных отраслей. Студент получает знания по методике проведения наблюдений, приемам обработки и наглядного представления статистического материала, методике расчета статистических характеристик. Курс предусматривает освоение методики анализа статистических рядов различными методами в зависимости от их типа.

В процессе изучения курса предусматривается овладение моделированием взаимосвязей между технико-экономическими показателями с использованием корреляционного метода. Предполагается изучение методологии построения различных типов индексов и практикум по их использованию в факторном анализе.

В части макро – экономической статистики предполагается изучение системы национальных счетов (СНС), действующей системы учета населения РФ, трудовых ресурсов, народного богатства, национального дохода, учета обращения общественного продукта и его эффективности.

Статистика предпринимательства предполагает изложение теории и практики оценки результатов деятельности в основном в промышленности, их качества, учета численности персонала, рабочего времени, производительности труда, затрат в целом и анализа этих показаний с помощью статистических индексов. Студенты должны быть обучены оценке рисков с помощью арсенала показателей общей теории статистики, инфляции и знать состав и содержание статистической отчетности.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В процессе обучения студент должен получить навыки обработки и наглядного представления экономической информации, изучить методику проведения наблюдений. Студенты должны изучить методику расчета статистических характеристик и уметь произвести расчет на основе статистического материала. Необходимым элементом является освоение методики анализа статистических рядов различными методами в зависимости от их типа. В рамках данной методики студент должен овладеть моделированием взаимосвязей между технико-экономическими показателями с использованием корреляционного метода.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

а) методологию построения различных типов индексов;

б) систему национальных счетов;

в) действующую систему учета населения РФ;

г) систему трудовых ресурсов;

д) систему народного богатства, национального дохода, учета обращения общественного продукта и его эффективности;

е) состав и содержание статистической отчетности.

Уметь:

а) оценивать результаты деятельности промышленных предприятий;

б) вести учет численности персонала, рабочего времени, производительности труда, затрат в целом;

в) анализировать эти показатели с помощью статистических индексов;

г) оценивать риски с помощью арсенала показателей общей теории статистики.

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; экономические риски и неопределенность; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики; факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, заработная плата; понятие предприятия, валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; риски, страхование; валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление; инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство; государственный бюджет, его дефицит и профицит.

2. МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ

Теория вероятностей и математическая статистика: случайные события; частота и вероятность; основные формулы для вычисления вероятностей; случайные величины; числовые характеристики дискретной и непрерывной случайных величин; нормальный закон распределения; генеральная совокупность и выборка; оценки параметров; корреляция и регрессия.

Экономико-математические методы: линейное и целочисленное программирование; математическая теория оптимального управления.

3.ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли; предприятие - основное звено экономики; производственная и организационная структура предприятий; типы производства; организация производственного процесса; уставной капитал и имущество предприятий; основной капитал, его оценка; оборотные средства, их состав, классификация, оборачиваемость; трудовые ресурсы: их состав, управление; организация, нормирование и оплата труда; производственная программа и мощность; издержки производства и себестоимость продукции; качество и конкурентоспособность; виды деятельности предприятия; производственное планирование; оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса.

4. СТРАХОВАНИЕ

Экономическая необходимость, функции, роль и виды страхования в условиях рыночной экономики; страховой тариф и страховая премия; страхование имущества юридических и физических лиц; страхование ответственности; личное страхование; перестрахование.

II. Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

Тема 1. Предмет, метод и задачи курса. Статистическое измерение и наблюдение социально-экономических явлений. – 1 час

Статистика как общественная наука. Роль статистики в познании. Связь статистики с другими экономическими науками. Объект статистических исследований. Задачи. Организация статистики в РФ. Международное сотрудничество в области статистики. Порядок предоставления и её виды. Организация статистических работСтатистическое наблюдение. Формы наблюдения. Виды наблюдения. Подготовительные работы к наблюдению. Контроль данных. Приемы первичной обработки данных.

Тема 2. Сводка и группировка. Статистические таблицы. - 2 час

Сводка, ее задачи и значение. Группировка и ее принципы. Виды группировок. Принципы выбора группировочных признаков.

Статистические таблицы. Элементы таблиц. Виды таблиц. Их значение и практическое применение. Групповые и комбинированные таблицы. Принцы построения сказуемого статистических таблиц(ГОСТ на оформление таблиц).

Тема 3. Статистические графики. - 1 час

График, как средство наглядного представления материала. Виды графиков. Виды диаграмм. Графики для изображения рядов распределения и рядов динамики. ГОСТы на оформление графиков в рукописях, в печатных работах и на демонстрационных листах.

Тема 4.Статистические показатели: абсолютные, относительные, средние величины. –2 часа

Абсолютные и относительные величины в статистике. Виды абсолютных величин, их значение и способы получения. Абсолютные величины как непосредственный результат сводки данных наблюдения.

Относительные величины, их значение и формы выражения. Виды относительных величин. Выполнение плана, динамики, структуры, координации, сравнения. Выбор базы.

Средние величины как способ выражения характерного уровня признака однородной совокупности. Виды средних величин и способы их вычисления. Основные свойства средней арифметической. Взвешенные средние.. Мода и медиана: способ их вычисления. Средняя геометрическая, прогрессивная, хронологическая, применение средних в экономическом анализе и планировании. Геометрический смысл средней. Средняя альтернативного признака.

Тема 5. Статистические показатели :показатели вариации. 2 часов

Вариация признаков и причины, порождающие ее. Значение изучения вариации признаков общественных явлений.

Приемы изучения вариации. Вариационный ряд, его построение.

Показатели вариации. Размах колебаний. Среднее линейное отклонение. Средний квадрат отклонения (дисперсия) и среднеквадратическое отклонение. Коэффициент вариации и случаи его применения. Правило сложения дисперсий.

Тема 6. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений. – 2 часов

Виды и формы взаимосвязей, различаемые статистикой. Роль качественного анализа в изучении связей. Корреляционный анализ и коэффициент корреляции. Формы связи. Построение уравнений регрессии. Оценка предсказательной силы регрессионной модели . Требования к исходным данным.. Множественная корреляция. Методы нахождения параметров уравнения множественной корреляции. Задачи, решаемые методом корреляции в экономике.

Тема 7. Выборочное наблюдение. –1 часа

Понятие о выборочном наблюдении. Причины и условия применения выборочного наблюдения.

Генеральная и выборочная совокупность, их характеристики.. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки.. Классификация способов формирования выборочной совокупности.. Определение ошибки средней и ошибки частности (доли) при различных способах отбора. Расчет необходимой численности выборки. Применение выборочных наблюдений при изучении деятельности предприятий. Малые выборки и оценка их результатов.

Тема 8 Статистические методы исследования динамики социально-экономических работ. – 3 часа

Понятие ряда динамики. Моментные и интервальные ряды динамики. Показатели динамики. их экономический смысл и наглядное представление. Методы анализа рядов динамики: метод укрупнения интервалов, метод скользящей средней, аналитическое выравнивание. Экстраполяция в рядах динамики и прогнозирование.

Тема 9. Индексы динамики. – 4 часа

Понятие об индексах, виды индексов.. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса. Принципы построения агрегатных индексов объема и индексов качественных показателей. Проблема соизмерения при построении агрегатных индексов объема Цепной метод исчисления индексов и условия его применения. Агрегатные индексы с переменными и постоянными весами. Взаимосвязь индексов. Использование индексного метода при анализе изменения сложных показателей. Схема разложения абсолютного прироста по факторам. Индексный метод анализа динамики среднего уровня. Применение индексов.

Раздел 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Тема 10 Микроэкономическая статистика. Статистика предприятий -4 часа

Предмет и задачи статистики предприятий. Общая характеристика предприятий и организаций. Статистический анализ эффективности функционирования хозяйствуцющих субъектов различных форм собственности. Статистика производства и реализации продукции. Статистика качества работы и качества продукции. Состав и численность работников предприятия. Показатели использования рабочего времени. Методы измерения и анализ производительности труда. Формы и системы организации и оплаты труда. Основные показатели статистики основных и оборотных средств и издержек производства. Статистический анализ финансовых результатов и финансового состояния. Статистические методы изучения и оценки финансовых, страховых и коммерческих рисков.

Тема 11. Основные группировки и классификации в Макроэкономической статистике. – 1час.

Общее понятие о классификациях, группировках и номенклатурах и их роль в статистических исследованиях. Виды классификаций: отраслевые, продукции.

Тема 12.. Статистическая методология национального счктоводства и макроэкономических расчетов.– 2 часа

Понятие системы национальных счетов (СНС). Методологические основы СНС в РФ. Секторы экономики. Счета. Система экономических показателей, используемых в СНС. Принцип построения счетов. СНС и балансы для регионов. Методы определения ВВП.

Тема 13 Статистика населения, занятости и трудовых ресурсов. – 2 часа

Население как объект статистического изучения. Изучение численности и его размещения. Естественное и механическое движение населения. Перспективная численность. Оценка трудовых ресурсов региона и понятие о сальдо маятниковой миграции. Основные группировки, применяемые при изучении трудовых ресурсов. Баланс трудовых ресурсов: основные проблемы и возможности совершенствования.

Понятие экономически активного в данный момент населения и обычно активного населения. Занятые и безработные. Показатели занятости и безработицы, методологические проблемы их расчета. Занятое население и его структура. Анализ влияния отдельных факторов на результирующие характеристики рынка труда.. Источники статистической информации о рынке труда.

Тема 14 Статистика доходов общества потребления населением товаров и услуг, социальная статистика. -2 часа

Понятие уровня, стоимости и качества жизни, а также связанных с ними категорий. Система макроэкономических показателей статистики уровня жизни. Прожиточный минимум. Структура и уровень доходов населения. Доходы, сбережения и потребления домашних хозяйств. Показатели доходов домашних хозяйств в СНС. Расходы населения и показатели потребления материальных благ и услуг. Показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности.

Тема 15 Статистика национального богатства. - 2 часа

Понятие и классификация активов национального богатства. Связь элементов национального богатства с показателями СНС. Статистика основного капитала: группировка, оценка и переоценка, амортизация и балансы основных фондов . Показатели движения, состояния и использования ОФ. Понятие и состав оборотных фондов как части национального богатства. Система показателей статистики оборотных фондов.

Тема 16..Статистика социально- экономической эффективности общественного производства. – 1 час

Эффективность общественного производства, обобщающие и частные характеристики. показатели эффективности трудовых ресурсов. Эффективность текущих затрат. Показатели эффективности основного и оборотного капитала.

Тема 17 Статистические поазатели финансов, денежного обращения, цен, инфляции, денежного обращения, банковской и биржевой деятельности - 2 часа

Предмет и задачи статистики финансов. Система показателей статистики государственных финансов, госбюджет. Классификации и анализ динамика показателей доходов и расходов госбюджета. Налоговая статистика и ее роль в характеристике финансовых ресурсов страны. Понятие рынка ценных бумаг. Основные показатели статистики денежного обращения и кредитной сферы.

2.2 Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах 34

Группировка и группировочные признаки

Расчет относительных и средних величин

Формирование рядов распределения, расчет моды и медианы и представление их на графике

Расчет показателей вариации. Проверка правила сложения дисперсий.

Моделирование взаимосвязей между социально-экономическими показателями

Расчет ошибки выборочного наблюдения и объема выборки

Расчет показателей и аналитическое сглаживание рядов динамики

Расчет индексов цен.

Расчет и анализ уровня и структуры цен. Оценка уровня и динамики инфляции

Определение оптимальной численности и оптимальной зарплаты..

.Расчет показателей использования рабочего времени. Оценка движения кадров. Оценки уровня безработицы

Расчет показателей производительности и оплаты труда.

Расчет ВВП и ВДС. Дефлятор ВНП

Оценка общих и социальных показателей воспроизводства населения. Оценка миграции

. Расчет показателей дифференциации доходов населения , уровня и границ бедности.

Расчет эффективности национального богатства.

Расчет рыночной цены акций, определение доходности акций и облигаций, определение доходности кредита и кредитной ставки

2.3. Лабораторные работы, - нет

2.4. Курсовая работа (проект) – 4 семестр

2.5. Содержание и объем самостоятельной работы студентов

Виды самостоятельной работы Номер темы и вопроса Форма отчетности Количество часов Срок исполнения  1.Подготовка к учебным занятиям Все темы Конспект 5 4 семестр  2. Изучение вопросов, не рассматриваемых в лекциях:      - -     - Переписи населения. Исторический обзор; - доклад 3 4 семестр  - Безработица как результат и фактор управления экономикой; - доклад 3 4 семестр  - Пути снижения потерь народного богатства на уровне РФ и в г. Магнитогорске. - доклад 4 4 семестр  2. Домашние контрольные задания  Решение задач по лекциям 25 4 семестр  3.Подготовка к аудиторным контрольным работам Все темы Контрольные работы 9 4 семестр        Итого   49   

3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1 Основная литература

Елисеева Е.Е Практикум по социальной статистики. М Финансы и статистика. 2008

Курс социально-экономической статистики: Учебник /Под ред. Проф. М.Г.Назарова. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -771с.

Курс теории статистики Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. 2006 М Финансы и статистика

Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. Елисеевой И.И. – 4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2009 – 480с.

Практикум по общей теории статистики учеб. пособие Петрова О. И , Ефимова М.Р. Ганченко, Е. В. М Финансы и статистика, 2008.

Салин В.Н., Медведев В.Г., Кудряшова С.И., Шпаковская Е.П Макроэкономическая статистика: Учеб. Пособие. – 2-е изд. Испр. – М.: Дело, 2007. -336 с,.

Статистика в Excel: Учебное пособие Макарова Н.В., Трофимец В. Я. М Финансы и статистика 2003.

Статистика рынка товаров и услуг Белявский И.К. М Финансы и статистика, 2007.

Статистика.Учебник /Под ред. Проф. Елисеевой – М.: ООО»ВИТРЭМ» 2009. -448 с.

3.2. Дополнительная литература

Социальная статистика/ под ред. Елисеевой И.И. - – 2-е изд. доп. М.: ФиС,1999 – 416с.

Экономическая статистика: Учебник/ под ред. Иванова Ю.Н.-М.: Инфра -М,1998 – 480с.

Экономическая статистика: Учебник/ Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е., Громыко Г.Л. и др. – 2-е изд. доп. М.: Инфра -М,1999 – 256с.

Статистика рынка товаров и услуг. Учебник/ Под ред. И.К.Белявского, М.: Финансы и статистика, 2002 - 654 с.

Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности / под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. М.:Финансы и статистика, 2001.

Статистика. Учебник . А.М.Годин М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. -472,

Общая теория статистики: Учебник/ Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н.- 2-е издание. - М.:Инфра-М,1999 – 411с.

Социальная статистика Ефимова М.Р. 2005 М Финансы и статистика

Россия и страны мира. Статистический сборник М  [Статистика России] 2004

3.3 Средства обучения

в процессе обучения традиционные методы обучения: лекционные занятия, заключающиеся в изложении теоретического материала преподавателем на доске и его фиксацией студентом в тетради; практические занятия, на которых студенты самостоятельно или (и) с помощью преподавателя решают задачи по темам, прослушанных на лекциях, совместно (у доски) обсуждается ход решения. Активность на практических занятиях поощряется дополнительными баллами.

Домашние контрольные работы выполняются студентом самостоятельно с использованием компьютерных программ Excel

Дополнительно проводятся семинары, на которых студенты делают доклады по темам, неохваченным в основном курсе.

3.4 Средства обучения

В процессе обучения используются традиционные методы обучения: лекционные занятия, заключающиеся в изложении преподавателем теоретического материала у доски и его фиксацией студентами в тетрадях; практические занятия, на которых студенты самостоятельно и (или) с помощью преподавателя разрешают возникшие вопросы по темам, прослушенным на лекциях. Активность на практических занятиях поощряется дополнительными баллами.

Дополнительно проводятся семинары, на которых студенты делают доклады по темам, неохваченным в основном курсе.

3.5 План график самостоятельной работы

N/N Вид самостоятельной работы и контроля Н е д е л и Кол-во часов, баллов      1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18   1 Лекции (подготовка к лекциям, конспектирование и т.д. часы 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 1,7    баллы 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,2 10  2 Лабораторные работы (выполнение, контроль подготовки к работам, оформление отчета, защита) № лр                   0    часы 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0    баллы   0 0 0 0 0 0 0 0 0  3 Практические занятия, семинары (подготовка, выборочный контроль, активность и т.д.) часы 0,1 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 3,3    баллы 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 1,4 1,4 1,4 12  4 РГР, рефераты, домашние задания (выполнение, контроль, оформление отчета,защита и т.д.) № РГР №1 №2,3 №4 №5 №6,7 №8   №9   0    часы 2,6 2,6 2,6 2,6 6 2,6   6   25    баллы 4 8 4,5 4,5 9 4   9   43  5 Курсовое проектирование этапы                   0    часы                   0    баллы                   0  6 Аудиторные контрольные работы № кр             №1   №2 0    часы             4,5   4,5 9    баллы             10   10 20  7 Творческое задание (НИР, наладка стенда, реферат, дополнительная РГР и т.д.) часы                 10 10    баллы                 15 15  8 Зачет часы                   0    баллы                   0  Итого за неделю часы 2,8 3,2 3,2 3,2 6,6 3,2 5,1 6,6 15,1 49  Итого за неделю баллы 6,4 10,4 6,9 6,9 11,4 6,4 12,5 11,5 27,6 100  Всего за текущую и предыдущие недели часы 2,8 6 9,2 12,4 19 22,2 27,3 33,9 49    Всего за текущую и предыдущие недели баллы 6,4 16,8 23,7 30,6 42 48,4 60,9 72,4 100    

Приложение 1.1

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Курс изучается в форме лекций (2 часа в неделю) и практических занятий (2 часа в неделю).

Практические занятия следует сразу проводить после каждого лекционного занятия в целях закрепления теоретического материала и овладения практического навыка его использования. Семинары целесообразно проводить в устной форме: опросов, собеседований, коллоквиумов. При этом основное внимание следует уделить вырабатыванию навыков обработки статистического материала и решения задач. Практические занятия проводятся в аудитории.

Предусмотрена самостоятельная подготовка студентов: каждый студент получает свой вариант первичных данных для дальнейшего статистического исследования и анализа и свой вариант задач по курсу микро и макро-статистики. Особое внимание следует обратить на группировку данных: в конечных таблицах не должно быть пустых (нулевых) ячеек, если это наблюдается, следовательно, необходимо изменить группировочный интервал или отсеять некоторые данные, интерпретируя их как аномальные. При появлении некорректных работ следует разобрать ошибки в ходе занятия совместно со всей группой.

После прохождения части 1 «Общая теория статистики» и сдачи домашних контрольных работ по этой части, следует провести аудиторную контрольную работу (тестирование) на 15-20 минут.

После прохождения части 2 Микро- и макро-статистики» и сдачи домашних контрольных работ по этой части, также следует провести аудиторную контрольную работу (тестирование) на 15-20 минут.

Допуск на экзамен может получить тот студент, у которого сданы все домашние и контрольные работы. Сам экзамен можно проводить как в письменной, так и в устной форме. Билет должен включать два теоретических вопросы и одну задачу.

Приложение 1.1

Методические указания и пособия, по различным видам учебной работы,

а также для выполнения самостоятельной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»

)

Г.Г.Мельникова

Руководство по изучению курса

«СТАТИСТИКА»

для студентов обучающихся по специальности

080116 – Математические методы в экономике

Магнитогорск, 2007г.

Мельникова Г.Г. Руководство по изучению курса «Статистика» для студентов обучающихся по специальности 080116 – Математические методы в экономике. Учебное пособие/ Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И.Носова 2007.

Учебное пособие представляет собой программу курса «Статистика» с детальным изложением каждой темы и предназначено для самостоятельной работы студентов при изучении данной дисциплины.

Руководство по изучению курса «статистика»

Характеристика курса

Основные сведения о дисциплине

В данном курсе рассматривается сущность макроэкономической статистики на современном этапе. Он создан с учетом принципиальных положений и позитивных изменений, связанных с введением в стране рыночных отношений, и построен в соответствии с новой системой национальных счетов.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

Тема 1. Предмет и задачи курса. Статистические исследования.

Тема 2. Сводка и группировка. Статистические таблицы.

Тема 3. Статистические графики.

Тема 4. Абсолютные, относительные, средние величины.

Тема 5. Показатели вариации.

Тема 6. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений

Тема 7. Выборочное наблюдение.

Тема 8 Ряды динамики и их анализ

Тема 9. Индексы динамики.

Раздел 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Тема 10. Основные группировки и классификации в экономической статистике.

Тема 11. Макроэкономические показатели и система национальных счетов.

Тема 12. Статистика населения и трудовых ресурсов.

Тема 13 Статистика доходов общества, социальная статистика.

Тема 14 Статистика национального богатства

Тема 15.Статистика социально- экономической эффективности общественного производства.

Тема 16. Статистика финансов

Тема 17 Статистика предприятий

Тема 1 Предмет и задачи курса. Статистические исследования

Предмет познания статистической науки. Его основные стороны. Роль статистики в социальном познании, в изучении проявления закономерностей развития общества в конкретных условиях места и времени на основе массового обобщения фактов.

Исходные понятия и категории статистики. Статистическая совокупность и единица совокупности. Понятие признака. Различные формы выражения признака. Измерение признаков. Классификация признаков. Вариация как свойство массовых явлений. Вариация в пространстве и во времени.

Статистические показатели – зеркало социально-экономической жизни. Понятие статистического показателя. Виды показателей. Система показателей.

Статистическая взаимосвязь и формы ее проявления. Понятие структуры. Классификация структур. Понятие динамики социально-экономических явлений. Статистическая закономерность как форма проявления необходимого в массовых процессах. Различные формы проявления закономерности

Метод статистики. Уровни научного познания и этапы статистического исследования. Дифференциация статистической науки (отрасли статистики). Общая теория статистики и ее познавательные функции. Отраслевые статистики. Математическая статистика.

Взаимосвязь статистики с другими науками. Определение статистики как науки, ее место в системе общественных наук.

Принципы организации государственной статистики в Российской Федерации и за рубежом.

Понятие о статистическом наблюдении, его содержание и задачи. Понятие о статистической информации. Основные ее свойства. Первичная и вторичная информация. Источники информации.

Основные организационные формы статистического наблюдения. Отчетность как форма статистического наблюдения. Первичный учет и отчетность. Классификация видов отчетности. Принципы организации статистического наблюдения на основе отчетности. Специально-организационное наблюдение. Виды специально-организационных обследований (переписи, единовременные учеты, бюджетные обследования домашних хозяйств, опросы общественного мнения населения и др.). Регистровая форма наблюдения. Классификация видов статистического наблюдения по признакам (времени, полноты охвата, по источнику сведений). Текущее, периодическое и единовременное наблюдение.

Сплошное наблюдение. Его достоинства и недостатки. Не сплошное наблюдение, его преимущества и виды: выборочное наблюдение, метод основного массива данных наблюдения, монографическое обследование. Связь монографического наблюдения со сплошным и выборочным.

Источники сведений и способы получения статистических данных: непосредственное наблюдение, документальный учет фактов, опрос, отчетный, экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский и явочный способы наблюдений.

Общие принципы подготовки и проведения статистического наблюдения. План статистического наблюдения (программно-методологические и организационные вопросы). Объект наблюдения. Единица наблюдения и отчетная единица. Программа наблюдения. Требования к программе наблюдений. Статистические формуляры. Критический момент наблюдения. Определение места, времени и способа наблюдения.

Обеспечение качества материалов статистических данных – основная задача статистики. Ошибки наблюдения. Меры проверки достоверности данных наблюдения и организация контроля их в условиях компьютерной системы сбора и обработки информации

Изучив данную тему, студент должен:

знать: о том, что изучает статистика; ее место в системе наук, теоретические основы; важнейшие принципы, категории и понятия статистики; структуру современной статистической науки; основные задачи статистики на современном этапе; состав и принципы организации статистической службы России;

основные принципы организации и проведения статистического наблюдения, принципы.

уметь - понимать основы теории статистики и статистической методики;

приобрести навыки использования важнейших понятий статистической науки в дальнейшем изучении других статистических и экономических дисциплин, в которых применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики, но не разъясняются их суть, смысл и значение, поскольку это составляет задачу теории статистики;

организовать и провести статистическое наблюдение.

При изучении темы I необходимо

читать учебник «Теория статистики» /под редакцией проф. Шмойловой Р.А./, М. Финансы и статистика, 1999 г., глава 1 стр. 7 - 41.

Ответить на контрольные вопросы к главе 1 стр.41 – 42, указанного учебника.

Выполнить задания 1 Учебного пособия по дисциплине «Статистика» часть 1 Мельникова Г.Г. по своему варианту, который можно определить по рекомендациям того же пособия.

Акцентировать внимание на следующих понятиях: предмет статистической науки, вариация, статистическая совокупность и единица совокупности, статистическая закономерность, признак, показатель, статистическая методология;

статистическая информация, статистическое наблюдение, план статистического наблюдения.

Для выполнения заданий необходимо:

– сформулировать определение статистической науки.

– дать характеристику основных черт предмета статистики.

– указать, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения.

– назвать наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.

– в статистическом ежегоднике Госкомстата найти и выписать статистические показатели по нескольким качественным и количественным признакам.

– по статистическим ежегодникам Госкомстата выписать данные, характеризующие динамику за 4-5 лет по любым показателям;

знать составляющие плана статистического наблюдения.

Для самопроверки темы 1:

необходимо – ответить на конкретные вопросы к главе 1 учебника «Теория статистики».

План семинарских и практических занятий к теме 1.

1.1. а) Обсуждение темы 1

1. Каков круг общественных явлений, изучаемых статистикой?

2. Что собой представляет статистика как наука?

3. Дайте определение предмета статистической науки, и его черты?

4. Какие отрасли статистической науки вы знаете?

5. Какова связь статистики с другими науками?

6. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.

7. Что такое статистическая совокупность?

8. Перечислите статистические признаки, характеризующие единицы статистической совокупности.

9. Что собой представляют статистические показатели?

10. Каковы отличительные особенности статистической закономерности?

11. Назовите генеральные направления развития статистики на современном этапе.

12. Назовите источники информации.

13. Дайте определение статистического наблюдения. В чем его суть?

14. Какие характерные черты присуще статистическому наблюдению?

15. Какие вопросы входят в план наблюдения?

16. В каких формах осуществляется наблюдение?

17. На какие виды подразделяются наблюдение: по охвату единиц наблюдения и времени регистрации?

18. Что представляет собой программа наблюдения и как она оформляется?

19. На какие две группы делятся ошибки статистического наблюдения?

б) решение задач по данной теме в аудитории не проводится

Тема 2. Сводка и группировка. Статистические таблицы.

Понятие, содержание и задачи сводки. Этапы сводки. Особенности сводки материалов отчетности и специально-организованного наблюдения.

Группировка как научная основа сводки. Понятие о группировке и группировачном признаке. Значение и задачи метода группировки.

Виды группировок. Типологические, структурные и аналитические группировки.

Методология построения группировок. Выбор группировачных признаков. Определение числа групп. Особенности построения группировок по атрибутивным и количественным признакам. Интервалы группировки.

Метод вторичной группировки. Классификации. Многомерные группировки и их виды: на основе многомерной средней, кластерного анализа, методов дендритов и шаров. Важнейшие группировки и классификации, применяемые в практике статистики. Территориальные и отраслевые группировки. Группировки и ряды распределения.

Понятие о статистической таблице. Макет таблицы. Подлежащие и сказуемое статистической таблицы. Виды таблиц по характеру подлежащего: таблицы простые, групповые и комбинационные. Разработка сказуемого статистических таблиц. Число показателей сказуемого. Простая и сложная разработка показателей сказуемого. Основные правила построения таблиц. Система таблиц. Разработочные и вспомогательные таблицы. Таблицы и матрицы. Таблицы сопряженности. Чтение и анализ таблиц.

При изучении темы 2 необходимо

читать учебник «Теория статистики» /под редакцией проф. Шмойловой Р.А./, М. Финансы и статистика, 1999 г., глава.

Ответить на контрольные вопросы Учебного пособия темы «Статистическая сводка и группировка. Статистические таблицы»

Выполнить задания 2, 3, 4 Учебного пособия по дисциплине «Статистика» часть 1 Мельникова Г.Г. по своему варианту, который можно определить по рекомендациям того же пособия.

Акцентировать внимание на следующих понятиях: сводка и группировка статистических данных, виды группировок.

Для выполнения задания необходимо.

- знать этапы построения структурной и аналитической группировок.

- знать виды статистических таблиц по построению подлежащего и сказуемого

План семинарских и практических занятий к теме 2.

а) Обсуждение темы.

1.В чем заключается суть сводки статистических материалов?

2.Такие существуют виды группировок и их задачи?

3.Чем надо руководствоваться при выборе группировочного признака?

4.Как определяется число групп при группировке и величина интервала?

5.Что понимается под классификацией в статистике?

1 2 3