">
Экономика Экономическая теория
Информация о работе

Тема: Методические указания по экономической теории

Описание: План семинарского занятия. Рекомендации по выполнению заданий и подготовкек семинарскому занятию. Экономическая теория - основа разработки экономической стратегии и политики. Общественное разделение труда. Административно-командная система.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономическая теория.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 45
Поднять уникальность

Похожие работы:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

кафедра экономической теории

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

(протокол № 2 от 24 февраля 2006 года)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

для студентов очной формы обучения

Специальности 080115.65 «Таможенное дело»

Ростов-на-Дону

2007

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры экономической теории Ростовского филиала РТА

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК

кандидат экономических наук, доцент,

заведующий кафедрой экономической теории Ростовского филиала РТА

РЕЦЕНЗЕНТЫ

экономических наук, профессор, заведующий кафедрой политической экономии и экономической политики ЮФУ (РГУ)

В.М Зепалов, кандидат экономических наук, профессор кафедры

истории экономических учений РГУ

Учебно-методические указания одобрены на заседании кафедры

(протокол №5 от 28 декабря 2005 г.)

©РИО Ростовского филиала РТА, 2007

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование темы Количество часов    

Всего

Аудиторные

занятия Cам. работа     лекции семинары и

практ. занят.   1 Введение в экономическую теорию  11 4 1 6  

2

Организация общественного производства и ее исторические типы. 8 4 2 2  3 Общие проблемы экономического развития 11 4 1 6  4 Рыночная организация экономической системы 11 4 1 6  5 Рынок и его виды 9

2 1

6

 6 Предприятие, фирма - основное звено рыночной экономики 8 4 2 2  7 Спрос и предложение

6 2 2 2  8 Теория потребительского поведения 6 2 2 2  9 Рыночное равновесие. Цена. Ценообразование. 10 4 2

4  10. Доход производителя и его распределение  10 4 2

4   Зачет      Итого за I семестр

90

34 16 40   11. Рынок труда 10 4 2 4  12. Рынок природных ресурсов и земли 10 4 - 6  13. Рынок денег, капитала и финансовых активов. 14 6 4 4  14. Макроэкономическая динамика рыночного хозяйства 14 6 2 6  15. Государственное регулирование экономики 12 4 4 4  16. Рыночная трансформация экономики 9 2 1 6  17. Основные проблемы формирования новой экономической системы 11 4 1 6  18. Интернациональный фактор развития национальной экономики 10 4 2 4     Курсовая работа

Экзамен      Итого за II семестр 90 34 16 40  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

I. Задания для самостоятельной работы

Определить следующие понятия: потребности, труд, производство, фундаментальная проблема экономики, метод, закон, экономический закон, метод научной абстракции, нормативная экономика, позитивная экономика, микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика, экономическая стратегия, экономическая политика.

Раскрыть содержание фундаментальной проблемы экономики.

Определить основные научные школы, возникшие в ходе становления и развития экономической теории и дать их краткую характеристику. Соответствующую информацию внести в словарь-справочник.

Составить глоссарий, включающий определения и содержательные характеристики общенаучных методов, применяемых при анализе экономических процессов. Внести соответствующую информацию в словарь-справочник.

Составить структурно-логические схемы по темам: «Методы познания экономических процессов»; «Место экономической теории в системе экономических наук».

II. План семинарского занятия

Фундаментальная проблема общественного производства. Предмет и метод экономической теории

Взаимосвязь экономических наук. Функции экономической теории. Макро- и микроэкономика

Экономическая теория - основа разработки экономической стратегии и политики

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

уясните взаимосвязь таких форм жизнедеятельности отдельных индивидов и общества в целом как труд, производство, экономика, политика, культура и др. Обратите внимание на сложный механизм взаимодействия экономических, политических, социальных отношений в обществе, их взаимную связь и обусловленность;

при изучении содержания фундаментальной проблемы постарайтесь понять, почему возникает противоречие при использовании редких ресурсов для удовлетворения потребностей общества;

раскрывая содержание предмета экономической теории, обратите внимание на многообразие определений предмета, которые внесли различные научные школы в ходе развития экономических учений. Дайте объяснение теоретическим подходам к объяснению предмета экономической теории, исходя из факта развития самого производства и экономики. Попытайтесь сформулировать определение предмета, отражающее основные проблемы взаимодействия экономических агентов в общественном производстве;

анализируя инструментарий познания экономических явлений, подумайте, почему правомерно говорить о методе и методологии науки. Уясните критерии, по которым могут классифицироваться методы познания. Одним из критериев структурирования метода является критерий универсальности, т.е. общенаучные методы. Определите состав общенаучных методов и внесите соответствующие определения в словарь-справочник;

экономическая теория является фундаментальным научным знанием. Такое определение позволит определить место теории в системе фундаментальных и прикладных экономических наук и полнее раскрыть роль и значение теоретических знаний в современном обществе. Отразите результаты анализа в структурно-логической схеме.

обратите внимание на формы существования теоретических знаний об экономике – позитивную и нормативную экономики и уровни реализации экономических знаний – микро-, мезо-, макро- и мегаэкономики.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

Курс экономики. Учебник. - 3-е изд. доп. / под ред. Райзберга Б.А. - М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 1.

Курс экономической теории: учебник / под общ. ред. Чепурина М.Н.; Киселевой Е.А.- 5-е изд. доп. и перераб.- Киров: «АСА», 2003. - Гл.,1 §1; Гл.2.

Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. - М.: Норма-Инфа-М, 2001. - Гл. 1.

Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - Лекция 1,2.

Экономика: Учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Введение.

6. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 1.

Дополнительная литература

Курс экономической теории: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: Инфа-М, 2002 - XXXVI.

Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс: учебник. - 2-е изд. сокращ. - СПб.: Питер, 2000.

Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: учебное пособие. /Пер. с англ.: 1-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

Экономика: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.

ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ.

Задания для самостоятельной работы

1. Определить следующие понятия: общественное разделение труда, воспроизводство, ресурсы производства, факторы производства, продукт труда, товар, общественное благо, коллективное благо, индивидуальное благо, экономическая система, традиционное общество, административно-командная система, рыночная экономика, смешанная экономика.

2. Раскрыть содержание характеристик «функционирования» и характеристик «развития» производства.

3. Провести сравнительный анализ внеэкономического и экономического типов организации общественного производства. Внести данные в таблицу «Сравнительный анализ экономических систем».

4. Провести сравнительный анализ особенностей функционирования смешанной экономики в развитых странах современного мира. Внести данные в таблицу «Модели смешанной экономики».

Подготовиться к ролевой игре «Командно-административная, рыночная и смешанная экономики: плюсы и минусы систем».

II. План семинарского занятия

Производство и его объективные характеристики. Понятие «ресурсов» и «факторов» производства

Воспроизводство. Фазы воспроизводства. Обмен как универсальный механизм соизмерения затрат и результатов производства.

Традиционное общество и командная система как внеэкономический тип организации общественного производства

Экономический тип организации общественного производства: рыночная и смешанная экономики. Модели смешанной экономики.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий;

обратите внимание на условность разграничения характеристик «функционирования» и «развития», так как производство является непрерывно изменяющимся процессом. Покажите роль общественного разделения труда в развитии производства, превращении индивидуального производства в общественное производство. Анализируя взаимосвязь и особенности простого и расширенного воспроизводства, обоснуйте возможные способы реализации расширенного воспроизводства. Внесите в словарь-справочник определения экстенсивного и интенсивного форм расширенного воспроизводства, способов укрупнения и разукрупнения производства (концентрация, интеграция, диверсификация, деконцентрация, дезинтеграция);

при проведении сравнительного анализа внеэкономического и экономического типов организации общественного производства важно руководствоваться критерием: роль отношений распределения (обмена) во взаимосвязи производства и потребления. В таблицу «Сравнительный анализ экономических систем» необходимо внести содержательные характеристики традиционного общества, командно-административной, рыночной и смешанной экономик в соответствии со следующими критериями: а) тип собственности (частная, общественная); б) способ распределения ресурсов; в) способ принятия экономических решений: «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить; г) наличие личной экономической свободы непосредственного производителя; д) способ распределения полученного дохода.

используйте при составлении таблицы «Модели смешанной экономики» следующие критерии для сравнительного анализа европейской, азиатской и англо-американской моделей смешанной экономики: а) роль государственной собственности в экономике; б) роль государственного программирования экономики; в) наличие и механизм решения социальных проблем. При заполнении таблицы можно воспользоваться статистическими данными;

при подготовке к ролевой игре составьте развернутый план или конспект, в которых раскрываются: механизм функционирования систем, наличие (отсутствие) стимулов к высокоэффективному труду и производству, экономические характеристики систем, исходя из практики их функционирования (политика в области доходов, проблемы бедности, предоставление общественных благ);

используя данные таблиц, важно в логически последовательной форме и аргументировано изложить положительные стороны и недостатки исторически сложившихся экономических систем.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

Курс экономики: учебник. 3-е изд. доп. / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 2.

Курс экономической теории: учебник /под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - 5-е изд. Доп. и перераб.: Киров: АСА, 2003. - Гл. 3, §1, 2, 3; Гл. 4.

Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Норма-Инфра-М, 2001. - Гл. 1; Гл. 2, §6.

Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - Лекция 3.

Экономика: учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 1, §1, 2; Гл. 2, §5.

Экономическая теория: учебник для вузов. 9-е изд. перераб. и доп. /под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 2,3.

Дополнительная литература

Курс экономической теории: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: /Пер. с 14-го англ. изд. - М.: Инфра-М, 2002. Гл. XXXVI.

Основы экономической теории. Политэкономический аспект. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. /Отв. ред. Г.Н. Климко. - Киев: Знамя. Прес, 2001.

Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике): учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.

ТЕМА 3. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определить следующие понятия: потребность, экономический интерес, экономический агент, экономические ресурсы, ограниченность ресурсов, рациональный выбор в экономике, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, экономический рост.

2. Выяснить содержание категории «экономические ресурсы», исходя из аксиомы об ограниченности ресурсов.

3. Изучить главу 3 учебного пособия «Экономическая теория» под общ. ред. М.Н. Чепурина и Е.А.Киселевой. Объяснить, чем отличается экономический человек от рационального человека.

4. Построить кривую производственных возможностей общества, учитывая, что конфигурация КПВ отражает динамику альтернативных издержек.

5. Решить следующие задачи:

а) в условиях вовлеченности ресурсов в стране производятся альтернативные товары А и В, в объемах: А = 50 ед., и В = 40 ед. Производство товара В сократилось до 20 ед., что позволило увеличить производство товара А до 80 ед. Каковы альтернативные издержки производства товара А?

б) В условиях полной вовлеченности ресурсов производятся альтернативные товары А и В, в объемах: А = 60 ед., В = 30 ед. Производство товара А сократилось до 30 ед., что позволило увеличить производство товара В до 50 ед. Каковы альтернативные издержки производства товара В?

Подобрать данные о ресурсном потенциале России. Проанализировать ресурсные возможности страны и подготовиться к обсуждению проблемного вопроса «Характер использования ресурсов и факторы роста экономики России».

II. План семинарского занятия

Потребности и интересы рыночных и нерыночных агентов производства

Экономические ресурсы общества. Проблема выбора в экономике и критерий его рациональности

Графическая модель границы производственных возможностей общества. Альтернативные издержки

КПВ в условиях неполного использования ресурсов и проблема экономического роста

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

постарайтесь выяснить основную связь между вопросами, выносимыми на семинарские занятия;

при рассмотрении первого вопроса плана семинарского занятия обратите внимание на взаимосвязь и обусловленность понятий потребность, интерес, экономический интерес. Используя критерий первичности и производности потребностей, выясните, что относится к потребностям I, II, III и т.д. порядков в соответствии с пирамидой А. Маслоу;

подготовка второго вопроса семинарского занятия предполагает уяснение содержания тезиса об ограниченности ресурсов. Природные, материальные, трудовые и другие виды ресурсов являются ограниченными с точки зрения пространства и времени, в котором они используются. Важно понять, что люди применяют ресурсы не для одновременного удовлетворения всех потребностей, а для наиболее важных, первоочередных. В этом смысле ресурсы принято рассматривать как экономические ресурсы. Проблема выбора в экономике связана с поиском оптимального (рационального) способа использования экономических ресурсов;

изучая графическую модель кривой производственных возможностей общества, сформулируйте основные допущения к анализу модели, без учета которых, она не истинна;

конфигурация КПВ имеет выпуклый вид. Однако она может предстать в виде прямой линии. Данные различия позволят говорить о величине альтернативных издержек. Рассуждая об их динамике, постарайтесь отразить на графике отрезки, показывающие, что упущенная выгода общества возрастает. Рассчитывая величину альтернативных издержек соотнесите полученную выгоду (прирост продукта) с той выгодой, которая не реализовалась (величина снижения продукта);

при изучении основной литературы к четвертому вопросу плана семинарского занятия найдите аргументы, доказывающие, что в условиях неполного использования ресурсов возможен экономический рост (смещение границы производственных возможностей выше достигнутого уровня). Подумайте, чем обусловлен экономический рост, может ли наблюдаться одновременный рост объемов производства в ряде отраслей или он реализуется только в одной. Изобразите это графически.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

Курс экономики: учебник. 3-е изд. доп. / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 4 §1, 2, 3; Гл. 7 §1, 2.

Курс экономической теории: учебник /под общ. ред. проф. Чепурина М.Н.; проф. Киселевой Е.А. - 5-е изд. доп. и перераб. - Киров: АСА, 2003. - Гл. 1, §1,2; Гл. 3, § 4,5.

Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - Лекция 4.

Экономика: учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. /под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 2, §1, 2, 3, 4; Гл. 3, §1.

Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 2,3,4.

Дополнительная литература

Курс экономической теории: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - 2-е изд. изм. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2001.

Основы экономической теории. Политэкономический аспект. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. /отв. ред. Г.Н. Климко. - Киев: Знамя-Пресс, 2001.

Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике): учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: учебное пособие. /пер. с англ.: 1-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

ТЕМА 4. РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определить следующие понятия: общественное разделение труда, товарное производство, собственность, частная собственность, экономическое обособление производителей, рыночное хозяйство, товар, потребительная стоимость, стоимость, меновая стоимость, деньги, функции денег, цена, конкуренция.

2. Показать роль общественного разделения труда в развитии отношений обмена, возникновении товарного производства, формировании экономического обособления производителей.

3. Раскрыть экономическое и правовое содержание собственности, значение частной собственности в утверждении рыночного хозяйства.

4. Внести в словарь-справочник содержательные характеристики теории «прав собственности» (11 прав по Р. Оноре).

5. Составить структурно-логическую схему на тему: «Собственность: сущность, типы и формы».

Охарактеризовать взаимосвязь основных элементов рыночного хозяйства: товара, денег, цен и конкуренции.

Подготовить научные сообщения на семинарское занятие: «История возникновения и развития денег»; «История возникновения денег в России».

II. План семинарского занятия

Эволюция товарного производства и возникновение рыночного хозяйства. Частная собственность как необходимое условие рыночного хозяйства

Рыночный механизм и его роль в соизмерении затрат и результатов производства. Товар, деньги, цены и конкуренция как важнейшие элементы рыночного механизма.

Сущность и функции денег в рыночной системе

Модель кругооборота запасов, благ и доходов в рыночной экономике

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

постарайтесь выяснить основную связь между вопросами, выносимыми на семинарское занятие;

объяснение роли общественного разделения труда в возникновении товарного производства и рыночного хозяйства целесообразно начать с разграничения уровней общественного разделения труда (общего, частного и единичного) и его исторических этапов (отделение скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия, появление купцов);

при анализе роли частной собственности в возникновении рыночного хозяйства обратите внимание на содержание категории «Собственность». Важно учесть, что через отношение человека к вещи как к своей или не своей (субъект – объект) проявляется общественная форма присвоения (отчуждение). Другими словами, собственность – это общественная форма присвоения (отчуждения) или иначе отношение «субъект – субъект» в связи с присвоением материальных и нематериальных благ. Изучите главу 3 учебного пособия «Экономическая теория» под ред. В.Д. Камаева;

концепция «пучка прав собственности» наиболее удачно изложена в главе 2 учебного пособия «Основы экономической теории» Сажиной М.И., Чибрикова Г.Г. Ознакомьтесь с теорией прав собственности по Р. Оноре и внесите характеристики 11 прав собственности в словари-справочники;

при составлении структурно-логической схемы важно учесть, что приоритетное значение имеет разграничение двух типов собственности – частной и общественной, на основе которых в обществе возникают многообразные формы собственности;

характеризуя основные элементы рыночного хозяйства, обратите внимание на взаимосвязь потребительной стоимости, стоимости и меновой стоимости товаров; определение функций денег в соответствии с политэкономическим подходом и теоретическими принципами современной экономической теории.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп. / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 5, §1, 2, 3; Гл. 10.

Курс экономической теории: учебник / под общ. ред. Чепурина М.Н.; Киселевой Е.А. - 5-е изд. доп. и перераб.; Киров: АСА 2003. - Гл. 1, §1, 2; Гл. 5, § 1, 2, 4, 5.

Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. - М.: Норма-Инфа-М., 2001. - Гл.2, § 1,2.

Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - Лекция 5.

Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 3, § 2, 3; Гл. 4.

Экономическая теория: учебник для вузов. - 7-е изд. перераб. и доп. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 3.

Дополнительная литература

Курс экономической теории: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: /пер. с 14-го англ. изд. - М.: Инфа-М, 2002. – Гл. XXXVI.

Экономика: учебник. - 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.

Экономика: учебное пособие для вузов / под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Калмыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2001.

Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров /под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001.

ТЕМА 5. РЫНОК И ЕГО ВИДЫ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.

2. Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.

3. Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации. Подумать над вопросом: могут ли возникать новые классификационные критерии и соответствующие им виды рынков?

4. Составить структурно-логическую схему: «Классификация видов рынков».

5. Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации. Составить соответствующую таблицу.

Составить структурно-логическую схему: «Основные элементы инфраструктуры рынка».

Подготовить доклад на тему: «Конкуренция и монополия как факторы динамизма рыночной экономики»

II. План семинарского занятия

Рынок и его функции. Преимущества рыночного механизма

Классификация видов рынков. Характерные черты рынков совершенной и несовершенной конкуренции

Роль инфраструктуры рынка в функционировании рыночной экономики. «Фиаско» рынка

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

постарайтесь понять, что категория «рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой. В узком смысле рынок – это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей. В данной теме рынок изучается как особый механизм взаимосвязи продавцов и покупателей, то есть в узком смысле. Это значит, что следует уяснить, как действует данный механизм, каковы его функции;

раскрывая функции рынка, попытайтесь понять:

а) как устанавливается спонтанный порядок в рыночной экономике, какой смысл вкладывал А. Смит в выражение «невидимая рука провидения»;

б) что стимулирует производителей и потребителей рационально использовать ресурсы;

в) свободны ли участники рыночных сделок в принятии решений;

г) санация (банкротство) – это зло или благо для рыночной экономики и общества;

при обосновании критериев классификации видов рынков важно верно определить исходный классификационный признак. Это позволит структурировать рынки и построить соответствующую схему. В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства»;

обратите внимание при подготовке второго вопроса семинарского занятия на содержание категории «конкуренция». В экономической теории сформировались различные теоретические подходы к объяснению данного понятия: «поведенческая», «структурная», «функциональная». Объясните особенность и преемственность. Особое значение в современной экономической теории уделяется разделению на рынки совершенной и несовершенной конкуренции. В данном вопросе необходимо провести сравнительный анализ указанных видов рыночных структур и подобрать примеры их реального функционирования;

изучите самостоятельно третий вопрос. Разработка структурно-логической схемы «Основные элементы инфраструктуры рынка» предполагает уяснение содержания категории «инфраструктура рынка», роль и значение инфраструктуры рынка в реализации ее механизма. Обратите внимание на отличие рыночной инфраструктуры от производственной и социальной. Важно понимать, что инфраструктура рынка как совокупность институтов и организаций, обеспечивающих функционирование различных видов рынков, представлена формальными (установленными государством) и неформальными (сложившимися исторически в ходе хозяйственной деятельности) институтами, нормами и правилами функционирования рынков и его участников.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

Курс экономики: учебник. 3-е изд. доп. / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 5 § 1, 2, 3, 4, 5.

Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Чепурина М.Н. Киселевой Е.А.- 5-е изд. Доп. и перераб. – Киров: АСА, 2003. - Гл. 5, §6; Гл. 15.

Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М., 2001.

Экономика: учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 5, § 1, 2, 3, 4.

Экономическая теория: учебник для вузов. - 7-е изд. перераб. и доп. /под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 3.

Дополнительная литература

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. /общая ред. В.М. Гальперина. - Т. 1. - СПб.: Экономическая школа, 2002.

Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - 2-е изд. изм. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2001.

Экономика: учебник. - 2-е изд. перераб. и доп. /под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.

5. Экономическая теория: хрестоматия. - 2-е изд. / сост. коммент., словарь, предм. указ. Е.Ф. Борисов. - М.: Высшая школа, 2002.

ТЕМА 6. ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определить следующие понятия: предпринимательство, бизнес, предприятие, фирма, организационно-правовые формы предприятий, организационно-экономические формы объединений предприятий, неопределенность внешней среды, неопределенность внутренней среды, экономическая безопасность предприятия, кругооборот ресурсов предприятия, оборот ресурсов предприятия, основные ресурсы, оборотные ресурсы, амортизация.

2. Раскрыть содержание категории «предпринимательство», теоретические подходы к объяснению сущности данного явления.

3. Провести сравнительный анализ единоличного предпринимательства, партнерства и корпорации по следующим критериям: особенности формирования капиталов фирм, принципы распределения дохода, ответственность и распределение риска.

4. Подобрать примеры ценовой и неценовой конкуренции, уяснить содержание механизма внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Подготовиться к обсуждению проблемных вопросов:

а) факторы конкурентоспособности фирмы в условиях совершенной конкуренции;

б) асимметрия информации и конкуренция: пределы совместимости.

Подумать, какие, не зависящие от предприятия факторы, определяют его устойчивость. Сформулировать факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и влияют на стабильность его хозяйственной деятельности, то есть факторы внутренней среды. Подготовиться к обсуждению проблемного вопроса «Организация и неопределенность в деятельности фирмы».

Изучить Гражданские кодекс РФ (Ч. 2). Найти коммерческие и некоммерческие организации, соответствующие единоличному предпринимательству, партнерству и корпорации. Определить главные черты и внести соответствующие записи в словарь-справочник. Обратить внимание на процедуру открытия и закрытия предприятий.

В учебной литературе найти определения организационно-экономических форм объединений предприятий: картель, синдикат, трест, концерн, консорциум, холдинг, ассоциация. Внести соответствующие записи в словарь-справочник.

Самостоятельно изучить вопрос о кругообороте и обороте ресурсов предприятия. Внести в словарь-справочник определения данных категорий и связанных с ними: основные и оборотные ресурсы, амортизация, норма амортизации, скорость оборота, время оборота.

II. План семинарского занятия

Предпринимательство в современной экономике: сущность, функции и цели. Понятия «предприятие» и «фирма»

Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятий и фирм. Экономическая безопасность предприятия

Организационно-правовые формы предприятий и их объединений в РФ. Открытие и закрытие предприятия

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

при подготовке первого вопроса семинарского занятия постарайтесь отразить в своих конспектах развитие экономических взглядов на природу и сущность предпринимательства и бизнеса, роль и значение предпринимательства в современном обществе;

анализируя единоличное предпринимательство, партнерство и корпорацию, постарайтесь отметить для себя и в устном изложении показать преимущества и недостатки указанных форм предпринимательской деятельности. В таблице необходимо кратко отразить содержательные характеристики данных форм в соответствии с предложенными критериями;

обратите внимание на содержание категорий предприятие и фирма; тождество и различие в применении данных категорий в учебной, научной литературе и законодательных документах. Продемонстрируйте в своих ответах знание об основных теоретических подходах к объяснению сущности предприятия (фирмы). Раскройте содержание классического подхода, политэкономического учения о предприятии фабрично-заводского типа, неоклассической теории фирмы, институционального подхода;

важное значение в устойчивости фирмы имеет ее конкурентоспособность. Уясните содержание понятия «конкурентоспособность», ее отличие от понятия «конкуренция». Примеры ценовой и неценовой конкуренции широко представлены в реальной деятельности фирм на рынках монополистической конкуренции и олигополии. Обратитесь к практике функционирования отраслевых рынков в современной экономике. Это поможет найти соответствующие примеры;

изучая учебную литературу ко второму вопросам семинарского занятия, исходите из признания того, что внешняя среда формируется, прежде всего, особенностями рынков совершенной или несовершенной конкуренции, на которых функционирует фирма. Внутренняя среда определяется собственной организацией деятельности фирмы и зависит от трудового, производственного, технического потенциала и финансового состояния фирмы;

при изучении Гражданского кодекса РФ (Ч. 2) обратите внимание на статьи, в которых раскрываются особенности формирования капиталов коммерческих организаций и особенности учреждения некоммерческих структур. Необходимо выбрать те организации, которые являются организационно-правовой формой реализации в РФ единоличного предпринимательства, партнерства и корпорации. Подумайте над содержанием статей, посвященных открытию и закрытию предприятий: разрешительный принцип или свободный выбор производителя отражен в положениях документа. К каким последствиям это приводит на практике;

составляя словарь по организационно-экономические формам объединений предприятий, важно учесть, что объединяются предприятия как юридические лица, при этом в картеле, синдикате, тресте, концерне, конгломерате предприятия утрачивают самостоятельность, а в холдинге и ассоциации она может сохраняться;

при разработке словаря-справочника по вопросу о кругообороте и обороте ресурсов предприятия, используйте известную в экономической науке модель кругооборота капитала (Д-Т-Д). Подготовьтесь к опросу по категориям основные и оборотные ресурсы, амортизация, норма амортизации, скорость оборота, время оборота.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

Курс экономики: учебник. - 3-е изд. доп. / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 10, 22, 23, 24.

Курс экономической теории: учебник - 4-е изд. перераб. и доп. /под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. – Киров: АСА, 2003. - Гл. 7, 8, 9.

Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М, 2001. - Гл. 5.

Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 5, § 5; Гл. 8.

Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 11.

Дополнительная литература

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В2-х Т. / Общая ред. В.М. Гальперина. - Т.1.- СПб: Экономическая школа, 2002.

Гражданский кодекс Российской Федерации. /КонсультантПлюс.

Курс экономической теории: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - 2-е изд. изм. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2001.

Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория: учебное пособие. /под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1999.

6. Экономика: учебное пособие для вузов. / под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Калмыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2001.

ТЕМА 7. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

I. Задания для самостоятельной работы

1. Определить следующие понятия: спрос, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, неценовые факторы спроса, эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса, предложение, закон предложения, неценовые факторы предложения, эластичность предложения.

2. Раскрыть содержание закона спроса. Построить графическую модель;

3. Определить неценовые факторы динамики спроса. Проанализировать влияние каждого фактора на изменение спроса. Построить соответствующую графическую модель.

4. Изучить содержание категории эластичность спроса, определите ее виды. Построить соответствующие графические модели и воспроизвести формулы для расчета коэффициентов эластичности спроса.

5. Раскрыть содержание закона предложения. Построить графическую модель.

Определить неценовые факторы динамики предложения. Проанализировать влияние каждого фактора на изменение предложения. Построить соответствующую графическую модель.

Изучить содержание категории эластичность предложения, определить ее виды. Построить соответствующие графические модели и воспроизвести формулу для расчета коэффициента эластичности предложения.

Подготовить доклад на тему:

1) эластичность спроса и предложения и проблема выбора производителей;

2) рыночный механизм современной экономики: «невидимая рука» или осознанный выбор общества

II. План семинарского занятия

Спрос. Закон спроса. Детерминанты спроса

Эластичность спроса: сущность, виды, показатели

1 2 3