">
Экономика Экономическая теория
Информация о работе

Тема: Основы экономики

Описание: Теоретические аспекты налогообложения промышленных предприятий в Российской Федерации. Основные виды налогов, их роль, принципы. Сравнение упрощённой системы с общим режимом. Современное состояние системы предприятия ОАО Иркутскэнерго.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Экономическая теория.
Тип: Курсовая работа
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 4
Поднять уникальность

Похожие работы:

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы экономики»

2012 г.

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (КУРСОВУЮ РАБОТУ)

По курсу _________________________________________________________

Студенту _________________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

Тема проекта ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Исходные данные __________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендуемая литература __________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Графическая часть на ______________ листах.

Дата выдачи задания «______» __________________________2012 г.

Дата представления проекта руководителю «______» ___________2012 г.

Руководитель курсового проектирования (курсовой работы) _____________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….4

1 Теоретические аспекты налогообложения промышленных предприятий

в Российской Федерации……………………………………………………..6

Основные виды налогов применяемые промышленным предприятиями..6

Роль налогов в экономике России………………………………………….8

Принципы налогообложения……………………………………………….12

Сравнение упрощённой системы с общим режимом

налогообложения…………………………………………………………..17

2 Современное состояние системы налогообложения предприятия

ОАО «Иркутскэнерго»….…………………………………………….……21

2.1 Организационно-экономическая характеристика промышленного

предприятия ОАО «Иркутскэнерго………………………………………21

2.2 Существующая система налогообложения на

промышленном предприятии ОАО «Иркутскэнерго»…………………….22

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованных источников………………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

Налогообложение это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Актуальность данной темы состоит в том, что всех она касается с весьма болезненной точки зрения. Для государства налоги это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.

Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на самочувствии государства. А через это на самочувствии общества и населения. Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы.

За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями. Объектом исследования выступает налоговая система, которая является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий. В ходе написания курсовой работы должны быть решены следующие задачи:

1)определить основные виды налогов применяемые на промышленных предприятий;

2)выявить роль налогов в экономике России;

3)определить принципы налогообложения;

4)сравнить упрощённую систему с общим режимом налогообложения.

Теоретической и методической основой послужили Постановления Правительства РФ, Министерства финансов, труды российских и зарубежных ученых по проблемам организации налогообложения.

Теоретические аспекты налогообложения промышленных предприятий в Российской Федерации

1.1 Основные виды налогов для промышленных предприятий

Налог на прибыль предприятий относится к федеральным налогам. Предусмотрено, что он является регулирующим бюджетным источником, т.е. часть поступающего налога может передаваться в бюджеты российских регионов.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия – юридические лица, их филиалы, иностранные юридические лица. Налогообложению подлежит прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества и прибыль от внереализационных операций. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая ставка устанавливается в размере 20%.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог на товары и услуги, у которого есть входной налог, уплаченный поставщикам и выходной, начисленный на собственный оборот. В облагаемый оборот входит почти все: стоимость реализованной продукции, работ, услуг, финансовая помощь от других предприятий, средства, полученные от взимания штрафов, взыскания пеней, авансы по экспорту, убытки предприятия, бартерные операции, проценты за предоставление денег в кредит. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, таможенные пошлины, в него включается сумма акцизов и таможенных пошлин.

Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых НДС, а также перечень продукции, товаров, работ, услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. К таким оборотам, в частности, относятся товары (работы, услуги) производимые и реализуемые лечебно-производственными мастерскими при психиатрических и психоневрологических учреждениях, общественными организациями инвалидов.

Плательщиками НДС являются в частности промышленные предприятия (конечные плательщики).

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размере 0%.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога полученного от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога уплаченными поставщикам.

Важно отметить, что документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету является счет-фактура.

Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара – впервые в Российской Федерации введены Законом РФ от 6.12.91 №1993-1 «Об акцизах». Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, шампанское, вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили. Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными на всей территории РФ.

Сумма акцизов, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами акциза, исчисляемыми по облагаемым акцизами оборотам, и суммами акциза, уплаченными поставщикам за подакцизные товары. Законом введен зачетный механизм по акцизам. Так, если при покупке спирта уплачен акциз, а спирт использован на изготовление неподакцизной продукции (медикаментов), то сумма акцизов возмещается из бюджета.

В отношении налога на имущество в соответствии с Инструкциями Госналогслужбы РФ объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия-плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Эта стоимость за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Соответственно по решению местных органов власти этот процент может быть установлен в меньшем размере.

Примером местных налогов для промышленного предприятия может быть земельный налог. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные предприятиям. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом и утвержденных местными органами власти ставок земельного налога на основе нормативной цены земли в рублях за гектар. [3,с.57-65]

1.2 Роль налогов в экономике России

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции (Рисунок 1.1 – Важнейшие функции налогов).

Рисунок 1.1 - Важнейшие функции налогов

По данной схеме можно отметить, что фискальная функция обеспечивает финансирование государственных расходов; социальная функция поддерживает социальное равновесие путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними; регулирующая функция обеспечивает государственное регулирование экономики.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы (Рисунок 1.2 – Элементы налогов):

Рисунок 1.2 – Элементы налогов

Данная схема включает следующие элементы: объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению; субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо; источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог; ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В зависимости от метода установления налогов и способа их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные (Рисунок 1.3 – Налоги).

Рисунок 1.3 - Налоги


Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли (дохода). Косвенные налоги связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.
Внутри этой классификации тоже имеются подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.
Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями.

Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС).

Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.
Виды косвенных налогов (Рисунок 1.4 – Косвенные налоги):

Рисунок 1.4 – Косвенные налоги

1) фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.
2)налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:
1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;
2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок)
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).[6,c.31-38]
Налоговая система РФ согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены ст. 13 Налогового кодекса РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональными признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.
Местными признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Налоги делятся на два вида:

Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это - косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.[8,c.84-95]

1.3 Принципы налогообложения

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшиеизних (Рисунок 1.5 – Классические принципы налогообложения).

Рисунок 1.5 – Классические принципы налогообложения

Рассмотрим каждый из принципов немного поподробнее.
1) Принцип справедливости. Налоги — законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и наоборот — не справедливо для того, укогоотнимают.
Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.
При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.
Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

2) Принцип определенности налогообложения

Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который

обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерностьналогообложения.
3) Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

4) Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835—1917):
1.Финансовые принципы организации налогообложения:
·  достаточность налогообложения;
·   эластичность (подвижность) налогообложения.
2.Народнохозяйственные принципы:

·   надлежащий выбор источника налогообложения, т. е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
·   правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
3.Этическиепринципы, принципы справедливости:

·   всеобщность налогообложения;
·   равномерность налогообложения.
4.Административно-технические правила или принципы налогового управления:

·   определенности налогообложения;
·   удобство уплаты налога;
·   максимальное уменьшение издержек взимания.[5,c.25-38]

Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.
1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).
В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.
Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.
В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.
3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».
Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов 0и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».
4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).
5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.
6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».
7.Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

1.4 Сравнение упрощённой системы с общим режимом

налогообложения

В соответствии с Налоговым кодексом РФ упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе, уплачивая налог по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период.

  В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет несколько налоговых режимов, под действие которых подпадают налогоплательщики:
  - общий режим налогообложения
  - упрощённый режим налогообложения (специальный).

Общий режим налогообложения закреплен в ст. 12 НК РФ и предусматривает уплату всех действующих на территории РФ налогов и сборов.

Упрощённый налоговый режим представляет собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемых в случаях и порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами.

Можно провести сравнение упрощённой системы налогообложения с общим режимом налогообложения (Таблица 2.1 - Сравнение упрощенной системы налогообложения с общим режимом налогообложения).

Таблица 1.1 - Сравнение упрощенной системы налогообложения с общим режимом налогообложения

Показатель сравнения



Общий режим налогообложения



Упрощенная система налогообложения

 Ведение бухгалтерского учёта

Обязательно в полном объёме

Обязательны ведение кассовых операций, основных средств и нематериальных активов; требуется ведение бухгалтерского учета для выплаты дивидендов  Ведение налогового учёта В рамках бухгалтерского учета – для всех налогов, отдельный учет – для налога на прибыль Если объектом выбраны доходы, то учет только доходов; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет и доходов, и расходов  Налоговая отчётность Отчётность по всем налогам Отчетность только по единому налогу, налогу на доходы физических лиц и взносам в Пенсионный фонд РФ  Доходы Для всех налогов (в основном) – по методу начисления; для НДС – по отгрузке Только кассовым методом; авансы включаются в состав доходов

 Расходы В бухгалтерском учете – на основании ПБУ 10/99; в налоговом учете – согласно гл. 25 НК РФ; расходы определяются методом начисления Если объектом выбраны доходы, то ведение бухгалтерского учета необязательно; если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет расходов ведется согласно ст. 346.16 НК РФ; расходы определяются кассовым методом  Убыток, полученный до перехода на УСН Уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль Не уменьшает налогооблагаемую базу по единому налогу  

Продолжение таблицы 1.1 - Сравнение упрощенной системы налогообложения с общим режимом налогообложения

Показатель сравнения

Общий режим налогообложения Упрощённая система налогообложения  Порядок включения в состав расходов стоимости основных средств

Путем начисления амортизации: в бухгалтерском учете – согласно ПБУ 6/01; в налоговом учете – согласно ст. 258 НК РФ Расходы уменьшают налогооблагаемую базу в момент их ввода в эксплуатацию, кроме приобретенных до перехода на УСН  НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) Принимается к вычету НДС

При исчислении единого налога включается в состав расходов

 Возможность быть плательщиком НДС Актуально, если клиент не работает с населением и по упрощенной системе; неактуально при реализации товаров (работ, услуг) населению Неактуально при реализации товаров (работ, услуг) населению и клиенту, работающему с населением и по упрощенной системе

 Доля расходов на оплату труда в общем объеме затрат Увеличивается размер НДС, уплачиваемый в бюджет; высока доля единого социального налога Возможно уменьшение оплаты единого налога (до 50%) из-за увеличения доли взносов в ПФР  

Можно сказать, что общий режим налогообложения применяется чаще всего. Некоторые предприятия обоснованно считают, что с точки зрения оптимизации налогообложения этот режим для них наиболее приемлем.[10,c.205-216]

2 Современное состояние системы налогообложения предприятия ОАО «Иркутскэнерго»

2.1 Организационно-экономическая характеристика промышленного предприятия ОАО «Иркутскэнерго»

Иркутская ГЭС - первая из каскада гидроэлектростанций на Ангаре и первая крупная ГЭС в Восточной Сибири (половина мощности всех

электростанций плана ГОЭЛРО). Общая длина железобетонного здания - 240 метров, ширина - 77 м, максимальная высота - 56 м. Иркутская ГЭС мощностью 662,4 МВт вырабатывает 4,1 млрд.кВт ч в средний по водности год. Число часов использования установленной мощности - 6200 час. Сооружения напорного фронта (здание ГЭС с грунтовыми плотинами) длиной 2740 м. рассчитаны на максимальный напор 31 м. Нормальный подпорный уровень (НПУ) - 457,00м. Суммарная пропускная способность турбин и водосбросов - 7040 куб.м/сек. Допустимый максимальный расход воды по условиям состояния нижнего бьефа - 4300 м3/сек. Средний многолетний сток р. Ангары - 60200 млн. м3., средний многолетний расход - 1920 м3/сек. 

Пуск Иркутской ГЭС - большой праздник для советской энергетики. Иркутская ГЭС открыла новую главу в развитии электрификации страны. . Согласно проекта гидроузла нужно было построить временные и вспомогательные сооружения и предприятия объемом 312 тыс.м3, поселки для размещения строительных кадров с жилой площадью 90 тыс.м2 со зданиями культурно-бытового назначения объемом 135 тыс.м3, сеть автомобильных и железных дорог - 69 км, а также водопроводные и канализационные магистрали - 63 км. Предстояло построить гравийно-песчаную плотину длиной более 2.5 км и совмещенное с ней железобетонное здание ГЭС длиной 240 метров, в котором предстояло смонтировать 8 агрегатов общей мощностью 660 тыс.КВТ. Такое совмещение плотины и здания ГЭС, как и строительство плотины из гравия и песка, было запроектировано впервые, а таких больших насыпных плотин не знала еще и мировая практика. Гидроэлектростанция строилась в сейсмической "до 8 баллов" зоне, и лучшим строительным материалом в этих условиях были гравий и песок, которые при землетрясении придут в движение и уплотнятся. Особенностью строительства Иркутской ГЭС явилось и то, что она возводилась на мощной, студеной и быстрой реке в суровых климатических условиях. Идеально чистая ангарская вода предъявляла особые требования к качеству укладываемого бетона. В июне 1954 года в основание будущего здания ГЭС легла памятная плита, явившаяся началом укладки бетона.  Иркутское водохранилище заполнялось в течение семи лет. За это время подпор от плотины распространился на озеро Байкал, повысив его уровень на 1.4 метра. Таким образом, с одной стороны, долина Ангары превратилась в залив Байкала, а с другой - само великое озеро стало главной регулирующей частью Иркутского водохранилища.

Принцип работы ГЭС достаточно прост. Цепь гидротехнических сооружений обеспечивает необходимый напор воды, поступающей на лопасти гидротурбины, которая приводит в действие генераторы, вырабатывающие электроэнергию.

Необходимый напор воды образуется посредством строительства плотины, и как следствие концентрации реки в определенном месте, или деривацией — естественным током воды. В некоторых случаях для получения необходимого напора воды используют совместно и плотину, и деривацию.

Непосредственно в самом здании гидроэлектростанции располагается все энергетическое оборудование. В зависимости от назначения, оно имеет свое определенное деление. В машинном зале расположены гидроагрегаты, непосредственно преобразующие энергию тока воды в электрическую энергию. Есть еще всевозможное дополнительное оборудование, устройства управления и контроля над работой ГЭС, трансформаторная станция, распределительные устройства и многое другое.

2.2 Существующая система налогообложения на промышленном предприятии ОАО «Иркутскэнерго»

На сегодняшний день ОАО «Иркутскэнерго» применяет общий режим налогообложения.

ОАО «Иркутскэнерго» является плательщиком следующих налогов (Рисунок 2.1 – Налоги выплачиваемые ОАО «Иркутскэнерго»):

Рисунок 2.1 – Налоги выплачиваемые ОАО «Иркутскэнерго»

Налог на прибыль.

Налог на прибыль за год включает текущую и отложенную часть. Налог на прибыль отражается в отчете о прибылях и убытках в полном объеме, за исключением сумм, относящихся к операциям, отражаемым по счетам капитала, отложенный налог по которым отражается в составе капитала.

Затраты по оплате текущей части налога на прибыль формируются с учетом ожидаемой суммы налога к уплате, рассчитанной на основе налогооблагаемой прибыли за год с использованием действующих ставок или ставок, объявленных на дату составления баланса, и корректировок по суммам налогов, подлежащих уплате за прошлые годы.

Отложенный налог отражается по балансовому методу учета обязательств и начисляется в отношении временных разниц, возникающих между данными бухгалтерского учета и данными, используемыми для целей налогообложения. В отношении следующих позиций временные разницы не учитываются при расчете отложенных налогов: первоначальное признание деловой репутации, первоначальное отражение активов и обязательств, которое не влияет ни на бухгалтерскую, ни на налогооблагаемую прибыль; финансовые вложения в дочерние общества, в которых материнская компания может контролировать восстановление временной разницы и существует вероятность того, что временная разница не будет реализована в обозримом будущем. Размер отложенного налога определяется в зависимости от способа, которым Группа предполагает восстановить эти временные разницы, исходя из налоговых ставок, действующих или объявленных на дату составления баланса. Отложенный налоговый актив отражается в той мере, в какой существует вероятность того, что в будущем будет получена налогооблагаемая прибыль, достаточная для покрытия данного актива. На каждую отчетную дату отложенный налоговый актив подлежит уменьшению в той части, в которой относящиеся к нему налоговые вычеты не могут быть реализованы с достаточной вероятностью.

Дополнительные налоги на прибыль, возникающие в результате распределения дивидендов, отражаются одновременно с отражением обязательства на выплату этих дивидендов.

Налог на доход физических лиц.

Объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный ОАО «Иркутскэнерго». Налоговым периодом признается календарный год. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Налог на имущество.

Порядок исчисления и уплаты налога имущество определён Налоговым Кодексом РФ (часть вторая, гл. 30 «Налог на имущество организаций»).

Объектом налогообложения для ОАО «Иркутскэнерго» признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Акциз

Объектом налогообложения акциза ОАО «Иркутскэнерго» является

реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговая ставка определяется в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Можно сделать выводы по поставленным задачам:

1) в промышленном предприятии основными налогами выделяют налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на имущество.

2) объектами налогообложения является прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость и т.д. В системе налогообложения в отношении промышленных предприятий существуют разные льготы (освобождающие от налогов) снижение ставок налогов установление скидок, возврат ранее уплаченных налогов. При нарушении налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания всей суммы заниженного дохода.

3) применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с комфортными интересами предпринимателей. С помощью налогов определяется взаимоотношение предпринимателей, при помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций.

4) в сравнении упрощенной системы с общим режимом можно сказать, что общий режим налогообложения применяется чаще всего. Некоторые предприятия обоснованно считают, что с точки зрения оптимизации налогообложения этот режим для них наиболее приемлем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008).

Булатов А.С. Экономика: Учебник. /Под ред. А.С. Булатов. - М., 2005г. – 734с.

Волкова Г. А. Налоги и налогообложение:  учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: ЮНИТИ, 2009г. – 419с.

Жид. Ш. Основы политической экономики. М. 2006г. – 615с.

Закирова Э.Х. Налоги и налогообложение: Учебный курс. – М.: МИЭМП, 2007. – 789с.

Карпова В.В. Все налоги России 2001/2002», Изд. «Экономика и финансы». М., 2001г. -352с.

Кваша Ю. Ф.  Налоги и налогообложение:  конспект лекций – М.: Высш. образование, 2008г. – 158с.

Люсов А.Н. Налоговая система России. М. 2004г. - 192с.

Салькова О.С. О налогообложении предприятий // Финансы. – 2007. – №4. – 608с.

Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. – СПб.: "Питер", 2009 г. -304с.

1